Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Раскрой ткани

ПОДГОТОВКА ТКАНИ К РАСКРОЮ И РАСКРОЙ.

Ткань представляет собой переплетение долевых нитей (основных), идущих вдоль кромки, и поперечных (уточных). Направление нити в ткани можно определить по растяжению и по звуку: по долевой нити ткань труднее поддается растяжению, а при подергивании ткани по долевой нити звук будет более отчетливый, по поперечной — приглушенный.

Рисунков ткацких переплетений очень много, но основных три: полотняное, сатиновое (атласное) и саржевое.

В полотняном переплетении нити основы чередуются с нитями утка, поэтому поверхность ткани гладкая, матовая, одинаковая с лицевой и изнаночной стороны.

В набивных тканях полотняного переплетения лицевая сторона определяется по яркости и четкости рисунка, а в гладкокрашеных — по качеству обработки (на лицевой стороне меньше узелков и ворсинок). Полотняным переплетением вырабатываются: большинство хлопчатобумажных тканей — ситец, бязь, бельевые и некоторые плательные ткани; льняные ткани — полотно, прокладочные; многие виды шелковых тканей — крепдешин, крепжоржет, полотно и др.; некоторые шерстяные плательные и костюмные ткани.

В сатиновом (атласном) переплетении лицевая сторона ткани в отличие от изнаночной — гладкая, блестящая. Блеск образуется в результате того, что одна нить утка перекрывает 4-8 нитей основы. Если же одна нить основы перекрывает несколько нитей утка, то такое переплетение называется атласным.

Сатиновым переплетением вырабатываются такие ткани, как сатин, атлас, креп-сатин, подкладочные и некоторые другие.

В саржевом переплетении на ткани образуются рубчики в виде диагональных полос, идущих от одной кромки к другой. На лицевой стороне ткани диагональные полосы направлены снизу вверх направо. Саржевым переплетением вырабатываются: хлопчатобумажные ткани — бумазея, трико, саржа, бумажный кашемир и др.; шерстяные — кашемир, бостон, габардин и др.: шелковые — подкладочные, ряд плательных, плащевые.

При раскрое необходимо учитывать свойства ткани: скользящую сколоть булавками, а если она сыпучая — увеличить припуск на швы и запасы и обязательно обметать срезы — обрезные края деталей. Из мнущихся тканей и тканей с рыхлым переплетением нитей не рекомендуется шить сильно прилегающие изделия. Изделия из тканей повышенной растяжимости следует делать на подкладке.

Чтобы готовое изделие сохранило свой размер и не деформировалось при носке, ткань перед раскроем необходимо декатировать, т.е. обработать водяным паром. Для этого хлопчатобумажную ткань намочить в небольшом количестве теплой воды с добавлением уксуса или соли, не отжимая, просушить и проутюжить с изнаночной стороны; льняную ткань ненадолго замочить в горячей воде, просушить и проутюжить с лицевой стороны; ткань из искусственного волокна намочить в чуть теплой воде с добавлением уксуса, слегка отжать и закатать в сухую простыню, а затем еще влажную проутюжить с изнанки; шерстяную или шелковую ткань туго закатать во влажную, хорошо отжатую простыню и оставить в таком положении из 5-8 часов или подержать ткань над горячим паром, а потом отутюжить с изнаночной стороны горячим утюгом через проутюжильник.

Во всех перечисленных случаях любую ткань утюжить только по долевой нити. После декатировки ткань должна полностью просохнуть. Очень тонкие ткани можно отутюжить горячим утюгом через увлажненный проутюжильник, предварительно не увлажняя их.

У обрезного края ткани, предназначенной для пошива изделия, выдернуть поперечную нить (уточную) и по ней выровнять край. Если ткань перекошена, увлажнить ее и потянуть в нужном направлении, а затем отутюжить по долевой нити.

Расход ткани на изделие зависит от модели и размера фигуры. Чем сложнее модель, тем больше расход ткани. К сложным элементам модели относятся широкие юбки, рукава покроя реглан и цельнокроеные, драпировки, фигурные подрезы, рельефы, кокетки, воротники, карманы, бейки, воланы, оборки, жабо, кокилье и др. Необходимо учитывать ширину ткани, направление ворса и рисунка, так как на подгонку рисунка потребуется дополнительная ткань по длине, независимо от ее ширины, а от волокнистого состава ткани зависит процент усадки (главным образом по долевой нити), составляющий в среднем для: хлопчатобумажной ткани 3-5%, шерстяной и полушерстяной 3-4%, натурального шелка 2-3%, искусственного шелка 4-8%, штапельной ткани 4-6%. Синтетические ткани практически не дают усадки.

Чтобы определить расход ткани, на листе бумаги отметить ее ширину и разложить детали выкройки изделия, учитывая направление долевой нити, указанное на деталях, припуски на швы и запасы, подгонку рисунка и усадку ткани.

Для раскроя ткань сложить вдвое по поперечной нити (по утку) или по долевой (основе) лицевой стороной внутрь в зависимости от ширины ткани и особенностей модели, подгоняя рисунок. Сначала разместить крупные детали выкройки (спинку, полочку и др.), а затем между ними — мелкие, строго следя за совпадением направления долевой нити на ткани и на деталях выкройки . Это важно потому, что, как уже отмечалось, ткань по долевой нити значительно меньше растягивается во время носки, дает меньшую усадку при стирке, химчистке и утюжке, чем по поперечной нити. Направление долевой нити на деталях меняется в зависимости от модели — они могут быть выкроены и по поперечной, косой нити. Разложив детали, проверить линейкой или сантиметровой лентой правильность раскладки деталей выкройки по долевой нити.

Читайте так же:
Сколько надо носить воротник собаке после кастрации

На гладкокрашеных тканях или с нечетко выраженным рисунком для экономного раскроя детали выкройки можно раскладывать в разных направлениях, соблюдая направление долевой нити и расстояние для припусков на швы. На остальных же тканях детали расположить верхним срезом в одном направлении (кроме обтачек). На ворсовых тканях или с четко выраженным односторонним рисунком, асимметричной клеткой или полоской отметить на изнаночной стороне меловой стрелкой направление рисунка или ворса и проследить, чтобы оно не нарушалось при раскладывании деталей выкройки. В готовых изделиях из фланели, байки, хлопчатобумажной замши ворс должен быть направлен сверху вниз, чтобы при носке сохранялась гладкая поверхность ткани, а в изделиях из бархата, панбархата, вельвета — снизу вверх, чтобы цвет ткани был более сочным. Обнаруженные дефекты ткани также отметить мелом и разместить детали так, чтобы дефект оказался не на видном месте изделия или участок ткани с дефектом не попал под выкройку при раскрое.

Раскладывая детали выкройки на ткани с крупным, четко выраженным рисунком, нужно принять во внимание, что он должен совместиться в боковых, передних и задних швах, а также определить рисунок (клетку или полоску), который наиболее пригоден для размещения середины деталей изделия (спинки. полочки, рукавов и др.). Кроме того, необходимо следить за совпадением рисунка в парных деталях, вытачках и т.д. Иногда в целях экономии ткани можно выкраивать детали с клиньями или надставками, размещая их на малозаметных местах: нижних половинках рукавов или полочках у боковых швов, на нижнем воротнике, обтачках, подбортах ниже линии отворота, на поясе у бокового шва. Если же надставки приходится делать на видных местах, то следует использовать их в качестве фасонных деталей. Например, спинку можно сделать из двух частей со швом посередине или из трех частей — на кокетке. Такие детали, как нижние части воротника, манжет, листочек, обтачки для горловины и низа рукавов, следует подкраивать так, чтобы направление долевой нити на этих деталях, а также на основных совпадало.

Разместив на ткани все детали выкройки, приколоть их булавками, обвести контурные, фасонные линии и контрольные метки тонко заточенным портновским мелом или сухим кусочком мыла (мыло во время работы не осыпается и не пачкает ткань, под горячим утюгом мыльный след быстро исчезает). Дать припуски на швы: по ростку и горловине 0,7 см, по плечевым и боковым срезам 1,5-3 см, по пройме 1-1,5 см, по талии 3-4 см, по низу изделия 3-8 см, по окату рукава 1-1,5 см, по задним и передним срезам рукава 2-3 см, по низу рукава 0,7 см. Припуск на швы по фасонным линиям зависит от способа соединения деталей (шов стачной, настрочной и т.д.). Детали, не разрезанные посередине (спинка, полочка, воротник и т.д.), положить на ткань так, чтобы их середина проходила по ее сгибу.

После обмеловки детали выкройки снять и, чтобы ткань не сместилась, скрепить ее булавками. Булавки на деталях изделия расположить на расстоянии 3-5 см от меловых линий или сгиба деталей. Расстояние между булавками 12-15 см в прямых срезах и линиях и 8-10 см — в фигурных

Если посередине спинки или переда будут швы, то детали сметать сметочными стежками, а по контурным, фасонным линиям и контрольным меткам проложить стежки-силки, четко обозначая углы и закругления. По этим линиям изделие будет сметываться, а затем прострачиваться на машине. Середину цельных деталей (спинки, переда, полотнища юбки) отметить прокладочными стежками. При раскрое деталей с асимметричными элементами ткань разложить на столе в развернутом виде лицевой стороной вверх, детали наложить на ткань также лицевой стороной вверх. Обвести мелом контурные и фасонные линии, а затем тонкой ниткой проложить сметочные стежки длиной: на прямых участках 2-3 см, на фигурных 1-2 см, на закруглениях 0,5-1 см.

Читайте так же:
Чем почистить воротник пиджака от засаленности

При раскрое ткани ее не передвигать и детали кроя не приподнимать. Деталь должна быть расположена справа от ножниц, а отрезаемую ткань придерживать левой рукой. Вытачки на деталях не вырезать.

ючение составляют кружевные ткани, так как узкий конец ножниц может попасть в узор и деформировать его. Резать ножницами удобно от себя прямо или от себя влево.

Подготовка к раскрою и раскрой деталей изделий

Раскрой – один из важнейших процессов пошива одежды, от его правильного выполнения зависит многое, и прежде всего, качество пошитого изделия. Он делится на два этапа: подготовку к раскрою и сам раскрой.

Подготовка ткани к раскрою

К подготовительным работам принадлежат:

  • декатировка ткани;
  • определение лицевой стороны материала;
  • настил ткани;
  • раскладывание выкроек изделия на ткани;
  • обмеловка деталей и припуски на шві.

подготовка к раскрою

Рассмотри каждый пункт подготовки к раскрою более детально.

Декатировка

Самый простой способ декатировки ткани состоит из увлажнения ткани; просушивания; легкой утюжки. Декатируют преимущественно натуральные ткани, которые могут дать усадку при стирке и глажке: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, шелковые. Синтетические ткани достаточно прогладить с изнаночной стороны слабо нагретым утюгом.

Как определить лицевую и изнаночную сторону ткани

Перед раскладыванием выкроек на ткани, надо определить ее лицевую сторону. У тканей, которые имеют ярко-выраженный рисунок, легко различить изнаночную и лицевую сторону — где рисунок ярче – там и лицо. А как же определить лицо и изнанку у тканей, где невыраженный рисунок?

  • Однотонные хлопчатобумажные (ситец, бязь и т. д.), некоторые натуральные шерстяные и шелковые ткани, а также искусственный шелк имеют преимущественно полотняное переплетение нитей и потому изнаночная и лицевая сторона у таких тканей мало различима. Определяют лицевую сторону у таких тканей методом сравнения – где качественнее визуально выглядит ткань – там и лицевая сторона (отсутствуют узелки, нитки, катыши).
  • У тканей саржевого переплетения лицевую сторону определяют по рубчику – на лицевой стороне (если смотреть вдоль основы) он располагается снизу вверх и слева направо.
  • Лицевую сторону атласного переплетения отличить легко по более гладкой поверхности по сравнению с изнаночной стороной.

Настил ткани

После определения лицевой стороны ткани, переходят к настиланию ткани. Кроить можно на любой горизонтальной ровной поверхности. В домашних условиях это обычно большой стол или пол. Существует четыре основных способа настилки ткани:

  • Способ № 1″В сгиб»: Ткань перегибают вдоль нити основы и складывают так, чтобы кромки совпадали. Таким способом кроят парные детали и детали со сгибом.
  • Способ № 2 «В два слоя»: Ткань настилают в два слоя и выкраивают сразу две детали. Подходит для одинаковых нескольких деталей, а также зеркальных деталей (полочки и т. д.). Такие способы раскладки имеют одинаковые плюсы и минусы. Минус такой раскладки: не экономичный расход ткани. Плюс: можно сэкономить время на раскрое, т. к. выкраиваются сразу две детали.
  • Способ № 3 «Ткань развернута по ширине»: Такой способ используют для раскроя одиночных деталей. Минус такой раскладки: не экономичен по времени, приходится обводить и разрезать ножницами каждую деталь отдельно. Плюс: можно сэкономить ткань, остается мало отходов при такой раскладке деталей.
  • Способ 4 «Комбинированный»: Сочетает в себе все вышеописанные способы. Минус такой раскладки: нет. Плюсы очевидны: можно сэкономить ткань и время на раскрой деталей, остается мало отходов при такой раскладке деталей.

Раскладывание выкроек на ткани

  • Раскраивают детали по выкройкам или лекалам. При этом особенное внимание уделяют размещению выкроек (лекал) на ткани относительно нитей основы и утка, ворса, а также относительно полосок, клеток и других рисунков. Полоски на ткани во время раскроя должны точно совпадать. Рисунок в клетку должен совпадать в парных (полочки, рукава, карманы и т. д.) полотнищах ткани относительно поперечных полосок, клеток.
  • Во время раскладывания выкройки на ткани следует учитывать направление ворса, оттенок, рисунок и тому подобное. Если рисунок ткани направлен в одну сторону, то выкройки раскладывают так, чтобы росток, горловина, окат рукава и верхняя часть юбки были размещены в одном направлении.
  • Выкройки деталей изделий из бархата, вельвета раскладывают против направления ворса (если провести ладонью по ворсу – он приподнимается), а из всех других тканей — по направлению ворса (если провести ладонью по ворсу – он лежит гладко), чтобы во время ношения сохранить гладкую поверхность изделия.
  • При раскрое изделий из парчи, тафты, габардина необходимо определить оттенки ткани. Для этого складывают два отрезка ткани по поперечной нитке и выбирают желаемый оттенок.
  • Раскладывая выкройки на ткани в полоску или в клетку, необходимо следить, чтобы полоски совпадали по цвету и ширине в боковых швах и посередине каждой детали. Причем детали выкройки могут быть размещены не только вдоль, но и поперек или по косой нити, в зависимости от фасона.
  • На однотонных тканях или на тканях с неопределенным рисунком выкройки можно раскладывать в разных направлениях, учитывая направление основной нити в деталях и наиболее экономное расходование ткани.
  • На ткани сначала раскладывают основные выкройки изделий (полочки, спинку, рукава, передние и задние полотнища юбки), а потом — более мелкие (манжеты, воротник, пояс и тому подобное), используя свободное место между большими деталями, следя за тем, чтобы направление долевой нити на выкройке совпадало с нитью основы на ткани.
Читайте так же:
Смарт боди клаб личный кабинет

Припуски на швы

Выкройки на ткани фиксируют при помощи булавок, обводят остро отточенным мелом (карандашом, мылом, чудо-мелком и т. д.), учитывая припуски на швы.

По умолчанию припуски на швы в швейных изделиях таковы:

  • для обтачных швов припуски составляют 1,0 см;
  • для стачных швов: плечевые – 1,0-1,5 см, боковые – 1,5-2,5 см, швы втачивания воротников, рукавов и т. д. 1,0-1,5 см, стачивания верха и низа изделия – 2,0-3,0 см;
  • для подшивки низа – от 1,0 до 5,0 см в зависимости от модели и способа обработки.

При подгонке изделия по фигуре (при отсутствии точной выкройки), при выкраивании деталей в клетку, полоску, с явно выраженным рисунком — все припуски надо увеличить.

Раскрой производят острыми ножницами по второй отмеченной линии (детали кроятся с припусками на швы). Все линии выкроек переносят на зеркальные детали при помощи силков, мела или копировального резака.

Направление ворса при раскрое воротника

Вот мы уже подготовили выкройки и собираемся начать раскрой, т.е. начинаем работать не с бумагой, а с тканью. Превращаемся из конструкторов в закройщики.

1204651_vikroiki (198x209, 12Kb)1204651_raskrojtkani2 (400x155, 24Kb)

Перед раскроем ткань следует продекатировать: Хлопчатобумажную и шелковую намочить, просушить, но не до полного высыхания, проутюжить в долевом направлении; шерстяную – проутюжить с изнанки через влажный проутюжильник.

Ткань из химических волокон следует замочить в воде, слегка отжать, завернуть в сухую простыню, а через 3-4 часа развернуть и проутюжить по изнанке. Затем ткань нужно просмотреть с лицевой стороны с целью выявления возможных пороков (дыр, пробоин, утолщенных нитей, неравномерности окраски и т.д.). Обнаруженные пороки отмечают мелом или цветной ниткой, чтобы при раскрое поместить их между выкройками или использовать для деталей, не видимых с лицевой стороны изделия (нижнего воротника, подбортов, обтачек и др.). Чтобы при раскрое не возникло перекоса деталей, выравнивают поперечные срезы ткани.

Подготовленную для раскроя ткань раскладывают на столе. При индивидуальном пошиве одежды чаще всего ткань складывают по длине вдвое лицевой стороной внутрь. Выкройки в этом случае выполняются на половину изделия (половина спинки, половина переда, один рукав, половина верхнего и половина нижнего воротника и т.д.). Если ткань имеет ширину не 150-120 см., а 60-70 см. или сложный рисунок, требующий подгонки, ее расстилают во всю ширину и длину лицевой стороной вниз в один слой. В этом случае количество выкроек должно соответствовать числу деталей в изделии ( спинка и перед в развернутом виде, два рукава, два воротника и т.д.).

1204651_08 (700x243, 32Kb)1204651_i (97x150, 3Kb)

При раскладе выкроек на ткани необходимо учитывать направления нитей основы, расположение рисунка и ворса.
Направление нитей основы на выкройках основных деталей изделия, как правило, намечают вдоль деталей, так как все ткани в направлении нитей основы оказывают наибольшее сопротивление растяжению (изделие меньше вытягивается при носке и не теряет со временем своей формы). На всех деталях выкроек направление нитей основы обозначается словом «долевая». Нити основы всегда направлены вдоль кромки ткани, если же кромка оказалась срезанной, то долевое направление определяют, растягивая ткань.

Читайте так же:
Тоги хитоны и прочие греческие драпировки

1204651_v (300x143, 14Kb)

Раскраивать ткань с рисунком сложнее, чем гладкокрашеную. Раскрой в этом случае требует особого внимания. Если ткань имеет крупный геометрический или цветочный рисунок, нужно следить за тем, чтобы центры рисунка и середины деталей совмещались, а на правой и левой сторонах изделия рисунок располагался симметрично.

1204651_a (200x150, 8Kb)

Рисунок может быть односторонним и разносторонним. В первом случае выкройки всех деталей кроя необходимо располагать в одном направлении. На тканях с разносторонним рисунком, а также гладкокрашеных или с мелким рисунком выкройки можно раскладывать в любом направлении.

На тканях с рисунком в полоску или клетку детали выкройки можно располагать в разных направлениях в соответствии с моделью. При этом необходимо следить за совпадением рисунка по швам соединения деталей: по краю бортов, на подбортах – по внешнему краю лацканов, на спинке со средним швом – по среднему шву, на мелких деталях (клапанах, накладных карманах, листочках, воротниках, хлястиках). По верхнему и нижнему срезам. Кроме того, при широких полосках и крупной клетке середина полоски или клетки должна совпадать с серединой спинки, переда и рукава.
Подгонка рисунка влечет за собой дополнительный расход ткани. При этом должны быть соблюдены следующие условия: симметричность расположения рисунка на парных деталях; совпадение рисунка на карманах, клапанах и т.д. с рисунком на основной детали (исключении – несовпадение предусмотрено моделью).

1204651_1857081201_6 (360x283, 54Kb)

В изделиях из длинноворсовых тканей (плюш, бархат и т.д.) ворс должен быть направлен снизу вверх, а из коротковорсовых тканей (байка, фланель и т.д.) – сверху вниз.

Поэтому при раскрое ворсовых тканей выкройки деталей необходимо располагать в одном направлении.

Раскладку деталей на ткани нужно начинать с выкроек крупных деталей. Все мелкие детали размещают в промежутках между крупными деталями.

При раскладке необходимо следить за тем, чтобы направление долевой нити на выкройках совпадало с направлением нити основы ткани.

1204651_f (199x233, 5Kb)

Вот, пожалуй, и все основные правила раскроя. Желаю успеха.

1204651_vikroiki2 (198x135, 32Kb)

«Внимание. Всем счастливым обладателям швейных машинок, утюгов и оверлоков. »
Невероятно, но факт: избавиться от страха резать ткань теперь стало возможным…

Тема: Требования к раскладке выкройки. Припуски по срезам конструкции.

Ознакомить учащихся с техническими условиями раскладки выкройки, разобрать величину припусков по срезам конструкции.

Изучить условия экономной и технически правильной раскладки лекал на ткани.

Повторить названия срезов деталей легкого платья и разобрать величину припусков по ним.

Научится применять полученные знания на практике.

Метапредметные:

Развивать пространственное мышление, навыки исследовательской работы.

Развивать умения работы в группе.

Воспитать аккуратность, усидчивость.

Тип урока: получение новых знаний.

Методы ведения урока: частично-поисковый (эвристическая беседа, самостоятельная работа с элементами исследования)

Форма урока: комбинированная –фронтальная, групповая.

Виды контроля: устный опрос, самооценка.

Наглядные пособия: выкройка конструкции в масштабе, отрез ткани для раскроя в масштабе, таблица «Величина припусков на швы»

Постановка цели, задач, подготовка к получению новых знаний.

Разобрать детали конструкции, направление долевой нити.

Ознакомиться с правилами подготовки ткани к раскрою, особенности тканей с рисунком, ворсом, оттеночностью.

Изучить величину припусков по срезам конструкции.

Первичная проверка понимания нового материала. Выполнить раскладку лекал в масштабе.

Здравствуйте ребята, началась весна, на улице уже совсем тепло.

У меня они все разные:

Ситцевые и атласные,

И для дома, и для сада,

Для театра, и парада,

Для зимы есть и для лета

Так во что же я одета?.

Хочется девчатам надеть новые наряды, правда? Мальчишки любуются на девчонок в платьях. Мы с вами уже научились строить конструкцию платья, а сегодня узнаем, как правильно выкраивать его и любые другие виды одежды из ткани

Для начала давайте поиграем – вспомним профессиональные слова термины:

Игра в карточки. Собираем «иголочки» к «подушечке для иголок». Нарисованые иголки и игольница прикрепляются к доске. на иголке написаны термины. повторяем их и разбираем.

Перед тем как начать кроить вспомним детали конструкции. Перед вами лежат детали костюмов, соберите наряд на сегодня и назовите — из чего он состоит. Учащимся предложены детали конструкции в масштабе.

Обобщение педагога.

Разбирают детали конструкции, называем каждую деталь, разбираем направление долевой линии на детали.

Читайте так же:
Все виды клюшек для гольфа

Детали конструкции в масштаб

Постановка цели, подготовка к принятию нового материала

Цель нашего сегодняшнего занятия познакомиться с подготовкой ткани перед раскроем, с техническими условиями раскладки деталей на ткани, разберем необходимость и величину припусков по срезам деталей.

3. Усвоение нового материала.

Фронтальная работа со всей группой, использование вопросов активизирующих познавательную деятельность.

Когда готовы наши лекала мы можем приступить к раскрою. Перед раскроем мы должны подготовить материал – продекатировать. Рассмотрим различные образцы тканей. Чем они отличаются на ваш взгляд?

Предложены образцы тканей с ворсом, оттеночностью, рисунок в клетку, гладкоокрашенную.

У всех тканей есть нити долевые и уточные. Долевая нить

идет вдоль кромки ткани. Найдите ее на вашем образце. Ткань складывается кромка к кромке в два слоя. Это основной вид раскладки.

На гладкокрашеных материалах и на материалах с ненаправленным рисунком (симметричная полоска, клетка, горошек и т.д.), не имеющих начеса и оттенка лекала можно раскладывать в противоположных направлениях. Найдите такой образец среди предложенных.

На тканях в полоску и клетку с несимметричным рисунком все лекала раскладывают в одном направлении. На тканях с шириной полоски или клетки не более 0,5см детали раскладывают без учета припусков на подгонку полоски или клетки. Если ткань имеет полоску или клетку шириной более 0,5см, то детали раскладывают с учетом последующей подгонки рисунка в срезах отдельных деталей: на полочках – по краю бортов; на подбортах – по внешним краям лацканов; на спинке – по средним срезам; на клапанах, листочках, накладных карманах, воротнике, хлястике спинки – по верхнему и нижнему срезам; на кокетках спинок и полочек – до складок или вытачек. Подгонять рисунок необходимо по боковым и рельефным срезам. При укладывании деталей рукавов в раскладку рисунок подгоняют по окату.

На материалах с крупным рисунком на симметричных деталях кроя следят за симметричностью рисунка.

На ворсовых, ворсовоначесных тканях, а также тканях, имеющих разный оттенок в различных направлениях, все детали (за исключением обтачек и нижнего воротника) выкраивают, располагая лекала в одном направлении.

а) На ворсовых тканях (плюш, бархат, вельвет-корд. Вельвет-рубчик) лекала укладывают так, чтобы ворс был направлен снизу вверх изделия – ткань будет иметь матовый, глубокий оттенок.

б) Ворс тисненого плюша может быть направлен снизу вверх или сверху вниз, но все детали должны быть раскроены в одном направлении.

в) В изделиях из ворсовоначесных тканей с ярко выраженным направлением ворса (драпы, сукно, пальтовые ткани, байка) ворс должен быть направлен сверху вниз.

г) На тканях со слабовыраженным начесом и на тканях, дающих разный оттенок в различных направлениях, все детали одного изделия раскладывают в одном направлении.

Разбирают образцы тканей, обсуждаем их особенности.

При раскрое на ткани для обработки срезов мы должны оставить припуски. По различным срезам величина припуска разная. Для того чтобы нам было проще работать я подготовила вам таблицу. У каждого она должна остаться в конспекте. Давайте посмотрим ее и разберем.

Работают с таблицей.

Таблица «Величина припусков»

4. Первичная проверка понимания изученного.

Применение полученных знаний в практической работе в масштабе

Давайте подведем итоги, как вы поняли материал сегодняшнего занятия. У вас у каждого есть набор лекал, выберите себе образец ткани и выполните раскладку этих лекал.

Выполняют раскладку лекал в масштабе.

Образец ткани, лекала конструкции в масштабе

Оценка деятельности во время занятия, практическая ценность полученных знаний, закрепляем полученный материал фронтальным опросом

— Как вы считаете полезная это информация для вас? Каждый раз, раскраивая новое изделие, мы будем вспоминать правила подготовки ткани.

— Что мы делаем с тканью перед раскроем?(декатируем). Раскладывая лекала, помним про направление долевой нити и про особенности раскладки на тканях с рисунком, ворсом, оттеночностью. И наконец, перед тем как вырезать детали, мы можем заглянуть в табличку и наметить правильную величину припуска.

Обсуждают полезность полученных знаний, отвечают на вопросы.

В качестве домашнего занятия я бы хотела вам предложить разобрать эскизы своих костюмов. Какой материал необходим для пошива костюма, есть ли особенности при раскладки лекал. Есть ли у вас вопросы? Спасибо за активную работу.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector