Конспект урока для 3 класса «Устное народное творчество. Сказка «Сивка-Бурка»
Конспект урока для 3 класса «Устное народное творчество. Сказка «Сивка-Бурка»
ГБОУ СОШ пос. Новоспасский муниципального района Приволжский Самарской области.
Должность
Учитель начальных классов
Предмет
Класс
Тема и номер урока в теме
Устное народное творчество. Сказка «Сивка-Бурка», урок 2
Базовый учебник
Учебник для общеобразовательных учреждений «Литературное чтение»,3 класс, в 2 –х частях Н.Ф.Виноградова, И.С.Хомякова, И.В.Сафонова. – М.: Вентана-Граф, 2012
Цель урока:
создать условия для
формирования учащимися действий по классификации
сказок (бытовые, о животных, волшебные);
открытия и осмысления литературоведческих понятий «зачин» и «концовка» и понимания своеобразия сказочного жанра;
ознакомления с картинами русских художников И.Билибина и М.Васнецова и соотнесения их изображения с содержанием народных сказок
9. Задачи:
— обучающие: организовать деятельность учащихся по актуализации и углублению знаний обучающихся о видах русских народных сказок, своеобразии жанра «сказка», признаках волшебной сказки, особенностях построения сюжета сказок;
-развивающие: содействовать развитию умения работать самостоятельно и творчески, выделяя жанровые особенности сказки; находить среди предложенных произведений изобразительного творчества картины русских художников И.Билибина и М. Васнецова к рассматриваемой сказке;
-воспитательные: способствовать формированию интереса к произведениям, созданным русским народом; развитию и поддержке интереса к дополнительному чтению и изучению произведений русских художников
Тип урока: открытие и углубление новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, работа в парах, фронтальная
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, ПО для демонстрации электронных модулей.
Структура и ход урока:
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Эмоциональная мотивация на работу с волшебными сказками
Иллюстрации И.И.Билибина № 137049 (3)
Использует ЭОР для введения учащихся в атмосферу волшебства, сказки и тайны; создания необходимого эмоционального настроя
Воспринимают информацию ЭОР.
Эмоционально проживают её.
Входят в необходимое для успешной работы эмоциональное состояние
Введение в тему урока
через постановку проблемного вопроса «В чем своеобразие жанра сказки?»
Аудиозапись фрагмента сказки «Сивка-Бурка» (1)
Предлагает аудиофрагмент с целью организации парной деятельности по формулированию учащимися темы урока, выделения особенных и существенных признаков волшебной сказки.
Осмысливают поставленный учителем проблемный вопрос.
Определяют основную задачу деятельности на этапе.
Ученики воспринимают информацию ЭОР.
Анализируют её в соответствии с определенной задачей.
Формируют мнение в паре.
Готовятся сообщить его классу. Предлагают сформулированное мнение классу.
Проводится коллективное обсуждение.
Итоги деятельности фиксируются в рабочих тетрадях после сравнения с образцом.
Проект "Русские народные сказки"
Ученический творческий проект «Русские народные сказки» является образцом детского проекта на тему «Русские народные сказки» и содержит в себе описание цели, задач, объекта и предмета творческой работы по литературному чтению (литературе), а также определение и анализ русских народных сказок.
Подробнее о проекте:
Индивидуальный проект «Русские народные сказки» могут подготовить учащиеся 1, 2, 3, 4 класса начальной школы в рамках предмета литературное чтение и ученики 5 класса школы в рамках предмета литература. В процессе работы над проектом о русских народных сказках дети могут реализовать свои творческие способности — придумать свою сказку, создать рисунок или поделку по мотивам народной сказки, подготовить театрализованное выступление.
Работу над творческим проектом на тему «Русские народные сказки» также можно организовать для воспитанников детского сада с участием воспитателя и родителей.
Оглавление
Введение
1. История русской народной сказки.
2. Виды русских народных сказок.
2.1. Русские народные волшебные сказки
2.2. Русские народные бытовые сказки.
2.3. Русские народные сказки о животных.
Заключение
Литература
Приложение 1. Сказки учеников 3 класса.
Приложение 2. Иллюстрации к русским народным сказкам.
Введение
Народные сказки передаются от дедов внукам и правнукам. И каждое поколение вносит в них что-то своё, присущее своему времени. Но неизменным остаётся противостояние добра и зла, светлых и тёмных сил. Причём во всех сказках зло всегда имеет много средств, с помощью которого оно вредит людям и животным, но всегда находятся герои, которые могут победить зло или перевоспитать злодеев сказки.
Актуальность работы: сказка помогает ребенку в выборе нравственных ориентиров.
Цель: выяснить, что такое сказка и какие виды сказок бывают, познакомиться с русскими народными сказками.
Задачи:
- Дать определение сказки.
- Установить виды народных сказок.
- Дать определение понятий русской народной сказки как жанра устного народного творчества;
- Проследить историю возникновения сказок и их типологию.
- Сочинить свою сказку.
Методы:
- Знакомство с литературой;
- Чтение и изучение русских народных сказок;
- Анализ сказок;
- Просмотр мультфильмов и сказок;
- Рисование героев сказок.
Практическая значимость: расширение представлений младших школьников о сказках, развитие творческих способностей у детей.
История русской народной сказки
Сказка — это особый литературный жанр. Создание сказок имеет древнюю историю. Сказки появились в столь глубокой древности, что с точностью определить время их рождения очень сложно. Так же мало знаем мы и об их авторах. Скорее всего, сказки сочиняли те самые крестьяне и пастухи, которые часто выступали в роли главных героев повествования.
Итак, сказка — это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.
Действующие лица такой истории — вымышленные персонажи, попадающие в сложные ситуации и выходящие из них благодаря помощникам, чаще всего наделенным волшебными свойствами. При этом коварные злодеи чинят им разные козни, однако в конечном итоге добро побеждает
Сказки бывают разные. Народные сказки делятся на сказки о животных, волшебные сказки, бытовые сказки. В одних- главными персонажами являются животные (иногда им противостоит человек). Это — сказки о животных.
В других — главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще всего — добрые помощники главного героя. В этих сказках речь идет об удивительных приключениях Ивана-царевича или Ивана -дурака, обязательно связанных с волшебством. Это — волшебные сказки.
И, наконец, есть сказки, главными персонажами которых также являются люди, но, в отличие от волшебных сказок, где герои одерживают победу
благодаря волшебству, в них герои становятся победителями благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. Это — социально-бытовые сказки.
Говоря о различии между сказками, интересно обратить внимание на истоки их вымысла, фантастики. Почему звери в сказках разговаривают как люди, почему умерший отец награждает младшего сына Сивкой-буркой, почему брошенный назад гребень превращается в лес? Эти и многие другие вопросы останутся без ответа, если не обратиться к той эпохе в жизни человека, когда сказок еще не было, а существовали устные рассказы о вере человека во всякого рода чудеса.
Древний человек был далек от правильного понимания явлений природы. Ветер, вырывавший с корнями деревья, черные тучи, проливавшие на землю потоки воды, оглушительный гром и ослепительные молнии, обрушивавшиеся на беззащитного человека, звери, подстерегавшие его в дремучих лесах и глубоких оврагах, — все это наводило на него страх, заставляло думать о том, что в природе все живет, двигается, имеет свой разум. И человек отождествлял себя и природу.
Он считал, что животные могут разговаривать между собой, деревья — двигаться; он думал, что солнце, луна, тучи, ручьи и реки — живые существа. А раз так, значит, они могли принести ему и вред и пользу. Будучи бессильным перед природой, он стал поклоняться кажущимся ему живыми воде, огню, солнцу, деревьям, животным. Ощущая себя частицей природы, такой грозной и всесильной, он искал у нее защиты и стремился защититься от нее.
Древний человек поклонялся и своим умершим предкам. Смерть была необъяснимой для него, загадкой. Считалось, что человек не умирает, а лишь переселяется (он или его душа) в другой мир. Поэтому умерший человек, в представлении древних, — это живой человек, но обладающий в силу необычности своего состояния сверхъестественной силой. Так возник культ предков, требовавший поклонения умершим.
Все сказанное объясняет нам, почему звери в сказках разговаривают, почему в сказке „Сивка-бурка" умерший отец ведет разговоры со своим младшим сыном. Учеными установлено также, что Змей, Горыныч в сказках — олицетворение огня, образы Бабы Яги и Кощея Бессмертного связаны с культом предков и т. д.
Но все это говорит лишь об истоках фантастики сказок.
Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три случая:
- Сказки формируются в среде какого-нибудь народа, а потом перемещаются в другие страны, но на них действуют свои фольклорные традиции (зачины, мотивы), приспосабливаются к местным обычаям.
- Есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально – исторического развития народов.
- Сказки могут передаваться и через книгу.
Национальные черты сказки определяются фольклорными традициями народа. В сказках находит отражение животный и растительный мир той страны, где эти сказки появились. Животные – герои сказок – напоминают своей речью и поведением людей той страны, где бытуют эти сказки. А иначе и быть не может, так как сказка всегда была отражением народной жизни, зеркалом народного сознания.
Список литературы для чтения на лето. 3 класс
Лето – прекрасное время для чтения! Некоторые дети с удовольствием читают сами, другие соглашаются это делать только потому, что мама не разрешает играть в планшет, пока не прочитаешь несколько страниц. Почти все дети волей-неволей читают книги из списка, который выдали в школе в качестве задания на лето. Итак, что нужно прочитать летом после окончания 2-го класса?
Читать ли ребенку, перешедшему в 3 класс, летом те же произведения, которые он будет затем изучать в школе на протяжении учебного года? Это решать родителям. Необходимости в этом нет, поскольку произведения не такие уж большие и дети вполне успевают их читать во время учебного года. Если вы думаете, что чистать одно и то же второй раз ребенку будет скучно, то тем более лучше выбрать другие произведения тех же писателей, или же книги, рекомендованные детям 8-9 лет для внеклассного чтения. Тем не менее, для удобства мы публикуем список произведений, взодящих в школьную программу 3 класс.
В программу курса по литературному чтению УМК «Школа России» для 3 класса входят следующие произведения:
- Русские народные сказки «Сивка-бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»
- Стихи – Тютчев, Фет, Никитин, Суриков.
- А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…», стихи
- И.А. Крылов «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»
- М.Ю. Лермонтов стихи
- Л.Н. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка» и др.
- Стихи – Некрасов, Бальмонт, Бунин
- Д.Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»
- В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница»
- В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
- М. Горький «Случай с Евсейкой»
- К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей»
- А.И. Куприн «Слон»
- Стихи – Саша Черный, Блок, Есенин
- Рассказы о любви к животным (Пришвин, Соколов-Микитов, Белов, Бианки, Житков, Астафьев, Драгунский)
- Стихи – Маршак, Барто, Михалков, Благинина
- М. М. Зощенко «Великие путешественники»
- Н.Н. Носов «Федина задача»
- Зарубежная литература: «Храбрый Персей», Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок»
Список книг для внеклассного чтения учащимся, перешедшим в 3 класс (программа «Школа России»):
- Русская народная сказка «Царевна Лягушка»
- Б. Заходер «Веселые стихи», «Птичья школа»
- Л.Н. Толстой «Котенок», «Два товарища», «Булька»
- Г.Андерсен «Дикие лебеди», «Принцесса на горошине»
- Энн Хогард «Мафин печет пироги»
- Н.Носов «Ступеньки», «Заплатка». «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей»
- С.Михалков «Дремота и Зевота», «Про мимозу», «Дядя Степа», «Чистописание»
- С. Маршак «Детка в клетке», «Школьнику на память», «Рассказ о неизвестном герое»
- Г.А. Скребицкий «Кот Иваныч»
- Братья Гримм «Три брата»
- М.Пришвин «Берестяная трубочка», «Еж»
- А.П. Гайдар «Чук и Гек», «Совесть»
- В.А. Осеева «Волшебное слово», «Совесть», «Сыновья»
- В.В. Бианки «Как муравьишка домой добирался», Аришка- Трусишка», «Кто чем поет»
- Э.Н. Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот»
- Г.Б. Остер «Зарядка для хвоста», «Вредные советы»
- В.Ю. Драгунский «Денискины рассказы»
- В.П. Катаев «Цветик-семицветик»
- М.М. Зощенко «Елка»
- В.В. Медведев «Обыкновенный великан»
Списков литературы может быть много. Некоторые учителя сами составляют списки для летнего чтения, другие пользуются готовыми рекомендациями – распечатывают списки и раздают детям. Следует иметь в виду, что списки книг на лето не являются чем-то жестким, это лишь рекомендации по выбору произведений, которые будут интересны третьеклассникам. Можно выбирать и читать любые произведения по своему выбору. Кроме того, списки для чтения на лето отличаются в зависимости от программы по литературному чтению, по которой обучается ребенок.
Сказочные телеграммы
Как вариант на уроке в ходе закрепления темы «Сказки» или внеурочном занятии можно провести викторину «Сказочные телеграммы».
Задание: К нам пришли телеграммы от героев русских народных сказок. Угадайте, какой герой их прислал и из какой сказки.
Сказочные телеграммы от сказочных героев
Сказка «Репка»
Пришлите семена репы (Дед)
Помогите выкопать репку (Дед)
Репа выросла большая жду на помощь бабку. (Дед).
Сказочная телеграмма
Сказка «Курочка-Ряба»
Снесу я вам не простое яичко, а золотое. (Курочка-ряба)
Снесла золотое яичко (Курочка-ряба)
Сказка «Вершки и корешки»
Репа выросла пора делить вершки и корешки (Медведь)
Несъедобные корешки обманул мужик. (Медведь).
Сказка «Колобок»
Я от бабушки ушел я от дедушки ушел. (Колобок)
Испеките еще один колобок только побольше. (Лиса)
От медведяушел осталось встретиться с лисой. (Колобок)
Сказка «Волк и семеро козлят»
Помогите нас съел волк (Семеро козлят)
Скоро приду молочка принесу (Коза).
Козлят спасла, волк наказан (Коза)
Был в гостях у козлят (Волк),
Сказка «Теремок»
Помогите построить теремок медведь сломал его (Звери).
Поменяла норку на теремок, приходите на новоселье (Мышка-норушка).
Сказка «Заюшкина избушка»
Помогите, меня выгнала из моего домика лиса. (Заяц)
Ледяная избушка растаяла перехожу к зайцу. (Лиса).
Сказка «Кот и лиса»
Хочу замуж за кота. (Лиса).
Сказка «Лиса и журавль»
Приглашаю на окрошку (Журавль)
Сказка «Петушок-золотой гребешок»
Несет меня лиса за темные леса приходите, на помощь (Петушок-золотой гребещок).
Сказка «Война грибов»
Приказываю рыжикам явиться на войну (Гриб боровик)
Сказка «Лисичка со скалочкой»
Скалочку потеряла дайте курочку. (Лиса)
Сказка «Журавль и цапля»
Цапле отказал — теперь жалею (Журавль)
Сказка «Битый не битого везет»
Помогите вытащить хвост из проруби. (Волк)
Сказка «Маша и медведь»
Медведя обманула, еду в лукошке домой (Машенька)
Пирожки донес в целости и сохранности (Медведь)
Сказка «Гуси-лебеди»
Налетели гуси-лебеди и унесли на крыльях. (Иванушка)
Сестрица помогу мне, унесли меня гуси-лебеди за высокие горы, к Бабе-Яге (Братец Иванушка)
Девочка съешь пирожок. (Печка)
Гуси-лебеди в погоню, сестра братца унесла. (Баба-Яга)
Сказка «Морозко»
Старикову дочь в злате серебре везут, а старухину замуж не берут. (Собака).
Сказка «По щучьему велению»
Хочу, чтобы ведра сами домой пошли (Емеля).
Еду во дворец на печи (Емеля).
Приказываю дураку Емеле немедленно явиться во дворец (Царь).
Сказка «Сивка-бурка»
Сивка-бурка, вещая каурка-встань передо мной, как лист перед травой (Иванушка).
Сказка «Царевна-лягушка»
Ступай на бал, я через час буду (Царевна-лягушка).
Смерть Кощея добыл еду домой (Иван-царевич)
Помогите Иван-царевич узнал где находится моя смерть (Кощей Бессмертный).