Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Волшебные предметы сказки сивка бурка

Волшебные предметы сказки сивка бурка

Инструкция по применению:

1. Произнесите волшебное заклинание:

«Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом!»

2. Когда изба повернется к вам передом, а к лесу задом, то двери сами растворятся, окна откроются!».

3. Ждите встречи с хозяйкой избушки — Бабой-Ягой.

СИВКА – БУРКА сказочная порода лошади способная мгновенно перемещаться на дальние расстояния в волшебной стране. Ее особенность: одна шерстинка серебряная, другая золотистая; бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя дышит

Инструкция по применению:

2. Крикнуть: «Сивка – бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!»

3. Дать коню задание

4. Ждать выполнение задания

ЗОЛОТОЕ БЛЮДЕЧКО И НАЛИВНОЕ ЯБЛОЧКО — два волшебных предмета, которые помогут расширить сказочный кругозор будущего волшебника.

1. Положите на колени золотое блюдечко и наливное яблочко;

2. Катая, равномерно яблочко по блюдечку произносите, следующее волшебное заклинание:

Играй, играй блюдечко,
Катись, катись, яблочко:
Показывай поля, и моря,
И широкие луга,
И стрельбу и пальбу,
И гор красоту,
И небес высоту!

КУКОЛКА — универсальная игрушка – помощница всем желающим.

Инструкция по применению:

1. Одним из условий использования куклы является требование беречь ее

2. Всегда носить при себе и никому не показывать.

3. А если приключится, какое горе, дать кукле поесть и спросить у нее совета. Покушает она и скажет вам чем помочь вашему несчастью.

СЧАСТЬЕ — чтобы овладеть большим счастьем, необходимо чётко следовать указаниям инструкции.

Инструкция по применению:

1. Достать волшебную книгу и сесть под березу;

2. Читать книгу от корки до корки двенадцать дней и двенадцать ночей.

3. И помнить уговор: «Как бы не было страшно, ты читай, да не оглядывайся. Кто что будет говорить, не обращай внимания, продолжай читать дальше. Если ты выдержишь это, то овладеешь большим счастьем».

ДОБРЫ МОЛОДЦЫ — сказочные ребята способные помочь царю-батюшке и помолодеть, и не ослепнуть. Для этого они должны..

Инструкция по применению:

1. Съездить за тридевять земель в тридесятое царство;

2. Привезти молодильных яблок и кувшин живой воды о двенадцати рылец.

3. Дать откушать царю — батюшке и ждать его выздоровление

ДВОРЕЦ СКАЗОЧНЫЙ — чтобы быстро, качественно и в срок построить сказочный дворец, какого ни в одном государстве не было – ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать, ни в сказке сказать и чтобы во дворце всего вдоволь было; чего только душа запросит, необходимо:

Инструкция по применению:

1. Пойти в темный лес и найти на дорожке кошелек;

2. Поднять его, открыть, достать из него кремень и огниво;

3. Ударить огнивом о кремень;

4. Тотчас выскочат топор и дубинка с вопросом: «Что делать прикажете?»

5. Отдайте команду: «Построить дворец!» и ждите выполнения задания.

Пояс — длинная узкая полоса из ткани, шнур или ремень, служащие для охвата, талии. В сказках пояс — волшебный помощник героя. В нём может «прятаться» сила героя. С его помощью можно приручить несговорчивых слуг Бабы-Яги или переправиться на другой берег через горящий мост.

Инструкция по применению:

1. Если вам предстоит выбрать несколько поясов на выбор,то следует взять самый простой (он-то и принесет вам счастье и удачу)

2. Надеть пояс и идти по своим делам

3. Если, вдруг, придётся спасаться бегством от Бабы-Яги, то бросьте пояс на землю, и он станет широкой рекой.

4. Можно подвязать поясом березку, чтоб не хлестала по рукам, и выпустила из логова колдуньи
5. Можно показать пояс суженому, чтоб он узнал свою невесту, а тогда и к свадьбе готовиться.

Ступа — персональный летающий транспорт Бабы – Яги.

Инструкция по применению:

1. Залезть в ступу, и не забыть захватить помело

2. Взмахнуть помелом и сказать волшебные слова: «Прощай земля, в добрый путь!» (эти слова также для Летучего корабля подходят)

3. Наслаждаться полётом над лесом, полем, морем и готовиться к мягкой посадке в нужном месте..

Лихо-Одноглазое— огромная, страшная баба, об одном глазе. Очень коварная и злая. Она близкая родственница древне-греческому Циклопу. Если привяжется Лихо к человеку, то ждут его всякие напасти.

Инструкция по применению:

1. Лучше с Лихом не встречаться..

2. Но если уж встретились,то не показывайте виду, что боитесь его.

3. Спасаться бегством бесполезно.Пытайтесь заговорить его, а в это время, думайте, чем отвлечь его внимание.

4. Как только переключили внимание, можете незаметно уходить.

Дубинка— волшебный предмет, грозное оружие, применяемая при защите и нападении от врагов.

Инструкция по применению:

1. Возьмите в руки дубинку

2. При опасности говорите:

Дубинку вырубил в лесу
Дубинку я с собой несу
Да такую, что под стать
Добру молодцу поднять
Дубинка силы придаёт
Не подходи, а то убьёт!

Зеркало — волшебный предмет при помощи которого можно узнать обо всём на свете

Инструкция по применению:

1. Возьмите в руки зеркало.

2. Смотрите в отражение и приговаривайте:

Зеркало моё, скажи.
Да всю правду доложи.
Куда пошёл Иван-дурак?
Что сделал с рыбкою рыбак?
Кто посадил репку?
Кто бросил в небо кепку?
Ты меня не подведи
Всю правду мне ты покажи!

3.Ждите, и вся правда скоро откроется вам.

Сапоги-скороходы — волшебная обувь, помогающая передвигаться с большой скоростью.

Инструкция по применению:

1. Достаньте из волшебного сундука сапоги-скороходы.

2. Надевая их на ноги, приговаривайте

Сапоги-сапожки
Несите по дорожке
По морям, по волнам
По лесам и горам
Ты попробуй их обуть —
Одолеешь мигом путь

3. Сапоги-скороходы, в один миг, доставят вас в нужное место

Русалка – красивое волшебное существо, наполовину человек, наполовину рыба.Живет в воде, но может сидеть и на ветвях деревьев.

Читайте так же:
Купальник под джинсы как называется

Инструкция по применению:

1. Позвать Русалку

2. Попросить её достать драгоценную вещь со дна реки, моря или океана.

3. Поблагодарить Русалку

ПЕЧЬ – старинный предмет, который исправно служит людям для приготовления вкусных блюд и для отопления помещений. Печь, также, помогает маленьким детям спрятаться от гусей-лебедей и служит видом транспорта.

Инструкция по применению:

1. Положить дрова в печь

3. Наслаждаться теплом исходящим от горящих дров

4. Залезть на печь и отдыхать

Клубок — волшебный – предмет, который помогает героям сказок придти туда, куда им нужно.

Инструкция по применению:

1. Попросить клубок у Бабы-Яги

2. Произнести волшебные слова:

Клубочек, дружочек,
Покажи дорогу … (и назвать место, куда надо дойти)

3. Взять клубок за кончик, и бросить его на дорожку.

4. Держась за конец нитки следовать за клубком, не останавливаясь и не оглядываясь.

Скатерть-самобранка — волшебный предмет, который накормит любое количество людей.

Инструкция по применению:

2. Расстелить скатерть-самобранку.

3. Произнести волшебное заклинание:

Скатерть — самобраночка,
Дружечка — подружечка,
Пришли друзья к нам на застолье.
Угости нас хлебом — солью.
Чтобы по усам текло
И в рот попало.

4. После угощения почистить скатерть, аккуратно сложить и убрать в сундук.

Гребень — волшебный — расчёска, которая помогает скрыться от врагов.

Инструкция по применению:

1. Достать гребешок.

2. Бросить его за спину и произнести волшебное заклинание:

Гребешок, гребешок
Помоги скорей, дружок.
Между мною и врагом
Подними лес до небес.

3. Пока враги пробираются сквозь волшебный лес, скрыться в безопасном месте.

Жар-птица — волшебная птица, которая славится своими золотыми перьями.

Инструкция по применению:

1. Поставить на подставку золотую клетку.

2. Посадить в неё Жар-птицу.

3. Ежедневно кормить птицу наливными яблочками и поить живой водой.

4. Запрещается: вырывать у Жар-птицы золотые перья. Чётко следуйте инструкции, и Жар-птица долго будет радовать вас своей красотой!

Сивка-Бурка — русская народная сказка

Скачать сказку Сказка Сивка-Бурка в формате epub, pdf, fb2 PDFFB2 EPUB

Сивка-Бурка читать текст онлайн

Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка-дурачок; день и ночь дурачок на печи валяется.
Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить. Вот старик и говорит детям:

— Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь поочередно, поймайте мне вора.

Приходит первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра. Приходит утром домой и говорит: всю ночь-де не спал, иззяб, а вора не видал.

На вторую ночь пошел средний сын и также всю ночку проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черед дураку идти. Взял он аркан и пошел. Пришел на межу и сел на камень: сидит — не спит, вора дожидается.

В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.

Подкрался дурак на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан. Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было. Дурак уперся, аркан шею давит. И стал тут конь дурака молить:

— Отпусти ты меня, Иванушка, а я тебе великую сослужу службу!

— Хорошо,— отвечает Иванушка-дурачок. — Да как я тебя потом найду?

— Выйди за околицу, — говорит конь, — свистни три раза и крикни: «Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» — я тут и буду.

Отпустил коня Иванушка-дурачок и взял с него слово — пшеницы больше не есть и не топтать.

Пришел Иванушка домой.

— Ну что, дурак, видел? — спрашивают братья.

— Поймал я, — говорит Иванушка, — разношерстного коня. Пообещался он больше не ходить в пшеницу — вот я его и отпустил.

Посмеялись вволю братья над дураком, но только уж с этой ночи никто пшеницы не трогал.

Скоро после этого стали по деревням и городам бирючи (глашатай) от царя ходить, клич кликать: собирайтесь-де, бояре и дворяне, купцы и мещане и простые крестьяне, все к царю на праздник, на три дня; берите с собой лучших коней; и кто на своем коне до царевнина терема доскочит и с царевниной руки перстень снимет, за того царь царевну замуж отдаст.

Стали собираться на праздник и Иванушкины братья: не то чтобы уж самим скакать, а хоть на других посмотреть. Просится и Иванушка с ними.

— Куда тебе, дурак! — говорят братья. — Людей, что ли, хочешь пугать? Сиди себе на печи да золу пересыпай.

Уехали братья, а Иванушка-дурачок взял у невесток лукошко и пошел грибы брать. Вышел Иванушка в поле, лукошко бросил, свистнул три раза и крикнул:

— Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

Конь бежит — земля дрожит, из ушей пламя, из нозрей дым столбом валит. Прибежал — и стал конь перед Иванушкой как вкопанный.

— Ну, — говорит,— влезай мне, Иванушка, в правое ухо, а в левое вылезай.

Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать.

Сел тогда Иванушка на коня и поскакал на праздник к царю. Прискакал на площадь перед дворцом, видит — народу видимо-невидимо; а в высоком терему, у окна, царевна сидит: на руке перстень — цены нет, собой красавица из красавиц. Никто до нее скакать и не думает: никому нет охоты наверняка шею ломать.

Читайте так же:
Салат тюбетейка рецепт с говядиной

Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул — только на три венца до царевнина окна не допрыгнул.

Удивился народ, а Иванушка повернул коня и поскакал назад. Братья его не скоро посторонились, так он их шелковой плеткой хлестнул. Кричит народ: «Держи, держи его!» — а Иванушкин уж и след простыл.
Выехал Иван из города, слез с коня, влез к нему в левое ухо, в правое вылез и стал опять прежним Иванушкой-дурачком. Отпустил Иванушка коня, набрал лукошко мухоморов и принес домой.

— Вот вам, хозяюшки, грибков, — говорит.

Рассердились тут невестки на Ивана:

— Что ты, дурак, за грибы принес? Разве тебе одному их есть!

Усмехнулся Иван и опять залез на печь.

Пришли братья домой и рассказывают отцу, как они в городе были и что видели, а Иванушка лежит на печи да посмеивается.

На другой день старшие братья опять на праздник поехали, а Иванушка взял лукошко и пошел за грибами. Вышел в поле, свистнул, гаркнул:

— Сивка-бурка, вещая каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

Прибежал конь и встал перед Иванушкой как вкопанный.

Перерядился опять Иван и поскакал на площадь. Видит — на площади народу еще больше прежнего; все на царевну любуются, а прыгать никто не думает: кому охота шею ломать! Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул — и только на два венца до царевнина окна не достал. Поворотил Иванушка коня, хлестнул братьев, чтоб посторонились, и ускакал.

Приходят братья домой, а Иванушка уже на печи лежит, слушает, что братья рассказывают, и посмеивается.

На третий день братья опять поехали на праздник, прискакал и Иванушка. Стегнул он своего коня плеткой. Осерчал конь пуще прежнего: прыгнул — и достал до окна. Иванушка поцеловал царевну и ускакал, не позабывши братьев плеткой огреть. Тут уж и царь и царевна стали кричать: «Держи, держи его!» — а Иванушкин и след простыл.

Пришел Иванушка домой — одна рука тряпкой обмотана.

— Что это у тебя такое? — спрашивают Ивана невестки.

— Да вот, — говорит, — искавши грибов, сучком накололся. — И полез Иван на печь.

Пришли братья, стали рассказывать, что и как было. А Иванушке на печи захотелось на перстенек посмотреть: как приподнял он тряпку, избу всю так и осияло.
— Перестань, дурак, с огнем баловать! — крикнули на него братья. — Еще избу сожжешь. Пора тебя, дурака, совсем из дому прогнать!

Дня через три идет от царя клич, чтобы весь народ, сколько ни есть в его царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться, а кто царским пиром побрезгует — тому голову с плеч.

Нечего тут делать, пошел на пир сам старик со всей семьей.

Пришли, за столы дубовые посадилися; пьют и едят, речи гуторят.

В конце пира стала царевна медом из своих рук гocтей обносить. Обошла всех, подходит к Иванушке последнему; а на дураке-то платьишко худое, весь в саже, волосы дыбом, одна рука грязной тряпкой завязана… просто страсть.

— Зачем это у тебя, молодец, рука обвязана? — спрашивает царевна. — Развяжи-ка.

Развязал Иванушка руку, а на пальце царевнин перстень — так всех и осиял.

Взяла тогда царевна дурака за руку, подвела к отцу и говорит:

— Вот, батюшка, мой суженый.

Обмыли слуги Иванушку, причесали, одели в царское платье, и стал он таким молодцом, что отец и братья глядят — и глазам своим не верят.

Ответы к стр. 41 — 45

Вспомним особенности ГЕРОЯ волшебной сказки (он — младший в семье или сирота; трудолюбив; мал ростом; дурачок — с житейской точки зрения; у него есть связь с волшебным миром). По каким признакам можно предположить, что именно Крошечка-Хаврошечка будет ГЕРОИНЕЙ волшебной сказки? Она — сирота; в отличие от своих приёмных сестёр трудолюбива: «она и подаёт, она и прибирает, она и за всё отвечает»; мала ростом — недаром её прозвали Крошечкой. В семье её не любят, обижают: «их и обшивала, для них пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала… бьют-журят, хлеба не дают, плакать не велят». К тому же у девочки есть связь с волшебным миром: волшебное животное — рябая корова, которая затем превращается в яблоню с серебряными ветвями и золотыми листьями.

Те задания, которые хозяйка даёт Хаврошечке, удалось бы выполнить без участия волшебного помощника?

Задания, которые даются Крошечке-Хаврошечке, для обычной девочки невыполнимы: «К завтрашнему дню велено пять пудов напрясть, наткать, побелить и в трубы покатать». (В пуде более 16 кг; таким образом, за одну ночь девочке нужно напрясть, наткать и побелить более 80 кг ткани.) Без волшебного помощника с подобным заданием никто бы не справился.

? с. 45
Почему Хаврошечка называет корову «коровой-матушкой»?
С какими древними представлениями связано то, что Хаврошечке нужно влезть в одно ухо коровы, а вылезти из другого, чтобы трудная работа была выполнена?

Лишь к рябой корове девочка может приласкаться, пожаловаться на горькую долю. Корова всегда помогает и добрым словом («красной девицей» называет она ласково бедную сиротку), и действием: «влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано». Именно поэтому рябая корова для Хаврошечки — «корова-матушка».

Можно рассказать, что наши предки — славяне относились к корове по-особенному: она была для них настоящей кормилицей-«матушкой», давая молоко, сыр, масло, без чего не выжить суровой зимой. Потерять же корову для крестьянской семьи было настоящей бедой и порой грозило голодной смертью. Неудивительно, что именно корова является тотемным животным, кормилицей и защитницей крестьян.

Читайте так же:
Stone Island Alligator Camo коллекция 2018

Чтобы выполнить трудную работу, Хаврошечке необходимо переместиться из обычного мира в мир волшебный, для чего она и должна влезть в одно ухо своего волшебного помощника — коровы, а из другого вылезти.

Можно ли сказать, что Хаврошечке сначала помогает тотемное животное, а потом — тотемное растение? Случайно ли, что листья на яблоньке золотые, а веточки серебряные? Тебе уже встречалось похожее дерево? В каком произведении?

После того как злые хозяева разделались с рябой коровой, Хаврошечке помогает яблоня, выросшая из костей коровы. Яблоня эта непростая: «Яблочки на ней висят наливные, листья шумят золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — заглядывается». Подобное описание яблоньки и её происхождение — выросла за короткий срок из костей коровы — говорят о том, что дерево это тотемное, волшебное. Недаром яблоня продолжает опекать сироту, как это делала раньше корова. Во многих сказках и мифах встречается дерево, похожее на волшебную яблоню из этой сказки. Можно вспомнить древнегреческое сказание о Персее: Персей уносит золотые яблоки с волшебного дерева из сада царя Атланта. Яблоня с золотыми яблоками есть и в сказке «Иван-царевич, Жар-птица и серый волк».

Как купец выбирает себе невесту: что для него самое главное? Восстановлен ли нарушенный ПОРЯДОК в конце сказки?

Купец выбирает невесту, у которой есть волшебный помощник: злые сёстры не смогли сорвать яблоко для купца, к Хаврошечке же «веточки приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила она того купца, и он на ней женился». Таким образом, жених ценит не богатство или красоту невесты, а её связь с волшебным миром.
Порядок и справедливость восстановлены в конце сказки: «И стала она в добре поживать, лиха не знать».

Что общего в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка»?

Главные герои этих двух сказок похожи друг на друга: Иванушка-дурачок из «Сивки-бурки» — младший в семье и, судя по прозвищу, житейским умом не отличается; Крошечка-Хаврошечка — сирота, самая маленькая в приютившей её семье. Они оба трудолюбивы, тогда как их братья/сёстры ленивы и засыпают на посту. И у Иванушки-дурачка, и у Крошечки-Хаврошечки есть связь с волшебным миром, имеются и волшебные помощники (у Иванушки — Сивка-бурка, у Хаврошечки — корова, а затем яблоня). Обоих оценили именно за связь с волшебным миром: Иван женится на царевне Елене Прекрасной, а Хаврошечка получает в мужья «богатого, кудреватого, молодого» купца. Таким образом, справедливость в обеих сказках восстановлена, и герои в награду получают безбедную и счастливую жизнь.

с. 31 — 40. Сивка-Бурка. Литературное чтение. 4 класс. ПНШ

Ответы к стр. 31 — 40

? с. 35
Что же случится дальше? Сколько попыток допрыгнуть до окна в тереме сделает Иванушка? Какая по счёту попытка будет удачной? Почему ты так думаешь?
— Прочитайте небольшой фрагмент сказки, который подтвердит (или не подтвердит) ваши предположения, — сказала Евдокия Васильевна.

Надо обратить внимание на фразу «только на три бревна до царевны не допрыгнул». Число «3» — магическое в фольклоре большинства народов мира, и нетрудно догадаться, что Иванушка будет призывать на помощь своего волшебного союзника Сивку-бурку ещё два раза (всего — 3). Конечно же, как настоящий ГЕРОЙ волшебной сказки, он обязан справиться с задачей и допрыгнуть до окна в тереме, где находится Елена Прекрасная, однако сможет выполнить задуманное лишь с третьей попытки.

? с. 36
— А как же закончится эта сказка? — спросил Миша.
У тебя есть предположение? Выскажи его. А теперь прочитай финал сказки.

Пофантазируйте на счёт финала сказки: станет ли Сивка-бурка помогать Иванушке и дальше? Добудет ли Иванушка красавицу Елену для кого-нибудь из старших братьев? А может — для себя? Легко ли догадаться о счастливом конце сказки?

? с. 37
Почему сказка называется «Сивка-бурка»? Можно ли сказать, что Сивка-бурка — волшебный помощник героя? (Опиши его
внешний вид, его способности.) Какой признак тотемного животного в нём есть? (Обрати внимание на строчки, выделенные цветом.) Объясни, в какое ухо волшебного коня надо влезть и из какого вылезти, чтобы попасть из земного мира в волшебный. А чтобы вернуться?

Сивка-бурка — преданный друг и помощник Иванушки; с его помощью тот преодолевает все невзгоды и оказывается «не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом», поэтому сказка и называется «Сивка-бурка». Сивка-бурка — животное волшебное (обратите внимание на его описание: «одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»); разговаривает с Иванушкой человеческим голосом; имеет прозвище «вещая каурка» (вещий — то есть предвидящий, предсказывающий будущее).

Путешествия Ивана из правого в левое ухо Сивки-бурки сопровождаются яркими переменами во внешности: «Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!», а в обратную сторону — делают его «по-прежнему Иванушкой-дурачком».

Сивка-бурка обладает признаками тотемного животного, совмещая черты, пусть и необычного, но коня и дракона: из ушей и ноздрей его «дым столбом валит и пламя пышет». На зов Ивана Сивка является как бы ниоткуда. Можно ли предположить, что, подобно дракону, он приходит из Подземного мира? Обсудите с детьми, каким образом Иван перемещается из своего привычного мира, где он Иванушка-дурачок, в мир, где он «молодец молодцом». Правое ухо волшебного коня — это вход и выход в земной мир, а его левое ухо — вход и выход в волшебный мир. Путешествие из правого уха налево приводит ГЕРОЯ в волшебное состояние и в волшебный мир; из левого же уха направо — возвращает к привычной жизни. Вспомните строки А . С . Пушкина «У лукоморья…»: «Идёт направо — песнь заводит // Налево — сказку говорит». «Ходить направо» означает делать и говорить правду (обычный мир); «ходить налево» — сочинять сказки (волшебный мир).

Читайте так же:
Зара белые джинсы клеш

? с. 38
Можно ли выполнить задание Елены Прекрасной без волшебного помощника?
— Конечно, нет! — сказала Таня. — С волшебным-то помощником только в третий раз удалось допрыгнуть! На обычной лошади этого точно не сделаешь!
Ты соглашаешься с Таней?
Подумай: а важно ли для царевны то, что до ее окна нельзя допрыгнуть на обычном коне?

Подумайте, а знала ли царевна, что её задание для обычного человека (и обычного коня) невыполнимо? Какого жениха ждала Елена Прекрасная — обычного или обладающего волшебными способностями?

Как же царевна выбирает себе жениха? Что для неё самое главное: ум? красота? богатство? И ли то, что у него есть связь с волшебным миром?

Таким образом, главное качество для царевны — не ум, внешняя красота или богатство жениха, а его связь с волшебным миром.

Является ли Иванушка-дурачок настоящим ГЕРОЕМ волшебной сказки?
Выбери из характеристики ГЕРОЯ, которую дала Евдокия Васильевна, только то, что подходит к Иванушке-дурачку.

Что же делает Иванушку-дурачка настоящим ГЕРОЕМ волшебной сказки? Необходимо обратить внимание на то, что Иван:
а) самый младший в семье;
б) прозван дурачком, то есть житейским умом, видимо, не отличается;
в) из сказки мы узнаём, что старшие братья Ивана — лентяи (вместо того, чтобы стеречь пшеницу, залезают на сеновал и спят всю ночь); тогда как Иванушка не только не спит, но и при ловле Сивки-бурки проявляет чудеса храбрости и ловкости;
г) он приобретает волшебного помощника и связь с волшебным миром.

А какая из характеристик, данных Евдокией Васильевной, не подходит Иванушке? Не известно, какого роста Иван и его братья, то есть нельзя сказать, что наш герой мал ростом, а его братья высокие. В любом случае, Иван — дурачок: во время пира «он за печкой сидит, одежонка на нём худая, лаптишки рваные».

— Может быть, вы читали сказки «Гуси-лебеди» и «Иван-царевич, Жар-птица и серый волк»? — спросила Евдокия Васильевна. — Какое дерево в каждой из них является волшебным?
Ты можешь ответить на этот вопрос?

В обеих сказках волшебным (тотемным) деревом является яблоня: в сказке «Гуси-лебеди» яблоня прячет детей от злых помощников Бабы-Яги, а в «Иване-царевиче» Жар-птица клюёт золотые яблочки с яблони в саду царя — отца Ивана.

? с. 39 — 40 Дерево Вак-Вак.
— Можно ли в данном случае сказать, что тотемное растение и тотемные животные слились в единое целое? — спросила Евдокия Васильевна.
А ты как думаешь?

Внимательно рассмотрите рисунок на с. 39: на Севере или на Юге растёт это чудо-дерево? У него обычные листья? А плоды? (Вместо плодов изображены головы разных зверей, а также голова прекрасной девы, и дерево может разговаривать на всех языках мира.)

Действительно, в дереве Вак-Вак тотемное растение и тотемные животные слились в единое целое.

Голосами каких животных говорило дерево Вак-Вак? Удалось ли тебе обнаружить хотя бы один его плод?

Сколько плодов насчитали? Какие это животные? (Можно разглядеть головы коня, быка, тигра, леопарда, козы, медведя, волка, оленя, ягнёнка и т. д.) Обнаружили ли вы прекрасную деву?
Очевидно, что дерево Вак-Вак говорит голосами тех животных и людей, головы которых являются его плодами.

— А о чём Искандер беседует с деревом? — поинтересовался Миша.
Можешь объяснить, почему дерево Вак-Вак обладало таким абсолютным знанием и такой силой убеждать?
В каких ещё сказках есть чудесное, волшебное дерево?

Волшебное дерево Вак-Вак обладает абсолютным знанием, потому что в нём живут тотемные животные и растения — основатели и охранители людского рода. Оно владеет даром убеждения, потому что его плоды — животные и волшебные девы — способны передавать эти знания на всех языках мира.

Можно вспомнить и назвать много сказок, где действует чудесное дерево, — например, «Гуси-лебеди».

Сивка-бурка, меч-кладенец и прочее: что означают сказочные термины нашего детства

Сивка-бурка, меч-кладенец и прочее: что означают сказочные термины нашего детства

В раннем детстве, слушая сказки и былины, мы узнали о существовании множества необычных вещей и персонажей, которые не существуют в реальной жизни. Тогда мало кто задумывался об этом, но сейчас пришло время узнать, что из себя представляют Калинов мост, меч-кладенец, Сивка-бурка и Тугарин Змеевич.

Каждый культурный человек просто обязан быть в курсе значения слов, которыми пользуется или которые часто слышит. Наша подборка былинно-сказочных терминов не претендует на полноту, так как полный справочник наверняка может выглядеть как увесистый том. Но самые распространенные фразы, вызывающие у многих вопросы, мы вам растолкуем.

Меч-кладенец

Сивка-бурка, меч-кладенец и прочее: что означают сказочные термины нашего детства

Художник И. Ожиганов

Это холодное оружие со странным названием чаще всего упоминается в русских сказках и былинах. Многие ошибочно считают, что меч называют кладенцом, так как он наповал «кладет» врагов. На самом деле это не так, и меч-кладенец зовется так потому, что взят из клада.

То есть это оружие, взятое из потаенного, хорошо замаскированного места. Возможно, что меч взят не просто из клада, а из чьей-то могилы — в давние времена было принято хоронить воинов вместе с оружием. Мечи на Руси ценились очень высоко, а хорошие мечи были на вес золота, поэтому вполне можно допустить, что кто-то пошел на серьезный грех, чтобы достать из захоронения легендарное оружие.

Калинов мост над рекой Смородиной

Сивка-бурка, меч-кладенец и прочее: что означают сказочные термины нашего детства

Художник И. Ожиганов

При упоминании этого сооружения мы пытаемся представить хитроумное инженерное сооружение, плетеное из хилых веточек калины. Или, на худой конец, мост из добротного дуба, въезды на который густо обрамляют калиновые кусты. Название реки, на которой стоит мост, где любят биться насмерть богатыри, не вызывает вопросов вообще — таких топонимов на просторах России и сегодня полно.

Читайте так же:
С чем носить платье с воротником хомут

Но все в истории с мостом через реку оказывается хуже, чем вы могли себе представить. Река Смородина получила свое название вовсе не из-за смородины, а из-за сморода, то есть смрада, который издавали ее воды. А Калиновый мост имеет очень отдаленное отношение к калине, так как он «каленый», то есть раскаленный. Сама калина получила свое название по этой же причине — ее спелые ягоды выглядят горячими.

Поэтому в незамысловатом сюжете с битвой богатыря с многоголовым змеем на раскаленном мосту через смрадную реку обыгрывается типичная для многих европейских народов история о реке Смерти, отделяющей наш мир от загробного царства и чудовище, охраняющем этот переход.

Финист-Ясный сокол и птица Сирин

Сивка-бурка, меч-кладенец и прочее: что означают сказочные термины нашего детства

Художник И. Ожиганов

Сразу стоит сказать, что Финистом сокол стал далеко не сразу. Сказка о волшебном женихе появилась у славян гораздо раньше, чем из греческого пришло вместе с книжными премудростями слово Финист, а говоря проще — феникс. Птица, сгорающая в огне, а затем снова возрождающаяся из пепла, поразила в самое сердце впечатлительных русских сказочников, и ее тут же приплели к довольно избитому сюжету с превращениями в птиц.

Что касается обитающей в раю птицы Сирин, поющей прекрасные, разгоняющие печаль песни, то ее тоже позаимствовали у греков. Правда, у эллинов были сирены, которых назвать райскими птицами нельзя было даже с натяжкой. Вторая человекоподобная райская птица, Алконост, поющая печальные песни, появилась благодаря греческому мифу об Алкионе, превращенном Зевсом в зимородка.

Сивка-бурка, вещая каурка

Сивка-бурка, меч-кладенец и прочее: что означают сказочные термины нашего детства

Художник И. Ожиганов

В молодецком кличе «Сивка-бурка, вещая каурка», обращенном к коню, содержатся серьезные противоречия. Дело в том, что сивая, бурая и каурая масти — это совсем не одно и то же. Объединяет их одно — все три считались признаками беспородных, дешевых лошадей.

Поэтому, называя таким образом животное, хозяин выражал к нему пренебрежение. Но зачем называть так волшебного коня, способного переносить хозяина по воздуху на огромные расстояния? Совершенно ясно, что здесь вмешались древние суеверия, связанные со сглазом.

Хороших коней на Руси было принято вслух ругать, чтобы не вызывать ни у кого зависть. Отсюда и «ласковое» обращение к коню «волчья сыть, травяной мешок». Можно сказать, что обзывая своего скакуна сивкой-буркой, его хозяин заботится о нем и иносказательно сообщает нам, что очень им дорожит.

Тугарин Змеевич

Сивка-бурка, меч-кладенец и прочее: что означают сказочные термины нашего детства

Былинный соперник богатыря Алеши Поповича Тугарин Змеевич имеет реального прототипа. В конце XI столетия князю Святополку сильно досаждал набегами половецкий князь Тугоркан. Закончилось все тем, что Святополку пришлось жениться на дочке своего врага, чтобы наступил мир. Но Тугоркан не угомонился, и зятю пришлось его все же убить.

В народном творчестве труднопроизносимый Тугоркан быстро трансформировался в Тугарина. Отчество Змеевич этот персонаж получил за свое недостойное поведение. Да, этот персонаж имеет множество названий в русском фольклоре: Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Змеище Тугарище.

Соловей-разбойник

Сивка-бурка, меч-кладенец и прочее: что означают сказочные термины нашего детства

Художник В. Лосин

Наиболее известный отрицательный персонаж русских былин, вне всякого сомнения, — это Соловей-разбойник. Промышлял этот злодей на дорогах, подстерегая путников и целые дружины. Этот герой пришел в народный эпос также из реальной жизни. Оказывается, прототипов у Соловья-разбойника было несколько и жили они в разное время.

Речь идет о трех предводителях разбойничьих шаек по имени Соловей, орудовавших на Руси с XIII по XVI столетие. Засаду разбойники, как правило, устраивали в кустах или на деревьях, а тайные команды подавали друг другу, мастерски имитируя птичьи крики.

Наиболее известным из этих трех атаманов был мордовский разбойник Соловей, которого поймала в XV веке новгородская дружина. Его, вместе с собратьями по разбою и сыновьями-подельниками судили и, согласно вынесенному приговору, казнили на главной площади.

Идолище Поганое

Сивка-бурка, меч-кладенец и прочее: что означают сказочные термины нашего детства

Под победой Ильи Муромца над Идолищем Поганым подразумевается сокрушение богатырем изображения языческого божества. Идол — это статуя некоего дохристианского бога, а прилагательное латинского происхождения «поганый» издавна было принято прикреплять ко всему, что относится к язычеству. Ну а то, что Идолище ело, пило и ругало богатыря — это уже вымысел, призванный сделать историю более захватывающей.

Скатерть-самобранка

Сивка-бурка, меч-кладенец и прочее: что означают сказочные термины нашего детства

Мечта многих — волшебная скатерть-самобранка, в реальности существовать точно не могла. Но вот сам этот термин существовал уже многие столетия назад и относился к вполне реальному предмету. Скатертью-самобранкой в русских княжествах называли дорогие, обильно украшенные орнаментами скатерти, изготовленные не на ткацких станках, а вручную.

Сивка-бурка, меч-кладенец и прочее: что означают сказочные термины нашего детства

Художник И. Ожиганов

Лукоморьем в старину называли морской залив, бухту или просто ярко выраженный изгиб береговой линии. Слово Lukomoria встречается на некоторых морских картах XVII века, где им обозначают заливы северных морей, например, Карского или Белого.

Кроме этого, некоторые этнографы считают, что Лукоморьем могло быть реальное место, существовавшее в XV–XVII веках. Предполагается, что это был длинный залив Карского моря возле устья реки Обь. Позднее название перешло в фольклор и стало обозначать отдаленную сказочную местность, населенную мифическими существами.

Сивка-бурка, меч-кладенец и прочее: что означают сказочные термины нашего детства

Многие думают, что дядьку Черномора нам подарил А.С. Пушкин, придумавший этого персонажа для своих поэм. У гения русской словесности этот герой встречается дважды — один раз как предводитель 33 богатырей, выходящих из морской пучины в «Сказке о царе Салтане», а второй раз в поэме «Руслан и Людмила» в качестве злобного бородатого карлика-колдуна.

Кажется, что имя этого противоречивого героя непосредственно связано с Черным морем, но это не так. Нужно признаться, что Пушкин не сам придумал Черномора, а позаимствовал его из поэмы своего современника Н.М. Карамзина «Илья Муромец». У Карамзина Черномор не был связан с морями вообще, а повелевал «черным мором», то есть чумой.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector