Uspoloassn.su

Модные новинки
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тюбетейка, как часть национальной культуры

Тюбетейка, как часть национальной культуры

Тюбетейка украшает всех — и седины мудреца, и косы невесты. И добрый молодец без тюбетейки на затылке как бы и не джигит. Народная молва относится к ней с дружеским расположением: «Тюбетейка джигиту не в тягость». Или: «Не с кем поговорить — обратись к тюбетейке». Стоит ли напоминать, что тюбетейка — «это круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами, национальный головной убор многих народов Средней Азии».alt

А пришла к нам эта шапочка, можно сказать, из тьмы веков. Говорят, в обычае носить тюбетейку свою роль сыграл ислам, который запрещал взрослым мусульманам выходить из дома с непокрытой головой. И шапочка оказалась как раз удобной: развернул — на макушку надел, свернул — за кушак заложил.

Но помимо своей прямой утилитарной функции, тюбетейка всегда была украшением костюма. Стремление мастериц к красоте, к совершенству возвышало их труд от ремесла до искусства.

Исторически ее формы вышли из остроконечной тюбетейки, которая носилась под чалмой. Само слово «тюбетейка» произошло от татарского «тюбете»: тюбе — верх, вершина. Узбекское название этих шапочек — «дуппи» или «калпок». К XIX веку тюбетейки как головной убор получили повсеместное распространение и определилось разнообразие их форм — островерхие, и конусообразные, полусферические и четырехгранные, круглые и купольные тюбетейки, словом, любого вида, какой только подскажет местный обычай и фантазия мастерицы. Богатство и разнообразие расцветки и орнамента, техники вышивки столь велики, что делают затруднительным любое перечисление декора тюбетейки.

Чаще всего для мужских тюбетеек выбирали черный сатин или бархат. Женские тюбетейки делаются из шелка, бархата, парчи. Они могут иметь высокий или низкий бортик, быть отделанными однотонной или многоцветной каймой из других тканей, вышиты шелком, бисером, а также канителью, стеклярусом, металлическими накладками.alt

Поражает обилие форм и фактуры тюбетеек. В свою очередь, по принадлежности тюбетейки бывают мужские и женские, для детей и стариков. Для постороннего глаза эти различия могут показаться не существенными, но знаток сразу определит назначение шапочки и никогда не позволит себе надеть «чужой» головной убор.

Например, самая распространенная мужская чустская тюбетейка из Ферганской долины имеет строгий, скромный и в то же время очень декоративный вид. Для нее характерно контрастное сочетание белого узора в виде четырех стручков перца «калампир» с черным фоном. Так, четыре цветка в верхней части тюбетейки, по преданию, охраняют с четырех сторон здоровье мужчины, а шестнадцать узорных арочек, расположенных в ряд по кромке изделия, выражают пожелание быть большой и дружной семьей и иметь шестнадцать детей. Без такой тюбетейки ни один мужчина не появится в мечети, не придет на свадьбу или похороны.

Различаются изделия по месту изготовления, по своей родине. Всего насчитывается, включая ферганские чустские мужские тюбетейки, шесть исторически сложившихся региональных групп головных уборов — ташкентская, самаркандская, бухарская, кашкадарьинская, сурхандарьинсая и хорезмская. В каждом районе сложился свой стиль, передаваемый из поколения в поколение от матери к дочери. Традиционные орнаментальные мотивы каждая мастерица обогащает своей фантазией. Орнамент вышитых изделий складывался постепенно — от ритуальных магических узоров до поэтических образов и отличается многообразием формы и высоким уровнем стилизации.

Изделия мастериц насыщены народной символикой. В композиции большинства изделий преобладают изображения кустов с распустившимися цветами, кругов, розеток, головок цветов на тонких стеблях, побегов с листьями. В растительные узоры иногда вплетаются изображения животных и птиц в ярких оперениях. При этом, как правило, изображались те растения, которые по народному поверью обладали целительной силой. Тюбетейки — дуппи вышивают шелком гладью, мелкими крестиками «ироки», особым швом «басма» и бисером. Причем опытные мастерицы вышивают без предварительно нанесенного рисунка, компонуя узор непосредственно в процессе вышивания.

Шахрисабзкие гилам-дуппи и сурхандарьинские пилтадузи, вышитые сплошным швом «ироки», отличаются живописной многокрасочной гаммой. Костюм молодой женщины-узбечки и сегодня нередко дополняется яркой нарядной тюбетейкой. В Ташкенте популярны мужские тюбетейки — шобпуш из хлопчатобумажной ткани на подкладке, простеганные вручную или на швейной машинке.

Читайте так же:
Брюки гаучо женские это

Оригинальной разновидностью тюбетеек является бухарская золотошвейная шапочка. Она бывает обычно круглой или четырехгранной с растительным или геометрическим орнаментом, с бахромой и нарядными кисточками, а золотое шитье придает тюбетейке яркую красочность и торжественность. Недаром же золотошвейные тюбетейки были непременной деталью костюма эмира и придворной знати, а в наше время являются обязательным элементом свадебного наряда. Любопытно, что золотошвейное производство еще в начале двадцатого века было преимущественно мужским ремеслом и только постепенно женщины забрали его в свои руки.

Узбекская тюбетейка справедливо считается одним из национальных видов прикладного искусства, неотъемлемой частью народного костюма. Своего расцвета это искусство достигло в конце девятнадцатого — середине двадцатого веков, когда тюбетейки получили широкое распространение в народном быту и изготавливались повсеместно, как в крупных городах, так и в отдаленных кишлаках. Мастерство их изготовления, прошедшее длительный путь развития народного творчества, окрашено глубоким эмоциональным звучанием, любовью к орнаментальным фантазиям, высокой художественной культурой.

Тюбетейки Узбекистана заслуженно пользуются известностью во всем мире. Созданные искусными руками мастериц, они украшают экспозиции многих музеев. Лучшие и наиболее полные собрания тюбетеек хранятся в Ташкенте в государственных музеях истории, искусств и прикладного искусства Узбекистана.

А старинное присловье, что честь и совесть мужчины заключается в его тюбетейке, до сих пор бытует в народе.

Татарская тюбетейка. Как сшить.

Старинные татарские тюбетейки

Существовали два основных вида татарских тюбетеек — такыя полусферической формы и каляпуш в форме усеченного конуса.

Такыя, сшитая из отдельных клиньев, относится к наиболее старинным видам. Как считают исследователи, происхождением своим она обязана подшлемнику древнего воина.

Каляпуш с твердым краем и плоским верхом появился в середине XIX века и популярен по сей день. Существуют однотонные и расшитые тюбетейки. Каляпуши из бархата расшивались шелковой нитью, золотой или серебряной канителью, позже — жемчугом и бисером. Наиболее нарядны со вкусом расшитые парчовые тюбетейки.

Более старинные тюбетейки первой половины XIX века отличаются тем, что крупные волнообразные цветочно-растительные композиции и геометрические мотивы покрывали всю украшаемую поверхность убора.

Со временем узор тюбетеек меняется. Ко второй половине XIX века на верхней части тюбетейки узор по окружности с розеткой посередине заменяется орнаментом, составленным из трех-четырех крупных букетиков, покрывающих весь круг.

К концу XIX — началу XX века крупные цветочные букеты заменяются мелкими, менее выразительными букетиками. В наши дни широкое распространение получила практика пошива тюбетеек на базе небольших предприятий, акционерных обществ и отдельными мастерами.

Изготовление тюбетейки

Необходимые материалы: бархат черного, зеленого или другого цвета (либо шелк, парча), хлопчатобумажная основа для подклада, около 15 м шпагата (можно использовать крученые и смазанные воском нити от распущенных льняных мешков, белые и цвета выбранного вами бархата катушечные нитки, тонкая, средняя и большая со слегка согнутым концом и большим ушком иглы, бисер или золотая, серебряная нить, канитель).

Ход работы
1. Изготовление выкройки необходимого размера.
2. Выкраивание частей из бархата.
3. Раскрой подкладки.
4. Вышивание верха и края тюбетейки.
5. Простегивание частей.
6. Сшивание частей тюбетейки.

Изготовление выкройки

Тюбетейка состоит из двух частей: из плоского круглого верха и жесткого края. Боковая часть выкраивается по косой. Ее длина равна окружности головы плюс 2 см на шов.

Ширина (высота тюбетейки) — 8-9 см плюс 1,5-2 см на шов, равна 10-11 см. Значит, для 58 размера тюбетейки делаем выкройку края длиной 60 см и шириной 10-11 см. Высота головного убора не должна превышать 8-9 см.

Раскрой тюбетейки

С припусками на шов подготовленную выкройку края кладут на бархат так, чтобы долевая нить ткани располагалась по косой линии. Из прямоугольного отреза кроят сразу несколько (около 10) тюбетеек. Подкладка края тюбетейки выкраивается также по косой. Она должна быть на 1 см длиннее и шире бархатной части. Для 58 размера понадобится подкладка длиной 61 см, шириной 10-12 см. Диаметр верха тюбетейки — 19 см (радиус — 9,5 см). Размеры даны с припусками на шов. Сделав из жесткой бумаги лекало, скроите верх и его подклад.

Читайте так же:
Женская блуза 19 век

Вышивка тюбетейки

Большой популярностью пользуются и не вышитые тюбетейки. Особо нарядны уборы, вышитые золотой, серебряной канителью, жемчугом или бисером. В центре верха некоторых тюбетеек пришивали кисточку. Иногда тюбетейки шили из шелка и парчи.

Процесс вышивания частей происходит до простегивания, сразу же после раскроя. Принцип бисерной вышивки такой же, как и при изготовлении калфаков. Бисер можно использовать как одного цвета (например, желтого, под золотое шитье), так и нескольких сочетающихся по тону цветов.

Красота изделия зависит от художественного вкуса, чувства цвета, аккуратности изготовителя.

До натягивания на пяльцы детали тюбетейки пришиваются к хлопчатобумажной основе, на изнаночную сторону которой наносится узор. Швом "вперед иголку" узор выводится на рабочую поверхность.

Шитье и простегивание деталей

Основой тюбетейки являются выполненные вручную тонкие, мелкие стежки. Для придания жесткости между рядами стежков вдеваются веревочки типа шпагата.

Шитье необходимо начинать с нижней части края тюбетейки. Для этого подкладку сложите с бархатной полосой лицевыми сторонами и притачайте на машинке нижнюю часть. Для того чтобы снаружи тюбетейки не торчала подкладка, выверните изделие так, чтобы бархатная ткань на 1-2 мм заходила на изнаночную сторону, и по низу тюбетейки сделайте аккуратный шов.

Отступив на 3 мм от него вверх, сделайте еще один шов. Для придания жесткости нижней части убора проденьте шпагат в образовавшуюся кулиску. Надлобная часть готова .

Снизу по лицевой стороне отметьте высоту тюбетейки — 8-9 см — и светлыми нитками линию, по которой будет сшиваться боковая и верхняя часть тюбетейки. Простегайте швом "вперед иголка" наклонными линиями участок, образовавшийся между стежками так, чтобы между ними свободно проходили веревочки. Старайтесь подобрать не очень тоненькие веревочки. Тогда тюбетейка будет хорошо держать форму. Иначе она получится неустойчивой и будет мяться. Веревочки продеваются снизу вверх, начиная от нижнего стежка. Доведя большую иглу со слегка согнутым концом до верхнего стежка, выньте через подклад наружу, отрежьте веревку. Так обработайте все ряды между вертикальными стежками. Подтяните ткань так, чтобы торчащие концы веревок вошли вовнутрь изделия.

При сшивании концов полосы соедините два последних стежка вместе, чтобы соединительный шов был менее заметен.

Теперь надо простегать верх тюбетейки. Верхний круг тюбетейки необходимо дугообразными линиями разделить на 6 частей. И каждую часть по отдельности, как и сами дуги, простегать и проложить веревочками. Для того чтобы дугообразные линии получились одинаковые и ровные, сделайте лекало. На бумажной основе, подставляя лекало к заранее начерченным сторонам 6 треугольников, получите 6 дугообразных линий. Эти линии переведите через копировку на подкладку. После этого подкладку притачайте к изнаночной стороне верха тюбетейки по намеченному шву. Сначала простегайте все 6 дугообразных линий и проденьте в них веревочки. Большую иглу с веревочкой можно вести от края к центру круга по дорожкам, образованным стежками. Проткнув прокладку в центре, выведите иглу, отрежьте нить и, слегка потянув ткань, уберите вовнутрь торчащие концы. Так простегайте всю поверхность круга.

Сшивание частей тюбетейки

Чтобы сшить детали равномерно, верх и боковой околышек тюбетейки разделите на четыре одинаковые части. Соедините детали с изнаночной стороны по намеченным точкам. Притачайте их по ранее намеченным стежкам. Выступающую полоску подклада боковой части подогните за края только что соединенных частей тюбетейки и аккуратно пришейте.

Затем выверните тюбетейку, внутри слегка опрысните водой, наденьте на специальную форму до высыхания. Безусловно, собственноручно изготовленная тюбетейка является ценным подарком.

Нурзия Сергеева. "Татарская вышивка", Казань, издательство "Магариф", 2005

Шапки народов мира

У каждого народа есть свой головной убор. Предлагаю Вам узнать много интересного о головных уборах, некоторые из которых мы носим сами:

Чустская тюбетейка

Узбекистан

Шапки народов мира

Самая популярная лёгкая мужская тюбетейка была изобретена в Ферганской долине: складная шапочка, помещается в карман. Классическая – чёрного или тёмно-синего цвета с белым узором в виде стилизованных стручков перца, которые защищают здоровье мужчины, и узорных арочек, выражающих пожелание иметь 16 детей.

Читайте так же:
Можно ли носить кроссовки с джинсами женщине

Чульо

Перу

Шапки народов мира

Вязаная шерстяная шапка, закрывающая уши, — традиционная защита андских индейцев от холодов высокогорья. Она изготавливается из альпака. Сегодня это классический сувенир из Южной Америки и даже предмет экспорта. Можно отыскать шапки, выполненные в традициях инков, — с геометрическим узором и стилизованными изображениями животных, либо любой другой расцветки, на взрослых и детей с самыми различными вкусами.

Соломенная шляпа

Вьетнам

Солома, пальмовые волокна, шёлк

Шапки народов мира

Настоящий символ Азии – их можно увидеть на крестьянине и на городской моднице. Такая шляпа незаменима в тропиках: она защищает и от дождя, и от солнца, и от посторонних взглядов, будучи при этом очень лёгкой. На голове соломенный конус держится за счёт шёлковых лент.

Панама

Латинская Америка

Шапки народов мира

Классические панамы делаются из соломы, не мнутся и помещаются в карман. Происходит из Эквадора, а название и популярность эта велика в деле спасения от солнечных ударов штука получила благодаря Тедди Рузвельту, инспектировавшему в ней Панамский канал. С тех пор в Латинской Америке появилось несколько вариантов панам.

Папаха

Кавказ

Шапки народов мира

Высокие шапки в форме усечённого конуса обычно шьют из густой и длинной овчины, но возможен и каракуль и даже медвежий мех. Это идеальный головной убор в горах: отлично греет, защищает голову от ударов, ну и «материал» всегда бегает поблизости. Для кавказцев папаха — символ чести, сбить её с головы – страшное оскорбление. Зато шапкой, набитой опилками, охотно играют в конный баскетбол, закидывая шапку в кольцо.

Тюбетейка

Средняя Азия

Сатин, бархат, шёлк, парча

Название произошло от тюркского «ТЮБЕ» — «ВЕРХ». С 19 века это самый распространённый головной убор в Средней Азии. Бывают тюбетейки мужские и женские, для детей, стариков и замужних женщин, самаркандские, бухарские, хорезмские и т.д. Популярная у туристов разновидность – бухарская золотошвейная шапочка, между прочим, главный атрибут наряда невесты.

Каппер

Россия, Финляндия, Швеция, Скандинавия

Шерстяное сукно, мех, бисер и другие украшения

Шапки народов мира

Мужской головной убор саамов – народа, живущего на севере Скандинавского полуострова и северо-западе России. Капперы шьют из синего, чёрного или красного сукна на подкладке из оленьего меха. Нижняя часть цилиндрическая, украшается цветным сукном, бисером, жемчугом. Иногда к каперу пришивают наушники с тесёмками, которые завязываются под подбородком.

Тирольская шляпа

Швейцария, Германия, Австрия

Шапки народов мира

Классический цвет – зелёный, но вариаций множество. Ещё в традиционный комплект входит шнур с петлёй, обмотанный вокруг тульи, и перо или специальная метёлочка в качестве украшения.

Чембер

Туркмения

Шёлк, другой тканый материал

Шапки народов мира

Головное покрывало красного цвета с вышивкой – оберегом – один из вариантов головного убора молодых замужних женщин. Со временем Чембер эволюционировал, превратившись из полотна в шапочку: заплетённые косы прячутся в мешочек на затылке. Сейчас в Туркмении можно встретить оба варианта, но с классическим вариантом, т.е. полотном справиться сложнее.

Чалма или тюрбан

Аравийский полуостров, Северная Африка, Азия

По сути, это длинное полотнище несшитой ткани, наматываемое вокруг головного убора, типа тюбетейки. Изначально наиболее распространённым был чёрный цвет. Существуют тысячи способов завязывания чалмы, важны количество складок, расположение узла и свободного конца. Размер, цвет, способ завязывания чалмы говорят о статусе и происхождении владельца. Особое положение занимает чалма зелёного цвета – её могут носить прямые потомки Пророка или же те, ктосовершил хадж в Мекку.

Монтера

Испания

До 19 века головной убор тореро имел вид обычной треуголки, но с тех пор и по сей день это монтера: круглая шапочка с рожками. Классический вариант – чёрный, из собранной в мелкие складочки ткани, напоминающей курчавые волосы. Той персоне, которой тореро посвятил победу над быком, он бросает свою монтеру.

Сомбреро

Мексика

Шапки народов мира

Испанское слово «шляпа», sombrero, дословно «дающая тень». Мексиканский вариант даёт её с избытком – диаметр полей может достигать одного метра. Самые нарядные сомбреро – фетровые, с огромными полями, декоративными украшениями, помпончиками и т.д. – это головной убор мексиканского музыканта, марьячи. Крестьянские шляпы плетут из соломы.

Читайте так же:
Женский джемпер градиентом спицами

Малгай

Монголия

Шапки народов мира

У разных монгольских племён шапка малгай имеет различный облик. Наиболее характерный облик – конусообразный, с шариком на макушке. Шарик символизирует солнце, а идущая от неё прострочка или прикреплённая к нему кисть символизируют его лучи, согревающие всех монголов на свете.

Перья

Парагвай

Парадный головной убор индейцев мака, проживающих в Парагвае. Перья выбираются ярких цветов – по легенде, достаются индейцам от райских птиц. Туристам, которые не удержались от покупки такого сувенира, обычно рекомендуют не выряжаться в перья раньше, чем они доберутся до Европы, чтобы никого не обидеть.

Берет

Шотландия

Береты с помпоном до сих пор с гордостью носят волынщики, любители клетчатого, лукавые девушки и шотландские националисты. Шьют береты, как и килты, из тартана – клетчатой ткани, сочетание цветов которой своё у каждого клана.

Феска

Египет, Тунис, Марокко

Шапки народов мира

Шапка в виде усечённого конуса, со свисающей с макушки чёрной кисточкой. Этот головной убор ассоциируется со временами Османской империи и распространен на территориях, когда-то ей принадлежавших (но в самой Турции феска запрещена). Классическая феска – красная, но часто бывает цвета ислама – зелёная.

Шляпа

Боливия

Шапки народов мира

Боливийскую шляпу отличает толстая, хорошо выделанная, слегка потёртая кожа. Она защищает от ветра, дождя и палящего солнца и к тому же сидит, как влитая даже при быстрой езде верхом. Боливийские мужчины берегут свои шляпы не меньше, чем своих жён.

Войлочная шапочка

Киргизия

Шапки народов мира

Плоская тулья зимней киргизской мужской шапки шьётся из четырёх клиньев и может быть оторочена лисьим мехом, овчиной или соболем, если речь идёт о богатом уборе. Аналогичная женская шапка немного выше и имеет по краю изящный вышитый узор.

Сванка

Грузия

Шапки народов мира

Сваны живут на северо-западе Грузии. Войлочная сванка — прочный головной убор, который прекрасно сохраняет тепло и может даже служить чашей в вывернутом состоянии. В представлении сванов каждый человек – это храм Духа Святого, который обитает в людях, а сванка на голове – купол этого храма.

Казахская национальная одежда: во что одевались казахи

Казахская национальная одежда

Казахская национальная одежда — неотъемлемая часть многовековой культуры народа. Ранее предметы гардероба позволяли узнать примерный возраст, сословие и статус человека, который был в них облачен. Разберемся подробнее, какие же существовали казахские национальные головные уборы, платья и костюмы.

Казахская национальная одежда для женщин

О национальных одеяниях казахов можно рассказать очень много. Вот самые интересные факты о женском гардеробе:

Казахские национальные платья

Традиционное облачение для женщин включало свободно скроенное платье, на которое сверху надевали камзол (приталенный пиджак, длина которого доходила до колен). Преимущественно костюмы шили из ситца или тонкого войлока. Состоятельным же женщинам были доступны бархат и шелк.

Первоначально все платья имели закрытый крой. XIX же век подарил казашкам отрезной фасон. Юбку и верхнюю часть платья шили отдельно, а затем соединяли.

Когда на улице холодало, дамы щеголяли в шубах. Традиционно их кроили из шкур ягнят и меха лисицы. Носили также шапан — халат с высоким воротом и подкладкой из шерсти.

Казахские национальные платья, халаты и камзолы выполнялись из ярких материалов. Женщины носили предметы гардероба таких оттенков:

  • красного;
  • синего;
  • желтого;
  • зеленого;
  • золотого.

Традиционные головные уборы

Дополнение к образу — головной убор казахов, который, как и у многих народов, рассказывал о семейном положении. Невесты и замужние женщины носили высокую шапку в форме конуса — саукеле. Ее надевали только в первое время после замужества, а затем украшали голову лишь во время больших праздников.

Каркас головного убора выполняли из твердого белого войлока, а сверху обтягивали шелком или велюром. Для бедных был более простой вариант — сатин и сукно. Саукеле обшивали золотыми монетами и кораллами.

Читайте так же:
Укороченные брюки клеш женские с чем носить

Вверху головного убора располагался пучок из перьев филина, а края шапки отделывали мехом. Для этих целей использовали лисицу, соболя и норку. В дополнение к шапке надевали длинные подвески под названием «жактау», которые располагались по бокам. Сверху на саукеле могли надевать платки из бархата или шелка. Их украшали, например, вышивкой в виде сетки.

Спустя год после замужества и после рождения первенца женщины начинали носить более удобный головной убор — кимешек. Он представлял собой белый платок с вырезом для лица, закрывающий голову и верхнюю часть тела. На нем было принято делать вышивку, украшать бисером, серебряными бляшками, жемчугом. Сверху на кимешек надевали белый высокий тюрбан.

Существовали и универсальные казахские головные уборы, которые носили и женщины, и мужчины. К таким предметам гардероба относятся тюбетейка и борик. Их носили девушки, которые еще не успели вступить в брак. Традиционно тюбетейку шили из разных тканей — плотных хлопчатобумажных или мягких и дорогих, например сукна или бархата.

Девушки предпочитали тюбетейки, вышитые серебряной или золотой канителью. Вверху часто можно было увидели перья филина, края же инкрустировали камнями.

Казахская одежда: женская обувь

Национальная одежда казахов включает в себя и обувь. Ее внешний вид — отражение кочевой жизни народа. Поскольку казахам часто приходилось менять места обитания, они предпочитали высокие сапоги. Обувь также отличается широким голенищем.

Если сапоги предназначались для летнего периода, их могли сделать на каблуке. Носки традиционно шили загнутыми. Женщины предпочитали обувь с вышивками и аппликациями.

Мужская казахская национальная одежда

Национальная казахская одежда для мужчин состояла из таких предметов, как:

Нательная рубаха

Первоначально рубахи были распашными, однако после на смену им пришли нераспашные, по крою напоминающие туники. Рубахи выполнялись из легких тканей, например шелка.

Штаны

Брюки были свободными, со вставками из кожи на внутренней поверхности бедра, что позволяло с комфортом ездить на лошади. Штаны шили из плотных хлопчатобумажных материалов или сукна.

Халат

Этот предмет гардероба — самый важный в мужском костюме. Он указывал на статус обладателя. Принято было шить шапан из однотонных и плотных материалов.

Преимущественно халаты делали темными, например бордовыми или синими. Праздничные халаты украшали золотой или серебряной контрастной вышивкой.

Верхняя одежда кочевников

Мужчины облачались в шубы или тулупы, созданные с использованием овчины и верблюжьей шерсти. Верхняя одежда часто была яркой.

Казахская шапка

Летом представители сильного пола носили конусообразный колпак, который шили из войлока преимущественно белого цвета. Зажиточные мужчины предпочитали колпаки с яркой или золотой вышивкой.

Носили казахи круглые шапки, по краям украшенные опушкой из меха. Они имели название «борик». Головной убор подходил как для лета, так и для зимы. Шапка создавалась из плотных материалов, например плюша и атласа. Для меховой опушки брали лису, волка, куницу.

Когда наступала суровая зима, мужчины надевали теплую шапку — тымак. Он состоял из четырех частей, две из которых прикрывали уши, одна — шею и затылок, а последняя напоминала козырек. Чтобы защита от холода и ветра была максимальной, края шапки обшивали мехом.

Обувь

Обувь у мужчин почти не отличалась от женской. Они также ходили в высоких сапогах. Иногда поверх них надевали калоши из кожи, не забывая снимать при входе в жилище.

Менее богатые мужчины довольствовались сапогами, выполненными из войлока, которые имели кожаную подошву. Совсем же малоимущие ходили в обуви, которая напоминала сандалии. У нее была подошва из кожи, крепящаяся с помощью ремешков.

Казахская одежда славилась удобством, при этом внешний вид практически каждого костюма впечатлял. Ныне же национальная одежда уже не пользуется таким спросом, встретить ее можно на торжествах или в закромах у старшего поколения.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector