Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сивка-Бурка» краткое содержание сказки – читать пересказ онлайн

Краткое содержание «Сивка-Бурка»

«Сивка-Бурка» краткое содержание сказки – читать пересказ онлайн

Сказка «Сивка-Бурка» — яркий образец русского народного фольклора. Это история об увлекательных приключениях Ивана и волшебного коня. На их долю выпадает немало испытаний, но вместе им удается справиться с любыми трудностями.

Рекомендуем читать онлайн каткое содержание «Сивка-Бурка» на нашем сайте. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 3 классе.

Главные герои

Иван — младший сын, который считался дураком, но деле оказался самым умным и целеустремлённым.

Другие персонажи

Старик — отец Ивана, старик, простой крестьянин.

Старшие братья — заносчивые, ленивые, недалёкие, хотя и считались самыми умными в семье.

Сивка-Бурка — волшебный конь, верный друг Ивана.

Царевна — царская дочка, красивая и мудрая девушка.

Краткое содержание

Вырастил старик троих сыновей. Двое оказались умными, а третий, самый младший, был дурачком. Целыми днями Иван-дурак лежал на печи и ничего больше не делал.

Однажды старик заметил, что кто-то стал топтать их пшеницу. Наказал он сыновьям выследить вредителя. В первую ночь отправился старший сын на дежурство, «да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра». Пришла очередь среднего сына держать караул, но и он проспал всю ночь. Младший же сын, Иван-дурак, во время своего ночного дежурства сел на камень, и принялся следить за полем.

Среди ночи на поле прискакал «разношёрстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». При виде волшебного коня Иванушка не растерялся. Он подкрался сзади, накинул на аркан на шею коня и поймал его.

Иван крепко держал свою добычу, и конь, устав сопротивляться, принялся молить его о пощаде. За своё освобождение волшебный конь пообещал сослужить добрую службу, и Иван отпустил его. С той поры больше никто не топтал пшеницу в поле.

Вскоре по всем городам и деревням прошёл царский клич — собраться к царю на праздник. Тот, кто сможет доскакать до терема царевны и снять с её руки перстень, тот возьмёт красавицу в жены.

Стали собираться на праздник и братья — «не то чтобы уж самим скакать, а хоть на других посмотреть». Но Ивана брать с собой отказались. Тогда он отправился в лес и позвал Сивку-Бурку. Влез Иван коню в правое ухо, а из левого вылез, и «стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать». Оседлал он Сивку-Бурку, и отправился на праздник.

Поглядел Иванушка на высокий царский терем, а там сидела невиданной красоты девица, царская дочка. Вот только никто даже не пытался снять перстень с её руки — «никому нет охоты наверняка шею ломать». Иван подстегнул коня и прыгнул высоко, но «на три венца до царевнина окна не допрыгнул».

Когда старшие братья вернулись домой, они принялись рассказывать о том, как никому не известный молодец пытался допрыгнуть до царевны. Иванушка же слушал их рассказ, да посмеивался.

На следующий день братья вновь отправились к царю на праздник. Последовал за ними и Иванушка на своём верном коне, но и в этот раз не смог Сивка-Бурка допрыгнуть до царевны. Лишь на третий день «осерчал конь пуще прежнего: прыгнул — и достал до окна». Иван снял кольцо с руки царевны и поспешил скрыться. Дома он надел перстень, и обмотал тряпочкой руку, чтобы никто не заметил его.

Спустя три дня царь позвал всех без исключения на пир, «а кто царским пиром побрезгует — тому голову с плеч». Отправился на праздник и старик со всеми своими сыновьями.

Во время пиршества юная царевна обходила всех гостей, угощая мёдом. Заметила она, что у Ивана рука обмотана тряпочкой, и попросила снять её. Тут же перстень засиял разноцветными огнями.

Пригляделась царевна и узнала в Иванушке того молодца, который три дня пытался допрыгнуть до её окна. Отмыли Ивана, нарядили в царское платье, «и стал он таким молодцом, что отец и братья глядят — и глазам своим не верят». Тут же и свадьбу сыграли.

Заключение

Народная сказка учит никогда не судить человека по его внешнему виду: даже за самой неприглядной внешностью может скрываться сильная, целеустремлённая, благородная личность. Если честно выполнять свою работу, не лениться, можно достичь больших успехов.

После ознакомления с кратким пересказом «Сивка-Бурка» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Урок по литературному чтению в 3 классе «Русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Чтение произведения устного народного творчества «Сивка — бурка» мы начинаем с таких слов:

«…Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка — дурачок; день и ночь дурачок на печи валяется…»

Эти слова из сказки начинают произведение и называются зачином. Для начала немного порассуждаем о том, что такое зачин сказки и зачем нам нужно его изучать на уроках литературном чтении в 3 классе.

Читайте так же:
Джинсы с молнией сзади история происхождения

На самом деле зачин выполняет множество полезных функций для понимания сказки читателем.

Первое — это то, что в зачине читатель знакомится с главными героями сказки.

Второе — сказочный зачин рассказывает о том, где будут происходить сказочные события.

Третье — это описание времени, в котором ведут начало события этого сказочного произведения.

Четвертое — в самом начале чтения внимательно прочитав зачин, сразу становится понятен образ и характер сказочных героев, а также можно оценить их поступки.

Пятое — сказочные зачины состоят из слов, которые не используются в повседневном общении.

Например, возьмем зачин «в тридевятом царстве, в тридесятом государстве…»

Изучив эту информацию, мы понимаем, что зачин является одним из важнейших частей русских народных сказок, как произведений устного народного творчества русского народа.

Да и каждый из нас еще с детства помнит волшебные сказочные слова «Жили — были»…

После этих слов сразу начинается волшебство и погружение в мир сказочных героев, которые преодолеют все преграды, помогут тем, кому нужна помощь, спасут всех прекрасных принцесс от злых колдунов и все это закончиться благополучно, а герои сказки будут вознаграждены за свое доброе сердце.

Конспект урока для 3 класса «Устное народное творчество. Сказка «Сивка-Бурка»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Устное народное творчество. Русская народная сказка «Сивка-бурка»

    Цель урока:

создать условия для

  • формирования учащимися действий по классификации сказок (бытовые, о животных, волшебные);
  • открытия и осмысления литературоведческих понятий «зачин» и «концовка» и понимания своеобразия сказочного жанра;
  • ознакомления с картинами русских художников И.Билибина и М.Васнецова и соотнесения их изображения с содержанием народных сказок

9. Задачи:

— обучающие:

организовать деятельность учащихся по актуализации и углублению знаний обучающихся о видах русских народных сказок, своеобразии жанра «сказка», признаках волшебной сказки, особенностях построения сюжета сказок;

-развивающие:

содействовать развитию умения работать самостоятельно и творчески, выделяя жанровые особенности сказки; находить среди предложенных произведений изобразительного творчества картины русских художников И.Билибина и М. Васнецова к рассматриваемой сказке;

-воспитательные:

способствовать формированию интереса к произведениям, созданным русским народом; развитию и поддержке интереса к дополнительному чтению и изучению произведений русских художников

  1. Тип урока:

открытие и углубление новых знаний

индивидуальная, работа в парах, фронтальная

компьютер, мультимедийный проектор, ПО для демонстрации электронных модулей.

Структура и ход урока:

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученикаВремя

Эмоционально проживают её.

Входят в необходимое для успешной работы эмоциональное состояние

через постановку проблемного вопроса «В чем своеобразие жанра сказки?»

Определяют основную задачу деятельности на этапе.

Ученики воспринимают информацию ЭОР.

Анализируют её в соответствии с определенной задачей.

Формируют мнение в паре.

Готовятся сообщить его классу. Предлагают сформулированное мнение классу.

Проводится коллективное обсуждение.

Итоги деятельности фиксируются в рабочих тетрадях после сравнения с образцом.

Весь этап – 9 мин

Вычленяют существенные особенности сказок, относящихся к разным жанрам.

Определяют жанровые особенности сказки «Сивка-бурка»

Делают вывод о том, что это волшебная сказка. Доказывают примерами из текста.

Весь этап – 5 мин

Демонстрируется страничка 4 части с новыми терминами «зачин» и «концовка» и часть 5.

Наблюдают и анализируют.

Делают выводы по содержанию.

В коллективном обсуждении формируют единое мнение. Сопоставляют его с ранее усвоенным .Сами пытаются дать названия этим частям композиции (начало конец).

Учащиеся воспринимают и осмысливают информацию.

Сравнивают со своими выводами. В ходе коллективной беседы присваивают научный смысл понятий «зачин» и «концовка»

Дополняют ранее составленный перечень признаков волшебной сказки новыми признаками.

Отвечают на проблемный вопрос:

«Ко всем ли сказкам они применимы или только к волшебной?»

Определяют содержание домашнего задания

Весь этап – 12 мин.

знакомство с произведениями художников И.Билибина и Васнецова как с иллюстрациями к русским народным сказкам. Демонстрация подборки книг сказок с иллюстрациями данных художников

Иллюстрация Васнецова «Кощей-бессмертный» № 203307 (4)

Иллюстрация Васнецова «Баба Яга» № 203103 (5)

Иллюстрация Васнецова «Аленушка» № 203297 (6)

ЭОР демонстрируются на общем слайде одновременно с целью соотнесения произведений изобразительного искусства и народных русских сказок, группировке иллюстраций на основании авторской принадлежностиУчащиеся рассматривают картины художников.

Анализируют содержание. Определяют сказочных персонажей, сказочные предметы. Устанавливают их принадлежность к определённой сказке.

Весь этап – 6 мин

Фиксируют в процессе деятельности затруднения.

Сообщают о встретившихся затруднениях классу.

Устанавливают обобщенный уровень усвоения учебного материала.

Определяют успешность учебной деятельности на уроке

Весь этап — 8 мин

Приложение к плану-конспекту урока

Тема урока: Устное народное творчество. Русская народная сказка «Сивка-бурка»

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

(ч.3 типы фольклорных сказок )

Читайте так же:
Перевод песни Fergie — London Bridge

Ч.4 особенности повествования в сказке Сивка-Бурка (зачин, концовка, троекратное повторение, постоянные эпитеты, сравнения)

Ч.5 Справочник (термины зачин, концовка)

Свежие документы: Урок по литературному чтению во 2 классе Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Составь таблицу сказочных зачинов. Назови сказки.

Читая предложенное по задании о заполнении таблицы сказочных зачинов, с которых начинаются народные русские сказки, сразу приходит на ум, то, что все эти сказочные зачины знакомы каждому русскому человеку с детства.

Во многих русских сказках используется зачин «в некотором царстве, некотором государстве», «жили — были» и конечно «в тридевятом государстве, тридесятом государстве».

Вот с них и начнем заполнение нашей таблицы.

Пример таблицы сказочных зачинов для 3 класса

Тест с ответами: “Сивка-бурка”

1. Что решил однажды старик посеять у себя на поле: а) Пшеницу + б) Ячмень в) Рожь

2. Кто выполнил поручение отца: а) средний сын б) младший сын + в) старший сын

3. Что решил взять с собой Иван – дурачок, когда пошёл стеречь поле: а) хлеб б) квас в) пирог +

4. Что решил взять с собой Иван – дурачок, когда пошёл стеречь поле: а) верёвку + б) крепкую сеть в) водицы

5. Кто прискакал на поле в самую полночь: а) ишак б) мул в) конь

6. Чем любил заниматься младший сын: а) ловить рыбу в озере б) ходить в лес по грибы + в) заниматься хозяйством по дому

7. О чём попросил конь Иванушку: а) выкупать в чистой водице б) накормить вдоволь в) отпустить его на волю +

8. Что предложил конь за свою свободу: а) сослужить службу + б) десять золотых монет в) мешок пшеницы

9. Как звали скакуна: а) Вещая-каурка б) Ласка-мурка в) Сивка-бурка +

10. Какое волшебное действо получал Иван, влезши в правое ухо коня и вылезши из левого: а) мог в любую секунду оказаться там, где ему угодно б) становился молодцем + в) исполнение любого заветного желания

11. Что кликнул царь всем добрым молодцам в это время: а) съезжаться в царский двор + б) съезжаться на праздник в) съезжаться на бал со своими невестами

12. Как отреагировали старшие братья на просьбу Ивана взять его с собой: а) молча направились к царю, не сказав Ивану ни слова б) насмехались над ним, отправляя в лес по грибы + в) взяли его с собой, дав ему коня

13. Куда тем временем направился Иван: а) в чистое поле + б) в лес по грибы в) прямиком к царю

14. Где сидела царевна Елена Прекрасная: а) на чердаке б) в хижине в) в терему +

15. Каких грибов набрал Иван в лесу: а) полное лукошко мухоморов + б) ведро опят в) целую корзину поганок

16. При каком условии царь был готов отдать царевну замуж и полцарства в придачу: а) с разлёту на коне доскочить до царевны и взять её с собой б) с разлёту на коне доскочить до царевны и поцеловать её в губы + в) построить лестницу до окошка царевны и поцеловать её в губы

17. С какой попытки Иван всё-таки поцеловал царевну в уста: а) с первой попытки б) с пятой попытки в) с третьей попытки +

18. Как отреагировал на Ивана окружающий его народ: а) молча разбежались по домам б) намеревались схватить его + в) аплодировали ему

19. Что стало с Иваном тем временем: а) помчался настолько быстро, что никто не смог его догнать б) его схватили и вышвырнули вместе с конём подальше от города в) его уже и след простыл, будто его и не было вовсе +

20. Что стало с Иваном, когда он влез коню в левое ухо, а из правого вылез: а) оказался дома у себя б) сделался опять Иваном-дураком + в) стал ещё моложе и красивее

21. Как направился Иван к царю во второй раз: а) пешком + б) очутился у царя мгновенно в) на коне

22. Что Иванушка снял с пальца царевны: а) волшебный перстень б) заветный перстень + в) золотой перстень

23. Почему Иванушка перевязал руку: а) сломал руку б) порезал палец в) спрятал перстень +

24. Что сделал Иванушка с вором: а) отвел к отцу б) отпустил + в) отвел к судье

25. Почему старший брат не увидел ночью вора: а) потому что смотрел в другую сторону б) потому что вор не явился в) потому что спал +

26. Какие слова звучат в той фразе, которой Иванушка вызывал Сивку-Бурку: а) …стань передо мной, как звезда перед луной… б) …стань передо мной, как лист перед травой… + в) …стань передо мной, как дуб перед сосной…

27. Что сделал Иванушка-дурачок с тем, что он забрал у Елены Прекрасной: а) спрятал + б) потерял в) всем показывал и хвастался

Читайте так же:
Как украсить водолазку платком

28. Какой из братьев женился на царской дочке: а) средний б) старший в) младший +

29. Где проспал всю ночь старший сын, пока караулил: а) на сеновале + б) на жестком диване в) на мягкой кровати

30. Куда положил пирог Иванушка – дурачок: а) в мешок б) за пазуху + в) в карман

Сказка «Сивка-бурка»: краткое изложение для читательского дневника

Сказка «Сивка-бурка»

Читательский дневник

В этой интересной народной сказке рассказывается о приключениях Ивана и его верного товарища — волшебного коня. Вместе они смогли доказать, что главный герой достоин стать супругом прекрасной царевны. Чтобы правильно оформить читательский дневник по «Сивке-бурке» для 3 класса, следует внимательно ознакомиться с кратким содержанием произведения. Повествование учит читателя тому, что для достижения желаемого необходимо много трудиться.

Характеристика основных персонажей

Смысл истории заключается в том, что необходимо исполнять свои обещания. Главный герой смог выполнить данное отцу слово и долго сторожил пшеничное поле. Там он повстречал волшебного коня, благодаря которому сумел превратиться в доброго молодца и понравиться прекрасной царевне. Это произведение входит в список русских народных сказок для читательского дневника.

Главные герои:

  • Иван — умный и настойчивый парень, которого окружающие считали дураком;
  • старшие братья — ленивые и высокомерные;
  • отец — пожилой человек, обычный крестьянин;
  • царевна — мудрая и справедливая дочка царя;
  • Сивка-бурка — волшебный конь, который стал верным другом главного персонажа.

Царевна узнала Ивана

Если сделать анализ сказки «Сивка-бурка», то станет ясно, что она призывает читателя никогда не зазнаваться и быть честным с окружающими. Царевна не была капризной, и когда увидела грязного Ивана, то сразу узнала в нем своего будущего мужа.

Главная мысль произведения: чтобы стать успешным, нужно обдумывать собственные поступки и не лениться. А также из повествования можно сделать вывод, что с верными товарищами дела делаются намного легче, поэтому следует ценить дружбу.

Краткое содержание

У одного пожилого мужчины было несколько сыновей. Двое из них были умными, а младшего окружающие считали дурачком. Завязка истории заключается в том, что однажды кто-то начал топтать пшеницу, и крестьянин отправил своих отпрысков охранять поле, чтобы поймать злодея.

Старший сын пришел на поле, но долго не продержался и уснул. Когда настала очередь среднего, то произошло то же самое. Иван же присел на камень и ответственно охранял отцовские владения. Внезапно на поле возник красивый статный конь и начал топтать пшеницу.

Иван дурак и Сивка -бурка

Долго не раздумывая, главный герой набросил на него аркан и поймал его. Сивка-бурка стал просить парня отпустить его и обещал оказать ему за это любую услугу. Иван подумал и не стал удерживать коня. С этого момента больше никто уже не топтал урожай на отцовском поле.

Тем временем правитель издал указ, что мужем красивой царевны будет тот, кто сумеет допрыгнуть до ее окна и снимет кольцо с ее руки. Старшие братья сразу же отправились к царю, чтобы попытать счастья, но младшего с собой не захотели брать. Однако Иван не расстроился и пошел в лес, где позвал своего товарища.

Волшебный конь появился быстро. Главный герой залез ему в одно ухо, а затем вылез из другого, превратившись в красивого молодца, и пошел в город к царскому дворцу. Там он совсем немного не допрыгнул до заветного кольца.

Под вечер старшие братья вернулись домой и рассказали про смелого парня, а младший лежал на печке и посмеивался. На следующий день главный герой снова позвал коня, однако и в этот раз он не смог допрыгнуть до девушки. Только на третий день удалому молодцу удалось выполнить условие царя. Он поцеловал царевну и сразу снял с ее руки кольцо. Когда он пришел в отцовский дом, то обмотал палец тряпкой, чтобы никто не увидел перстня.

Иван поцеловал царевну и сразу снял с ее руки кольцо

Через несколько дней правитель устроил роскошный пир, на который пришел и крестьянин со своими сыновьями. Там девушка всех угощала медом, пытаясь найти своего избранника. Заметив обмотанную руку парня, она сняла тряпку и увидела свое кольцо. Она узнала в Ивана того удалого молодца, который смог допрыгнуть до ее окна. Младшего сына отмыли, хорошо одели, и он стал выглядеть, как настоящий красавец. Царь решил не тянуть время, и в этот же день сыграли свадьбу.

Анализ и план пересказа

В сказке «Сивка-бурка» приводится описание Ивана, которого многие люди считают дураком. При помощи своего волшебного друга он превратился в удалого молодца, снял с руки прекрасной царевны кольцо и завоевал ее расположение.

Главной идеей этого народного творения является постоянная борьба добра со злом. Так как в произведении присутствуют персонажи, которые наделены магическими способностями, то его можно назвать волшебной сказкой.

Иван дурак на Сивке-бурке

Главный персонаж на самом деле очень умный. Он предстает перед читателями как смелый и сообразительный парень. Свое прозвище Иван получил за то, что часто лежал на печке. В народных сказках умственные способности часто путаются с обычной ленью. Может быть, у него просто не было важного стимула для занятия делами. Хозяйственные дела парень считал скучными, однако альтернативы им он не находил.

Читайте так же:
Длина общей нормали зубчатого венца

Если внимательно читать краткое содержание сказки «Сивка-бурка», то можно составить такой план пересказа сюжета для читательского дневника:

  1. Жизнь крестьянской семьи.
  2. Охрана поля и поимка вредителя.
  3. Царский указ и попытки Ивана.
  4. Кольцо царевны и роскошный пир.
  5. Поиски девушки и скорая свадьба.

Эта сказка учит читателя не судить людей по внешности, не спешить с выводами, ответственно подходить к выполнению работы и не отчаиваться в трудных жизненных ситуациях. Главный герой сумел добиться желаемого, что является признаком ума. Он не только подружился с волшебным конем, но и добился расположения красивой принцессы. После ознакомления с кратким содержанием «Сивки-бурки» стоит прочитать книгу полностью.

Отзывы читателей

Эту увлекательную и поучительную сказку я знаю с раннего детства. В ней рассказывается история о парне, которого многие считали дураком. Но благодаря своей находчивости и ловкости он смог добиться того, о чем окружающие не могли и мечтать. Мораль произведения заключается в том, что всегда необходимо стремиться к намеченной цели.

Мне очень понравился главный герой этой сказки, потому что он очень добрый. Если внимательно ее прочитать, то можно понять, что нужно быть терпеливым и не лениться. Лишь в этом случае можно добиться благодарности от судьбы. Всем советую ознакомиться с этим произведением.

«Сивка-бурка» является одной из самых популярных русских народных сказок. В ней описаны увлекательные приключения Ивана и его волшебного коня, который постоянно помогал своему товарищу. Произведение учит читателя тому, что нужно быть трудолюбивым и скромным, тогда обязательно получится добиться желаемого.

Сивка-Бурка (стр. 25-29) Бойкина Виноградская Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь. Ответы

Пометка для родителей: «Жить-поживать» и «Веселым пирком» — это концовки сказок, поэтому в таблицу зачинов их заносить не нужно. «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — это присказка, также не является зачином и в таблицу не вноситься

  • По каким признакам можно определить волшебную сказку? Выбери словосочетания. Дополни своими словами и запиши.

Все словосочетания являются признаками волшебной сказки

троекратные повторы чудеса и превращения

Баба-Яга особый сказочный зачин

волшебные слова волшебные предметы

Семь признаков волшебных сказок:

  1. особый сказочный зачин (в тридевятом царстве…),
  2. наличие повторов (чаще троекратных),
  3. особый сказочный язык ( волшебные слова ),
  4. неопределенное время и место действия (давным-давно в некотором царстве…),
  5. события невозможны в реальном мире (либо есть два мира: волшебный мир и реальный мир),
  6. герой проходит испытании, в которых участвуют волшебные существа (феи, Бага-Яга, Змей Горыныч и др.) и присутствуют чудеса , волшебные превращения и магические предметы ( волшебные помощники ),
  7. добро побеждает зло (столкновение положительных и отрицательных героев).
  • Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.

ковер-самолет сапоги-скороходы волшебная палочка

Шапка невидимка: В.А.Жуковский «Сказка о Иване Царевиче и сером волке», «Василиса Прекрасная», «Вещий сон», А.Пушкин «Руслан и Людмила», «Крестьянский сын Иван да царь Иван»

Ковер-самолет: Л.Лагин «Старик Хоттабыч», «Сказка об Иване – гостинном сыне», «Вещий сон», Тысяча и одна ночь»

Скатерть-самобранка: «Два Ивана», «Королевич и его дядька», «Скатерть, баранчик и сума»

Сапоги-скороходы: Ш.Перро «Мальчик с пальчик», В.Гауф «Маленький мук»

Волшебная палочка: Ш.Перро «Золушка», Дж. Роулинг «Гарри Поттер»

Краткое содержание сказки «Два Ивана»: герои два брата – бедный и богач, бедному Ветер подарил скатерть самобранку, богач попросил его дать скатерть и не вернул, Солнышко подарило бедному козочку, дающую золото, богач попросил и не вернул ее, Мороз подрали бедняку сумочку-выручалочку с двумя молодцами. Богач попросил сумочку, молодцы побили богача и он вернул бедному скатерть-самобранку, козочку и сумочку-выручалочку.

  • Рассмотри иллюстрацию художника В.Васнецова на с. 30 учебника (часть 1). К какому эпизоду сказки можно ее отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки. Опиши героев.

Иванушка-дурачок влез Сивке-бурке в правое ухо, а вылез в левое, и стал он прекрасным молодцом, статным и красивым. Въехал Иванушка в город верхом на Сивке-бурке, доскочил до окна высокого терема Елены Прекрасной и успел снять заветный перстень с руки Елены Прекрасной и поцеловать ее в алые губы. Я представляю Иванушку смелым, решительным, ловким и мужественным, одетым в расшитый кафтан и в красные сафьяновые сапоги.

Я представляю Елену Прекрасную красивой молодой девушкой, с распущенными длинными темными волосами, в желтом вышитом сарафане, голова ее украшена короной. На картине В.Васнецова Елена Прекрасная выглядит нежной, женственной, немного смущенной и испуганной, заметно, что Иванушка ей приглянулся, она протягивает ему свою руку с перстнем и позволяет себя поцеловать.

  • Придумай свои вопросы по содержанию сказки. Запиши их.
  1. Какой у сказки зачин? (Жил-был старик и было к него три сына.)
  2. Кто мял и топтал пшеницу отца Иванушки-дурочка? Кто был вором? (Сивка-бурка)
  3. Как Иванушка звал своего коня? (Нужно было выйти в поле, три раза свистнуть молодецким посвистом, гаркнуть молодецким покриком: «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!»
  4. Как Иванушка превращался из дурочка в доброго молодца? ( влезал Сивке бурке в правое ухо, а вылезал в левое)
  5. Сколько раз Иванушка приезжал в город на Сивке-бурке (три раза)
  6. Как Иванушка прятал перстень Елены Прекрасной (замотал руку тряпочкой, сказал, что сучком обрезался)
  7. Какая концовка у сказки? (Я на том пиру был, мед пиво пил, по усам текло, а в рот не попало)

Как бы ты сказал, что такое сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста. Запиши свое определение.

Читайте так же:
Джинсовый маникюр модные новинки стильные идеи

Сказка – это повествовательное произведение, изображающее чудесные и необычные события, происходящие с героями. Сказки – это одни из самых древних произведений фольклора, передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

  • Какие признаки волшебной сказки ты можешь назвать? Выбери ответ: концовка, троекратные повторы, присказка , рифма, устойчивые выражения , зачин , чудесные превращения, сказочные помощники,невероятные фантастические события .

Признаки волшебной сказки: особый сказочный язык (присказки, концовка и зачин, волшебные слова, повторы), место и время действия неопределенно, разделение реального и волшебного мира, положительный герой проходит испытания и борется со злом, добро побеждает зло, присутствуют сказочные персонажи, чудесные события, герою помогают волшебные помощники (необычные существа или волшебные предметы).

Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах

Бытовые сказки (примеры): «Курочка ряба», «Репка», «Каша из топора», «У страха глаза велики», «Умный работник», «Маша и медведь», «Мужик и медведь»

Сказки о животных (примеры): «Зимовье зверей», «Заячья избушка», «Кот, петух и лиса», «Теремок», «Лиса и журавль», «Хвосты», «Лисичка со скалочкой», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Три поросенка»

Волшебные сказки (примеры): «Золотая рыба», «Марья Моревна», «Иван-царевич и Серый волк», «Василиса Прекрасная», «Гуси-лебеди», «Царевна-лягушка», «Дюймовочка», «Карлик нос», «Калиф аист», «Золотой ключик»

  • Рассмотри иллюстрации к разделу «Устное народное творчество». Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова, которые создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин.

Сравнение произведений И.Я.Билибина и В.М.Васнецова. В творчестве этих художников много общего, сюжеты картин были выбраны по мотивам русского народного фольклора – сказок и былин, а также сказок Пушкина. Оба художника участвовали в создании иллюстраций к книгам. Картины Билибина дальше от реальности, более фантастичны, ярче, контрастны, в них меньше деталей, они плоские почти без теней. Картины Васнецова ближе к реальному миру, в них меньше контрастов и больше уделено внимания деталям.

Найди в энциклопедии сведения о жизни и творчестве этих художников.

Составь рассказ об одном из них, используя следующие слова: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравиться; на ней изображено.

Запиши план своего рассказа.

План рассказа о В.М.Васнецове

  1. Кратко биография художника
  2. Картины
  3. Моя любимая картина

Рассказ о В.М.Васнецове

Виктор Михайлович Васнецов (годы жизни 1848-1926) родился 15 мая 1848 года под Вяткой, получив духовное образование в семинарии, уехал в Санкт-Петербург, чтобы учиться в Академии художеств, после окончании которой путешествовал по Европе. Вернувшись в Россию, участвует в выставках передвижников, в реставрации и строительстве архитектурных объектов Москвы (фасад Третьяковской галереи), иллюстрирует книги. У Васнецова было 5 детей. Умер в Москве 23 июля 1926 года.

В.Васнецов создал много произведений на тему русских сказок: картины «Витязь на распутье», «Аленушка», «Ковер-самолет», «Иван-царевич на Сером волке», «Богатыри», «Снегурочка», «Встреча Олега с кудесником», «Царевна-лягушка», «Спящая царевна», др.

Мне больше всего нравиться картина В. Васнецова – «Богатыри». На ней изображены три русских богатыря Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич. Художник использует теплые золотистые тона, мастерски показал элементы одежды и оружие богатырей. Картина вызывает у меня чувство гордости за Россию, за ее богатырей.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector