Uspoloassn.su

Модные новинки
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Активная и пассивная лексика

Активная и пассивная лексика

Лексический состав любо­го язы­ка пред­став­ля­ет неод­но­род­ное явле­ние. Так, в зави­си­мо­сти от упо­тре­би­тель­но­сти лек­си­ки в сло­вар­ном соста­ве язы­ка отчет­ли­во выде­ля­ют­ся два пла­ста слов: актив­ный и пассивный.

Активный и пассивный запас русского языка

Словарный состав язы­ка не явля­ет­ся чем-то застыв­шим, неиз­мен­ным. На про­тя­же­нии веков изме­ня­лась зву­ко­вая систе­ма, про­ис­хо­ди­ли изме­не­ния в грам­ма­ти­ке и лек­си­ке. Особенно замет­ны изме­не­ния в лек­си­ке в эпо­ху раз­лич­ных обще­ствен­ных, соци­аль­ных пре­об­ра­зо­ва­ний, в пери­од бур­ных пере­мен в жиз­ни общества.

Изменения носят двой­ствен­ный харак­тер – с одной сто­ро­ны, сло­вар­ный состав обо­га­ща­ет­ся новы­ми сло­ва­ми, с дру­гой, осво­бож­да­ет­ся от ненуж­ных на дан­ном эта­пе эле­мен­тов. Поэтому в язы­ке суще­ству­ет два пла­ста – актив­ная и пас­сив­ная лек­си­ка. Термин «актив­ный и пас­сив­ный запас» ввел в лек­си­ко­гра­фи­че­скую прак­ти­ку Л.В. Щерба, но един­ства в пони­ма­нии пас­сив­ной лек­си­ки у иссле­до­ва­те­лей не наблю­да­ет­ся. Например, в рабо­тах М.В. Арапова, А.А. Реформатского, Л.И. Баранниковой и др. в состав пас­сив­ной лек­си­ки вклю­ча­ют­ся не толь­ко уста­рев­шие сло­ва, но и диа­лек­тиз­мы, тер­ми­ны, назва­ния ред­ких реа­лий, явлений.

Активная и пассивная лексика

Устаревшие слова. Типы архаизмов и историзмов

Слова, кото­рые вышли или выхо­дят из актив­но­го запа­са в силу их ред­ко­го упо­треб­ле­ния, назы­ва­ют­ся уста­рев­ши­ми сло­ва­ми. Процесс уста­ре­ва­ния слож­ный и дли­тель­ный, поэто­му уста­рев­шие сло­ва раз­ли­ча­ют по сте­пе­ни устарелости.

К пер­вой груп­пе отно­сят­ся сло­ва, неиз­вест­ные или непо­нят­ные боль­шин­ству носи­те­лей язы­ка. Сюда мож­но вклю­чить несколь­ко раз­ря­дов слов:

– сло­ва, исчез­нув­шие из язы­ка и не встре­ча­ю­щи­е­ся даже в соста­ве про­из­вод­ных основ:

  • гридь — воин,
  • стрый — дядя,
  • нетий — племянник,
  • локы — лужа,
  • выя — шея;

– сло­ва, кото­рые не упо­треб­ля­ют­ся само­сто­я­тель­но, но встре­ча­ют­ся в соста­ве про­из­вод­ных слов (ино­гда пере­жив­ших про­цесс опрощения):

  • лепо­та — «кра­со­та» — нелепый,
  • мемо­рия — «память» — мемориальный,
  • вития — «ора­тор» — витиеватый,
  • мнить — «думать» — мнительный;

– сло­ва, кото­рые в совре­мен­ном язы­ке сохра­ня­ют­ся толь­ко в соста­ве фра­зео­ло­ги­че­ских обо­ро­тов речи:

  • весь — «село, дерев­ня» — по горо­дам и весям,
  • зени­ца — «зра­чок» — хра­нить, как зени­цу ока,
  • паче — «боль­ше» — паче чаянья.

Ко вто­рой груп­пе отно­сят­ся уста­рев­шие сло­ва, извест­ные носи­те­лям совре­мен­но­го язы­ка, напри­мер: вер­ста, аршин, деся­ти­на, фунт, сажень, кон­ка, бур­са, хлад, глас, перст, бра­до­брей, око и др. Многие из них еще недав­но упо­треб­ля­лись в актив­ном словаре.

Устаревшие сло­ва раз­ли­ча­ют­ся не толь­ко сте­пе­нью арха­и­за­ции, но и при­чи­на­ми, кото­рые при­ве­ли их в раз­ряд уста­рев­ших. С этой точ­ки зре­ния уста­рев­шую лек­си­ку мож­но раз­де­лить на исто­риз­мы и архаизмы.

С раз­ви­ти­ем обще­ства воз­ни­ка­ют новые общественно-политические отно­ше­ния, ины­ми ста­но­вят­ся эко­но­ми­ка, воен­ное дело, меня­ет­ся быт и куль­ту­ра наро­да. С исчез­но­ве­ни­ем тех или иных пред­ме­тов, явле­ний отпа­да­ет необ­хо­ди­мость и в сло­вах, их обозначавших.

Историзмы мож­но раз­де­лить на ряд семан­ти­че­ских групп:

1) назва­ния явле­ний общественно-политического поряд­ка, назва­ния чле­нов цар­ской семьи, пред­ста­ви­те­лей сосло­вий и т.п.;

2) назва­ния адми­ни­стра­тив­ных учре­жде­ний, учеб­ных и дру­гих заведений;

3) назва­ния долж­но­стей и лиц по роду их занятий;

4) назва­ния воин­ских чинов;

5) назва­ния видов ору­жия, воен­ных доспе­хов и их частей;

6) назва­ния средств передвижения;

7) назва­ния ста­рых мер дли­ны, пло­ща­ди, веса, денеж­ных единиц;

8) назва­ния пред­ме­тов исчез­нув­ше­го быта, пред­ме­тов домаш­не­го оби­хо­да, видов одеж­ды, еды, напит­ков и т.п.;

Кроме рас­смот­рен­ных выше исто­риз­мов, кото­рые мож­но назвать лек­си­че­ски­ми, суще­ству­ет и срав­ни­тель­но неболь­шая в пас­сив­ном сло­ва­ре груп­па исто­риз­мов, у кото­рых уста­ре­ло преж­нее зна­че­ние или одно из зна­че­ний. Например, лек­се­ма дьяк утра­ти­ла зна­че­ние «долж­ност­ное лицо, веду­щее дела какого-нибудь учре­жде­ния (при­ка­за) – в древ­ней Руси»; у лек­се­мы при­каз уста­ре­ло зна­че­ние «учре­жде­ние, ведав­шее отдель­ной отрас­лью управ­ле­ния в Московском госу­дар­стве XVI – XVII вв.». Подобные сло­ва в линг­ви­сти­че­ской лите­ра­ту­ре име­ну­ют семан­ти­че­ски­ми историзмами.

Особое место сре­ди исто­риз­мов зани­ма­ют сло­ва, кото­рые появи­лись в совет­скую эпо­ху для обо­зна­че­ния пре­хо­дя­щих явле­ний, напри­мер: нэп, нэп­ман, нэп­ман­ша, Торгсин, прод­на­лог, прод­раз­верст­ка, прод­от­ряд и т.п. Возникнув в каче­стве нео­ло­гиз­мов, они недол­го про­су­ще­ство­ва­ли в актив­ном сло­ва­ре, пре­вра­тив­шись в историзмы.

Они ушли в пас­сив­ный запас пото­му, что в язы­ке появи­лись новые назва­ния тех же поня­тий. Архаизмы име­ют сино­ни­мы в актив­ном сло­ва­ре. Этим они отли­ча­ют­ся от исто­риз­мов.

В совре­мен­ном рус­ском язы­ке раз­ли­ча­ют несколь­ко раз­но­вид­но­стей арха­из­мов. В зави­си­мо­сти от того, уста­ре­ло сло­во в целом или толь­ко его зна­че­ние, арха­из­мы делят­ся на лек­си­че­ские и семантические.

Лексические арха­из­мы в свою оче­редь под­раз­де­ля­ют­ся на собственно-лексические, лексико-словообразовательные и лексико-фонетические.

1. Собственно-лексические арха­из­мы – это сло­ва, кото­рые вытес­не­ны из актив­но­го запа­са сло­ва­ми с дру­гим корнем:

  • мемо­рия — «память»,
  • одри­на — «спаль­ня»,
  • вет­ри­ло — «парус»,
  • поплеч­ник — «сорат­ник»,
  • лани­ты — «щеки»,
  • уста – «губы»,
  • лоно – «грудь;

2. Лексико-словообразовательные арха­из­мы – это сло­ва, заме­нив­ши­е­ся в актив­ном упо­треб­ле­нии одно­кор­не­вы­ми сло­ва­ми с дру­ги­ми обра­зу­ю­щи­ми мор­фе­ма­ми (чаще – суф­фик­са­ми, реже – приставками);

  • пас­тырь — «пас­тух»,
  • дру­же­ство — «друж­ба»,
  • фан­тазм — «фан­та­зия»,
  • рыбарь — «рыбак»;

З. Лексико-фонетические арха­из­мы – это сло­ва, кото­рым в актив­ном сло­ва­ре сино­ни­мич­ны лек­се­мы с несколь­ко иным звучанием:

  • зер­ца­ло — «зер­ка­ло»,
  • про­шпект — «про­спект»,
  • гошпи­таль — «гос­пи­таль»,
  • гишпан­ский — «испан­ский».

Разновидностью лексико-фонетических арха­из­мов явля­ют­ся акцен­то­ло­ги­че­ские арха­из­мы, у кото­рых изме­ни­лось место уда­ре­ния: сим­вол, эпи­граф, при­зрак, бес­по­мощ­ный, музы­ка и др.

4. Грамматические арха­из­мы (мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские) сло­ва с уста­рев­ши­ми грам­ма­ти­че­ски­ми формами:

  • филь­ма — филъм,
  • чер­ная рояль — чер­ный рояль,
  • белая лебедь — белый лебедь,
  • коль­цы — кольца,
  • стар­че, гос­по­дине, кня­же (зва­тель­ная фор­ма доб­рый моло­дец, отец чест­ной, мать ино­гда ску­ча­ла ими).

5. В отли­чие от всех про­чих семан­ти­че­ские арха­из­мы – это сохра­нив­ши­е­ся в актив­ной лек­си­ке сло­ва, у кото­рых уста­ре­ло зна­че­ние (или одно из значений):

  • позор — «зре­ли­ще»,
  • вок­зал — «заве­де­ние»,
  • пар­ти­зан — «сто­рон­ник, чело­век, при­над­ле­жа­щий к какой-либо партии»;
  • ведо­мость — «изве­стие»,
  • опе­ра­тор — «хирург»,
  • плеск — «апло­дис­мен­ты».

Новые слова. Типы неологизмов

Наряду с уста­ре­ва­ни­ем слов в язы­ке воз­ни­ка­ют новые сло­ва – нео­ло­гиз­мы (греч. neos – «новый», logos – «сло­во»). Различают нео­ло­гиз­мы язы­ко­вые, или обще­на­род­ные, и индивидуально-стилистические, или авторские.

Читайте так же:
У собаки отвисла брыля

Неологизмы определение

Языковыми нео­ло­гиз­ма­ми явля­ют­ся новые обра­зо­ва­ния, кото­рые воз­ни­ка­ют в обще­на­род­ном языке:

а) как наиме­но­ва­ния новых поня­тий (кос­мо­дром, аква­навт, луно­дром, мен­де­ле­вий, мик­сер, мелан, пер­фо­лен­та, реани­ма­ция, сты­ков­ка и т.д.),

б) как новые име­на вза­мен устаревших:

  • цеп­пе­лин — дирижабль,
  • авиа­тор — летчик,
  • пуль­мо­но­лог — фтизиатр,
  • сленг — жаргон,

в) как сло­ва с новой семан­ти­кой при сохра­не­нии или утра­те ста­рых значений:

  • мар­ше­вый — «основ­ной реак­тив­ный дви­га­тель раке­ты или самолета»,
  • луч­ник — «спортс­мен, зани­ма­ю­щий­ся стрель­бой из лука»,
  • память — «устрой­ство элек­трон­ной маши­ны для запи­си, хра­не­ния и выда­чи информации»
  • и т.п.

Языковые нео­ло­гиз­мы мож­но раз­де­лить на лек­си­че­ские и семан­ти­че­ские. Лексические нео­ло­гиз­мы – новые наиме­но­ва­ния новых или суще­ство­вав­ших ранее поня­тий, семан­ти­че­ские – новые зна­че­ния име­ю­щих­ся слов.

В насто­я­щее вре­мя идет актив­ный про­цесс рас­ши­ре­ния сло­вар­но­го соста­ва в сле­ду­ю­щих груп­пах: в хозяй­ствен­ной, эко­но­ми­че­ской сфе­ре, в сфе­ре нау­ки, ее прак­ти­че­ско­го при­ме­не­ния, в меди­цине, в сфе­ре спор­та, куль­ту­ры, в сфе­ре ком­пью­тер­ных технологий.

Большинство новых слов состав­ля­ют заим­ство­ван­ные сло­ва.

Общенародным нео­ло­гиз­мам про­ти­во­по­став­ля­ют­ся автор­ские, или индивидуально-стилистические, нео­ло­гиз­мы. Они не толь­ко обо­зна­ча­ют поня­тия, но и явля­ют­ся образ­ным, выра­зи­тель­ным сред­ством, кон­крет­нее харак­те­ри­зу­ю­щим пред­мет, более пол­но, точ­но выра­жа­ю­щим мысль. Они созда­ют­ся по суще­ству­ю­щим в язы­ке сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ным моде­лям. В отли­чие от язы­ко­вых нео­ло­гиз­мов они на дол­гие годы сохра­ня­ют новиз­ну, ори­ги­наль­ность: огон­ча­ро­ван, кюхелъ­бе­кер­но, полу­под­лец, полу­не­веж­да (у А.Пушкина), пом­па­ду­ры, били­бер­до­но­сец, кло­по­вод­ство (у М.Салтыкова-Щедрина), умно-худощавое, тре­пет­но­лист­ные (у Н.Гоголя), утре­ет, золо­те­ет (у А.Блока), напо­э­тил­ся, поци­це­ро­ни­стей, кис­ляй­ство (у А.Чехова), стре­ко­зёл, сти­ха­че­стю, лик­бе­зить, заю­би­ле­ить, монте-карлик (у В.Маяковского).

Роль устаревших слов в современном русском языке

Историзмы отли­ча­ют­ся от арха­из­мов сво­им назна­че­ни­ем. Они явля­ют­ся един­ствен­ны­ми наиме­но­ва­ни­я­ми опре­де­лен­ных поня­тий, а поэто­му выпол­ня­ют в язы­ке глав­ным обра­зом номи­на­тив­ную функ­цию. Историзмы не име­ют парал­ле­лей в совре­мен­ном рус­ском язы­ке, и пото­му к ним обра­ща­ют­ся тогда, когда воз­ни­ка­ет необ­хо­ди­мость назвать какие-то пред­ме­ты или явле­ния, вышед­шие из оби­хо­да. В совре­мен­ном язы­ке исто­риз­мы име­ют огра­ни­чен­ное упо­треб­ле­ние, напри­мер в науч­ных тру­дах по истории.

Архаизмы, явля­ясь сино­ни­ма­ми по отно­ше­нию к обще­упо­тре­би­тель­ным сло­вам, отли­ча­ют­ся от них допол­ни­тель­ны­ми оттен­ка­ми. Поэтому они исполь­зу­ют­ся как яркое сти­ли­сти­че­ское сред­ство для созда­ния коло­ри­та эпо­хи, для сти­ли­за­ции речи, для соци­аль­ной харак­те­ри­сти­ки пер­со­на­жей рече­вы­ми средствами.

Архаизмы могут упо­треб­лять­ся не толь­ко в речи пер­со­на­жей, но и в язы­ке автора.

Архаизмы исполь­зу­ют­ся и для созда­ния при­под­ня­то­го, тор­же­ствен­но­го сти­ля (при­чем очень часто с этой целью при­вле­ка­ют­ся ста­ро­сла­вя­низ­мы). В дан­ной функ­ции арха­из­мы высту­па­ют и в язы­ке худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, и в пуб­ли­ци­сти­ке, и в ора­тор­ском выступ­ле­нии, и в судеб­ной речи.

Смотреть что такое «Армяк» в других словарях

Иван Сергеевич Тургенев

Верстах в пятнадцати от моего именья живет один мне знакомый человек, молодой помещик, гвардейский офицер в отставке, Аркадий Павлыч Пеночкин. Дичи у него в поместье водится много, дом построен по плану французского архитектора, люди одеты по-английски, обеды задает он отличные, принимает гостей ласково, а все-таки неохотно к нему едешь. Он человек рассудительный и положительный, воспитанье получил, как водится, отличное, служил, в высшем обществе потерся, а теперь хозяйством занимается с большим успехом. Аркадий Павлыч, говоря собственными его словами, строг, но справедлив, о благе подданных своих печется и наказывает их — для их же блага. «С ними надобно обращаться, как с детьми, — говорит он в таком случае, — невежество, mon cher; il faut prendre cela en consideration».[1] Сам же, в случае так называемой печальной необходимости, резких и порывистых движений избегает и голоса возвышать не любит, но более тычет рукою прямо, спокойно приговаривая: «Ведь я тебя просил, любезный мой» или: «Что с тобою, друг мой, опомнись», — причем только слегка стискивает зубы и кривит рот. Роста он небольшого, сложен щеголевато, собою весьма недурен, руки и ногти в большой опрятности содержит; с его румяных губ и щек так и пышет здоровьем. Смеется он звучно и беззаботно, приветливо щурит светлые, карие глаза. Одевается он отлично и со вкусом; выписывает французские книги, рисунки и газеты, но до чтения не большой охотник: «Вечного жида» едва осилил. В карты играет мастерски. Вообще Аркадий Павлыч считается одним из образованнейших дворян и завиднейших женихов нашей губернии; дамы от него без ума и в особенности хвалят его манеры. Он удивительно хорошо себя держит, осторожен, как кошка, и ни в какую историю замешан отроду не бывал, хотя при случае дать себя знать и робкого человека озадачить и срезать любит. Дурным обществом решительно брезгает — скомпрометироваться боится; зато в веселый час объявляет себя поклонником Эпикура, хотя вообще о философии отзывается дурно, называя ее туманной пищей германских умов, а иногда и просто чепухой. Музыку он тоже любит; за картами поет сквозь зубы, но с чувством; из Лючии и Сомнамбулы тоже иное помнит, но что-то все высоко забирает. По зимам он ездит в Петербург. Дом у него в порядке необыкновенном; даже кучера подчинились его влиянию и каждый день не только вытирают хомуты и армяки чистят, но и самим себе лицо моют. Дворовые люди Аркадия Павлыча посматривают, правда, что-то исподлобья, — но у нас на Руси угрюмого от заспанного не отличишь. Аркадий Павлыч говорит голосом мягким и приятным, с расстановкой и как бы с удовольствием пропуская каждое слово сквозь свои прекрасные, раздушенные усы; также употребляет много французских выражений, как-то: «Mais с’est impauable!»[2] , «Mais comment donc!»[3] и пр. Со всем тем я, по крайней мере, не слишком охотно его посещаю, и если бы не тетерева и не куропатки, вероятно, совершенно бы с ним раззнакомился. Странное какое-то беспокойство овладевает вами в его доме; даже комфорт вас не радует, и всякий раз, вечером, когда появится перед вами завитый камердинер в голубой ливрее с гербовыми пуговицами и начнет подобострастно стягивать с вас сапоги, вы чувствуете, что если бы вместо его бледной и сухопарой фигуры внезапно предстали перед вами изумительно широкие скулы и невероятно тупой нос молодого дюжего парня, только что взятого барином от сохи, но уже успевшего в десяти местах распороть по швам недавно пожалованный нанковый кафтан, — вы бы обрадовались несказанно и охотно бы подверглись опасности лишиться вместе с сапогом и собственной вашей ноги вплоть до самого вертлюга…

Читайте так же:
Кто такие ватники что деды воевали

Несмотря на мое нерасположение к Аркадию Павлычу, пришлось мне однажды провести у него ночь. На другой день я рано поутру велел заложить свою коляску, но он не хотел меня отпустить без завтрака на английский манер и повел к себе в кабинет. Вместе с чаем подали нам котлеты, яйца всмятку, масло, мед, сыр и пр. Два камердинера, в чистых белых перчатках, быстро и молча предупреждали наши малейшие желания. Мы сидели на персидском диване. На Аркадии Павлыче были широкие шелковые шаровары, черная бархатная куртка, красивый фее с синей кистью и китайские желтые туфли без задков. Он пил чай, смеялся, рассматривал свои ногти, курил, подкладывал себе подушки под бок и вообще чувствовал себя в отличном расположении духа. Позавтракавши плотно и с видимым удовольствием, Аркадий Павлыч налил себе рюмку красного вина, поднес ее к губам и вдруг нахмурился.

— Отчего вино не нагрето? — спросил он довольно резким голосом одного из камердинеров.

Камердинер смешался, остановился как вкопанный и побледнел.

— Ведь я тебя спрашиваю, любезный мой? — спокойно продолжал Аркадий Павлыч, не спуская с него глаз.

Несчастный камердинер помялся на месте, покрутил салфеткой и не сказал ни слова. Аркадий Павлыч потупил голову и задумчиво посмотрел на него исподлобья.

— Pardon, mon cher, — промолвил он с приятной улыбкой, дружески коснувшись рукой до моего колена, и снова уставился на камердинера. — Ну, ступай, — прибавил он после небольшого молчания, поднял брови и позвонил.

Вошел человек, толстый, смуглый, черноволосый, с низким лбом и совершенно заплывшими глазами.

— Насчет Федора… распорядиться, — проговорил Аркадий Павлыч вполголоса и с совершенным самообладанием.

— Слушаю-с, — отвечал толстый и вышел.

— Voila, mon cher, les desagrements de la campagne[4] , — весело заметил Аркадий Павлыч. — Да куда же вы? Останьтесь, посидите еще немного.

— Нет, — отвечал я, — мне пора.

— Все на охоту! Ох, уж эти мне охотники! Да вы куда теперь едете?

— За сорок верст отсюда, в Рябово.

— В Рябово? Ах, Боже мой, да в таком случае я с вами поеду. Рябове всего в пяти верстах от моей Шипиловки, а я таки давно в Шипиловке не бывал: все времени улучить не мог. Вот как кстати пришлось: вы сегодня в Рябове поохотитесь, а вечером ко мне. Се sera charmant.[5] Мы вместе поужинаем, — мы возьмем с собою повара, — вы у меня переночуете. Прекрасно! прекрасно! — прибавил он, не дождавшись моего ответа. C’est arrange…[6] Эй, кто там? Коляску нам велите заложить, да поскорей. Вы в Шипиловке не бывали? Я бы посовестился предложить вам провести ночь в избе моего бурмистра, да вы, я знаю, неприхотливы и в Рябове в сенном бы сарае ночевали… Едем, едем!

Урок игра «Твои первые энциклопедии, словари, справочники»

БИБЛИОТЕКАРЬ.Теперь вы умеете читать и писать. Но, наверное, встречаются иногда вам и не совсем понятные слова, есть и такие слова, в написании которых вы надолго задумываетесь. И тогда вам на помощь приходит словарь.

Известный французский писатель Анатоль Франс сказал: «Словарь — это вся Вселенная в алфавитном порядке».

Вот это и есть одно из правил, по которому составляется словарь — алфавитный порядок слов.

Вам ведь уже приходилось пользоваться словарем. Вы хорошо знаете «Орфографический словарик». Он много раз выручал вас на уроках русского языка.

А теперь мы отправимся в путь по страницам разных словарей вместе с поэтом Яковом Козловским.

Вот его стихотворение «Русской речи государь по прозванию словарь».

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами

Как людьми населена.

Правит ими Государь

По прозванию Словарь,

И относится он к ним,

Словно к подданным своим.

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

( Заготовлены листочки со словами, которые дети будут находить в словарях)

Написать, к примеру, скажем,

Разрешает нам словарь:

«Спать сегодня раньше ляжем!

Ляг в кровать, не тарабарь!»

Он, свободы зная меру,

Заменить не даст, к примеру

Слово «ляг» словечком «ляжь»

Вот нахмурился словарь,

Государь: «Ляжь!» — кричит собаке дама

И румяна, и модна.

Указал он даме прямо,

Что неграмотна она.

(Панов Б., Текучев А. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. М.: Просвещение, 1985 — 130 с.).

-Она ли одна неграмотна, эта дама? Вот какие стихи об одной не очень грамотной ученице написал поэт Михаил Яснов. Стихи так и называются «Орфографический словарь»

На прашлагодние ашибки

Сматреть мне трудно без улыпки.

Вновь потиплело в дикабре.

Читайте так же:
Можно ли вернуть джинсы без этикетки

Запахло сенам на дваре.

Пешу я лучче многих в класе.

Мне падарил падарок Вася.

Я изучала весь енварь

Давайте попробуем исправить все ошибки с помощью словаря, объяснив их.

( дети работают со словарями)

БИБЛИОТЕКАРЬ А теперь поговорим о других, не менее нужных словарях.

Есть под властью словаря

Много слов иноплеменных,

Через горы и моря.

-Вы догадались, что речь пойдет о «Словарях иностранных слов»

Все мы знакомы со слоном

Близким каждому: «Герой»!

По морским волнам суровым

Приплыло в венке лавровом

К нам из Греции оно,

И при этом не одно.

Много слов родили греки,

К нам от них в далеком веке

С ней грамматика была

(Дальше идет работа со Словарем иностранных слов.)

Слов иных был путь задымлен,

Но, наверно, в добрый час

к нам дошли от древних римлян

Слово «цирк» и слово «класс».

А из Франции . Привет!

К нам пожаловал балет,

И театр, и актрисы,

Дирижер и режиссер,

Костюмер и беллетер,

Персонаж, танцор, сюжет,

Бис, антракт, фойе, буфет!

А из Англии — футбол

Прямо в бутсах к нам пришел,

Вслед за ним пришел хоккей,

А до этого — жоккей,

Теннис, яхта, бокс, рекорд,

Чемпион, тайм-аут, спорт.

И явился, например,

К нам от немцев офицер,

С офицером в свой черед

К нам приехал бутерброд.

На конях не одиноко

Прикатил ямщик с Востока,

Был он в красном кушаке

И сидел на облучке.

Он привез с собой башмак,

Он привез с собой армяк,

И чулки и шаровары,

И словечко: «тары-бары»!

через горы и моря,

Много слов иноплеменных,

С данных пор усыновленных

Есть под властью словаря.

(Вместе с ребятами найти объяснения всех слов, указанных в этом стихотворении)

БИБЛИОТЕКАРЬ. А сейчас мы поговорим с вами еще об одном словаре. Он называется «Толковый словарь». Толковым он называется потому, что в нем толкуются, объясняются значения слов, дается перечень близких и противоположных по смыслу слов, приводятся примеры их употребления. Такие словари существуют для того, чтобы мы задумывались над значениями слов, которые употребляем. Ведь некоторые слова имеют несколько значений. Вот давайте попробуем объяснить следующие слова с помощью «Толкового словаря».

(Работа по Толклвому словарю : Выдержка, владеть, гордость, достичь, дупло, ерш и др.)

-Сегодня мы с вами поговорили только об очень немногих словарях. Семья их огромна. Польза, которую они приносят людям, неоценима. И недаром поэт Яков Козловский так заканчивает свое стихотворение:

По прозванию Словарь,

Даже Пушкин, я об этом

Не однажды за советом

Обращался к словарю.

Он связует новь и старь,

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи Государь

По прозванию Словарь!

Обращайтесь к словарям постоянно и они, непременно, помогут вам при изучении всех школьных предметов, научат вас грамотно писать и красиво говорить. Как сказал известный знаток книг и писатель Е.Осетров: «Много книг на свете, многие из них достойны пристального внимания, но словари. О словари, мои драгоценные словари, вас нельзя не любить».

ЖУРНАЛЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Библиотечный урок для учащихся 2 класса.

Цель урока: познакомить учащихся с периодическими изданиями для детей

1. Таблички «ПЕРИОДИКА, ПЕРИОДИЧЕСКИЙ, ЖУРНАЛИСТ, РЕДАКТОР, РЕДКОЛЛЕГИЯ, ТИРАЖ, НОМЕР,ЭКЗЕМПЛЯР»;

2. Выставка детских журналов из школьной библиотеки.

3. Набор журналов для индивидуальной работы учащихся.

На доске закреплены таблички со словами:

ПЕРИОДИКА, ПЕРИОДИЧЕСКИЙ, ЖУРНАЛИСТ, РЕДАКТОР,

РЕДКОЛЛЕГИЯ, ТИРАЖ, НОМЕР,ЭКЗЕМПЛЯР.

У каждого ученика на столе лежит один экземпляр детского журнала «МУРЗИЛКА»

-Ребята, вы ,наверно, слышали слово «периодика» или, например, такое выражение: «Я люблю читать периодику».

— А что такое периодика?

— Так взрослые называют периодические издания, т.е. газеты и журналы.

— Откуда же такое название?

— Подумайте, что такое ПЕРИОД? (Ответы детей )

Правильно, на уроках вы узнали, что период — это какой-то отрезок времени: год, век, тысячелетие. Но есть и более короткие отрезки времени, т.е. периоды: месяц, неделя, день.

Газеты и журналы печатают через какой-то период времени. Есть газеты, которые выходят каждый день, т.е. ежедневно. Они так и называются — ЕЖЕДНЕВНЫЕ. Некоторые газеты и журналы выходят один раз в неделю. Их принято называть -ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКИ.

— Давайте попробуем вспомнить, какие еженедельники есть у вас дома. Многие каждую неделю не забывают купить новую газету, потому что там напечатана телепрограмма. (Дети называют газеты и журналы — «Телесемь», «Спорт-экспресс», «Неделя» и др.)

— Некоторые газеты выходят три раза в неделю. Например , «Молодой коммунар»»

И даже бывают газеты, которые выходят один раз в месяц.

— Вспомните, пожалуйста, какие газеты вы знаете? А как часто они выходят в свет, т.е. с какой периодичностью их печатают? (Ответы детей).

— А теперь ответьте на такой вопрос: как называется наша местная газета?

— Правильно, «Лискинские известия».

— А с какой периодичностью она издаётся, т.е. как часто выходит новый номер газеты?

— Совершенно верно, выходит три раза в неделю, по вторникам, четвергам и субботам. Есть и другие газеты.Их выписывает и наша библиотека.

( Библиотекарь показывает разные газеты, указав на их периодичность).

— Но, ребята, ПЕРИОДИКА — это не только газеты, но и журналы. Журналов у нас в стране печатают очень много, для разного возраста, на разные темы: для взрослых и детей, для работы, учёбы или отдыха. Давайте сейчас попробуем вспомнить названия знакомых вам журналов.

(Дети по очереди говорят название одного из знакомых им журналов).

Поскольку вы пока ещё только во втором классе, то мы будем говорить о детских журналах. Бывают журналы развлекательные, а бывают познавательные.

— Если в журнале комиксы, кроссворды, загадки — какой это журнал?

Читайте так же:
Поло с поднятым воротником или нет

— Если вы узнаёте о животных, о природе, о разных странах и народах, о книжках и писателях?

— Да, такой журнал — познавательный.

— Часто уже по названию мы можем определить тему журнала. Давайте посмотрим на нашу выставку. Я хочу, чтобы вы попробовали сами, только по обложке, определить, какие из этих журналов о природе? (Дети называют «Винни и его друзья», «В мире животных», «Свирелька», «Свирель», «Юный натуралист»).

— А какие из этих журналов печатаются для любознательных? («Отчего и почему», «Весёлые уроки», «Знайка», «Юный натуралист»).

— Сразу понятно, что многие из вас уже знакомы с этими журналами. А теперь я хочу попросить вас определить, какие из этих журналов мы можем назвать литературно-познавательными. («Простоквашино», «Мурзилка»).

-Вы часто, приходя в библиотеку, говорите: «Я хочу взять эту книжку», а сами берёте журнал. Между книгой и журналом есть разница. Как вы думаете, какая? (Дети отвечают).

— Самое главное отличие в том, что журнал — это ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ, которое выходит в свет через определённые промежутки времени (периоды). Детские журналы в основном печатают один раз в месяц. Журналы не переиздаются как книги или учебники, а выпускаются только один раз.

(Приводится пример с учебником «Русский язык» для 2 класса — сколько изданий уже вышло).

— А сейчас обратимся к табличкам, которые закреплены на доске. Мы с вами разобрались, что такое ПЕРИОДИКА и теперь знаем, какие издания называют ПЕРИОДИЧЕСКИМИ.

-А кто же такой ЖУРНАЛИСТ?

-Это литературный работник, который пишет статьи, рассказы для газет и журналов, делает репортажи для телевидения.

-И ещё одно слово прочитаем — РЕДАКТОР. Это слово новое для вас. РЕДАКТОР — тот, кто редактирует, готовит к печати. Он проверяет, хорошо ли написана статья, все ли факты и события описаны верно, интересно ли читателям будет её читать. В каждой газете, в каждом журнале не один редактор, а много, каждый отвечает за свою тему. А все редакторы вместе называются РЕДКОЛЛЕГИЯ (редакционная коллегия, коллектив редакторов) или РЕДАКЦИОННЫЙ СОВЕТ.

Анализ первой и второй глав «Капитанской дочки» А. С. Пушкина

Капитанская дочка анализ 2 главы

Капитанская дочка

«Капитанская дочка» — поразительное произведение. В критической литературе многократно высказывалось большое количество мнений относительно этой работы Александра Сергеевича. До сих пор нет единого суждения в определении ее стиля: к чему она все-таки относится — к повести или роману. С полным правом можно и тем и другим назвать «Капитанскую дочку» Пушкина. Анализ первой и второй главы произведения поможет сделать конспект и провести открытый урок для учеников 8 класса.

Эпизод первый

Анализ 1 главы «Капитанской дочки» можно начать с выяснения роли эпиграфа к ней. Для него Александр Сергеевич Пушкин с некоторым видоизменением берет текст из комедии Я. Б. Княжнина «Хвастун».

Этот эпиграф в сжатой форме описывает биографию главного героя произведения — Петра Гринева. Ведь еще до появления на свет он был записан сержантом в Семеновский полк. Так было принято в XVIII веке. Этот полк, наряду с Преображенским, считался первым гвардейским, учрежденным при Петре I. Они оба пользовались преимуществами, в отличие от остального состава армии. Однако далее события будут разворачиваться совершенно в ином русле. По достижении Петром совершеннолетия, его отец решает направить сына вместо этого элитного полка в обычную армию, что хорошо отражает эпиграф.

Анализ первой и второй глав капитанской дочки пушкина

Андрей Гринев — отец главного героя — офицер в отставке. Всю свою жизнь он служил Отечеству честно и справедливо. В быту он по-военному строг, дисциплинирован и требователен. В семье все ответственны перед ним и все решения принимает он сам.

В первой главе это проявляется повсеместно. К своему единственному сыну Гринев старший не допускает никаких снисхождений. Сам же Петр с большим почтением относится к родителю. В возрасте пяти лет он начинает обучаться жизни и наукам. За свое трезвое поведение его наставником назначается старый и мудрый слуга семьи Савельич.

Выбор его в качестве наставника сына неслучаен. Сам Андрей Петрович по жизни противник нетрезвого образа жизни. И это можно увидеть из слов Савельича: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали. О матушке и говорить нечего: отроду, кроме квасу, в рот ничего не изволила брать».

Сам наставник оказал положительное влияние на Петра — уже к двенадцати годам тот выучивается грамоте русского языка и может практично рассуждать о качествах борзого кобеля. Здесь сказался большой опыт Савельича, сопроводителя своего господина при псовой охоте.

Анализ 2 главы капитанской дочки

Для более глубокого познания наук Андрей Петрович нанимает сыну французского учителя. Звали его мосье Бопре. У него было много качеств, которые никак нельзя назвать положительными:

  • Он был очень ветреным и беспутным.
  • Имел страстную привязанность к представительницам прекрасного пола.
  • Также у него была тяга к спиртному.

По прошествии недолгого времени этот француз, из-за своего безнравственного поведения, Андреем Гриневым грубо выпроваживается со двора. По словам самого Петра, этим и заканчивается его воспитание.

Он живет недорослем, гоняя голубей и играя с дворовыми мальчишками. Однако, когда возраст Петра переходит шестнадцатилетний рубеж, Гринев старший направляет его служить в армию в отдаленный Оренбург. Это был стратегический план родителя. Он хотел, чтобы сын его не стал бездельником, а вел жизнь настоящего солдата, который тянет лямку, нюхает порох.

Перед отправкой сына в армию Андрей Петрович дает ему назидание:

Анализ главы вожатый капитанская дочка

  • служить верно;
  • слушаться начальников;
  • не бегать за их лаской.

Как видно, отец придает беззаветному служению Отчизне особенное, возвышенное значение. Кроме того, он наставляет сына всегда помнить пословицу: «Беречь платье сно̀ву, а честь — смолоду». В этом и весь Андрей Петрович — человек доблести и благородства. Таким же он хочет видеть и своего единственного сына. Поэтому становится очевидно, что в повести понятие служба проходит красной нитью по всей первой главе, начиная с эпиграфа.

Читайте так же:
Джинсы девушка связанная с

Уроки жизни

К месту службы герой едет в сопровождении Савельича. В пути ему суждено было по молодости и мальчишечьей легкомысленности совершить ряд ошибок. Вначале, только что прибыв в Симбирск, они останавливаются здесь на сутки для закупки необходимых вещей. В трактире, в отсутствие Савельича, Гринев знакомится с Иваном Зуриным — ротмистром одного гусарского полка. Тот показал Петру, что такое бильярд. Далее, раз за разом, под всяческими предлогами Зурин учит Петра всевозможным неблаговидным вещам:

  • играть на деньги;
  • выпивать.

Анализ 1 главы капитанской дочки

Герой поддается таким манипуляциям и лишается ста рублей. Он их проигрывает Зурину. На следующий день на просьбу Петра предоставить проигранную сумму новоиспеченному товарищу, Савельич наотрез ему отказывает. Тогда Гринев, используя грубую лексику, приказывает Савельичу отдать деньги, считая то — делом чести. Свои выигранные сто рублей Зурин в итоге получает. Позже Петр испытывает стыд за содеянное и просит прощения у Савельича. Наставнику захотелось как можно быстрее вывезти Петра из этого проклятого места. Он заказал лошадей, которые затем были поданы. Петр с наставником выехал из Симбирска.

Если первая часть главы посвящена жизни Петра в кругу семьи, когда он окружен вниманием и заботой родителей, то во второй он, уже оставив родительский очаг и почувствовав некоторую свободу, по легкомысленности своей поддается манипуляциям других и совершает ряд оплошностей. Свои такие ошибки он скоро назовет глупыми и ему будет за них неприятно и стыдно. С этого момента начинается постепенное превращение совсем еще юнца в зрелого мужчину. Еще многое ожидает его на жизненном пути, чему свидетельствует второй эпизод «Вожатый» в «Капитанской дочке».

Анализ главы 2

Второй эпизод повествует о том, как Пугачев стал провожатым Гринева, когда героя настигла стихия. После того как Петр вместе с Савельичем покидают Симбирск, они направляются в Оренбург. В пути героя опять охватывают неприятные ощущения по поводу глупого поведения в трактире, он чувствует вину перед своим опекуном.

Мудрый Савельич во всем произошедшем осуждает вовсе не Петра, а самого себя за то, что оставил его совсем одного. Успокаивая наставника, Гринев обещает в дальнейшем не распоряжаться деньгами без согласия старика.

1я глава капитанской дочки

По заснеженному пути в Оренбург к концу дня путников накрывает буран, заметая все вокруг. Они сбиваются с курса. Таким образом, автор проводит аллегорию между этими сложными погодными обстоятельствами и жизненными сложностями, которые ожидают молодого Петра, покинувшего родное гнездо.

Через некоторое время Гринев замечает вдали что-то черное и спрашивает ямщика: «Эй, ямщик! Смотри, что там чернеется?». Устремив взгляд вдаль, тот отвечает: «А Бог знает, барин. Воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек». Петр распоряжается ехать туда. Через пару минут они равняются с человеком.

Пока еще никто из них, включая и самого Петра, не догадывается, кто этот незнакомец. А это был тот самый Пугачев. Так и произошла их первая встреча. Следует отметить, что в повести очень символично описано то, что в жизни молодого дворянского сына, покинувшего родную усадьбу и уже успевшего совершить череду ошибок, появляется Пугачев, который в этой ситуации поможет ему, а в дальнейшем сыграет судьбоносную роль в жизни Петра.

2я глава капитанской дочки

Гринев задает вопрос незнакомому человеку, не возьмется ли тот довести его до ночлега. Неизвестный согласился и стал их вожатым. Отсюда и название главы. В пути Петр засыпает и ему снится похожий на пророчество сон, навеянный встречей с провожатым.

В своих грезах герой видит умирающего Гринева-старшего, который неожиданно подменяется посаженым отцом в образе мужика с черной бородой. В какой-то момент этот человек вскочил и стал размахивать топором, комната наполнилась мертвецами. Петр в своем видении смог ускользнуть по кровавым лужам, спотыкаясь о тела. Пророческий смысл сна был таков: мертвецы — жертвы бунта под началом Пугачева. Также в видениях он оказывается посаженым отцом героя. В будущем свадьба Петра Гринева и Маши Мироновой стала возможной именно благодаря вмешательству Пугачева.

Вожатый сопроводил их до постоялого двора, где все они и заночевали. Здесь Гриневу удается разглядеть провожатого и получить представление о нем:

Капитанская дочка

  1. Чужак носил чёрную бороду.
  2. Глаза его сверкали.
  3. Выражение лица было приятное, но хитроватое.
  4. Обстрижен он был в кружок.
  5. Одет в оборванный армяк и татарские шаровары.
  6. Разговаривал с хозяином двора воровскими терминами.

Утром Петр поблагодарил вожатого за оказанную помощь и подарил ему заячий тулуп. Незнакомец остался чрезвычайно довольным и сказал: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». А ведь Пугачев оказал благодарность Петру не столько за подержанный заячий тулуп, сколько за доброту и сочувствие.

Гринев отправился дальше, в Оренбург. Там он встретился с генералом, к которому был направлен отцом. Тот определил его на службу в Белогорскую крепость.

При анализе второго эпизода можно обратить внимание на то, что несколько раз обнаруживается символический черный цвет, с которым ассоциируется Пугачев. В процессе повествования автор неоднократно делает на нем акцент. Например, виднеющаяся вдали черная фигура, борода у незнакомца. Такой цвет может характеризовать только отрицательного человека.

Предоставленный материал поможет составить краткий план урока на тему: «Капитанская дочка». Размышления о прочитанном произведении». Вопросы по этой работе А. С. Пушкина также встречается в заданиях на ЕГЭ и ОГЭ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector