Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Батарея тестов Вильямса

Батарея тестов Вильямса

Батарея тестов Вильямса (англ. Creativity Assessment Packet; САР) — батарея тестов, которая была разработана Ф. Вильямсом (Frank Williams) в 1980 году для измерения креативности и адаптирована Е. Е. Туник в 1997-1999 годах на российской выборке.

Батарея тестов Вильямса изначально использовалась при отборе одаренных и талантливых детей в школы, специализировавшиеся на программах развития творческих способностей детей. Однако теперь измерение творческого потенциала с ее помощью возможно для всех детей их учителями или родителями.

Об авторе

Франк Вильямс (Frank Williams) является образовательным консультантом и автором в Государственном университете Портленда, штат Орегон, ранее был приглашенным профессором. Также он директор творческих, национальных школьных проектов, руководитель колледжа Macalester, Сент-Пол, Миннесота.

Он создал и руководил первыми тремя творческими образовательными институтами в Калифорнии (1960-1962) и был научным сотрудником с Кэлвином Тейлором (Calvin Taylor) на четырех конференциях по творчеству в Юте (1963-1965 и 1970).

Доктор Вильямс в настоящее время участвует в национальном проекте подготовки учителей для развития творчества в школьных классах. Он является автором нескольких книг и многих статей о творчестве .

История

Область креативности по сравнению с другими способностями характеризуется малочисленностью валидных методов оценки. Батарея тестов для оценки креативности была создана Франком Вильямсом в 1980 году для восполнения этого пробела . В оригинальном варианте нормативные данные разработаны для объединенной выборки от 8 до 17 лет. Первоначальной целью креативного теста Вильямса был отбор талантливых детей в школы, специализировавшиеся на развитии творческих способностей. В настоящее время тест активно используется в американских школах для диагностики и совершенствования творческих способностей детей .

Тесты адаптировались Е. Е. Туник в течение трех лет на российской выборке (2628 детей). Ретестовая надежность для адаптированных тестов была проверена на двух выборках; значение коэффициента корреляции Спирмена для них равен 0,70 и 0,75, что доказывает валидность данных тестов. Нормативные данные были сгруппированы по возрастам и представлены для детей трех возрастных групп: 5-7 лет, 8-12 лет и 13-17 лет . Адаптированный вариант теста используется психологами, учителями и родителями для оценки творческих способностей ребенка.

Структура

Креативный тест Вильямса разделен на три части.

Целевая аудитория

Тесты САР рекомендуется использовать для детей 5-17 летнего возраста. Однако данная возможность ограничена необходимостью самостоятельного заполнения опросника личностных творческих характеристик. В оригинале Вильямс предлагал зачитывать детям утверждения, на которые нужно дать ответ, но при адаптации Е. Е. Туник данного теста в России было предложено использование данной части тестирования начиная с 10-11 лет. Таким образом, полноценный тест Вильямса доступен для проведения лишь с пятого класса школы, но частичное использование возможно уже начиная со старших групп детского сада.

Измеряемые показатели

Данные, полученные в первой части теста, диагностируют четыре фактора дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Эти факторы были выявлены Дж. Гилфордом с помощью факторного анализа при создании структуры интеллекта, известной как SOI .

Вторая часть теста включает в себя 50 утверждений, отображающих в дальнейшем самооценку детей по вопросам любознательности, воображения, способности разбираться в сложных идеях и склонности к риску. По окончанию теста проводящий получает общий сырой балл и четыре отдельные оценки по перечисленным выше переменным.

Третья часть тестирования — это опросник, в котором представлены по шесть характеристик для каждого из восьми факторов креативности из предыдущих тестов. Именно по ним экспертам (родителям или учителям) следует провести оценку ребенка. Кроме этого, в данную часть теста входят четыре открытых вопроса для характеристики ребенка. Результатом проведения третьей части являются баллы по каждому утверждению (от 1 до 4 баллов за утверждение), что демонстрирует уровень творческих способностей ребенка по мнению экспертов.

Шкала Вильямса

Шкала Вильямса является опросником, благодаря которому с помощью наблюдения оцениваются восемь факторов креативности (Беглость, Гибкость, Оригинальность, Разработанность, Любознательность, Воображение, Сложность, Склонность к риску) . При заполнении опросника родителям и учителям необходимо оценить ребенка по шести характеристикам для каждого из восьми факторов, выбирая частотность того или иного типа поведения ребенка («Часто», «Иногда» и «Редко»). Также представлены четыре открытых вопроса, где родители и учителя могут самостоятельно охарактеризовать оцениваемого. Шкала Вильямса демонстрирует мнение экспертов об уровне творческих способностей ребенка. Опросники передаются родителям на дом в конвертах, учителя заполняют их в школе; время на заполнение не ограничено. Для исключения субъективности в результатах желательно заполнение шкалы Вильямса несколькими учителями; по окончании рассчитывается среднее значение из оценок .

Способ применения

Тест дивергентного мышления и опросник личностных творческих характеристик проводятся психологами или учителями.

Время для первой части ограничено, с целью последующего сравнения полученных результатов с нормативами — для детей детского сада и начальных классов школы отведено 25 минут; для детей, начиная с пятого класса школы, — 20 минут.

Для второй части предусмотрено 20-30 минут, в зависимости от возраста детей.

Материалы для третьей части должны быть переданы для заполнения эксперту или розданы во время личных встреч.

Области применения

Тестирования позволяют отобразить совокупность познавательных и личностных качеств ребенка. Батарея тестов Вильямса предоставляет данные о творческих способностях и умениях детей.

Читайте так же:
Шерстяное одеяло оловянный солдатик овчинный тулуп

Не так давно оценка личностных качеств ребенка заключалась лишь в оценке когнитивно-конвергентных способностей. Батарея тестов Вильямса же делает доступным оценку и когнитивных, и аффективно-личностных дивергентных качеств детей.

Батарея тестов Вильямса может быть использована для:

  • отбора детей, оценка творческих способностей которых не была доступна при использовании ранее существующих методов;
  • отбора одаренных детей, рекомендуемых к обучению по программам развития творческих способностей;
  • отбора детей в специальные группы или создание особых программ обучения для детей, которые ранее считались неуспевающими. Тесты креативности предоставят возможность обнаружения других способностей ребенка, не связанных с академической успешностью.

Достоинства

В качестве достоинств теста стоит выделить возможность сравнения оценочного мнения родителей и учителей как между собой, так и с показателями теста дивергентного мышления и теста личностных свойств (первая и вторая часть батареи). Первые два теста отобразят изменение уровня творческих способностей ребенка после развивающей программы, а шкала Вильямса покажет мнение родителей о креативности ребенка как о результатах данной программы . Комплексный подход моделирует обширное представление о творческих возможностях ребенка .

Существенным преимуществом батареи тестов Вильямса является приспособленность теста для его проведения не только психологами, но и учителями и родителями, что существенно облегчает процесс измерения креативных способностей ребенка .

Батарея тестов Вильямса позволяет как идентифицировать и диагностировать креативность ребенка, так и обеспечить родителей и учителей информацией о факторах дивергентного мышления и о личностных проявлениях, которые являются наиболее важными для креативности.

Недостатки

Главным ограничением батареи тестов Вильямса является его предназначенность лишь для детей 5-17 летнего возраста. Для оценки креативности взрослых возможно использование других тестов, например, теста креативности Гилфорда, Торренса и др.

Еще одно ограничение в возрасте накладывает тест личностных свойств (вторая часть теста), проведение которого возможно лишь с 10-11 лет. Таким образом, применение батареи тестов креативности Вильямса для детей в возрасте до 10-11 лет не является полноценным.

Надежность и валидность

Ретестовая надежность оригинального теста была вычислена для смешанной по возрасту выборки (256 человек, учащиеся 3-12 классов), коэффициент корреляции Пирсона равен 0,60 и является статистически значимым. Также была выявлена высокая значимая корреляция между отдельными частями теста: коэффициент корреляции между тестом дивергентного мышления (первая часть теста) и опросником личностных свойств (вторая часть) равен 0,71 на уровне значимости 0,05; между тестом дивергентного мышления и оценкой родителей (0,59) и учителей (0,67) на уровне значимости 0,05. Общая оценка по тесту дивергентного мышления и опроснику личностных свойств коррелирует с общей оценкой родителей и учителей (0,74).

При анализе данных, полученных при адаптации теста в России, было выявлено, что все кривые распределения близки к нормальному. Тестирование проводилось на разных возрастных группах и выявило, что отсутствует прирост с возрастом по факторам Беглость, Гибкость и Оригинальность. Эти данные соответствуют данным теста Торренса, что повышает внутреннюю валидность батареи тестов. По остальным факторам наблюдается увеличение среднего значения с увеличением возраста, что связано с развитием креативности как увеличением сложности и асимметричности рисунков (фактор Разработанности) и с развитием речи, вербального компонента как способности с помощью слов выражать смысл рисунка (фактор Названия).

Сравнивая данные оригинального и адаптированного теста были выявлены различия между российскими и американскими детьми, а именно рисунки российских детей разнообразнее, их количество больше, а также задействовано большее количество частей предоставленного для рисунков пространства; у американских детей выше асимметричность рисунков и способность к вербальному отображению образа.

Для оценки внешней валидности теста были сравнены между собой уровень сформированности креативности детей, оцененный в опытно-экспериментальной работе с использованием критериев оценивания задач открытого типа, и результаты батареи тестов Вильямса (адаптированная версия) .

В качестве испытуемых были выбраны 185 учащихся 5-9-х классов школ Кировской области. Исследование проводилось с марта по апрель 2008 г.

Полученные данные подтверждают внешнюю валидность теста Вильямса: коэффициент корреляции Пирсона для индивидуальных уровней разных методов равен 0,59; он является статистически значимым и характеризует корреляцию средней силы. Использованная выборка репрезентативно представляет генеральную совокупность 57 571 учащихся в 2008-2009 уч. году с 5-го по 9-го класс в Кировской области c доверительной вероятностью 0,95 и ошибкой репрезентативности коэффициента корреляции 0,09 .

Батарея тестов Вильямса

Батарея тестов Вильямса (англ.  Creativity Assessment Packet; САР ) — батарея тестов, которая была разработана Ф. Вильямсом (Frank Williams) в 1980 году [1] для измерения креативности и адаптирована Е. Е. Туник в 1997-1999 годах на российской выборке [2] .

Батарея тестов Вильямса изначально использовалась при отборе одаренных и талантливых детей в школы, специализировавшиеся на программах развития творческих способностей детей. Однако теперь измерение творческого потенциала с ее помощью возможно для всех детей их учителями или родителями.

Содержание

Об авторе

Франк Вильямс (Frank Williams) является образовательным консультантом и автором в Государственном университете Портленда, штат Орегон, ранее был приглашенным профессором. Также он директор творческих, национальных школьных проектов, руководитель колледжа Macalester, Сент-Пол, Миннесота.

Он создал и руководил первыми тремя творческими образовательными институтами в Калифорнии (1960-1962) и был научным сотрудником с Кэлвином Тейлором (Calvin Taylor) на четырех конференциях по творчеству в Юте (1963-1965 и 1970).

Читайте так же:
Морской бушлат eagle peacoat vintage industries

Доктор Вильямс в настоящее время участвует в национальном проекте подготовки учителей для развития творчества в школьных классах. Он является автором нескольких книг и многих статей о творчестве [3] [4] .

История

Область креативности по сравнению с другими способностями характеризуется малочисленностью валидных методов оценки. Батарея тестов для оценки креативности была создана Франком Вильямсом в 1980 году для восполнения этого пробела [1] . В оригинальном варианте нормативные данные разработаны для объединенной выборки от 8 до 17 лет. Первоначальной целью креативного теста Вильямса был отбор талантливых детей в школы, специализировавшиеся на развитии творческих способностей. В настоящее время тест активно используется в американских школах для диагностики и совершенствования творческих способностей детей [5] .

Тесты адаптировались Е. Е. Туник в течение трех лет на российской выборке (2628 детей). Ретестовая надежность для адаптированных тестов была проверена на двух выборках; значение коэффициента корреляции Спирмена для них равен 0,70 и 0,75, что доказывает валидность данных тестов. Нормативные данные были сгруппированы по возрастам и представлены для детей трех возрастных групп: 5-7 лет, 8-12 лет и 13-17 лет [6] . Адаптированный вариант теста используется психологами, учителями и родителями для оценки творческих способностей ребенка.

Структура

Креативный тест Вильямса разделен на три части.

  1. Первая часть включает в себя тест дивергентного мышления. Это образный групповой тест, который измеряет когнитивный аспект креативности. В общей сложности, занимает около 20-25 минут.
  2. Вторая часть проводится для измеренияличностных свойств, связанных с креативностью. Ребенку, проходящему тестирование, предлагаются 50 тезисов, а также задания, предусматривающие множественный выбор. Е. Е. Туник рекомендует использовать эту часть при тестировании детей старше пятого класса, что связано с необходимостью самостоятельного заполнения [2] .
  3. Третья часть предназначена для заполнения учителями и родителями ребенка, так как ее смысл в экспертной оценке креативности ребенка. По окончании проведения данного этапа проводящий тестирование психолог получает оценочную шкалу, с помощью которой проводит сравнительный анализ по всем трем частям теста.

Целевая аудитория

Тесты САР рекомендуется использовать для детей 5-17 летнего возраста. Однако данная возможность ограничена необходимостью самостоятельного заполнения опросника личностных творческих характеристик. В оригинале Вильямс предлагал зачитывать детям утверждения, на которые нужно дать ответ [1] , но при адаптации Е. Е. Туник данного теста в России было предложено использование данной части тестирования начиная с 10-11 лет [5] . Таким образом, полноценный тест Вильямса доступен для проведения лишь с пятого класса школы, но частичное использование возможно уже начиная со старших групп детского сада.

Измеряемые показатели

Данные, полученные в первой части теста, диагностируют четыре фактора дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Эти факторы были выявлены Дж. Гилфордом с помощью факторного анализа при создании структуры интеллекта, известной как SOI [7] .

Вторая часть теста включает в себя 50 утверждений, отображающих в дальнейшем самооценку детей по вопросам любознательности, воображения, способности разбираться в сложных идеях и склонности к риску. По окончанию теста проводящий получает общий сырой балл и четыре отдельные оценки по перечисленным выше переменным.

Третья часть тестирования — это опросник, в котором представлены по шесть характеристик для каждого из восьми факторов креативности из предыдущих тестов. Именно по ним экспертам (родителям или учителям) следует провести оценку ребенка. Кроме этого, в данную часть теста входят четыре открытых вопроса для характеристики ребенка. Результатом проведения третьей части являются баллы по каждому утверждению (от 1 до 4 баллов за утверждение), что демонстрирует уровень творческих способностей ребенка по мнению экспертов.

Шкала Вильямса

Шкала Вильямса является опросником, благодаря которому с помощью наблюдения оцениваются восемь факторов креативности (Беглость, Гибкость, Оригинальность, Разработанность, Любознательность, Воображение, Сложность, Склонность к риску) [2] . При заполнении опросника родителям и учителям необходимо оценить ребенка по шести характеристикам для каждого из восьми факторов, выбирая частотность того или иного типа поведения ребенка («Часто», «Иногда» и «Редко»). Также представлены четыре открытых вопроса, где родители и учителя могут самостоятельно охарактеризовать оцениваемого. Шкала Вильямса демонстрирует мнение экспертов об уровне творческих способностей ребенка. Опросники передаются родителям на дом в конвертах, учителя заполняют их в школе; время на заполнение не ограничено. Для исключения субъективности в результатах желательно заполнение шкалы Вильямса несколькими учителями; по окончании рассчитывается среднее значение из оценок [5] .

Способ применения

Тест дивергентного мышления и опросник личностных творческих характеристик проводятся психологами или учителями.

Время для первой части ограничено, с целью последующего сравнения полученных результатов с нормативами — для детей детского сада и начальных классов школы отведено 25 минут; для детей, начиная с пятого класса школы, — 20 минут [8] .

Для второй части предусмотрено 20-30 минут, в зависимости от возраста детей.

Материалы для третьей части должны быть переданы для заполнения эксперту или розданы во время личных встреч.

Области применения

Тестирования позволяют отобразить совокупность познавательных и личностных качеств ребенка. Батарея тестов Вильямса предоставляет данные о творческих способностях и умениях детей.

Не так давно оценка личностных качеств ребенка заключалась лишь в оценке когнитивно-конвергентных способностей. Батарея тестов Вильямса же делает доступным оценку и когнитивных, и аффективно-личностных дивергентных качеств детей [1] .

Читайте так же:
Толстовки с группой нервы

Батарея тестов Вильямса может быть использована для:

  • отбора детей, оценка творческих способностей которых не была доступна при использовании ранее существующих методов;
  • отбора одаренных детей, рекомендуемых к обучению по программам развития творческих способностей;
  • отбора детей в специальные группы или создание особых программ обучения для детей, которые ранее считались неуспевающими. Тесты креативности предоставят возможность обнаружения других способностей ребенка, не связанных с академической успешностью.

Достоинства

В качестве достоинств теста стоит выделить возможность сравнения оценочного мнения родителей и учителей как между собой, так и с показателями теста дивергентного мышления и теста личностных свойств (первая и вторая часть батареи). Первые два теста отобразят изменение уровня творческих способностей ребенка после развивающей программы, а шкала Вильямса покажет мнение родителей о креативности ребенка как о результатах данной программы [2] . Комплексный подход моделирует обширное представление о творческих возможностях ребенка [6] .

Существенным преимуществом батареи тестов Вильямса является приспособленность теста для его проведения не только психологами, но и учителями и родителями, что существенно облегчает процесс измерения креативных способностей ребенка [5] .

Батарея тестов Вильямса позволяет как идентифицировать и диагностировать креативность ребенка, так и обеспечить родителей и учителей информацией о факторах дивергентного мышления и о личностных проявлениях, которые являются наиболее важными для креативности [5] .

Недостатки

Главным ограничением батареи тестов Вильямса является его предназначенность лишь для детей 5-17 летнего возраста. Для оценки креативности взрослых возможно использование других тестов, например, теста креативности Гилфорда, Торренса и др.

Еще одно ограничение в возрасте накладывает тест личностных свойств (вторая часть теста), проведение которого возможно лишь с 10-11 лет. Таким образом, применение батареи тестов креативности Вильямса для детей в возрасте до 10-11 лет не является полноценным.

Надежность и валидность

Ретестовая надежность оригинального теста была вычислена для смешанной по возрасту выборки (256 человек, учащиеся 3-12 классов), коэффициент корреляции Пирсона равен 0,60 и является статистически значимым. Также была выявлена высокая значимая корреляция между отдельными частями теста: коэффициент корреляции между тестом дивергентного мышления (первая часть теста) и опросником личностных свойств (вторая часть) равен 0,71 на уровне значимости 0,05; между тестом дивергентного мышления и оценкой родителей (0,59) и учителей (0,67) на уровне значимости 0,05. Общая оценка по тесту дивергентного мышления и опроснику личностных свойств коррелирует с общей оценкой родителей и учителей (0,74).

При анализе данных, полученных при адаптации теста в России, было выявлено, что все кривые распределения близки к нормальному. Тестирование проводилось на разных возрастных группах и выявило, что отсутствует прирост с возрастом по факторам Беглость, Гибкость и Оригинальность. Эти данные соответствуют данным теста Торренса, что повышает внутреннюю валидность батареи тестов. По остальным факторам наблюдается увеличение среднего значения с увеличением возраста, что связано с развитием креативности как увеличением сложности и асимметричности рисунков (фактор Разработанности) и с развитием речи, вербального компонента как способности с помощью слов выражать смысл рисунка (фактор Названия).

Сравнивая данные оригинального и адаптированного теста были выявлены различия между российскими и американскими детьми, а именно рисунки российских детей разнообразнее, их количество больше, а также задействовано большее количество частей предоставленного для рисунков пространства; у американских детей выше асимметричность рисунков и способность к вербальному отображению образа [2] .

Для оценки внешней валидности теста были сравнены между собой уровень сформированности креативности детей, оцененный в опытно-экспериментальной работе с использованием критериев оценивания задач открытого типа, и результаты батареи тестов Вильямса (адаптированная версия) [9] .

В качестве испытуемых были выбраны 185 учащихся 5-9-х классов школ Кировской области. Исследование проводилось с марта по апрель 2008 г.

Полученные данные подтверждают внешнюю валидность теста Вильямса: коэффициент корреляции Пирсона для индивидуальных уровней разных методов равен 0,59; он является статистически значимым и характеризует корреляцию средней силы. Использованная выборка репрезентативно представляет генеральную совокупность 57 571 учащихся в 2008-2009 уч. году с 5-го по 9-го класс в Кировской области c доверительной вероятностью 0,95 и ошибкой репрезентативности коэффициента корреляции 0,09 [10] .

Достижение целей программы эксперимента в соответствии с установленными в ней показателями результативности Результаты реализации экспериментального проекта. 59

В процессе апробации технологии составления индивидуальных программ саморазвития бланки заполнялись учителями. На рисунке 1 отражены средневыборочные показатели значимости жизненных сфер и соотносимых с ними компетентностей для классных руководителей школы.

Рис. 1 .Средневыборочные показатели значимости жизненных сфер и соотносимых с ними компетентностей для классных руководителей школы.

Приложение 2.6. Описание методик входящего психодиагностического обследования учащихся и педагогов

Приложение 2.6.1. Описание методик входящей диагностики (1 ступень обучения)

Модифицированные креативные тесты Ф. Вильямса в обработке Туник Е.Е.

Модифицированный и адаптированный вариант набора креативных тестов Вильямса (САР) предназначен для детей и подростков от 5 до 17 лет. Он состоит из трех частей. В исследовании применялась первая часть — Тест Дивергентного Мышления, завершение двенадцати предложенных рисунков, требует 20—25 минут на проведение. Способ проведения групповой (данный тест направлен на измерение когнитивной составляющей, связанной с креативностью).

Читайте так же:
Как жарят дождевики грибы

Креативность мышления исследуется в соответствии с моделью творческого поведения ребенка Вильямса по следующим шкалам.

КОГНИТИВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ

Придумать как можно больше

Генерирование большого количест­ва идей

Не один, а несколько уместных ответов

Использовать различные подходы

Разнообразие типов идей

Способность переходить от одной категории к другой Направить мысль по обходным путям

Уникальные или новые способы мышления

Оригинальные, нестандартные идеи

Отступление от очевидного, обще­принятого

Добавлять к имеющемуся новое

Приукрасить простую идею или от­вет, чтобы сделать ее более интерес­ной, глубокой

Расширить, добавить что-то к ос­новной идее

Осмыслить суть творчески

Осмысление основной сути идеи

Нарисуйте в каждом квадратике насколько возможно необычные картинки, которые никто другой не сможет придумать. Работайте в квадратах по порядку, не прыгайте с одного квадрата в другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри квадрата, делая их элементом вашего рисунка. Рисовать можно в любом месте внутри квадрата. После завершения рисунков придумайте название каждому и запишите его в строчке под картинкой.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса

Опросник школьной тревожности Филипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни.

Интерпретация результатов. Значения показателей тревожности, превышающие 50-типроцентный рубеж, позволяют говорить о повышенной тревожности, а превышающие 75% — о высокой тревожности ребенка. Расшифровка значений шкал данного опросника позволяет сделать выводы о качественном своеобразии переживания школьной тревожности каждым учащимся.

Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Методика «Три желания» Е.Б.Весна, М.А.Фризен.

Эта методика может быть отнесена к типу проективных и классифицирована как аддитивная, поскольку в ее основу положено довершение испытуемым ситуации, основным действующим лицом которой является он сам. В ситуации неопределенности и оторванности от конкретно-ситуативного контекста, создаваемой данной методикой, вероятнее всего, испытуемый напишет о себе. В данном случае можно оценить общую направленность жизненной перспективы личности: на свою выгоду, на интересы референтной группы или на благо всех людей. Такая условность ситуации также снимает у испытуемого психодиагностическую тревожность.

Процедура исследования. Испытуемый указывает, какие три самых заветных желания он бы осуществил, если бы ему представилась такая возможность. Дополнительно указывается, что желания могут быть любыми, даже если они принципиально неосуществимы. Время выполнения задания не ограничивается.

Обработка данных. Осуществляется контент-анализ данных с целью выявления жизненных сфер, значимых для респондента, делаются выводы о специфике ценностно-смысловой сферы респондента.

Испытуемому предлагается отметить качества, имеющиеся у него, при этом предлагается список положительных и отрицательных качеств. На основе анализа выборов респондента делается вывод об адекватности и характере его самооценки. Методика доступна учащимся младшего школьного возраста.

Приложение 2.6.2. Описание методик входящей диагностики (2 ступень обучения).

Модифицированные креативные тесты Ф. Вильямса в обработке Е.Е. Туник (описание представлено в приложении 2.6.1)

Методика изучения мотивации учения подростков. Авторы Лукъянова М.И. , Калинина Н.В.

Методика предназначена для изучения ведущих мотивов учения подростков.

Включает два блока: блок I методики отражает такой показатель мотивации, как личностный смысл учения, блок II характеризует другой показатель мотивации — способность к целеполаганию. Блок III анкеты указывает на иные мотивы.

Содержательный блок IV анкеты позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации обучения. Блок V методики характеризует стремление подростка к достижению успеха в учебе или недопущение неудачи. Реализацию названных мотивов поведения учащихся позволяют определить вопросы содержательного блока VI анкеты.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филипса (описание представлено в приложении 2.6.1)

Методика «20–Я» ( М.Кун, Т.Макпартленд; модификация Т.В.Румянцевой )

Тест используется для изучения содержательных характеристик идентичности личности. Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками восприятия человеком самого себя, то есть с его образом «Я» или Я-концепцией.

Инструкция . Напишите 20 различных ответов на вопрос «Кто Я?». Пишите так, как если бы Вы отвечали самому себе. Пишите ответы в том порядке, в каком они приходят Вам в голову, не задумывайтесь, отвечайте быстро.

Читайте так же:
Crafted goods angelo litrico джинсы

Методика позволяет описать следующие типы идентичности: «Социальное Я», «Коммуникативное Я», «Физическое Я», «Деятельное Я», «Перспективное Я», «Рефлексивное Я». Для понимания сущности процесса саморазвития личности анализируется соотношение типов идентичности, представленность таких типов, как «Деятельное Я», «Перспективное Я», «Рефлексивное Я».

Приложение 2.6.3. Описание методик входящей диагностики (3 ступень обучения).

Методика изучения мотивации достижения успеха Т.Элерса

Опросник личностный. Предназначен для диагностики мотивационной направленности личности на достижение успеха. Мотивация достижений (потребность в успехе), согласно концепции Д. Мак-Клелланда, является общей потребностью для любого человека. От степени развития мотивации достижений зависит эффективность деятельности.

Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)

В основу методики СЖО бала положена русскоязычная версия теста осмысленности жизни Дж.Крамбо, разработанная и адаптированная Д.А.Леонтьевым. Пункты опросника объединены в факторы следующим образом: 1 фактор «цели в жизни», т.е. наличие жизненных целей, призвания, намерений; 2 фактор – «верность ложному пути» (обязательство выполнения возложенных обязанностей даже при наличии внутреннего протеста); 3 фактор «интерес и эмоциональная насыщенность жизни»; 4 фактор – «удовлетворенность самореализацией» (выражает ощущение успешности осуществления самого себя в жизни и повседневной деятельности); 5 фактор – «Я – хозяин жизни» (выражает ощущение человеком его способности влиять на ход собственной жизни); 6 фактор – «управляемость жизни» (выражает уверенность в принципиальной возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора).

Полученные факторы (за исключением второго) можно рассматривать как составляющие смысла жизни личности. При этом они разбиваются на две группы: в первую входят собственно смысложизненные ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни, удовлетворенность самореализацией), два оставшихся фактора характеризуют внутренний локус контроля, с которым осмысленность жизни тесно связана, причем один из них характеризует общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль возможен, а второй отражает веру в собственную способность осуществлять такой контроль (образ Я).

На основании этих результатов тест осмысленности жизни был преобразован в тест смысложизненных ориентаций, включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации и два аспекта локуса контроля:

Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

Локус контроля-Я. Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле.

Локус контроля-жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение о том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.

Модифицированные креативные тесты Вильямса

Двенадцать: на русском и других европейских языках

Иллюстрированное подарочное издание поэмы Александра Александровича Блока (1880-1921) приурочено к 100-летию первой публикации. Художник: Попов Николай Евгеньевич. В книгу включена статья К.И. Чуковского «Александр Блок как человек и поэт». Текст поэмы представлен на русском и на 20 европейских языках: английском, болгарском, венгерском, испанском, итальянском, латышском, македонском, немецком, польском.

Издательство: Рудомино
Дата выхода: ноябрь 2017

Энциклопедия рэпа. Год за годом. Самые важные треки c 1979 года: обсуждение и подробный разбор

По одному самому важному треку на каждый год – с 1979 по 2014. Каждая глава представляет собой дискуссию, в которой эксперты оспаривают выбранную автором песню и предлагает свой альтернативный вариант. Это журналисты из таких изданий, как Rolling Stone, New York Times, Vice, Pitchfork, Grantland и даже с MTV. В этой книге собраны все важнейшие исполнители, курьезные истории из их жизней и истории создания песен, заметки и рецензии от.

Издательство: Эксмо
Дата выхода: декабрь 2018

Пандемия. История эпидемий в России. От чумы до коронавируса

Первый мор, который упоминается в древнерусских летописях, в течение трех месяцев 1092 года умертвил свыше 7 тыс. жизней жителей Полоцка. В 1664-1660 годах чума погубила 700 тыс. человек. Спустя сто лет, только в Москве от чумы погибло 100 тыс. человек. В XIX веке Россия пережила 8 эпидемий холеры и потеряла 2 млн человек. В 1918-1919 годах от «испанского гриппа» в России умерло 3,4% жителей — 3 млн человек. Одновременно еще 750.

Издательство: Алгоритм
Дата выхода: июнь 2020

Эстетическая стоматология. Учебное пособие

Данное учебное пособие посвящено одному из важнейших разделов стоматологии — эстетике. В нем рассмотрен алгоритм обследования больного при планировании эстетического лечения. Даны современные методы дополнительной диагностики. Пособие снабжено многочисленным иллюстративным материалом, поясняющим отдельные разделы. Рассмотрены современные методики сбора анамнеза. Представлены новые данные об.

Издательство: Практическая медицина
Дата выхода: январь 2018

Разработка SCADA-систем: Учебное пособие

Даны рекомендации по проектированию SCADA-системы с использованием среды визуального программирования Delphi. Приведен обзор существующих SCADA-систем с анализом принципов их работы. Рассмотрены возможности SCADA-системы как инструмента для просмотра тегов. Освещены вопросы организации распределенных систем управления с развитым диспетчерским уровнем. Для программистов, системных интеграторов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector