Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Откуда появилось выражение ватник

Ватник

Каждый из нас, начиная от ватных чулок и ватных брюк до ватного бушлата и шапки, был одет в вату, носил на себе целое ватное одеяло.

Не во гневе, а так, между прочим наблюдавший средь белого дня, когда в ватниках трое рабочих подмолотами били меня.

Вы преклоняетесь перед тулупом, видите в нем великую благодать, новизну и оригинальность будущих форм.

Когда-нибудь, когда одичавшая наша страна наконец очнется, ужаснувшись своему прошлому, она поставит на какой-нибудь скорбной площади имени всех замученных в ГУЛАГе памятник телогрейке — одежде, которая спасла российский народ от вымирания.

Ватник — весьма популярный в наше время термин для определения упоротого патриота. Сам по себе не очень интересен, однако помещённый в поле зрения поцреотов непроизвольно вызывает у последних разрыв ануса, сопровождаемый бессвязными криками о русофобии, больше похожими на бульканье при макании мордой в чан с дерьмом. Любим либерастами, украми, антипутинцами и просто троллями. Может использоваться как оружие массового поражения, поскольку позволяет причинить неудобство поцреотам самого широкого спектра — от красного до коричневого, включая нашистов, что вызывает ожирение у представителей зелёной фауны и может привести к смерти от переедания . Сами нацдемы считают, что ватник является эдвайсом для тыкания поцреотов в то, как мерзко и нелепо они выглядят со стороны.

Содержание

История

Пирамида Ватникоу

Традиционные ценности™

Русская национальная идея

Впервые Ватник alt=»Vk small.png» width=»16″ height=»16″ /> появился вконтактике в начале сентября 2011 года в одной из либерально настроенных прозападных групп ВК под названием «Анти-Каддафи». Автором является alt=»Vk small.png» width=»16″ height=»16″ /> Jedem das Seine , админивший группу, собственноручно Ватника нарисовавший и выложивший свой креатив впервые на её стенку. Вскоре картинки с Ватником стали постить и на некоторых имиджбордах.

Чуть позже было решено создать Ватнику отдельный Vk small.png паблик , который служит таковым и по сей день. Постепенно популярность персонажа нарастала, и уже к апрелю 2012 он стал известен и в оффлайне. Во вконтактовском паблике велись затяжные нешуточные срачи, анальные отверстия поцреотов полыхали ярче пламени мировой революции.

К концу июня 2012 года из-за чрезмерной активности стучащих в техподдержку хомячков деятельность паблика была заморожена. Ненадолго — уже через два дня страница полноценно функционировала, что вызвало еще большую волну негодования у рашкофилов. В июне-июле несколько ЖЖ-юзеров, проникшихся идеями карикатур, стали активно форсить Ватника в ЖЖ. Параллельно его пиарили на бордах, в основном в /po/ и /b/ сосача, где был расквартирован штурмовой отряд кремлеботов, с переменным успехом ведущих пропутинскую агитацию. Школие рвануло просить мочи у Абу, и тот сперва начал блокировку постеров «Пидорашки» и «Ватника», но впоследствии, видимо, передумал и забил на это огромный болт, оставляя без внимания слезные воззвания патриотично настроенных детей.

Осенью 2012 о Ватнике уже ИРЛ появились целые трактаты и обсуждения от печально известных политдеятелей типа Хламогорова или Тесака — но это уже другая история.

What does Vatnik mean? Sorry but I dont know this word.

Magnify-clip.png

Ватник — собирательный образ русского поцреотического быдла. Ватник патриотичен и непроходимо туп. Ирония и самоирония отсутствуют как таковые. Является носителем целого букета взаимоисключающих политвзглядов. Ватнику очень нужен Хозяин и пастух ака «сильная рука». Отношения между странами и между людьми ватник понимает исключительно через призму тюремно-казарменной иерархии: есть паханы, а есть шестерки и опущенные. За сим ватник любит крепкий хозяйский хуец в жопе, чтобы был Порядок, чтобы все одинаковыми (Будь как все! Мы это котируем!), воевавших дидов, Путина, Сталина, водку. Очень уважает Белоруссию и Бацьку, ибо Вождь. Не любит США, Украину и Грузию, жидорептилоидов, чурок, гомосексуалов, Pussy Riot и оппозицию. Ватник в обязательном порядке накатывает каждый год на 9 мая и другие знаковые праздники, хотя и вне праздников накатить всегда рад. Люто, бешено ненавидит японские и западные мультфильмы, при этом всячески расхваливая советские.

Короче говоря, ватник — это типичный русский жлоб с уклоном в политоту.

У ватника есть семья: жирная жена-жлобиха, дед-коммунист — батя ватника, националист-сын и розетка-дочь, вместе олицетворяющие всю суть российской быдлоты.

Жидорептилоиды

Ватники склонны к конспирологии. Неспособность понимать истинные причины событий подводит их к тому, что любые обстоятельства могут быть поняты через теорию заговоров и происки мировой закулисы. Тем паче, что это принципиально нефальсифицируемая версия, а про критерий Поппера и бритву Оккама ватник не знает и соответствующий аргумент воспринять не способен.

Конспирологические изыскания ватников имеют свойство плавно, но неотвратимо сворачивать на «во всем виноваты жиды» (реже — пиндосы). Над подобным поцреотическим балаганом несколько лет назад ухахатывались все интернеты, чего стоит только Торадицийо за построение «православного национал-коммунистического ядерного самодержавия» с гипертекстовым фидонетом. Самые упоротые поцреоты считают, что Едрисня со своими законами о цензуре в интернетах права, мол, не нужны нам прозападные интернеты, а надо, как в Северной Корее — построить свой «Кванмён». И вообще, Путин малаца и всё праильно делает.

Поэтому ватник легко травится жидорептилоидами, портящими его, ватникову, жизнь. Ватник считает, что цель жидорептилоидов — порабощение или уничтожение человечества, и только духовная Рассеюшка сможет дать отпор инопланетным захватчикам. Поэтому он по возможности им копротивляется. Но на самом деле жидорептилоиды (спойлер: чудятся ватнику во время алкогольного делирия ). Соответственно, упоминания жидорептилоидов идут в ход, когда поцреоты начинают бредить о неправославной расовой ксеноугрозе.

Читайте так же:
Джинсы levis wildberries подделка

Грани загадочной души ватника

Вы православные не читали библию, но празднуете пасху и ненавидите ближнего своего. Вы орете что страну разворовали, а сами тащите последний гвоздь с вашего завода. Вы орете что вас спаивают и сами жрете водку. Вы вопите, что русские вымирают, но ваши тни идут делать от вас аборты. Вы ненавидите чурок, но пройдете мимо когда при вас будут хачи убивать русского. Вы, русские, обманываете русских, издеваетесь над русскими, срете на русских. Мы пытаемся вас уебищ спасти, спасти от вас самих. Почему? Нам жалко вас и мы будем спасать вас даже если вы этого не хотите.

Ватник и логика

Ватника определяет в первую очередь виртуозное владение двоемыслием — например, прибалтов он громко объявляет чухнёй и пидарасами, но при этом не понимает, почему они ненавидят всё русское. Считает, что Россия правильно захватила Кавказ, Прибалтику в своё время, но совершенно искренне не понимает, почему за это её там ненавидят. На информацию о силовом подавлении национальных-освободительных движений со стороны России будет реагировать в стиле «сами виноваты, мы пришли нести культуру», но будет осуждать аналогичные действия со стороны, например, Израиля по отношению к палестинцам. «Пиндосов» и «жидов» обвиняет в жестокости и агрессивности, что не мешает ему от души радоваться победе в Зимней войне и Афганистану. Ватник рад накатить, когда террористы взрывают людей в бездуховной Америке, но люто, бешено негодует, когда те же муслимы устраивают взрыв в московском метро. Презирает гастарбайтеров, но исламских чурок считает лучшими союзниками России в борьбе с загнивающим западом. Ватник привык называть Запад «бездуховным», но сам, причмокивая, смотрит голливудские фильмы, не прочитал и десятка книг, а по зомбоящику смотрит «Дом-2» и сериалы «про ментов». Ватник любит накатить под рассуждения о том, что роиссюшка-де спасла мир от нацизма, но тут же добавит, что Гитлер правильно поступал, когда топил печи евреями. Сюда же относятся речи на тему «Россия — миролюбивая страна» и одновременное смакование военных побед, в ходе которых Россия, ведя исключительно оборонительные войны, завоевала 1/6 суши.

Ватник и поцреотизм

Я за Русь порвусь! Не заштопаешь!

Следует понимать, что ватник — искренний и глубокий патриот. Патриотизм для него, однако, заключается в полной и безоговорочной любви к своей стране a-la Германия тридцатых: он твердо уверен, что Россия — самая лучшая, самая красивая, самая справедливая, самая древняя страна на планете, а русские — самый совершенный народ на земле. Всех, кто осмеливается в этом сомневаться, ватник в лучшем случае считает сумасшедшими или просто тупыми, а в худшем — грязными предателями родины и «либералами».

Ватник и история

Доказательством б-гоизбранности Рассеюшки для ватника является её история. Ватник готов до хрипоты доказывать, что русские выиграли больше всего войн, победили больше всех врагов, чаще других народов спасали мир от гибели и больше всего дали мировой науке. Историю ватник воспринимает как некую разновидность всемирной специальной олимпиады между странами: доказав, допустим, что Россия выиграла за девятнадцатый век восемь войн, а Америка — всего две, ватник успокаивается — для него подобные количественные показатели самоценны и являются оправданием какого угодно современного пиздеца: начиная низкой зарплатой и отсутствием культуры и заканчивая грязью в собственном подъезде. Похожим образом дело обстоит с возрастом страны: из-за своего примитивнейшего консерватизма ватник уверен, что чем древнее страна, тем она правильнее и лучше, и потому обожает ставить другим в пример «тысячелетнюю историю России», а в особо запущенных случаях повышает её возраст до десятков тысяч и даже миллионов лет. Описывая достижения России, ватник всегда говорит «мы», в чем ещё проявляется и его склонность к следованию за стадом, ибо за отсутствием личных достижений ватнику остаётся гордиться коллективными: «мы запустили Гагарина», «мы открыли периодическую таблицу», «мы победили Гитлера», и гордится он этим до такой степени, будто лично штурмовал Рейхстаг и как минимум дважды.

Ватник и забугорье

Любовь к родине ватник выражает в том числе и жестоким обсером всех стран и наций, кроме русской. Исключение составляют страны, в которых герой статьи чует родственную душу — братские народы Ирана и Северной Кореи давно прижали к ногтю поганых жидов и пидарасов и запретили всё, что можно было запретить. Про Европу и Америку знает только то, что рассказывает Первый канал — там живут тупые недочеловеки, которые ебутся в жопу, строят козни великой родине, употребляют наркотики, жируют в долг, прогибаются под мусульман и китайцев и неистово завидуют России, у которой таких проблем нет, зато есть бесценные ресурсы. Право на гордое именование Людьми ватник признаёт только за населением бывшего СССР и только до тех пор, пока они согласны на роль добрых, но глуповатых младших братьев великорусского народа, всякие же грузии, украины, казахстаны и прочие прибалты объявляются врагами русской нации и приравниваются к жидам и пиндосам. Вместе с тем, под влиянием сына-школьника ватник недолюбливает чурок-гастарбайтеров, понаехавших в Рассеюшку на заработки.

Ватник (прозвище)

Ва́тник — политически окрашенное прозвище патриотов России [1] , поддерживающих её правительство [2] . Используется в сетевом жаргоне [3] для охарактеризования оппонентов с пророссийскими [4] взглядами, чаще всего в дискуссиях на тему российско-украинских отношений [5] (ср. прозвище «укроп» для украинцев, поддерживающих Евромайдан и антироссийскую риторику в интернете [6] ). Пейоратив [7] [8] и дисфемизм [9] , часть «языка вражды» [10] . Кроме русского языка, встречается в латышском (vatņiks) [11] и украинском языках. Подобно многим дисфемизмам, употребляется и как ироничное самоназвание [9] .

Читайте так же:
Джинсы осенью 2012 2013

Содержание

Происхождение [ | ]

Прозвище происходит от предположения о том, что ватник является исконно русским предметом одежды [12] , и впервые появилось до Майдана 2014 года, в 2011 году [4] , в виде мема «Рашка — квадратный ватник» в одной из групп социальной сети «ВКонтакте» либеральной направленности [13] . Графическое оформление, с очевидным заимствованием из образа персонажа мультфильмов Губки Боба Квадратные Штаны [14] , приписывается Антону Чадскому: серая фигурка человека-варежки квадратной формы с синяком под глазом и красным носом, «образец политического китча» [15] .

По мнению антрополога и фольклориста М. Д. Алексеевского [16] , мем отражал «провокационный образ „квасного патриота“, ксенофоба и антисемита».

После 2014 года [ | ]

В 2014 году термин набрал популярность и превратился в прозвище, используемое сторонниками Майдана для противников внутри Украины и россиян [13] . Внутри России «ватник» (теперь без «Рашки») стал использоваться в отношении консервативно настроенной части населения со стороны их противников. Одновременно словосочетание «полная вата» в интернетном жаргоне потеряло существовавшее с 2003 года эвфемистическое значение «провал», и «вата» стала синонимом «ватника» [17] .

В российско-украинском противостоянии (межнациональном конфликте) наряду с прозвищем «укроп» существует также и украинский аналог «ватника» — интернет-мем (карикатура) «сальник» («саловатник», «вышиватник», «западенець»), имеющий ряд похожих с «ватником» черт и продемонстрированных негативных признаков, образ оформлен в виде куска сала с признаками малороссийской культуры (чуб, шаровары) [18] .

В языке [ | ]

М. А. Кронгауз отметил, что это «слово ненависти» имеет и социальный оттенок, так как ватники — одежда «не самых высоких слоёв общества» [3] , культурологи Д. А. Радченко и А. С. Архипова указывают на семантическую пару со словом «валенок» (пренебрежительный жаргонный термин для недалёкого, необразованного, «медленного» человека) [17] . Политическое значение слова «ватник» не закрепилось в обыденной русской речи и распространено лишь в Интернете [19] .

В русском языке «ватник» прошёл типичную для дисфемизма эволюцию [20] : атакованная группа нашла позитивное значение («ватники — традиционная одежда русских солдат») и приняла выражение в качестве ироничного самоназвания (ср. «гёзы» [21] ), появилось стихотворение «Ватник я и колорад» и песня «Я ватник, я тот самый колорад» [9] .

В 2017 году житель Саратова был осуждён по 282-й статье УК РФ на 160 часов обязательных работ [22] в связи с его призывом «устроить холокост ваты». При этом прокуратура для определения объекта ненависти оперировала термином «группы лиц, для номинации которых используется слово вата/ватник» [23] .

Примечания [ | ]

  1. ↑Белов, 2016, с. 401: «Ватником называют пророссийского патриота».
  2. ↑Белов, 2016, с. 401: «поддерживающего действующий государственный режим в России».
  3. 12Белов, 2016, с. 402.
  4. 12Белов, 2016, с. 401.
  5. ↑Белов, 2016, с. 401,402.
  6. ↑Белов, 2016, с. 400.
  7. Fialkova L. L. ,
  8. Yelenevskaia M. The Crisis in Ukraine and the Split of Identity in the Russian-speaking World  (англ.)  // Folklorica, Journal of the Slavic, East European, and Eurasian Folkore Association. — University of Kansas, 2016. — Vol. 19. — ISSN1920-0242. — doi:10.17161/folklorica.v19i1.5721.
  9. Devlin A. M. Lard-eaters, gay-ropeans, sheeple and prepositions: lexical and syntactic devices employed to position the other in Russian online political forums  (англ.)  // Russian Journal of Communication     (англ.)  ( рус. . — 2016. — Vol. 9, no. 1 . — P. 53–70. — ISSN1940-9419. — doi:10.1080/19409419.2016.1219642.
  10. 123Радченко, Архипова, 2018, с. 210.
  11. ↑Радченко, Архипова, 2018, с. 197.
  12. Vija Beinerte. Vai ir iespējams sarunāties ar «vatņiku»?   (латыш.) . Latvijas Avīze (17 October 2014). Дата обращения: 29 августа 2017.
  13. ↑Белов, 2016, с. 401: «В основе… представление о ватнике как исконно русской одежде».
  14. 12Ляшенко, 2017.
  15. ↑Радченко, Архипова, 2018, с. 201.
  16. ↑Сорокин, 2015, с. 22.
  17. ↑Алексеевский, 2013, с. 16—17.
  18. 12Радченко, Архипова, 2018, с. 202.
  19. ↑ А. А. Устич, В. Г. Громакова. Агитационные материалы как средства информационной войны в условиях невооруженного политического конфликта // Издательский проект «Розмыслы», Ростовское отделение Российской инженерной академии, Ростов-на-Дону. — 2018. — С. 87, 102, 122.
  20. ↑Белов, 2016, с. 403.
  21. ↑Радченко, Архипова, 2018, с. 214: «Присвоение дисфемизма в украинском дискурсе оказывается … продуктивным приемом».
  22. ↑Радченко, Архипова, 2018, с. 211.
  23. ↑В Саратове вынесли приговор автору комментариев о «ватниках» // Русская служба Би-би-си, 27 февраля 2017.
  24. ↑Жителя Саратова будут судить за унижение человеческого достоинства «ватников» // Сноб, 14.02.17.

Литература [ | ]

  • Алексеевский М. Д. Рашка — Квадратный ватник: виртуальный персонаж и коллективное творчество в Сети // Визуальное и вербальное в народной культуре. Тезисы и материалы Международной школы-конференции. Москва — Переславль-Залесский. 26 апреля — 5 мая 2013 года / cост.
  • А. С. Архипова , С. Ю. Неклюдов,
  • Д. С. Николаев . — М. : РГГУ, 2013. — С. 16—17. — 339 с.
  • Белов В. А. Некоторые лексические процессы в российском политическом дискурсе (на материале российских Интернет-газет)   (рус.)  // Zeitschrift für Slavische Philologie     (нем.)  ( рус. . — 2016. — Т. 72 , № 2 . — С. 383—411 .
  • Ляшенко И. В., Федюнина И. Э. Этнические прозвища русских в украинской и российской блогосферах // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. — 2017. — Вып. 11 , № 1 .
  • Сорокин, Александр Алексеевич. Трансформация массового сознания в условиях наступления виртуального политического пространства // Вестник БДПУ. Серия 2. — 2015. — № 1 . — С. 20—23 .
  • Радченко Д. А. ,
  • Архипова А. С. Укроп и ватник: «язык вражды» российско-украинского конфликта как нападение и защита // Ab Imperio. — 2018. — № 1 . — С. 191—220 .
  • В. Ю. Деминова, М. А. Деминова. Политическое явление «Ватничество» // Ресурсы средств массовой информации Алтайского края в формировании патриотических установок молодежи: Материалы региональной научной конференции, 27-28 октября 2017 г. , Барнаул / Под ред. И. В. Фотиевой. — Барнаул: Пять плюс, 2017.
  • Кафтан В. В. Деконструкция духовной ценности Великой Победы // Экономика и управление в XXI веке: наука и практика. 2015. № 2. С. 49–57.

Ссылки [ | ]

  • Значения в Викисловаре
  • Цитаты в Викицитатнике

Рязанский городской форум

Фуфайка, телогрейка, ватник. Моя любимая верхняя одежда.

  • 1

Фуфайка, телогрейка, ватник. Моя любимая верхняя одежда.

  • Цитата

Сообщение Колхозник » 07 июн 2009, 21:16

Хотел выяснить, как правильно называется моя любимая верхняя одежда. Сам я зову стёганые ватные куртки — фуфайками.

Оказывается, что раньше в народе, и сейчас по ГОСТу — фуфайка это что-то типа вязаной рубашки, "толстовки", тонкого свитера.

Re: Фуфайка, телогрейка, ватник. Моя любимая верхняя одежда.

  • Цитата

Сообщение Колхозник » 07 июн 2009, 21:48

Re: Фуфайка, телогрейка, ватник. Моя любимая верхняя одежда.

  • Цитата

Сообщение volgovod » 16 июн 2009, 21:56

Re: Фуфайка, телогрейка, ватник. Моя любимая верхняя одежда.

  • Цитата

Сообщение Трофимыч » 20 июн 2009, 13:21

Re: Фуфайка, телогрейка, ватник. Моя любимая верхняя одежда.

  • Цитата

Сообщение dok4562 » 02 авг 2010, 02:59

Стеганная телогреечка это и моя любимая одежда, я ее ношу в заместо куртки, моя сестра тоже носит телогреечку .ИзображениеИзображениеИзображение

Re: Фуфайка, телогрейка, ватник. Моя любимая верхняя одежда.

  • Цитата

Сообщение nikols » 02 авг 2010, 09:54

Re: Фуфайка, телогрейка, ватник. Моя любимая верхняя одежда.

  • Цитата

Сообщение Citrus » 02 авг 2010, 11:12

Re: Фуфайка, телогрейка, ватник. Моя любимая верхняя одежда.

  • Цитата

Сообщение НеЯ » 02 авг 2010, 19:52

Re: Фуфайка, телогрейка, ватник. Моя любимая верхняя одежда.

  • Цитата

Сообщение dok4562 » 02 авг 2010, 23:46

Re: Фуфайка, телогрейка, ватник. Моя любимая верхняя одежда.

  • Цитата

Сообщение Citrus » 04 авг 2010, 08:25

Re: Фуфайка, телогрейка, ватник. Моя любимая верхняя одежда.

  • Цитата

Сообщение dok4562 » 05 авг 2010, 00:56

Re: Фуфайка, телогрейка, ватник. Моя любимая верхняя одежда.

  • Цитата

Сообщение Citrus » 05 авг 2010, 08:34

"Вместо" пишется слитно. Это так, к слову. А то вдруг кто-то до сих пор не понял. =)

Re: Фуфайка, телогрейка, ватник. Моя любимая верхняя одежда.

  • Цитата

Сообщение dok4562 » 05 авг 2010, 21:24

Re: Фуфайка, телогрейка, ватник. Моя любимая верхняя одежда.

  • Цитата

Сообщение Gregorius » 12 ноя 2010, 19:16

Re: Фуфайка, телогрейка, ватник. Моя любимая верхняя одежда.

  • Цитата

Сообщение zzukkko » 03 фев 2012, 17:14

Re: Фуфайка, телогрейка, ватник. Моя любимая верхняя одежда.

  • Цитата

Сообщение Колхозник » 16 апр 2013, 21:15

Отдельного рассмотрения в рамках данной темы заслуживает такая "субкультурная" одежда, как упомянутая выше телогрейка. В газете "Люберецкая правда" за февраль 1987 года содержится следующая зарисовка:

"У дверей школы 21 стайка ребят в количестве 15 человек. Одеты почти одинаково: вязаная шапочка, телогрейка, шарф, на ногах — "луноходы"" [4].

Помимо уже знакомых нам вязаных шапочек и шарфов (правда, здесь они не для драки — подростки-то дома), упоминаются еще и телогрейки. Они в то время использовались не только как рабочая одежда, но и как одежда для повседневного уличного ношения. Конечно, в "приличные" места взрослые в них не ходили, но вполне могли надеть для похода в ближайший магазин, в гараж, на прогулку, для встречи с друзьями на улице. Так, на обложке первого номера "Огонька" за 1987 год изображен известный поэт на даче, в окружении друзей; поэт не посчитал зазорным сфотографироваться для массового журнала в телогрейке (как ходил за каждый день).
Для семейного пользования телогрейки, как правило, не покупались — они приносились с работы. На производственных предприятиях, где трудились отцы и матери уличных подростков, телогрейка выдавалась бесплатно как рабочая одежда. Выдача осуществлялась периодически, согласно существовавшему нормативу. Иногда, получив новую телогрейку, родители отдавали ее сыну, а сами предпочитали донашивать старую. При бережном использовании "телага" служила своему владельцу не одно десятилетие. В условиях всеобщего дефицита использование телогреек (к слову, очень удобных и действительно теплых, "греющих тело") для повседневного ношения было родителям на руку — экономились не только деньги, но и время на "доставание" верхней одежды.
Как спецодежду получали телогрейки и учащиеся некоторых ПТУ. Они тоже приберегались, чтобы ходить "за каждый день".

"Где-то в самом начале 1980-х среди питерских ПТУ-шников была мода на ношение телогреек. Тогда, к тому же, был дефицит, трудно было что-нибудь купить. Еще я помню, как в деревне, где мы тогда отдыхали (Тверская область), девочки ходили на танцы в телогрейках. Причем, приезжие, городские девочки, которые могли позволить себе и более приличную одежду" [Г.А.].

Телогрейка соответствовала реалиям уличной жизни — ее не боялись испачкать, она не стесняла движений; за нее трудно было ухватиться в драке. Подросток, надевший телогрейку, подчеркивал свою "уличность". В те времена группы старшеклассников и учащихся ПТУ, одетых в черные или синие телогрейки, можно было встретить в кинотеатрах, в зимних парках, на центральных улицах. Из воспоминаний москвича о юности начала 1980-х:

"Одно время мы ходили по Бескудникову в телогрейках. Потому что одежки-то особой тогда не было; тем более — хорошей, понтовой. А в телогрейках — и по стройкам мы лазались, и за гаражами курили, и стены обтирали. А поскольку у нас, как известно, не Калифорния — телогрейка — самый оптимальный вариант. В ней тепло и удобно.
В те времена вся молодежь понемногу гоповала, и, как настоящие гопники, ходили в телогрейках чуть ли не все.
Любили таскать телогрейки, подпоясанными солдатскими или флотскими ремнями. Часто это были ремни, привезенные на дембель старшими братьями.
Во время драки телогрейка работает как броник. Её и ножом нельзя проколоть нормально, и удар она гасит, даже если наносят удар ногой. Телогрейка — вещь.
Она теплая и еще — она смотрится! Подпояшешься — плечистым становишься, а для подростка это очень важно [улыбается]. Идешь, такой, переваливаешься. С виду мощный, а внутри, конечно, ничего нет+ Еще ушаночку оденешь+ Короче, всё как надо.
Особо продвинутые гопники, с амбициями, писали на спине масляной краской название любимой группы — часто это были KISS или "Accept". Лично у меня была коричневая телогрейка с надписью "Deep Purple". У всех были синие или черные, а у меня — коричневая. Я в ней ушел в армию, и меня за это прозвали Дип-пёпл, я два года проходил с этой кличкой" [В.В.].

Как мы видим, в данном высказывании подчеркиваются многие моменты, рассмотренные нами выше: телогрейки удобны для уличного ношения, практичны, немарки; они хороши для драки, позволяют сформировать мужественный образ (через введение военных элементов и создание иллюзии "накачанности").
Телогрейка стала своеобразной униформой уличных компаний; например, в начале 1990-х корреспондент, описывавшая группировки города Набережные Челны, отмечала, что "отличительные черты пацана — телогрейка и необъятной ширины брюки" [9].
Телогрейка как повседневная подростковая одежда была настолько популярной, что в разных городах Советского Союза даже появилось и стало широко употребимым слово "теляги" или "теляжники", обозначающее уличную молодежь, сплошь одетую в телогрейки. Также встречалось слово "куфаечники" (от "куфайки" — той же телогрейки). Например, "куфайки" стали отличительным признаком уличных молодежных групп Иркутска, которые в публицистике тех лет упоминаются как "куфаечники" (см. [6]).
Ношение телогрейки — одежды, в принципе не предназначенной для повседневного "цивильного" использования, — укладывается в общие молодежные традиции создания "контр-культурного" имиджа. Неформалы советских и постсоветских времен активно использовали в повседневном быту военную, туристическую, рабочую или же просто "не соответствующую" одежду. Юные гопники в отцовских телогрейках стоят в этом же ряду.
Рассуждая об уличных гопнических компаниях 1980-х годов, стоит упомянуть и субкультуру, во многом сформировавшуюся на основе этих компаний — криминальные группировки, возникшие в начале 1990-х. Строго говоря, бандитов 1990-х годов нельзя относить к молодежным сообществам — это было разновозрастное объединение, члены которого профессионально занимались криминальной деятельностью. Однако в большинстве своем это были именно молодые люди [2, c. 41], и они перенесли в криминальную сферу отношения уличных гопнических компаний. В частности, это выражалось в интересе к спортивной одежде — первые рэкетиры 1990-х — это "двадцатилетние "качки" в "самопальных" спортивных костюмах" [2, c. 20]. Зимние телогрейки сменились кожаными куртками, которые были, также как телогрейки, удобны в драке (например, нам встречалось мнение, что с кожаной куртки удобно смахнуть кровь и грязь перед тем, как прийти в людное место или проследовать мимо милиции) [Н.Л.].

Недавно задарили фуфайку классического покроя. Снаружи обычная х/б, внутри натуральная вата, выглядит почти как у меня на аватаре, только синяя. Вместо номера ИТУ, который присутствует в полной версии аватарки — эмблема одной из крупнейших компаний России, которая в век нанотехнологий и ГЛОНАССа выдаёт такие олдскульные фуфайки своему "контингенту".

Ватник (интернет-мем)

Ва́тник — политически окрашенное прозвище патриотов России [1] , поддерживающих её правительство [2] . Используется в сетевом жаргоне [3] для охарактеризования оппонентов с пророссийскими [4] взглядами, чаще всего в дискуссиях на тему российско-украинских отношений [5] (ср. прозвище «укроп» для украинцев, поддерживающих Евромайдан и антироссийскую риторику в интернете [6] ). Пейоратив [7] [8] и дисфемизм [9] , часть «языка вражды» [10] . Кроме русского языка, встречается в латышском (vatņiks) [11] и украинском языках. Подобно многим дисфемизмам, употребляется и как ироничное самоназвание [9] .

Прозвище происходит от предположения о том, что ватник является исконно русским предметом одежды [12] , и впервые появилось до Майдана 2014 года, в 2011 году [4] , в виде мема «Рашка — квадратный ватник» в одной из групп социальной сети «ВКонтакте» либеральной направленности [13] . Графическое оформление, с очевидным заимствованием из образа персонажа мультфильмов Губки Боба Квадратные Штаны [14] , приписывается Антону Чадскому: серая фигурка человека-варежки квадратной формы с синяком под глазом и красным носом, «образец политического китча» [15] .

По мнению антрополога и фольклориста М. Д. Алексеевского [16] , мем отражал «провокационный образ „квасного патриота“, ксенофоба и антисемита».

В 2014 году термин набрал популярность и превратился в прозвище, используемое сторонниками Майдана для противников внутри Украины и россиян [13] . Внутри России «ватник» (теперь без «Рашки») стал использоваться в отношении консервативно настроенной части населения со стороны их противников. Одновременно словосочетание «полная вата» в интернетном жаргоне потеряло существовавшее с 2003 года эвфемистическое значение «провал», и «вата» стала синонимом «ватника» [17] .

В российско-украинском противостоянии (межнациональном конфликте) наряду с прозвищем «укроп» существует также и украинский аналог «ватника» — интернет-мем (карикатура) «сальник» («саловатник», «вышиватник», «западенець»), имеющий ряд похожих с «ватником» черт и продемонстрированных негативных признаков, образ оформлен в виде куска сала с признаками малороссийской культуры (чуб, шаровары) [18] .

М. А. Кронгауз отметил, что это «слово ненависти» имеет и социальный оттенок, так как ватники — одежда «не самых высоких слоёв общества» [3] , культурологи Д. А. Радченко и А. С. Архипова указывают на семантическую пару со словом «валенок» (пренебрежительный жаргонный термин для недалёкого, необразованного, «медленного» человека) [17] . Политическое значение слова «ватник» не закрепилось в обыденной русской речи и распространено лишь в Интернете [19] .

В русском языке «ватник» прошёл типичную для дисфемизма эволюцию [20] : атакованная группа нашла позитивное значение («ватники — традиционная одежда русских солдат») и приняла выражение в качестве ироничного самоназвания (ср. «гёзы» [21] ), появилось стихотворение «Ватник я и колорад» и песня «Я ватник, я тот самый колорад» [9] .

В 2017 году житель Саратова был осуждён по 282-й статье УК РФ на 160 часов обязательных работ [22] в связи с его призывом «устроить холокост ваты». При этом прокуратура для определения объекта ненависти оперировала термином «группы лиц, для номинации которых используется слово вата/ватник» [23] .

  1. ↑Белов, 2016, с. 401: «Ватником называют пророссийского патриота».
  2. ↑Белов, 2016, с. 401: «поддерживающего действующий государственный режим в России».
  3. 12Белов, 2016, с. 402.
  4. 12Белов, 2016, с. 401.
  5. ↑Белов, 2016, с. 401,402.
  6. ↑Белов, 2016, с. 400.
  7. Fialkova L. L. , Yelenevskaia M.The Crisis in Ukraine and the Split of Identity in the Russian-speaking World (англ.) // Folklorica, Journal of the Slavic, East European, and Eurasian Folkore Association. — University of Kansas, 2016. — Vol. 19. — ISSN1920-0242. — doi:10.17161/folklorica.v19i1.5721.
  8. Devlin A. M. Lard-eaters, gay-ropeans, sheeple and prepositions: lexical and syntactic devices employed to position the other in Russian online political forums (англ.) // Russian Journal of Communication (англ.) ( рус. . — 2016. — Vol. 9, no. 1 . — P. 53–70. — ISSN1940-9419. — doi:10.1080/19409419.2016.1219642.
  9. 123Радченко, Архипова, 2018, с. 210.
  10. ↑Радченко, Архипова, 2018, с. 197.
  11. Vija Beinerte.Vai ir iespējams sarunāties ar «vatņiku»? (латыш.) . Latvijas Avīze (17 October 2014). Дата обращения: 29 августа 2017.
  12. ↑Белов, 2016, с. 401: «В основе… представление о ватнике как исконно русской одежде».
  13. 12Ляшенко, 2017.
  14. ↑Радченко, Архипова, 2018, с. 201.
  15. ↑Сорокин, 2015, с. 22.
  16. ↑Алексеевский, 2013, с. 16—17.
  17. 12Радченко, Архипова, 2018, с. 202.
  18. ↑ А. А. Устич, В. Г. Громакова. Агитационные материалы как средства информационной войны в условиях невооруженного политического конфликта // Издательский проект «Розмыслы», Ростовское отделение Российской инженерной академии, Ростов-на-Дону. — 2018. — С. 87, 102, 122.
  19. ↑Белов, 2016, с. 403.
  20. ↑Радченко, Архипова, 2018, с. 214: «Присвоение дисфемизма в украинском дискурсе оказывается … продуктивным приемом».
  21. ↑Радченко, Архипова, 2018, с. 211.
  22. ↑В Саратове вынесли приговор автору комментариев о «ватниках» // Русская служба Би-би-си, 27 февраля 2017.
  23. ↑Жителя Саратова будут судить за унижение человеческого достоинства «ватников» // Сноб, 14.02.17.
  • Алексеевский М. Д. Рашка — Квадратный ватник: виртуальный персонаж и коллективное творчество в Сети // Визуальное и вербальное в народной культуре. Тезисы и материалы Международной школы-конференции. Москва — Переславль-Залесский. 26 апреля — 5 мая 2013 года / cост. А. С. Архипова , С. Ю. Неклюдов, Д. С. Николаев . — М. : РГГУ, 2013. — С. 16—17. — 339 с.
  • Белов В. А.Некоторые лексические процессы в российском политическом дискурсе (на материале российских Интернет-газет) (рус.) // Zeitschrift für Slavische Philologie (нем.) ( рус. . — 2016. — Т. 72 , № 2 . — С. 383—411 .
  • Ляшенко И. В., Федюнина И. Э.Этнические прозвища русских в украинской и российской блогосферах // Научный результат. Вопросы теоретической и прикладной лингвистики. — 2017. — Вып. 11 , № 1 .
  • Сорокин, Александр Алексеевич.Трансформация массового сознания в условиях наступления виртуального политического пространства // Вестник БДПУ. Серия 2. — 2015. — № 1 . — С. 20—23 .
  • Радченко Д. А. , Архипова А. С.Укроп и ватник: «язык вражды» российско-украинского конфликта как нападение и защита // Ab Imperio. — 2018. — № 1 . — С. 191—220 .
  • В. Ю. Деминова, М. А. Деминова. Политическое явление «Ватничество» // Ресурсы средств массовой информации Алтайского края в формировании патриотических установок молодежи: Материалы региональной научной конференции, 27-28 октября 2017 г. , Барнаул / Под ред. И. В. Фотиевой. — Барнаул: Пять плюс, 2017.
  • Кафтан В. В. Деконструкция духовной ценности Великой Победы // Экономика и управление в XXI веке: наука и практика. 2015. № 2. С. 49–57.
  • Значения в Викисловаре
  • Цитаты в Викицитатнике
голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector