Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Главная мысль сказки сивка бурка для читательского дневника

Главная мысль сказки сивка бурка для читательского дневника?

Главная мысль сказки сивка бурка для читательского дневника.

Главная мысль : если ты будешь делать добро, то тебе тоже помогут в трудный момент.

Ичто злые у завистливые ничего не добиваються в жизни.

Сказка спящая красавица как записать в читательский в дневник краткий рассках?

Сказка спящая красавица как записать в читательский в дневник краткий рассках?

Как быстро выучить отрывок из сказки «Сивка — Бурка»?

Как быстро выучить отрывок из сказки «Сивка — Бурка»?

Пожалуйста 2 — 3 предложения в читательский дневник про сказку о царе Салтане?

Пожалуйста 2 — 3 предложения в читательский дневник про сказку о царе Салтане.

Помогите читательский дневник для 3 класса?

Помогите читательский дневник для 3 класса.

Сказка сивка бурка 5 предложений срочно.

Пожалуйста помогите?

Погите определить главную мысль произведения Русалочка !

Очень нужно в ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК записать!

(хоть какие — то предложения).

Какая главная мысль сказки мой дом плиз нужно читательский дневник зделать?

Какая главная мысль сказки мой дом плиз нужно читательский дневник зделать.

Андерсен снеговик ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ для читательского дневника?

Андерсен снеговик ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ для читательского дневника.

СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ, ЗАПОЛНИТЬ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК?

СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ, ЗАПОЛНИТЬ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК.

Краткий Пересказ сказки стальное колечко МОЖНО ПОБЫСТРЕЕ?

Краткий Пересказ сказки стальное колечко МОЖНО ПОБЫСТРЕЕ!

МН ДЛЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДНЕВНИКА.

Помогите заполнить читательский дневник сказка ностоятель и служка?

Помогите заполнить читательский дневник сказка ностоятель и служка.

Главная мысль сказки сивка бурка для читательского дневника?

Главная мысль сказки сивка бурка для читательского дневника.

Вопрос Главная мысль сказки сивка бурка для читательского дневника?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Литература и соответствует программе для 1 — 4 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему. Для этого ключевые фразы введите в строку поиска, нажав на кнопку, расположенную вверху страницы. Воспользуйтесь также подсказками посетителей, оставившими комментарии под вопросом.

Учит волк и ягнёнок конечно же мы слышали много фраз на тему у сильного бессильный виноват но ведь всё должно быть наобарот. Тосто сильный к цели своей стремится а слабый подченяется. Меня она научила что всё таки на маленьких не надо подовлять огр..

Евгений Онегин, главный герой одноименного романа в стихах А. С. Пушкина, был "молодой повеса" и имел большой успех в свете. Почему? На этот вопрос отвечает сам автор : "Он по — французски совершенно Мог изъясняться и писал ; Легко мазурку танцева..

Так как люди чтут традиции, да и вообще их легко делать , времени мало займёт.

Автор относится к истории как к легенде или древнему происхождению.

Интернет — культура (англ. Internet culture) — культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет — культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела приз..

Очень часто от людей я слышала подобную фразу : "Эта книга перевернула мой внутренний мир и в корне изменила меня и мое сознание". И никогда не понимала ее значимости, думая, что книги это просто развлечение и никакого мира они изменить не могут. Н..

Заботливый сдержаный запасливый предусмотрительный внимательный мужественный азартный решительный умный наблюдательный МЫ ЭТО КАК — РАЗ ЗАПИСЫВАЛИ в 5 КЛАССЕ.

Вспомни, произведение"Лиса и журавль" . Главное, что хочет нам показать автор — жадность лисы, не внимательность журавля и здесь, уже хитрость — что бы журавлю меньше досталось, налить кашу в не удобный для гостя сосуд(лиса).

Конечно же это сказка. Потому что все действия которые происходили в сказке — это невозможные действия.

Сам умирай, а друга выручай. Без друга в жизни туго. Верном другу цены нет. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей. Как аукнется, так и откликнется. Друзей много, а друга нет. Друг познается в беде. Назвался другом помогай в беде.

«Сивка-Бурка» — краткое содержание русской народной сказки

Вырастил старик троих сыновей. Двое оказались умными, а третий, самый младший, был дурачком. Целыми днями Иван-дурак лежал на печи и ничего больше не делал.

Однажды старик заметил, что кто-то стал топтать их пшеницу. Наказал он сыновьям выследить вредителя. В первую ночь отправился старший сын на дежурство, «да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра». Пришла очередь среднего сына держать караул, но и он проспал всю ночь. Младший же сын, Иван-дурак, во время своего ночного дежурства сел на камень, и принялся следить за полем.

Среди ночи на поле прискакал «разношёрстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». При виде волшебного коня Иванушка не растерялся. Он подкрался сзади, накинул на аркан на шею коня и поймал его.

Иван крепко держал свою добычу, и конь, устав сопротивляться, принялся молить его о пощаде. За своё освобождение волшебный конь пообещал сослужить добрую службу, и Иван отпустил его. С той поры больше никто не топтал пшеницу в поле.

Вскоре по всем городам и деревням прошёл царский клич — собраться к царю на праздник. Тот, кто сможет доскакать до терема царевны и снять с её руки перстень, тот возьмёт красавицу в жены.

Стали собираться на праздник и братья — «не то чтобы уж самим скакать, а хоть на других посмотреть». Но Ивана брать с собой отказались. Тогда он отправился в лес и позвал Сивку-Бурку. Влез Иван коню в правое ухо, а из левого вылез, и «стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать». Оседлал он Сивку-Бурку, и отправился на праздник.

Читайте так же:
Торт тюбетейка домовая кухня

Поглядел Иванушка на высокий царский терем, а там сидела невиданной красоты девица, царская дочка. Вот только никто даже не пытался снять перстень с её руки — «никому нет охоты наверняка шею ломать». Иван подстегнул коня и прыгнул высоко, но «на три венца до царевнина окна не допрыгнул».

Когда старшие братья вернулись домой, они принялись рассказывать о том, как никому не известный молодец пытался допрыгнуть до царевны. Иванушка же слушал их рассказ, да посмеивался.

На следующий день братья вновь отправились к царю на праздник. Последовал за ними и Иванушка на своём верном коне, но и в этот раз не смог Сивка-Бурка допрыгнуть до царевны. Лишь на третий день «осерчал конь пуще прежнего: прыгнул — и достал до окна». Иван снял кольцо с руки царевны и поспешил скрыться. Дома он надел перстень, и обмотал тряпочкой руку, чтобы никто не заметил его.

Спустя три дня царь позвал всех без исключения на пир, «а кто царским пиром побрезгует — тому голову с плеч». Отправился на праздник и старик со всеми своими сыновьями.

Во время пиршества юная царевна обходила всех гостей, угощая мёдом. Заметила она, что у Ивана рука обмотана тряпочкой, и попросила снять её. Тут же перстень засиял разноцветными огнями.

Пригляделась царевна и узнала в Иванушке того молодца, который три дня пытался допрыгнуть до её окна. Отмыли Ивана, нарядили в царское платье, «и стал он таким молодцом, что отец и братья глядят — и глазам своим не верят». Тут же и свадьбу сыграли.

Иван ловит Сивку-бурку Сивка-бурка Иван и Сивка-бурка

Чему учит русская народная сказка «Сивка-Бурка»

Иван и Царевна

В данной сказке затрагивается сразу несколько важных тем:

    Первая тема — не стоит предавать глубокого смысла внешнему облику человека.

Это четко показано в конце сказки, когда среди всех гостей Царевна подошла к самому чумазому простаку с повязанным лбом и признала в нем своего суженого.

Иван — единственный, кто исполнил волю своего отца, следовательно, его братья не так уж и дорожили родителем.

Если вы еще не читали эту сказку, то стоит это сделать: она достойна прочтения в любом возрасте.

Анализ и план пересказа

В сказке «Сивка-бурка» приводится описание Ивана, которого многие люди считают дураком. При помощи своего волшебного друга он превратился в удалого молодца, снял с руки прекрасной царевны кольцо и завоевал ее расположение.

Главной идеей этого народного творения является постоянная борьба добра со злом. Так как в произведении присутствуют персонажи, которые наделены магическими способностями, то его можно назвать волшебной сказкой.

Главный персонаж на самом деле очень умный. Он предстает перед читателями как смелый и сообразительный парень. Свое прозвище Иван получил за то, что часто лежал на печке. В народных сказках умственные способности часто путаются с обычной ленью. Может быть, у него просто не было важного стимула для занятия делами. Хозяйственные дела парень считал скучными, однако альтернативы им он не находил.

Если внимательно читать краткое содержание сказки «Сивка-бурка», то можно составить такой план пересказа сюжета для читательского дневника:

  1. Жизнь крестьянской семьи.
  2. Охрана поля и поимка вредителя.
  3. Царский указ и попытки Ивана.
  4. Кольцо царевны и роскошный пир.
  5. Поиски девушки и скорая свадьба.

Эта сказка учит читателя не судить людей по внешности, не спешить с выводами, ответственно подходить к выполнению работы и не отчаиваться в трудных жизненных ситуациях. Главный герой сумел добиться желаемого, что является признаком ума. Он не только подружился с волшебным конем, но и добился расположения красивой принцессы. После ознакомления с кратким содержанием «Сивки-бурки» стоит прочитать книгу полностью.

Литературное чтение. 3 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 3 класс

Урок 6. Сказка «Сивка-Бурка»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет в нужное время и место описываемых событий.

Концовка – заключительная часть сказки.

Волшебный помощник призван помогать герою преодолевать трудности, проходить испытания.

Иллюстрация – это изображение, которое помогает лучше понять содержание и смысл произведения.

Синквейн (с фр.) – «пять строк», пятистрочная строфа

нерифмованного стихотворения, создаваемая по определённым правилам.

Устное народное творчество; русские народные сказки; волшебные сказки; зачин; концовка; волшебный предмет; троекратный повтор; победа добра над злом; иллюстрации к сказкам; авторское отношение к событиям и героям сказки.

Основная и дополнительная литература по теме урока

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь.3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 26-27

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем

об особенностях волшебной сказки;

анализировать сказку, выделять её основные элементы; определять последовательность событий, составлять план;

сочинить свою волшебную сказку.

Основное содержание урока.

1.Школьники Аня и Володя с помощью Сивки-бурки оказываются в сказке. Они знакомятся со сказкой в диалоге:

А. – Смотри, вся пшеница потоптана.

В. – Да сказка именно так и начинается. В зачине рассказывается, что у старика было три сына, младшего звали Иванушкой – дурачком. Старик посеял пшеницу, но кто-то её по ночам топтать стал

Читайте так же:
Туника мукоза нази инструкция

А: – Три сына – это троекратный повтор.

В. – В сказке «Сивка-Бурка» троекратный повтор встречается часто, ведь это важный признак волшебной сказки.

А: Да, я помню – сыновья старика три ночи ходили караулить пшеницу.

В: А еще Иванушка – дурачок три раза превращался в доброго молодца и прошел три испытания.

А: А какие волшебные испытания прошёл Иванушка?

В: Царь разослал гонцов по всему царству и объявил, что отдаст свою дочь Елену Прекрасную за того, кто на коне доскочит до её окна и снимет с её руки золотой перстень. А терем – то высокий был…

Сивка – Бурка с Иваном только в третий раз допрыгнули.

А: Да, без волшебного помощника, без Сивки-бурки, Иванушка – дурачок ничего не смог бы сделать.

В: Не такой уж он дурачок, смог же он Сивку-бурку поймать и заставить себе служить. Для этого и сила нужна была и смекалка.

А: Да и братьев своих сумел перехитрить, не открылся раньше времени.

В: Так им и надо, они поленились, сами не устерегли отцовское поле, да ещё смеялись над Иваном, когда он им про коня волшебного рассказывал.

А: Значит Иванушка – дурачок – положительный герой.

В: Конечно! Он очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями, добрый, смелый, решительный.

А: А братья – отрицательные герои, хотя никакого зла не делали?

В: В сказке показана лень, заносчивость братьев, их высокомерное отношение к младшему брату. Поэтому им ничего и не удается.

А: А мне ещё понравилась Елена Прекрасная. Мне кажется, её тоже можно назвать положительным героем. Ведь Иван на пир явился в образе дурачка, а она не обратила внимания на его внешность и подошла к нему.

В: Можно сказать, она добрая и справедливая.

А: А Сивка-Бурка, какой герой? Ведь сказка названа его именем.

Составь таблицу сказочных зачинов. Назови сказки.

Читая предложенное по заданию о заполнении таблицы сказочных зачинов, с которых начинаются народные русские сказки, сразу приходит на ум, то, что все эти сказочные зачины знакомы каждому русскому человеку с детства.

Во многих русских сказках используется зачин «в некотором царстве, некотором государстве», «жили — были» и, конечно, «в тридесятом царстве, тридесятом государстве».

Вот с них и начнём заполнение нашей таблицы.

Популярные сегодня темы

Один из рассказов В.Г. Распутина называется «Уроки французского». Именно такое заглавие позволяет лучше понять смысл произведения и авторскую позицию.

Фраза из заголовка отображает столкновение личности со своими душевными убеждениями. Внутренние противоречия могут быть опасными.

Это очень важные люди все. Родственников мы не выбираем, но всё равно любим. Мы на них похожи – внешне и иногда по характеру. И они заботятся о нас с самого нашего детства. А друзей мы выбираем сами. Хорошо бы, чтобы они нас тоже выбрали!

Творческая деятельность известного пейзажиста многогранна по своему содержанию. Если посмотреть ранние работы Саврасова, то среди них можно выделить такие вещи, как «Вид на Кремль от крымского моста в ненастную погоду»

1749 — Александр Радищев родился в Саратовской губернии в семье образованного помещика. Его отец был религиозен, владел четырьмя языками. Отец сам обучил сына русской грамоте.

Найди в сказке зачин. Запиши его.

Чтение произведения устного народного творчества «Сивка-бурка» мы начинаем с таких слов:

«. Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка-дурачок; день и ночь дурачок на печи валяется. »

Эти слова из сказки начинают произведение и называются зачином.

Для начала немного порассуждаем о том, что такое зачин сказки и зачем нам нужно его изучать на уроках литературном чтении в 3 классе.

На самом деле зачин выполняет множество полезных функций для понимания сказки читателем.

Первое — это то, что в зачине читатель знакомится с главными героями сказки.

Второе — сказочный зачин рассказывает о том, где будут происходить сказочные события.

Третье — это описание времени, в котором ведут начало события этого сказочного произведения.

Четвёртое — в самом начале чтения внимательно прочитав зачин, сразу становится понятен образ и характер сказочных героев, а также можно оценить их поступки.

Пятое — сказочные зачины состоят из слов, которые не используются в повседневном общении.

Предварительный просмотр:

Сказка — замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства. Что такое сказка? Стоит ли считать сказкой любой фантастический рассказ или разделить устную народную прозу на сказочную и не сказочную? Как трактовать все те фантастические вещи, без которых не обходится ни одна из сказок? Такой круг проблем издавна волновал исследователей. Существуют различные толкования сказки. Одни ученые говорят, что сказка — это абсолютный вымысел, независящий от реальности, а другие стремятся понять, как в сказочном вымысле перевоплотилось отношение народных сказителей к окружающей действительности. Наиболее четкое определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок Э. В. Померанцева: «Народная сказка (или казка, байка, побасенка) — эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Последний признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, предания и былички, то есть от рассказов, преподносимых рассказчиком слушателям как повествование о действительно имевших место событиях, как бы маловероятны и фантастичны они не были».

Читайте так же:
Как называются свисающие джинсы

Литературно-художественного анализа произведения( сказки)

  1. Название произведения, жанр( вид для сказки) ( автор для авторскихп роизведений)
  2. Тема( о ком,чём- по основным событиям)
  3. Идея( ради чего, с какой целью)
  4. Характеристика гл. героев( цитаты из текста)
  5. Художественное своеобразие произведения

Отзывы читателей

Эту увлекательную и поучительную сказку я знаю с раннего детства. В ней рассказывается история о парне, которого многие считали дураком. Но благодаря своей находчивости и ловкости он смог добиться того, о чем окружающие не могли и мечтать. Мораль произведения заключается в том, что всегда необходимо стремиться к намеченной цели.

Мне очень понравился главный герой этой сказки, потому что он очень добрый. Если внимательно ее прочитать, то можно понять, что нужно быть терпеливым и не лениться. Лишь в этом случае можно добиться благодарности от судьбы. Всем советую ознакомиться с этим произведением.

«Сивка-бурка» является одной из самых популярных русских народных сказок. В ней описаны увлекательные приключения Ивана и его волшебного коня, который постоянно помогал своему товарищу. Произведение учит читателя тому, что нужно быть трудолюбивым и скромным, тогда обязательно получится добиться желаемого.
Игорь, Санкт-Петербург

Сивка-бурка

Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий – Иванушка-дурачок: день и ночь дурачок на печи валяется.

Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить. Вот старик и говорит детям:

– Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь, поочередно: поймайте мне вора!

Приходит первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать; забрался он на сеновал и проспал до утра. Приходит утром домой и говорит:

– Всю ночь-де не спал, иззяб, а вора не видал.

На вторую ночь пошел средний сын и также всю ночку проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черед дураку идти. Взял он аркан и пошел. Пришел на межу и сел на камень: сидит, не спит, вора дожидается.

В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая – серебряная; бежит – земля дрожит, из ноздрей дым столбом валит, из очей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.

Подкрался дурак на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан. Рванулся конь изо всех сил, не тут-то было! Дурак уперся, аркан шею давит. И стал тут конь дурака молить:

– Отпусти ты меня, Иванушка, а я тебе великую сослужу службу.

– Хорошо, – отвечает Иванушка-дурачок, – да как я тебя потом найду?

– Выйди за околицу, – говорит конь, – свистни три раза и крикни: «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» – я тут и буду.

Отпустил коня Иванушка-дурачок и взял с него слово – пшеницы больше не есть и не топтать.

Пришел Иванушка домой.

– Ну что, дурак, видел? – спрашивают братья.

– Поймал я, – говорит Иванушка, – разношерстного коня; пообещался он больше не ходить в пшеницу – вот я его и отпустил.

Посмеялись вволю братья над дураком; но только уж с этой ночи никто пшеницы не трогал.

Скоро после этого стали по деревням и городам бирючи от царя ходить, клич кликать:

– Собирайтесь-де, бояре и дворяне, купцы и мещане и простые крестьяне, все к царю на праздник, на три дня; берите с собой лучших коней, и кто на своем коне до царевнина терема доскочит и с царевниной руки перстень снимет, за того царь царевну замуж отдаст.

Стали собираться на праздник и Иванушкины братья: не то чтобы уж самим скакать, а хоть на других посмотреть. Просится и Иванушка с ними.

– Куда тебе, дурак, – говорят братья, – людей, что ли, хочешь пугать? Сиди себе на печи да золу пересыпай.

Уехали братья, а Иванушка-дурачок взял у невесток лукошко и пошел грибы брать. Вышел Иванушка в поле, лукошко бросил, свистнул три раза и крикнул:

– Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

Конь бежит, земля дрожит, из очей пламя, из ноздрей дым столбом валит; прибежал – и стал перед Иванушкой как вкопанный.

– Ну, – говорит конь, – влезай мне, Иванушка, в правое ухо, а в левое вылезай.

Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез – и стал молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать.

Сел тогда Иванушка на коня и поскакал на праздник к царю. Прискакал на площадь перед дворцом, видит – народу видимо-невидимо; а в высоком терему, у окна, царевна сидит: на руке перстень – цены нет; собой – красавица из красавиц. Никто до нее скакать и не думает: никому нет охоты наверняка шею ломать. Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам. Осерчал конь, прыгнул – только на три венца до царевнина окна не допрыгнул. Удивился народ, а Иванушка повернул коня и поскакал назад; братья его не скоро посторонились, так он их шелковой плеткой хлестнул. Кричит народ: «Держи! Держи его!» – а Иванушкин уж и след простыл.

Выехал Иван из города, слез с коня, влез к нему в левое ухо, в правое вылез и стал опять прежним Иванушкой-дурачком. Отпустил Иванушка коня, набрал лукошко мухоморов и принес домой.

– Вот вам, хозяюшки, грибков! – говорит.

Читайте так же:
«Торжество над самим собой есть венец философии»

Рассердились тут невестки на Ивана:

– Что ты, дурак, за грибы принес? Разве тебе одному их есть!

Усмехнулся Иван и опять залег на печь.

Пришли братья домой и рассказывают отцу, как они в городе были и что видели; а Иванушка лежит на печи да посмеивается.

На другой день старшие братья опять на праздник поехали, а Иванушка взял лукошко и пошел за грибами. Вышел в поле, свистнул, гаркнул:

– Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

Прибежал конь и стал перед Иванушкой как вкопанный. Перерядился опять Иван и поскакал на площадь. Видит – на площади народу еще больше прежнего; все на царевну любуются, а прыгать никто и не думает: кому охота шею ломать? Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам. Осерчал конь, прыгнул – и только на два венца до царевнина окна не достал. Поворотил Иванушка коня, хлестнул братьев, чтоб посторонились, и ускакал.

Приходят братья домой, а Иванушка уж на печи лежит, слушает, что братья рассказывают, и посмеивается.

На третий день опять братья поехали на праздник; прискакал и Иванушка. Стегнул он своего коня плеткой. Осерчал конь пуще прежнего: прыгнул – и достал до окна. Иванушка поцеловал царевну в сахарные уста, схватил с ее пальца дорогой перстень, повернул коня и ускакал, не позабывши братьев плеткой огреть. Тут уж и царь, и царевна стали кричать: «Держи, держи его!» А Иванушкин и след простыл.

Пришел Иванушка домой: одна рука тряпкой обмотана.

– Что это у тебя такое? – спрашивают Ивана невестки.

– Да вот, – говорит, – искавши грибов, сучком накололся. – И полез Иван на печь.

Пришли братья, стали рассказывать, что и как было; а Иванушке на печи захотелось на перстенек посмотреть; как приподнял он тряпку, избу всю так и осияло.

– Перестань, дурак, с огнем баловать! – крикнули на него братья. – Еще избу сожжешь. Пора тебя, дурака, совсем из дому прогнать!

Дня через три идет от царя клич, чтобы весь народ, сколько ни есть в его царстве, собрался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться; а кто царским пиром побрезгует, тому голову с плеч.

Нечего тут делать: пошел на пир сам старик со своей семьей. Пришли, за столы дубовые посадилися; пьют и едят, речи гуторят. В конце пира стала царевна медом из своих рук гостей обносить. Обошла всех, подходит к Иванушке последнему; а на дураке-то платьишко худое, весь в саже, волосы дыбом, одна рука грязной тряпкой завязана… Просто страсть!

– Зачем это у тебя, молодец, рука обвязана? – спрашивает царевна. – Развяжи-ка!

Развязал Иванушка руку, а на пальце царевнин перстень – так всех и осиял. Взяла тогда царевна дурака за руку, подвела к отцу и говорит:

– Вот, батюшка, мой суженый.

Обмыли слуги Иванушку, причесали, одели в царское платье, и стал он таким молодцом, что отец и братья глядят – и глазам своим не верят. Сыграли свадьбу царевны с Иванушкой и сделали пир на весь мир. Я там был, мед пил; по усам текло, а в рот не попало.

Сказки Константина Дмитриевича Ушинского. Сивка-бурка

Сказки для детей и взрослых

1
Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий – Иванушка-дурачок: день и ночь дурачок на печи валяется.

Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить. Вот старик и говорит детям:

– Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь, поочередно: поймайте мне вора!

Приходит первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать; забрался он на сеновал и проспал до утра. Приходит утром домой и говорит:

– Всю ночь-де не спал, иззяб, а вора не видал.

На вторую ночь пошел средний сын и также всю ночку проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черед дураку идти. Взял он аркан и пошел. Пришел на межу и сел на камень: сидит, не спит, вора дожидается.

В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая – серебряная; бежит – земля дрожит, из ноздрей дым столбом валит, из очей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.

Подкрался дурак на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан. Рванулся конь изо всех сил, не тут-то было! Дурак уперся, аркан шею давит. И стал тут конь дурака молить:

– Отпусти ты меня, Иванушка, а я тебе великую сослужу службу.

– Хорошо, – отвечает Иванушка-дурачок, – да как я тебя потом найду?

– Выйди за околицу, – говорит конь, – свистни три раза и крикни: «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» – я тут и буду.

Отпустил коня Иванушка-дурачок и взял с него слово – пшеницы больше не есть и не топтать.

Пришел Иванушка домой.

– Ну что, дурак, видел? – спрашивают братья.

– Поймал я, – говорит Иванушка, – разношерстного коня; пообещался он больше не ходить в пшеницу – вот я его и отпустил.

Посмеялись вволю братья над дураком; но только уж с этой ночи никто пшеницы не трогал.

2
Скоро после этого стали по деревням и городам бирючи от царя ходить, клич кликать:

– Собирайтесь-де, бояре и дворяне, купцы и мещане и простые крестьяне, все к царю на праздник, на три дня; берите с собой лучших коней, и кто на своем коне до царевнина терема доскочит и с царевниной руки перстень снимет, за того царь царевну замуж отдаст.

Читайте так же:
Карло спейс джинсы чье производство

Стали собираться на праздник и Иванушкины братья: не то чтобы уж самим скакать, а хоть на других посмотреть. Просится и Иванушка с ними.

– Куда тебе, дурак, – говорят братья, – людей, что ли, хочешь пугать? Сиди себе на печи да золу пересыпай.

Уехали братья, а Иванушка-дурачок взял у невесток лукошко и пошел грибы брать. Вышел Иванушка в поле, лукошко бросил, свистнул три раза и крикнул:

– Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

Конь бежит, земля дрожит, из очей пламя, из ноздрей дым столбом валит; прибежал – и стал перед Иванушкой как вкопанный.

– Ну, – говорит конь, – влезай мне, Иванушка, в правое ухо, а в левое вылезай.

Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез – и стал молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать.

Сел тогда Иванушка на коня и поскакал на праздник к царю. Прискакал на площадь перед дворцом, видит – народу видимо-невидимо; а в высоком терему, у окна, царевна сидит: на руке перстень – цены нет; собой – красавица из красавиц. Никто до нее скакать и не думает: никому нет охоты наверняка шею ломать. Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам. Осерчал конь, прыгнул – только на три венца до царевнина окна не допрыгнул. Удивился народ, а Иванушка повернул коня и поскакал назад; братья его не скоро посторонились, так он их шелковой плеткой хлестнул. Кричит народ: «Держи! Держи его!» – а Иванушкин уж и след простыл.

Выехал Иван из города, слез с коня, влез к нему в левое ухо, в правое вылез и стал опять прежним Иванушкой-дурачком. Отпустил Иванушка коня, набрал лукошко мухоморов и принес домой.

– Вот вам, хозяюшки, грибков! – говорит.

Рассердились тут невестки на Ивана:

– Что ты, дурак, за грибы принес? Разве тебе одному их есть!

Усмехнулся Иван и опять залег на печь.

Пришли братья домой и рассказывают отцу, как они в городе были и что видели; а Иванушка лежит на печи да посмеивается.

3
На другой день старшие братья опять на праздник поехали, а Иванушка взял лукошко и пошел за грибами. Вышел в поле, свистнул, гаркнул:

– Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

Прибежал конь и стал перед Иванушкой как вкопанный. Перерядился опять Иван и поскакал на площадь. Видит – на площади народу еще больше прежнего; все на царевну любуются, а прыгать никто и не думает: кому охота шею ломать? Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам. Осерчал конь, прыгнул – и только на два венца до царевнина окна не достал. Поворотил Иванушка коня, хлестнул братьев, чтоб посторонились, и ускакал.

Приходят братья домой, а Иванушка уж на печи лежит, слушает, что братья рассказывают, и посмеивается.

На третий день опять братья поехали на праздник; прискакал и Иванушка. Стегнул он своего коня плеткой. Осерчал конь пуще прежнего: прыгнул – и достал до окна. Иванушка поцеловал царевну в сахарные уста, схватил с ее пальца дорогой перстень, повернул коня и ускакал, не позабывши братьев плеткой огреть. Тут уж и царь, и царевна стали кричать: «Держи, держи его!» А Иванушкин и след простыл.

Пришел Иванушка домой: одна рука тряпкой обмотана.

– Что это у тебя такое? – спрашивают Ивана невестки.

– Да вот, – говорит, – искавши грибов, сучком накололся. – И полез Иван на печь.

Пришли братья, стали рассказывать, что и как было; а Иванушке на печи захотелось на перстенек посмотреть; как приподнял он тряпку, избу всю так и осияло.

– Перестань, дурак, с огнем баловать! – крикнули на него братья. – Еще избу сожжешь. Пора тебя, дурака, совсем из дому прогнать!

Дня через три идет от царя клич, чтобы весь народ, сколько ни есть в его царстве, собрался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться; а кто царским пиром побрезгует, тому голову с плеч.

Нечего тут делать: пошел на пир сам старик со своей семьей. Пришли, за столы дубовые посадилися; пьют и едят, речи гуторят. В конце пира стала царевна медом из своих рук гостей обносить. Обошла всех, подходит к Иванушке последнему; а на дураке-то платьишко худое, весь в саже, волосы дыбом, одна рука грязной тряпкой завязана… Просто страсть!

– Зачем это у тебя, молодец, рука обвязана? – спрашивает царевна. – Развяжи-ка!

Развязал Иванушка руку, а на пальце царевнин перстень – так всех и осиял. Взяла тогда царевна дурака за руку, подвела к отцу и говорит:

– Вот, батюшка, мой суженый.

Обмыли слуги Иванушку, причесали, одели в царское платье, и стал он таким молодцом, что отец и братья глядят – и глазам своим не верят. Сыграли свадьбу царевны с Иванушкой и сделали пир на весь мир. Я там был, мед пил; по усам текло, а в рот не попало.

(Голосов: 1. Рейтинг: 5,00 из 5)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector