Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова»
Цель занятия:Продолжать обучению звукового анализа слов; учить различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.
1. Развивать фонематическое восприятие, слуховой контроль над речью.
2. Учить проведению звукового анализа слова. Знакомство со звуковым анализом слова ПАУК.
3. Закреплять умение различать гласные и согласные звуки
4. Продолжать учить называть слова с заданным звуком.
5. Способствовать сохранению правильной осанки и положительному эмоциональному настрою детей.
• развивать логическое мышление, творческое воображение, зрительную память, мелкую моторику
• развивать связную, выразительную речь детей
• развивать умение отвечать полным предложением.
• воспитывать уважение ко взрослым, друг к другу
• воспитывать такие чувства,как: взаимопомощь, взаимовыручка
• воспитывать любовь к природе.
Создание среды для организации и проведения ОД:
• Телефон с СМС сообщением
• Фишки, обозначающие звуки
• Шапочки звуковичков
Приемы руководства деятельностью детей в ОД:
1.Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: создание проблемной ситуации; игровая ситуация.
2.Приемы активизации деятельности детей в процессе ОД: беседа, вопросы к детям, создание развивающей среды, анализ и выводы.
3.Приемы организации практической деятельности детей: художественное слово; физкультминутка «Зима», звуковой анализ слова
4.Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности, показ слайдов.
5.Приемы оценки и самооценки: анализ деятельности, поощрение, взаимопомощь детей.
Беседа «Что такое посылка»
Знакомство с дедом Грамотеем
Разучивание физминутки «Зима»
Виды детской деятельности в ОД:
— умения детей действовать самостоятельно;
— проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
— воспитание нравственных качеств;
— активизация словарного запаса;
— формирование умения выполнять звуковой анализ слова
Критерии оценки деятельности детей на занятии
1. Активно участвует в продуктивной деятельности.
2. Проявляет самостоятельность.
3. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
5. Эмоционально реагирует.
6. Соподчиняет мотивы.
7. Проявляет волевое усилие.
8. Аргументирует самооценку.
9. Ребенок вступает в обсуждение.
Ход ОД:
1. Организационный момент.
Дети заходят в зал.
(Звук СМС сообщения)
Воспитатель: Пришло СМС сообщение от деда Грамотея из страны АБВГДейка. «Дорогие ребята старшей группы № 2, хочу выслать вам посылку, но не знаю вашего адреса. Позвоните по телефону 907010 и назовите свой адрес. До свидания. Дед Грамотей из страны АБВГДейка»
-Ребята, хотите получить посылку?
-Тогда давайте позвоним и сообщим свой адрес (адрес сада)
— Я включаю громкую связь, а вы хором говорите свой адрес (г. Оренбург, пр. Гагарина 12 в, детский сад № 87)
2. Основная часть.
-Ребята, пока посылка в пути, давайте поиграем. А поиграем мы с вами в игру «Слова наоборот» (с мячом)
(дети садятся на, лицом к экрану)
Звучат звуки зимы
Воспитатель: Что за звуки мы слышим? (слайд № 2)
Вос-ль: Правильно! на экране пейзаж зимы
— Какими словами мы можем сказать о зиме? Какая она? (передаём снежинку и называем описательные слова)
Дети: снежная, холодная, суровая, морозная…
ГОЛОС с экрана: (слайд № 3) Здравствуйте, ребята! Посылку Дед Грамотей выслал, но она попала в мои снежные владения. Наверное её я оставлю себе. Хотя… Я верну её вам, если вы выполните мои задания.
(на экране появляется одна снежинка – 1 задание. Слайд № 4)
1. Артикуляция звуков: ЗИМА хочет поиграть с вами в дразнилки. А вы хотите поиграть?
Дети: Да! (Слайд № 5, № 6)
Вос-ль: Я буду показывать звуки, а вы их будете озвучивать все вместе хором.
Ветер со снежинками играет — У-У-У-У
Ветки с дерева срывает — И-И-И-И
Снежинки по ветру летят- О-О-О-О
Прямо под ноги ребят — А-А-А-А
А,О,У, И – это что за звуки? (подходим к столу)
Вос-ль: Почему их так называют?
Дети: Они легко, тянутся, поются.
Вос-ль: Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?
(правильный ответ на слайде 7)
Восп: Сколько гласных звуков вы знаете?
Вос-ль: А звуки, которые нельзя спеть, как называются?
Вос-ль: Какие согласные бывают?
Дети: Твёрдые и мягкие.
Восп: Согласные твёрдые звуки каким цветом обозначаем?
Воспитатель: Согласные мягкие каким цветом обозначаем?
_Ребята, кто понял почему Зима нам задаёт вопросы о звуках?
(Да, потомучто у зимы много разных звуков: то как зверь она завоет, то заплачет как дитя… Вот она и захотела побольше узнать о звуках)
(Слайд № 10 – второе задание)
2. Игра «Угадай какой звук?» (за столом сидя)
Воспитатель называет звуки, а дети показывают нужные фишки
(Слайд № 10—11 –третье задание)
3. Игра «Старший и младший братья» (с мячом) (Встаём полукругом) (Слайд № 12, № 13)
Посмотрите на экран: Звуки взялись за руки. Почему они так дружны? Может быть они родственники?
Воспитатель называет твёрдые согласные, а дети называют мягкие согласные»
ФИЗМИНУТКА: «Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем.
(имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем.
(шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим.
(пружинистые движения на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим.
(плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурку лепим мы, лепим мы.
(соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы.
(развести руки в поклоне и поставить на пояс)
4. Назвать слова, начинащиеся со звука «с» (Слайд № 15)
(Садимся за столы)
5. Звуковой анализ слова ПАУК. (Слайд № 17-23, № 22 по щелчку)
Воспитатель: Посмотрите какие узоры вырисовывает мороз зимой на окнах. Что напоминают нам узоры на окнах.
Воспитатель: На что похож следующий узор? (на паутину)
Воспитатель: А кто плетёт паутину? (паук)
Следующее задание ЗИМЫ выполнить звуковой анализ слова «ПАУК»
— Сколько звуков в том слове?
_Разделим на слоги слово паук. Сколько слогов в этом слове? (2)
-1 звук (П) какой? (согл, твёрдый)
— Какого цвета фишку поставим? (синий)
_Назовите 2 звук. Какой он? (а) (гласный)
— Какого цвета фишку поставим? (красного)
— Назовите следующий звук. Какой он? (у) (гласный)
— Какого цвета фишку поставим? (красного)
— Назовите следующий звук. Какой он? (к) (согл, твёрдый)
— Сколько всего звуков в том слове? (4)
— Сколько гласных звуков?
-Сколько согласных звуков?
— Обратите внимание в слове ПАУК стоят подряд два гласных звука. Мы впервые сегодня выполнили звуковой анализ слова ПАУК
6. Игра «Живые звуки»(Слайд № 24)
7. Отгадайте загадку и выполнить звуковой анализ слова «ЗИМА»
Я тепла не потерплю:
Все поляны побелю,
Замету снежком дома
Потомучто я … (зима) (Слайд №25, 26)
Проводится звуковой анализ слова самостоятельно.
-Ребята, ЗИМА нас просит составить предложение со словом ЗИМА.
.Воспитатель: -Ребята, вы любите зиму?
— Давайте мы подарим стих Зимушке (стих)
Мы в снежки сражаться будем
Мы с горы кататься любим
И поэтому нам очень
Очень нравится ЗИМА!
Воспитатель: –Вы выполнили все задания Зимушки.
(На экране появляется ЗИМА)
ЗИМА: (Слайд № 27)— Спасибо за стихотворение. Ну что ж, ребята, выполнили вы мои задания. И я много узнала о звуках. Я рада, что познакомилась с такими интересными ребятами, как вы. Посылка, адресованная вам уже наверное прибыла. До Новых встреч!
Воспитатель: Она не прощается с нами, а говорит нам «До свидания» Мы с ней будем встречаться каждый день.
ВОСПИТАТЕЛЬ: — Пока посылку нам несут…
ИТОГ:Воспитатель:Встали в кружок и вспомним:
• Кто прислал нам СМС сообщение?
• Что нам выслал Дед Грамотей?
• Мы сразу получили посылку? Почему?
• Справились мы с заданиями ЗИМЫ?
• Вы – умнички, говорили уверенно, правильно, полными предложениями
(Заносят посылку). Эмоции детей.
Прикреплённые файлы:
prezentacija-k-konspektu_kmm8m.pptx | 5666,45 Кб |
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуковой анализ слова «зонт» Конспект открытого занятия по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) в старшей группе. Тема: звуковой анализ слова «зонт». Цель:.
Конспект занятия по обучению грамоте «Слоговой состав слова» в подготовительной группе Цель: дать понятие о слоге, учить делить слова на слоги, совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать словарный запас, мышление,.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [л]-[л’]» и буква Л в старшей группе Название занятия: «Звуки «Л,Ль» и буква «Л,Ль». Цель: Познакомить детей со звуком «Л,Ль» и буквой «Л,Ль». Продолжать учить детей внимательно.
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте Старшая группа Составила Красикова А. Н. Цель : Обучать звуковому анализу слова, умению.
НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слов» НОД по обучению грамоте в старшей группе Программное содержание: — освоение звукового анализа слов; — определять протяженность слов и составлять.
Технологическая карта ОУД для подготовительной логопедической группы «Буква Аа. Звуковой анализ слова «шар» Технологическая карта организованной учебной деятельности для подготовительной логопедической группы Образовательные области: «Коммуникация».
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Согласные звуки» Занятие № 7 по грамоте в старшей группе. Тема: «Согласные звуки» Цель: Дать понятие «согласный звук», развивать умение отличать гласные.
Занятие по грамоте «Звуковой анализ слова «Изба»» Оу ызметіні йымдастырулы техналогиялы картасы Технологическая карта организованной.
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. Звуковой анализ слова «гуси» Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова Цель: • Создать условия по овладению.
Звуко-буквенный (фонетический) разбор слова
Чтобы выполнить этот разбор слова, как звучащей единицы языка, пишется транскрипция — запись звукового состава слова. Выполняется точная запись, как звучит слово.
Часто орфографическая запись слова и его звучание не совпадают. В слове может быть одинаковое количестве звуков, звуков больше, чем букв, и букв больше, чем звуков.
. Звуко-буквенный разбор — это анализ звукового состава слова и его буквенного отображения на письме.
Для начала разберемся, какие бывают звуки.
Все звуки делятся на гласные и согласные .
Буквы, которые обозначают гласные звуки, считаются гласными буквами ,
Буквы обозначающие согласные звуки – согласными буквами .
Согласные звуки
Согласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха встречает различные препятствия.
Перечислим согласные звуки и соответствующие им согласные буквы.
Б В Г Д Ж З Й К Л М Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
Многие согласные звуки образуют пары и называются парными.
Пары бывают звонкие – глухие:
Звонкие | Б | В | Г | Д | З | Ж |
Глухие | П | Ф | К | Т | С | Ш |
Непарные звонкие | Л | М | Н | Р | Й | |
Непарные глухие | Х | Ч |
Пары бывают т вердые – мягкие :
Твёрдые | Б | В | Г | Д | З | К | Л | М | Н | П | Р | С | Т | Ф | Х |
Мягкие | Б’ | В’ | Г’ | Д’ | З’ | К’ | Л’ | М’ | Н’ | П’ | Р’ | С’ | Т’ | Ф’ | Х’ |
Непарные твердые | Ж | Ш | Ц | ||||||||||||
Непарные мягкие | Ч | Щ | Й |
Гласные звуки
Гласные звуки – это звуки, при произношении которых проходящая в полости рта струя воздуха не встречает препятствий, их можно пропеть.
Имеется шесть гласных звуков соответствующих шести гласным буквам:
А О У Ы Э И
В слогах звуки А, О, У, Ы, Э обеспечивают твердое произношение впереди стоящих согласных букв: М А , М О , М У , М Ы , М Э .
Звук И обеспечивает мягкое произношение – М И .
Остальные гласные буквы имеют по два звука:
Е [йэ] Ё [йо] Ю [йу] Я [йа]
Гласные звуки делятся на ударные и безударные.
Тот звук, на который в слове падает ударение, называется ударным, если на звук не падает ударения, то он называется безударным.
. Помним: сколько в слове гласных, столько и слогов.
Как сделать звуко-буквенный разбор слова.
Уважаемые читатели!
Все материалы с сайта можно скачивать абсолютно бесплатно. Все материалы проверены антивирусом и не содержат скрытых скриптов.
Материалы в архиве не помечены водяными знаками!
Если материал нарушает чьи-то авторские права, просьба написать нам по обратной связи, указав авторство материала. Мы обязуемся либо убрать материал, либо указать прямую ссылку на автора.
Сайт пополняется материалами на основе бесплатной работы авторов. Eсли вы хотите отблагодарить их за работу и поддержать наш проект, вы можете перевести любую, не обременительную для вас сумму на счет сайта.
Заранее Вам спасибо.
Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова
В устной речи слова состоят из звуков. В письменной речи слова состоят из букв. Звуки мы произносим и слышим. Буквы мы пишем и видим. На письме звуки обозначаются буквами.
Фонетический разбор слова — это анализ звукового состава слова. Выполнить фонетический разбор — значит охарактеризовать все звуки, из которых состоит слово.
Примечание. В начальной школе этот разбор обычно называют звуко-буквенным разбором слова.
Обозначения, применяемые при фонетическом разборе
Фонетическая запись слова называется транскрипцией. Слово, заданное для фонетического анализа, обозначается в тексте цифрой 1 .
Для оформления фонетической записи используются квадратные скобки. Каждому звуку соответствует один знак. Большая буква не используется. В словах обязательно ставится ударение. Мягкость согласного звука обозначается значком [❜].
Есть ещё один дополнительный значок — знак долготы согласного звука [черта вверху]. Он используется в тех случаях, когда из двух букв получается один звук: длинный [дл❜и н ый❜], сшить [ ш ыт❜].
Порядок фонетического разбора слова
- Произнести слово, установить количество слогов и место ударения.
- Провести фонетическую запись слова.
- Охарактеризовать последовательно каждый звук:
а) назвать гласный звук, определить его как ударный или безударный;
б) назвать согласный звук, определить: звонкий он или глухой; твёрдый или мягкий. - Записать, сколько в слове букв и сколько звуков.
Краткое разъяснение содержания и последовательности операций фонетического разбора
- Произнести слово и послушать себя. Для определения количества слогов следует произнести слово скандируя, т.е. по слогам. Для определения ударного слога слово произнести целиком, слитно.
- Записать транскрипцию слова (сделать фонетическую запись).
- Характеристика звуков — это называние звуков по порядку следования их в слове. Этот пункт и есть собственно звуковой разбор.
Следует протянуть или голосом выделить первый звук в составе слова (а не так, как звучит этот звук отдельно, один), затем так же выделить остальные звуки.
После этого охарактеризовать звук: гласный — ударный он или безударный, согласный — звонкий он или глухой, имеет ли пару по звонкости-глухости, твёрдый или мягкий, имеет ли пару по твёрдости-мягкости. - Подсчитать, сколько в слове букв, и записать; подсчитать, сколько в слове звуков, и записать. Установить их соответствие, т.е. одинаково ли количество букв и звуков или букв (звуков) больше или меньше. Объяснить причину разного количества букв и звуков.
При проведении фонетического разбора слова допускаются варианты:
1) кроме характеристики звуков можно указывать, какой буквой обозначен на письме анализируемый звук;
2) мягкость звуков, не имеющих пары по твёрдости-мягкости, можно не обозначать знаком [❜].
Соловья 1 баснями не кормят
Образец устного фонетического разбора
1–2. Произношу слово соловья — [салав’й’а́].
В этом слове три слога — со|ло|вья. Ударный слог третий. Ударение падает на звук [а]. Первый и второй слоги безударные.
Гласные звуки. В первом и втором слогах звук [а], обозначенный буквой о, слышится и произносится неотчётливо, т.к. безударный. В третьем слоге звук [а], обозначенный буквой я, слышится и произносится отчётливо, т.к. ударный.
Согласные звуки. Звуки [с] и [л] слышатся и произносятся отчётливо, т.к. находятся перед гласными. Звук [в’] слышится и произносится отчётливо. Обозначены эти звуки буквами эс, эль, вэ. Звук [й’] слышится и произносится отчётливо, т.к. находится перед гласным звуком и отделён от предыдущего звука разделительным ь.
3. Гласные звуки.
[а] — безударный, обозначен буквой о;
[а] — безударный, обозначен буквой о;
[а́] — ударный, обозначен буквой я.
[с] — глухой парный, твёрдый парный, обозначен буквой эс;
[л] — звонкий непарный, твёрдый парный, обозначен буквой эль;
[в’] — звонкий парный, мягкий парный, обозначен буквой вэ;
[й’] — звонкий непарный, мягкий непарный, обозначен буквами разделительный ь и я.
4. В слове соловья 7 букв и 7 звуков. Количество букв и звуков совпадает: ь не имеет звукового значения; я имеет два звуковых значения.
Образец письменного фонетического разбора
соловья́; со|ло|вья; 3 слога.
с [с] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;
о [а] — гласный, безударный;
л [л] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;
о [а] — гласный, безударный;
в [в’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный;
[й’] — согласный, звонкий непарный, мягкий непарный;
я [а́] — гласный, ударный.
7 букв, 7 звуков.
Количество букв и звуков совпадает: ь не имеет звукового значения; я имеет два звуковых значения.
Будет и на нашей улице праздник 1 .
Образец письменного фонетического разбора
пра́здник; пра|здник; 2 слога.
п [п] — согласный, глухой парный, твёрдый парный;
р [р] — согласный, звонкий непарный, твёрдый парный;
а [а́] — гласный, ударный;
з [з’] — согласный, звонкий парный, мягкий парный
н [н’] — согласный, звонкий непарный, мягкий парный;
и [и] — гласный, безударный;
к [к] — согласный, глухой парный, твёрдый парный.
8 букв, 7 звуков
Количество букв и звуков не совпадает, потому что буква д не имеет звукового значения.
Читайте также другие темы раздела «Русский язык для начальной школы»:
Слоги для чтения по букварю Н. Жуковой
Методика Жуковой обучению чтению – это комбинирование традиционного звукового (от звука к букве, от буквы к слогу) подхода с логопедическим. Единицей чтения выступает не отдельная буква, а слог. В этой статье мы подготовили для вас карточки со слогами для чтения дошкольников по букварю Н.Жуковой, основываясь на её рекомендациях, которые вы можете распечатать бесплатно.
Больше заданий для обучения чтению по слогам с детьми вы найдете в разделе «Читаем по слогам — Задания и материалы по чтению»
Порядок изучения букв по жуковой
Надежда Сергеевна в своем обращении в начале букваря советует не учить все буквы азбуки сразу, а делать это постепенно. Ребенок изучает несколько букв и сразу же их складывает в слоги. Вначале учим гласные А,У,О и сразу же их складывает в слоги. Еще буквы — еще слоги. Это позволяет ребенку быстрее овладевать навыками грамотного чтения и письма.
Слоговые таблицы по методике Жуковой
Учить слиянию букв в один слог надо так: взрослый двигая (пальцем или карандашом) от первой буквы ко второй соединяет их дорожкой, при этом тянем первую букву, а вторую говорим коротко. В итоге ребенок, самостоятельно передвигая пальчик от буквы к букве научиться читать слоги. Не допускайте прочтения букв побуквенно, это затруднит ребенку овладение слитного чтения. Дошкольнику легче научиться читать слоги с начального гласного затем согласный (обратные слоги), труднее с начального согласного и конечного гласного (прямые слоги). Поэтому для начала учит е соединять буквы в слоги с 2 гласных.
АУ,УА,АО
Начинаем учить согласные буквы М,С,Х,Р,Ш и составлять из них слоги.
Изучаем гласную букву Ы и согласные буквы Л,Н,К,Т. Тренируем чтение слогов с гласными буквами А,О,У,Ы.
Учимся читать слоги с гласной И и ранее выученными согласными буквами.
Продолжаем учить согласные буквы П,З,Й,Г, В,Д,Б,Ж. Тренируемся в прочтении слогов с этими буквами.
Учим гласные буквы Е,Я,Ю,Е и читаем слоги.
Учим буквы Ч,Э,Ц,Ф,Щ и тренирумся читать слоги с этими буквами.
В итоговой слоговой таблице по Жуковой для дошкольников собраны все слоги с буквами алфавита. Читать можно как по горизонтали так и по вертикали.
Совет от Надежды Жуковой! Поскольку у разных детей темп обучения чтению неодинаков, следите , чтобы читаемое было доступно ребенку. Одни дети могут долго оставаться на чтении слогов и слов, другие быстро перейдут к более сложным текстам.
Слоги из 3 и более букв
Прочтение слогов из 3 и более букв предлагайте только тем детям, которые хорошо сливают слоги и свободно читают слоги из двух букв.