Выпишите грамматическую основу предложения снегу
Выпишите грамматическую основу предложения снегу
Материалы предназначены для проведения промежуточного контроля по русскому языку в 5 классе.
Форма контроля – диктант с грамматическим заданием. Данные контрольно-измерительные материалы состоят из 4 проверочных работ, спецификации и кодификатора.
Промежуточная проверочная работа 1
Диктант
Погода стала меняться. Из-за далекого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.
Потемнело. Налетел резкий ветер. Он бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт»,- проговорила Нина.
Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»
Но вот ветер утих, снова показалось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (89 слов)
(По В.П. Астафьеву).
Задание
1 вариант
- Озаглавьте текст.
- Определите тему текста.
- Выпишите из первого абзаца слово, в котором звуков больше, чем букв.
- Выпишите из третьего предложения антонимическую пару.
- Выпишите из третьего предложения словосочетание. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
- Найдите в тексте одно предложение с прямой речью и постройте его схему.
- Выпишите грамматическую основу из предложения: Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает.
2 вариант
- Озаглавьте текст.
- Определите основную мысль текста.
- Выпишите из третьего абзаца слово, в котором букв больше, чем звуков.
- Подберите синоним к слову зашуршал (камыш).
- Выпишите из предпоследнего предложения словосочетание. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
- Найдите в тексте одно предложение с прямой речью и постройте его схему.
- Выпишите грамматическую основу из предложения: Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.
Промежуточная проверочная работа 2
Диктант
У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.
За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.
Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (96 слов)
Задание
1 вариант
- Озаглавьте текст.
- Определите тему текста.
- Выпишите из первого предложения слово, в котором звуков больше, чем букв.
- Подберите синоним к слову безжалостного (обращения).
- Выпишите из второго предложения словосочетание. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
- Найдите в тексте предложение с обращением и постройте его схему.
- Выпишите грамматическую основу из предложения: Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья.
2 вариант
- Озаглавьте текст.
- Определите основную мысль текста.
- Выпишите из шестого предложения слово, в котором букв больше, чем звуков.
- Подберите антоним к слову срубить (дерево).
- Выпишите из первого предложения словосочетание. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
- Найдите в тексте предложение с обращением и постройте его схему.
- Выпишите грамматическую основу из предложения: Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев.
Промежуточная проверочная работа 3
Диктант
Наступила дождливая осень. Дни становятся короче, солнце редко показывается из-за туч. Оно уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле.
Деревья в лесу потемнели и стоят грустные. Животные готовятся к морозной зиме. Белки запасаются орехами, грибами, съедобными семенами. Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного жира. Скоро они ударятся в зимнюю спячку. С появлением снега зайцы поменяют серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши.
Стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами, горами. «Возвращайтесь к нам весной, журавли!» – кричат им ребята. ( 99 слов)
Задание
1 вариант
- Озаглавьте текст.
- Определите тему текста.
- Выпишите из первого абзаца слово, в котором звуков больше, чем букв.
- Подберите синоним к слову показывается (солнце).
- Выпишите из четвертого предложения словосочетание. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
- Найдите в тексте предложение с прямой речью и постройте его схему.
- Выпишите грамматическую основу из предложения: Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного жира.
2 вариант
- Озаглавьте текст.
- Определите основную мысль текста.
- Выпишите из третьего абзаца слово, в котором букв больше, чем звуков.
- Подберите синоним к слову подстерегает (опасность).
- Выпишите из предпоследнего предложения словосочетание. Обозначьте смысловые связи между главным и зависимым словами словосочетания.
- Найдите в тексте предложение с прямой речью и постройте его схему.
- Выпишите грамматическую основу из предложения: Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле.
Промежуточная проверочная работа 4
Диктант
Весна – удивительное время года. Солнце ласково пригрело проснувшуюся землю. Снег давно сбежал с полей мутными ручьями. От разъезда до ближней деревни зеленеет озимая рожь, и по синему небу плывут беловатые облака. Вдали расположилась берёзовая роща, а на её опушке раскинулась молодая поросль кустов. В воздухе уже совсем не чувствуется сырости.
Жизнь словно встрепенулась и наполнилась новыми звуками. Из окрестных рощ, с пашен и пастбищ доносится радостный птичий гомон. Послышался шум грузовика на переезде. «Егорыч, открывай дорогу!» – раздаётся весёлый крик шофёра.
Всё вокруг начинает меняться. Природа празднует весеннее обновление. Здравствуй, весна! (90 слов)
Выпишите грамматическую основу предложения.
Диагностическая работа по русскому языку состоит из трёх частей, включающих в себя 16 заданий.
На выполнение всей работы отводится 90 минут.
Часть 1 состоит из 8 заданий (1-8). Ответами к заданиям 1-8 являются слово (сочетание слов), число или последовательность цифр.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1. Сочетания слов, последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других символов.
В случае записи неверного ответа на задания части 1 напишите новый ответ в нижней части бланка ответов № 1 «Замена ошибочных ответов на задания с ответом в краткой форме»: сначала запишите номер задания, а затем правильный ответ.
Часть 2 состоит из 7 заданий (9-15). Задания части 2 выполняются на основе текста, который нужно прочитать и понять, отразив своё понимание в ответах на вопросы после текста. Ответами к заданиям 9-15 являются число или последовательность цифр.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1, продолжив запись с 9 номера заданий. Последовательность цифр записывайте без пробелов, запятых и других символов.
Часть 3 (задание 16)выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2. Это небольшое сочинение-рассуждение в соответствии с темой прочитанного текста.
Приступая к части 3 диагностической работы, внимательно прочитайте задание и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ в форме рассуждения. Ваше рассуждение должно представлять собой связный текст объёмом не менее 70 слов.
Это задание выполняется на бланке ответов № 2. Перед началом работы укажите
номер задания – 16.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Контрольно-измерительные материалы, выданные Вам, также могут использоваться в качестве черновиков. Записи в черновике, как и записи в контрольно-измерительных материалах, при проверке и оценивании работы не учитываются.
Бланки заполняются гелевой или капиллярной ручкой с чёрными чернилами.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Часть 1
Ответами к заданиям 1–8 являются слово (сочетание слов), число или последовательность цифр, которые следует записать в поле ответа в тексте работы, а затем перенести в бланк ответов №1 справа от номера выполняемого Вами задания, начиная с первой клеточки. Порядок записи цифр в ответе не имеет значения.
1
В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) г…ризонт, соед…ниться, бл…стательный;
2) ун…чтожать, мет…орология, прот…реть;
3) ут…шение, раскр…снеться, д…лекий;
4) раст…рание, апл…дировать, ут…лщённый.
2
Из приведенных ниже предложений выпишите слово, в котором правописание приставки определяется значением, близким к значению приставки пере- .
Марья Ивановна мучилась более всех. Она скрывала от всех свои слёзы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы меня спасти. Однажды вечером батюшка сидел на диване, перевёртывая листы Придворного календаря. (По А.С. Пушкину)
3
В данных предложениях пронумерованы все слова с Н/НН в суффиксах. Выпишите цифру(-ы), соответствующую(-ие) написанию только одной буквы Н .
В отверстие слома…ой <1> стены он глядел на шедшую вдоль по забору полосу сорокалетних берёз с обрубле…ыми <2> нижними сучьями, на видневшуюся внизу ветря…ую <3> мельницу, на ещё не скоше…ое <4> овся. ое <5> поле, на густой кустарник, по которому расстилались многочисле…ые <6> дымы костров. (По Л. Толстому)
4
В данных предложениях пронумерованы все слова с НЕ (НИ). Выпишите цифру(-ы), соответствующую(-ие) только раздельному написанию НЕ .
Тяжелый воздух, словно (н…)желая <1> уступать, (н…)годовал <2> и цеплялся за землю, но солнце, возникшее так внезапно, уже (н…)удержимо <3> шествовало по белому свету (По В. Тендрякову)
Я вспомнил прежние (н…)счастья <4>, но (н…)найду <5> в душе моей (н…)честолюбья <6>, (н…)участья <7>, (н…)слёз <8>, (н…)пламенных <9> страстей. (М.Ю. Лермонтов)
5
Выпишите (в той форме, в которой оно употреблено в предложении) словосочетание со связью слов управление.
Совсем свечерело, и бледная луна осветила голубую великолепную ночь. (Н. Лесков)
6
Выпишите грамматическую основу предложения.
Дни поздней осени бранят обыкновенно… (А.С. Пушкин)
7
Дата добавления: 2019-02-22 ; просмотров: 135 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Подготовка к ОГЭ
5. И вдруг вижу под изгородью выпавшее оттуда гнездо и все начинаю понимать.
6. Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням.
7. А вдруг зал будет не полный?
8.В ней быстро ходили взад и вперед, издавая глухое рычание, потрясая гривами и сверкая глазами, три молодых африканских льва.
9. В Лондоне Андерсен встретился с Диккенсом и был в гостях у него в маленьком доме на взморье.
10. Так-то и разбойник по прозванию Опта в четырнадцатом или пятнадцатом веке, намахавшись кистенем, раскаялся в конце концов и решил спасаться.
11. Чешуйки бывают разные по форме, и все они — видоизменённые волоски.
12. С помощью этих инструментов художник и музыкант создают свои произведения.
13. Чтобы бороться с загрязнениями, нужно различать два основных его типа.
14. Чтобы изделие стало гладким, его шпаклевали раствором глины.
15. Потушили пожар — это хорошо.
16. Разве мы можем обездолить наших далёких потомков!
17. Чтобы сохранить на нашей планете всё многообразие животного и растительного мира, и в первую очередь виды растений, птиц и животных, находящихся на грани вымирания, учёные разных стран решили составить списки тех видов, существование которых вызывает наибольшее опасение.
18.Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном.
19. Мясо этих птиц считается целебным, оно помогает от многих болезней, что явилось причиной почти полного истребления уларов.
20.Кто же сегодня является основным загрязнителем атмосферы в бассейне Байкала?
1. месяц был близок смотрел
2. болота не имели выхода
3. толпы оборванцев двигаются мелькают
4. Корней Иванович не дожил назвал
5. вижу начинаю понимать
6. он отдал сердце
7. зал будет не полный
8. три льва ходили
9. Андерсен встретился был в гостях
10. разбойник раскаялся решил спасаться
11. чешуйки бывают разные они волоски
12. художник музыкант создают
13. бороться нужно различать
14. изделие стало гладким шпаклевали
15. потушили это хорошо
16. мы можем обездолить
17. сохранить ученые решили составить существование вызывает опасения
18. египтяне поняли создания полезны кошки стали приходить
19. мясо считается целебным оно помогает что явилось причиной
20. кто является загрязнителем
Синтаксический анализ. Прочитайте текст. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1. (1) Летнее, июльское утро! (2) Еще свежо, но уже чувствуется близость жары. (3) Вас обдает накопившимся теплым запахом ночи. (4) Небо темнеет по краям, колючим зноем пышет неподвижный воздух. (5) Вдали стеной стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.
1) Утро (предложение 1)
2) Свежо (предложение 2)
3) Вас обдаёт (предложение 3)
4) Небо пышет (предложение 4)
5) Лес стоит (предложение 5)
2. (1) Под самым обрывом таится источник. (2) Дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья. (3) Большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким бархатным мохом. (4) Проходит час, другой… (5) Вот уже и стало жарко.
1) Источник таится (предложение 1)
2) Куст раскинул сучья (предложение 2)
3) Колыхаясь (предложение 3)
4) Час проходит (предложение 4)
5) Стало жарко (предложение 5)
3.(1) Встретились и подружились в царскосельском лицее два мальчика: Саша Пушкин и Ваня Пущин. (2) Они выросли. (3)Годы лицея остались позади. (4)А верность лицейской дружбе Пущин и Пушкин смогли пронести до последнего вздоха. (5) Дружба — это дар, ниспосланный свыше.
1) Два мальчика встретились (и) подружились (предложение 1)
2) Они выросли (предложение 2)
3) Годы лицея остались (предложение 3)
4) Верность смогли пронести (предложение 4)
5) Дружба — дар (предложение 5)
4. (1) Ночью туман сгустился так, что в десяти шагах ничего не было видно, словно все потонуло в молоке. (2)Судно остановилось у большого ледяного поля, и все, кроме вахтенных, спокойно спали. (3)Утром туман начал слегка расползаться. (4)Он постепенно исчезал, уносимый на юг, и ледяные поля зашуршали и тоже пришли в движение. (5)Впереди открылся свободный проход, и судно поплыло на северо-восток, но медленно, чтобы не столкнуться с льдинами и чтобы вовремя остановиться или повернуть в сторону.
1) Ничего не было видно (предложение 1)
2) Судно остановилось (предложение 2)
3) Туман начал (предложение 3)
4) Поля зашуршали (и) пришли в движение (предложение 4)
5) Не столкнуться (и) остановиться (предложение 5)
5. (1)Милосердие определяется характером человека и его воспитанием. (2) Вот почему важно с младенчества вкладывать в сознание ребенка понимание милосердия и сострадания. (3) Как известно, дети копируют поведение взрослых. (4)Та модель поведения, которую они встречают каждый день, обычно и становится основой их собственных отношений с людьми. (5)Поэтому научить ребенка любить без примера сострадательного отношения к другим невозможно.
1) Милосердие определяется характером (предложение 1)
2) Вкладывать понимание (предложение 2)
3) Дети копируют (предложение 3)
4) Модель становится основой (предложение 4)
5) Научить любить (предложение 5)
6.(1) А в четырех километрах от Тимашевска, в хуторе Ольховском, сохранен маленький домик, откуда мать провожала своих сыновей на фронт. (2)В это окно смотрели ее полные надежды и страха глаза, к этой калитке подходил почтальон с «похоронками». (3)До конца жизни Епистиния Федоровна не уставала до боли в глазах вглядываться в даль дорог. (4)Ждала сыновей. (5) Ждала до последнего своего часа.
2) Подходил с похоронками (предложение 2)
3) Епистиния Федоровна не уставала (предложение 3)
4) Ждала (предложение 4)
5) До последнего часа (предложение 5)
8. (1) В психологии считается, что взрослый человек в состоянии зaпомнить от двaдцaти тысяч слов до стa. (2)Однако, существуют люди, которые имеют феноменaльную пaмять. (3)Например, Алексaндр Мaкедонский, который помнил именa абсолютно всех своих воинов. (4)Или академик Абрам Иоффе, который нaизусть знaл всю тaблицу логaрифмов. (5)Великому Моцaрту достaточно было один раз прослушать музыкaльное произведение, чтобы потом исполнить его самому и зaписaть нa бумaге.
2) Люди имеют (предложение 2)
3) Александр Македонский помнил (предложение 3)
4) Абрам Иоффе знaл (предложение 4)
5) Исполнить и записать (предложение 5)
9.(1) Всего не перечислишь, что дает — «дарит» Волга людям. (2)Но разве мы любим ее только за то, что можем многое от нее взять? (3)Ничем не измерить той красоты, которую она щедро разливает вокруг себя и всем без разбору. (4)Вот «побежал» катерок, поплыл трехпалубный теплоход, многочисленные баржи снуют туда-сюда. (5)Я могу бесконечно любоваться родной рекой.
1) Не перечислишь (предложение 1)
2) Можем взять (предложение 2)
3) Ничем не измерить (предложение 3)
4) Катерок побежал, поплыл (предложение 4)
5) Могу любоваться (предложение 5)
10. (1) Трудно найти того, кто не слышал о Дмитрии Ивановиче Менделееве. (2)Чаще всего эта фамилия ассоциируется с химией, хотя его область научной деятельности гораздо шире. (3)Дмитрий Иванович был отличным педагогом, экономистом, геологом и приборостроителем. (4)Этот неординарный ученый − первый разработчик стратостата. (5) Менделеев был одним из основателей Русского химического общества и неоднократно избирался его президентом.
Выпишите из предложения грамматическую (-ие) основу(-ы). Будьте внимательны: кроме простых предложений встречаются и сложные.
1) начала, конца, продолжения действия: Он начал кашлять.
Желательности, необходимости, возможности действия:
Надо учиться языку. Никто не сможет нас согнуть в бараний рог. (К. Пауст.)
3) эмоциональной оценки действия: Я люблю читать.
СГС 2 = краткое прилаг. + инфинитив. Она рада его видеть.
Составное именное сказуемое (СИС):
Составное именное сказуемое состоит из вспомогательной части и именной, которая является основной. Именная часть выражает основное лексическое значение, а вспомогательная – грамматические значения времени, наклонения и добавочные лексические значения.
глагол-связка быть (в наст. вр. может отсутствовать) + именная часть
1) являться, казаться, становиться, стать, сделаться, оставаться:
Вода была теплая. Вода казалось теплой.
2) со значением движения, положения в пространстве. Осень пришла дождливая, холодная.
Практикум в формате ОГЭ
Выпишите грамматическую основу предложения.
I 1.Успев отведать еще теплого мяса, он дремал после удачной охоты, блаженно щурился, ощущая приятную тяжесть в желудке.
2. И Сергей, не без робости взглянув на нее, внезапно послушно, торопливо встал и, будто сжавшись от ее слов, со стеснительной осторожностью взял веник и начал подметать возле коек окурки.
3. Еще отмечу примечательную особенность нашей семьи – бережное отношение друг к другу.
4. На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение.
5. Мимо меня прошел один из моих друзей.
6. Мы по очереди помогали ему идти.
7. Отец мой, несмотря на профессию, требовавшую трезвого взгляда на вещи, был неисправимым мечтателем.
8. В книжке для детей автор остается верен себе и своей главной теме.
9. Легкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться маленьких демонов.
10. Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать!
II 1.Правда, противоречивость мечтаний и действий была свойственна порой и великим.
2. Получаешь взбучки после родительских собраний, маршируешь строем в пионерских лагерях, занимаешься с репетиторами, трясешься перед выпускными экзаменами, наживаешь неврастению после конкурсных.
3. Тяжелораненых бойцов с ораниенбаумского «пятачка» необходимо было переправлять в ленинградские госпитали.
4. Сад залило неспокойной водой.
5.И есть берега, сожженные тысячелетним солнцем – отблеском огромных южных вод, горячими токами воздуха, чистейшего в мире.
6. Я стал много и увлеченно читать.
7. По дороге на озеро стояло несколько ив.
8. И не могло не родиться что-то из сплава внутренней и внешней тишины.
9.Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.
10. Они были вдвое выше тех.
III 1. В этих кузовах мог ехать и молодой, еще не успевший накинуть на плечи свои будущие богатые бобры, Шаляпин.
2. У Гиляровского в жизни было много случаев, сделавших его в нашем представлении человеком просто легендарным.
3. Старший упирает в булыжник деревянный костыль шарманки, утверждает перед нею на раскладной табуреточке клетку и переполненный «счастьем» ящик.
4. Коснувшись ледышки, солнечные лучи собирались в пучок, будто в линзе, и грели маковку, тоже укутанную в мохнатую паутинку на дне чашечки цветка.
5. Каждый килограмм мороженого вертелся вручную, на посыпанном солью обычном невском льду.
6. В прощании собак было что-то трогательное .
7. Как сейчас вижу ее чуть согбенную фигуру.
8. Два или три раза Латам, в своей «фирменной» мягкой шахматной кепке, давал газ.
9.Зимою молча приносить ему горячую еду – суп, котлеты и чай – и исчезать.
10. Над вейками посмеивались, о вейках рассказывали всякие истории, но веек любили.
Проверьте себя:
I | II | III | |
1 | Он дремал щурился | Противоречивость была свойственна | Шаляпин мог ехать |
2 | Сергей встал взял начал подметать | Получаешь маршируешь трясёшься наживаешь | Много случаев было |
3 | Отмечу | Необходимо было переправлять | Старший упирает утверждает |
4 | Воспиталось не одно поколение | Залило | Лучи собирались грели |
5 | Один из друзей прошёл | Берега есть | Килограмм мороженого вертелся |
6 | Мы помогали | Я стал читать | Было что-то трогательное |
7 | Отец был мечтателем | Несколько ив стояло | Вижу |
8 | Автор остаётся верен | Что-то не могло не родиться | Латам давал газ |
9 | Ветерок заставил | Это случилось | Приносить и исчезать |
10 | можно было бы позвонить прибежать высказать | Они были выше | Посмеивались рассказывали любили |
Выпишите из предложения грамматическую (-ие) основу(-ы). Будьте внимательны: кроме простых предложений встречаются и сложные.
1. Месяц удивительно близок был на этот раз к земле и прямо смотрел мне в лицо с грустным и бесстрастным выражением.
2. Подземные болота, окружавшие площадь, как и в древние времена, тоже не имели выхода.
3. В тумане двигаются толпы оборванцев, мелькают около туманных, как в бане, огоньков.
4. До всего этого крушения Корней Иванович не дожил, хотя и назвал имя главной смертельной болезни бюрократического государства – канцелярит.
5. И вдруг вижу под изгородью выпавшее оттуда гнездо и все начинаю понимать.
6. Он без остатка отдал свое сердце России – ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням.
7. А вдруг зал будет не полный?
8.В ней быстро ходили взад и вперед, издавая глухое рычание, потрясая гривами и сверкая глазами, три молодых африканских льва.
9. В Лондоне Андерсен встретился с Диккенсом и был в гостях у него в маленьком доме на взморье.
10. Так-то и разбойник по прозванию Опта в четырнадцатом или пятнадцатом веке, намахавшись кистенем, раскаялся в конце концов и решил спасаться.
11. Чешуйки бывают разные по форме, и все они — видоизменённые волоски.
12. С помощью этих инструментов художник и музыкант создают свои произведения.
13. Чтобы бороться с загрязнениями, нужно различать два основных его типа.
14. Чтобы изделие стало гладким, его шпаклевали раствором глины.
15. Потушили пожар — это хорошо.
16. Разве мы можем обездолить наших далёких потомков!
17. Чтобы сохранить на нашей планете всё многообразие животного и растительного мира, и в первую очередь виды растений, птиц и животных, находящихся на грани вымирания, учёные разных стран решили составить списки тех видов, существование которых вызывает наибольшее опасение.
18.Египтяне быстро поняли, насколько полезны эти создания, когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном.
19. Мясо этих птиц считается целебным, оно помогает от многих болезней, что явилось причиной почти полного истребления уларов.
20.Кто же сегодня является основным загрязнителем атмосферы в бассейне Байкала?