Uspoloassn.su

Модные новинки
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Костюм учащихся в России конца XIX начала XX в в царской России форма учащихся как средних, так и высших учебных заведений, как правило, имела полувоенный

Костюм учащихся в России конца XIX начала XX в в царской России форма учащихся как средних, так и высших учебных заведений, как правило, имела полувоенный

В царской России форма учащихся как средних, так и высших учебных заведений, как правило, имела полувоенный характер. Сходные по фасону, их фуражки, шинели и гимнастерки отличались цветом, кантами, а также пуговицами и эмблемами.

Одежда учащихся средних и низших (общих и специальных) учебных заведений

К средним учебным заведениям относились гимназии (где преподавали древние языки, то есть латинский и греческий, и выпускники которых могли по окончании поступить в университеты), реальные училища (где древних языков не преподавали, но более подробно проходились физико-математические дисциплины и выпускники которых шли в технические высшие учебные заведения) , а также коммерческие училища, в которых преподавали счетоводство, бухгалтерию и другие предметы, дающие возможность выпускникам сразу же идти на работу в торговлю и промышленность или поступать в высшие коммерческие институты.

Форма гимназистов состояла из светло-синей фуражки с тремя белыми кантами и с черным козырьком (особым шиком считалась фуражка мятая, с поломанным козырьком). Эмблема прикреплялась к околышу и представляла собой две серебряные пальмовые ветви, между которыми размещались инициалы города, номер гимназии и буква «Г». Например, 3-я Петербургская гимназия имела следующую монограмму: «СПБ. З.Г.». 5-я Московская гимназия соответственно: «М5.Г.». Номер гимназии всегда находился в центре монограммы, выделялся по высоте и ширине от букв, указывающих город и гимназию. Фуражки гимназисты носили зимой и летом. Зимних шапок гимназисты и учащиеся других учебных заведений не имели. Летом на тулью надевался чехол из коломянки. Зимой, в холода, надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри. Наушники надевались прямо на ухо, как чехол, по низу были соединены черной резинкой. Кроме того, в морозы надевали башлык цвета натуральной верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой.

Каждодневная форма гимназистов состояла из суконной гимнастерки синего цвета (темнее, чем на фуражке) с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясанной черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой, на которой были выгравированы те же буквы и цифры, что и на эмблеме (но без пальмовых ветвей). Гравированные буква и цифры были закрашены черной краской.

Брюки у гимназистов были черные, без канта, ботинки черные, на шнуровке. Летом гимназисты носили коломянковые гимнастерки с серебряными пуговицами. Пуговицы были не пришиты, а прикреплены к гимнастерке специальными медными колечками, чтобы можно было легко их снять при стирке.

Старшеклассники обычно ходили не в гимнастерках, а в куртках со стоячим воротником, как у морского кителя. Под куртку надевали крахмальный воротничок. Застежка была боковая, скрытая, на крючках. Поверх куртки надевался пояс. В некоторых гимназиях гимнастерки и куртки приняты были не синие, а серые, брюки же всегда были черного цвета.

Гимназисты имели также выходную форму — мундир, темно-синий или темно-серый, однобортный, с обшитым серебряным галуном воротником того же цвета, что и мундир. Этот мундир носили и с ремнем и без ремня (вне школы). К мундиру надевали крахмальный воротничок. Шинель была типа офицерской, светло-серая, двубортная, с серебряными пуговицами, петлицы синие, в цвет фуражки, с белым кантом и с пуговицей.

Гимназические шинели были холодные и на вате, со стеганой серой подкладкой из шерстяной саржи. Вместо кашне носили черный суконный нагрудник, как у матросов. Ученикам младших классов разрешался зимой черный каракулевый воротник.

Постоянным атрибутом гимназистов был ранец. Он был из черной кожи, крышка обшита тюленьим мехом серо-зеленого цвета.

Форма реалистов, в общем, была тождественна по фасону и типам костюмов с гимназической; разница была только в цветах. Так, фуражки реалистов были черные, с желто-оранжевым кантом. Эмблема была позолоченная и вместо буквы «Г» на ней значились «РУ» (реальное училище). Шинель реалиста — черная, с позолоченными пуговицами, а петлицы черные, с желто-оранжевым кантом. Черными же были и куртки и гимнастерки. Летом гимнастерки были коломянковые, как у гимназистов. Мундиры у реалистов были черные, с золотым галуном на воротнике; пояс был черный, с позолоченной пряжкой и инициалами «РУ».

Городские школы (четырехклассные училища, находящиеся в ведении городских дум) имели форму, состоящую из черных фуражек с красным кантом и околышем, с черным лакированным козырьком. Эмблема помещалась на околыше и представляла собой позолоченный венок с монограммой «ГУ» (городское училище). Зимой учащиеся ходили в черных косоворотках (застежка на левую сторону) и в черных же брюках. Летом носили коломянковые косоворотки с медными выпуклыми пуговицами без эмблемы. Полагалась им также двубортная шинель (военного покроя) с красными петлицами, но обычно учащиеся — дети бедных родителей, рабочих, мелких служащих — из всей формы носили только фуражки.

Форма коммерческих училищ повторяла форму реальных училищ, с той только разницей, что фуражка имела зеленый кант и околыш, а эмблемой являлся «жезл Меркурия» (эмблема торговли и промышленности). Петлицы на шинелях также были зеленые, а пуговицы, в отличие от пуговиц гимназистов и реалистов, были не гладкие, а тоже с изображением жезла Меркурия. Этот жезл был изображен и на пряжках между буквами «КУ» (коммерческое училище).

^ Форма студентов высших учебных заведений

Студенты университетов носили фуражки специального «университетского» цвета — светло-зеленого со слегка голубоватым оттенком. Околыш фуражки и кант были из голубого сукна. Летом на фуражки натягивали чехол из белого пике.

Каждодневной формой одежды студента университета являлась двубортная тужурка (типа матросского бушлата) с голубыми петлицами, золотыми пуговицами, на которых был изображен двуглавый орел. Эти тужурки были зеленоватые, а летом студенты носили и серые, цвета и фактуры офицерской шинели.

Под тужурку надевалась косоворотка белая, цветная или вышитая (так ходило демократическое студенчество), подпоясанная поясом-шнурком с кистями или узким кожаным затяжным ремнем.

Студенты надевали под тужурку крахмальный стоячий воротник и к нему черный бантик-«бабочку». При стояче-отложном воротничке носили обычный галстук черного цвета.

Брюки шили из диагонали того же зеленого цвета, что и тужурки, узкие, без отворотов, часто на штрипках. Обувь носили черную — ботинки на шнуровке или штиблеты; полуботинок (туфель) не носили.

^ Парадной формой студента университета был сюртук военного образца с высоким стоячим воротником голубого цвета. Сюртук был двубортный, с золотыми пуговицами. По высокому обшлагу шел голубой кант, он шел и по борту и по задним клапанам, на которых были две пуговицы наверху и две внизу.

Читайте так же:
Как правильно одевать водолазку где шов

С левой стороны сюртука имелся маленький кармашек для шпаги, которую полагалось надевать в особо торжественных случаях. Внутри кармашка пришит суконный или замшевый чехол, куда и вставлялась шпага, из карманчика торчала только рукоятка.

Богатые студенты носили сюртук на белой подкладке из шерстяной саржи (как на военных мундирах), отсюда эпитет «белоподкладочник», которым наделяли реакционных студентов. Под сюртук белоподкладочники носили однобортный жилет из такого же материала, как сюртук, с небольшими шалевыми отворотами и двумя нижними карманами. Летом жилет мог быть белым, из пике или ластика; пуговицы на нем были золотые, размера гимнастерочных.

Демократическое студенчество сюртуков почти не носило как из-за дорогивизны материала и шитья, так и потому, чтобы не быть похожими на белоподкладочников.

Шинель студентов университета была из касторового сукна того же зеленоватого цвета, как и форма, с голубыми суконными петлицами фасона офицерской шинели. Зимой под шинель подстегивался черный каракулевый воротник.

Белоподкладочники иногда ходили в «николаевских» шинелях. Это была шинель с пелериной и бобровым воротником. Шинель была двубортная, но не застегивалась, а запахивалась. В то же время студенты часто из всей формы носили только фуражку, особенно характерно это было для десятилетия, предшествующего Октябрю.

Окончившие университет получали право ношения университетского значка, представляющего собой белый ромб, в середине которого находился синий эмалевый крест с удлиненной нижней частью. Вверху на белом ромбе был золотой двуглавый орел. Значки были двух размеров: фрачный — поменьше, его носили в правом лацкане фрака или сюртука, и мундирный — побольше, его носили с правой стороны на груди. После свержения самодержавия некоторое время значки оставались, отламывали только орла.

Форма студентов технических институтов, будучи в своей основе единообразной, все же различалась цветом, кантами, вензелями на контрпогонах, значками (эмблемами) на фуражке и пуговицами; каждый институт в мелочах отличался от другого.

В отличие от университетской формы, тождественной для всех университетов, фуражки студентов институтов имели черный или темно-зеленый бархатный околыш, темно-зеленую тулью и три канта цвета, присвоенного данному институту.

^ Тужурки и брюки студентов институтов были такого же покроя, как и тужурки университетских студентов. Цвет их был большей частью черный, но были и исключения: студенты, например, института путей сообщения имели тужурки и брюки зеленоватого цвета. Воротники тужурок были черные или темно-зеленые, в зависимости от института. На бархатных воротниках петлиц не носили, а только эмблемы на нижних уголках воротника.

Вместо бархатных воротников студенты некоторых институтов носили бархатные петлицы с кантом цвета, присвоенного институту, и с эмблемой, помещенной в петлице. Воротники были обшиты кантом. На институтской тужурке носили контрпогоны, представляющие собой почти квадрат из бархата, обшитого со всех сторон кантом с позолоченным или посеребренным вензелем-инициалом того царя, имя которого носил институт. Вензель и пуговицы всегда были одного цвета (золотые или серебряные).

Сюртук студентов института имел вид чиновничьего сюртука. Он был открытый, с отворотами, носился обязательно с крахмальным воротничком, черным галстуком (бантиком) и крахмальными манжетами; сзади были прорезные вертикальные карманы, поверху и низу которых было по пуговице; на обшлагах были две маленькие пуговицы того же чекана (рисунка), что и большие.

Шинели были того же фасона, что и у студентов университета, но черные. Бархатных воротников на шинелях не носили, были только петлицы. Эмблема и чекан на пуговицах институтской шинели были тождественны.

Помимо высших учебных заведений существовали так называемые привилегированные учебные заведения. Это были одновременно и средние и высшие учебные заведения, являющиеся интернатами. Учились в них лишь дети аристократии и верхов военной и гражданской бюрократии. Окончившие эти учебные заведения, как правило, могли рассчитывать на быструю и легкую военную или гражданскую карьеру.

К этим заведениям относились: Пажеский корпус, выпускавший офицеров для гвардии; Александровский лицей, выпускающий чиновников для ведомств министерств иностранных дел, внутренних дел и императорского двора, а также училище правоведения, выпускавшее своих воспитанников для органов юстиции.

Формы лицеистов и правоведов были почти тождественны — отличались только цветом кантов и эмблемами. Головным убором у лицеистов была черная фуражка с красным кантом по тулье и красным околышем; у правоведов, соответственно, вместо красного цвета был зеленый.

Каждодневной формой были тужурки и брюки с кантом. На тужурке петлицы в цвет канта и околыша. Шинели были черные, с петлицами. Зимой лицеисты и правоведы (старших классов) ходили в «николаевских» черных шинелях с пелеринами и с бобровыми воротниками. Обязательно носили белые замшевые перчатки, а также шпагу. Парадный мундир их был однобортным с очень высоким воротником и обшлагами красного или зеленого цвета. По воротнику шло шитье. На обшлагах пуговицы размещались горизонтально по верху обшлага. Парадным головным убором лицеистов и правоведов была черная фетровая двууголка. При парадной форме правоведы и лицеисты носили вместо ботинок лаковые штиблеты на резинке.

Шинель

(иск. Франц.) — форменное пальто особого покроя со складкой на спине и хлястиком, распространившееся во второй половине 19 в..

ШИНЕЛЬ — форменная верхняя одежда военнослужащих. В русской армии с 1802.. ..

Бери шинель, пошли домой. Разг. 1. Приглашение, предложение пойти домой. 2. Просьба или приказ оставить все дела. /em> Название и рефрен песни (сл. Б. Окуджавы, муз. В. Левашова) из кинофильма «От зари до зари» («Мосфильм», 1975 г.). Дядечко 1, 51.. ..

Пальто, шинелька, милиционер, скатка, шинелишка. ..

Форменная верхняя одежда военнослужащих. В русской армии с 1802.. ..

Ж. Плащ с рукавами и круглым, вислым воротом. Шинелевая подкладка. Шинельный покрой. Фризовая шинелишка. Зачем приказный женится. Шинели нет.. ..

1. Ж.Форменное пальто особого покроя со складкой на спине и хлястиком (у военных, учащихся, некоторых категорий служащих и т.п.).2. Ж. Устар.Верхнее мужское платье с широким — до талии — воротником в виде пелерины.. ..

ШИНЕ́ЛЬ -и. Ж. [от франц. Chenille]. ..

-и, ж. 1. Форменное пальто со складкой на спине и хлястиком. Офицерская ш. Ш. Железнодорожника. Серые шинели (перен. О солдатах. Устар.). 2. В России во 2-й половине 19 в. Мужское пальто свободного покроя с меховым воротником и пелериной (так наз. “николаевская ш.”). II уменьш. Шинелька, -и, ж. II унич. Шине-лишка, -и, ж. (I прил. Шинельный, -ая, -ое. Шинельное сукно.. ..

Читайте так же:
Волшебные предметы сказки сивка бурка

Шинели, мн. И (шинеля простореч.), ж. Форменное военное пальто со складкой на спине и хлястиком. Серая шинель. Солдатская шинель. Кавалерийская шинель. (длинная, с большим разрезом). Красноармейская шинель. || Форменное гражданское пальто (устар.). Николаевская шинель. (с широким, до талии, воротником в виде пелерины). Бобровая шинель. Гимназическая шинель.. ..

Заимствование из французского, где chenille – «утренний костюм».. ..

Заим. В XVIII в. Из франц. Яз., в котором chenille — «утренний костюм» &LT. «гусеница» (от лат. Canicula «маленькая собачка», суф. Производного от canis — «собака». Одежда названа по «гусеничной» форме нашивки галунов или тесьмы.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Французское – chenille (утренний костюм).. ..

Шине́ль ж., род. П. -и (например, у Гоголя), укр. Шене́ля – то же. Из франц. Chenille «мужской утренний костюм». См. Маценауэр 323. •• [Отмечено с 60-х гг. XVIII в. В знач. «домашняя утренняя одежда». У Фонвизина – уже «выходная (дорогая) одежда». См. Подробно Черных, «Вестник МГУ», No 4, 1959, стр. 156 и сл. – Т.]Этимологический словарь русского языка. — М. Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973. ..

текстильная ткань, выработанная из чистошерстяной пряжи или в сочетании ее с др. Волокнами. При раскопках поселений древних людей во всех обитаемых частях света находили остатки шерстяных тканей. Кустарное производство шерстяной ткани — сукон — было развито еще в Древнем Египте, Вавилоне. Изделия из шерсти были обычной одеждой в Индии до VI в. До н. Э. На высоком уровне было изготовление шерстяных тканей в Китае. Геродот упоминает о белых шерстяных плащах, которые надевали поверх льняной одежды..

хлопчатобумажная платьевая ткань демисезонной подгруппы, имитирующая шерстяную. Вырабатывается из однониточной кардной пряжи выше средней толщины креповым переплетением (поэтому имеет шероховатую поверхность). Выпускают Ш. Гладкокрашеной и набивной, она предназначается для пошива женского и детского платья.. ..

разновидность европейского пальто с пелериной в россии. Верхнее мужское платье с широким, до талии воротником в виде пелерины, — пользовалось популярностью в первой половине 19 в.. ..

Военная шинель

image_pdfimage_print

В истории отечественной униформы император ПавелI навсегда остался как правитель, при котором начала массово вводиться в употребление, пожалуй, наиболее практичная вещь солдатского гардероба — шинель. С 1797года она заменяла епанчу, носившуюся нашими воинами со времён ПетраI, но совершенно не отвечавшую условиям походной жизни.

По поводу происхождения слова существуют разные версии. Встречается точка зрения, что оно произошло от прусского термина, обозначавшего «покрышку из грубого сукна для охотничьих собак». Утверждается, что «издевательски циничная мысль присвоить новой одежде русских солдат существовавшее название собачьей попонки»1 пришла в голову одному из прусских военных, окружавших Павла I.

Данная точка зрения не кажется убедительной. Она базируется на застарелом взгляде на Павла I, как на самодура, ненавидевшего всё русское. В действительности, и это подтверждают многие исследования, подобное утверждение, основанное преимущественно на воспоминаниях заговорщиков-убийц, не имеет под собой серьёзных оснований2. Шинель, как таковая, появилась в войсках в качестве верхней одежды ещё до ПавлаI. Так, в 1763году нестроевым чинам пехоты полагалось фирменное пальто с отложным воротником, рукавами и десятью пуговицами, сшитое из василькового сукна. Хотя оно ещё и называлось епанчой (поскольку строевые чины русской пехоты носили именно суконные епанчи — род широкого плаща), нас это не должно смущать: введённый 13 октября 1765 года для егерей точно такой же вид верхней одежды уже назывался шинелью. Единственное отличие заключалось в цвете. Егерская шинель шилась из зелёного сукна3.

Куда как более вероятными кажутся французские корни этого слова: chenille — утренняя одежда4. Трудно сказать, почему в русском языке слово приобрело столь далёкое от оригинала значение. Впрочем, этимология знает примеры и более невероятных метаморфоз.

Павловская солдатская шинель первоначально шилась из белого сукна, имела отложной воротник и рукава с отворотами, на груди застёгивалась на шесть обтяжных пуговиц. В 1799 году был утверждён тёмно-зелёный цвет шинельного сукна, а застегивать шинель стали не на пуговицы, а на крючки и петли. Этот вид одежды следовало носить в холодную и дождливую погоду. В Санкт-Петербургском гарнизоне воин имел право надевать шинель только в январе и феврале. Тёмно-зелёная офицерская шинель имела шесть пуговиц и два воротника — невысокий стоячий и длинный отложной5. После 1864 года ею полагалось пользоваться только вне строя6. В память о НиколаеI её называли «николаевской».

С начала царствования АлександраI шинель становится одним из самых необходимых предметов солдатского гардероба. Её носили почти всегда. Летом, надетая на исподнюю рубаху, она становилась основным предметом повседневной, полевой, караульной и походной формы, зимой — расстегнув хлястик, солдат мог надеть её поверх всей амуниции, а то и (в сильной мороз) полушубка.

Шинель шилась из грубого некрашеного сукна различных оттенков серовато-рыжеватого цвета. Главным условием являлось соблюдение единого оттенка в полку. До 1858 года принципиальных трансформаций солдатская шинель не претерпела. Затем были внесены изменения: шинель получила вертикально прорезанные карманы на боках, отложной воротник, на который нашивались цветные клапаны. В подобном виде солдатская шинель существовала до 1917 года. Отметим лишь, что в военное время полагалось нашивать пуговицы защитного цвета или не нашивать их вообще. С 31 августа 1914 года нижние чины тыловых и вспомогательных частей носили шинели без цветных клапанов на воротниках. Разумеется, в окопах Первой мировой войны встречались все разновидности российской солдатской шинели7.

Из некрашеного сукна шились не только солдатские, но и офицерские шинели. Подбитые мехом, ватой и клеёнкой, зачастую имевшие обшитые мехом воротники, они, несомненно, согревали хозяина лучше солдатских, но офицеры свои шинели не любили, предпочитая в полевых условиях введённые в 1809 году сюртуки8 из тёмно-зелёного сукна на красной суконной подкладке. Сюртуки также подбивали ватой, мехом и т.д.9

В 1854 году была принята походная офицерская шинель, шившаяся по образцу шинелей для нижних чинов. Именно для ношения на этой шинели офицеры получили галунные погоны. А вот шарф и офицерский знак на ней носить запрещалось. Для ношения под шинелью полусабли у левого кармана делался продольный разрез, а для удобства езды верхом — разрезная шлица сзади, застёгивавшаяся на пуговицы. Из наград на походных шинелях разрешалось носить только георгиевские.

Читайте так же:
Как связать горловину джемпера снизу

20 мая 1855 года походные шинели заменили плащи или плащи-пальто10. Они были двубортными, из серого сукна, с отложным воротником, с горизонтально прорезанными карманами, имели по 6 пуговиц на каждый борт. Зимой разрешалось пристёгивать воротник из чёрной смушки. Генеральское пальто имело цветную подкладку и выпушку вокруг воротника, по бортам, обшлагам, карманным клапанам и хлястику на спине. Это пальто без значимых изменений существовало до 1917 года. Впрочем, для использования в полевых условиях офицеры часто изготавливали шинели солдатского покроя из солдатского же сукна.

Шинель являлась одним из первых четырёх образцов обмундирования, введённых в 1919 году, хотя в приказе РВСР от 8апреля 1919 года № 628 её назвали кафтаном. Кавалерийская шинель была длиннее пехотной, имела разрезную шлицу сзади, флотская сохранила традиционный чёрный цвет. В 1924году была принята на снабжение однобортная пехотная и кавалерийская шинель, покрой которой в дальнейшем оставался неизменным11.

Для всех родов войск шинель изготовлялась из серого шинельного сукна на бязевой подкладке до талии, состояла из двух пол, спинки, воротника и рукавов. К левому борту от талии до верха пристрачивался суконный подборт, застёгивалась слева направо на четыре пары металлических крючков и петель. Спинка — цельная с двойной складкой посередине, по талии — съёмный хлястик на двух пуговицах. Сзади имелась разрезная шлица. Воротник был отложной, на него нашивались петлицы по роду войск.

В 1935 году вновь была введена специальная двубортная шинель для командного и начальствующего состава (приказ НКО СССР № 176 от 3 декабря 1935 г.). Не считая некоторых деталей, её наиболее важным внешним отличием от шинелей младшего командного и рядового состава было наличие двух рядов форменных пуговиц на груди — тогда по 4 штуки в ряду. В войсках НКВД, как минимум с 15 июля 1937 года, такие шинели имели застёжку борта на 6 пуговиц. В целом же покрой шинелей командного и начальствующего состава очень напоминал покрой дореволюционного офицерского пальто. Шинели младшего командного и рядового состава застегивались на крючки и петли. Естественно, различалось и качество ткани: шинели командного и начальствующего состава шились из драпа или шинельного сукна тёмно-серого цвета (у танкистов — стального), солдатские — из более худшего сукна бледно-серого цвета. Парадные генеральские шинели образца 1940 года (приказ НКО СССР № 212 от 13 июля 1940 г.), как и последующих образцов, шились из драп-кастора стального цвета, повседневные — из мериносового шинельного драпа тёмно-серого цвета12.

В таких шинелях наши солдаты встретили Великую Отечественную войну. Правда, разрешалось носить и однобортные шинели образца 1926 года13. Это была фактически знакомая нам шинель образца 1924 года, у которой воротник и обшлага впредь полагалось шить не из тёмно-серого сукна, как прежде, а из материала цвета шинели.

Следует сказать, что в годы Великой Отечественной войны использовалось множество моделей шинелей, вплоть до дореволюционных образцов. Даже солдатская шинель образца 1935 года шилась, как минимум, из пяти разновидностей сукна: три сорта отечественных и два — импортных. При этом каждый вид ткани имел много вариантов. Солдатская шинель была цвета некрашеного сукна. К концу войны в верхней одежде советских воинов появился некоторый цветовой разнобой: наряду с бледно-серыми всё чаще встречались шинели коричневого оттенка и даже цвета хаки.

С 1943 года на двубортных шинелях высшего, старшего и среднего командного состава стали пришивать по 6 пуговиц на борт. Шинели младшего командного и рядового состава по-прежнему застёгиваются на крючки. Солдатскую шинель украсят декоративные пуговицы (5 штук в один ряд) только в 1969 году. Около того же времени цвет её сукна окончательно приобретёт коричневый, так называемый брежневский оттенок14. Около 1955года офицерские парадные шинели будут шиться из материала стального цвета. С этого времени и до 1994 года цвет шинелей был у высшего, старшего и младшего офицерского состава, а также прапорщиков — стальной (парадная) и тёмно-серый (повседневная форма); у сержантского и рядового состава — тёмно-серый с коричневым оттенком.

Указом Президента Российской Федерации от 23мая 1994года №1010 вводится единый образец зимнего шерстяного пальто. Подобно кафтану образца 1919года, эта одежда для всех категорий военнослужащих практически одинакова и имеет подкладку с шерстяным утеплителем. Отличия заключаются в некоторых деталях (например, съёмный воротник для пальто высших офицеров изготавливается из натурального каракуля, для старшего и младшего офицерского состава — из овчины, для прапорщиков — из искусственного меха15. Практически без изменений это пальто существует и сегодня.

Уместно сказать, что согласно приказу ФСБ РФ от 31марта 2008года №130 шинель военнослужащих соответствующих структур поменяла цвет, став иссиня-чёрной. То, что сегодня её называют пальто, не должно смущать — шинель образца 1919года тоже называлась кафтаном. Двубортные шинели стали особой формой одежды почётного караула и сводных военных оркестров Московского и Санкт-Петербургского гарнизонов.

В обиходном сознании шинель настолько привычная часть воинского одеяния, что фраза «надеть шинель» (не китель, гимнастёрку или ещё что-то, а именно шинель) фактически означает «быть призванным в ряды Вооружённых сил».

В связи с этим у читателя может возникнуть вопрос, а всем ли мобилизованным этих самых шинелей хватало? Судите сами. За годы войны на обеспечение войск пошло более 38млн шинелей. Кроме того, в течение войны, включая и текущую починку в войсках, было отремонтировано 17млн 179тыс. шинелей. В результате расход шинелей в год на одного человека составил 0,95 против 1,16 в Первую мировую войну.

В заключение скажем пару слов о шинельной скатке. Нередко солдаты, даже идя в атаку, не снимали её. Причина в том, что на рубеже XVIII—XIX вв. несколько слоёв сукна могли спасти от рубящего удара палашом или саблей или ослабить, а то и задержать колющий удар штыком. В шинельной скатке через плечо шёл в атаку и наш красноармеец периода Великой Отечественной войны, хотя, пусть и свёрнутая в несколько слоёв, шинельная ткань все равно пробивается и пулей, и осколками снарядов. При этом скатка стесняет движения, затрудняет дыхание, она относительно тяжела, в ней жарко. Так почему же её использовали?

Читайте так же:
Слоганы для рекламы джинсов

Отнюдь не претендуя на исчерпывающий ответ, заметим следующее. Проверено и на себе, и подтверждается личными впечатлениями многих участников групп исторической реконструкции, что надетая через левое плечо шинельная скатка вселяла в солдата ощущение законченности одеяния, придавала уверенности, создавала чувство защищённости. Так что в годы Великой Отечественной войны шинельная скатка являлась уже чисто психологическим фактором.

1 Юрьев С.Ф. С чем в бой ходили и что на себе носили. (Словарь-справочник по отечественному формоведению) / Под общей редакцией А. Григорьева. М., 1995. С. 100.

2 Валькович Александр . На прусско-гатчинский манер. Свет и тени Павловских реформ в Гвардии // Родина. 2000. № 11. С.65—71.

3 Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Т. 4. М., 2009. С. 52, 62.

4 Буровик К.А. родословная вещей. М., 1991. С. 224.

5 Не считая деталей (например, изменение длины отложного воротника), этот силуэт офицерская парадно-повседневная шинель сохраняла до 1917 года.

6 Глинка В.М. Русский военный костюм XVIII — начала XXвека. Альбом. Л., 1988. С. 74.

7 Аранович А.В. Русский военный костюм 1907—1917: Учебное пособие. СПб., 2005. С. 40.

8 Их не следует путать с сюртуками эпохи Екатерины II, от которых некоторые исследователи ведут происхождение самой шинели.

9 Ульянов И.Э. Регулярная пехота 1801—1855 / История Российских войск. М., 1996. С. 57.

10 Ульянов И.Э. Указ. соч. С. 55; Глинка В.М. Указ. соч. С.72—74 и др.

11 Харитонов О.В. Форма одежды и знаки различия Красной и Советской Армии (1918—1945 гг.). Л., 1960. Репринт. изд. М., 1993. С. 7—15.

12 Степанов А. Генералы Красной Армии. 1940—1943. (Часть2) // Цейхгауз. №5(1/1996). С. 38—42.

13 Они были установлены приказом РВС СССР от 18 декабря 1926 г. № 733, а чуть позже приказом № 272 эти шинели были введены и для войск ОГПУ.

14 Военная одежда Вооруженных Сил СССР и России (1917—1990-е годы). М., 1999. С. 252.

Какие бывают шинельные ткани?

Для пошива шинелей используются суконные ткани, которые производятся из пушистой нити, получаемой из коротковолокнистой шерсти. В процессе изготовления сукно подвергается увалке, в результате которой ткань усаживается в двух направлениях: по длине и, особенно, по ширине, а ее толщина увеличивается. Одновременно происходит «заваливание» поверхности ткани при котором свалявшиеся между собой волокна закрывают рисунок полотна. Именно от валки напрямую зависит качество ткани, а также определяются следующие ее параметры:

  • плотность;
  • прочность, в том числе и в носке;
  • ремнистость;
  • ровнота застила войлокообразного и его полнота;
  • отсутствие эффекта дряблости или рыхлости материала.

Шинельное шерстяное сукно должно иметь повышенный вес, в среднем этот показатель составляет от 650 до 800 г/м². Данная ткань должна иметь и сохранять свой внешний вид даже после намокания, обладать хорошими или отличными теплозащитными характеристиками, прежде всего за счет свой толщины, не быть подверженной смятию и противостоять истиранию в результате носки.

Виды шинельных тканей

Шьют шинели из следующих видов шерстяных тканей:

  • сукна;
  • драпа;
  • драп-кастора.

Драп-кастор

Это самая качественная ткань, для ее производства используется шерсть мериноса из которой производится суконная пряжа, тонкость которой соответствует №№ 15-16. У драп-кастора переплетение нитей двуслойное, с последующей особо тщательной увалкой, обеспечивающее особую плотность материалу. Но несмотря на свою плотность, этот вид драпа отличается особой мягкостью со способностью к формированию красивой и устойчивой складки в готовом изделии.

Драп-кастор – ткань для пошива генеральских парадных шинелей. Довольно сложен в работе и требует высокого мастерства швей – относится к так называемым «трудным тканям», которые требуют усилий мастеров, особенно при выполнении таких операций как утюжка швов, усадка материала. При разглаживании изделия требуется особая внимательность во избегание подпала ткани утюгом. Но итог таких усилий дает превосходный эффект в виде идеально сидящей по фигуре шинели, с идеальными и точными линиями, способностью сохранения своей формы в процессе носки.

Производится драп-кастор стального цвета под артикулом № 1130, плотность его составляет 725 г/ м², а ширина вместе с кромками – 138 см.

Драп мериносовый

Этот вид шерстяной ткани производится из пряжи мериноса №№ 11 и 12. Имеет двуслойное плетение при хорошей увалке поверхности полотна, основной цвет ткани – темно-серый. Для драпа мериносового недопустимой является рыхлость структуры и пушистость готовой ткани, чтобы исключить утрачивание первоначальной формы изделия за счет появления эффекта взлохмаченной поверхности полотна. В сравнении с драп-кастором, драп мериносовый значительно проще в работе: без опаски можно подвергать утюжке и легче выполняются швы.

Драп мериносовый – темно-серая ткань из которой шьют шинели генералов и старших офицеров для повседневной носки. Ширина полотна с кромкой ткани составляет 138 см, с плотностью 730 г/ м² и производится под артикулом 104.

Драп шинельный полугрубый

Этот вид ткани производится из шерсти, относящейся к полугрубой категории сырья с добавлением утильной (искусственной) шерсти, в некоторых артикулах допускается также наличие в составе хлопка. Имеет двуличное переплетение, с преимущественным выходом одного утка на лицевую сторону полотна ткани, а другого – на изнаночную. Полугрубый шинельный драп неоднороден по своему качеству, которое определяется такими факторами: качеством пряжи, валкой и плотностью нитей. Ткань не отличается особой мягкостью, но хорошо выдерживает носку и имеет вполне удовлетворительный внешний вид.

Из-за наличия в составе ткани волокон растительного происхождения и довольно большой плотности материала, пошив изделий из шинельного полугрубого драпа сопряжен с некоторыми сложностями. Особенно сложно выполнять влажную обработку ткани и утюжку. Основное назначение данного вида ткани – пошив шинелей для младшего и старшего офицерского состава. Производится драп шинельный полугрубый под артикулом 224 с шириной полотна 139 см, плотность материала составляет 790 г/ м². Предельно допустимая норма содержания растительных примесей в составе сырья для производства ткани не должно превышать 15%.

Сукно полугрубое

Ткань темно-серого цвета, которая по основным качествам и по внешнему виду схожа с полугрубым шинельным драпом. Ширина полотна составляет 139 см и используется также для пошива шинелей для офицеров старшего и младшего составов. Главное отличие – способ производств ткани. Вместо двуличного – используется полотняное плетение с более значительной и тщательной увалкой.

Сукно шинельное из грубой шерсти

Производится из шерстяной пряжи №№ 4,5-5,0. Смеска состоит из натуральной грубой шерсти, производственных обратов, утильной шерсти и хлопка. Получение качественного шерстяного полотна ткани обеспечивается хорошей увалкой и плотной выработкой. Дополнительно должен подстригаться верхний слой лицевой стороны. В производстве данного вида сукна может применяться два вида плетения: саржевое или полотняное. Саржевое плетение более плотное, ремнистое на ощупь, а полотняное – более рыхлое. Также ткань, полученная с помощью саржевого плетения легче в работе, а по качеству и тепловым характеристикам, стойкости при носке – предпочтительнее ткань с полотняным плетением.

Читайте так же:
Венец маховика юджин 1080

Сукно из грубой шерсти идет на пошив шинелей курсантов военных училищ и офицеров младшего состава. Артикул Х-10, плотность – 745-760 г/ м², ширина – 139 см. Примесь хлопка в составе – 15 %.

В случае, если для пошива шинелей используется импортные материалы, то для этого предназначены два вида тканей:

1. Сукно АМ-6, цвета хаки для шинелей, шириной -144-147 см, в производстве которого используются грубая или полугрубая шерсть. В сравнении с отечественным сукном Х-10, АМ-6 тоньше и менее стойкое – поэтому потребуется более плотный слой прокладки, при этом носкость изделия из этого вида сукна можно обозначить как удовлетворительную.
2. Драп АМ-41, серый, с шириной полотна 140-148 см. Производится из смесок шерсти, в составе которых до 40% объема составляет шерсть утильная и 30% обрат. Этот вид драпа отличается рыхлой структурой, которая не представляет проблем в процессе пошива изделий, но сказывается в носке: ткань истирается достаточно быстро и взлохмачивается. Чтобы добиться большей уплотненности материала и соответственно увеличения срока носки, используется промежуточная и окончательная утюжка изделий, в процессе их изготовления.

Сукна: гимнастерочные, мундирные, шароварные

Это плотная, хорошо уваленная, ремнистая и стойкая к растяжениям ткань, а поверхность чистая и не поддается взлохмачиванию. В отличие от шинельных тканей, сукна более тонкие, вес одного квадратного метра полотна составляет около 450-500 г.

В зависимости от внешнего вида лицевой поверхности ткани, сукна могут быть: ворсовыми и безворсными.

Производство ворсового сукна ведется из качественной шерсти, а готовое полотно имеет гладкую и ровную поверхность с блеском, эффект которого особенно проявляется на изгибах ткани. В процессе изготовления сукна, ткань подвергается сначала ворсовке, а затем стрижке ворса с последующей его тщательной запрессовкой. При пошиве изделий из ворсового сукна важно следить за направлением ворса: правильно – сверху-вниз. Сукна безворсовые специально начесу ворса не подвергают, а их лицевую поверхность образуют равномерно свалявшиеся шерстяные волокна.

Этот вид суконных тканей делится на четыре типа, в зависимости от качества и сырьевых смесок сырья и тонины пряжи:

  • сукно-кастор мундирное;
  • сукно тонкое мериносовое;
  • сукно полугрубое;
  • сукно тонкое и полугрубое, смешанное.

Сукно-кастор мундирное

Ворсовая и безворсовая ткань производится из тонкой шерстяной пряжи, с хорошей увалкой и атласным застилом лицевой стороны. В целях получения большей плотности и прочности сукна может использоваться и нить тонкой крученной пряжи.

Вследствие большой плотности материала, а также стойкости к растяжению ткань представляет некоторую сложность при пошиве и довольно тяжело поддается обработке. Особая осторожность требуется при отделочных работах и выполнении швов. Например, сукно может легко повреждаться в случае если используются иглы большего, чем необходимо, размера или частой строчки. Сукно-кастор мундирное представлено артикулом 1205, являющимся опытной разработкой, цвет – «морская волна».

Сукно тонкое мериносовое

Для его производства используется суконная пряжа со средней тониной. Способ переплетения – полотняный, с хорошей увалкой. От сукна-кастор мундирного его отличает большая мягкость ткани, достигаемая за счет использования нитей среднетонкой шерсти. Вырабатывается сукно тонкое мериносовое – безворсным. Пошив изделий из него довольно легкий, также ткань хорошо обрабатывается влажным способом.

Сукно полугрубое из метисной шерсти

Для его производства применяются более толстые виды пряжи, но с меньшей плотностью, например, в сравнении с сукном-кастор или тонкого мериносового. Обладает меньшей мягкостью, в отличии от тонкого мериносового сукна, но способно хорошо держать форму, прочно в носке.

Все виды суконных шерстяных тканей (сукно-кастор, тонкое мериносовое, полугрубое из метисной шерсти) прежде всего идут на пошив мундиров, а также брюк и бридж к ним.

Сукно тонкое и полугрубое, смешанное

В производстве пряжи для данного вида ткани применяется хлопок, его доля достигает 40%. Ткань очень сильно сминается и обладает меньшей податливостью в обработке, особенно при утюжке, но выполнение швов не представляет никаких сложностей. Идет на пошив шаровар и гимнастерок.

Сукно тонкое смешанное с шириной полотна 139 см производится под артикулом № Б 102/50. А сукно полугрубое смешанное, шириной 138 см – под артикулом №112. Для него используются нити метисной шерсти с хлопком, доля которого составляет 35%.

Приборные сукна

Для околышей головных уборов, кантов, лампас, петлиц используются приборные виды сукна. В целях сохранения однородности окраски и цвета, а также для большей прочности к свету, в производстве данных видов сукон используются и только пряжа с шерстяными нитями. Кроме того, приборные сукна должны соответствовать некоторым требованиям:

  • поверхность ткани должна быть ровной и обладать стойкостью к трению, чтобы не взлохмачивать кант при носке;
  • быть достаточно тонким, так как вшивание кантов и других элементов одежды не должно образовывать толстых и грубых швов.

Наличие различных утолщений на нитях, узелков и иных мелких пороков на данных видах тканей, существенно понижают их качество. Для производства приборных сукон используются два вида шерсти: мериносовая – для получения тонких тканей, и метисная – для полугрубых.

Сукно лампасное имеет артикул 1039, производится из мериносовой шерсти и является самым качественным видом приборного сукна. Бывает исключительно повышенной плотности и ворсовым.

Сукно приборное мериносовое из тонкой шерстяной пряжи, с полотняным переплетением нитей. Артикул ткани № 106, плотность – 252 г/ м².

Сукно приборное полугрубое, артикул № 114, плотностью материала 414 г/ м², ширина полотна 138 см. По мягкости ткани, а также тонине, значительно уступает приборному мериносовому сукну.

Важно учитывать, что все приборные сукна до пошивки обязательно должны пройти усадку, в виде тщательной утюжки ткани, цель которой – исключить вероятность появления искривлений канта в готовом изделии.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector