Uspoloassn.su

Модные новинки
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок по мотивам творчества Ф. Абрамова; Между нами полвека; (из опыта работы факультативного курса)

Урок по мотивам творчества Ф. Абрамова "Между нами полвека" (из опыта работы факультативного курса)

Я Неганова Валентина Григорьевна. Мне немало лет, но я до сих пор помню бабушкины слова о том, что у каждого человека за плечами два ангела: добра и зла. Кого из них послушать? За кем пойти?

Пионерка, активистка, атеистка, я словно заново увидела себя и бабушку. Я знала, что она, родившаяся на рубеже веков, – круглая сирота. Знала, что во время войны ей, матери шестерых детей, поручили руководить колхозом.

Слова об ангелах были совершенно не уместны во времени, они не вписывались ни в бабушкин, ни в мой образ жизни. И именно поэтому запомнились навсегда.

К сожалению, в повседневной суете мы редко говорим по душам с теми, кто с любовью и надеждой, не требуя ничего, наблюдает за нами и просит у невидимого Бога спасти и сохранить нас от того, что выпало на долю им.

Известно, что в современной школе приоритеты направлены на образование. Критерием личностно-ориентированного подхода, о котором так много мы говорим, выступает динамика изменений в учебном и личностном росте учащихся. Это отслеживается по положительной динамике качественной успеваемости, по результатам контрольных срезов знаний, ЕГЭ и поступаемости. Воспитание же отдано безраздельно в руки классного руководителя и организатора внеклассных дел. Вот только смогут ли дойти эти руки до каждого ребенка? Конечно, на уроках гуманитарного цикла мы говорим о духовности и нравственных качествах литературных персонажей и исторических деятелей. Но это в целом. Местный патриотизм становится непопулярным. О стариках вспоминают чаще всего по «красным» датам. Из Нелюбина на войну ушло 150 человек. Сегодня из них в живых один! А из 45 малолетних тружеников тыла – наших односельчан – сегодня живы только 5 человек.

Уходят живые свидетели истории, очевидцы одной из самых страшных войн человечества. Вместе с ними уходят традиции и целая эпоха. Конечно, о прошлом можно узнать из кинофильмов, прочитать в книге. Но ангел добра услышан будет лишь тогда, когда обращаются именно к тебе, и не через экран или книгу, а воочию. Наши бабушки и дедушки не могут ждать.

Так появилась идея создания факультативного курса «Семь-Я».

Цели его, помимо обучающей, – привлечь внимание учащихся к обсуждению вопросов, связанных с понятиями «уважение», «ответственность», «патриотизм», «традиции отцов»; воспитать гордость за свою фамилию, свой край и ответственность за будущее своей семьи и страны в целом через развитие интереса к прошлому своей страны и своей семьи.

Данный курс включает в себя три этапа, что обусловлено его задачами:

– знакомство с летописными и фольклорными жанрами родного края;
– составление собственного генеалогического древа на основе семейных архивов и легенд;
– знакомство с жизнью и бытом наших бабушек, которым в суровые военные и послевоенные годы было столько же, сколько их внукам сегодня. (На основе изучения литературных произведений В. Астафьева, Ф. Абрамова и рассказов очевидцев)

Идея применяемой мною технологии обучения заключается в избирательном подходе к учебному материалу и «погружении» в проблему, «примеривании ее на себя». Срабатывает, как я называю, принцип «приближения». В качестве анализируемого материала предлагаю ученикам онтологическую прозу, которая очень многогранна и доступна для любого возраста. Пытаюсь донести до учащихся мысль, что причина гармонического сознания деревенского жителя в единении с природой. Эта мысль близка целям и задачам курса. В соединении с элементами технологии РКМЧП и личностно-ориентированным подходом это дает неплохие результаты.

Творческим результатом данной работы явилась серия сочинений обучающихся на темы: «История моей фамилии на земле сибирской» и «След войны в моей семье».

В данном случае перед учениками помимо общих целей были поставлены и частные:

– развивать творческие способности и исследовательские навыки;
– вырабатывать умение сравнивать и совершенствовать написанное;
– продолжить формирование навыков лексической работы.

Но главное достижение, на мой взгляд, в том, что изменились в лучшую сторону взаимоотношения бабушек и внуков. Удалось найти точки соприкосновения интересов двух поколений, в результате исчезает высокомерие младших, а бабушки охотнее стали рассказывать о военном и послевоенном прошлом, не опасаясь насмешек и непонимания.

В беседах с учениками постоянно акцентирую внимание на культурных традициях села, источниках его нравственного здоровья, напоминаю о военных и трудовых подвигах односельчан.

Беречь можно лишь то, чем гордишься. А нелюбинцам есть чем гордиться! И дети должны об этом знать.

Предлагаю Вашему вниманию разработку урока-конференции по мотивам творчества Фёдора Абрамова.

Творческим итогом работы факультативного курса и подобных встреч стал сборник «Между нами полвека, между нами война», выпущены й в этом году в издательстве «Курсив».

Урок – конференция для учащихся 5-6 классов «Детство, опалённое войной»
(по мотивам творчества Фёдора Абрамова)

Цели урока:

– знакомство с биографией писателя и его творчеством;
– на основании литературных источников, рассказов очевидцев и творческих работ учащихся, написанных по воспоминаниям бабушек, показать драматизм судеб детей – подростков в военное и послевоенное время;
– помочь почувствовать учащимся гордость за своих предков, пробудить желание сохранить и приумножить традиции своей семьи;
– дать представление о плане-схеме и его соответствии композиции;

Задачи:

– развитие способности соотносить обсуждаемые на основе прочитанного литературного текста проблемы с актуальными вопросами современной жизни;
– развитие навыков аналитического чтения и исследовательских способностей;
– обогащение словарного запаса учеников.

Дидактическое обеспечение урока: мультимедийное сопровождение, набор фотодокуметов «Ф. Абрамов», выставка книг писателя, анкетки «Три вопроса по делу», список книг, рекомендованных для самостоятельного чтения, стенд с красочно оформленными сочинениями и фотографиями бабушек, валенки, сувениры для гостей

На экране слова:

Я уверен, что придёт время, когда будет воздвигнут памятник мирному подвигу русской бабы.
Фёдор Абрамов

В зале на почётных местах сидят приглашённые бабушки.

Читайте так же:
Венец познания вов где лежит Немного об одежде

На сцене старые растоптанные валенки, горбушка чёрного хлеба – паёк военной поры для взрослых.

– Нас ждёт сегодня необычный урок. Он родился не только в связи с изучением творчества Фёдора Абрамова, но и благодаря нашим бабушкам, чьи детство и молодость пришлись на суровые военные и послевоенные годы. Низкий поклон тем из них, которые смогли сегодня прийти в этот зал. (Предложить детям представить гостей)

В подготовке сегодняшнего урока принимало участие 5 групп. Слово исследователям-биографам творчества Ф. Абрамова.

На экране слайды с фотоснимками из жизни писателя, с видами северной деревни, откуда он родом. Учащиеся сопровождают показ рассказом о жизни и творчестве писателя.

– Какой главный критерий творчества Ф. Абрамова?

Ребята делают вывод, что главное для Фёдора Абрамова – правда, пусть и некрасивая, иногда даже жестокая.

– Такую ничем не приукрашенную правду мы видим в рассказе Ф. Абрамова «Валенки». Вспомним сами и познакомим наших гостей с произведением, которое и послужило причиной нашей сегодняшней встречи.

Подготовленный ученик выразительно читает начало рассказа до слов «Мне четырнадцать годков было. »

Беседа по содержанию произведения:

– Что заинтересовало рассказчика среди всего этого нехитрого крестьянского достатка?

– Вспомним, как достались хозяйке эти валенки.

– Ну, подумаешь, сгорели. С кем не бывает. Почему Дарка босиком бежит к начальнику лесопункта?

– Как вы объясните, что начальник угрожает девочке судом? Ведь нам ясно, что её вины тут нет. Может, это вымысел Фёдора Абрамова, чтоб заинтересовать читателей, и автор сгущает краски? Давайте спросим об этом наших гостей.

Бабушки рассказывают о работе во время войны, о строгих законах военного времени.

– Поблагодарим выступающих и вернёмся к содержанию нашего рассказа.

Кто помог Дарке, спас её от беды?

Вывод: в трудные военные годы люди помогали друг другу чем могли. Это единение помогло выстоять и дождаться Победы!

– Закончим чтение рассказа.

Подготовленный ученик читает финал произведения.

– Как вы думаете, почему Дарья Леонтьевна до сих пор хранит эти валенки?

– Можно ли по рассказу судить о том, какие человеческие качества ценит в людях Дарья Леонтьевна? Подтвердите ответы текстом.

Группа ребят-«теоретиков» по ходу урока на доске составляет план рассказа «Валенки», параллельно класс рассматривает ключевые моменты (элементы композиции)

– В произведении есть слова, значение которых в наше время не всем ясно.

Ребятам, которые работали в лексической группе, предлагается дать своё толкование слов: ударник, нары, барак, полушалок и др. С помощью бабушек устанавливается лексическое значение этих слов в соответствии со временем.

– Ваши сверстники военной поры. Они рано повзрослели из-за войны. Вместо того, чтобы сидеть за партами, играть, встречать праздники за щедро уставленным столом, ваши бабушки помогали, чем могли, фронту. «Всё для фронта, всё для Победы!» – таков лозунг того времени. И само слово «победа» ассоциировалось у них с изобилием, «когда всего будет досыта». Вот как об этом рассказывает ещё одна героиня Фёдора Абрамова из литературной миниатюры со знаковым названием «Вкус Победы».

Выразительное чтение рассказа «Вкус Победы».

– 60 лет прошло, как окончилась война. Всё меньше и меньше остаётся в живых ветеранов войны. Но, к счастью, живы ещё ваши бабушки, живые свидетели истории. А это значит, что мы можем прикоснуться к той поре не только по книгам, но и в жизни. Трудно поверить, но вашим бабушкам когда-то тоже было столько же лет, как и вам. Послушаем сочинения о ваших сверстниках, чьё детство опалено войной.

Учащиеся читают творческие зарисовки различных жанров о своих бабушках.

– Для наших гостей, русских женщин, которых Ф. Абрамов назвал мерилом духовной силы, нравственной красоты и чистоты, звучит стихотворение Вероники Тушновой «Россия».

Под аудиозапись песни «Бабушки» в исполнении группы «Любэ» учащиеся вручают сувениры гостям.

Примечание. Итоги конференции целесообразнее подвести на следующем уроке.

Словарь малознакомых слов
по рассказу Фёдора Абрамова «Валенки»

Барак – временное деревянное жильё
Бурки – сапоги из войлока
Лесозаготовки – лесные деляны, где заготавливали древесину
Лесопункт – место, где находились лесные деляны
Нары – дощатый настил, иногда в два яруса, для сна
Отрез – кусок ткани
Полушалок – небольшая шаль или большой платок
Робить – работать (диалектное)
Скорестить – сшить, смастерить (тоже диалектное слово)
Ударник – передовой работник, перевыполняющий положенную норму
Шони – самодельная обувь (диалектное слово)

Словарь малознакомых слов,
составленный учащимися при работе
над сочинениями исследовательского характера о своих бабушках

Куртук – озеро в с. Нелюбино
Обласок – маленькая лодка, выдолбленная из дерева.
Письмоноска – почтальон
«Под комендатурой» – так называли ссыльных, которые должны были регулярно отмечаться в комендатуре.
Пучки – растения со съедобными стеблями.
Чистина – заливные луга.
Шахтёрские калоши – резиновая обувь, которую подвязывали верёвками.
Щёлок – зола, опущенная в воду.
Примечание: объяснения записаны со слов бабушек.

Список произведений Фёдора Абрамова, которые мы рекомендуем почитать ученикам, их бабушкам и родителям

Ночевала тучка золотая краткий пересказ по главам. Ночевала тучка золотая

Братья-близнецы Колька и Сашка Кузьмины – Кузьменыши – выживают в непростое военное время в детдоме лишь благодаря своему преимуществу: «в четыре руки тащить легче, чем в две; в четыре ноги удирать быстрей». Постоянный, изнуряющий голод зимой 44-го заставляет братьев мечтать лишь об одном – «проникнуть в хлеборезку, в царство хлеба любым путем». Недолго думая, Кузьменыши принимаются рыть подкоп под хлеборезку.

В этот момент в детдоме стали усердно распространяться слухи о переезде на Кавказ. Братья уже приближаются к заветной цели, но директор обнаруживает подкоп, и начинается следствие. Понимая, что рано или поздно ниточки приведут к ним и «все равно удирать придется», Кузьменыши решают добровольно отправиться на Кавказ.

Читайте так же:
Кружевной воротник светланы берсановой

Их сажают на поезд, который наполняют такими же оборвышами, как и они, из столичных и подмосковных детских домов и приемников. По дороге, чтобы не околеть с голода, братья промышляют мелким воровством на привокзальных рынках.

Во время одной из остановок детдомовцы объедаются неспелыми овощами с огородов, и Сашке, как и многим другим, становится очень плохо. Братьев хотят разлучить, но они даже не помышляют об этом. Колька просит вмешаться Регину Петровну – их будущую воспитательницу, и та «пообещала белой врачихе за братьями, особенно за Сашкой, следить».

Главы 7-13

На месте выясняется, что на пятьсот человек детдомовцев всего руководящего состава – «три воспитателя да директор» Петр Анисимович, бывший завхоз. Не было даже повара, но и варить особенно было нечего. Чтобы добыть себе пропитание, колонисты волокли «в станицу матрацы, подушки, остатки мебели, меняли на картошку, на прошлогоднюю кукурузу».

Проводник поезда Илья подсказывает Кузьменышам способ заработать – украсть комплект зимней одежды. Он сытно кормит братьев, наливает, «как взрослым, сивуху». Илья спаивает братьев, понимая, что «такими да с молодцами любое дельце провернуть можно».

Кузьменыши решают сбежать, разместившись в собачнике – небольшом железном ящике для перевозки собак в поезде. Но в последний момент, вспомнив о любимой воспитательнице Регине Петровне с двумя ее малолетними сыновьями, мальчики меняют свое решение.

Вернувшись в колонию, Кузьменыши узнают, что Регина Петровна устроила их на консервный завод, прибавив братьям лишний год.

Главы 14-18

Под утро раздался взрыв и «во все окна полыхнуло зарево, окрасив стены в дрожащий кровавый свет». В поджоге колонии подозревают никому не ведомых чеченцев, которые держат в страхе все местное население.

Кузьменыши вместе со старшими колонистами попадают на консервный завод, где в их обязанности входит сортировка овощей и фруктов. Вечно голодные братья наедаются так, «что только из глаз да ушей не текло».

От работников завода Сашка и Колька узнают, что по приказу Сталина местных чеченцев собрали и «в Сибирский рай повезли», а жителей средней полосы России согнали на Кавказ. Оставшиеся чеченцы «в горах запрятались» и теперь «безобразят».

Главы 19-25

Во время концерта самодеятельности, на который приглашены колонисты и работники завода, совершен поджог машины и дома Ильи. Никто не сомневается, что это – дело рук проклятых чеченцев.

Кузьменыши поддаются всеобщей панике и решают бежать. Но Сашка настаивает на том, чтобы напоследок проститься с Региной Петровной, и говорит, что никуда «не поедет, пока не увидит воспитательницу».

Регина Петровна уговаривает мальчиков остаться, чтобы позже уехать всем вместе, когда она немного поправит свое здоровье. Воспитательницу с детьми отправляют в подсобное хозяйство, где она быстро идет на поправку. В качестве помощников она берет с собой Кузьменышей.

Прожив некоторое время у Регины Петровны, мальчики вместе с одноногим фронтовиком Демьяном собираются в колонию. Воспитательница переживает за безопасность братьев и просит Демьяна присмотреть за ними.

Приехав на место, Кузьменыши обнаруживают подозрительно тихий и пустой дом, в котором «не слышно было ни одного голоса». Вернувшись с разведки, братья сообщают Демьяну,что в колонии произошло что-то ужасное. Опытный фронтовик приказывает ребятам свернуть с дороги в кукурузное поле и как можно тише уходить отсюда, но их находит вооруженный всадник.

Главы 26-32

Кольке удается скрыться от преследования, и на следующее утро он возвращается к детдому, чтобы отыскать брата. Он замечает Сашку, который, «прислонясь к забору, что-то пристально разглядывает». Подойдя ближе, Колька с ужасом замечает, что «Сашка не стоял, он висел, нацепленный под мышками на острия забора».

Достав тележку, Колька укладывает на нее труп брата и везет на станцию, ни от кого не прячась. На станции он перекладывает закоченевшее тело Сашки в собачник уходящего поезда, а сам остается.

Кольке не хочется возвращаться в разоренную колонию, но он вспоминает о Регине Петровне, которая обязательно будет их искать, и отправляется в обратный путь. В бывшей колонии мальчик ложится на пол и впадает в забытье. Его приводит в чувство чеченский мальчик в «прожженном ватнике до голых колен» по имени Алхузур. Он рассказывает Кольке о депортации чеченского народа, о разрушении их кладбищ. Вскоре Колька и сам становится свидетелем того, как красноармейцы выкладывают дорогу могильными плитами.

Мальчики отправляются в дорогу, где их настигает чеченский всадник. Он готов убить Кольку, но тот не боится смерти, ведь тогда «они с Сашкой снова встретятся там, где люди превращаются в облака». Алхузур убеждает всадника не убивать русского мальчика, и с тех пор они называют себя братьями.

Донельзя истощенных мальчиков ловят и отправляют в детприемник. Они не дают себя разлучить, называя себя братьями Кузьменышами. В итоге их вместе с другими воспитанниками сажают в поезд, и они навсегда покидают Чечню.

Подробный пересказ рассказа Ночевала тучка золотая

Произведение повествует нам о детях, воспитывающихся в детском доме, которые были отправлены из голодных военных мест на Кавказ. Автор показывает нам ребят, детство которых было нарушено войной.

С первых строчек повести перед нами предстают два брата Саша и Коля Кузьмины. Жили они в детском доме впроголодь, так как заведующий детским учреждениям много воровали. Все продукты, которые поступали на склад, продавались на рынке или разбирались его родными. Ребята мечтали попасть в помещение, где хранился хлеб, и даже сделали подкоп. Но попасть туда им не удалось, так как эту лазейку вскоре обнаружили. Кузьменыши, так их еще называли, понимали, что если их разоблачат, то они будут наказаны. Поэтому они соглашаются ехать с остальными детишками на Кавказ. Они не знают, где находится названый край, но судя по обещаниям, понимают, что там они не будут сидеть голодными.

Читайте так же:
Спамбот в Телеграме Огромное количество сообщений

В пути мальчики проявляют заботу друг о друге. Так, Коля делится с Сашей своим куском хлеба, сам же укладывается спать без ужина. Часто, на станциях, они бежали к торговкам и воровали продукты. В поезде у ребят происходит знакомство с Региной Петровной, которая работала воспитателем. Она ехала со своими сыновьями Жоресом и Маратом. Выйдя на одной из остановок, мальчишки увидели непонятный поезд, в котором находились странные дети, разговаривавшие на чужом для них языке. Они хотели подойти и посмотреть поближе, но их не подпустила охрана. Неожиданно у Сашки начались проблемы с животом и братьев отправили с этими же ребятами.

Все сироты останавливаются на одной из станций Кавказа, где они с большим удовольствием купаются в лечебных источниках. Сашка и Колька все больше сближаются с Региной Петровной. Она часто угощала их какими-то сладостями, сама же оставалась голодной. Мальчики же старались добывать сами себе пропитание. Неподалеку от станции они нашли небольшое поселение, где и таскали потихоньку продукты.

Однажды Кузьменыши встречают там проводника, который объяснил им, что в этом ауле должны проживать приезжие дети. Ребята пробуют впервые спиртное, и Илья начинает использовать их в качестве мошенников. Он говорил, где можно украсть, а Кузьменыши воровали.

Мужчина, на самом деле, был уголовником, сидел в тюрьме, где и узнал, что здесь много брошенных домов, и есть чем поживиться на время отсутствия хозяев. Так как Илья отбирал у них все награбленное добро, и практически с ними не делился, мальчикам было совестно возвращаться к своим попутчикам. Прибыв назад, они угостили Регину Петровну украденным салом, но она к нему не притронулась. Поняв, что мальчики воровали, она не сказала об этом директору, а помогла им устроиться трудиться со старшими детьми на консервный завод, для того, чтобы у них был хоть какой- то паек. Кроме того из найденной папахи, она шьет шапки для близнецов.

Вскоре чеченцы устраивают вредительство. Они уничтожают помещение, где хранятся теплые вещи детдомовцев.

Ребят также подкармливает сторож предприятия, где они работают. Она разрешает им брать немного фруктов и разные консерванты. Тетя Зина могла легко различать братьев. Но женщина боялась чеченцев, которых вывезли насильно в Дальнюю Сибирь. Оставшиеся мужчины прятались в горах и потихоньку вредили русскоязычному населению. Сашка и Коля, выходя с завода ,умело таскают банки с джемом. Таким образом, они делают небольшие запасы на крайний случай. Мальчики помогают сыновьям Регины Петровны не умереть с голоду, потихоньку подкармливая их. Однако, об их действиях, узнают другие детдомовцы, которые совершают хищение у Кузьменышей. О воровстве узнают на заводе, и ребятам запрещают там трудиться. На месте, где проживают сироты, происходит обыск, и обнаруживают тайник с множеством консерваций. Но дети в это время выступали с концертными номерами перед местным населением.

Вдруг всех испугал взрыв. Это бандиты подорвали автомашину и дом, где жил Илья. В это время из больницы приезжает Регина Петровна, которая рассказывает о том, что на нее покушались горцы. И если бы не маленький мальчик одного из бандитов, то ее бы убили. Он смог помешать выстрелить в женщину. Вскоре воспитателя отправляют поправлять свое здоровье в подсобное хозяйство. Мальчики активно ей помогают. Добросердечная Регина Петровна устраивает для них день рождения, где дарит им теплые вещи. После праздника дети возвращаются в колонию и видят, что там бандиты устроили погром, и вообще там никого уже не было. Мужчина, который их привез ,советует им спрятаться. Кузьменыши разбегаются в разные стороны, и через некоторое время Колька находит своего брата убитым. Он тащит его тело на станцию, где помещает Сашку бункер вагона и прощается с ним. Брат так мечтал уехать, и его мечта сбылась.

Переживая смерть Сашки, Колька упал на землю и сознание его помутилось. Когда он открыл глаза, то ему показалось, что его пытается напоить Сашка. Но это был чеченский мальчик, который помог Регине Петровне избежать погибели. Когда их обнаруживают русские воины, то Колька выдает Алхузура за своего брата. Ребят отправляют в детский приют, где впоследствии их находит Регина Петровна, которая желает их усыновить. Но ей не дают разрешения, и мальчиков вновь отсылают на поселение в другое место. Ребята, отправившись в путь, засыпая, обнялись крепко-накрепко, как когда-то Колька ехал на Кавказ подобным образом.

Повесть учит нас уважительно относиться обычаям и традициям всех народов, чтить их культуру, беречь человеческие жизни.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Алый Коваль
    Прибывшему на границу озорному и неопытному бойцу Кошкину было в первый же день сделано замечание — он должен был следить за ответами, которые предназначались командиру, за своей четкой и разборчивой речью
  • Краткое содержание Абрамов Материнское сердце
  • Краткое содержание Я в замке король Сьюзен Хилл
    В старое фамильное поместье Уорингс приезжает сын покойного хозяина дома. Джозеф Хупер — так зовут сына бывшего хозяина поместья. Он вдовец и у него есть сын Эдмунд, которому исполнилось 10 лет
  • Краткое содержание Тургенев Вешние воды
    Одинокий мужчина, на определенном этапе, своей жизни разбирает свой архив. Он находит в нем маленькую коробочку, в которой хранится крестик. Дмитрия Павловича Санина посещают воспоминания.
  • Островский
    Он родился в многодетной семье чиновника, в Москве 12 апреля 1823 года. Свое образование он начал дома, он полюбил читать книги, и с детства его тянуло писать. После окончания обучения в гимназии он становиться студентом Московского университета

Герои произведения

В повести присутствуют как главные, так и второстепенные персонажи. Каждый из них вносит свой вклад в развитие сюжета. Центральные персонажи:

Читайте так же:
Какое проверочное слово к слову дождевик?

  • Кузьмины Саша и Коля — близнецы, живущие в детском доме. Кузьмёныши никогда не видели своих родителей.
  • Регина Петрова — воспитатель в колонии. Женщина очень любила братьев Кузьминых. Её супруг умер, а она осталась одна с двумя детьми.
  • Алхузур — мальчик из Чечни, названый брат Коли.

Второстепенные герои в произведении также важны. Благодаря им история становится интереснее и приобретает новые краски. Другие персонажи:

  • Пётр Анисимович — начальник детской колонии. Благородный и серьёзный человек.
  • Илья — персонаж, имеющий криминальное прошлое, в настоящее время работает проводником в поезде.
  • Демьян — фронтовик, лишённый одной ноги. Герой также потерял и свою семью.

В повести персонажи находились в постоянном взаимодействии. Проследить эту связь возможно после прочтения пересказа всех её глав.

Пришвин М. «Еж» Читательский дневник, краткое содержание

Тема произведения: взаимоотношения человека с окружающим миром.

Число страниц: 5

Главные герои и их характеристики:

  1. Рассказчик – автор, любит природу, знает и понимает животных.
  2. Ёж – зверёк из леса, умный, трудолюбивый.

О чем произведение:

Это рассказ человека, который встретил в лесу ежа и принёс его к себе в дом, так ёж и остался жить там.

Сюжет — краткое содержание:

  1. Автор находит в лесу ежа и приносит его домой, чтобы он мышей ловил.
  2. В новом доме ёж прячется под кровать и только ночью начинает бегать по комнате.
  3. Из найденной газеты в темноте ёж делает себе гнездо.
  4. Автор угощает ежа водой, а сам ёж находит яблоки и тащит их в своё гнездо.
  5. Стал ёж жить в доме, автор угощал его молоком и булочками.

Понравившийся эпизод:

Мне понравилось, как ёжик в абсолютно незнакомой обстановке нашёл яблоки и начал относить их в своё газетное гнездо, не растерялся, а начал запасаться, и автор не стал ему мешать, а только с любопытством наблюдал.

План произведения для пересказа:

  1. Встреча с ёжиком в лесу.
  2. Ёжик дома, под кроватью.
  3. Ночные шорохи, гнездо из газеты.
  4. Вода и яблоки.
  5. Новый жилец в доме.

Главная мысль:

Нас окружает удивительный мир, и даже такой маленький зверёк, как ёж, может оказаться умным и интересным существом.

Чему учит эта книга:

Рассказ учит нас тому, что важно по-доброму относиться к природе, любить и беречь её. Даже если забрать в дом дикое животное, важно помнить, что ему лучше создать те условия, к которым он привык в лесу.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне понравилось, что автор так внимательно и заботливо относиться к маленькому ёжику, не мешает ему обустраиваться на новом месте. Но мне кажется, лесные животные должны оставаться в лесу, ведь там их мир, их жизнь, возможно даже у этого ёжика уже была семья.

Новые слова и выражения:

Щетина – жесткий волосяной покров у некоторых животных.

Шнырять – торопливо двигаться в разных направлениях.

Чиркнуть – быстро и с резким звуком провести по чему-либо.

Пословицы к произведению:

И мышь в свою норку тащит корку.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

Кто умеет добрым быть, тот природу не будет губить.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Краткое содержание рассказа «Ванька» А. П. Чехова

Рассказ «Ванька», который Чехов написал в 1886 году, – трогательное произведение о мальчике-сироте, который с ранних лет познал горе и лишения, живя у чужих людей. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Ваньки» для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы.

Основные персонажи рассказа

  • Ванька Жуков – девятилетний мальчик, вечно голодный, несчастный, забитый, находится в услужении у сапожника.
  • Константин Макарыч – дед Ваньки, веселый, очень добрый, работает ночным сторожем.
  • Аляхин – сапожник, жестокий, злой, равнодушный человек.

Чехов «Ванька» в сокращении

А. П. Чехов «Ванька» краткое содержание для читательского дневника:

Ваньку после смерти матери отправляют на обучение к сапожнику в Москву. Спустя 3 месяца, в канун Рождества, он пишет письмо деду и просит забрать его обратно в деревню.

Мальчик отвлекается и вспоминает счастливые дни дома — они с дедом рубили елку и несли по морозу. Как дедовские собаки вертелись у печи. Как барышня угощала его сладостями и выучила письму, а также кадрили.

Он жалуется, что здесь с ним плохо обращаются и мало кормят, сапожник выпорол его за то, что уснул, укачивая ребенка, а жена сапожника ударила, потому что он чистил селедку с хвоста.

Наконец он кладет письмо в конверт, в адресе пишет «деревня», а адресата — «дедушке», опускает в почтовый ящик и спокойно засыпает.

Вывод:

Детская непосредственность легко отображает мир. У детей всё просто — либо хорошо, либо плохо, есть добро и зло. Этот рассказ учит детей, что нужно ценить родителей и родных, близких людей, а взрослых — быть добрыми к детям, ведь они так ранимы и требуются во внимании и любви.

Это интересно: «Беглец» — это книга, написанная в 1887 году, о тяжелой жизни маленького мальчика, которую он сам еще не до конца понимает. Рассказ — это короткое произведение, где достаточно сложно раскрыть какую-то важную и обширную тему, но Чехов — настоящий мастер в этом деле. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Беглеца» для читательского дневника. Основные события могут показаться кому-то даже знакомыми, будто бы взятыми из его же детской биографии.

Читайте так же:
Тренировка боди тренинг что это

Короткий пересказ «Ваньки» Чехова

Краткое содержание «Ванька» Чехов:

Сиротке Ваньке Жукову было всего девять лет, когда его отдали на обучение сапожнику Аляхину. Раньше он жил в деревне с дедушкой, а теперь он уже три месяца находился в полном подчинении у злого, жестокого человека.

В канун Рождества, дождавшись, когда хозяева отправились в церковь на службу, мальчик достал чернила, бумагу, и принялся писать письмо любимому дедушке – веселому, доброму старичку Константину Макарычу, который работал сторожем в господском доме.

С детской искренностью и непосредственностью Ванька стал описывать все свои злоключения: как ему попало от хозяйки за то, что он неправильно чистил селедку, или как хозяин выпорол его ремнем, когда он уснул над люлькой хозяйского ребенка.

Затем мальчик принялся вспоминать, как хорошо ему жилось в деревне. Когда была жива мама, убиравшая в доме у господ, молодая барышня часто угощала Ваньку сладостями, и от скуки научила его чтению и письму. Мальчику вспомнилось, как они с дедушкой ходили рубить елку к Рождеству, и выбрали самое красивое, стройное и пушное деревце.

Затем Ванька опять отвлекся, и принялся описывать Москву, которая поразила его своими размерами, обилием красивых господских домов и лошадей. Вот только овец здесь не было, и собаки вовсе не злые.

В конце письма Ванька не выдержал, и стал умолять деда забрать его отсюда. Ему было так плохо у чужих людей, что слов нет: он постоянно голодал, его били, и от тоски он часто плакал. Мальчик бы и пешком добрался до деревни, но боялся замерзнуть по дороге. Окончив писать, Ванька указал на конверте адрес «На деревню дедушке». Опустив письмо в почтовый ящик, мальчик спокойно уснул.

Главная мысль:

Любое горе кажется не таким сильным, если им с кем-нибудь поделиться. Рассказ учит любви, милосердию, доброте, хорошему отношению к людям, особенно, к детям. Также учит терпению, надежде на светлое будущее.

Для ознакомления с сюжетом при подготовке к уроку литературы или для читательского дневника рекомендуем прочитать краткое содержание «Спать хочется» А. П. Чехова:

Сюжет рассказа «Ванька» с цитатами

«Ванька» Чехов краткое содержание с цитатами из произведения:

«Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать». Он писал письмо своему деду Константину Макарычу. Ванька — сирота.

Он думает про своего деда — 65-летнего «тощего и юркого старикашку с весёлым лицом и вечно пьяными глазами», служащего сторожем у господ Жихаревых. Днём дед спит или балагурит с кухарками, а ночью стучит в свою колотушку. У деда есть две собаки — Каштанка и Вьюн.

Ванька бесхитростным детским языком пишет о том, как нелегко ему приходится у сапожника, и просит деда забрать его.

«А на неделе хозяйка велела мне почистить селёдку, а я начал с хвоста, а она взяла селёдку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Милый дедушка, увези меня отсюда, а то помру. Я буду тебе табак тереть, а если что, то секи меня, как Сидорову козу». Ванька хотел бы пешком бежать на деревню, «да сапогов нету, морозу боюсь». Пишет он и про Москву: «А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые».

Во время написания письма Ванька постоянно отвлекается, в его памяти всплывают разные картины жизни в деревне. Он вспоминает, как они с дедом под рождество ходили в лес за ёлкой для господ. «Весёлое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал».

Вспоминает барышню Ольгу Игнатьевну, у которой Ванькина мать Пелагея, когда была жива, служила горничной. Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину.

«Милый дедушка, а когда у господ будет ёлка с гостинцами, возьми мне золочённый орех … у барышни Ольги Игнатьевны для Ваньки. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется. А гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».

анька положил письмо в конверт и написал адрес: «на деревню дедушке». Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу». Довольный, Ванька «добежал до первого почтового ящика и сунул драгоценное письмо в щель… Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал… Ему снилась печка. На печи сидит дед, свесив босые ноги, и читает письмо кухаркам… Около печи ходит Вьюн и вертит хвостом»…

Это интересно: Рассказ «Детвора» показывает игру детворы в лото. Здесь проявляется характер каждого ребенка: один играет ради денег, другой просто рад, что его не отправляют спать или радуется самому процессу «счёта», третий ждет драки… Впрочем, она и происходит. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Детвора» Чехов. Здесь показан колорит игры со всеми её смешными названиями выпавших цифр, со всеми недоразумениями.

Аудио прочтение Ванька Чехов

Короткая и умиляющая история, которая не может оставить равнодушным ни одного читателя, читается за минуту в кратком содержании рассказа «Ванька» для читательского дневника и за 10 минут в полной версии.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector