Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Разряды -конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Разряды прилагательных.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Урок русского языка в 6 классе по УМК В.В. Бабайцевой. Содержит материал для закрепления данной темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
razryady_prilagatelnyh.doc291.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе

Лебедева Н.Г., учитель русского языка и литературы МОУ «Усть-Уйская средняя общеобразовательная школа» Целинного района Курганской области, 2011 год

— обобщить и систематизировать изученное о разрядах имен прилагательных;

— научить обучающихся определять разряд имен прилагательных;

— формировать навык грамотного письма;

— воспитывать любовь к родному языку, к своей малой родине.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Тема записывается в тетрадь

  1. Обобщение и систематизация материала
  1. Грамматический разбор

На свист откликнулись десятки птичьих голосов, и соловьиный раскат пронесся по зарослям.

— предложение на мониторе компьютера и записывается в тетрадях;

— вторую часть предложения разобрать синтаксически;

— назвать прилагательные и задать к ним вопрос.

  1. Фронтальный опрос.

— почему именно такие вопросы мы ставим к именам прилагательным?

— почему именно так называется этот раздел о прилагательном? Вспомните однокоренные слова.

— что Вы знаете о притяжательных прилагательных?

— разберите прилагательное соловь-ин-ый по составу.

— какие еще суффиксы имеют притяжательные прилагательные?

— для чего служит Ь в притяжательных прилагательных?

— чем отличаются прилагательные в словосочетаниях: лисья нора – лисья хитрость ?

  1. Игровой момент. «Третий лишний»

— найти «лишнее» прилагательное, аргументировать свой выбор.

1) Гусиная кормушка, гусиная походка, январское утро.

2) Лисья нора, лисий характер, приречный луг.

3) Волчья стая, волчий аппетит, папин взгляд.

Объяснение: 1) В 1-ой группе «лишним» является словосочетание «гусиная кормушка», так как в нем прилагательное является притяжательным, в остальных словосочетаниях – относительные прилагательные.

2) Во второй группе «лишнее» словосочетание «лисья нора», так как в нем прилагательное притяжательное, в остальных – относительные.

3) В третьей группе «лишним» является словосочетание « волчий аппетит», так как в нем прилагательное относительное, в остальных – притяжательное.

  1. Тренировочные упражнения.

— отрабатывать навыки определения разряда прилагательных.

1. Работа с загадками.

На мониторе компьютера текст загадок и отгадки в рисунках. Отгадать загадку, от полученного существительного образовать прилагательное и составить с ним словосочетание «прилагательное + существительное».

1) Зверь лохматый, косолапый,

Он сосет в берлоге лапу. (Медведь – медвежья шуба)

2) Желтая хозяюшка из лесу пришла,

Всех кур пересчитала и с собою унесла. (Лиса – лисий хвост)

3) По горам, по долам

Ходит шуба да кафтан. (Овца – овечьи рога)

4) Маленький, беленький,

По лесочку прыг, прыг,

По снежочку тык, тык. (Заяц – заячьи следы).

Вывод: Итак, какие по разряду прилагательные Вы записали? (притяжательные)

2. Буквенный диктант

— определить разряд прилагательных и записать одной буквой (К.О.П)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

к к о п к о к о п п

(Предложения и ключ на мониторе компьютера)

  1. Все мерещится поле с гречихою, в маленьком доме сирень на окне.
  2. Милое детство мое вспоминается.
  3. Перед нами простирались Кавказские горы.
  4. Мамины руки помнятся мне.
  5. Меня манит к себе глубокое озеро Байкал.
  6. Ее привезли издалека в края, где шумят ковыли, как долго она привыкала к огню волгоградской земли.
  7. Меня покорил честный поступок моего товарища.
  8. Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.
  9. Я помню отцово наставленье.
  10. В роще соловьиной мы вспоминали с грустью лето.

3. Работа с текстом.

Отечество мое Россия. Урал.

Живу я в глубине России,

В краю озер и рудных скал.

Здесь реки — сини, горы – сини

И в синих отсветах металл.

По красоте, по скрытой силе

Мне не с чем мой Урал сравнить.

Иной здесь видится Россия,

Суровей, строже. Может быть.

— прочитайте стихотворение выразительно;

— определите основную мысль стихотворения (Любовь к малой родине);

— какова роль прилагательных в речи?

— запишите стихотворение, подчеркните прилагательные как член предложения, определите их разряд.

(стихотворение на мониторе компьютера на фоне уральской природы)

  1. Игра «Светофор» (по следам выполненных заданий)

Карточки ученики готовят заранее дома.

Верблюжья колючка, проворные ткачи, лебяжий пух, радужная пара, тетин совет, молочный кисель, объездной путь, отцов ремень, храбрая дружина, предрассветный час, волчий аппетит, волчий хвост.

  1. Подведение итогов.

— Итак, если теперь вы увидите цифру 3 около прилагательного, сможете ли вы выполнить это задание полностью?

— Разряд прилагательного – это постоянный или непостоянный признак?

— Следующий урок будет посвящен морфологии – разбору имени прилагательного.

— Молодцы, ребята. Хорошо поработали , сообщить оценки.

IV. Домашнее задание: мини-сочинение на тему «Зимний день», использовать прилагательные всех трех разрядов, над прилагательными надписать их разряд.

Разряды имен прилагательных. Обобщение и закрепление материала

Цель: закрепить и обобщить знания о разрядах имён прилагательных, полученные на предыдущих уроках.

Задачи:

  1. Образовательные: систематизировать знания о разрядах имен прилагательных; сформировать умение определять разряд имени прилагательного по нескольким классификационным признакам.
  2. Развивающие: совершенствовать навыки комплексного анализа текста; продолжить работу по формированию умения строить рассуждение на лингвистическую тему; развивать чувство языка, умение видеть оттенки значений слов, употребленных в различных контекстах.
  3. Воспитательные: воспитывать чувство любви, уважения к русскому языку.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Технология: здоровьесберегающая, дифференцированная.

Оборудование: таблица, карточки с дидактическим материалом, мультимедиа.

Ход урока

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация знаний учащихся.

Задание учащимся: определить, о какой части речи идет речь в прочитанном четверостишии.

Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны.
Я украшаю вашу речь.
Меня вам надо знать, беречь.
(Имя прилагательное)

ΙΙΙ. Объявление темы и целей урока.

Грамматический рассказ «Прилагается ли прилагательное?»

Госпожа Простакова из комедии Д.И. Фонфизина «Недоросль» хочет показать, «как учен» у них сын Митрофанушка. Митрофанушка говорит, что он выучен грамматике. На вопрос, что он знает о грамматике, отвечает: «Много. Существительна да прилагательна».
– Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
– Дверь? Котора дверь?
– Вот эта.
– Эта? Прилагательна.
– Почему же?
– Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.
– Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?
– И ведомо.

А как вы ответите на вопрос, что такое прилагательное?

Учащиеся отвечают на вопрос, восстанавливая деформированный текст:

Имя прилагательное – это … часть речи, которая отвечает на вопрос … и обозначает … , может употребляться в … или … форме. В предложении выступает в роли … или … . Прилагательное имеет … и … степени сравнения.

(Работа с деформированным текстом об имени прилагательном)

  1. Что такое имя прилагательное?
  2. Какими морфологическими признаками обладает?
  3. Какова синтаксическая роль в предложении?

ΙV. Упражнения на повторение изученного материала.

Комплексный анализ текста.

Что может быть м…лей
Бе…цен…ого 2 р…дного края 1 ?
Там со…нце кажет…ся св..тлей,
Там радос…на в…сна зл…тая,
Пр..хладней ле…кий в…терок,
Душистее 3 цв…ты, х…лмы зеленее 4 .
Там сладос…ней 2 звучит поток,
Там с…ловей п…ёт 1 звуч…нее.

  1. Прочитайте выразительно отрывок.
  2. Является ли данный отрывок текстом? Докажите свою точку зрения.
  3. Определите тему, основную мысль текста.
  4. Озаглавьте текст.
  5. Определите стиль текста. Докажите свою точку зрения.
  6. К какому типу речи принадлежит данный текст?
  7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте?
  8. Пользуясь словарем, объясните значение слова сладостней.
  9. Подберите синонимы к этому слову.
  10. Какую роль играют прилагательные в этом тексте?
  11. Произведите морфологический разбор слов:
    I в. – душистее,
    II в. – зеленее.
  12. Произведите разбор по составу:
    I в. – бесцен…ого,
    II в. – сладос. ней.
  13. Найдите в тексте слова, в которых не совпадает количество букв и звуков, затранскрибируйте их:
    I в. – в первом предложении,
    II в. – в последнем предложении.
  14. Найдите в тексте прилагательные в форме сравнительной степени, подчеркните их как члены предложения.
  15. Найдите сложное предложение, составьте его схему, подчеркните основы.
  16. Вставьте пропущенные буквы на месте пропусков, обозначьте орфограммы и подчеркните их.

V. Лингвистические загадки.

О каких разрядах прилагательных говорится в предложенных стихотворениях?

Мой знакомый старый дед
Знатный был языковед.
Самых разных слов немало
Дед в коробочках хранил.
Прилагательных – навалом!
Очень их старик любил.

Раз коробочки упали.
Мы ужасно растерялись,
Потому что увидали,
Как слова перемешались.

В прилагательные влез я.
Одно слово пробурчало:
«Отнеси меня на место,
Раньше я не здесь лежало!»

Куча слов зашевелилась,
Зафырчала, закричала:
«Я вот к месту относилось!» –
«Ну а я – к материалу!» –

«Я ко времени имело
Отношение прямое!» –
«А теперь все вперемешку
Мы лежим между собою!» –

«К действию мы
Отношенье имеем!
Спрячьте в коробку нас!
Мы заболеем!»

И рыдают. Бьют на жалость!
Что мне делать оставалось?
Я коробочки поднял,
Как сумел, слова собрал.

Просто выбился из сил:
Их на место относил.

(Относительные имена прилагательные)

Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи,
Кто в подъезде всех сильней:
И знакомых и друзей.

Дядьки во дворе пыхтят –
Силой меряться хотят.
Каждый так гордится им,
Этим КАЧЕСТВОМ своим.

Дядя Костя очень сильный.
Льется пот с него обильный:
Он легко, одной рукой,
Поднял штангу над собой.

Дядя Витя, тот сильнее,
Его штанга тяжелее.
Самый сильный – наш Антон.
Он дворовый чемпион.

Он сильнейший, он силен,
Самый сильный дядька он!
(Т. Рик)

(качественные имена прилагательные)

«Что кому принадлежит,
Тот за тем вослед бежит!»

За своей старушкой
Бегает избушка.
С бабкой бабкина избушка
Так играет в притягушки.

Шапка папина была.
С папой в офис побрела:
Притянулась она к папе,
Прямо к уху приросла.

Зато мамино пальто
И пушистое манто
Притянулось к маме.
Посмотрите сами!

Пёсья будка – вот дела! –
С псом и ела, и спала,
А сегодня притянулась:
С ним на улицу ушла.

Зайчик, бедный так устал:
От норы своей бежал.
Притянулась вдруг с утра
К зайцу заячья нора.
(Т. Рик)

(притяжательные прилагательные)

VΙ. Выполнение заданий по теме «Разряды имен прилагательных»

  • Используя таблицу, рассказать о разрядах имен прилагательных (в это же время сильные учащиеся выполняют индивидуальное задание).

Индивидуальное задание: определите разряды имен прилагательных.

Маленький, деревянный, городской, лисий, добрый, утренний, синий, кошачий, московский, сильный.

  • Найти четвертое лишнее слово и объяснить почему:

Красивая девочка, старый дедушка, сильный соперник, орлиный клюв – притяжательное;
Сестрин платок, беличий хвост, мамин плащ, строгий директор – качественное;
Гусиное перо, волчий хвост, заячьи уши, лисья шапка – относительное, т.е. шапка из лисы;
Оловянный солдатик, собачья будка – притяжательное, деревянный дом, стеклянный фужер.

  • Определить разряды прилагательных, учитывая их свойство переходить из одного разряда в другой:

Заячий след, заячий характер, заячий выводок;
гусиное перо, гусиная кормушка, гусиная походка;
волчья стая, волчий аппетит, волчье логово;
лисья нора, лисья шуба, лисья хитрость.

Физкультминутка.

  • Игра в «снежки». (Учитель бросает мяч кому-то из учеников, называя имя прилагательное в составе словосочетания; учащийся должен назвать разряд прилагательного).

Королевский замок, старая колдунья, серебряная ложка, колдовское варево, чугунный котелок, сказочное королевство, приятная физиономия, придворная дама, медная шевелюра, утиный нос, золотые серьги, змеиное жало, оловянный взгляд.

  • Распределительный диктант.

Задание: распределить прилагательные на три колонки

Качественное относительное притяжательное

В качестве материала использована грамматическая сказка «Обеды в сказочном королевстве».

Надо понаблюдать, какие обеды готовят в сказочном королевстве, а заодно определить, что за прилагательные перед нами: качественные, притяжательные или относительные.

(Текст распечатан для каждого)

Принцессины фрейлины и сама принцесса колдуют над удивительным медным горшочком. Всё-таки замечательный парень этот свинопас! Весь сегодняшний день чудесный горшочек показывает, что где готовят!
Вот дворничихина стряпня: вчерашний овощной суп, картофельное пюре, сладкое печенье с клюквенным морсом.
А вот поварихин обед: кислые щи, капустные биточки, творожная запеканка с ароматной подливкой, слоеные пирожки и горячий чай с душистым лимоном.
Звенят волшебные бубенцы, и любопытные фрейлины видят прачкин обед: холодный свекольник, малосольные огурцы, свежий хлеб и манный пудинг с вишнёвым вареньем.
А у губернатора сегодня важные гости. Им подают наливные яблоки, прозрачный виноград, желтые дыни, сочные груши, спелые арбузы. Но все это – на десерт, а прежде – мясное жаркое с нежной зеленью, заливная рыба, солёные грибы, румяный окорок, разнообразные вкусные гарниры и шоколадные блинчики. Почётные гости нарядно жуют, нарядные дамы шумно хвалят угощения. Суфле всякое: апельсиновое, банановое, ореховое и клубничное. К тому же сок: манговый, лимонный…

VIΙ. Подведение итогов урока

VΙIΙ. Домашнее задание:

написать грамматическое сочинение на тему «О жизни высококачественных и хвастливых качественных, практичных относительных и жадных притяжательных прилагательных».

Разряды прилагательных по значению

Разряды при­ла­га­тель­ных — это лексико-грамматические груп­пы слов, кото­рые обо­зна­ча­ют свой­ства и каче­ства пред­ме­тов, при­знак через отно­ше­ние к дру­го­му пред­ме­ту или при­над­леж­ность оду­шев­лен­но­му или неоду­шев­лен­но­му суще­стви­тель­но­му.

Узнаем, какие раз­ря­ды при­ла­га­тель­ных суще­ству­ют в рус­ском язы­ке. В соот­вет­ствии с лек­си­че­ским зна­че­ни­ем и мор­фо­ло­ги­че­ски­ми при­зна­ка­ми сло­ва этой само­сто­я­тель­ной части речи делят на три раз­ря­да:

  • каче­ствен­ные при­ла­га­тель­ные,
  • отно­си­тель­ные при­ла­га­тель­ные,
  • при­тя­жа­тель­ные при­ла­га­тель­ные.

Разряды прилагательных

КАЧЕСТВЕННЫЕОТНОСИТЕЛЬНЫЕПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ
Оценка: пло­хой, доб­рый…Материал: кожа­ный, дере­вян­ный…Принадлежность чело­ве­ку
или живот­но­му
(вопрос Чей?):
мед­ве­жья, мамин…
Размер: высо­кий, глу­бо­кий…Назначение: спор­тив­ный, воен­ный…
Вес: тяже­лый, неве­со­мый…Время: утрен­ний, ноч­ной…
Запах: аро­мат­ный, души­стый…Место: город­ской, лес­ной…
Температура: холод­ный, теп­лый…Количество: двух­лет­ний, сто­лет­ний…
Действие: пуг­ли­вый, сме­лый…

Рассмотрим раз­ря­ды при­ла­га­тель­ных и ука­жем их харак­тер­ные при­зна­ки и отли­чи­тель­ные осо­бен­но­сти.

Качественные прилагательные

ОпределениеКачественные при­ла­га­тель­ные — это сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие непо­сред­ствен­ный при­знак пред­ме­та, его свой­ство или каче­ство, кото­рое может про­яв­лять­ся с раз­ной интен­сив­но­стью.

Например:

  • у реки мы ощу­ща­ем сла­бый ветер, а к вече­ру он ста­нет сла­бее или вовсе утих­нет,
  • слы­шит­ся гром­кое гуде­ние, авто­мо­биль при­бли­жа­ет­ся, и гуде­ние мото­ра ста­ло гром­че.

Качественные прилагательные

Способность каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных обо­зна­чать при­знак в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни явля­ет­ся его глав­ным отли­чи­тель­ным свой­ством сре­ди слов этой части речи, при­над­ле­жа­щих к отно­си­тель­ным и при­тя­жа­тель­ным при­ла­га­тель­ным.

По зна­че­нию раз­ряд каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных объ­еди­ня­ет сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие

  • цвет и масти живот­ных (жёл­тый, синий, воро­ной, пегий),
  • фор­му (квад­рат­ный, оваль­ный),
  • раз­мер (высо­кий, длин­ный, боль­шой),
  • вес (тяже­лый, лег­кий),
  • вкус (горь­кий, кис­лый, сла­бо­со­ле­ный),
  • воз­раст и физи­че­ские осо­бен­но­сти (ста­рый, моло­дой, юный, хро­мой),
  • внут­рен­ние каче­ства и свой­ства харак­те­ра (груст­ный, скром­ный, умный, счаст­ли­вый).

Для каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных харак­тер­ны мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки:

1. обра­зо­ва­ние сте­пе­ней срав­не­ния

  • срав­ни­тель­ная сте­пень

гру­бый -грубее, более/менее гру­бый,

  • пре­вос­ход­ная сте­пень

гру­бый — грубейший, самый гру­бый.

2. Наличие крат­ких форм, кото­рые изме­ня­ют­ся по родам и чис­лам, но не скло­ня­ют­ся

  • тон­кий — голос (каков?) тонок , ткань (како­ва?) тонка, пле­те­ние (како­во?) тонко, воло­сы (како­вы?) тонки,
  • моло­дой — чело­век молод , жен­щи­на молода, пле­мя молодо, ребя­та молоды.

3. Способность соче­тать­ся с наре­чи­я­ми «очень», «совер­шен­но», «крайне», «чрез­вы­чай­но», «совсем» и пр.

  • очень тяже­лый рюк­зак,
  • совер­шен­но обид­ное заме­ча­ние,
  • совсем груст­ное настро­е­ние.

4. Качественные при­ла­га­тель­ные име­ют сино­ни­мы и анто­ни­мы и сами обра­зу­ют анто­ни­мич­ные пары с помо­щью при­став­ки не-:

  • весе­лый — радост­ный, смеш­ной, смеш­ли­вый, лику­ю­щий, счаст­ли­вый,
  • весе­лый — груст­ный,
  • весе­лый — невесе­лый (груст­ный).

5. Образуют одно­ко­рен­ные наре­чия с суф­фик­сом -о, -е:

  • сла­бый — слабо,
  • певу­чий — певуче.

6. Образуют сло­ва со зна­че­ни­ем субъ­ек­тив­ной оцен­ки:

  • хит­рый — хитренький,
  • длин­ный — длиннющий,
  • любо­пыт­ный — прелюбо­пыт­ный,
  • уда­лой — разуда­лый.

7. Путем повто­ра могут обра­зо­вать слож­ные сло­ва:

  • черный-черный,
  • забавный-презабавный.

Не все каче­ствен­ные при­ла­га­тель­ные име­ют сте­пе­ни срав­не­ния и крат­кие фор­мы. Не име­ют сте­пе­ней срав­не­ния при­ла­га­тель­ные, обо­зна­ча­ю­щие посто­ян­ный ста­тич­ный при­знак пред­ме­та.

Например, сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие цвет, фор­му, каче­ство пред­ме­та:

  • зеле­ный лист,
  • квад­рат­ный стол,
  • кау­рая лошадь,
  • боль­ной, хро­мой, сле­пой, жена­тый, здо­ро­вый.

Эти при­ла­га­тель­ные не меня­ют интен­сив­но­сти сво­е­го каче­ства в сто­ро­ну уси­ле­ния при­зна­ка.

Относительные прилагательные

ОпределениеОтносительные при­ла­га­тель­ные — это сло­ва, кото­рые обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та через отно­ше­ние к дру­го­му пред­ме­ту или явле­нию.

Например:

  • город­ская ули­ца — ули­ца в горо­де (место­по­ло­же­ние),
  • мед­ный таз — таз из меди (мате­ри­ал),
  • шести­лет­ний маль­чик — маль­чик шести лет (воз­раст),
  • про­шло­год­ний джем — джем про­шло­го года (вре­мя),
  • двух­мет­ро­вый обрыв — обрыв высо­той в два мет­ра (раз­мер),
  • сто­грам­мо­вая бан­ка — бан­ка в сто грам­мов (вес),
  • сти­раль­ная маши­на — маши­на для стир­ки (назна­че­ние):
  • бего­вая дорож­ка — дорож­ка, по кото­рой бегут (дей­ствие)

Как видим, отно­си­тель­ные при­ла­га­тель­ные мож­но заме­нить соче­та­ни­ем суще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом.

Относительные прилагательные

Относительные при­ла­га­тель­ные не име­ют грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков, кото­ры­ми обла­да­ют каче­ствен­ные при­ла­га­тель­ные. Они не могут менять интен­сив­ность при­зна­ка, то есть

  • не име­ют сте­пе­ней срав­не­ния,
  • не соче­та­ют­ся с наре­чи­я­ми меры и сте­пе­ни,
  • не обра­зу­ют крат­кой фор­мы,
  • не име­ют сино­ни­мов и анто­ни­мов,
  • не обра­зу­ют одно­ко­рен­ных наре­чий с суф­фик­сом -о, -е.

Относительные при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют­ся от суще­стви­тель­ных суф­фик­саль­ным спо­со­бом:

  • зима → зимний,
  • золо­то → золотистый,
  • село → сельский.

Притяжательные прилагательные

ОпределениеПритяжательные при­ла­га­тель­ные — это сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие при­над­леж­ность пред­ме­та лицу или живот­но­му.

Эти сло­ва отве­ча­ют на вопро­сы:

  • шарф (чей?) дедуш­кин,
  • сум­ка (чья?) тёти­на,
  • пение (чьё) соло­вьи­ное,
  • зубы (чьи?) вол­чьи.

притяжательные прилагательные

Притяжательные при­ла­га­тель­ные обра­зу­ют­ся от имен суще­стви­тель­ных с помо­щью суф­фик­сов -ий, -ин/-ын, -ов-/-ев и др.

  • пти­ца → птичий базар,
  • папа → папин совет,
  • сини­ца → синицыно гнез­до,
  • брат → братов нож,
  • жас­мин → жас­миновый запах,
  • лан­дыш → лан­дышевый аро­мат.

Переход прилагательных из одного разряда в другой

Некоторые при­ла­га­тель­ные, если их упо­тре­бить в пере­нос­ном смыс­ле, меня­ют свой лексико-грамматический раз­ряд. Чаще все­го при­об­ре­та­ют зна­че­ние каче­ства отно­си­тель­ные при­ла­га­тель­ные:

  • камен­ный дом (дом из кам­ня) — камен­ное лицо (непо­движ­ное, жест­кое),
  • золо­тое коль­цо (коль­цо из золо­та) — золо­той харак­тер (покла­ди­стый),
  • мир­ный пери­од (пери­од без вой­ны) — мир­ный харак­тер (спо­кой­ный, уступ­чи­вый),
  • желез­ный ключ — желез­ное здо­ро­вье (отлич­ное),
  • брон­зо­вый под­свеч­ник — брон­зо­вый загар (смуг­лый).

Реже каче­ствен­ные при­ла­га­тель­ные пере­хо­дят в раз­ряд отно­си­тель­ных. Таким спо­со­бом обра­зу­ют­ся слова-термины:

  • лег­кий бег — лёг­кая про­мыш­лен­ность,
  • тяже­лая сум­ка — тяже­лая атле­ти­ка,
  • звон­кая пес­ня — звон­кий соглас­ный,
  • левый баш­мак — левые взгля­ды.

Притяжательные при­ла­га­тель­ные могут обо­зна­чать каче­ства или свой­ства пред­ме­та:

  • осли­ный хвост — осли­ное упрям­ство,
  • вол­чий вой — вол­чий взгляд (злой),
  • заячий след — заячья душа (роб­кая).

В зави­си­мо­сти от смыс­ла кон­тек­ста одно и то же при­ла­га­тель­ное может быть каче­ствен­ным, отно­си­тель­ным или при­тя­жа­тель­ным:

  • лисий (чей?) хвост — лисий ворот­ник (ворот­ник из лисье­го меха) — лисья речь (хит­рая, неис­крен­няя),
  • мед­ве­жий (чей?) дете­ныш — мед­ве­жья шуба (шуба из меха) — мед­ве­жья поход­ка (неук­лю­жая, враз­вал­ку).

Переход прилагательных из одного разряда в другой

Как определить разряд прилагательного?

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить раз­ря­ды при­ла­га­тель­ных, сна­ча­ла зада­ем к сло­ву вопрос какой? или чей? А далее ана­ли­зи­ру­ем, какой при­знак или при­над­леж­ность обо­зна­ча­ет при­ла­га­тель­ное, име­ет ли крат­кую фор­му и сте­пе­ни срав­не­ния, может ли соче­тать­ся с наре­чи­я­ми, име­ет ли сино­ни­мы и анто­ни­мы и т. д.

Примеры

1. Лесной орех

Орех (какой?) лес­ной.

Слово «лес­ной» обо­зна­ча­ет при­знак оре­ха, кото­рый вырос в лесу. Это при­ла­га­тель­ное обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та через отно­ше­ние, то есть по смыс­лу свя­за­но с место­по­ло­же­ни­ем пред­ме­та. Это сло­во не обра­зу­ет сте­пе­ней срав­не­ния и не име­ет крат­кой фор­мы.

Значит, это отно­си­тель­ное при­ла­га­тель­ное.

2. Волчий аппе­тит

Аппетит (какой?) вол­чий.

Хотя это сло­во не обра­зу­ет крат­кой фор­мы и сте­пе­ней срав­не­ния, по зна­че­нию оно обо­зна­ча­ет свой­ство. Это при­тя­жа­тель­ное при­ла­га­тель­ное упо­треб­ле­но в пере­нос­ном смыс­ле и зна­чит, что аппе­тит неуём­ный, очень силь­ный. Это сло­во име­ет сино­ни­мы.

Следовательно, это каче­ствен­ное при­ла­га­тель­ное.

3. Козлиное копыт­це

Копытце (чьё?) коз­ли­ное. Прилагательное обо­зна­ча­ет при­над­леж­ность. Это при­тя­жа­тель­ное имя при­ла­га­тель­ное.

4. Бодрый голос

Голос (какой?) бод­рый.

Это сло­во обра­зу­ет сте­пе­ни срав­не­ния (бод­рее, бод­рей­ший) и крат­кую фор­мы (голос бодр). Оно соче­та­ет­ся с наре­чи­ем (очень бод­рый) и обра­зу­ет наре­чие с суф­фик­сом -о (бод­ро шагать). Этих при­зна­ков доста­точ­но, что­бы опре­де­лить, что сло­во «бод­рый» — это каче­ствен­ное при­ла­га­тель­ное.

Имя прилагательное. Разряды прилагательных

воспитывать внимательное отношение к слову, любовь к природе.

Задачи урока : вырабатывать у детей навыки создания мыслеобразов посредством гармонизации себя и окружающего мира; вызвать позитивные эмоции и интерес к предмету.

Тип урока: изучение нового материала

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.

Здравствуйте, садитесь. Начинаем урок русского языка, урок, немного необычный. Возьмёмся за руки, чтобы ощутить себя единой командой, и пожелаем друг другу успехов и хорошего настроения.

Актуализация опорных знаний

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

Вот громкий стук,

Вот сокрушительный удар,

Вот звонкий колокольчик,

А вот и острый кончик.

О каких словах рассказывает поэт? ( О прилагательных )

За годы учебы вы много узнали о русском языке, о его богатстве. Вспомните, пожалуйста, какую роль играют прилагательные в нашей речи? ( Выделяют предмет из множества одинаковых, описывают его, делают речь точной, образной, выразительной)

— На какой вопрос отвечают прилагательные?

— Что обозначают? ( Признак предмета ) Как изменяются?

Запишите словосочетания, употребляя имена прилагательные в нужной форме.

Весенн(ий) утро каменн(ый) здание

Син(ий) полосы. малинов(ому) варенью

От утренн(ий) лучей в бабушкин(ом) платке

Гигантск(ий) сосен у опасн(ого) обрыва

Золотист(ый) дымом вчерашн(ей) газетой

К заячь(и) ушам чудесн(ый) погода

А теперь попробуйте разделить имена прилагательные на группы по определенным признакам .(Работа в паре)

Итак, что вы заметили, группируя имена прилагательные?

( Мы заметили, что имена прилагательные по-разному характеризуют предмет. Одни — по размеру, другие — по цвету, третьи — по внешнему виду и т.д. )

Значит, кроме общих признаков, по которым имена прилагательные отличаются от слов других частей речи, есть признаки, по которым одни прилагательные отличаются от других. Вот о них-то мы сегодня и поговорим.

Итак, есть разные группы имен прилагательных и называются они разрядами.

Предположите, как называется тема сегодняшнего урока?

Запишите дату и тему урока: «Разряды имён прилагательных по значению».

А какова, по-вашему, цель нашего урока? ( познакомиться с разрядами прилагательных,выяснить , какие признаки (или значение) имеет прилагательное определенного разряда, научиться определять разряды прилагательных………………….)

Сядьте удобнее. Закройте глаза. Расслабьте лицо, шею, плечи, руки, тело, ноги… Мышцы лица становятся мягкими, расслабленными… Как вы красивы, когда улыбаетесь. Представьте, что уже наступило лето… Солнце ярко светит с высоты. Мы идем по аллее парка «Разряды имен прилагательных». Мы идем, прячась от палящего солнца в тени, которую бросают кроны деревьев. Ветер ласково дарит нам прохладу и доносит шум прибоя. Ещё несколько шагов – и перед нами предстает красота, что захватывает дух. От самого горизонта катит волны величественно раскинувшееся во всю ширь море.

Присматриваемся – и на гребешках волн видим надпись: «Качественные прилагательные. Называют признаки, обозначающие различные качества предмета: по величине (большой, маленький), по возрасту (молодой, старый), по цвету (красный, зеленый), по весу (легкий, тяжелый), по внешнему виду (красивый, высокий), по внутренним качествам (умный, добрый) и т. д. Этот признак может быть выражен у предмета в большей или меньшей степени, например: добрый — добрее, красный – краснее. Качественные прилагательные имеют краткую форму, например: добрый – добр, красный – красен, могут сочетаться с наречием очень .»

На песчаном пляже кто-то деревянным прутиком вывел надпись:«Относительные прилагательные. Обозначают постоянный признак предмета. Этот признак не может быть выражен у предмета в большей или меньшей степени. Относительные прилагательные не имеют краткой формы, не могут сочетаться с наречием очень .»

Мы сидим на берегу, дышим морским воздухом, наслаждаемся летним днём, видим, как к берегу движется рыбацкая лодка, на её носу красуются вопросы Чей ? Чья ? Чьи ?, а на борту надпись: «Притяжательные прилагательные. Обозначают принадлежность предмета какому-нибудь человеку или животному. Этот признак не может быть выражен у предмета в большей или меньшей степени. Притяжательные прилагательные не имеют краткой формы, не могут сочетаться с наречием очень ».

Мы еще раз любуемся голубыми, лазурными, бирюзовыми быстрыми волнами с белыми гребнями, на которых написано: «Качественные прилагательные. Называют признаки, обозначающие различные качества предмета: Этот признак может быть выражен у предмета в большей или меньшей степени, например: добрый — добрее, красный – краснее. Качественные прилагательные имеют краткую форму, например: добрый – добр, красный – красен, могут сочетаться с наречием очень .»

Мы идем по песчаному пляжу, на котором написано «Относительные прилагательные. Обозначают постоянный признак предмета. Этот признак не может быть выражен у предмета в большей или меньшей степени. Относительные прилагательные не имеют краткой формы, не могут сочетаться с наречием очень .»

Мы видим качающуюся на волнах рыбацкую лодку с вопросами Чей ? Чья ? Чьи ? на носу и надписью на борту: «Притяжательные прилагательные. Обозначают принадлежность предмета какому-нибудь человеку или животному. Этот признак не может быть выражен у предмета в большей или меньшей степени. Притяжательные прилагательные не имеют краткой формы, не могут сочетаться с наречием очень ».

Мы возвращаемся под тенистые кроны деревьев на аллею парка «Разряды прилагательных».

Запомните этот образ. Он будет вас вдохновлять в дальнейшей работе. Мысленно поблагодарите море за то, что оно дало вам испытать такие приятные эмоции.

А сами возвращайтесь в этот кабинет. Почувствуйте ступни ног… Прилив сил к рукам и ногам… Пошевелите пальцами рук, поверните голову вправо, влево. Откройте глаза и улыбнитесь.

Кто хочет поделиться своими впечатлениями, ощущениями от увиденных образов? Где мы побывали? Что увидели? Какие чувства вы испытали? Кто помнит, какие слова были написаны на…Какое правило запомнили?По каким признакам вы будете определять разряды имен прилагательных?

Нарисуйте образы, которые вы увидели. Запишите разряды имен прилагательных, их признаки, сами имена прилагательные. Устно определите их разряды.

Прослушайте текст ещё раз, выпишите из него прилагательные. Устно определите их разряды.

Воспроизведение учебной информации, «выведение» образа информации на уровень словесного осмысления

Распределите прилагательные по разрядам

Великолепный вид (к) Тонкий ствол (к) Январский мороз (о)

Березовая роща (о) Серая блузка(к) Твердый наст (к)

Заячий хвостик (п) воробьиный писк (п) дубовые ветки (о)

Низкое солнце (к)

2) Найди «лишнее» прилагательное в каждой строчке

1. Зелёная, тёмная, деревянная , вкусная

2. Книжный, вечерний, мамин , стеклянный

3. Волчий, Машин, учительский, еловый

Проблемный вопрос : Почему заячий хвост – притяжательное, заячий тулупчик – относительное, а заячья душа – качественное? Внимание на лексическое значение!

Вывод: Прилагательные могут переходить из одного разряда в другой.

Кислое яблоко, деревянный карниз, волчьи следы, волчий аппетит, грустный взгляд, лисья нора, лисья шуба, змеиное жало, серебряная ложка, длинные волосы.

Код: К, О, П, К, К, П, О, П, О, К

Составьте и запишите предложения с данными словосочетаниями. Определите разряд прилагательных.

Яркий свет, яркая речь; золотой характер, золотой браслет; свежий хлеб, свежая газета.

Давайте вспомним наш образон. Что нам поведали увиденные надписи?

Достигли мы поставленные в начале урока цели?

Выучить теорию (параграф 43 с. 150)

Средний уровень: упражнение 346

Достаточный: упражнение 345

Вот и подошел к концу ___________________ урок русского языка. Мы повторили то, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _______________________. Ребята нашего класса были _______________ . Они давали ______________________ ответы. На уроке мы узнали много _________________ и _________________ . Надеемся, что станем еще более ________________________ и что по окончании урока настроение у всех будет _________________________.

1.Запишите словосочетания , употребляя имена прилагательные в нужной форме.

Весенн(ий) утро каменн(ый) здание

Син(ий) полосы. малинов(ый) варенью

От утренн(ий) лучей в бабушкин(. ) платке

Гигантск(ий) сосен у опасн(ый) обрыва

Золотист(ый) дымом вчерашн(ий) газетой

К заячь(ий) ушам чудесн(ый) погода

2.Распределите прилагательные по разрядам

Великолепный вид, тонкий ствол, январский мороз, березовая роща, серая блузка, твердый наст, заячий хвостик, воробьиный писк, дубовые ветки, низкое солнце

3.Найди «лишнее» прилагательное в каждой строчке

1. Зелёная, тёмная, деревянная, вкусная

2. Книжный, вечерний, мамин, стеклянный

3. Волчий, Машин, учительский, еловый

Составьте и запишите предложения с данными словосочетаниями. Определите разряд прилагательных.

Яркий свет, яркая речь; золотой характер, золотой браслет; свежий хлеб, свежая газета.

Вот и подошел к концу ___________________ урок русского языка. Мы повторили то, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _______________________. Ребята нашего класса были _______________ . Они давали ______________________ ответы. На уроке мы узнали много _________________ и _________________ . Надеемся, что станем еще более ________________________ и что по окончании урока настроение у всех будет _________________________.

1.Запишите словосочетания , употребляя имена прилагательные в нужной форме.

Весенн(ий) утро каменн(ый) здание

Син(ий) полосы. малинов(ый) варенью

От утренн(ий) лучей в бабушкин(. ) платке

Гигантск(ий) сосен у опасн(ый) обрыва

Золотист(ый) дымом вчерашн(ий) газетой

К заячь(ий) ушам чудесн(ый) погода

2.Распределите прилагательные по разрядам

Великолепный вид, тонкий ствол, январский мороз, березовая роща, серая блузка, твердый наст, заячий хвостик, воробьиный писк, дубовые ветки, низкое солнце

3.Найди «лишнее» прилагательное в каждой строчке

1. Зелёная, тёмная, деревянная, вкусная

2. Книжный, вечерний, мамин, стеклянный

3. Волчий, Машин, учительский, еловый

Составьте и запишите предложения с данными словосочетаниями. Определите разряд прилагательных.

Яркий свет, яркая речь; золотой характер, золотой браслет; свежий хлеб, свежая газета.

Вот и подошел к концу ___________________ урок русского языка. Мы повторили то, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _______________________. Ребята нашего класса были _______________ . Они давали ______________________ ответы. На уроке мы узнали много _________________ и _________________ . Надеемся, что станем еще более ________________________ и что по окончании урока настроение у всех будет _________________________.

Відображення документу є орієнтовним і призначене для ознайомлення із змістом, та може відрізнятися від вигляду завантаженого документу.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Чем отличается блейзер от жакета пиджака
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector