Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как Лидия Русланова в 1945 году дарила солдатам в Берлине неподшитые валенки

Как Лидия Русланова в 1945 году дарила солдатам в Берлине неподшитые валенки?

В поверженном Берлине солдаты попросили Лидию Андреевну Русланову расписаться на стене Рейхстага. Так рядом с подписями солдат и офицеров, штурмовавших столицу фашистской Германии, появилась и подпись певицы, чьи песни прошли суровыми дорогами войны, вселяя в бойцов веру в победу и помогая громить врага.

А перед этим был концерт у Бранденбургских ворот, и она пела по просьбе собравшихся знаменитые «Валенки». Когда её попросили спеть эту любимую в армии песню, она, лукаво подмигнув солдатам, сказала: «А сейчас „Валенки“, не подшиты, стареньки, которые до самого Берлина дошагали!». Песню встретили аплодисментами и криками «Ура!», пришлось её повторять неоднократно на бис. В тот раз Лидия Русланова пела много, откликаясь на все просьбы своих слушателей.

В поверженном Берлине звучат «Валенки»Говорят, что после того концерта маршал Жуков вручил певице орден, сняв его со своей груди. Возможно, это легенда. Но орденом Отечественной войны I степени Русланова на самом деле была награждена Жуковым в Берлине, в августе 1945 года. Правда, в 1947 году, когда над Жуковым «сгустились тучи», орден у певицы забрали, как врученный незаконно. А Георгию Константиновичу и члену Военного Совета 1-го Белорусского фронта объявили выговоры за то, что вопреки статуту вручили орден не военнослужащему.

Самое удивительное в истории певицы то, что Русланова прошла две войны, неоднократно бывала под бомбежками и обстрелами, рискуя жизнью пела на передовой для бойцов, уходящих в бой. В гвардейском кавалерийском корпусе её мужа генерала Владимира Крюкова воевали две батареи минометов, купленных на её средства. Среди фронтовиков вряд ли бы нашелся человек, считавший, что орден получен Руслановой не по заслугам.

Выступление Лидии Руслановой на фронтеА начались фронтовые выступления Лидии Андреевны еще зимой 1940 года, когда артисты не часто добирались до фронтов, ведших тяжелые бои в заснеженной Финляндии. Фронтовая бригада Руслановой же за месяц дала более ста концертов. Жить и выступать приходилось в тяжелейших условиях, чтобы не потерять из-за морозов голос, певица постоянно пила стрептоцид. А ведь её ждали отложенные гастроли, можно было в любой момент уехать, но Русланова искренне считала, что должна быть там, где её песни не просто радуют слух, а помогают выжить и победить.

С началом Великой Отечественной войны Русланова опять на фронтах. Вот что писал о ней в 1942 году в журнале «Огонек» Валентин Катаев: «Известная исполнительница русских народных песен Лидия Русланова… почти с первых дней войны разъезжает по частям героической Красной Армии, выступая перед бойцами. Она ездит с маленькой группой артистов. Где только они не побывали! И на юге, и на юго-западе, и на Севере! Они дают сотни концертов. Лес. В лесу еще сыро. Маленький, разбитый снарядами и полусожженный домик лесника. Совсем недалеко идет бой… Осколки срезают сучья деревьев. Прямо на земле стоит Лидия Русланова… На певице мордовский сарафан, лапти. На голове цветной платок — по алому полю зеленые розы. И что-то желтое, ультрамариновое. На шее бусы. Она поет. Ее окружают сто или полтораста бойцов. Это пехотинцы. Они в маскировочных халатах. Их лица черны, как у марокканцев. На шее автоматы. Они только что вышли из леса и через тридцать минут снова должны идти в атаку. Это концерт перед боем… Вот она закончила песню. Молодой певец подходит к певице. Он говорит: «Видишь, какие мы чумазые после боя. Но песней ты нас умыла, как мать умывает своих детей. Спасибо. Сердце оттаяло…».

В. Крюков и Л. РуслановаА сколько всего было подобных концертов? На одном из них и родились знаменитые «Валенки». Михаил Гаркави, ведший тот концерт, рассказывал, что, увидев у одного из солдат совершенно разбитые валенки, сказал об этом Лидии Андреевне. Певица вспомнила игривые саратовские частушки про валенки, сходу немного изменила слова и спела. Казалось бы, незатейливый текст — в мороз девушке «не в чем к милому ходить», но на то она и русская любовь, что наперекор всему девушка «по морозу босиком к милому ходила». Возможно, именно такая незатейливость и бесшабашность и способствовали созданию, как теперь бы сказали, шлягера. Уже на том концерте пришлось спеть эту песню несколько раз.

А после концерта к певице подошел солдатик и извиняющимся тоном сказал, что, спеша попасть на концерт, за ночь отмахал немало километров по вконец разбитой дороге, вот валенки и развалились. Придется от старшины нахлобучку получить, но зато песен наслушался всласть.

Песня же, родившаяся в такой необычной обстановке, стала не просто знаменитой, она стала для Лидии Руслановой своеобразной «визитной карточкой». С этого времени не было такого концерта, на котором бы не просили исполнить «Валенки». Были в жизни Лидии Андреевны и концерты, о которых она не любила вспоминать, но в память слушателей они врезались навсегда.

Читайте так же:
Джинсовые бриджи с отворотом

Осенью 1948 года арестовали генерала Крюкова, а затем, на гастролях, и Русланову. Допросы, неправый суд, лагеря. Петь только для лагерной администрации Русланова категорически отказывалась, но в концертах, которые давали заключенные артисты, участвовала. Пианистка Татьяна Николаевна Барышникова, отбывавшая срок вместе с Руслановой, вспоминала о первом таком концерте в колонии:

Мемориальная доска на доме в Москве, где жила Л.А. Русланова«Во время наших концертов аплодисменты были запрещены. В первых рядах сидело начальство. Когда в конце нашего концерта она (Русланова) вышла на сцену, зал замер. Огромная столовая была набита так, что яблоку было упасть негде. Пела она удивительно, с такой силой и проникновенностью. И когда кончилось ее выступление, потрясенный зал молчал, но не раздалось ни единого хлопка. Мой мозг пронзила мысль: „Боже мой, как она себя сейчас чувствует. Как ей, наверное, страшно, она, которая привыкла к шквалу аплодисментов“. Затем она спела вторую песню и проделала это с такой силой, страстью, с отчаянием — зал не выдержал. Первым поднял руки полковник С. Евстегнеев и захлопал. И за ним загремел, застонал от восторга весь зал. Аплодировали все. И заключенные, и вольные кричали „браво“. Руководитель культбригады, меццо-сопрано Большого театра, а теперь зечка Лидия Александровна Баклина, сделав руки рупором, басом кричала как бы из зала: „Валенки, валенки!“. Это была коронная вещь Руслановой, нам очень хотелось, чтобы она ее спела. И она-таки спела „Валенки“ знаменитые на сцене лагерной столовой».

После смерти Сталина Русланова и Крюков были освобождены. Вскоре появились афиши первого концерта в Концертном зале им. . Такого ажиотажа Москва давно не знала. Купить билеты можно было только по великому блату, спекулянтами же они перепродавались за бешеные деньги. В день концерта проезд по близлежащим к залу улицам был парализован, Москва пришла слушать свою Русланову.

Опять были море цветов, несмолкаемые аплодисменты, бесконечные «бис» и требования снова и снова исполнить знаменитые «Валенки». И как когда-то на фронтовых концертах, Лидия Андреевна снова исполняла все просьбы слушателей, и снова её удивительный голос выводил «по морозу босиком к милому ходила».

Давно ушла из жизни великая певица, но звучат и будут еще долго звучать её песни, в которых живет душа народа, выстоявшего и победившего в самой тяжелой войне.

* Конкурентки П. Зыкиной в жанре «русской песни» *

О. Воронец родилась в 1926 году в интеллигентной семье. Ее бабушка происходила из обедневших смоленских дворян, кончала Институт благородных девиц. Мать росла с гувернанткой, прекрасно говорила по-немецки.

Певческий талант у Ольги обнаружился еще в детстве. Затем она окончила оперную студию Сокольнического района, в 1946 году стала солисткой в джазово-эстрадном оркестре Центрального клуба милиции. В 1956 году ее включили в штат Мосэстрады в качестве вокалистки. В те годы Воронец исполняла легкие эстрадные песенки советских композиторов и была далека от народного творчества. Однако на одном из концертов она познакомилась с трио баянистов (А. Кузнецов, Я. Попков, А. Данилов), и тем удалось уговорить ее попробовать свои силы в русской народной песне. Аргумент при этом был использован убойный: мол, с таким голосом петь дешевые мотивчики — дело неблагодарное.

Как и положено истинно народной исполнительнице, Воронец несла свое творчество в массы, невзирая ни на какие трудности. То, что называется нынче «чесом», существовало в эстрадной среде и тогда. Та же Воронец «чесала» с концертами по глубинке, когда на лошадях, а когда и пешком добиралась до самых отдаленных деревень. Тогдашние гонорары не сравнишь с нынешними, поэтому жилось Воронец несладко: квартиры своей не было, пальтишко одно на все времена года, дешевенькие туфли с картонными задниками, которые она подвязывала веревочками.

Ситуация стала меняться к лучшему в начале 60-х годов. Так же как Зыкиной, карьеру Воронец во многом сделал композитор Григорий Пономаренко — его песня «Белый снег» в ее исполнении стала шлягером. Затем были хиты других композиторов: «Ромашки спрятались», «Я — Земля, я своих провожаю питомцев», «Калинка», «Дочери, дочери… взрослые дочери!», «Деревенька», «Сладка ягода» и другие.

В 60-е годы слава Воронец и Зыкиной шли почти вровень. Из-за схожести многих факторов (вокальных данных, репертуара и даже личных моментов) их иногда путали друг с другом. Их творческие пути часто пересекались. К примеру, в середине 60-х Воронец сменила Зыкину в программе Леонида Утесова. Он тогда в качестве конферансье вел эстрадную программу в Московском театре «Эрмитаж» и искал исполнительницу на место выбывшей Зыкиной. И ему посоветовали взять Ольгу Воронец. Он послушал ее и сказал: «Люда Зыкина — моя любимица, и я всегда очень тепло ее объявляю, но вас я до сих пор почему-то не слышал…»

Читайте так же:
Полиэстер или хлопок что лучше для толстовки

Так же как и Зыкина, Воронец исколесила весь Советский Союз вдоль и поперек, включая самые отдаленные уголки: шесть раз была на БАМе, дважды — на Камчатке. Объездила пол земного шара — была во всех социалистических странах по и скольку раз, пела в Японии, США, Дании, Голландии, даже на острове Маврикий выступала. Говорят, африканцы буквально впадали в экстаз, когда Воронец исполняла «Калинку».

В 60-е годы Воронец наконец поднакопила денег (целый год не вылезала из гастролей по Сибири) и смогла купить себе 27-метровую квартиру в кооперативе. Ее ближайшими соседдями были корифеи советской песни Клавдия Шульженко и Лидия Русланова.

Первым мужем Воронец стал артист ее ансамбля, баянист. Однако прожили они вместе недолго. Супруг сильно пил, и Ольга ушла от него. Однако на творческих взаимоотношениях обоих этот факт никак не отразился — бывший муж продолжал играть в ансамбле Воронец до самой смерти. Со вторым мужем она познакомилась в конце 60-х, и с тех пор они вместе. Как и у Зыкиной, своих детей у Воронец нет.

Если имя Людмилы Зыкиной до сих пор известно каждому и ее песни до сих пор услаждают слух слушателей, то с Воронец дело обстоит несколько иначе. Несмотря на то что она до сих пор дает концерты, однако по телевидению ее практически никогда не показывают, да и на радио она не частый гость. Последний компакт-диск с песнями в ее исполнении под названием «Гляжу в озера синие» вышел в свет пять лет назад.

Сегодня народная артистка СССР О. Воронец живет вместе с мужем в той же 27-метровой квартире в центре Москвы. Есть у них и дача. Летом 1998 года Воронец купила себе «Жигули», а до этого всю жизнь гоняла на «Волге» (кстати, еще одна параллель с Зыкиной).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

В ЛЕГКОМ ЖАНРЕ

В ЛЕГКОМ ЖАНРЕ Скинув пальто и не взяв номерки, как завсегдатаи, вошли в зал, но все столики оказались заняты. «Обещали накрыть», — пролепетал Боба и ринулся в сторону бордовой портьеры, к администратору. Ласточкину показалось, что все вокруг на них смотрят, как они стоят,

На голос русской песни

На голос русской песни Я люблю тебя, без ума люблю! О тебе одной думы думаю, При тебе одной сердце чувствую, Моя милая, моя душечка. Ты взгляни, молю, на тоску мою И улыбкою, взглядом ласковым Успокой меня, беспокойного, Осчастливь меня, несчастливого. Если жребий мой

«Генералиссимус русской песни»

«Генералиссимус русской песни» Ее имя знакомо всякому, ее голос узнает любой. Лидия Русланова – олицетворение народности на русской эстраде (несмотря на обилие современных исполнителей народных песен). Леонид Утесов называл певицу «русским самородком», говорил, что

Конкурентки и наследницы БС-3

Конкурентки и наследницы БС-3 На основании постановления ГКО № 3187 от 15 апреля1943 г. ЦАКБ под руководством Грабина помимо 100-мм пушки С-3 разработало еще две тяжелые противотанковые пушки: 85-мм пушки С-3-1 и 122-мм пушки С-4. Оба орудия должны были иметь единый лафет от

Глава шестая В жанре психологического триллера

Глава шестая В жанре психологического триллера Его подгоняют вернуться и некоторые объективные причины. Перед отъездом в Голливуд он стал предметом скандала, весьма типичного для нравов американской печати.Началось все с публикации его интервью в июльском 1964 года

О НОВОМ ЖАНРЕ

О НОВОМ ЖАНРЕ 1 Летом 1937 года мы ехали с Беном Ивантером, с его женой и двенадцатилетней дочкой в Грузию. Я поселил семью возле Сурами — в Квишхетах. Они решили ехать со мной.Для всех, кто его знал, имя Беньямина Абрамовича, Бена, или Боба Ивантера, будет всегда

Жизнь в ином жанре

Жизнь в ином жанре (Интервью с Г.Д. Гачевым Для студенческой газеты Весленского университета «Echo» («Эхо»).)Георгий Дмитриевич Гачев — ведущий сотрудник Академии наук СССР, доктор филологических наук, ученый и писатель. Он автор 12 книг и около 200 статей по вопросам истории

СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕСНИ — КРИК МОЕЙ ДУШИ. А ПЕСНИ О ЛЮБВИ — ТО СВЕТЛЫЕ ПЕЧАЛИ.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПЕСНИ — КРИК МОЕЙ ДУШИ. А ПЕСНИ О ЛЮБВИ — ТО СВЕТЛЫЕ ПЕЧАЛИ. — Игорь, скажите, где можно достать ваши стихи или пластинки, когда и где будет ближайший ваш концерт, когда будет передача по телевидению с вашим участием? — Мои стихи не издавались до сегодняшнего

В русском жанре

В русском жанре В ночь на 1 июля 2002 года в собственном доме в Твери был убит известный певец Михаил Круг. Не стало лидера жанра.Михаил Владимирович Круг (Воробьев, 1962–2002) родился в Твери. Он любил родину, эти непередаваемой красоты верхневолжские просторы, с березовыми

Олигархия в жанре «фэнтэзи»

Олигархия в жанре «фэнтэзи» Для иллюстрации фантастического, но воспринимаемого как реальность замкнутого цикла удачно подходит жизнеописание Б. Березовского, изложенное им самим в интервью Александру Проханову. Удачным этот пример можно считать как по причине

Читайте так же:
Отравленная туника гумилев сюжет

О жанре

О жанре Мне хотелось написать литературный портрет – жанр, не слишком популярный сейчас.Это, разумеется, не классическое литературоведение. Замысел состоял в ином: книги писателя не как составляющая национальной культуры, а как часть его (и общей) почвы и судьбы. Именно

Михаил Черненок О ЖАНРЕ И О СЕБЕ Авторское предисловие

Михаил Черненок О ЖАНРЕ И О СЕБЕ Авторское предисловие Выпускаемое впервые четырехтомное собрание остросюжетных повестей является результатом моей двадцатилетней работы в детективном жанре. Жанр этот своеобразный и, можно сказать, во многом консервативный. Он имеет

Прославление святителя Тихона в Русской Церкви. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1989 года

Прославление святителя Тихона в Русской Церкви. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1989 года В 1989 году, в год юбилея установления Патриаршества в Русской Православной Церкви, вопреки внешним противодействиям был прославлен первый исповедник XX века –

КОГДА ЗАПЕЛА ЗЫКИНА, СОЛНЦЕ ВЫШЛО

Ох и тяжкий это труд — рассказывать о юбилее великой певицы, тем более такой, как Людмила Зыкина. Неосторожное слово скажешь — невеждой сочтут, а рассыпаться в комплиментах без толку — все равно больше того, что уже в ее адрес сказано, не придумаешь. Так что принимайте отчет о 75-летии певицы, прошедшем на минувшей неделе в музее-заповеднике Коломенское, таким, как он есть.

Певицу поили чаем из термоса

Поклонников ее таланта в толпе прогуливавшихся легко можно было отличить по характерному выговору слова «музэй», нарядным туфлям, которые раньше, когда выпадало счастье сходить в Большой, брали в качестве сменной обуви, да скромным гвоздичкам, какие можно позволить себе на пенсию. В привычках этого контингента за прошедшее 20-летие, похоже, ничего не изменилось. Молодежи на концерте Зыкиной не было вовсе. А впрочем, откуда ей взяться, если билетов на юбилей в продаже не наблюдалось — большую часть пригласительных распространили среди ветеранов и личных друзей Людмилы Георгиевны. Кстати, даже поздравляющих звезд Зыкина выбирала сама: Дмитрий Гнатюк, Иосиф Кобзон, Тамара Гвердцители, Тамара Синявская, Александра Пахмутова и Николай Добронравов.

На набережной парка Коломенского соорудили специальную сцену и помост для зрителей: на нем расставили обыкновенные пластмассовые стулья, заботливо прикрытые целлофаном от дождя. С обратной стороны подножия сцены образовался целый город: отдельные шатры, предназначенные для подготовки к выступлению каждого коллектива-исполнителя, чай-шашлыки по баснословным ценам, бесплатные биотуалеты для участников концерта. Лишь один шатер расположился непосредственно на сцене — там вечером 10 июня жила сама именинница.

С погодой в этот день не повезло: моросил мерзкий дождь, да и вообще было холодновато. В 18.00 в левой кулисе появился ведущий Владимир Березин, а в правой — Людмила Зыкина, за спиной которой скрывалась дама с термосом (видимо, из персонала певицы). Даже опытный Березин, открывая концерт, так разволновался, что перепутал обязанности создателей песен: «Когда поет Людмила Зыкина, выходит солнце. Поэты начинают писать музыку, а композиторы — сочинить стихи. «

Не знаю, как насчет авторов песен, но облака на самом деле расступились и показалось солнце. А вместе с ним — Павел Бородин с супругой и огромным букетом из 75 белых роз, который он потом вручил Зыкиной от Союза России и Белоруссии, а лично от себя — что-то в маленьком пакетике, что он постеснялся показать при всех.

Собирается прожить 150 лет

Первая половина праздника прошла довольно скучно: бесконечные видео- и живые поздравления представителей разных областей России, не слишком оригинальных в своих словах, утомили, кажется, даже виновницу торжества. Когда на сцену вышел делегат от Независимых профсоюзов и принялся бубнить по бумажке текст, Зыкина не выдержала.

— Говорите в микрофон! — приказным тоном сказала она.

— . ваше чарующее очарование.

— Пра-а-авильно! — под смех зрителей одобрила певица.

— Я где-то видела Гнатюка, — произнесла в паузе Зыкина. — Где Гнатюк?

Но вместо украинского певца на сцену вышел Михаил Швыдкой. Он пообещал, что Дмитрий Гнатюк будет следующим поздравляющим, и тоже заверил, что Зыкина — наше все:

— Сегодня же празднует юбилей еще один замечательный человек — Игорь Моисеев. Он отмечает 80-летие творческой деятельности, не со дня рождения, а именно творческой деятельности. Так вот, и вам того же.

— Я хочу прожить 150 лет, — парировала певица.

— 160, — успел добавить Швыдкой.

Но не вереница скучных поздравляющих, конечно, была гвоздем вечера — народ ждал песен в исполнении Людмилы Георгиевны и получил их с лихвой. А на «Поклонимся и мертвым, и живым» зрители с подачи Бородина встали. Порой казалось, что Зыкина поет под фонограмму, но даже если и так, это еще ни о чем не говорит. В те моменты, когда, как во время поздравления актера Александра Михайлова, рождались экспромты, пела она точно также, ничуть не хуже, чем в сопровождении оркестра.

Читайте так же:
Как определить что джинсы малы

Синявская примчалась в карете «скорой помощи»

К середине концерта (на третьем часу) Зыкина заметно подустала, стала чаше садиться в кресло. И хотя ее всячески оберегали от ветра, надевали меховое манто (певица уже не раз за последние годы попадала в больницу с воспалением легких), ей было не по себе.

— Здесь так много говорят, что у меня уже ноги замерзли, — призналась певица.

На помощь подоспел Иосиф Кобзон: он сделал юбилярше символический подарок — оренбургский платок, который тут же накинул ей на плечи.

— Теплый какой! — восхитилась Зыкина. — Такой же, как ты!

— Хочу от Зыкиной детей! — мгновенно отреагировал мэтр.

— Поздно, мой любимый! Поезд ушел!

На это Кобзон привел не совсем приличное фольклорное высказывание, подтверждающее мужскую силу, которому зрители рассмеялись, а мы приводить поостережемся.

Но наиболее душевным получилось поздравление от Тамары Синявской. Она, кстати, единственная, кому не позволили въехать на территорию Коломенского на личном автомобиле

— пришлось ей пересаживаться в «Волгу» к медикам, у которых разрешение было. Вместе Зыкина и Синявская блестяще исполнили фрагмент из «Сильвы».

И только в финале юбилейного концерта Людмила Зыкина исполнила песню, которую все считают ее визитной карточкой

— «Течет моя Волга».

— Ну вот и дождались. Хорошо Зыкина пела, громко, — утешались пожилые люди, не сумевшие за пять часов концерта пробиться к сцене. Многие ведь так и провели весь вечер на ногах, за милицейским оцеплением.

Токарь и певица Зыка. «Русский народный голос» Людмила Зыкина

Токарь и певица Зыка. «Русский народный голос» Людмила Зыкина

С таким голосом можно только родиться. Но сама Людмила Георгиевна долго не подозревала, что именно этот природный дар даст ей профессию на всю жизнь, сделает всемирно известной и любимой. Даром что пела сколько себя помнила.

Ее малой родиной стали подмосковные Старые Черемушки: деревушка, лишь в конце пятидесятых вошедшая в состав столицы. Папа трудился на хлебозаводе, мама была санитаркой в больнице имени Кащенко. Знаменитая Канатчикова дача, Загородное шоссе, 2/II, и сейчас еще очаровательный пруд Бекет… Когда-то здесь стояли построенные немцами бараки, в одном из которых провела детство Зыкина. Рядом протекала река Чура. Теперь — ни бараков, ни речки… И только по воспоминаниям самой Людмилы Георгиевны можно представить, какой тогда здесь была жизнь. Много лет назад именно здесь она начала испытывать свою силу воли: опускала ноги в воду и ждала, пока «пиявки впиявятся». И вот надо же: ко всем водные твари цеплялись, а ее — боялись, что ли…

Посмотреть изображение в Твиттере

Москва – большая деревня Черемушки, 1954 год.#Москва #история

На заводе ее любовно звали: «Токарь Зыка»

Идти «в артистки» девочка и не думала. Пела для души. Как все. Да и как было не петь, если у мамы Екатерины Васильевны был чистый звонкий голос, папаГеоргий Петрович прекрасно «басил», а бабка Васюта так просто часами могла исполнять народные песни. «Песней любую тоску-печаль перескажешь, любой радости нарадуешься», — говорила как бы между прочим бабушка.

В компаниях Зыкина часто брала в руки гитару. Такая простая Зыкина. Самая народная певица была счастлива только на сцене

Мудрость бабки Васюты Зыкина поймет позже: испытаний судьба предоставит ей с лихвой. А тогда у Люды была совсем другая мечта. В тридцатые мальчишки и девчонки грезили о небе. Чкалов, Гризодубова, Раскова, Ляпидевский — это были настоящие герои, которым хотелось подражать. Так что Люда Зыкина наравне с парнями играла в футбол и волейбол. Гоняла на велосипеде и мотоцикле. Прыгала с парашютной вышки и с аэростата. Как знать, может, и вышла бы из нее летчица…

Но в 1941 году о многом пришлось забыть. Отец ушел на фронт. Люда ночами дежурила на крышах домов. Жить с мамой на ее жалованье санитарки и иждивенческую карточку было тяжело. И Люда пошла устраиваться на станкостроительный завод имени Орджоникидзе. Поначалу ей отказали: ну какая работница в 12 лет?! Однако настырная Зыкина уже тогда умела добиваться своего. Прибавив пару годков в домоуправлении, она вытребовала нужную справку и очень скоро овладела профессией. Коллеги не могли нарадоваться на умелую девчонку, звали ее любовно «токарь Зыка». И прочили успешную инженерную карьеру.

Около года проработала на заводе будущая народная артистка. Пятерых мальчишек обучила ремеслу. Даже статью в многотиражку написала о своем вкладе в Победу.

— А отец всю жизнь отдал заводу, был награжден Сталинской премией, стал Героем соцтруда, гендиректором и многие годы дружил с Людмилой Георгиевной, — продолжал Чикирев. — Она не раз бывала у нас и даже посвятила отцу песню.

Читайте так же:
Снуд с норковой шубой со стойкой воротником

Первыми слушателями стали раненые в госпитале

Именно во время войны Людмила Зыкина впервые начала выступать на публике. И, может быть, именно раненые солдатики были самыми благодарными слушателями в ее жизни. Такое не забудешь! «На позицию девушка провожала бойца», «Синий платочек»… Людмила пела и играла на гитаре. Дежурства в госпитале приходилось совмещать с вечерней школой. Недоедала, недосыпала… Война еще вовсю полыхала по стране. А отец уже вернулся инвалидом первой группы. И радость от возвращения была скупой, со слезами…

Спустя годы Зыкина скажет в интервью: «Вот просят меня рассказать о себе, а что рассказывать? Ничего необычного в моей жизни не было. Работала, училась, пела…»

Психиатрическая клиническая больница № 1. Знаменитой психиатрической больнице «Кащенко» исполнилось 120 лет

Но ведь все время пела! Бегала в кружок самодеятельности при больнице имени Кащенко на Загородном шоссе, 2. По случаю Дня Победы в 1945 году участвовала в большом концерте. А потом записалась в клуб Черемушкинского совхоза. И там — тоже пела, параллельно работая швеей в психиатрической больнице имени Кащенко, благо она располагалась в соседнем доме.

— В то время здесь работали швейно-трудовые мастерские, куда принимали и местных жителей, — поделилась сотрудник музея лечебницы Марина. — Но, к сожалению, никаких предметов из жизни Людмилы Зыкиной у нас нет.

Кто тогда мог подумать, что эта девочка с косичками взлетит так высоко? Ведь только случайно, буквально на спор, она решила принять участие в конкурсе молодых вокалистов, устроенном знаменитым хором имени Пятницкого. «Ты же хорошо поешь, иди!» — подбадривали Люду подружки. И обещали шесть порций мороженого.

Лидия Русланова в Берлине. 1945 год. Лидия Русланова: «Европу уважаю. Россию люблю до боли»

Она пела в одной тональности, в другой, точнее, выше или ниже. Делала все как просили. И при этом не знала тонкостей музыкальной грамоты. Конечно, ее приняли в «Пятницкого». С руководителем коллектива Владимиром Захаровым Людмила Георгиевна впервые побывала за границей: в Чехословакии. В 1947 году на концерте встретилась с легендарной Лидией Руслановой, чьи частушки слушала на патефоне…

А через два года неожиданно умерла мать Зыкиной. На нервной почве у Людмилы пропал голос: какой уж тут хор, какая карьера певицы?! Отец быстро женился, мачеха привела в дом своих детей. А Людмила… ушла. Жила то у одной тетки, то у другой. Устроилась брошюровщицей в Первую образцовую типографию на Валовой, 28. Увлеклась работой, общественной жизнью. И уже стала забывать о песне. Но тут голос вернулся. И она организовала в типографии хор…

– Вот рабочая карточка Людмилы Зыкиной, — показывает сотрудница отдела кадров типографии Жанна Борисовна. — Другие уже выбросили бы давно… А у нас хранится.

Так ведь музейный экспонат! Место бы ему найти достойное…

Ни об одном из четырех мужей не говорила плохо

Жизнь Зыкиной круто изменилась в шестидесятые годы. С тех пор все концерты на высшем уровне проходили только с ее участием. О ней писали в газетах и журналах, снимали документальные фильмы. Она въехала в престижную квартиру в высотке на Котельнической набережной, 1/15, где прожила больше четырех десятков лет. Купила «Волгу» и с удовольствием водила. Да, и только в 40 лет, уже будучи известной исполнительницей, наконец получила музыкальное образование, окончив училище имени Ипполитова-Иванова. «Я всегда приходила в аудиторию впритык… Времени вечно не хватало. И Алла, когда меня видела, кричала на весь зал: „Всем встать, Зыкина идет!“» Людмила Георгиевна и Алла Борисовна Пугачева учились вместе, хотя Зыкина была старше на 20 лет.

В память о выпускнице Людмиле Зыкиной студенты и преподаватели оформили альбом о ее творчестве. Но и его, как рабочую карточку в типографии, может увидеть не каждый… Да и захочет ли — каждый? Куда интереснее читать о личной жизни певицы. Считать мужей, бриллианты. Обсуждать квартиры и дачи. Даром что сама Людмила Георгиевна, чтобы не давать волю сплетникам, все описала в воспоминаниях.

Фото: www.globallookpress.com

Она четырежды была замужем и ни об одном из супругов не говорила плохо. Даже если ее цинично меняли на молодую и красивую. Не стала матерью, потому что не считала правильным рожать для нянек, а бросить карьеру, даже на время, было выше ее сил. Больше квартиры на Котельнической любила дачу в Архангельском. Вышивала гладью копии известных картин и гобелены. Разбивала грядки с укропом и морковкой. Но, кажется, по-настоящему любила только маленький домик на великой реке. Которая издалека — долго… А все ее личное счастье заключалось в песне. Живой и настоящей. И другого ей не было нужно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector