Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кто и зачем среди индейцев имел право носить венец из перьев

Кто и зачем среди индейцев имел право носить венец из перьев

Пожалуй, каждый из нас при упоминании индейцев возникает ассоциация в виде смуглого мужчины на коне с томагавком или луком в руках и перьями на голове. Причем чаще всего в последнем случае речь идет о большом венце с огромным количеством перышек, чаще всего орлиных. Однако в реальности далеко не каждый индеец имел право носить подобный головной убор, да и выглядеть он мог по-разному. Да и чтобы надеть этот венец, требовался особый повод.

Венец из перьев является особым головным убором для коренных американцев. Историки считают, что первооткрывателями в вопросе появления этого ныне незаменимого атрибута образа индейца являются представители племени сиу.

Собирался венец следующим образом: брали кожаную или тканевую ленту, затем к ней с помощью кожаных нитей или сухожилий прикреплялись перья. Когда головной убор был готов, его внешний вид могли разбавить различными украшениями: вышивкой, бисером, рогами, ленточками из натуральной кожи или косичками.

Представитель племени сиу в аутентичной одежде с венцом из перьев на голове. /Фото: irinatraveling.com

Представитель племени сиу в аутентичной одежде с венцом из перьев на голове. /Фото: irinatraveling.com

На самом деле, орлиные или другие перья были не единственными материалами, из которых составляли головные уборы коренные жители американского континента.

Причем довольно часто выбор сырья был индивидуален для каждого племени либо же схож у тех, что жили рядом. Зависел он и от территориального расположения его авторов. Однако практически всегда у головного убора было четко определенное значение, круг тех, кто может его носить, а также случаи, по которым они надевались.

Разнообразие головных уборов у индейцев на самом деле впечатляет. /Фото: vlast.kz

Так, например, существовал необычный головной убор под названием роуч. Он представлял собой нечто похожее на ирокез, который состоял из щетинок дикобраза или лосиной шерсти. Роуч был традиционным головным убором племен, которые проживали восточнее Скалистых гор, такие как понка или омаха.

Зачастую подобные шапки имели право носить только юноши, которые готовились к обряду инициации и были в шаге от звания воина или уже успели как-то себя проявить. При этом у разных племен правила получения и ношения таких головных уборов за различные заслуги нередко варьировались.

Традиционный роуч. /Фото: wikipedia.org

Традиционный роуч. /Фото: wikipedia.org

Другим довольно популярным типом головного убора у ряда племен равнинных индейцев были рогатые шапки из шерсти буйвола. Они также не были доступны первому встречному. Чаще всего право носить такие шапки имели только мужчины-воины, которые уже прошли боевое крещение и отличились во время войны.

Была и еще одна функция — сакральная или церемониальная, то есть, и случаи, когда рогатые головные уборы из шерсти буйвола надевали, также были четко определены.

Рогатые шапки у индейцев тоже встречались нередко. /Фото: blogspot.com

Рогатые шапки у индейцев тоже встречались нередко. /Фото: blogspot.com

Для изготовления особых головных уборов индейские племена использовали также шерсть выдр или бобров. По виду они напоминают тюрбаны и, как и вышеупомянутые виды, имели четко очерченную функциональность.

Так, они были частью мужского церемониального одеяния, то есть, имели ограничения по ношению. Распространены такие головные уборы были у некоторых племен, проживающих на южных равнинах, к примеру, потаватоми, пауни и осейджи.

Примерно так выглядели бобровые шапки индейцев. /Фото: pinterest.at

Примерно так выглядели бобровые шапки индейцев. /Фото: pinterest.at

На самом деле, существует немало других типов головных уборов, которые бытовали практически у всех племён. Они имели свои особенности дизайна и набором украшений. Однако все эти варианты объединены одной общей характерной чертой: носить их могли лишь те, кто заслужил это право и получил определенный статус, равно как и владельцами их могли стати лишь некоторые.

Носить головные уборы у индейцев могли далеко не все. /Фото: diletant.media

Носить головные уборы у индейцев могли далеко не все. /Фото: diletant.media

Головные уборы носили особый смысл для индейцев, ведь ими могли владеть исключительно самые могущественные и уважаемые представители племени, причем в подавляющем большинстве случаев это были мужчины. Справедливости ради, следует уточнить, что женщины также имели право носить головные уборы или украшения, однако только те, которые представляют собой повязки из бисера или венцы с несколькими перьями.

Чаще всего женщины носили именно такие головные повязки. /Фото: diletant.media, livejournal.com

Чаще всего женщины носили именно такие головные повязки. /Фото: diletant.media, livejournal.com

Интересно, что перьевой венец индейский мужчина получает не сразу большой и полностью укопмлектованный, а собирает его постепенно: за каждый подвиг или другой особый поступок он получает перо. А самое первое, еще будучи юношей, он должен заработать как доказательство того, что он перестал быть ребенком и вырос в настоящего мужчину.

Показателем такой инициации может быть совершенный подвиг: акт мужества и чести, к примеру, во время охоты. Также первое перо можно получить ка дар, за хорошо выполненную работу или за служение во благо своего народа.

Все это великолепие в каждом случае собиралось годами и десятками доблестных поступков. /Фото: liveinternet.ru

Все это великолепие в каждом случае собиралось годами и десятками доблестных поступков. /Фото: liveinternet.ru

Однако важную роль играли также сами перья, а точнее, какой птице они принадлежали. Больше всего ценились орлиные — они считались одним из высших знаков уважения.

Кроме того, такое перо, согласно верованиям коренного американского населения, обладает мистическими, даже волшебными свойствами, силой природы и духов леса. По сути, они считались не только показателями доблести и исключительных качеств, но и мощными талисманами для их владельца.

Читайте так же:
Белые джинсы мом с чем носить летом

Орлиные перья ценились больше всего. /Фото: wikiрedia.org

Орлиные перья ценились больше всего. /Фото: wikiрedia.org

Чтобы получить в венец орлиное перо, необходимо было совершить боевой подвиг, или достигнуть определенных высот в политической или дипломатической деятельности. Также, его приносили в дар, если индеец во время боя первым коснулся противника или вышел из схватки невредимым — тогда перо давали самое большое по размеру.

Еще один случай, когда оно дарилось жителю племени, относится к действиям, направленным на спасение жизни своих соотечественников или на их выживание.

Чем больше количество перьев в венце - тем больше великих деяний совершил его владелец. /Фото: gyana.pro

Чем больше количество перьев в венце — тем больше великих деяний совершил его владелец. /Фото: gyana.pro

Интересно, что, даже при наличии достаточного количества перьев, не было гарантии, что из них будет сделан большой венец, или что его будут носить.

Разрешение на создание такого особого головного убора необходимо было получить от вождя племени — именно он принимает окончательное решение, достоин ли претендент на владение такой регалии, и дает свое благословение. Поэтому нередко индейцы просто одно или несколько перьев в своих волосах.

Часто индейцы обходились без создания венца. /Фото: zzeal.co

Часто индейцы обходились без создания венца. /Фото: zzeal.co

Головной убор из перьев для индейца коренного народа Северной Америки — это, прежде всего, символ силы и храбрости. При этом, сам по себе венец был не самым практичным в повседневной жизни.

Оба эти фактора — сакральный и прагматичный — были причиной того, что в большинстве случаев головной убор применялся как традиционный элемент одежды для важных церемоний, бракосочетаний, или других праздников.

По праздникам - венец побольше, на войну - поменьше. /Фото: travelask.ru

По праздникам — венец побольше, на войну — поменьше. /Фото: travelask.ru

Именно там можно было увидеть наиболее массивные головные уборы, ведь они выполняли роль исключительно церемониальных украшений. А во время боя в качестве талисмана использовались венцы поменьше или несколько отдельных перьев. Считалось, что духи и силы природы будут оберегать доблестного воина из числа коренного американского населения от смерти и вражеских посягательств.

  • 1978 просмотров

Материалы по теме

А вот ещё:

Средневековая Скандинавия: эпос и мифология

Нам хорошо известна яркая история походов викингов 9–11 столетий. Но повседневность и культура средневековой Скандинавии также заслуживает внимания.

Альтинг: «народовластие» в Исландии

О культурной и общественной жизни скандинавов в 9−11 вв. рассказывают исландские литературные произведения. Исландцы не только сохранили язык, традиции и обычаи древней Скандинавии, но также смогли значительно обогатить культуру северных стран.

Средневековая карта Исландии. Источник: Pinterest

Около 870 года жители Норвегии начали перебираться в Страну льдов. Название, данное колонистами острову, безусловно, оправдывало себя: льды, гейзеры, вулканы, чёрный песок, отсутствие древесины и каменистая почва. Однако у берега находились просторные пастбища, на которых можно было пасти скот. Это обстоятельство послужило поводом к переезду на остров скандинавских земледельцев. Немалую роль в переселении сыграла агрессивная и суровая политика Харальда Прекрасноволосого, который занимался объединением Норвегии.

Переселенцы у берегов Исландии. Источник: Pinterest

Заселение острова перешло к финальной стадии около 930 года: хутора земледельцев и скотоводов заполонили прибрежные районы, и вскоре вся Страна льдов была разделена на четыре административные единицы. В каждой находился свой судебный орган — тинг, который подчинялся общему собранию — альтингу. Последний являлся местом не только законотворчества и решения общеисландских проблем, но также давал людям возможность познакомиться со своими земляками, послушать саги и узнать свежие новости.

Собрание у древних германцев. Источник: Pinterest

Процедура ежегодного проведения альтинга выглядела примерно следующим образом. Хранящий в своей памяти правовые обычаи «законоговоритель» взбирался на «Скалу закона» и вещал для всех собравшихся. Собственно, другой власти в Исландии не существовало. Как и вооружённых сил: окружённый морями и океаном остров был хорошо защищён природой. И вплоть до 13-го столетия ничего не менялось, все вопросы решались с помощью народовластия. В отдельных регионах Исландии силу набирали крестьянские вожаки, которые брали на себя и жреческие функции. В начале второго тысячелетия на альтинге обитатели Исландии решили принять христианство.

«Законоговоритель» на альтинге. Источник: Pinterest

Исландские саги

Как было сказано ранее, жители Страны льдов оказали огромное влияние на культурное развитие Северной Европы. Ведь именно они смогли сохранить древнегерманские легенды и сказания. Поэты-скальды родом из Исландии невероятно ценились при дворах молодых королевств Норвегии, Швеции и Дании. Прославляя подвиги монархов и поднимая боевой дух дружин, они снискали себе славу. Память о своих предках исландцы сохранили в сагах. Особой популярностью пользовались песни о героях и богах, которые перекочевали из устной традиции в письменную только к 13-му столетию.

Искусство стихосложения ценилось не меньше, чем умение орудовать мечом и ездить верхом. Скальдическая поэзия стала особым жанром, писать в котором было дано далеко не каждому. Дар такого поэта называли не иначе как «брагой Одина», «дивным даром» и «мёдом поэзии».

Снорри Стурлусон. Источник: Pinterest

Известный историописец 13-го столетия Снорри Стурлусон, благодаря которому нам известны «Младшая Эдда», «Круг земной» и «Сага об Эгиле», утверждал, что скальды не приписывали героям своих саг деяний, которые они не совершали, ибо «это было бы насмешкой, а не хвалой». Традиции устного творчества в целом были незыблемы.

Читайте так же:
Что такое джинсы американки стрейч

К сожалению, часть произведений, написанных на пергамене, сгинула в пожаре в Копенгагене в 18-м веке.

Мирная жизнь исландцев и скандинавская мифология

По сути, картина мира у жителей холодного острова не сильно отличалась от их континентальных собратьев и предков. Собственная усадьба, огороженная частоколом — натуральный прообраз Мидгарда. Он же — человеческий мир, который возделывают сами люди. Вокруг простирался враждебный мир — Утгард, где проживали хтонические существа и всевозможная нечисть. Дословно, Утгард — пространство, расположенное за оградой. Человеческое воображение рисовало и место, где находилась высшая сила — Асгард.

Один на Слейпнире. Источник: Pinterest

В усадьбе Асов проживали бессмертные боги, которые ожидали финальной битвы с чудовищами и гибель мира. В Вальхалле за столом собирались павшие воины и пировали вместе с верховным богом Одином. Его сын Тор постоянно совершал вылазки в Утгард и громил йотунов — ледяных великанов. Безусловно, культ войны присутствовал у германских народов ещё с начала первого тысячелетия нашей эры.

Но в мирное время боги могли помочь и в хозяйских делах. Тор был другом земледельцев, Фрейр и Фрейя помогали им с урожаем, а мудрый одноглазый Один, похитивший у великанов «мёд поэзии», даровал его скальдам.

Тор ловит Ёрмунганда. Источник: Pinterest

К богам относились с доверием, но при этом когда Асы не подавали знаков и не помогали, люди переставали приносить им жертвы и отказывались от дружбы с тем или иным представителем Асгарда.

К началу процесса крещения скандинавских народов трактовка мифов и легенд претерпела изменения, и в конечном счёте у общества сформировались представления о богах как о древних правителях Швеции, Дании и Норвегии, которые лишь позже обрели божественную сущность.

Смертный узел: какой набор вещей должен был быть у каждого русского на случай смерти

Когда русскому крестьянину приходило время задуматься о душе, он непременно должен был позаботиться о том, чтобы его собственный уход и жизни, равно как и кончина членов его семьи, была подготовлена надлежащим образом. Так, в обязанности мужа входило изготовление гробов для себя и своей супруги. При этом в прежние времена гроб делали долбленым, по форме человеческого тела – если гроб оказывался по размеру больше необходимого, это считалось дурным предзнаменованием и сулило смерть еще кому-то из ближайшей родни. В то же время гроб должен был быть «удобным» для покойного – ведь тело должно было лежать в нем до Страшного суда. К женским же обязанностям относилась подготовка похоронных («смертных») узлов – для себя, мужа и неженатых членов семьи пожилого возраста.

В деревнях традиция собирать «смертный узел» сохранилась до сих пор. Во многом это объясняется и чисто практической стороной вопроса: чтобы, в случае неожиданной смерти пожилых родителей, облегчить последние проводы для молодежи, которая по большей части уезжает жить из деревни в город. Все необходимое для будущих похорон хозяйки хранили на дне сундука вместе с остальными домашними пожитками, завернув предварительно в платок, перевязанный с угла на угол – отсюда и название «смертный узел». С 1970-х годов вместо платков в ход пошли уже на тот момент вышедшие из моды, а потому утратившие свою повседневную ценность фанерные чемоданчики.

Традиционным цветом погребальной одежды на Руси считался белый. Хотя этнографы отмечают, что, например, в Рязанской области у хозяек принято обновлять вещи в своем смертном узле по мере старения – чем почтеннее возраст, тем темнее наряд. Непременным условием было хоронить покойника в новом исподнем белье. Исключением были дети, умершие во младенчестве – их клали в гроб в крестильной рубашке или рубашке, в которую вшивали часть крестильной. Желательно было, чтобы и остальная одежда на усопшем была новой, но здесь были возможны допущения. Мужчин чаще, чем женщин, хоронили в праздничной, но уже ношеной одежде. Женщины тоже могли отложить для похорон свой праздничный наряд, но предпочитали все же шить обрядовую одежду специально. Даже с распространением швейных машинок шить одежду для «смертного узла» принято было вручную, «живой ниткой», без завязывания узлов, и движением иголки от себя. До революции наряд покойника, как правило, отличался от того, в чем было принято ходить в повседневной жизни, тогда как с наступлением советского времени это правило утратило свою силу, одежда покойников стала идентична обыденной. Однако с самого начала наряд усопшего должен был верой и правдой служить ему на том свете. Оттого в некоторых случаях в «смертный узел» добавлялась даже пара сменного белья.

Последний наряд готовился со всей тщательностью – чтобы было не стыдно «ни себе, ни детям». Мужчин было принято хоронить в рубахе, кальсонах, льняных портах и шапке. Женщин хоронили в сарафане с длинным рукавом, надетом поверх ночной рубашки, хлопчатобумажных чулках (колготки на покойницах не допускаются до сих пор!) и в головном платке традиционно белого цвета. Лишь в последние десятилетия простой белый платок стал заменяться шелковым платком или шарфом в тон платья, но в деревнях традицию белого платка чтут по-прежнему. Само погребальное платье должно было быть строгим – без лишних кружев и рюшей. Во второй половине XX века для своего «смертного узла» хозяйки стали иногда готовить и вошедшее в моду платье-костюм – юбку с кофтой из одинаковой ткани. Издревле также существовала традиция класть женщин гроб в подвенечном платье, особенно это касалось незамужних дев.

Читайте так же:
Какая была елена прекрасная сивка бурка

Традиционной обувью покойника изначально были лапти или сапоги, но с 1950-х годов их сменили тапочки. Чтобы усопшему было удобно ходить в загробном мире, тапочки делались мягкими, на два размера больше, чем прижизненная обувь – с учетом распухания ног после смерти, и непременно с задником, чтобы тапочки «на том свете с ноги не соскакивали».

В традиционный набор «смертного узла» русского крестьянина входили также пояс, носовой платок, медный крестик, записанная на бумагу молитва и саван – двуполое холщовое покрывало с капюшоном, в котором покойник на том свете переходил «огненную реку». Мужской саван отличался от женского: первый шили наискосок, второй со сборками. В качестве обязательного атрибута для похорон хозяйки заготавливали также неразрезанное по длине вафельное полотенце, на котором гроб опускался в могилу. Еще одной древней традицией у русских женщин было на протяжении всей жизни собирать с расчески выпавшие волосы и складывать их в специальный мешочек. Этими волосами потом набивалась сшитая вручную подушка, которую клали покойнице под голову. Вместе с ней в гроб клали и гребень. В наши дни расческу принято класть в гроб и мужчинам. В 1970-х годах бытовала традиция покупать для «смертного узла» набор деревянных ложек, которые раздавали участникам поминок на сороковины. Позже ложки заменили бокалами.

Что поисковики находят в карманах солдат, погибших в ВОВ

Останки военнослужащих Великой Отечественной войны

Немецким пилотом, останки которого нашли краснодарские поисковики, оказался известный летчик Хорст Шиллер. Именно он в сентябре 1939 года сбросил первые бомбы на Польшу, дав старт Второй мировой войне. Но это далеко не первая громкая находка поисковиков на Кубани, где оккупанты во время войны соорудили «Голубую линию» — прочную систему укреплений на Таманском полуострове, прорванную Красной Армией только осенью 1943 года. Руководитель поисковой организации «Щит и Меч» Алексей Корецкий показывает корреспонденту «Газеты.Ru» стенды, на которых выставлены обнаруженные в кубанской земле вещи и снаряды.

— В основном у нас сотрудники органов внутренних дел, Краснодарского университета МВД, уголовно-исполнительной системы, судебные приставы. Конечно, есть и волонтеры из гражданских. Кто-то приходит откопать на память каску, кто-то от чистого сердца, чтобы поднять бойца, установить его родственников. А металл, который здесь выставлен, просто дает понять масштабы, показывает, какой ценой завоевана Победа.

— Каски и снаряды очень плохо сохранились…

— Потому что чернозем, удобрений много. Основные раскопки проходят на «Голубой линии» — системе немецких укреплений от Темрюка до Новороссийска. Там найдены большинство из пяти тысяч бойцов, которых «Щит и Меч» обнаружили за эти годы. В основном, конечно, пехота.

— Как устанавливают имена?

— Смертные медальоны с полным именем и адресом встречаются очень редко. Считалось страшной приметой его заполнить, раз заполнил — смерть накликал. Из эбонитовых капсул для медальонов, как правило, делали мундштуки, а вкладыши выкидывали. Если находим медальон, то это один случай из ста. Вот один из них, 1943 года, подлинник.

(Алексей протягивает заламинированную полоску бумаги, на которой неровным почерком, с ошибками написан адрес в Саратовской области. «Жена Антонина Степанова, фамилия Краснова. Кто найдет этот адрес, то сообщите моей жене, что меня нет».)

— Определить имя может помочь любая вещь. Например, ложка с выцарапанными инициалами. На руках есть список дивизии — смотрим, кто воевал на этом участке. Находим бойца с такими же инициалами, перепроверяем, на каком рубеже он погиб. Чаще всего совпадает.

Регулярно обращаемся за уточнениями в Центральный архив Министерства обороны — оттуда информация приходит своевременно. Военкоматы стали отвечать на запросы лишь два-три года назад, до этого в 90% случаев нас игнорировали. Когда устанавливаем имя, связываемся с родными.

— С немецкими тоже? Слышал, Германия щедро платит за солдат вермахта.

— Это бешеный бред, непонятно кем культивируемый. В 90-е, может быть, и платили. Но мы отдаем немцев без всяких денег Фольксбунду (немецкая общественная организация, полное название Народный союз Германии по уходу за военными захоронениями. — «Газета.Ru»).

Соотношение немецких и советских погибших примерно один к трем.

Гитлеровцы были на укрепленных позициях, на сопках, а нашим приходилось все время штурмовать. А когда летом 1942 года немец наступал, он делал это клиньями, владел современной на тот момент техникой.

Читайте так же:
Как часто надо стирать джинсы при повседневной носки

— Самая большая братская могила, которую удалось найти?

— 64 человека, в Крымском районе. Их стащили в большую воронку за руки — за ноги либо наши, либо немцы. Специально могил почти не копали, люди были измотаны боями. Трупы бросали или в крупные воронки, или в блиндажи. Случалось, в одну траншею, особенно местное население весной и осенью 1943 года, сбрасывали всех без разбору, иногда пересыпали известью или хлоркой.

— Какие вещи чаще находите у бойцов?

— Мародерство было всегда – и тогда, и сейчас. Наиболее ценные вещи еще тогда растащили. Из личных предметов часто попадаются часы, перочинные ножи, карманные бритвы. Запомнился наборный мундштук из смертного медальона, фигурно украшенный цветным пластиком. Однажды попалась деревянная ложка, ее нашли в немецком бачке от противогаза у нашего солдата. Очень редко бойцы использовали трофейные бачки для переноски еды и хранения личных вещей.

Несколько раз встречались алюминиевые портсигары с надписью «Смерть фашистским оккупантам!», сделанные из крыла самолета.

Бумага практически не попадается, только если останки в глине лежали. Так нашли партийный билет, фамилию в котором удалось разобрать с помощью специалистов экспертизы МВД.

На наших бойцах часто встречаются рыжие американские ботинки. Или вот еще — очень удивился, когда на ленд-лизовской тушенке 1942 года прочитал «40% сои». Обязательно запишите, пусть знают, что уже тогда нас пичкали соей.

Среди редчайших вещей — наша стеклянная капсульная мина.

Выглядит как маленькая бутылочка. Внутрь находится аматол — смесь аммиачной селитры и тротила, при нажатии ногой на пробку раздавался взрыв.

— У гитлеровцев такой же набор?

— Однажды у немца нашли шкатулку с зеркальцем — для героина. В красных алюминиевых тубусах попадались таблетки первитина — современный метамфетамин, наркотик. То, что губит нашу молодежь сейчас, у немцев было при Третьем рейхе. В пластиковом тубусе нашли обеззараживатель для воды.

Попадаются запечатанные бутылки из-под пива, правда, напиток вытек через проржавевшую пробку. Вот тюбик с кремом от обморожения рук — его хоть сейчас можно на ладони выдавить. Вот румынская каска. Ее нашли с подшлемником, внутри даже остатки волос были и следы от опарышей. А в карманах у румына были советские монеты. На сувениры награбил.

Вообще немцы меня меньше всего интересуют. Когда СМИ стали разносить новость о найденном Хорсте Шиллере, превозносили его как «легендарную личность», «аса летчика Второй мировой войны». Да мразь он, и полег в нашей земле не зря!

Чем же легендарный? Тем, что первым бомбу на Польшу бросил! Да от его бомб столько людей погибло…

— К слову, удается установить при каких обстоятельствах погиб тот или иной боец?

— Вот уникальная фотография одной из могил. Здесь боец лежит на дне траншеи, руки до последнего сжимали жгут, которым затягивал на бедре остаток оторванной выше колена ноги. Ногу рядом так и не нашли. Под головой остатки рюкзака, котелок, рожок, сохранилась рюмка — однополчане влили раненому товарищу в рот спирт, побежали дальше в атаку, планируя вернуться за ним. Помощи он так и не дождался.
На следующем снимке бойца завалило землей, он до последнего пытался выбраться. Нашли на глубине двух метров.

— Что потом делаете с останками?

— Проводим эксгумацию. Если захоронение сомнительное — вдруг современные жертвы, то вызываем следователей. Как правило, это по личным вещам, по патронам, каске легко определить. Если рядом с останками взрывоопасный предмет, звоним в полицию, если авиабомба — обращаемся в МЧС.

В Крымском районе администрация выделила нам комнату на кладбище, где в течение года складываем все останки. Торжественное захоронение проводится или 9 октября, в день освобождения Кубани, или 9 мая. Кое-где останки до захоронения оставляем в храмах — батюшки благословляют. На братской могиле «Сопки героев» под Крымском подзахараниваем бойцов каждый год.

А в этом июле в рамках экспедиции «Таманский плацдарм — 2014» впервые обнаружили на глубине шести метров быстроходный катер с останками радиста.

Это на косе Тузла, на самой границе с Украиной. По закону затонувший катер с бойцами официально считается братской могилой, поэтому перезахоранивать не будем. Следующим летом планируем повторно спуститься к месту гибели, установить табличку с фамилией радиста. С этого катера подняли американский зенитный пулемет, сейчас он в музее боевой славы Краснодара.

— С «черными копателями» часто сталкиваться приходится?

— «Чернушники» валом работали по всей России. Резвились не на шутку. Кости лопатами перебивали, раскидывали вокруг так, что не установишь — где немец, где наш. Их интересует оружие, драгоценности, редкие ордена. Даже монетки из карманов бойцов. Поэтому поддерживаю недавно принятый закон, ограничивающий их деятельность.

Солдатский смертный медальон

СОЛДАТСКИЙ СМЕРТНЫЙ МЕДАЛЬОН

Солдатский медальонидентификационная записка, которая хранилась в металлическом футляре у бойца. По ней должны были в случае смерти солдата установить его личные данные.

Текст записки из медальона

Был утвержден инструкцией стандартный бланк, в котором каждый участник войны должен указать следующие сведения о себе:

  • Фамилия, имя, отчество
  • Военное звание
  • Год рождения,
  • Место рождения (полные названия области и деревни, сельский совет),
  • Домашний адрес семьи,
  • Данные родственника (обычно жена или один из родителей),
  • Место призыва (название военкомата)
  • Группа крови.
Читайте так же:
Серенада рикардо венец творенья дивная диана

Почему не у всех были медальоны

Требовалось заполнение двух экземпляров записки. В случае гибели солдата одну копию бланка из солдатского медальона передавали в штаб, а вторую – передавали родным или оставляли у бойца для последующей идентификации. Бойцы же заполняли только одну копию. Об этом свидетельствуют находки поисковых отрядов.

Часто однополчане забирали капсулу целиком, для передачи в штаб и внесении данных в список безвозвратных потерь. Поэтому погибшего хоронили или оставляли на поле боя без опознавательных знаков. (Подробнее о
Как установить судьбу участника Великой отечественной войны)

Записка из солдатского смертного медальона на имя Романичева Ивана Михайловича из города Звенигорода. Картинка взята с сайта odin-fakt.ru Солдатские медальоны

Записка из солдатского смертного медальона на имя Романичева Ивана Михайловича из города Звенигорода. Картинка взята с сайта odin-fakt.ru

Бытует мнение, что люди старались не заполнять медальоны. Название «смертные» предполагало у суеверных людей, что вписав сведения о себе, человек обязательно погибнет. Возможно, часть людей действительно так считало.

Другой момент, с которым связано отсутствие солдатского медальона, частое изменение в системе учета личного состава. В попытках усовершенствовать систему учета постоянно происходили изменения.

До Великой отечественной войны

Опознавательные солдатские знаки были введены императором Николаем II в начале 20 века. Целью этих знаков была опознавательная способность. Все вещи солдат клеймили личным номером бойца, а также сведения о месте его службы. На некоторых личных вещах указывалась фамилия. По номеру легко было опознать владельца оружия или другой личной вещи.

Затем были изготовлены металлические пластины, содержащие сведения о месте службы человека и его личный номер. Эти пластины хранились в части, выдавались на руки в случае увольнения солдата, а по возвращении в расположение части они сдавались обратно.

На Первой мировой войне (1914 – 1918 гг.) для опознания погибших бойцов были введены специальные солдатские нашейные медальоны. Они представляли собой плоскую жестяную коробочку, в которую вкладывался кусочек пергамента с информацией о бойце.

Помимо вышеперечисленных сведений указывалось вероисповедание, сословие, данные места службы, имеющиеся награды. В инструкции к нему было сказано, что его постоянное ношение на шее на шнурке обязательно.

Перед Гражданской войной введен солдатский медальон и дополнен служебной красноармейской книжкой (то что сейчас мы называем военным билетом), содержащей всю информацию о бойце и его послужной список. Выдавались при поступлении в военную часть. Данные места службы в целях безопасности указывать запретили.

В 1937 году медальоны за ненадобностью отменили. Выяснилось, что при негерметичном закрытии медальона пергамент быстро разрушается. У бойцов оставили красноармейскую книжку, которая являлась главным удостоверением личности военнослужащего.

В 1939 году был вновь введен солдатский медальон, а в 1940 году отменено всё. Искали новые удобные и долговечные способы идентификации личности солдата.

Медальоны времен Великой отечественной войны

Перед самым началом Великой отечественной войны были созданы капсулы из специального материала – бакелита или его российского аналога карболита.

Он очень похож на пластик, по своим свойствам отличается твердостью и крепостью, может принимать любую форму. В 20 веке его использовали в машиностроении и локомотивостроении. А еще из него изготавливали курительные трубки: благодаря свойствам материала трубка не деформировалась и не выделяла вредные вещества.

Капсула солдатского смертного медальона времен Великой отечественной войны. Солдатские медальоны

Капсула солдатского смертного медальона времен Великой отечественной войны.

Учитывая свойства карболита, было решено изготавливать из него солдатские медальоны. Они должны были отлично сохранять бумагу с данными о солдате и облегчить идентификацию личности в случае смерти.

Кстати, есть утверждение, что некоторые солдаты переделывали свои смертные медальоны в курительные трубки.

К началу Великой отечественной войны не было произведено достаточное количество смертных медальонов, поэтому погибшие в первый год могли их не иметь.

Некоторые солдаты делали личные капсулы из гильзы, вкладывая туда бумажку со своими данными. Иногда встречались деревянные капсулы, покрытые лаком. Хоть они и не так долговечны, но свою функцию в военное время выполняли.

Но часто никаких личных знаков у бойцов не было. (Читать статью о пропавших без вести)

Осенью 1941 года были вновь возвращены красноармейские книжки для всех бойцов.

В конце 1942 года обязательные солдатские смертные медальоны были отменены. Некоторые люди продолжали носить их, используя по назначению или для хранения иголок, рыболовных крючком или других ценных вещей. Другие вздохнули с облегчением, выбросив или переделав медальоны – помнили про плохую примету «смертного» медальона.

Поисковые отряды

Современные поисковые отряды ездят на «Вахту Памяти», где занимаются поисками погибших воинов Великой отечественной войны, с дальнейшим захоронением останков, поисками родных обнаруженных солдат.

Для чтения записок из солдатских медальонов используют современную технику. Поэтому рукописный текст записки из пролежавшего в земле медальона стало возможным прочесть.

Сайт Книги с именами из солдатских медальонов kremnik.ru

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector