Uspoloassn.su

Модные новинки
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Народный костюм татаров

Народный костюм татаров

Татары — один из самых многочисленных народов России. Это волго-уральские татары: казанские, касимовские, мишари, кряшены (т. е. крещеные), астраханские живущие в Среднем Поволжье, по рекам Волге и Каме; а также сибирские татары. В формировании татарского этноса большую роль сыграли волжско-камские булгары. Хан Батый захватил их государство в XIII в. и создал новое — Золотую Орду, простершуюся от Западной Сибири до Северного Кавказа и Крыма. Золотоордынские кыпчаки ассимилировали многие племена, восприняв тюркское название «татары».

Народный костюм Татарии

В XV в. Орда распалась на отдельные ханства. Казань — столица Казанского ханства стала политическим центром всей Восточной Европы того времени. Касимовские татары носят имя Касыма, сына казанского хана, который правил Касимовским ханством. Крымские татары делятся на горно-прибрежных (эта часть Крыма входила в Османскую империю, потому народные костюмы этой группы испытывали сильное влияние турецкой культуры) и степных (или ногайских), одежда которых имела много общего с одеждой северокавказских ногайцев. Однако все группы татар, несмотря на территориальное разъединение, объединяют общая религия и культура.

Женский костюм

Широкую рубаху кольмэк с ромбовидными ластовицами шили из домотканого сукна. К концу XIX в. у нее появились воротник-стойка, кокетка и манжеты, которые, как и подол, стали обшивать кружевом и оборками. Нагрудный разрез казанские татарки оформляли особо красочным украшением изу. Под кольмэк обязательно надевали нательные шаровары (богатые женщины — шелковые), собранные у щиколоток шнурками.

Верхнюю распашную одежду татарок — платье антер турецкого фасона, в талию, шили из тяжелой шелковой ткани, на подкладке. Узкие рукава антера украшали бархатные нарукавники капак, шитые золотом. Глубокий вырез закрывал нагрудник кокслюк, украшенный монетками или вышивкой. У девушек эта одежда была длиной до колен, у женщин среднего возраста — ниже колен, у старых — в пол. Зимой под платье надевали стеганый на вате чехол зубун. По покрою это была копия антера, но с короткими рукавами. Популярны были шелковые платьяхалаты. Распашные камзолы-куртки марка шили из черного бархата и обшивали позументом, а приталенный кафтанчик тун — из шелка и атласа. Зимний марка обрамляли беличьим мехом, а тун имел ватную подстежку.

Головные уборы и украшения. Самыми распространенными головными уборами татарок были шапочки-колпаки калфаки. Женщины носили вязаные; девушки — бархатные и шелковые, их богато расшивали золотой гладью, жемчугом, бисером, бахромой, позолоченными монетами. Мишари украшали серебряными монетами шапочки кашпау. У них, как и у касимовских татарок были популярны полотенчатые покрывала тастары. Покрывала казанских татарок, расшитые тамбурной вышивкой с цветочными орнаментами, назывались эрпэк. Татарки-кряшенки носили своеобразные покрывала сурэкэ, а косы под ними укладывали на темени, как русские женщины. Типичная прическа татарок — две косы с пробором посередине. У горно-прибрежных крымчанок популярностью пользовались турецкие фески тарбуш. Украшениями татарских женщин были нагрудные застежки якачалбыры, перевязи хаситэ, подвески к косам чулпы, серьги алка и массивные браслеты; у крымчанок — налобные повязки. Мишари и кряшены в украшениях широко использовали монеты.

Девушка в голубом кольмэке, платье-халате и бархатном калфаке; мужчина в узорчатых казанских сапожках ичигах

Мужской костюм

Мужской костюм татар состоял из рубахи кольмэк, которая была шире и короче, чем женская; штанов шальвар; камзолов-безрукавок из бархата, расшитых золотом; камзолов с короткими рукавами; халатов жилэн; чекменей и овчинных тулупов.

Головными уборами татар были тюбетейки. Четырехклинную тубэтэй и калэпуш в виде усеченного конуса расшивали золотой гладью. Поверх них зимой надевали меховую шапку бурек. Бурек носили и женщины, только поверх головных покрывал.

Пояса. Кушак — кшак, трижды охватывающий талию, был неотъемлемой частью костюма татарина. У молодых крымских татар и татарок бытовал бархатный, шитый золотом коланкушак.

Обувь

Татары носили кожаные сапоги ичиги и ботинки на жесткой подошве. Праздничные ичиги, называемые казанскими сапожками, изготавливали из разноцветной кожи в технике сшивной мозаики.

Мастер-класс: «Рукотворное чудо» по изготовлению народного татарского головного убора – «тюбетейка»
методическая разработка

Зарипова Гузяль Гарифовна

Данный мастер-класс могут использовать в своей работе воспитатели групп в детском саду и родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
master_klass_rukotvornoe_chudo.docx27.49 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: « Рукотворное чудо »

по изготовлению народного татарского головного убора – «тюбетейка»

Описание: Данный мастер-класс могут использовать в своей работе воспитатели групп в детском саду и родители.
Цель: формирование умения изготавливать из цветной бумаги татарского головного убора «тюбетейка».
Задачи:
— сформировать практические навыки работы с бумагой, ножницами, клеем;
— научить украшать вещи, используя элементы орнамента;
— развивать творческие способности педагогов;
— развивать эстетический вкус, фантазию, воображение, мелкую моторику рук;
— воспитывать самостоятельность, терпение, усидчивость, уважение к национальным традициям.
Материалы и инструменты необходимые для изготовления:
— цветная бумага
— ножницы, клей, карандаш;
— шаблоны, технологические карты изготовления орнаментов, образец работы

Здравствуйте — Исәнмесез! Херматле кунаклар.Уважаемые гости.

Вашему вниманию я представляю вам мастер класс « Рукотворное чудо »

по изготовлению народного татарского головного убора – «тюбетейка»

Без знания детьми народной культуры своего края не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

В детском саду используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.

Основную часть населения Самарской области составляют

2 645 124 человек

85,5% от общей численности населения

126 124 человек

Татары – второй по численности народ, живущий в Поволжье.

Вместе с башкирами татары составляют наиболее многочисленную группу мусульманских народов, проживающих в Самарской области.

Какой татарин без тюбетейки? Этот головной убор стал таким же национальным атрибутом, как чак-чак, гармонь или калфак . И из элемента мусульманской одежды она довольно быстро перешла в светский головной убор.

Оказывается, у тюбетейки удивительная история. Ее предшественница была головным убором воинов и служила в роли подшлемника — смягчала удар по голове, впитывала пот, чтобы он не застилал глаза во время битвы.

А тюбетейки современные, жесткие и высокие

У татар же исконно известно два основных вида тюбетеек: такыя — полусферической формы и каляпуш — в форме усеченного конуса. Такыя, сшитая из отдельных клиньев, относится к наиболее старинным видам. Каляпуши с твердым краем и плоским верхом появились в середине XIX века и популярны по сей день. Их шили из бархата, украшали шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже — жемчугом и бисером.

Такая тюбетейка мягкая, ее можно сложить в карман, но в то же время она сохраняет форму, даже после стирки.

Существует великое множество тюбетеек, различающихся по форме, цвету, предназначению и географии распространения. Верующий татарин тюбетейку носит в мечети и дома, на мусульманских праздниках, поминках, во время свадьбы на головах жениха и его отца. Тюбетейки указывали на особенный статус хозяина, его принадлежность к тому или иному социальному слою.

Для проведения мероприятий с использованием регионального компонента необходима определенные атрибуты.

Я вам хочу предложить изготовить своими руками татарский головной убор тюбетейку- получившая свое название от тюркского слова «тюбе» («тобе»), означающего верх или вершину чего-либо.

Уважаемые педагоги прошу пройти в творческую мастерскую

Приготовим шаблоны . У вас на столах лежат готовые детали тюбетейки.

А шаблоны орнамента нам понадобятся для украшения тюбетейки. При украшении вы можете использовать пайетки

Цвет тюбетейки выбираем на свой вкус.

Красный цвет символизировал жизнь, плодородие, защиту, власть и богатство. Символ покоряющей власти.

Белый цвет чистоты и спасения.

Зеленый цвет выражает божественную мудрость.

А ленточки ваши – это основные цвета татарского костюма.

1. Вырезанные две полосы шириной 4 см 5 мм, длиной 23-24 см;
— склеить их, получится ободок нужной длины.
2. Верх тюбетейки склеим по линии среза, чтобы получилась конусообразная деталь.
3. По пунктирной линии подогнём зубчики верха тюбетейки.
4. Склеим верх тюбетейки и ободок.

5. Когда склеили верх и ободок, получилась тюбетейка.
Вид спереди

2. Теперь нашу тюбетейку нужно украсить орнаментом.
Орнамент – это украшение из сочетания геометрических, растительных и животных элементов.
Национальные орнаменты многообразны, и каждый из них имеет своё название. Представлены шаблоны 4 видов орнамента. Орнамент выбираем на свой вкус.

Нам необходимо выбрать орнамент для ободка тюбетейки и для верха.

Цвет выбираем так, чтобы орнамент не сливался с тюбетейкой и цвета сочетались .

1) Как называет народное татарское блюдо? ( чак — чак)

2)Главный праздник татар? ( Сабантуй)

3) Как называется жилище татар? ( зимнее — изба, летнее — юрта)

4)Татарский национальный герой ? (Хан Батый)

5)Назовите основные цвета татарского костюма? (белый, красный, зеленый)

6) Татарский национальный инструмент? (гармонь, курай)

4.Теперь ваша тюбетейка пополнит ваш патриотический уголок. Так же ее можно использовать ее и в театральной деятельности, играх, инсценировках.

Женская тюбетейка татарская как называется

Автор: Мухаметшина Индира Агзамовна

Организация: МБОУ Школа №88

Населенный пункт: Республика Башкортостан г. Уфа

Цель : Ознакомление детей с особенностями татарской национальной культуры.

1. Познакомить детей с культурой татарского народа.

2. Знакомить с татарскими национальными костюмами, особенностями орнамента, праздниками, национальной кухней.

3. Расширять словарный запас с помощью знакомства с новыми словами, обозначающими татарскую национальную одежду: камзул, калфак, тюбетейка, кыстыбый, чак-чак.

4. Обогащать музыкальный опыт детей, посредством пения татарской песни «Апипа».

5. Воспитывать интерес к татарской национальной культуре.

Материал : Слайды с изображением татарских национальных костюмов, запись татарской песни «Апипа» в исполнении Рената Ибрагимова, тюбитейка, инвентарь для игр «Перетягивание каната», раскраски тюбитейки.

Здравствуйте! Исэнмесез!(на доске запись прикрепляется)

Ребята, вижу вы готовы к уроку! Сегодня он необычный. К нам пришли гости. У нас праздник, давайте поприветствуем всех!

Я думаю урок у нас получится познавательным и интересным. А для этого нужно быть внимательным и старательным.

Дети читают наизусть.

1 ученик Сколько нас, нерусских у России,

И татарских, и иных кровей.

Имена носящих не простые,

Но простых российских сыновей!

Любим мы края свои родные

И вовек – ни завтра, ни сейчас.

Отделить нельзя нас от России.

Родина немыслима без нас.

2 ученик: Я русский человек, и русская природа

Близка мне, я ее пою

Я русский человек, сын своего народа

Я с гордостью гляжу на Родину свою.

3ученик: В годину бед она всегда бывала

Единой, несгибаемой, стальной

Врагу навстречу Русь моя вставала

Одною дружной, грозною стеной.

4ученик: И по призыву Дмитрия Донского,

По зову Минина она шагала в бой,

Не зная страха, гордо и сурово

Вздымая знамя славы над собой.

-Ребята, о чем это стихотворение?

(Ответы и рассуждения детей.)

-Много народов проживают в России, всем в нашей стране хватит места. Каждый народ интересен и имеет свою многовековую историю. Ребята, а какие национальности проживают в нашей Республике Башкортостан?

-Русские, татары, башкиры, мордва, чуваши, украинцы.

-Ребята сегодня мы с вами познакомимся с культурой татарского народа. (СЛАЙД 1) У нас в классе тоже есть ученики этой национальности. Вы все вместе находите общий язык: играете, общаетесь, ходите в школу. Татарский народ тоже имеет свою культуру, праздники, обычаи и традиции, которые помнит и чтит. (НА ДОСКЕ КАРТИНКИ)

Каждый народ богат своими традициями, обычаями, и нравами. Есть такая пословица:

Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего ”. (НА ДОСКЕ ПРИКРЕПЛЯЮ ПОСЛОВИЦУ). Как понимаете смысл этой пословицы?

Рисунки дерева (растущее и завявшее) на доске.

Чем отличаются эти деревья?

Почему одно дерево может расти, а другое нет?

С кем можно сравнивать эти деревья?

Не зная свои корни, прошлое, у народа нет будущего.

ПОКАЗ ШЭЖЭРЭ.КАК ПОНИМАЕТЕ ЭТО СЛОВО?

РОД, РОДОСЛОВНАЯ, НАШИ КОРНИ КАК И У ДЕРЕВА.

Если в каких-то районах нашей республики забыты традиции; то в других районах наш быт проникает почти забытые обряды и праздники в этом помогают прадедушки, прабабушки, которые сумели сохранить всю изюминку, настоящий глубокий смысл татарского народа, жить в согласии, в мире, передавать свое ремесло молодому поколению, и в то же время уметь находить время для праздников, для игр зимой в домах, летом на бескрайних лужайках.

  • костюм СЛАЙД 2 представляет собой уникальную систему народного художественного творчества, включавшую в себя богато орнаментированных головных уборов, Все элементы системы выступали согласованно, сочетаясь друг с другом по форме, цвету, материалу изготовления, образуя единый стилевой ансамбль. Женские камзолы шили из цветного, чаще однотонного бархата и украшали по бортам и низу

тесьмой, мехом. СЛАЙД 3

Поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат (жилэн) с небольшим шалевым воротником. СЛАЙД 4

В холодное время года носили бешметы, чикмени, крытые либо дублёные шубы. Головным убором мужчин, как уже упоминалось, была четырёхклинная, формы тюбетейка (тубэтэй) СЛАЙД 5; НА ДОСКЕ ВЫВЕШИВАЮ НАДПИСЬ (ТЮБЭТЭЙ) или в виде усечённого конуса (кэлэпуш).

Праздничная бархатная позументная тюбетейка вышивалась, гладьевой вышивкой (ПОКАЗ ГЛАДЬЕВОЙ ВЫШИВКОЙ НА СТАРИННОЙ СКАТЕРТИ).

Девушки носили мягкие белые калфаки, тканые или вязаные. Замужние женщины поверх них, выходя из дома, набрасывали легкие покрывала, шелковые шали, платки. КАРТИНКА НА ДОСКЕ

Татарки плотно повязывали голову, надвинув платок глубоко на лоб и завязав концы на затылке – так его носят и сейчас

Праздничные женские башмачки были орнаментированы в стиле многоцветной кожаной мозаики.СЛАЙД 6. Рабочей обувью служили лапти татарского образца (татар чабата): с прямоплетёной головкой и низкими бортиками. Их надевали с белыми суконными чулками (тула оек).

Для одежды татар характерен традиционный трапециевидный силуэт с «восточной» насыщенностью цветов, обилие вышивок, применение большого количества украшений.

У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились ещё в древности или даже тысячу лет назад. Всё вокруг: деревни и города, вещи, одежда, профессии, природа меняются, а народные праздники продолжают жить.Потому что праздники — это сердца, души народа. Татарские народные праздники восхищают чувством благодарности и почтения людей к природе, к обычаям предков, друг к другу. Русское слово «праздник» происходит от древнерусского порозденъ, то есть порожний. Получается, что праздник — это время пустое, не занятое, то есть свободное от труда и других обычных занятий. Девушки и молодые люди танцевали под баян, было слышно с одного конца деревни в другую.

ВИДЕО- ТАТАРСКИЙ ТАНЕЦ ТАНЦУЕТ УЧЕНИЦА.

Пели татарские народные «длинные песни», длинные потому что тянулись слова, это не каждый мог петь, с восхищением , с уважением слушали собравшийся народ.

Разучивание татарской народной песни «Эпипэ»
Знакомство с национальной музыкой, прослушивание аудиозаписи с татарской музыкой.
Цель: учить детей определять национальные особенности музыки, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

ПЕСНЯ АПИПА ( прослушивание Рената Ибрагимова.

С каким настроением поет артист песню?

Перевод песни читаем с детьми?

Понравилась ли вам песня?

А чем она?

Разучивание песни, на партах розданы текст песни детям).

У татар же есть два слова, означающие праздник. Религиозные мусульманские праздники называются словом гает (ает) (Ураза гаете — праздник поста и Курбан гаете — праздник жертвы). А все народные, не религиозные праздники по-татарски называются бэйрэм.

Раньше он праздновался перед началом весенних полевых работ, в апреле, сейчас сабантуй (РИСУНОК НА ДОСКЕ ПРИКРЕПЛЯЮ) устраивают в июне – по окончании сева. Раньше к сабантую готовились долго и тщательно – девушки ткали, шили, вышивали национальным узором платки, полотенца, рубашки; каждой хотелось, чтобы, именно ее творение стало наградой самому сильному джигиту — победителю в национальной борьбе или в скачках. А желающие жители деревни ходили по домам и собирали подарки, пели песни, шутили. Подарки привязывали к длинному шесту.

На время сабантуя избирался совет из уважаемых аксакалов (пожилые люди),они назначали жюри для награждения победителей, следили за порядком во время состязаний. Сабантуй начинается с самого утра. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу. Развлечений на сабантуе великое множество.

Главное — это, конечно же, национальная борьба курэш. Обычно недели за две до сабантуя претенденты на победу в этом состязании переставали выходить на полевые работы и ели сколько душе угодно свежих яиц, масла, меда, набирались сил, чтобы защищать честь родной деревни. Для победы в курэш требуется немало силы, хитрости и ловкости. Победитель курэша – абсолютный батыр — получает в награду живого барана и с ним на плечах совершает круг почета. СЛАЙД 7

«Народные праздники татар».
Цель: Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар.

Задачи:
• Продолжать знакомить детей с традициями и обычаями татарского народа.
• Формировать основы праздничной культуры татарского народа.
• Воспитывать патриотические чувства.

Показ игр
Татарские народные игры:
«Перетяни канат».
«Не пролей воды».

«Положить колечко» -«Йөзек салыш»,

«Тюбитейка»( Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребенка. Музыка прекращается, на ком остается тюбетейка тот выполняет задание: читает стихи, поет песни, танцует и т. д. на татарском языке).

(Дети выходят под музыку передают тюбитейку, у кого остается тюбитейка тот рассказывает стих, поет песню).

-Молодцы! Хорошо поиграли. Вам понравилось?

Традиционные соревнования сабантуя: — Бой мешками с сеном верхом на бревне. Цель – выбить противника «из седла».

— Бег в мешках. Только они такие узкие, что бег превращается в скачки.

— Игра «Разбей горшок»: участникам завязывают глаза, дают в руки длинную палку и велят ею разбить горшок.

Карабканье по очень высокому гладкому столбу. Наверху, естественно, ждет приз.

— Бег с ложкой во рту. Но ложка-то не пустая, в ней — сырое яичко, с которым необходимо прибежать первым к финишу.

— Скачки. Участники – юные наездники 10-15 лет. Интересный момент: награждается не только победитель, но и тот, кто пришел последним. Действительно – на празднике обиженных и грустных быть не должно!

— Конкурсы для девушек – кто быстрее и лучше нарежет лапшу, кто больше воды принесет.

И какой же праздник без угощения! СЛАЙД 8.Там и тут можно отведать шашлыка, плова домашней лапшы (лякшя) и традиционных татарских угощений: эчпочмак, бишбармак, чак-чак, балиш, пярямяча. После общего сабантуя на майдане веселье продолжается в домах — и обязательно приглашают гостей, ведь праздник без гостей у татар считается признаком необщительности.

Обряды татар при рождении ребенка Рождение ребенка сопровождалось целым рядом обязательных обрядов, имеющих как чисто ритуальное, так и практическое значение.

Найти пары слов: татарско-русские

Цель: назвать русские слова по-татарски.
Среда.
Образовательная деятельность в режимные моменты.

Художественное творчество: Рисование.
Тема: Украшение тюбитейки татарским национальным орнаментом.СЛАЙД 9,10
Цели: Учить рисовать цветок формообразующими движениями из дуг, сочетая цвета, располагать элементы татарского узора ритмично; закреплять знания о содержании татарского растительного орнамента, воспитывать интерес и любовь к татарскому народному орнаментальному искусству.
Задачи:
• Познакомить детей с татарским орнаментом. Развивать творческие способности детей, глазомер, художественный вкус.
• Воспитывать любовь к народному искусству.
• Научить, последовательно выполнять задание воспитателя.

— Какие цвета в татарском орнаменте?

  1. Рассматривание образца.
    2.Объяснение и показ способов и этапов работы.

Вопросы к занятию:
Люди каких национальностей живут в нашей стране?
— Что такое национальная одежда татар, чем она отличается от нашей одежды?
— Каким узором будем украшать?
— Какие элементы татарского узора вы знаете?

Заключительная часть :

-Ребята, что нового вы узнали на занятии?-Какие новые слова узнали?

-Как называется любимый татарами праздник?

-Кто скажет, как называются татарские головные уборы?

-Калфак и тюбетейка.

— Ребята вы все хорошо поработали на уроке молодцы!Афарин! Сау булыгыз!До свидания.

Тюбетейки, тюбетейки и снова тюбетейки

Изготовление и продажа тюбетеек в Казани

По форме, колориту, узору вышивки таджикской тюбетейки можно определить, из какого региона человек, а то и отгадать более точный адрес — город и даже село.

Как рассказала этнограф Надежда Воситова, тюбетейка для таджика является своего рода паспортом. Например, на севере Таджикистана мужская тюбетейка четырехугольная, а на юге — округлой формы.

Сшить тюбетейку несложно: два или несколько слоев ткани простегивают и укрепляют шелковой или хлопчатобумажной нитью. Но чтобы вышить ее, требуется высокое искусство. Тюбетейка вышивается обычными цветными нитками, шелком, золотой или серебряной канителью.

Узор тюбетейки — это не только характерный художественный рисунок, но и оберег. В кишлаках Памира многие узоры сохранились еще со времен зороастризма. Рисунок, расположенный сверху тюбетейки, означает солнце, узоры по бокам — «ширози» — от сглаза.

Тюбетейки носят как мужчины, так и женщины. Большой популярностью у молодежи пользуется золотошвейная тюбетейка, изящный узор которой отличается четкостью рисунка и богатством орнаментальных элементов.

Без головного убора в Центральной Азии не проходит ни одно торжество. Таджикская девушка, выходя замуж, обязательно должна иметь в приданом несколько тюбетеек. На свадьбе без тюбетейки не обходится и жених. Для него это означает переход к более зрелому периоду жизни. Надевая тюбетейку на голову молодых людей, старейшины благословляют их.

Самым выразительным предметом в костюме среднеазиатских народов была тюбетейка. В Южном Таджикистане тюбетейки называются токи, они очень ярки и различны по цвету и орнаменту. В Кулябе, Дарвазе, Каратегене, Восе, Ховалинге невозможно найти юношу или мужчину, который не одевал бы на голову это замечательное художественное творение. Тюбетейки горных районов бывают конические и плоскодонные.

Они прошиваются от центра к краю частыми лучиками по готовой вышивке, околыш оформляется тесьмой ручного вязания. Орнамент тюбетеек всегда связан со всей системой декоративно-прикладного искусства горного Таджикистана, их узорные композиции просматриваются в вышивках платьев, бытовых изделий, в резьбе и росписях жилищ. Основные узоры в орнаментах тюбетеек: розетты и пальметты, розы, звезды, тюльпаны, кресты, зигзаги, рудиментарные изображения животных — не полное перечисление народных находок.

На маленькой поверхности круга вышивальщицы выдают бесконечные разновидности узоров на 4-х или 8-ми частях, строго соблюдая законы симметрии. Тюбетейки Северного Таджикистана и Узбекистана называются тупи, они строги по форме и орнаменту. Темный фон с белой тонкой вышивкой 4-х миндалевидных ажурных фигурок, окаймленных такой же вышивкой на околыше. Женские тюбетейки, также как и тупи, четырехугольной формы, вышиваются золотом и бисером.

В Туркменистане тюбетейка — обязательный головной убор

Интересно, почему все наше население обречено выполнять кучу нелепых предписаний? Например, носить тахья (тюбетейки) в школах и вузах, в 5 утра в выходной день отправляться на тропу здоровья (кому, интересно, эта тропа прибавила здоровья?). Что ни день — выходить на субботники, работать практически по 12 часов в день — безо всякой прибавки к зарплате. Обучающимся покупать на свои деньги букеты цветов и возлагать их к нелепым памятникам, мерзнуть (или париться в жару) на стадионах, изображая ликующих зрителей, вместо того, чтобы готовить свои институтские и школьные задания?

Возвращаясь к тахья (тюбетейке). Без тюбетейки учащихся не пустят в школу или вуз. Вроде бы невинный национальный головной убор превращен в Туркмении в инструмент репрессий – так юношей и девушек заставляют бездумно подчиняться, бояться власти и понимать, что они живут в несвободной стране…

26.04.08
Мухамед Курбанов
Источник — Туркменская искра http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1209369360

Власти Узбекистана запрещают белые тюбетейки?

Власти Узбекистана объявили войну тюбетейкам белого цвета, говоря о том, что они пришлые, навеяны влиянием арабских стран, а узбекистанцы должны носить свои национальные головные уборы. Правоохранительные органы Узбекистана взялись за искоренение белых тюбетеек. Как рассказывают жители Андижана, с середины марта продавцам тюбетеек, торговавшим ими у мечетей и на рынках, запретили держать в ассортименте белые тюбетейки.

«K нам подходили милиционеры и официально объявляли, чтобы мы не продавали тюбетейки белого цвета», — рассказал мужчина, торгующий книгами и разными религиозными аксессуарами, включая головные уборы, у главной мечети Андижана Девон.

Теперь на его прилавках можно видеть тюбетейки самых разных цветов – черные, синие, зеленые, серые, но ни одной белой, передает Uznews.net.

В чем причина данного запрета, андижанцы понять не могут, но строят самые разные догадки и предположения.

Одни говорят о том, что белые тюбетейки – это «ночной головной убор» мусульман, другие, что тюбетейки такого цвета носят приверженцы религиозной организации «Хизб ут-Тахрир» и «Акромия» (последователи осужденного в 1999 году религиозного лидера из Андижана Акрома Юлдашева).

По словам третьих, запрет белых тюбетеек — это абсурд. Белый — это цвет паломников, совершающих хадж в Мекку. Многие вернувшиеся из хаджа мусульмане начинают носить белые тюбетейки и привозят их в подарок своим близким и знакомым, чтобы и их коснулась благость священной Мекки.

В чем причина табу на белые тюбетейки, Uznews.net объяснили в муфтияте, управлении мусульман Узбекистана. Сотрудник муфтията подтвердил, что правоохранительные органы страны начали препятствовать продаже белых тюбетеек.

Но делается это, по словам представителя управления мусульман, потому, что ношение белых тюбетеек характерно для арабских стран и является чуждым для Узбекистана.

«Белые головные уборы носят арабы, у нас носят свои тюбетейки, в каждом регионе разные, есть наманганские, чустские, андижанские, бухарские и так далее. Почему узбеки должны попадать под влияние арабов?» — сказал сотрудник муфтията.

В настоящее время, по его словам, сотрудники милиции просто запрещают торговать белыми тюбетейками, другие запретительные меры, такие как аресты людей в белых тюбетейках, не предусмотрены.

О казанских тюбетейках

По большим мусульманским праздникам по татарскому ТV транслируют богослужения из мечетей. Величественные храмы, море склоненных в молитве голов… Из какого бы города ни шел репортаж, можно разглядеть, что изрядная часть тюбетеек на головах благочестивых прихожан — made in Tatarstan.

Сколько же их, таких узнаваемых, выходит из-под рук татрских мастеров и расходится по всем краям! Стоит рассмотреть попристальнее это маленькое, казалось бы столь привычное, но тем не менее чудо, несущее на себе отпечаток вкуса, характера и истории народа, его создавшего. Казанские тюбетейки не всегда были такими, какими мы их знаем сейчас. В старину в Татарстане существовало великое разнообразие подобных головных уборов. Мягкие и твердые, с круглым верхом и с плоским, шелковые, бархатные и парчовые — они были чем-то вроде визитной карточки своего владельца, свидетельствуя о его происхождении, месте жительства, роде занятий, благосостоянии. Татары всегда были динамичным народом, много ездили, торговали. Привозили незнакомые ткани, украшения, новые фасоны и технологии шитья. Потому и костюм казанских татар подвергался влияниям и менялся быстрее, чем у соседних народов Поволжья. На тюбетейки и женские калфаки тоже была своя мода, менявшаяся со временем. Постепенно к началу двадцатого века сложился их современный тип. При этом надо учесть, что «казанские» — это бренд, общее название, а шились национальные головные уборы не только в столице. Тюбетейки обычно темного бархата, чаще черные или зеленые, с плоским донышком. Вышивка яркая, золотистыми нитками или тесьмой, разноцветным бисером. Калфачки тоже бархатные, ярких цветов, вышивка преимущественно серебристо-белая.

Об орнаментах стоит поговорить особо. Практически все они, даже самые простенькие, имели когда-то символическое значение. Например, волнообразный круговой замкнутый узор означал годовой круговорот, бесконечность жизни, пожелание долголетия. Плетеная «веревочка» — союз, содружество, брачные узы. Растительный орнамент — символ жизни земной, благодарность Создателю за красоту и щедрость природы. Один из основных элементов цветочного орнамента тюркских народов, особо любимый татарами, — упрощенное изображение тюльпана, воспоминание о далеких степях, символ весеннего возрождения. Орнаменты в виде парных завитков, напоминающие рога баранов, тоже восходят к далекому кочевому прошлому — чтобы у хозяина не переводился скот, был бы он богат и благополучен. А есть орнаменты, общие для евразийских народов, например солярные, солнечные знаки, иногда похожие на свастику, — это обереги, отгоняющие, по поверью, болезни и несчастья; не зря подобными украшают и ворота деревенских домов. Один из самых древних, еще доисламский, симметричный орнамент с центральным крупным цветком принято считать упрощенным изображением древа жизни, символа жизни на земле, связи с ушедшими в мир иной предками и небесными покровителями. Это пожелание здоровья и плодородия, основной узор для женских калфаков — «во лбу звезда горит». Вышивальщицы бесконечно повторяют старинные узоры, обычно и не подозревая об их изначальном значении, а просто следуя традиции.

В начале ХХ века в Казани и вокруг нее работали десятки тысяч мастеров, шили и вышивали тюбетейки. Даже поэт Тукай в своем сиротском детстве одно время помогал торговцу «каляпушками». Начиная с двадцатых годов это кустарное производство, как и прочие народные промыслы, постепенно заглохло, лишь отдельные мастера продолжали работать самостоятельно, к девяностым годам большая часть казанских тюбетеек выпускалась на двух-трех крупных государственных предприятиях, сейчас захиревших, как вообще большая часть легкой промышленности. Недавно случилось мне побывать в цеху одного из них. Запустение, ряды молчащих швейных машинок. Говорят, затраты на производство не окупаются. Грустно… И тем не менее в Татарстане производятся тысячи тюбетеек, реализуются по всей России, вывозятся за границу. Из пепла возродился старинный кустарный промысел, и основная часть «каляпушек» выходит из-под рук надомников. В трудные девяностые годы, когда повсеместно не выплачивались зарплаты, рукоделие, совсем как в старые времена, оказалось для многих, в первую очередь сельских женщин, возможностью поддержать свои семьи. Заработки не особо щедры, зато живые деньги. Поневоле вспомнишь, что когда нас, девочек, приучали в детстве держать в руках иглу, приговаривали — может, это когда-нибудь выручит, даст возможность заработать на кусок хлеба. Не верилось, казалось, другой век на дворе…

Как сказала одна сельчанка — летом с детьми работаем на огороде, а зимой все вместе «каляпушничаем» — считай, тот же огород. По традиционной технологии тюбетейка шьется их трех слоев ткани и простегивается вручную, а между дорожками стежки протягивается для прочности тонкая бечевка. Эта операция — протягивание — часто поручается детям, даже мальчикам. Когда держишь в руках, разглядываешь такое целиком рукотворное изделие, о многом можно подумать. Например, как сильно отражается личность мастера, его художественный вкус в манере шитья, и особенно вышивки. О том, что даже в скромной и недорогой тюбетейке или калфаке использованы ткани и фурнитура из нескольких стран. Под бесконечные разговоры о развитии малого бизнеса и народных промыслов кто-то все это собрал в Москве и Китае, Турции и Эмиратах, привез, кто-то доставил в сельскую глубинку, организовал сбыт. Есть, есть у нас предприимчивые без лишней болтовни люди. И еще думается о будущем традиционного промысла. С приходом новых технологий он оказался между молотом и наковальней. В развитых странах изделия ручной работы стоят намного дороже промышленных, в Европе цена квадратного дециметра бисерной вышивки начинается с трехзначной цифры в евро. А у нас еще кое-где услышишь — «хорошо сделано, прямо как фабричное», и верхнюю ценовую нишу в магазинах и на рынках занимают тюбетейки отнюдь не ручной работы, к тому же вышитые на программируемых автоматах. Эффектные изделия… Такие нередко преподносятся даже в качестве VIP-подарков, иногда украшают VIP-головы на сабантуях, давая пример для подражания. Сомневаюсь, что на родине, например, персидских ковров образцы машинной работы ценят выше, чем ручной. А нижнюю ценовую нишу занимают дешевые конвейерные тюбетеечки из Китая. Не кто иной, как автор этих строк в 1998 году упомянула в одной статье о гипотетической, казалось, возможности подобной экспансии Китая на татрский рынок. Дожили, однако, — а тоже не верилось.

Тюбетейка — главный казанский сувенир, редкий турист уедет из Казани, не приобретя хотя бы одну на память. А еще они до сих пор носятся как головной убор, хотя бы по особым случаям. Поэтому в продаже должны быть разные — дорогие и дешевые, свои и импортные, эксклюзивные изделия и конвейерная массовка, но, наверное, стоит отличать одно от другого и ценить самобытное наследие предков, дошедшее до наших дней в виде живого, несмотря на все повороты судьбы, и по-настоящему народного промысла.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Брюки пилоты женские остин
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector