Uspoloassn.su

Модные новинки
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Откуда у испанцев появился пышный кружевной воротник и зачем был нужен

Откуда у испанцев появился пышный кружевной воротник и зачем был нужен

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Главный атрибут знати в одежде. |Фото: puzzleit.ru.

Наверняка каждый видел на старинных картинах знатных особ с огромными кружевными воротниками. При этом далеко не каждый знает, как он называется это произведение портных эпохи Ренессанса. Подобный воротник принято называть «раф». В истории моды также принято еще одно название – «мельничный жернов».

Появился раф приблизительно в начале XVI столетия в Испании. Популярная легенда гласит (не более, чем легенда), что такой воротник был придуман одной из видных испанских дворянок, которая была обладательницей очень некрасивой шеи. В действительности раф очень долго эволюционировал от небольшого кружевного воротничка до чудовищного нагромождения ткани. Это хорошо видно на портретах той эпохи.

Выглядит интересно. |Фото: kulturologia.ru.

Поначалу «мельничный жернов» имел очень скромные габариты. Примечательно, что с самого начала носили его как мужчины, так и женщины. Однако, уже к 1560-м годам раф значительно прибавил в диаметре, а спустя еще десять лет серьезно увеличился в толщине. Если посмотреть на все те же портреты, то может сложиться впечатление, что придворные вельможи год от года упражнялись увеличении рафа.

Носили все. |Фото: liveinternet.ru.

Интересный факт : после того, как «мельничный жернов» стал действительно большим, его принялись активно пудрить и крахмалить. Дело это было не из простых, а потому в городах стали появляться целые мастерские, занимавшиеся уходом за воротниками.

Куда больше безумных версий и соответственно споров плодит утилитарный функционал рафа. Защита от блох и вшей, сокрытие сифилиса, грязной шеи . Некоторые даже утверждают, что раф работал в качестве вентилятора, помогая скрывать запах пота. Все эти версии абсолютно не состоятельны, хотя бы потому, что еще задолго до XVI века в европейских городах строилось огромное количество бань и цирюлен. Чистоплотность всегда была отличительной чертой состоятельного человека и в особенности знатного. Стереотип о «немытой Европе» в лучшем случае актуален для Раннего Средневековья, которое хронологически стоит от момента создания рафа на несколько столетий.

Примечание : обсуждать версии про сифилис даже нет нужды. Неужели весь испанский двор был болен? (вопрос риторический).

Запретил воротники Филипп IV. ¦Фото: redsearch.org.

Была ли у «мельничного жернова» прикладная функция? Скорее всего нет. В ту эпоху мода очень часто задавалась видными придворными деятелями, а также фаворитками правителей. Не исключено, что и раф появился на свет с подачи одной из тогдашних «звезд» испанского двора. Определенно, такой воротник имеет лишь декоративную функцию. В пользу этой версии говорит еще и то, что раф из гардероба знати в Испании исчез почти также легко, как и появился. Диковинный воротник запретил уже в XVII веке король Испании Филипп IV.

Хочется узнать еще больше интересного? Как насчет того, чтобы прочесть про 16 гениальных изобретений, предназначенных сугубо для женщин , которые актуальны и сегодня.

Виды воротников у курток и пальто для женщин

Воротник – узел или деталь швейного и трикотажного изделия, которым оформляют и обрабатывают вырез горловины. Разные типы воротников одновременно защищают шею и верхнюю часть корпуса от неблагоприятных условий и украшают одежду. Название этой детали стандартизовано и предназначено для обработки горловины одежды.

Виды воротников

pinterest.com

Правильно подобранный воротник влияет на восприятие всего созданного образа, его форма и крой гармонизируют с типом лица.

Необычный воротник

pintelstore.com

История появления воротников

Считается, что воротник как деталь по краю горловины в мировой истории костюма появился в 13 веке. Позже окантовка модифицировалась в стойку, пройдя разнообразные этапы изменений. В 10-ые годы 21 он эволюционировал до модного снимаемого аксессуара. В Россию мода на воротнички вошла в эпоху Петра I, который открыл дверь в нашу страну европейским архитекторам, кораблестроителям и портным. Современные названия женских и мужских воротников сложились и систематизировались с появлением швейной промышленности и массового производства 20 века.

Исторически стилизованный воротник

pintelstore.com

Типы классификации воротников

Существуют несколько типов классификации: по принципу конструирования, втачивания и оформления внешнего вида. Меняющиеся тенденции моды не обходят стороной и формы воротника.

По принципу построения и конструкции они бывают:

  • цельнокроеные (вырезанные вместе с основной деталью одежды);
  • втачанные в горловину.

На тип конструкции влияет также способ соединения с горловиной (втачные, цельнокроеные или комбинированные) и тип застежки. Обычно воротник состоит из стойки и отлета, которые делятся условной линией перегиба или швом соединения. Кроме того, важно понимать, что классический текстильный воротник со стойкой или без шьется из двух основных деталей: верхнего воротника и подворотника (нижняя деталь). Стойка, в свою очередь, может быть цельнокроеной или притачной. Чем выше стойка, тем тщательнее выбирается материал и конструкция.

Читайте так же:
Чем отличаются джинсы скинни от американок

Особую категорию представляют сорочечные воротнички, которые, с одной стороны, стандартизованы, с другой – имеют большое разнообразие форм и названий.

Типы воротников

Основные виды воротников Основные виды воротников Основные виды воротников Основные виды воротников Основные виды воротников

Разновидности отложного воротника

  • Английский — этот тип используется часто в пиджаках и верхней одежде, хотя можно встретить такой отложной воротник и в женских вязаных изделиях, блузках. Лацканы отгибаются в разные стороны и прилегают к верхней части одежды.
  • Шалевый воротник — можно встретить также в одежде и у мужчин, и у женской половины общества. Это полностью округлый ворот, напоминающий высокую стойку, в которой передние детали опускаются по вырезу одежды глубоко вниз. Можно увидеть такой вариант на пальто, пиджаках, куртках, вязаных кофтах, платьях-халатах, женских блузках.
  • Апаш — этот воротник характерен для эпохи средневековья. Можно его увидеть на картинах художников, но продолжают использовать подобный тип и сейчас. В основном, апаш шьется на блузках широкого кроя, коротких куртках или кашемировых пальто с поясом. Напоминает он английский вариант, только лацканов не два, а всего один, но широкий.

воротник апаш

Названия воротников

  • Воротники по форме делятся согласно классической школе швейного конструирования и технологии.
  • Плосколежащие или отложные (с низкой почти незаметной стойкой).
  • Стоячие (вертикальная стойка вдоль шеи).
  • Стояче-отложные (стойка с отлетом).
  • Пиджачного типа (дополнены лацканами).
  • Модифицированные и фантазийные.

Высота стойки, ширина отлета и оформление внешнего края зависят от тенденций моды и фантазии дизайнера.

Модификация воротника

amidprivilege.com

Лидер по универсальности

Самый популярный вид воротника – стояче-отложной, состоящий из области, прилегающей к шее сзади, и отгибающейся декоративной части. Именно размеры и форма уголков последней и задает то многообразие, которое мы видим в каталогах.

Стояче-отложной вариант может изготавливаться с застежкой до верха и в изделиях с отложными лацканами. Первый случай очень удобен именно для зимней одежды, так как предотвращает проникновение холодного воздуха к телу. Кроме этого стоит вспомнить, что маленькие воротнички в основании шеи очень любила великая Коко Шанель, считая умение соответствовать таким формам признаком стильности и женственности.

Второй вариант иначе называют пиджачным типом. Он как бы удлиняет лицо и шею за счет V- образного выреза, но это же может уменьшить теплозащитные свойства. Предусматривая недовольство потребителей таким фактом, многие производители дают возможность выкладывать лацканы по своему усмотрению: распахивать в хорошую погоду и застегивать в ветреную.

В некоторых моделях пальто ширина отлета делается такой большой, что он начинает играть роль своеобразной пелерины, а иногда трансформируется в капюшон.

Самые распространенные виды воротников

Отложные

Характерны для детской и женской одежды. Делают образ милым. Применение этого кроя очень зависит от влияний моды.

    «Питер Пэн» – обычно широкий воротник c плоским отлетом круглой формы. Назван в честь одноименного героя литературного произведения, появился в 1904 г.

picvpicimg.com

pinterest.com

Стояче-отложные

  • Рубашечного типа – воротник классической рубашки, жесткой формы, чаще всего отлет с острыми краями.

Воротник рубашечного типа

collarglobal.com

Воротник-поло

Воротники пиджачного типа

  • Английский – самый привычный и распространенный вид в пиджаках, дополнен отложными лацканами. Характерен для моделей в классическом стиле.
  • Шалевый – стояче-отложной женский воротник с отлетом мягкой формы. Верхняя деталь выкраивается в продолжении подборта. Характерен для женских жакетов, пальто. Встречается в халатах и платьях с запашным бортом.

Шалевый воротник

Модные виды воротников в одежде

Перечислив основные типы воротничков, стоит отметить, что стилисты предлагают с каждым годом все больше новых и стильных решений. В тренды возвращаются и идеи, которые были забыты на несколько лет и даже столетий. Как утверждают дизайнеры, чем необычнее решение, тем креативней образ в целом. Давайте же узнаем, какие есть виды воротников:

  1. Хомут
    . Этот тип характеризуется мягкой круглой формой, спадающей на грудь в виде объемной складки. Хомут может быть накладным или цельнокроеным.

модные виды воротников в одежде

виды воротников на платье

какие есть виды воротников

воротники виды

Виды воротников на пальто

Отделка верхней одежды очень важна, чтобы оставаться женственной и изящной в период закрытых луков. Беспроигрышным на вопрос, какие виды воротников бывают у пальто, считается отложная модель. Дизайнеры дополняют элегантную одежду аккуратными и компактными «Питер Пен» или широкими отложными апаш и с лацканами. Закрытые стойки – актуальные виды воротников на пальто короткого кроя и приталенного силуэта. Самыми модными для любого фасона считаются пушистые лаконичные и объемные меховые решения, как в однотонной, так и контрастной расцветке.

Читайте так же:
Римский воротник сделать самому

виды воротников на пальто

Воротник на куртку – виды

Спортивные куртки и парки редко представлены с выразительным воротом броской формы. Для таких моделей актуальны аккуратные поло или стойка. Отложные идеи с лацканами – актуальные виды воротников на кожаные куртки. Однако если вы подбираете стильную косуху, стоит обратить внимание на наличие воротничка кадет, который можно застегнуть в стоячую форму или носить в расстегнутом отложном решении. Для зимних изделий любого кроя и длины беспроигрышным дополнением считается меховой декор, как натуральный, так и искусственный.

воротник на куртку виды

Виды воротников женских блузок

В коллекциях женских блузок и рубашек используются практически все типы дополнения зоны ворота. Самыми популярными для строгих и офисных фасонов считаются отложной рубашечный дизайн на пуговицах, «Питер Пен», аккуратная простая стойка. Если вы выбираете блузку для романтического образа или на выход, обратите внимание на модели с жабо или стоечкой аскот, где можно завязать игривый бантик. Оригинальными идеями стали виды вязаных воротников, которые преимущественно представлены в съемном варианте.

виды воротников женских блузок

Виды воротников на платье

Для нарядов в вечернем или свадебном стиле актуальными считаются типы отделки выразительной и броской формы – медичи, берта, халтер. Популярные виды воротников для трикотажного платья – «Питер Пен», поло, хомут, гюйс и гольф. Интересными стали идеи со съемными дополнениями. Кружевные аксессуары и дизайн из бусин и камней отлично смотрятся как на нарядных, так и повседневных фасонах однотонной расцветки.

Воротник (одежда) — Collar (clothing)

В одежде , воротник является частью рубашки , платья , пальто или блузки , которая крепится вокруг или обрамляет шею . Среди профессионалов в области производства одежды воротник отличается от других вырезов, таких как перевернутые и лацканы , тем, что он сделан из отдельного куска ткани, а не из сложенной или вырезанной части того же куска ткани, которая используется для основной части одежды.

Воротник может быть постоянно прикреплен к основной части одежды (например, прошитым) или съемным .

СОДЕРЖАНИЕ

Использование слова

Оксфордский словарь английского языка прослеживает воротник в его современном значении в с. 1300 г., когда воротники служили доспехами для защиты шеи .

История

Сегодняшние воротники рубашек происходят от прямоугольной льняной ленты вокруг шеи рубашек XVI века. Отдельные оборки существуют вместе с прикрепленными к ним воротниками с рюшами середины 16 века, как правило, для крахмала и другой тонкой отделки или для облегчения стирки воротников.

В период средневековья и иногда после этого люди носили орнаментальные воротники как разновидность украшений.

Терминология

  • Тесьма — полоска ткани, которая застегивается на шею перпендикулярно к телу одежды, к которой может быть прикреплен собственно воротник.
  • Ребра жесткости воротника , кости или стержни — полоски китового уса , металла , рога , перламутра или пластика , закругленные на одном конце и заостренные на другом, вставленные в воротник мужской рубашки для придания ему жесткости и предотвращения скручивания концов; обычно вставляется в нижнюю часть воротника через небольшие прорези, но иногда постоянно вшивается.
  • Очки — уголки воротника; в воротнике с застегнутым пуговицами острие снабжено петлями для пуговиц, которые прикрепляются к маленьким пуговицам на теле рубашки, чтобы аккуратно удерживать воротник на месте.
  • Размах — расстояние между точками воротника рубашки.
  • Стенд — тесьма на воротнике пальто или рубашки, поддерживающая сам воротник.

Ошейники можно разделить на следующие категории:

  • Стоя или стоя , прилегая к шее, но не лежа на плечах.
  • Переверните , стоя на шее, а затем сложите или переверните.
  • Плоский или падающий , лежа на плечах.

Воротники также могут быть усилены традиционно крахмалом ; современные воротники рубашек для стирки и носки могут быть усилены прокладкой или могут иметь металлические или пластиковые вставки для воротника . Воротники рубашек, которые не накрахмалены, называют мягкими воротниками . На форму воротников также влияет форма декольте, к которой они прикреплены. Большинство воротников прикреплены к шее с драгоценными камнями , вырез горловины располагается у основания шеи по всему периметру; если одежда открывается спереди, верхние края можно отогнуть, чтобы сформировать лацканы и V-образный проем, и вырез воротника будет соответствующим образом скорректирован.

Читайте так же:
Синяя краска для джинсов 6 букв

Стиль воротника

Названия конкретных стилей воротников меняются в зависимости от капризов моды . Модельеры адаптировали исторические стили, особенно в 1930-х и 1940-х годах ; Таким образом, викторианский воротник bertha — воротник-накидка, приспособленный к низкому вырезу с вырезом, — был адаптирован в 1940-х годах, но обычно прикреплялся к V-образному вырезу.

Некоторые специфические стили воротников включают:

Элвис Пресли предпочитал этот стиль воротника, особенно в первые годы своей карьеры, потому что считал, что его шея выглядела слишком длинной; его, в свою очередь, вдохновил Билли «мистер Би» Экстайн , который разработал и запатентовал высокий воротник, образующий букву «В» на двойном галстуке с виндзорским узлом .

Ошейник вандайк был также популярен в Соединенных Штатах в 1880-х годах.

Застегивание

Соглашения о застегивании пуговиц на воротник различаются во всем мире. В Соединенных Штатах и ​​Соединенном Королевстве верхняя пуговица практически всегда остается расстегнутой, если только кто-то не носит галстук , но расстегивание двух или более пуговиц считается слишком небрежным. Напротив, в славянских странах, включая как минимум Польшу и Украину , верхняя пуговица застегивается даже при отсутствии галстука.

Расширенные значения

Контраст между накрахмаленными воротниками белых рубашек, которые носили бизнесмены в начале 20-го века, и синими рабочими рубашками из шамбре, которые носили рабочие, связано с использованием цвета воротников в обозначении должности, «колесом цвета рабочей силы». Примеры: синие воротнички , розовые воротнички и белые воротнички .

Из чего шили одежду в эпоху Средневековья

Осмелилась и я пополнить копилку «матчасти» для авторов фэнтези. Благо за долгие и бесцельно прожитые годы занятия исторической реконструкцией хомяковые запасы скопились значительные. Ну, а начать делиться информацией я решила с того, что интересует всех женщин вне зависимости от века. Тем более что источников для изучения этого вопроса — кот наплакал. Да и те, в основном, иноземные. Так что, надеюсь, пригодится. Итак, о тряпках…

Самые распространенные ткани Средневековья

Если верить небезызвестной интернет-энциклопедии, из тканей растительного происхождения в средневековой Европе наиболее распространены были лен, пенька, рами и хлопок.

Домотканное пеньковое полотно

Пеньку получали из волокон стеблей конопли, добывая путём долгого (до нескольких месяцев) отмачивания конопляной массы в проточной воде. Но ткань из нее выходила грубой, «дерюжной». И шла она только на очень дешевую верхнюю одежду. Иногда ее использовали и для изготовления не менее дешевых доспехов (пеньковая веревка нашивалась на холстинную основу). И выделывать коноплю так, чтобы из нее можно было шить рубашки, научились только в 16-17 вв.

Ткань рами (крапивное полотно)

Рами – это ткань, произведенная из растения, называемого «китайская крапива». Оно действительно относится к семейству крапивных. Завезли его в Европу из Азии. Полотно рами очень прочное. Его использовали при изготовлении парусов. Блеск волокна рами напоминает шёлк, оно легко поддаётся окрашиванию без потери шелковистости, поэтому позднее (в начале 20 в.) из крапивы стали делать элитные материи. Правда, назвать эту ткань «распространенной» было бы некоторым преувеличением. Завезли рами в Европу только при Елизавете I. И стоило такое полотно довольно дорого.

Хлопок европейцам, несомненно, был известен. Но вот как он изготавливается, они понятия не имели. Из книги «Приключения Сэра Джона Мандевиля» (около 1360 г.): «Там (в Индии) растёт удивительное дерево, из ветвей которого рождаются маленькие овечки. Эти ветви такие гибкие, что они склоняются вниз, давая возможность овечкам питаться, когда они голодны».

Конечно, сама книга носит развлекательный, а не научный характер. Но это верование закрепилось во многих европейских языках — в слове, обозначающем «хлопок». Например, в немецком «baumwolle», которое дословно переводится как «древесная шерсть».

По дошедшим до нашего времени сведениям, хлопок был доступен в качестве волокна – хлопка-сырца. В основном его применяли для изготовления фитилей в свечах высокого качества и иногда для набивки. Но он практически не использовался для производства одежды, кроме как в смешанных тканях, например, фастиане (см. ниже). Термином «хлопок» обычно обозначали шерстяную ткань с начесанным, но не подрезанным ворсом. К примеру, хлопковый рассет (coton russet).

Так что, интернет-энциклопедиям верить не стоит.

Основным же материалом для изготовления одежды была шерсть.

Виды шерстяных материалов

Все шерстяные ткани, производимые в средневековье, можно разделить на три группы:

  1. Сукно (wool) – это тканный материал. Но после изготовления полотна ворс дополнительно сваливали так, что сбитая поверхность полностью закрывала переплетение нитей.
  2. Камвольные ткани (worsted) – тканные материалы.
  3. Фетр (felt) – валянная ткань.
Читайте так же:
Ремонт повторителя поворотов гольф плюс

Самым дорогим считалось сукно. Его изготавливали на специальных сукновальных мельницах из мягкой шерсти, легко поддающейся сваливанию. На производство этого материала шла шерсть тонкорунных овец. Именно поэтому основным импортером такой ткани была (и остается) Англия.

Процесс производства был трудоемким и многоступенчатым. Сукно вручную чесали, поднимая ворс, подстригали и затем завяливали поверхность. И только потом красили. Именно поэтому стоимость такой ткани была очень высока.

Ворстед (камвольные ткани) производились по более простой технологии. Ткали материал из шерсти с толстым длинным волокном, которую тщательно чесали. Но, не смотря на выделку, в нитях часто попадался остевой волос. Такие ткани были достаточно грубыми и ощутимо кололись.

Существовали дорогие и дешевые сорта ворстеда. Перед тем как ткать, пряжу красили. Поэтому полотно могло иметь разноцветные уток и основу (продольные и поперечные нити).

Шерстяная ткань редкого плетениШерстяная ткань плотного плетенияТкали шерстяные материалы по-разному. Они могли иметь полотняное (tabby) переплетение, когда уток (горизонтальная нить) проходила попеременно над и под основой (вертикальной нитью). Или саржевое переплетение (twill), при котором 3 вертикальные нитки, пропускали над и под горизонтальными нитями не через одну, а, например, через две (две сверху и две снизу — 2/2). Данная технология позволяет плести узорчатую ткань, к тому же такое плетение эластично при натяжении по косой.

Финиширование — выделка (чесание, валяние, подстригание) помогало производить роскошные мягкие ткани с валяным и подрезанным ворсом, который делал ткань пушистой на вид, скрывая плетение. Но многие, особенно дешевые, материалы не имели валяной поверхности.

Ассортимент шерстяных полотен был очень широким. Ткани различались плетением, качеством выделки, способом окраски и т.д.

Бродклос (broadcloth) — эта ткань являлась основой английского экспорта. Имела простое полотняное переплетение. Сильно заваляная поверхность и ворсование придавали ей вид тонкого войлока, делая ее теплой и водонепроницаемой. Обычно этот материал красился после изготовления. Качество и цена сильно различались. Некрашеная ткань стоила 1 шиллинг 4 пенса за ярд, в то время как окрашенная кермесом в малиновый цвет стоила уже 13 шиллингов 4 пенса за ярд. Для низших сословий она была недоступна.

Сорта бродклоса различались по типу, качеству выделки и цвету. В алый окрашивали только ткань лучшей выделки и она была самой дорогой. Такой сорт так и назывался – «алый бродклос». Кроме него существовали еще:

  • планкет – дешевая голубая или серая ткань;
  • мастердевиллес – дешевая серая ткань хорошего или среднего качества;
  • бланкет – дешевая некрашеная ткань.

Дублет из шерстяной ткани

Ворстед (worsted) — камвольная ткань. Название «ворстед» было общим для саржевых полотен с видимым переплетением. Такие ткани раличались по качеству. Но был и отдельный вид материалов, носящих тоже название. Существуют упоминания, что из легкого ворстеда высокого качества шили дублеты.

Керси (kersey) — грубая шерстяная материя. Довольно тяжелая ткань среднего качества. Имела саржевое переплетение. Ее производили на юге Англии – отсюда и название. Часто упоминается, что ее использовали для изготовления шосс (нижних мужских брюк, «колготок»).

Рассет (russet) — грубая красновато-коричневая или серая ткань домашнего производства. Дешевый материал, обычно серого или коричневого цветов.

Саржевое плетение шерстяной ткани

Фриз (friese) — грубая ворсистая шерстяная ткань. Полотно имело саржевое плетение. Доступнее всего был материал производства валлийских мануфактур. Нередко фриз продавался неокрашенным. Использовался для подкладок или пошива дешевой одежды.

Кендал (kendal) — грубая ткань обычно зеленого цвета. Производилась на северо-западе Англии, изначально в местечке Кендал. Чаще всего использовалась для изготовления головных уборов и верхней одежды.

Рэй (ray) – полосатая ткань, для изготовления которой брались нити разных цветов. Часто использовалась для пошива ливрей слуг. Рэй утратила популярность в течение всего 1 века, т.к. полосатые ткани в Европе стали «персоной нон грата». Ей на замену пришел бродклос высокого качества.

Виды льняных материалов

Льняные ткани были вторым по популярности материалом, из которого шили одежду в средневековье. Эти полотна обычно имели полотняное переплетение, часто отбеливались и качество выделки у них тоже было разным.

В основном такие материалы шли на пошив нижнего белья. Лен нечасто использовался для отделки верхней одежды и редко красился, так как его волокна плохо удерживают натуральные пигменты. Хотя в качестве подкладки для дорогой и хорошей одежды зачастую использовался черный лен.

Читайте так же:
Что носят поверх туники 4 буквы

Самые лучшие сорта льна импортировались из Фландрии, Германии и Франции. Хотя в Англии и Ирландии тоже была развита льняная промышленность.

Холст (canvas) — грубый тяжелый лен или конопляная ткань, часто неокрашенная. Применялась для хозяйственных нужд.

Бакрам или бакерам (buckram) – жесткий материал, использовавшийся для подкладки, например, дублетов или гоунов.

Средневековая одежда из льна

Лен (linen) — общее название для льняного полотна среднего качества.

Полотно (holland) — простой лен высочайшего качества. Иногда полотно стоило очень дорого. Из самого названия несложно понять, что основным производителем такой ткани была Голландия.

Парижская ткань и узорчатое полотно (paris and diaper) – великолепный материал c повторяющимся рисунком. Узорчатый диапер называли «льняным дамаском». В английском завещании от 1438 года фигурирует «скатерть из диапера, длинной в 10 ярдов». Такие вещи передавали по наследству.

Виды шелковых материалов

Так любимый авторами фэнтези шелк был невероятно дорогим. Его изначально привозили с Ближнего Востока и Западного Средиземноморья. Но уже в 15 в. материал начали производить в Лионе (Франция). Причём пищей для гусениц шелкопряда служил местный тутовник. И шелк стал более доступным. Например, люди, принадлежащие к среднему классу, могли использовать его для изготовления пояса к женскому гоуну или для воротника на дублете. В обоих случаях это была маленькая, но наглядная демонстрация богатства.

Съемный рукав платья

В случае с воротом дублета эффект заключался в том, что создавалась иллюзия, будто и весь наряд сделан из шелка, поскольку он был скрыт под верхней одеждой.

Такой же фокус проделывали и с пристегивающимися (точнее, привязывающимися) рукавами. Практика замены дорогой ткани на более дешевый материал в тех местах, где шелк перестает быть видимым, широко известна.

В законе «О Роскоши» Эдуарда IV и в его же заметках об одежде для сервантов и вассалов прослеживалась четкая иерархия и соответствие того или иного типа ткани статусу. Рыцари носили одежды из бархата и узорчатого шелка (дамаска), сквайры – из сатина, а их пажи – из шерсти. Естественно, не ежедневно. Но именно в таких нарядах они должны были появляться на «официальных» мероприятиях.

Домотканный шелк

Сарсенет (sarcenet) – легкая шелковая ткань полотняного переплетения. Широко использовалась для подкладок.

Сатин или атлас (satin) – шелковая ткань с характерной переливающейся поверхностью. Такой блеск получался из-за особенности плетения нитей. Именно сатин наиболее часто использовался средним классом для отделки верхней одежды.

Узор гранатовый цвет на дамаске

Дамаск (damask) – шелковая узорчатая ткань, часто с раппортом «гранатовый цвет». Дорогая, но как ни странно, самая дешевая из «люксовых» шелков. На миниатюрах нередко можно увидеть пристегивающиеся к киртлу (верхнему платью) рукава, изготовленные именно из дамаска.

Бархат (velvet) – сложная в изготовлении и очень дорогая ткань. При производстве бархата в основу по особой технологии вплетались дополнительные нити, которые затем подрезались для создания ворсистой поверхности.

Редкие и дорогие материалы

Фастиан (fustian) – обычно смесовая ткань с основой из льна и утком из хлопка. Тяжелый материал, чесанный или подрезанный так, чтобы образовалась «войлочная» поверхность. Фастиан обычно был белым (отбеленным) или окрашенным дешевой черной краской. Использовался для «льняных» доспехов (арминг-дублетов, жаков), а иногда для дублетов и даже гоунов (верхняя одежда). Однако этот материал был запрещен для низших сословий законом «О Роскоши» от 1463 года. Но позже он стал гораздо более доступным и завоевал большую популярность.

Ткань дамаст

Дамаст (дама, камка, камчатка) — ткань (обычно шёлковая), одно- или двухлицевая с рисунком (как правило, цветочным), образованным блестящим атласным переплетением нитей, на матовом фоне полотняного переплетения. Начиная с 12 в. ткань привозилась в Европу с Востока. Позже, примерно с 16 в., её стали производить в Европе.

Узор на тафте

Тафта — разновидность глянцевой плотной тонкой ткани полотняного переплетения из туго скрученных нитей шёлка. Само слово «тафта» персидского происхождения и означает «сотканное». Для тафты характерны жёсткость, плотность и ломкость складок. Известна в Европе с середины 12 в. И вплоть до 15-16 вв. использовалась исключительно для пошива церковной атрибутики, например, покровов на алтари. Импортировалась из Византии и Востока.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector