Валяльщики шерсти — история ремесла
Валяльщики шерсти — история ремесла
До XIX века валенки изготавливали вручную, обувь была дорогой. К царскому двору чудесной красоты изделия, богато украшенные вышивкой, мехом и тесьмой, поставляли мастера-валяльщики.
Считается, что искусство валяния было перенято русскими мастерами от кочевых азиатских народов. Первые изделия из шерсти исследователи датируют IV веком до нашей эры, они были обнаружены при раскопках курганов на Алтае.
Азиатская наука
Свалянным войлоком азиаты утепляли свои юрты, стлали его на землю как ковёр, шили из него подушки, чулки-вкладыши в сапоги и подкладки под шлем. Ближайшими соседями тюрков были сибиряки, и именно они успешно понесли по России шерстобитное ремесло. Учителя-переселенцы из Казахстана и Туркестана давали навыки профессии, холодный климат Сибири порождал спрос на тёплые изделия, а стада кучерявых овец решали проблемы с сырьём.
Сначала шерстобиты тоже «кочевали», объединяясь по 2-3 человека. Работали они под заказ, изготавливая изделия из хозяйского сырья, «на хозяйских харчах». Но постепенно заматерели, обзавелись постоянной клиентурой, осели в деревнях.
Валяли в основном из овечьей шерсти, хотя верблюжьи, козьи и даже собачьи кудряшки тоже шли в дело. «Литнину» снимали с овец летом. Вторую стрижку устраивали осенью. На одну пару валенок уходило около килограмма шерсти, то есть от целой овцы! Шерсть очищали от травинок, сора, колючек и взбивали в мягкую и пушистую массу.
Работали чаще всего в бане, ведь основные помощники мастера — это вода и мыльный раствор. Из профессиональных орудий — рубели для валяния да набор палок-раскаток из прочной древесины. Сырьё поливали горячей водой и шпарили паром или замачивали в кипятке. Такое тепловое воздействие помогало волокнам шерсти прочно сцепиться друг с другом. А далее — смотря что мастерим.
И на голову, и на ноги
В Сибири и Средней полосе России чаще всего валяльщики (шаповалы) занимались изготовлением валенок. Поэтому слова «валяльщик» и «валенщик» со временем стали близнецами. Подготовленную ошпаренную шерсть мастер раскладывал на столе в виде сапога-великана — на несколько размеров больше необходимого. Ведь во время обработки шерсть «садилась» и теряла до 80% объёма.
В середину заготовки клали бумагу или клеёнку, чтобы боковины не слёживались, и мастер начинал валять, или катать, как говорили в некоторых местах. А потому и валенки часто называли катанками.
Валяли вручную, накручивая на палку-раскатку и растирая на специальной доске с рёбрышками (рубеле). Сила требовалась большая, оттого и не было в истории женщин-валенщиц. Получившийся толстый, плотный шерстяной носок надевали на разборную деревянную колодку и выправляли деревянной колотушкой, периодически смачивая заготовку. Сушили в печи, а для окончательной отделки натирали пемзой или деревянным бруском.
Цвет изделию мастер придавал исключительно натуральными добавками. Белые валенки получались в результате использования смеси белил и парного молока. Раствор втирали в поверхность и просушивали. Для чернения войлока применяли квасцы, сандал или раствор медного купороса.
Валяли мастера и головные уборы — в основном для бедняков и горожан среднего достатка. Грешневик (гречник, гречушник) — одна из разновидностей деревенских «шляп» из валяной овечьей шерсти коричневого цвета с высоко загнутыми полями. По форме она была похожа на пирог из гречневой муки.
Среди мастеров-валяльщиков встречались виртуозы своего дела. Так, в 1873 году выходец из вятской деревни Марьинской Василий Стрельников даже получил «диплом одобрения» за «валяную шерстяную обувь» на Всемирной выставке в Вене. Впоследствии этот год стал считаться датой основания производства «Торговый дом Стрельников В.Н, с сыновьями».
В конце XIX века кустарей-ремесленников постепенно стали сменять фабричные производства. К сожалению, немногие из них смогли дожить до сегодняшнего дня, когда изделия из войлока снова входят в моду и радуют покупателей.
Журнал: Загадки истории №51, декабрь 2020 года
Рубрика: Забытое ремесло
Автор: Ольга Патренкина
Ножевик
В бестолковых моих скитаниях по вечновечерним сентябрьским полям встречались мне и люди с ножами.
Этот, подошедший в сумерках к моему костру, ножа при себе не имел.
— Картошечки пекете? — спросил он, подсаживаясь в сторонке от огня.
— И уху варим, — добавил я во множественном числе, хотя и был один без товарища, на двести верст кругом.
— Я и говорю: рыбоуды. Такой дым у костра — рыбоудский. Я, как издали увидел, так и говорю: рыбоуды… А где же товарищ ваш?
Отвечать правду отчего-то мне не захотелось.
— Товарищ-то. А там товарищ, — кивнул я в сторону реки.
С реки и вправду доносились какие-то звуки: голоса женщин или крики чаек? Вполне возможно, что там, в этих голосах, находил место и мой какой-то товарищ.
— А что он, товарищ-то ваш, рыбку удит?
— Да нет, — ответил я, прикидывая, какой там в дальних звуках мог быть у меня товарищ, и пытаясь его себе представить. — Товарищ-то мой, он… нож ищет.
— Нож?! Потерял, что ли?
Не знаю, откуда я взял этого «товарища» и почему сказал, что он ищет нож. Зто был бред, внезапно возникший в голове. Надо было отвечать и проще всего сказать, что «товарищ мой» нож потерял. Однако отчего-то мне не захотелось, чтоб «товарищ мой» терял свой нож. — Да нет, не терял он нож, сказал я, отмахиваясь от дыма, вылавливая ложкой картофелину из котелка. Он с этим ножом…
Тут я замолчал, потому что не знал, что он делает, «товарищ-то мой», с этим ножом. Сидит, что ли, на берегу и точит о камень?
— …вообще носится, как с писаной торбой, — закончил я не понятную никому ворчливую фразу. Я как бы серчал на своего «товарища», который надоел мне со своими глупостями и особенно с ножом.
Подошедший к костру как-то по-своему меня понял, придвинулся к огню поближе. Это мне не понравилось. Навязчивый очень к ночи. Никакого доверия и дружбы не вызывал этот сумеречный, худощавый, как тень, человек. Что бродит он по чужим кострам?
— У вас тоже хороший нож, — сказал он, кивнув на мою финку, облепленную чешуей подлещиков, которая валялась у костра.
— Да это так… финка, — ответил я, намекая, что у моего товарища ножичек похлеще. Вот только что же он с ним сделал? Почему ищет?
Может, он его метал? Куда метал? В дерево? Зачем? Совсем дурак? Возможно.
Нет, мне не хотелось, чтоб товарищ мой был таким дураком, который мечет ножи в деревья. Может быть, он его мечет в рыбину, вышедшую на поверхность? В жереха? А ножик на веревочке? Неплохо. Редкость, во всяком случае, товарищ, который мечет нож в жереха, вышедшего на поверхность реки! Такой мне по нраву.
— Финка… У меня тоже когда-то была… — сказал сумеречный человек и взял в руки мою финку, пощупал лезвие подушечкой большого пальца. Вострая…
— Положь на место.
— Что ж, и потрогать нельзя?
— Нельзя… Это нож… моего товарища.
Товарищ мой мифический, кажется, обрастал ножами. Один он метал в жереха, второй валялся у костра.
— У него что ж, два ножа?
— Больше, — ответил я. — Я точно не считал. А у вас есть нож?
— Отобрали, — махнул он рукой.
— Отобрали?
— Когда брали — тогда и отобрали… а нового не успел завести…
Вот так. Его, оказывается, брали. Я это сразу почувствовал.
Сумеречный человек молча смотрел на огонь. Кажется, вспоминал задумчиво о том славном времени, когда у него еще не отобрали нож. Интересно, что он делал этим ножом? Похоже — ничего веселого. Разговор о ножах мне нравился все меньше и меньше.
— А зачем товарищу-то вашему столько ножей?
— Андрюхе-то? — переспросил я.
Мне казалось, что «товарищу моему» пора получить какое-то имя. И оно возникло легко и просто: Андрюха. Рыжий, большой, даже огромный Андрюха, немного лысоватый. Метнул нож в жереха, да не попал.
Нож хоть и на веревочке, а утонул, и вот теперь Андрюха ныряет посреди реки, идет нож. Мне ясно было видно, как ныряет огромный Андрюха посреди тихой реки, шарит по дну пальцами.
— Что ж он делает с ножами-то? — отчего-то хихикнул сумеречный. Солит, что ли?
— Мечет, — лаконично ответил я. И все-таки добавил, пояснил: — В жереха!
Человек, у которого отобрали нож, задумался, вполне напряженно размышляя, каким образом Андрюха может метать нож в жереха. Работа эта проходила с трудом, и я, чтоб поддержать усилия, добавил:
— Он у нас… вообще… ножевик.
Это слово особой ясности не внесло, и я отошел немного от костра и покричал в сторону реки:
— Андрюха-а-а… Андрюха-а-а.
С берега никто не ответил. Голоса женщин или чаек давно уже там утихли.
— Как бы не утоп… — пробормотал я себе под нос.
— Да не утопнет, — успокоил меня человек, лишенный ножа, — сейчас подойдет.
— Пора уж, — ворчал я на Андрюху. — Уха готова… ладно, пускай пока поостынет.
Я снял с огня котелок, отставил в сторону. Пар от ухи не стал смешиваться с дымом костра, встал над котелком отдельным пенным столбом. Человек сумеречный к ухе не придвигался, но сидел прочно, поджидая, как видно, Андрюху.
— Ладно, — сказал я, — остынет… похлебаем, пока нет Андрюхи. А ему оставим.
Я протянул ложку сумеречному.
— Ну, давай, пробуй.
— Да уж дождись товарища-то, — сказал он, встал и быстро пошел от костра в сторону деревни.
— Эй, да погоди ты, постой. Попробуй ухи, тут на всех троих хватит…
— Да ладно, — не оглядываясь, махнул он рукой. Быстро надвигалась ночь, и фигура его пропала, удаляясь от меня в поле. Скоро ее уже не было видно.
Я хлебнул ухи, подсолил, поперчил. Потом отошел немного от костра и снова крикнул туда, в сторону реки:
— Андрюха-а-а-а… Андрюха-а-а.
Совсем уже стемнело, когда я услышал издалека:
— Иду-у…
Коваль Татьяна Викторовна
Старший научный сотрудник л аборатории социально-гуманитарного общего образования , кандидат педагогических наук.
Отличник народного образования. Учитель истории, обществознания, истории на английском языке, квалификационная категория высшая.
Преподаватель дипломной программы Международного бакалавриата. Награждена Грантом Москвы. Финалист конкурса Учитель года, г. Москва.
Область научных интересов:
политология, методика преподавания обществознания, методика преподавания истории, образовательные стандарты в РФ и мировой практике, экспертиза учебных программ, учебников и учебных пособий.
Научная биография
С 2010 г. по н. в. преподаватель ГУ – ВШЭ, факультет довузовской подготовки.
С 2009 г. по н. в. член предметной комиссии ФИПИ.
C 2006 г. — старший научный сотрудник лаборатории обществознания Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО).
Сертификаты участия в качестве приглашенного выступающего
2011г. Казань, Зеленодольск, Татарстан. Всероссийский научно — практический семинар «Преподавание истории в поликультурном обществе».
2011 г. Улан — Уде, Танхой, Бурятия. Всероссийская летняя школа учителей истории и обществознания.
2012 г. Новгород Великий. Всероссийская научно — общественная конференция «Российская государственность: исторические традиции и вызовы XXI века».
2012 г. Москва. Второй всероссийский съезд учителей истории и обществознания.
2013 г. Hague, Netherlands. Roundtable and panel discussion “Teaching History in Russia” (Euroclio, Dutch ministry of Foreign Affairs).
2014, Москва. XIII Всероссийский педагогический марафон учебных предметов.
2015 г. Braine-l’Alleud, Belgium. International Training Course ”Rethinking 1815: Teaching the Battle of Waterloo from Multiple perspectives”.
Участие в написании учебников для общеобразовательных учреждений разных типов
1.1. Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования:
Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Белявский А.В. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Телюкиной М.В. Обществознание (базовый уровень). 10 кл. [Просвещение]
Королькова Е.С., Коваль Т.В. Обществознание. 7 кл. [Академкнига/Учебник]
Королькова Е.С., Коваль Т.В., Королёва Г.Э. Обществознание. 8 кл. [Академкнига/Учебник]
Королькова Е.С., Коваль Т.В., Королёва Г.Э. Обществознание. 9 кл. [Академкнига/Учебник]
Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования
Лазебникова А.Ю., Стрелова О.Ю., Коваль Т.В. Обществознание. 6 кл. [Мнемозина]
Лазебникова А.Ю., Коваль Т.В., Стрелова О.Ю. Обществознание. 7 кл. [Мнемозина]
Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования
Коваль Т.В. Обществознание. 5 кл. [Ассоциация XXI век]
Автор методического аппарата в действующих линиях учебников издательства «Просвещение»:
Сергеев Е. Ю. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. Издательство Просвещение.
Улунян А. А., Сергеев Е. Ю. / Под ред. Чубарьяна А. О. Всеобщая история. 11 класс.
Борисов Н С. / Под ред. Карпова С. П.История. История России. 10 класс. В 2-х ч. Ч.1.
Левандовский А.А. / Под ред. Карпова С. П. История. История России. 10 класс. В 2-х ч. Ч. 2.
Левандовский А.А., Щетинов Ю. А., Мироненко С. В. / Под ред. Карпова С. П. История России. 11 класс.
Научные публикации
Более 90 публикаций. Представлены публикации за 2010 — 2015 гг.
Причины поражений и побед участников гражданской войны (урок в XI кл.) Преподавание истории в школе, 2008. № 2. С. 16 — 26.
Обществознание: вчера, сегодня и… снова вчера? Преподавание истории и обществознания в школе, 2008. № 4. С. 54 — 59
Обществознание в профильной школе. Поурочное планирование. Политическая жизнь современного общества. Преподавание истории и обществознания в школе, 2008. № 7. С. 38 — 46
Департаментская баллада: российская административная действительность в «Ревизоре». Преподавание истории в школе, 2008. № 9. С. 54 — 57 (в соавт.)
Обществознание. Поурочные разработки, 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений М.: Просвещение, 2010 (в соавт.)
Социальная структура советского общества в 1930-е годы (урок в старшей школе). Преподавание истории в школе. 2010. № 4
Обществознание: Готовимся к экзаменам: Тренажер для подготовки к государственной итоговой аттестации (ГИА) за курс основной школы. Учебное пособие для 9 класса общеобразовательной школы. — М.: Академкнига / Учебник, 2010. 152 с. (в соавт.)
Обществознание: тестовые тематические контрольные работы. 8 класс. — М.: Академкнига / Учебник, 2010. 128 с.
Готовимся к единому государственному экзамену: Обществоведение. Под редакцией Л.Н. Боголюбова. Авторский текст С.156 – 179.
Платон мне друг, но что поделать с истиной? Преподавание истории и обществознания в школе, 2010. № 9.С. 45 — 50
Учительский съезд как зеркало проблем исторического образования. Преподавание истории в школе, 2011. — № 5.- С. 7 — 9
Обществознание. Поурочные разработки 10 класс. Профильный уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. — М.: Просвещение, 2011. 239 с. (в соавт.)
Модели и структуры содержания общего среднего образования: зарубежный и отечественный опыт: Монография / Институт содержания и методов обучения РАО ; Под ред. М.В. Рыжакова, Т.В. Ивановой, А.А. Журина., А.Н. Захлебного, А.Ю. Лазебниковой. — М.: Изд-во ИСМО РАО, 2011. Авторский текст С. 199 — 214.
Роль британского предметного журнала в методике преподавания истории. Журнал «Hindsight» как учебное пособие. Преподавание истории и обществознания в школе, 2011. № 7.- С. 58 — 62
Примерные программы среднего (полного) общего образования: философия: 10 – 11 классы. — М.: Вентана – Граф, 2012. 40 с. (в соавт.)
Примерные программы среднего (полного) общего образования: обществознание: 10 – 11 классы. — М.: Вентана – Граф, 2012. 40 (в соавт.)
Гражданско – ориентированное образование: политическая социализация – теория и практика. В сб. Российская государственность: исторические традиции и вызовы XXI века / Материалы Всероссийской научно — практической конференции (Великий Новгород, 19 сентября 2012 г.) – М.: Научный эксперт, 2013. – С. 833 — 848
Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций. -М.: Просвещение, 2014. — 176 с. (в соавт.)
Всеобщая история. История Нового времени. 1500 — 1800. Поурочные разработки. 7 класс. — М.: Просвещение, 2013. 160 с. (в соавт.)
Обществознание. 5 класс: экспресс — диагностика. — М.: Экзамен, 2014 . 45 с. (в соавт.)
Обществознание. 9 класс: экспресс — диагностика. — М.: Экзамен, 2014. 111 с. (в соавт.)
Обществознание. 8 класс: экспресс — диагностика. — М.: Экзамен, 2014. 95 с. (в соавт.)
Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразоват. Организаций. — М.: «Мнемозина», 2014. 159 с. (в соавт.)
Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразоват. Организаций. — М.: «Мнемозина», 2014. 159 с. (в соавт.)
Всеобщая история. История Нового времени. 1800 — 1900. Поурочные разработки. 8 класс. — М.: Просвещение, 2014. 192 с. (в соавт.)
Модель образовательного стандарта в советской школе (1960 — 1985) Преподавание истории и обществознания в школе , 2014. — № 2.- С. 44 — 54
Обществознание. 10 класс: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень /под ред. Л.Н. Боголюбова и др. — М.: Просвещение, 2014. — 350 с. (в соавт.)
Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс. Пособие для учителей общеобразоват. организаций: базовый уровень. — М.: Просвещение, 2014. — 256 с. (в соавт.)
Обществознание. Тестовые задания. 9 класс. Пособие для учащихся общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2014. — 112 с.
Обществознание. Старшая школа. Раздел «Политология»: учеб. пособие. — М.: Интеллект — Центр, 2014. — 144 с.
История России с древнейших времен до конца XIX века. Поурочные разработки. 10 класс. (МГУ — школе). — М.: Просвещение, 2014. — 191 с.
Обществознание. Поурочные разработки. 9 класс. – М.: Просвещение, 2014. — 174 с. (в соавт.)
Изучение темы «Современное общество» в курсе «Обществознание» (10 класс) Преподавание истории и обществознания в школе, 2014. — № 7. С. 22 — 29.
Обществознание. 7 кл.: учебник / Е.С. Королькова, Т.В. Коваль. — М.: Академкнига/Учебник, 2014. 160 с.
Обществознание. 8 кл.: учебник / Е.С. Королькова, Т.В. Коваль, Г.Э. Королева. — М.: Академкнига/Учебник, 2014. 136 с.
Обществознание. 9 кл.: учебник / Е.С. Королькова, Т.В. Коваль, Г.Э. Королева.- М.: Академкнига/Учебник, 2014. 208 с.
Оптимальный банк заданий для подготовки к ЕГЭ. Единый государственный экзамен 2015 г. Обществознание. Учебное пособие / Е.Л. Рутковская, Т.В. Коваль.- М.: Интеллект — Центр, 2015. 136 с.
Учащиеся об обществознании: анализ запросов субъектов образовательного процесса. Преподавание истории и обществознания в школе, 2015. — № 1. С. 25- 31.
Юрий Иосифович Коваль
Юрий Коваль – известный российский писатель, поэт, художник, скульптор. Писал сценарии для мультипликационных фильмов и детских картин, тексты песен, которые сам же и исполнял.
Читатели знали Юрия Коваля как детского писателя, а он был просто писателем, впрочем, как и художником, певцом, керамистом, педагогом мирового масштаба. Ему самому казалось, что распыляясь между музыкой, литературой и изобразительным искусством, он растворялся. Но на самом деле эти жанры обогащали его, как писателя, давали вдохновение и желание творить. Его книги давно приобрели популярность не только на родине, но и во всем мире. Они изданы на многих европейских языках, японском и китайском. Мотивы его произведений вдохновляют режиссеров на создание оригинальных картин и мультфильмов.
Детство
Родился Юрий Коваль 9 февраля 1938 года в Москве. Его отец – Иосиф Коваль, сотрудник милиции и писатель, украинец по происхождению, уроженец деревни Городковка Киевской губернии. Возглавлял уголовный розыск в городе Курске. В Великую Отечественную войну трудился в московском отделе по борьбе с бандитизмом, после победы получил должность начальника уголовного розыска в Московской области. Мама писателя – Ольга Колыбина, родом из села Леплейка Пензенской губернии. Ее мама работала сельской учительницей в той же деревне. У матери Юрия медицинское образование, она имела диплом врача-психиатра, занимала должность главного врача психлечебницы в подмосковном Поливаново. Практически все свое довоенное детство Юра провел у матери в больнице.
Во время войны Ковалей эвакуировали в Саранск, Ольгу назначили республиканским министром здравоохранения. На ее плечи была возложена очень ответственная миссия — организация работы тыловых госпиталей. Детские годы будущего писателя пришлись на военное лихолетье, он страдал от холода и голода, у него диагностировали костный туберкулез. Однако Юрий не имел привычки жаловаться на жизнь, поэтому стойко переносил все тяготы.
После войны семья поселилась в Москве у Красных ворот, в Хоромном тупике. В победном 45-м Юрий пошел в первый класс 657-й школы, располагавшейся на улице Чаплыгина. Кто знает, как сложилась бы биография Коваля, если бы в своей жизни он не встретил замечательных людей. К примеру, педагога по литературе Владимира Протопопова, который впоследствии станет прототипом героя в произведении «От Красных ворот».
Ученики считали, что их учитель немного странный, но на удивление талантливый. Только его интуиция помогла разглядеть в юном Юрии Ковале, тихом и неприметном пареньке, незаурядного талантливого человека. Именно учитель первым начал развивать его творческие способности, которые дремали до тех пор. Юра и несколько его одноклассников сами сочиняли поэзию, в восьмом классе даже организовали свой тайный поэтический союз. Это были шуточные и лирические стихи, но подростки писали их на уроках, а должны были заниматься алгеброй. Это и взволновало педагогов и родителей, они просто не знали, чем занимаются их дети. Но потом успокоились, сочинение стихов им показалось невинной детской шалостью.
После получения школьного аттестата молодой человек долго не раздумывал, в 1955-м стал студентом Московского государственного педагогического института им. Ленина. Юрий отдал предпочтение русскому языку и литературе.
В те годы в пединституте собрались не только талантливые преподаватели, но и студенты, отличающиеся многочисленными талантами. Тогда в студенческой аудитории можно было встретить Юлия Кима, Юрия Визбора, Юрия Ряшенцева, Петра Фоменко. Именно они повлияли на формирование мировоззрения молодого литератора.
Свои первые произведения – небольшие рассказы, Юрий опубликовал в институтской газете «Ленинец». Тогда же он получил и свой первый гонорар – пятьдесят рублей. Кроме занятий литературой, Коваль пробует свои силы в качестве художника. Он ходит на занятия к скульпторам-монументалистам Вадиму Сидуру, Владимиру Лемпорту, Николаю Силису, живо интересуется живописью, рисунком, фреской, мозаикой.
Из стен педагогического вуза Коваль выходит с двумя дипломами – педагог по русскому языку, литературе и истории и учитель рисования.
Трудовая биография Коваля началась в деревне Емельяново в Татарской АССР, куда его распределили после вуза. Он вел не только свой предмет, но и читал ученикам историю, географию, и даже учил петь.
В те же годы он более активно взялся за написание стихов и рассказов, хотя многие из них так и остались неопубликованными. Диктанты своим ученикам он тоже придумывал в форме стихов, потом спустя годы шутил, что слегка хулиганил. В этой школе писатель проработал вплоть до 1963 года, потом вернулся в Москву и издал несколько произведений, связанных с жизнью в Татарии.
Творчество
После переезда в столицу, Коваль познакомился с Юрием Домбровским. Он решил показать ему один из своих рассказов под названием «Октябрьские зори». Домбровскому так понравилось произведение молодого литератора, что он сам отнес его в издание «Новый мир», но получил отказ. Ковалю стало понятно, что ему никогда не пробиться в мир литературы для взрослых, и шансов быть напечатанным, у него практически нет. Он говорил, что как бы прекрасно он ни написал, хоть очень талантливо и мастерски, его все равно не напечатают, никогда и ни за что.
Однако вскоре судьба улыбнулась ему благодаря участию детского поэта Игоря Холина. Он побывал в редакции издания «Огонек», показал редактору детские стихи Коваля и их взялись напечатать. Так невзначай Юрий определился со своим главным предназначением – творить для детей. В это время он как раз трудился обычным учителем в школе рабочей молодежи. Через некоторое время для Коваля нашлось место в редакции «Детской литературы», но спустя шесть месяцев его уволили.
Потом он устроился в редакцию детского журнала «Мурзилка», подарившего детям множество талантливых писателей. Это была своеобразная кузница кадров. Писателя отправляют в заграничную командировку, он живет вместе с пограничниками. Результатом этой поездки стали произведения для детей, повести и рассказы «Белая лошадь», «Козырек», «Алый», «Особое задание», «Елец». Наконец-то период неизвестности и мучений остался позади, и наступило время для творчества, создания прозы, которая и принесла ему всесоюзную славу. Теперь Юрий Коваль – известный и любимый детский писатель Советского Союза.
В 1970-м выходит первый сборник его рассказов под названием «Чистый Дор». Его персонажи – обычные деревенские жители, Мирониха, дядя Зуй и его внучка Нюрка, Шурка Клеткина, и еще много других типажей. Он написал много произведений, которые год от года включают в программу изучения в школе на уроках литературы. Это рассказы «Веер», «Нулевой класс», «Заячьи тропы», «Серая ночь», «Колобок». Юрий понимает, что периодически нужно менять жанр, и переключается на написание юмористических детективов.
Именно в этом литературном жанре написана повесть, получившая название «Приключения Васи Куролесова». Ее ждал настоящий успех. Повесть попала на Всесоюзный конкурс лучшей детской книги и Коваля награждают третьей премией. Юрий решил, что нужно продолжить работу с милицейской тематикой и приступил к написанию трилогии, в которую вошли произведения «Пять похищенных монахов» и «Промах гражданина Лошакова». В 1991-м по этой трилогии сняли художественную ленту.
В 1972-м Борис Шергин дает Ковалю рекомендацию, и он становится членом Союза писателей СССР. Юрий видит в старшем товарище своего духовного наставника. Юрий издавал в журнале «Мурзилка» сказки Шергина, а в конце 80-х на основе его произведений писал сценарии к мультипликационным фильмам.
Юрия всегда влекли неизведанные дали, он просто бредил путешествиями. В один из таких вояжей по Уралу, писатель оказался на песцовой ферме. Под впечатлением от увиденного, Коваль пишет повесть «Недопёсок», главный герой которой – свободолюбивый песец, сумевший выбраться из клетки и устремившийся к Северному полюсу.
Писателю очень нравилась деревенская жизнь, с ее неторопливым бытом, своеобразным языком и традициями. Он уезжал в небольшие деревеньки, из которых мог не выезжать по несколько месяцев. Северные реки – еще одна страсть писателя, после путешествия по ним, Юрий создает еще одно интересное произведение – повесть «Самая легкая лодка в мире». В 1986-м эта повесть будет отмечена Почетным дипломом Международного совета по литературе для детей и юношества.
Буквально перед самой смертью писатель закончил роман «Суер-Выер», самым большим произведением за всю свою творческую деятельность. В 1996-м, уже после смерти Коваля, ему вручили премию «Странник», учрежденную Международным конгрессом писателей-фантастов.
Познакомиться с биографией писателя, его произведениями и фотографиями можно в свободном доступе в Сети.
Личная жизнь
Несмотря на большую популярность писателя, он не афишировал свою личную жизнь. Первый раз он женился на своей первой любви, Ие Пестовой, которая родила ему дочь Юлию. Второй раз Коваль повел в ЗАГС Наталью Дегтярь. В этом браке у писателя родился сын Алексей.
Дети унаследовали творческие способности отца. Алексей стал актером, Юлия хоть и выучилась на врача, но дает концерты, в которых поет песни под аккомпанемент гитары.
Смерть
Сердце Юрия Коваля перестало биться 2 августа 1995 года. Он умер в Москве, в своем доме от обширного инфаркта.
Местом упокоения известного литератора стало Лианозовское кладбище, там, где похоронены его родители.
Избранные произведения
Романы
- Алый
- Приключения Васи Куролесова
- Недопёсок
- Пять похищенных монахов
- Промах гражданина Лошакова
- Суер-Выер
Рассказы
- Бабочки
- Весеннее небо
- Жеребёнок
- Журавли
- Заячьи тропы
- Избушка на Вишере
- Листобой
- Снег
- Стеклянный пруд
- Чистый Дор
- Белая лошадь
- Белозубка
- Веселье сердечное
- Гроза над картофельным полем
- Дождь
- Елец
- Капитан Клюквин
- Картофельная собака
- «Когда-то я скотину пас…»
- Козырёк
- Красная сосна
- Лабаз
- Лесник Булыга
- На барсучьих правах
- Ножевик
- Нулевой класс
- Октябрьские скоро
- Особое задание
- Пиджак с карманами
- Путешествие на границу
- Серая ночь
- Сиротская зима
- Слушай, дерево
- Солнечное пятно
- У Кривой сосны
- Чайник
- Четвёртый венец
Сказки
- Сказка в три блина длиной
- Сказка о какой-то штуке с золотым носом
- Сказка о колокольных братьях
- Сказка о серебряном соколе
- Сказка о степном брате
- Сказка про рыжего братишку
- Сказка про Алёшу
- Сказка про волка Евстифейку
- Сказка про жену Змея Горыныча
- Сказка про Зелёную Лошадь
- Сказка про козла Кузьму Микитича
- Сказка про три рубля
- Тигрёнок на подсолнухе
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .