Uspoloassn.su

Модные новинки
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Все о казанской тюбетейке

Все о казанской тюбетейке

В начале ХХ века в Казани и вокруг нее работали десятки тысяч мастеров, шили и вышивали тюбетейки. Даже поэт Тукай в своем сиротском детстве одно время помогал торговцу «каляпушками». Начиная с двадцатых годов это кустарное производство, как и прочие народные промыслы, постепенно заглохло, лишь отдельные мастера продолжали работать самостоятельно, к девяностым годам большая часть казанских тюбетеек выпускалась на двух-трех крупных государственных предприятиях, сейчас захиревших, как вообще большая часть легкой промышленности. Недавно случилось мне побывать в цеху одного из них. Запустение, ряды молчащих швейных машинок. Говорят, затраты на производство не окупаются. Грустно. И тем не менее в Татарстане производятся тысячи тюбетеек, реализуются по всей России, вывозятся за границу. Из пепла возродился старинный кустарный промысел, и основная часть «каляпушек» выходит из-под рук надомников. В трудные девяностые годы, когда повсеместно не выплачивались зарплаты, рукоделие, совсем как в старые времена, оказалось для многих, в первую очередь сельских женщин, возможностью поддержать свои семьи. Заработки не особо щедры, зато живые деньги. Поневоле вспомнишь, что когда нас, девочек, приучали в детстве держать в руках иглу, приговаривали — может, это когда-нибудь выручит, даст возможность заработать на кусок хлеба. Не верилось, казалось, другой век на дворе.

Как сказала одна сельчанка — летом с детьми работаем на огороде, а зимой все вместе «каляпушничаем» — считай, тот же огород. По традиционной технологии тюбетейка шьется их трех слоев ткани и простегивается вручную, а между дорожками стежки протягивается для прочности тонкая бечевка. Эта операция — протягивание — часто поручается детям, даже мальчикам. Когда держишь в руках, разглядываешь такое целиком рукотворное изделие, о многом можно подумать. Например, как сильно отражается личность мастера, его художественный вкус в манере шитья, и особенно вышивки. О том, что даже в скромной и недорогой тюбетейке или калфаке использованы ткани и фурнитура из нескольких стран. Под бесконечные разговоры о развитии малого бизнеса и народных промыслов кто-то все это собрал в Москве и Китае, Турции и Эмиратах, привез, кто-то доставил в сельскую глубинку, организовал сбыт. Есть, есть у нас предприимчивые без лишней болтовни люди. И еще думается о будущем традиционного промысла. С приходом новых технологий он оказался между молотом и наковальней. В развитых странах изделия ручной работы стоят намного дороже промышленных, в Европе цена квадратного дециметра бисерной вышивки начинается с трехзначной цифры в евро. А у нас еще кое-где услышишь — «хорошо сделано, прямо как фабричное», и верхнюю ценовую нишу в магазинах и на рынках занимают тюбетейки отнюдь не ручной работы, к тому же вышитые на программируемых автоматах. Эффектные изделия. Такие нередко преподносятся даже в качестве VIP-подарков, иногда украшают VIP-головы на сабантуях, давая пример для подражания. Сомневаюсь, что на родине, например, персидских ковров образцы машинной работы ценят выше, чем ручной. А нижнюю ценовую нишу занимают дешевые конвейерные тюбетеечки из Китая. Не кто иной, как автор этих строк в 1998 году упомянула в одной статье о гипотетической, казалось, возможности подобной экспансии Китая на татрский рынок. Дожили, однако, — а тоже не верилось.

Тюбетейка — главный казанский сувенир, редкий турист уедет из Казани, не приобретя хотя бы одну на память. А еще они до сих пор носятся как головной убор, хотя бы по особым случаям. Поэтому в продаже должны быть разные — дорогие и дешевые, свои и импортные, эксклюзивные изделия и конвейерная массовка, но, наверное, стоит отличать одно от другого и ценить самобытное наследие предков, дошедшее до наших дней в виде живого, несмотря на все повороты судьбы, и по-настоящему народного промысла.

Читайте так же:
Сивка бурка ушинский читательский дневник Немного об одежде

Головные уборы

Как элемент традиционной одежды головные уборы поволжско-приуральских татар восходят к древне-тюркской культуре и костюму булгарских предков.

В процессе развития головных уборов татары испытали заметное влияние культурных традиций соседних народов Волго-Уральского региона, а также народов мусульманского Востока.

Этнохудожественная специфика татарских головных уборов, многообразие их исторических, территориальных вариантов наиболее ярко проявляются в женском костюме. Ещё в древности определились два основных вида женских уборов — покрывала и шапки.

Женские головные уборы

Покрывала — бэрканчек, тугэрэк яулык, орпек, тастар к концу XIX в. уже вышли из широкого употребления. Эти самобытные головные уборы, разнообразные по форме (квадратные, треугольные, полотенцеобразные), декоративное решению (вышивка, аппликация, узорное ткачество) и способам ношения, с 1-й половине XIX в. стали сменяться платками и шалями фабричного производства.

Нижние ситцевые платки («француз яулык») татарки носили в роспуск: пожилые женщины завязывали два конца платка под подбородком, девушки и молодые женщины — на затылке.

Ажурные шали из шёлкового трикотажа надевали при выходе из дома: пожилые состоятельные женщины— под меховую шапку— «камчат бүрек», молодые женщины и девушки набрасывали их на шапкообразный убор — калфак.

Бархатные калфаки, расшитые жемчугом, бисером, золотошвейной гладью, были самым распространённым головным у мусульманок вплоть до 1920-х гг.

Старинные формы калфаков — белый вязаный колпак, бархатный «чачак-колпак» к концу XIX в. носили лишь девушки-кряшенки. Замужние кряшенки покрывали голову многоэлементным головным убором сурэкэ, а в молькеевской группе крещёных татар — тастарным комплексом. Последний в локальных модификациях сохранялся также к началу XX в. в женском костюме касимовских татар, отдельных групп мишарей.

Один из древнейших, восходящих к булгарскому периоду, вариантов тастарного комплекса головных уборов включал сплошь расшитую монетами, кораллами, бисером шапочку — кашпау, которую продолжали носить в группе лямбирских мишарей ещё и в середине XIX в.

Мужские головные уборы

Мужские головные уборы татар, в отличие от женских, не имеют существенных региональных особенностей. В них отражаются лишь разное имущественное, сословное положение носителей, их принадлежность к городской или сельской культуре, мусульманской или христианской конфессии.

До начала XX в. головные уборы, изготовленные из дорогих тканей, ценных мехов, имелись в гардеробе лишь зажиточной части населения.

Тюбетейка и чалма — своеобразные символы исламской веры — у татар-кряшен не бытовали. Характерный для татар-мусульман нижний головной убор— тюбетейка, по-видимому, восходит к сфероконической простёганной четырёхклинной шапочке, которую древние воины носили под шлемом. Казанские татары называют его «такыя», мишари — «кәпәч».

К широко бытовавшим до середины XX в. верхними мужскими головными уборами относятся валянные из овечьей шерсти летние шляпы с полями «эшләпә» и зимние шапки «бүрек».

Меховые шапки модных фасонов в форме цилиндра «мәскәү бүрек», «данадар бүрек», тюбетейки в виде усечённого конуса, известны под названием «кәләпүш», получили распространение под влиянием городского стиля одежды.

На рубеже XIX–XX вв. среди части татарской интеллигенции получила распространение турецкая фетровая феска с кистью.

Детские головные уборы

Детские головные уборы являлись уменьшенной копией взрослых уборов, но они изготавливались из ярких материалов и богаче декорировались — даже зимние шапки нередко украшали вышитыми узорами. Уже в 3–4 года мальчики начинали носить тюбетейки. Девочкам выходным головным уборам служили платки, с подросткового возраста — калфачки и каттаджи.

Читайте так же:
Толстовки hard rock cafe

Процесс европеизации одежды, наметившийся ещё на рубеже XIX–XX вв., к середине XX в. практически вытеснил из быта татар традиционные головные уборы.

В конце XX в. на волне возрождения национальной культуры наметилась тенденция восстановления отдельных элементов национального костюма, содержащих этническую символику, в том числе таких головных уборов, как тюбетейка и калфак.

Литература

Воробьёв Н.И. Казанские татары. Казань, 1953;

Завьялова М.К. Татарский костюм. Казань, 1996;

Суслова С.В., Мухамедова Р.Г. Народный костюм татар Поволжья и Урала. Казань, 2000.

Татарский национальный костюм эксклюзив

Татарский национальный костюм

В национальном татарском костюме воплотилось все мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека.

традиционная одежда татар

Татары – достаточно широкое понятие. Существует немалый спектр подгрупп татар. На татарский национальный костюм оказали влияние восточные традиции, ислам и сложившийся к концу XIX века национальный костюм поволжских татар.

Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий путь исторического развития.

В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных «восточных» цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Женская и мужская татарская национальная одежда

Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Вплоть до середины XIX века общераспространенной у татар была древняя туникообразная рубаха, шилась она из прямого, перегнутого поперек полотнища, без плечевых швов, с ластовицами, вставными боковыми клиньями и разрезом по центру груди. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой.

От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась.

Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток.

Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей – шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой.

Неотъемлемой частью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.

Штаны (ыштан) представляют собой широко распространенную форму тюркской поясной одежды «штаны с широким шагом».

Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.

Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.

Читайте так же:
Горжетка с чем носят

Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные.

Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.

Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Камзол считался летней домашней или выходной одеждой, в зависимости от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.

Татарские национальные головные уборы

татарская тюбетейка

Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки (бурек), ритуальные головные уборы (чалма).

Тюбетейку простегивали и между строчками закладывали скрученный конский волос или шнур. При пошиве тюбетейки использовали всевозможные виды тканей и различные приемы орнаментации, благодаря чему создавались бесконечные вариации этого головного убора. Самые ярко вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки.

В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация.

Самым популярным девичьим головным убором был калфак.Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. «Городские» калфаки вязались в полоску из цветных шелковых нитей.

Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшенки же укладывали свои косы так же, как и русские женщины, вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

Национальная татарская обувь

Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тула оек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.

Верхней национальной татарской обувью были сапожки (читек), ичиги.

Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.

Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.

При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь. Зимой носили полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.

Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.

Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле.

Зимой носили валенки, короткие и высокие.

Читайте так же:
Какие джинсы если икры толстые

Национальные татарские украшения

Украшения носили как мужчины, так и женщины. Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.

Женским головным украшением был накосник. Они были очень разнообразны по форме, материалу, формам отделки и способам ношения.

Более древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить рано – в трех-четырехлетнем возрасте и продолжали носить до самой старости. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Кроме собственных традиционных серег, татарки заимствовали украшения у русских, Кавказских народов, Средней Азии и Казахстана. Астраханские татарки носили кольцевые серьги, трехбусинные серьги, а в качестве лицевого украшения – носовые кольца.

татарские украшения

Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые помимо своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди.

Другим необычным татарским украшением была перевязь. Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно снабжена специальными кармашками, куда они прятали тексты из Корана. У других регионов, не столь приверженных к исламским канонам, охранную функцию выполняли раковины-каури. Несмотря на единственную функцию этого украшения — охранную, они, как и другие украшения были чрезвычайно разнообразны по форме и отделке.

Тюбетейка из бумаги

Тюбетейка

У всех народов есть своя национальная одежда, детали которой отображают историю их происхождения. Головным уборам отводилось особое место во внешнем виде, чем ярче и богаче выглядел головной убор, тем знатнее казался человек. Тюбетейка объединяет в себе несколько народов, у каждого из них свои отличия в покрое, по высоте, по форме, по изображениям, но название имеет одно. Принято изготавливать 4 разных вида, на случаи в жизни, для свадьбы делают золотой, для похорон черной, для прочтения молитвы белая. Веком назад по шапке можно было отличить воина от пастуха, главу селения от изгоя. Создать свой головной убор можно собственноручно, при помощи бумаги и красок.

Подготовительный этап

Перед началом изготовления, заготовим материал и инструменты, для этого потребуется:

  • бумага;
  • ножницы;
  • краски и кисточка;
  • бумажный клей или клеевой карандаш;
  • канцелярский набор (линейка, карандаш, ластик).

Важно! Подготовьте рабочее место, держите ножницы и клей в недоступном для детей месте. Проверьте работу ножниц на любой бумаге, если затуплены, то будут разрывать бумагу, это испортит заготовку.

Какую бумагу подобрать для тюбетейки

Бумага

При выборе бумаги для изготовления, необходимо обратить на ее плотность, бумага не должна быть очень плотной, но и не сильно тонкой. Картон можно использовать для внутреннего ободка, но не заготовки в целом. В отсутствии цветной бумаги, можно использовать простую белую, просто покрасив ее в нужный цвет.

Шаблоны тюбетеек из бумаги

Шаблоны тюбетеек

Тюбетейки из бумаги

Чем отличается татарская и узбекская тюбетейка

Татарская тюбетейка

В современном мире среди татарских головных уборов, более распространен стал Каляпуш, головной убор в виде невысокого цилиндра с твердым ободом. Изготавливается из бархата, но в прошлом были и другие виды тканей. Окрас в основном темный, синий, черный, темно-зеленый, украшают вышиванием различных элементов, а также бисером и жемчугом. Чем дороже украшение на шапке, тем знатнее является человек и тем большим уважением он пользуется.

Еще одним важным аспектом в татарском головном уборе является пошив подкладки, в месте шва двух тканей используют вставку из крученой нити, а ранее использовался конский волос. Это делает более плотным ободок.

Читайте так же:
Пальто без воротника с круглым вырезом как носить

Узбекская тюбетейка

Узбекская тюбетейка в отличие от татарской имеет квадратную форму и конусообразный верх. Наиболее распространен вид чустского головного убора, изготавливается только из черной ткани, для мужчин и белой для женщин. Орнамент, нанесенный на него, означает защиту от духов и придает по поверьям сил и долголетия.

Еще одним определением тюбетейки является юрта, жилище узбекского народа полностью соответствует форме головного убора. Мужские шапки не имеют многоцветности в отличие от женских, которые могут быть украшены всеми цветами радуги.

Как сделать татарскую тюбетейку из бумаги

Готовая татарская тюбетейка

Для изготовления нам потребуется:

  • лист плотной бумаги (допустимо использование картона);
  • ножницы;
  • краски и кисточка;
  • карандаш;
  • белые толстые нитки и шило;
  • портной метр (для замера размера головы).

На заметку! При отсутствии толстой нити, возьмите простую нить и скрутите в несколько слоев. В данном случае можно заменить клеем.

На бумаге рисуем эскиз будущего изделия, по размерам снятых с головы. Татарский головной убор имеет цилиндрическую форму, поэтому необходим круг для верха и прямоугольная полоска для создания ободка.

Шаблон

Вырезаем детали и раскрашиваем в темный цвет. После высыхания, с помощью нити и шила, сшиваем элементы наружным швом, это придаст орнамент изделию. Усилить ободок можно за счет вставки дополнительной полоски. Красками нанести узоры на каемку и верх шапки.

Как сделать узбекскую тюбетейку оригами из бумаги своими руками

Для создания головного убора потребуется:

  • бумага (несильно плотная);
  • карандаш;
  • ножницы;
  • клей;
  • метр портного.

Шаблон тюбетейки

Необходимо на листе бумаги сделать выкройку модели, она состоит из 1 детали, которую впоследствии собирают в конусе. Предварительно замерив размер головы, метром.

Готовая узбекская тюбетейка

Затем необходимо склеить составляющие так, чтобы получился многоугольник. Украшение шапки, происходит исходя из предстоящего события, это могут быть золотистые или белые узоры. Сам цвет модели делится на черный для мужчин и белый для женщин.

Схема изготовления тюбетейки из бумаги с помощью клея

Кроме оригами, можно сделать и тюбетейку с помощью клея. Для этого следуйте инструкции.

  1. На листе плотной бумаги начертить круг диаметром 18см и прямоугольник шириной и длиной 5*56 см. Можно сделать 2 или 3 полоски и склеить в одну, если нет большого листа. У круга по всей окружности добавить линии сгиба, в виде зубьев, впоследствии будет крепиться к ободку. А также начертить вырез для придания конусной формы.
  2. Вырезать детали. Круг соединить по линии выреза с помощью клея, образуя плоский конус.
  3. Соединяем конус и ободок, для этого загибаем зубья и промазываем клеем. Прикладываем полоску по всей окружности конуса. Склеиваем концы полоски.
  4. Украшаем получившуюся тюбетейку с помощью вырезок из бумаги различных узоров. Не стоит забывать, что каждый нанесенный орнамент несет свою символику.
  5. Из цветной бумаги или простой белой, вырезаем детали для украшения. На ободок используйте волнистые узоры. Верх головного убора украшается в виде скалистых узоров.
  6. С помощью клея, фиксируем орнамент на шапке.

Чем украсить тюбетейку из бумаги

Символы

Для нанесения орнамента на головной убор, возможно использование как бумажных, так и рисунков из нитей. Для разных народов используются отдельные виды узоров, каждый символ которых несет в себе некий смысл.

С помощью клея можно закрепить бисер на верхней и боковой частях. Нитью можно создать отдельный орнамент, а также спрятать места склеивания.

Красками на верхней части головного убора нанести узоры согласно национальным требованиям.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector