Валенки, часы и самовар дедушки Бажова. Экскурсия в музей
Валенки, часы и самовар дедушки Бажова. Экскурсия в музей
Со всех фотографий, которые я видела в детстве, Бажов глядел строго, даже сурово, а на фото в своем доме он – светится. Просто поверьте. Или приходите посмотреть.
Воскресным деньком ю-дети и их родители собрались в небольшом бревенчатом доме по адресу Чапаева, 11. Поднялись на дощатое крыльцо, вытерли ноги о вязаный коврик у порога, вдохнули запахи старого дома и расселись ждать начала истории.
Что мы знали к тому моменту? Что жил в этом доме бородатый Павел Петрович Бажов – вот он на фотографиях на стене. Что он записывал здесь сказы о наших местных чудесах: Серебряном Копытце, Огневушке-Поскакушке, Хозяйке Горы, — обо всем об этом мы уже читали детям, смотрели с ними спектакли или мультики. Что же нам здесь еще расскажут и покажут?
Когда коридорная толкотня закончилась, явилась к нам девушка-экскурсовод с кипой старых советских книжек с картинками и несколькими камушками. И начался разговор – потому что это был именно добрый живой разговор, каждый мог что-то вставить в рассказ нашего гида по старому домику, что-то спросить и уточнить. «Вы знаете, кто жил в этом доме? Вот он, на фотографиях … Сейчас я вам покажу книжку, вы знаете, кто это такой на ней нарисован? Как его зовут? Серебрянное Копытце, правильно». И книжки идут по кругу, смотрим с детьми картинки к сказам в давних изданиях «Детской литературы». Потом настала очередь камней: «С этой стороны, поглядите, — совсем обычный камешек, а сейчас мы его развернем – видите, какой узор открывается? Этот камень называется агат». Вертим в руках и агат, и аметист, щиплем асбестовые волокна.
Вот все уже припомнили героев и названия, оживили в умах металлическую-каменную тематику, вошли в курс дела, что называется, — теперь движемся дальше, в детскую комнату. За порогом натянут шнур – дальше него не шагнешь, хотя часть детворы ничтоже сумняшеся ныряет под перегородку, явно стремясь пощупать, потрогать и повертеть в руках самодельную куклу, книги и тетради, что лежат на столе. Но вот чада выстроены за шнуром, и мы слушаем о том, как жена Павла Петровича играла на гитаре, как его дети играли в этой комнате. «А как вы думаете, как же раньше люди отдыхали и развлекались? Телевизора здесь нет и компьютера тоже». – «Зато я вижу граммафон! Или патефон?» — отмечает самый глазастый, — «Нет, граммафон, ты правильно сказал, вот пластинки к нему. А еще Павел Петрович с женой и детьми садились все вместе в одной комнате, брали какую-нибудь книгу и читали ее по очереди вслух. А каждое воскресенье собирались в театр или в гости».
Комната беленькая, доски пола выкрашены в светло-коричневый цвет, повсюду кружевные занавески, накидки и скатерти, солнце светит в окна – от всего этого создается какой-то особый торжественный уют. Веет ушедшей неторопливой размеренной жизнью. Вот кукла, которую мастерили дочери Бажова, вот их рисунки: «Как настоящие художницы рисовали», — «Ой, сбоку таракан пририсован!» — «Да, это, наверное, кто-то из внуков Павла Петровича побаловался». Перьевой ручкой писали буквы – и нужно было строго следить, чтобы не насажать клякс на страничку, в стеклянную чернильницу наливали чернила и несли в кожаном мешочке, привязав к ручке портфеля, на пяльцах вышивали, здесь спали, здесь играли, здесь учили уроки.
Кабинет Бажова – такой же белый и чистый. Шкафы с книгами, стол и столики, лампа, печатная машинка. «Видите, на все стулья надеты белые чехлы. Как вы думаете, зачем? А вон на столе лежит большая лупа. Когда Павел Петрович стал старенький, у него зрение ухудшилось, видел он плохо – и вот с помощью лупы только и мог читать».
«А здесь у семьи Бажовых была столовая, здесь они все вместе собирались и обедали, ужинали, пили чай. Вот дверь из столовой, которая ведет в кухню – там и готовили еду, но мы вас туда не приглашаем – там теперь наши, музейные дела ведутся». У одной стены – черное пианино, его Бажов подарил внуку Никитке, и Никитка учился играть. «Видите, на пианино часы? Сколько они показывают? – Без пяти одиннадцать. И в кабинете тоже стоят часы – они тоже показывают без пяти одиннадцать. И вовсе не тикают. Потому что когда Павел Петрович умер, часы в доме остановили, и время здесь больше не идет». Рядом с пианино – сундук, накрытый клетчатым пледом. Никитка любил спать на этом сундуке. Знаете почему? Потому что стоит он возле печки, тепло здесь. А печка топилась из коридора: вот заслонки, вот кочерга, ухват, сковородница.
Напротив печки — полка и крючки для одежды, где под стеклом висит верхняя одежда писателя, и можно видеть, что был он человеком роста среднего, ходил с палочкой, зимой носил валенки. По улице ходил в валенках с галошами, а когда приходил домой, галоши снимал и оставался в валенках – так теплее. «Вот такое пальто носил Павел Петрович, такую вот шапку, и шарфик у него тоже был. Просто одевался дедушка Бажов, правда? Не модничал. Не привязывал себе какой-нибудь бант, не важничал… Многие люди на улице его узнавали и с ним здоровались, говорили: «Здравствуйте, Павел Петрович!» — и он всем тоже всегда отвечал: «Здравствуйте».
«А вот здесь, в конце коридора у окошка – главное место в доме. Знаете почему? Потому что тут стоит стол-секретер, за которым Бажов записывал все свои сказы». Вот на этом столе и он сам, сделанный из камня, с кусочком малахита в руке, вот его старый телефон (можно покрутить диск).
Так вот и жила целая семья в беленом доме с деревянной мебелью, кружевными занавесками и самоваром – неторопливо, степенно. С 1911 по 1969. Во дворике у них росли (и до сих пор растут!) яблони, калина, черемуха, липа. В 50-м Павел Петрович умер, и здесь жили его дети и внуки, многое в обстановке дома изменилось, но почти через 20 лет домик отдали в музейный фонд и полностью восстановили бажовскую обстановку.
Со всех фотографий, которые я видела в детстве, Бажов глядел строго, даже сурово, в его взгляде читались наставления о неусыпном труде, ответственности и дисциплине. Поэтому я -ребенок относилась к Бажову настороженно и насупленно, он у меня параллелился с бородатым же графом Толстым. А здесь, в музее, на крупноформатных фото видно: да он же добрый! И вся обстановка, атмосфера дома, самовар и эти бажовские валенки – все говорят о его доброте, теплоте и проницательности. А строгость – ну да строгим он был прежде всего к самому себе, к своей работе. И вот снова: на маленьком фото для статьи Бажов опять получился таким уж серьезным… А на фото в своем доме он – светится. Просто поверьте. Или приходите посмотреть.
Адрес: Чапаева, 11.
Часы работы: 11:00 – 17:00, выходной – суббота.
Стоимость билетов: взрослый – 30 руб, детский – 10 руб, пенсионный – 10 руб.
Экскурсии необходимо заказывать заранее. Стоимость экскурсии для группы до 20 человек – 300 руб. Билет в этом случае покупать не нужно, на детскую экскурсионную группу двое взрослых допускются бесплатно.
Есть возможность просмотра диафильмов по бажовским сказам, в этом случае идет доплата – 5 руб с человека.
Есть возможность провести интерактивную экскурсию , в ходе которой дети надевают наряды героев сказов и разыгрывают сказочные ситуации. Такого рода экскурсии расчитаны на младших школьников. Доплата – 30 руб с человека.
В доме-музее Бажова проводятся праздники : дни рождения, Новый год, Масленица, окончание учебного года. Предлагается праздничная программа на бажовские темы, чаепитие с самоваром, в теплое время года – игры в саду. Чай и угощение гости музея приносят с собой, а хозяева музея организуют праздник и накрывают стол. Стоимость праздника для группы до 10 человек – 1000 руб.
Музей валенок время работы
Какова роль валенок в современном мире?
Вывод: про валенки знает большая часть опрошенных, но четко ответить на поставленные вопросы не смог никто, хотя все заинтересовались.
Я считаю, что моя работа нужна, интересна и поможет моим друзьям больше узнать о русских валенках, об их значении в жизни русского народа и, может быть, они захотят больше узнать о русском быте. Ведь это очень важно знать, чтобы гордиться своим народом, уважать его ценности, традиции.
Я думаю, что, прочитав мою работу, многим детям захочется стать дизайнерами или модельерами, и у них появятся интересные идеи по изготовлению валенок.
В этом и есть актуальность моего исследования.
3. Что же такое валенки?
Я обратился к толковому словарю русского языка Владимира Даля.
Валенки – теплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твердыми, но бывают и мягкие, под другую обувь. Валенки – традиционная русская обувь, которую в морозную погоду носят для ходьбы по сухому снегу.
4. История русских валенок
Валенки – исконно русская обувь, впервые они появились в Сибири. Первые валенки, как считают историки костюма, появились в Семеновском уезде Нижегородской губернии лишь в самом конце XVIII века. Родиной настоящих валенок принято считать город Мышкин Ярославской губернии, умельцы которого в XVIII веке стали первыми валять валенки целиком, с голенищем.
В разных регионах России валенки называли по-разному: в Нижнем Новгороде – «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях – «валенцами», в Сибири – «пимами».
Стоили валенки дорого, их носили зажиточные люди. Относились к валенкам с трепетом: войдя в новый дом, хозяин ставил их на почетное место возле печи. Их берегли, носили по старшинству и передавали в наследство. Получить такой подарок – считалось удачей.
5. Процесс изготовления валенок
Процесс изготовления валенок, как и 200 лет назад, так и сегодня, — занятие длительное и очень трудоемкое.
Валенки делают из овечьей шерсти. Шерсть берут, как правило, летнюю. Летняя шерсть придает валенкам мягкости. После того как овечку остригли, шерсть моют и вычесывают, потом прогоняют через шерстобитную машину и в результате получается тонкое мягкое полотно (приложение, рис.I).
Подготовленную шерсть раскладывают в форме большого носка и начинают валять. Валяют всегда руками, используя для этого четырехгранную скалку (приложение, рис.II).
Шерсть поливают горячей водой, чтобы она лучше сваливалась (приложение, рис.III).
Постепенно заготовки валенок становятся меньше. Их растирают на ребристой доске, чтобы они уплотнились. Затем натягивают на колодки, формируя носок и пятку (приложение, рис.IV).
На колодках валенки отбивают деревянной колотушкой со всех сторон до тех пор, пока они не уменьшатся до нужного размера. И ставят на просушку. Высушенные валенки трут пемзой или деревянным бруском для окончательной отделки (приложение, рис.V).
6. Значимость валенок в жизни русского народа
Валенки на Руси носили представители всех слоев населения – начиная с простых крестьян и заканчивая членами царской семьи. Петр I находил в них лечебные свойства, а для Екатерины Великой специально изобрели мягкие полусапожки из тонкой черной шерсти, которые она носила под платьем на своих больных ногах. Именно во времена Петра I производство валенок получило широкое распространение. В них праздновали Масленицу, колядовали, плясали под гармонь.
С уважением к произведениям народного промысла относились многие видные политики новейшего времени. В валенках прошло детство Никиты Хрущева.
Без валенок были бы невозможны освоение северных регионов, совершение экспедиций на Северный и Южный полюсы.
7. Валенки во время Великой Отечественной войны
Неоценима заслуга валенок в военное время. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) русские солдаты были экипированы гораздо лучше, их грела не только любовь к отчизне, но и валенки, с любовью произведенные в тылу. Может, и поэтому выиграли войну? Ведь немцам приходилось охотиться за валенками, и они гордились такими трофеями. Русский валенок прошел от Москвы до Бреста и победил немецкий сапог!
8. Мои исследования
Исследование №1.
Два снежных комочка положил — один на блюдце, другой, завернув в бумажную салфетку, опустил в валенок. (Приложение, рис.VIII, IX). Через некоторое время я заметил, что на блюдце снежок растаял, а в валенке нет. (Приложение, рис.X,XI). Так что же, может валенок совсем не греет, а холодит? Почему мы надеваем в морозы валенки, и ногам нашим тепло, а не холодно? Все просто, валенок не пропускал к снежку комнатное тепло. И от этого снежку в валенке было холодно.Поэтому он и не таял. Значит, если мы наденем валенки, ногам тепло, валенки не выпускают тепло на улицу, и не пропускают холод в валенки. Вот наши ножки и не мерзнут. Им в валенках тепло.
Исследование №2.
На прогулку я вынес и поставил в снег резиновый сапожек и валенок, спрятал в них игрушки. (Приложение, рис.XII, XIII). В резиновом сапожке игрушка быстро стала холодной. А в валенке игрушка оставалась тепленькой. (Приложение, рис.XIV). Валенки удерживают тепло. Значит, валенки очень подходят для морозных дней.
9.Макеты валенок
Макеты валенок (рис.XV) изготовлены моими одноклассниками- учениками 2 «А» класса МБОУ «Средняя школа № 33» города Калуги.
10. Роль валенок в современном мире
Валенки – это экологичная обувь, поскольку изготавливается из натуральных материалов – шерсти животных.
Валенок охраняет стопу человека не только от холода, но и от жары. Натуральная овечья шерсть замечательно поглощает и испаряет влагу, сама оставаясь сухой, именно такое сухое тепло помогает при простудах. Валенки приносят облегчение при ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов, ускоряют заживление ран и переломов.
Валенки очень помогают людям, которые по роду своей профессии проводят большое количество времени на улице, даже в суровые зимние дни, потому что натуральные волокна шерсти валенка имеют большую теплоемкость. Это сотрудники коммунальных служб, полицейские, спасатели, охранники.
Натуральные шерстяные валенки обладают положительной для человека энергетикой.
Валенки сейчас в моде, существует огромное количество разнообразных моделей с дизайном на любой вкус (рис.XVI).
11.Валенки в потешках, поговорках, пословицах, частушках и загадках
потешки
поговорки
пословицы
частушки
загадки
Баю, баю – баиньки,
Скатаем Маше валенки,
Валенки по ножкам,
Бегать по дорожкам.
Как у Даши маленькой
А шуба багряная,
а личико румяное.
Прост как сибирский валенок.
Сани и валенки – готовь летом.
С умного по шерстинке – дураку валенки.
Кто раньше встал, тот и валенки одел.
Чтоб прогнать мороз и стужу,
Мы в ладони хлопаем,
В валенках через сугробы
С ними я не расстаюсь,
Даже спать с ними ложусь!
Ни начала, ни конца,
Ни шва, ни рубца.
Валенкам посвящены даже песни. Самой известной из которых, безусловно, является «Валенки-валенки» в исполнении Лидии Руслановой.
12.Валенки в сказках
«Все на свете все имеет конец, все умирает и только одни дедушкины валенки вечные». Это строки из сказки Михаила Пришвина «Дедушкин валенок». Пожалуй, самая известная литературная сказка о валенках.
Валенки упоминаются во многих русских народных сказках, их одевают главные герои сказок в любое время года, вот, например, в сказке «По щучьему велению» главный герой Емеля в валенках.
13.Интересные факты о валенках
Обычно валенки делают из овечьей шерсти. Но бывают козьи, верблюжьи и даже собачьи валенки.
На изготовление одной пары валенок уходит в зависимости от размера от 4 до 7 килограммов шерсти.
Среди валенок есть свои рекордсмены. На место в Книге рекордов Гиннесса претендуют два валенка-гиганта. Один, 120-го размера, другой еще громаднее. Его высота 178 сантиметров, вес -16,5 килограммов, а размер как раз в пору Гулливеру – 146-й! (рис.XIX)
В свое время огромные валенки смастерили по спецзаказу для Олега Попова – клоун запрыгивал в них во время трюка.
14. Музеи валенок
Музеи валенок существуют в нескольких городах: Москве, Мышкине и Кинешме.
Музей валенок открылся в небольшом приволжском городке Мышкин в 2000 году (рис.XX, XXI, после того, как здесь впервые была проведена выставка-продажа «Русские валенки». Открыт он в городе неслучайно, уже больше 100 лет в Мышкине работает валяльно-катальный цех. Музей пользуется огромной популярностью. В мышкинском музее не все валенки на один цвет – здесь есть обувь самых разнообразных расцветок и фасонов и даже модельные валенки, над которыми трудилась умелая дизайнерская рука. Мышкинские мастера и мастерицы украшают валенки мехом, вышивкой, вырезают фигурное голенище, а главные «шик» валеночной моды в Мышкине – это коротенькие валеночки – опорки.
В музее «Русские валенки» в Москве (рис.XXII) собрана большая коллекция валенок, представлены экземпляры от вышитых валенок конца XIX века до современных, превращенных дизайнерами в арт-объекты. Музей открыл свои двери в декабре 2001 года.
В музее можно узнать абсолютно всю историю валенок, технологию их производства, познакомиться с ведущими фабриками, производящими валенки. В экспозиции музея представлены лучшие образцы валенок, начиная с самых простых, в которых ходили крестьяне и высшее сословие прошлых веков, заканчивая самыми современными «произведениями валяного искусства».
«Русские валенки» — это музей, в котором можно и нужно трогать экспонаты. Здесь можно даже купить заготовку и самостоятельно сделать сувенирный валенок.
15. Заключение
На основе полученных данных я доказал следующее:
-зимой в городе предпочитают носить другую обувь, оставляя валенки для прогулок за город, но в сильные холода предпочтение отдают валенкам;
— валенки — удобная и красивая обувь, более теплая по сравнению с сапогами;
— валенки оказывают положительное влияние на здоровье.
Валенки – как русская матрёшка, как пуховый платок – национальный символ подлинной России с её широкой душой и бескрайними просторами. И хотя еще не так давно валенки считались пережитком прошлого, сейчас они возвращаются в наш быт.
Валенки снова входят в моду! Но уже не только как удобная и незаменимая обувь, но и как сырье для новых смелых и порой совершенно фантастических идей художников, дизайнеров и модельеров.
В результате моей исследовательской работы я убедился, что моя гипотеза подтвердилась, в современном мире валенки будут востребованы всегда.
Музей валенок время работы
Выездное, Советская улица, 74А
Сегодня: 09:00 — 15:00
Для входа на выставки и экспозиции музея необходимо:
QR-код или отрицательный ПЦР-тест действительный в течение 72 часов.
Документ, удостоверяющий личность.
Бесплатные фото и видеосъемка
Интерактивные программы для детей
Интерактивные программы для взрослых
В рабочем поселке Выездное, по пути следования в с. Дивеево в старинном каменном здании постройки ХVIII века, принадлежавшем графам Салтыковым на протяжении 226 лет, известен Музейно-выставочный центр Арзамасского района (далее МВЦ). Здесь вам поведают о том, кто такие «матраи» и как говорили на матрайском языке местные ремесленники, почему в Арзамасском районе самые красивые девушки – «рогатые» и «бородатые». Узнаете особенности старинных местных костюмов, лоскутного шитья и домокатных дорожек, варег, связанных одной штопальной иглой, валенок, увидите настоящую шерстобитную машину и другие виды промыслов, заглянете в интерьеры гончарной, сапожной, сапоговаляльной, золотошвейной мастерских,так же вас ждет знакомство с традициями, бытом и жизненным укладом местных жителей, славившихся своим мастерством и искусством, с историей и современностью арзамасских промыслов и ремесел.
В 2015 году в здании МВЦ был открыт Музей «Победы». В нем хранится историческая память о тяжелых днях войны, многочисленные письма, фотографии, личные вещи участников Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза.
В селе Чернуха Арзамасского района находится Музей им. С.И. Трофимова. Основан музей охотниками Чернухинского районного охотобщества в 1955 году. Там представлены уникальные экспонаты-представители фауны Нижегородской области, добытые охотниками в местных лесах. На экскурсии в музее вы научитесь определять возраст лося, глухаря, узнаете сколько длится детство зайки, познакомитесь с зверьком и птичкой – «сладкоежками», а так же узнаете много других интересных фактов о жизни животных и птиц. В музее проводятся мастер-классы по изготовлению игрушек из природных материалов.
Правда о ногах
В музее «Русские валенки» его директор Эльвира Гараева встретила меня вопросом: «Вы подготовились? Владеете темой или как вы писать будете?» Я признался, что темой валенка в детстве владел, но с тех пор не повторял. Я хотел объясниться, что не знал, что надо готовиться. Я сколько музеев уж обошел, и водки музей, и лондонскую Национальную галерею, и еще ни разу не было, что без подготовки нельзя. Но не решился я это сказать. Анна Ахматова не смогла бы с таким презрением посмотреть на советскую власть, с каким Эльвира Фаридовна на меня, когда узнала, что по валенкам я слаб.
В общем, она была права. Не то чтобы этот музей был непостижим уму. Он небольшой, валенки — материал однообразный, в суть коллекции вникаешь довольно быстро. Примерно 60 пар валенок разной степени украшенности, три пары исторических, конца XIX века, остальные современные, в основном художественно оформленные. Плюс лапти, унты, бурки и онучи и художественные изделия из войлока. Но для того чтобы все это прочувствовать, полюбить, оценить, проникнуться, нужно готовиться не перед походом в этот музей. Нужно готовиться всю жизнь.
И я, конечно, не готов. То есть теперь, после ее прекрасной экскурсии, после чтения ее статей и статей о ней, после прочтения большой восторженной книги отзывов, умом я много понимаю про валенки. Но умом валенок не понять. Его надо чувствовать всей душой, а это особое чувство. С валенка начинается родина. Там в коллекции есть валенки самого маршала Жукова и еще какого-то важного летчика-истребителя, который бил в валенках фашистов.
У меня был знакомый, такой чудесный искусствовед, Ростислав Борисович Климов. Он очень любил живопись итальянского Ренессанса и барокко, и время от времени в душе его наступало черное отчаяние от того, что этого нет в России. Не в том смысле, что никогда не было, а в том, что не могло быть в принципе. «Понимаете, юноша,— сказал он мне на излете тяжелого позднесоветского застолья,— ваш Лихачев все врет. Какой Андрей Рублев, какой Епифаний Премудрый! Ренессанс невозможен в России в метафизическом смысле. Вспомните Боттичелли. Нет, никогда не может быть Ренессанса в стране, где женщина шесть месяцев в году ходит в валенках. Чтобы чувствовать прекрасное, нужно ценить ее ногу!»
В валенке действительно есть недвусмысленное указание на то, что форма ноги не представляет для народа, придумавшего такую обувь, никакой ценности. Даже как бы наоборот, это такой предмет, который данная культура полагает более уместным спрятать от глаз людских. Музей в этом смысле, как систематическое собрание, не оставляет пространства для сомнений. Русское эстетическое чувство полагает, что нога может быть изящной, если на войлочном мешке, в который она упихана, что-нибудь нарисовано или, к примеру, к войлоку прилеплен кружевной цветочек. А просто так на это безобразие — ногу — смотреть невозможно. Собранные в музее лапти, которые, строго говоря, не имеют к валенкам прямого отношения, как-то удивительно кстати там смотрятся, поскольку усугубляют тезис, доказывая, что такое отношение к ноге не связано с климатом. Оно всесезонное.
Только зря Ростислав Борисович думал, что это природное, варварское отношение к женской ноге, действительно не оставляющее никаких шансов для «Весны» Боттичелли даже и в метафизическом смысле (просто страшно представить ее себе в валенках),— следствие тяжелого наследия татаро-монгольского нашествия и вообще темного Средневековья. Что до татаро-монголов, то тут, в музее, это особая тема, потому что кто-то когда-то написал, что русские люди переняли от татар войлочную обувь. Эльвира Фаридовна с блеском разоблачила передо мной эту антинаучную теорию. В музее ясно показано, что обувь у татаро-монголов была хотя и войлочная, но шитая, с нитками, с загнутыми носами (довольно, кстати говоря, изящная), а русские валенки — без единого стежка, цельнокатаные — это наше национальное изобретение. Вообще в России как-то принято гордиться продуктами, сделанными в отсутствие чего-то,— дом без одного гвоздя, сапог без одного стежка, суп без мяса. Но главное — это вовсе не темное наследие Средневековья. Нет, это оказывается результат научно-технического прогресса. Валенки в России появились лишь в конце XIX века в результате развития производства, и первые станки для катания войлока были английские, и в музее даже есть такой станок. А до того у нас отдельно шилось голенище, а отдельно ботинок, и все постоянно рвалось, и стыки обматывали тряпками. Но в Англии, несмотря на станок, валенок никто не производил. Нет, их тут у нас изобрели, как-то прокатывали, валяли, потом запаривали в бане, сушили в печке, и так пять дней, и все это пахло, и в конце получалось.
Представляете, в тот момент, когда Европа изготавливала обувь haute couture, когда дамские сапоги приобрели мягкость лайковых перчаток и змеиную пластику, мы тоже, тоже совершили технологический прорыв! Мы изобрели валенки. Нет, Ростислав Борисович, валенки — они не только доказательство невозможности Ренессанса в России. Они еще и указание на судьбу прогресса в нашей стране. Вот Петр Яковлевич Чаадаев написал, что «мы составляем как бы исключение среди народов. Мы принадлежим к тем из них, которые как бы не входят составной частью в род человеческий, а существуют лишь для того, чтобы преподать урок миру». Он не сказал, какой урок. Я скажу. Валенки.
Но ничего из этой мрачной русофобии нет в этом музее. Напротив, там царит атмосфера такой чистой радости, какая бывает, когда в детстве скрипишь новыми валенками по только что выпавшему снегу. Экспозиция открывается фотографией Юрия Лужкова, которому при посещении этого музея подарили большие белые валенки, и лицо его полно такого неподдельного счастливого восхищения, что ясно видно, как неправы те, кто говорит, что жизнь его состоит лишь из темных сторон коммерческой деятельности Елены Николаевны Батуриной. Нет, наоборот, думаешь, что, когда он был маленький, с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной. А на противоположной стене там живописный портрет основателя музея В. М. Тимощенко, который 40 лет назад сам работал валяльщиком войлока, а теперь председатель совета директоров ЗАО «Горизонт», и видно, что и он тоже бегал, и тоже с удовольствием. Как сообщает пресс-релиз музея, без валенок мы бы не проникли ни на Северный полюс, ни на Южный, не было бы у нас славных полярников, простых романтиков, отважных нефтяников и газовиков. Славной романтикой веет от русского валенка.
Вот, казалось бы, такая тема, что, конечно, в ней должен быть какой-то патриотический китч, пельмени с перепелками под самовар. А нет этого. Нет восковых фигур обутых в валенки красноармейцев и восковых овец романовской породы. Да, там есть валенки с вышитым на них гербом России, но они такие красивые, герб, знаете, золотой, валенок белый, и видно, что это от чистого сердца вышито, а не китч. А как прекрасен валенок в форме паровоза, сколько свободной, раскованной фантазии! Несется этот паровоз по миру, а изумленные народы отступают и дают ему дорогу! Куда ты мчишься, валенок-паровоз? А уж когда Эльвира Фаридовна, очень, надо сказать, изящная девушка, про которую и не подумаешь, что она так любит валенки, стала мне показывать, как валенок валять, как под пяточку больше прядей подкладывать, чтобы форму пяточка держала, как волосики в бане у валенка дыбом встают, а потом перепутываются, таким теплом и добротой повеяло в этом музее, что как-то и Боттичелли забылся. Как написано в одной из статей про музей, там тепло и уютно, как в валенке. И это правда.
Весь ведь русский характер сказался в валенке. Потому что у нас что? Холодно у нас. А вот попробуй часа четыре на морозе по снегу потопчись. Прямо очень больно. А мы придумали такую штуку из войлока, что сунешь в него ногу, и не больно. Без них и не знаешь, как это выдержать, а в них совсем почти не больно. Это же счастье. Прав был Василий Осипович Ключевский, национальный характер определяется в первую очередь климатом. Ведь когда сильный мороз — это для обычного человека не очень приятно, даже, можно сказать, плохо. А мы придумали, как получать удовольствие от того, что плохо, и этим гордиться. И все-все-все: и партизанские заснеженные леса, и кровь на снегу у Сурикова, и Павка Корчагин, и Пугачев, вырастающий из оренбургского бурана, и «запихай меня лучше, как шапку, в рукав жаркой шубы сибирских степей. » — все это становится пронзительно-ясным и простым. Сходите в музей «Русские валенки». Вы все поймете.