Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Традиционные способы изготовления кукол у удмуртов

Традиционные способы изготовления кукол у удмуртов

Игрушки-самоделки как своеобразный источник изучения народного костюма и художественных представлений удмуртского этноса. Наиболее распространенные способы изготовления кукол. Применяемые элементы одежды, связанные с социовозрастными особенностями.

РубрикаКраеведение и этнография
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления25.09.2018
Размер файла16,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Традиционные способы изготовления кукол у удмуртов

Филиал ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»

Игрушки-самоделки представляют интересный памятник при изучении «мира детства», являются своеобразным источником изучения народного костюма и художественных представлений этноса. Несмотря на огромный интерес в последние годы к детской игрушке, в том числе к народной кукле, «кукольная традиция» в регионе остается слабо изученной.

В крестьянском быту народов Поволжья и Приуралья кукла в конце XIX — начале XX века изготовлялась как детская забава. Кукла изображала человека и являлась основной игрушкой девочек.

У многих народов набор кукол представлял целую семью. Куклы часто дополнялись одеждой и предметами домашнего обихода. Независимо от того, какой национальности была мастерица, они сохраняли общие свойства.

У удмуртов для всякого возраста предназначались свои куклы. Особенности детского возраста учитывались взрослыми при создании игрушки. Деревянные куклы-болванчики и игрушки-забавы делались для малышей (прочные, устойчивые, легкие, яркие и т.д.). Дети старшего возраста мастерили кукол сами.

По материалам Е. В. Поповой, у бесермян встречались куклы с руками, имеющие деревянную (прут, ветки) или тряпичную основу, и несшитые куклы-закрутки (бабай). Она пишет, что «тряпичные несшитые куклы-закрутки — самый распространенный тип детских кукол-самоделок. Они просты в изготовлении: куклы делали из тряпок, свернутых в тугую трубку-валик, руки и ноги отсутствовали. Ее устойчивость достигалась за счет тугой основы. Голова выделялась с помощью перетянутой нитью основы или специально не оформлялась. Черты лица не обозначались. Так, если у кукол с руками, более сложных по изготовлению, лицо обтягивалось светлой тканью, то у кукол-закруток основа достаточно часто служила «лицом» и «платьем». Кукле подвязывали фартук и платок. Куклам-мужчинам завязывали пояс, делали головной убор. Чтобы выделить куклу-мужчину, куклу-женщину, детей, молодух и праздничную одежду, лоскутки подбирали с учетом бытовавшей традиционной одежды и тканей (холст, пестрядь, цветной ситец, кумач). В зависимости от способа изготовления и сам процесс работы над куклой обозначается по-разному: делать куклу (бабай лэсьтоно); вертеть куклу (бабай бергатоно)» [Попова 1999: 441].

Аналогичные куклы-закрутки бытовали и в других районах Удмуртии. Если в северных районах такой вариант был распространен достаточно широко в качестве основной игровой куклы, то в южных — лишь в виде «младенцев» (нуны).

Необходимо отметить, что кукла-закрутка была распространена во многих губерниях России. Лицо у куклы не обозначалось, так как существовало поверье, что кукла с глазами обретает душу и может темной силой влиять на ребенка, который с ней играет [Фридгельм 2001: 169]. Коми, аналогично, лицо кукол обозначали белым либо светлым фоном, или разноцветными полосками ткани. Черты лица не детализировались. Показательно поверье коми-пермяков: если дети будут играть с куклами, у которых обозначены глаза, то могут сами ослепнуть [Несанелис 1995: 8].

По конструкции куклы удмуртов сходны с куклами других народов: бытовали аналогичные способы изготовления, изначально нельзя было обозначать черты лица. Отличались они лишь кукольной одеждой, украшениями, в которых проявлялась этническая специфика.

Типичным для кукол многих районов Удмуртии (Шарканский, Малопургинский, Можгинский, Алнашский и др.) является каркас-основа из ветки сосны или ели с расходящимися в разные стороны боковыми ветками, которые выполняют функцию ног и позволяют игрушке сохранять устойчивость (куинь куко мунё — трехногая кукла). В верхней части ветки привязывали ниткой поперек туловища небольшую лучинку — «руки». На оставшийся сверху кончик ветки наматывали тряпочку (головку), на которой иногда рисовали углем или карандашом глаза, нос, рот, а к верхней части несколькими стежками пришивали кусок пакли (волосы), иногда заплетенные в косичку или просто прикрытые лоскутком (платком). Куклу наряжали в национальную одежду из лоскутов.

Основой куклы могли быть палочки, перевязанные крест-накрест («туловище и руки»). Для прочности конструкцию обматывали тряпочкой, которую привязывали нитками или лоскутками у «пояса» и на «шее» так, что образовывалась «голова» и «грудь». Поверх каркаса надевали одежду из лоскутов. На голову приклеивали паклю (волосы).

Основой куклы могла быть щепка либо деревянный брусок. Щепку обматывали материей, и получался «ребенок» (нуны). Либо на бруске выделяли голову, повязывали куклы платком, надевали юбку.

Довольно распространенным было изготовление кукол из стеблей растений. Жительница д. Кузебаево Алнашского района Е. Д. Дмитриева говорит, что их делали из льна: «… лен-то раньше сушили, мяли, трепали. Из волокна поделывали куклы и обряжали в наряды. У кукол были «ручки», «ножки».

В д. Малый Кармыж Можгинского района кукол делали из соломы: брали пучок отпаренной соломы, перегибали ее. Выделяли голову, перевязывая тряпочкой на шее, далее поперек укладывали небольшой пучок соломы — «ручки», перевязывали туго на «поясе» — так выделяли грудь и юбку.

Наряжали куклу в такой последовательности: платье, платок, фартук и т.д. Кукла эта могла танцевать, для этого ее ставили на скамейку и кулачками били о доску.

По материалам Е. В. Поповой, в летне-осеннее время распространены были куклы из листьев трав, деревьев. Они изготовлялись по технологии кукол-закруток с валиком из листьев в качестве каркаса. Разноцветные листья подбирались по сходству с тканями и элементами традиционного костюмного комплекса. Интересна кукла удмуртов из листьев, изготовленная в технике плетения, скорее имеющая форму гусеницы, нежели антропоморфный облик. Эта фигурка высотой 50-70 мм, практически не имеющая аналогий с фигурой человека, считалась куклой и называлась «мунё» (кукла) [Попова 2004: 73].

Читайте так же:
Выкройка блузы аля кармен

Все выше перечисленные способы изготовления кукол являются наиболее распространенными. Каждая кукла-самоделка уникальна. Некоторые были слишком простыми, схематичными, играли с ними порой всего один день. Некоторые куклы имели достаточно сложные костюмные комплексы, включавшие несколько элементов одежды, сложный головной убор и украшения. При изготовлении кукол старались придать им определенный возраст, социальное и семейное положение в зависимости от ролей, которыми хотели наделить их в игре. Все это, как и в реальной жизни, достигалось за счет элементов одежды, связанных с социовозрастными особенностями (головной убор, украшения, цветовая гамма костюма, крой). Именно в кукольной одежде этническая специфика проявляется наиболее ярко. В целом, о древних традициях изготовления кукол свидетельствуют: простая конструкция, созданная без употребления иглы; безликость куклы; отсутствие у нее рук и ног, женские детали костюма и т.д. Именно эти свойства объединяют традиционную куклу народов, живущих в этом регионе.

удмуртский этнос кукла

1. Долганова Л. Н., Морозов И. А., Минасенко Е. Н. Игры и развлечения удмуртов: история и современность. — М., 1995. Несанелис Д. А., Шарапов В. Э. Тема смерти в традиционных детских играх коми. — Сыктывкар, 1995.

2. Попова Е. В. Растения дикорастущей и культурной флоры в игровой культуре удмуртов // Первые Бартрамовские чтения. — Сергиев Посад, 2004.

3. Попова Е. В. Игровые куклы — самоделки бесермян // Европейский Север в культурно-историческом процессе. — Киров, 1999.

4. Фридгельм В. Н. Кукла «Гамаюнка» // Родная старина. Материалы II и III научно-практической конференции по проблемам сохранения и развития фольклора. — Калуга, 2001.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Типы и составные элементы традиционной национальной даргинской одежды XIX-XX вв. Элементы самобытности костюма, обуви, головных уборов и украшений; пережитки домонотеистических представлений. Технология изготовления одежды, характеристика материалов.

курсовая работа [41,8 K], добавлен 06.07.2015

Костюм как наиболее яркий и самобытный определитель национальной принадлежности. Пути становления декоративно-прикладного искусства татар. Особенности формирования и колорит татарской национальной одежды, традиционные ювелирные украшения костюма.

реферат [20,0 K], добавлен 20.10.2012

Особенности национальной одежды села Напольного. Анализ традиционного старинного народного костюма мордвы, его история и значение для изучения быта и объяснения исторических явлений в жизни народа. Характерные особенности костюма эрзянок села Напольного.

реферат [40,8 K], добавлен 15.11.2012

История Удмуртии. Традиционные занятия удмуртов. Процесс формирования семьи и семейного быта удмуртской нации. Структура земледельческой общины соседского типа. Жилище, одежда и украшения, повседневная еда, обычаи и обряды крестьян, культура народа.

реферат [32,1 K], добавлен 03.05.2014

Народный костюм как один из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства. Традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности. Форменная одежда казаков. Русско-украинская основа женского костюма казачки.

Что такое монисто: как выглядит и что значит

История развития современного человечества достаточно разнообразна и интересна с точки зрения специфических людей, происшествий, историй, легенд и т.д. И современному человеку сложно представить, что раньше люди жили совершенно по другому. У них были иные ценности, перспективы, желания и возможности.

Сегодня мерой многих вещей, нет, не всего, но действительно многого являются деньги. Но иногда превыше всего ставят украшения и драгоценные камни. Так вот эта традиция пришла из глубоких веков. Вы, наверное, встречали где-то в книгах по истории картинки с женщинами, которые были украшены особым видом колье, у которого вместо подвесок были использованы монеты. Так вот такие украшения на наших землях и называли монистом.

Если вам интересно про такие чудо-украшения почитать, то оставайтесь с нами. Вам точно будет более чем любопытно.

История монисто

Ожерелье из монет обычно изготавливались не ювелирами, а кузнецами. Преимущество металла перед камнем было очевидным и, соответственно, практическая и ювелирная ценность железных изделий была тоже велика. То, что металлы можно расплавить и затем придать им любую форму, приводило население в восторг и трепет. Изделия из железа ценились очень высоко и приобретали широкую популярность молниеносно. И вот уже в прежние украшения из каменных, коралловых и жемчужных бус, современные модницы, стараются добавить металлические крестики, бубенчики и другие подвески, изготовленные в кузнице своего села.

Каждая кузница в каждом селе была индивидуальна и специализировалась на «продукции» одного вида. Все зависело от творческих наклонностей самого мастера и спроса со стороны местных жителей. Поэтому украшения, изготовленные в разных местностях, отличались и имели свои характерные черты. Общим было только одно: в украшениях доминировали металлические деньги.

Не смотря на то, что украшения имели огромную экономическую ценность, их еще носили в качестве талисманов. Наши предки были люди суеверные и оберегали себя от всяческого недоброжелательства. Поэтому и все украшения носили только обережные, и вкладывали в них особый смысл.

В монистах в большом количестве преобладали металлические денежные подвески. Раньше их нежно называли «шумелки». Кулоны соприкасаясь друг с другом и при любом движении позванивали. Это древнее языческое суеверие, о том что звук (звон) может отпугнуть нечистую силу, позднее эта сказание перевоплотилось в христианскую традицию, где считается, что звучание колокольной звонницы исцеляет душу и благоприятно действует на весь организм.

Монеты занимают особое место среди амулетов, магическую силу им придают свойства металлов, из которых эти детали украшений изготовлены, и сама круглая форма монет. Как говорят книги, круг – это исконно славяно-арийский символ целостности, единства и гармонии, священный знак солнца древней языческой Руси. Опираясь на остатки старинных знаний, оставшихся в китайской культуре, согласно фэн-шуй, металл стимулирует мыслительные процессы и предпринимательские способности, активизирует деятельность человека, расширяет круг его знакомств.

Читайте так же:
Как сшить сумку в роддом своими руками

По представлению предков с помощью монет можно было не только приобрести еду и одежду, но и откупиться от болезней и порчи, благодаря храмовым пожертвованиям и дарам. Со временем деньги стали использоваться как средство для пожертвований.

Продырявленные монеты со шнурками (миниатюрные аналоги монисто) использовались как обереги, их носили в карманах, брали с собой в качестве талисманов в морские путешествия и дальние походы.

Совершенно очевидно, что носили монисто, когда необходимо было наряжать себя на праздники. Например, каждое воскресенье при походе на утреннюю молебень в церковь или на праздник: свадьбу, День Рождения, Пасху, посиделки, танцы, смотрины и т.д. Раньше люди жили в селах и в большинстве случаев и у них не было огромного количества поводов нарядиться. Поэтому монисто надевали при каждом удобном случае, чтобы показать свой достаток и красоту, похвастаться.

У очень богатой женщины, которая не занималась хозяйством изо дня в день, могло быть два монисто. Одно украшение повседневное в три или семь монет. Второе – праздничное, нарядное, с разными каменьями и жемчугами. Максимально на таком изделии насчитывалось до 144 монеток, тогда вес колье превышал три килограмма.

Монисто передавалось по наследству от матери к старшей дочери. Остальным дочерям приходилось делать изделие своими руками или заказывать у мастера кузнеца.

Монеты должны быть из разных стран, чем больше разных монет, тем лучше. Ну хоть одна монетка должна быть из другой страны. Техника изготовления была разнообразной. Можно было проделать отверстия в монетах с мужской помощью и затем нанизать их на нить, а можно было еще сшить круглый воротник и пришить монеты к нему, прикрепляя их нитками к ткани.

Символика и мистицизм монисто древних русичей

Монисто, как правило, носили вместе с бусами красного цвета. Зачастую родители или женихи покупали своим дочерям/девушкам ожерелья из красных кораллов. Это украшение стоило очень дорого, поэтому высоко ценилось. В западнославянском языке, монисто переводится как красный коралл.

У славян красный цвет считался обережным. В древности его называли черемной или червонный. Говорят, что этот оттенок ускоряет динамику человека и всячески стимулирует его к жизни, а еще укрепляет твердость поступков, решимость и волю. Использовался красный цвет славянским миром еще и потому, что он имеет свойство согревать и активизировать иммунную систему. А ведь раньше на Руси зимы были еще более суровыми.

В древности монисто было не просто украшением, а настоящей ценностью, особой семейной реликвией, за которой следили глаз да глаз. Как правило изделие хранили в шкатулке, отдельно от других украшений.

Чтобы в свой дом привлечь богатство, монисто помещали в шкатулку вместе с другими деньгами, в западной части дома, подальше от чужих глаз.

В том случае, если домочадцам грозила опасность, то монисто прятали за образами святых. На этом примере можно заметить переплетение языческой и православной веры, которые надолго укоренились в сердцах наших предков.

Весной, как только растаял лед и первые птицы показывались на небе, женщины вывешивали монисто на западное окно, приговаривая: «Как птицы летят в наши края, так чтоб ко мне деньги слетались». Снимали его в конце мая, когда все птицы возвращались с юга домой.

Магия этого украшения берет свои корни из глубины веков, оттуда и просматриваются его арийские корни. На санскрите, древнем праиндоевропейском языке, похожее слово «moni» переводится как шея. На территории древней Руси монисто звучало как «намисто». Можно предположить, что название украшения произошло от словосочетания «на шею». Но, как бы там ни было, мелодичные звуки от соприкосновения монет, на протяжении столетий, придавали женщинам уверенность в собственных силах и чувство защищенности семьи.

На территории всего славянского мира, женщины прошлых веков, носили монисто. В том, или ином виде оно и по сей день имеет место быть в национальных европейских и азиатских нарядах. Есть народ, который не может являться последователем традиций славянского мира, но сквозь века пронес его символ в натуральном виде до наших дней – цыгане.

Как выглядит монисто современности?

Сегодня найти на ком-нибудь из молодежи надетое монисто просто невозможно. Эти традиции канули в лету и их, возможно, помнят прабабушки с прадедушками, может быть бабушки, но не факт. Иногда можно встретит цыганку, носящую монисто, но и то не в современном мегаполисе, а где-нибудь в глубинке. Но не смотря на это цыганское монисто является более чем актуальным атрибутом костюма прекрасных представительниц этого народа. Однако это уже совсем другая история.

Настоящее монисто из русских полтинников сегодня можно найти в музеях. Если есть время и интерес, то следует посетить парочку таких образовательных мест для общего развития. Поверьте, скучно точно не будет.

Однако еще в бывшем Советском Союзе такие украшения встречались. Их делали больше не как предметы роскоши, а в качестве тематических сценических аксессуаров для костюмов. Например. в музеях можно встретить огромное количество колье с монетами бывшего СССР.

Итак, надеемся, что вам было интересно читать наш рассказ про это знаменитое ранее, но так быстро забытое сегодня украшение. А может быть у кого-то и осталось колье из бусин и монет от бабушки, так вот не отдавайте это изделие никому и ни в коем случае не продавайте. В это украшение вкладывалась вера, дух и сила всей вашей семьи. Монисто, переданное из рук в руки предками, – это сильнейший талисман, который хранит вашу семью, детей, внуков и будет стоять на страже счастья правнуков.

Читайте так же:
Как сшить слингокуртку выкройка

Удмуртский национальный костюм: особенности традиционной и современной одежды

История традиционной одежды Удмуртии богата и насыщена. Удмуртский национальный костюм – не просто предмет гардероба финно-угорской народности. Это символ трудолюбия этноса, один из признаков его самобытности, а также талисман, который защищает его обладателя от сглаза. Традиционные наряды имеют долгую историю: первые упоминания о нем датируются 1726 годом.

Удмуртский национальный костюм

Одежда удмуртов – особый символ, защищающий обладателя от внешних неблагоприятных природных условий и недобрых сил. Отдельные элементы традиционного комплекта обусловлены различными факторами: пол, семейный статус, возраст, религиозные взгляды. Удмуртский гардероб многообразен: народный костюм включает целый ряд элементов, декор которых отличается вариативностью. Представители этой народности изготавливали предметы одежды из привычных домашних материалов: сукно, овчина, холст.

В зависимости от территории различают вещи населения севера и юга. У каждого жителя этих земель было сразу несколько комплектов: повседневная, или рабочая, праздничная и обрядовая одежда. К последним костюмам относили погребальный и свадебный.

Удмурты с давних времен считали ткацкое ремесло и вышивание традиционными занятиями: любая женщина этого народа должна была уметь вышивать и ткать, создавать одежду для себя и мужчин. Представители этноса всегда берегли свою одежду и ухаживали за ней, особенно за праздничным комплектом. У одежды южных и северных удмуртов есть собственные названия:

· женские чулки – чуглэс;

Национальные костюмы у женщин и мужчин Удмуртии отличаются и имеют ряд особенностей.

Комплект одежды для мужчин этой народности был похож на русский. В ансамбле – белая длинная рубаха в полоску, доходившая до колен, подпоясанная ремнем или узорным поясом, а также свободные холщовые штаны из ткани синего либо белого цвета. Воротник рубахи был украшен узорами. Отдельного внимания заслуживает пояс: он имел обрядовый характер и выполнял роль оберега. Пояс был красиво вытканным.

Если мужчина занимался ремеслом, он надевал толстый сыромятный ремень с медной пряжкой, в котором были предусмотрены приспособления для крепления ножа и топора. Как правило, это были железные скобы.

В зимнее время поверх рубахи накидывали кафтаны. Повседневный вариант этого предмета одежды был приталенным. Праздничный был укороченным и доходил до талии.

Если в зимнее время мужчина отправлялся в дальний путь, то его согревал суконный тулуп либо верхняя одежда из овчины с объемным шалевым воротником, полы которого достигали земли.

Любая девушка желает красиво одеваться. Удмуртки в этом плане не являются исключением. Традиционный женский костюм в Удмуртии гораздо разнообразнее того, который предназначен для мужчин, поскольку включает значительное количество элементов. У южных и северных удмурток ансамбль отличался (как по составу, так и по палитре цветов). К предметам одежды женщин Удмуртии относятся:

· кафтан из шерсти;

· кафтан без рукавов.

Женщины щедро украшали свою одежду вышивкой. Ее всегда наносили на рукава рубахи. Орнамент не просто придавал интересный вид вещам, но и выступал своеобразным оберегом от злых сил, сглаза.

Традиционные цвета и способы декора

Национальные цвета Удмуртии, которые преобладают в одежде и повторяют цвета национальных знаков, – черный, красный, белый. Черный – символ плодородной земли и стабильности, красный символизирует солнце и жизнь, а белый – непоколебимость нравственности и мыслей, поступков. У удмуртов северной принадлежности в одежде преобладают именно эти цвета. В южной части население использовало более широкую цветовую гамму. Преобладали красный, зеленый и коричневый оттенки. Трехцветный узор (красное, черное и белое) называют аутентичным северным и сегодня. В день свадьбы невеста-удмуртка надевала белоснежное традиционное платье. Для того чтобы наряд буквально сиял белизной, ткань для него несколько раз выдерживали на морозе. Жители Удмуртии щедро декорировали одежду вышитым орнаментом. Наиболее распространенные и любимые национальные узоры – звезды, треугольники, ромбы и квадраты. Удмуртки знали множество узоров, которые имели свои названия, например:

У женщин нижнюю часть платья украшали широким оборчатым элементом. На праздничных нагрудниках обязательно был вышита звезда с восемью кончиками. В северной традиции подол и рукава женской рубахи были украшены красной узорчатой строчкой. У незамужних девушек вместо вышитого орнамента были полосы или ситец красного цвета. Кафтан иногда украшали небольшими монетами, ракушками, бусинами.

Передники северные удмуртки отделывали кружевами, вышивками, тесьмой.

Головные уборы

Важное значение в народном костюме имеет головной убор. Его носили представители обоих полов. Как и прочие предметы одежды, они различались в зависимости от территориальной принадлежности людей, а также их социального положения. Головные уборы удмурток были богато украшены. Одна из особенностей – использование нашивок из цветных лоскутов на платках, головных покрывалах, налобниках. В качестве таких декоративных элементов использовали сукно, бархат, бахрому, позумент. Вышитые украшения на платках и шапках традиционны для удмуртов – это различные квадраты и треугольники.

Женские головные уборы

Девушки носили разные головные уборы, что обусловлено положением в обществе и возрастом. Они были достаточно разнообразными. Женщины-удмуртки имели следующие виды:

· высокая женская шапка из бересты, напоминающая кокошник (айшон);

· платок-покрывало – сюлык. Этот головной убор ранее надевали девушки, которые вышли замуж. Поэтому сюлык еще называют свадебным покрывалом;

· женская шапочка – такья.

Незамужним девушкам в будние дни можно было носить ситцевые либо холстяные белые платки, а в дни празднеств – из шелка или кашемира.

Читайте так же:
Как сшить диванную подушку тигр нка

Мужские головные уборы

У мужчин-удмуртов головные уборы не отличались разнообразием. Национальным считается колпак, сделанный из домашнего сукна. С XIX века в мужской гардероб вошли новые головные уборы – шляпы, изготовленные методом валяния, имеющие полы. В зимнее время удмурты носили овчинные шляпы округлой формы.

Дата добавления: 2020-01-07 ; просмотров: 975 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Проект ‘Удмуртский головной убор’

Изучая на уроках технологии особенности кроя удмуртского платья, нам предложили подготовить сообщения об удмуртском национальном костюме. Для себя я выбрала тему, связанную с головными уборами. Из разговора с бабушкой, я узнала, что головной убор, в том числе и платок, имел большое значение в жизни девочки и женщины. Тема мне показалась интересной. Во многих источниках чаще связывают национальный костюм женщин с головным убором «Айшон» и платке — покрывале «Сюлык»юныхудуртов. Но мы знаем, что одежда южных и северных удмуртов очень отличается: и цветом, и формой, и способом украшения. Поэтому я решила узнать: какой головной убор носили женщины в Игринском районе. А так же изучить технологию изготовления головного убора. «Человек без прошлого как дерево без корней» — гласит народная пословица. Изучая данную тему, я поближе познакомлюсь с культурой своего народа, его обычаями и традициями. Сохранение национальной культуры в настоящее время актуально для людей всего мира, так как культура многих малочисленных наций и народностей в настоящее время утеряна.

Цель проекта: изучение особенностей женского головного убора

изучить литературу по данной теме;

изучить архивы Зуринского и Игринского краеведческих музеев;

Ознакомиться с технологией изготовления;

Выполнить головной убор в натуральную величину;

Удмуртская свадьба. Сюан.

Прекрасна Кама. Она несет свои белогривые волны среди сурового северного леса. В этом щедро одаренном богатствами природы крае издавна жили удмурты. Народ, как хороший живописец, дополняет краски природы своими разноцветными нарядами: высокие головные уборы «айшоны», звенящие и сверкающие серебряные украшения, цветные камзолы и кафтаны и многое другое составляют национальное своеобразие удмуртского народного костюма. Бережно относились удмурты к одежде. Праздничная и обрядовая одежда «нерге дйсь» находилась под особым контролем. Ее надевали только в момент совершения обрядов. Еще вначале 20 века обычай требовал, чтобы одежда каждого человека в семье соответствовала возрасту и имела определенный цвет и покрой. С 6-7 лет девочек учили прясть. В 12-13 лет они уже садились за ткацкий станок, изготавливали холсты. А к 16-17 годам становились искусными мастерицами. В этом возрасте девушка получала символические подарки от старшего брата или от мужа старшей сестры — красивую резную прялку и блоки к ткацкому станку. Это знак, что девушка должна активно готовить приданое. Обязательно — свадебный костюм, платья, которые будет носить в первые годы замужества и так далее. Кроме этого нужно было приготовить подарки для всех членов семьи будущего мужа и его родственников.

Свадьба в семейной обрядности занимала особое место. Чрезвычайно многоликая, она имела локальные особенности, отражающие общую духовную культуру народа. Вместе с тем, она была не просто набором обрядовых действий, песен, причитаний, костюмов, еды, терминологии, а представляла определенную историческую целостность. Цикл обрядов, направленных на создание новой семьи у удмуртов длится от нескольких месяцев до года, а то и до пяти лет. Свадебный ритуал, столь развитый и протяженный, включает в себя ряд обрядовых действий или этапов. Например, ныл куран — сватовство, ныл тупан — сговор, кен ваен — привоз снохи, сюан и борысь/ярашон — свадебные пиры, пирдан ваен — привоз приданого, куать куно — отгостки (пять гостей), сялтым — купание в реке, кен ӧтен — приглашение снохи и другие.

Изучая материалы Л. А. Молчановой, мы видим, что среди деталей одежды, меняющих социальный статус их носителя после замужества, особое место занимают головные убор.

Над невестой в доме жениха проводился обряд переодевания невесты, называемый «виль кен изьыян», что дословно значит надевание шапки на невесту. Проводился он в кеносе или женской половине дома. «Молодую» сажали на подушку или подарок, предназначенный для нее (платок, рубаха и прочее). С невесты снимали девичью «такью», расплетали косу и заплетали две косы, которые оборачивали вокруг головы. Далее проводился обряд надевания головного полотенца — чалмы, «Айшона» и головного покрывала «Сюлык». Айшон и сюлык изготавливали специально для невесты. По свидетельству Т.А. Крюковой, перед тем как надет «Айшон» на невесту, он выкладывался на стол, и родственники со стороны жениха прикрепляли к нему в качестве подарка различные монеты и подвески. Затем мать жениха одевала ей головное полотенце замужней женщины и «Айшон», который покрывался большим расшитым черным платком-покрывалом «сюлык», что ознаменовало окончание девичества. Черный «сюлык» женщина должна была носить три года или же до рождения первенца. С этого момента «молодуха» уже не могла показаться на людях с непокрытой головой, даже перед свекром.

У каждого района, населенного пункта существовали особенности данного обряда и его атрибуты. Удмурты четко соблюдали ритуал свадебного обряда.

Выбор оптимального варианта.

Изучив множество литературы (Молчанова Л.А., Лебедева С.Х., Виноградов С., Климов К. и другие), архивы музеев мы выяснили, что удмуртский национальный костюм конца 19 — начала 20 века имел несколько видов: северный, южный, средний(переходный), бессермянский. Так как мы проживаем на севере Удмуртии, нам хочется более подробно изучить головной убор северных удмуртов. Северный костюм в свою очередь делится на нижнечепецкий и верхнечепецкий комплекс. Нижнечепецкий костюм характерен для удмуртов, проживающих в Кировской области и в Глазовском уезде (бассеин р. Косы). Головной убор состоял из круглой продолговатой шапочки (кырыж такья), головного полотенца(весяккышет) и шелкового платка дарали. Такой головной убор женщина носила до рождения первенца. (приложение 1 )

Читайте так же:
Повар по выкройке Тильда

Территория распостранения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов Глазовский и частично Сарапульский уезд, ныне Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, частично Дебеский районы Удмуртской Республики. Головной убор данного комплекса недостаточно изучен и описан. В своей книге Лебедева С.Х. описывает головной убор следующим образом «головной убор — треугольный платок (куинь сэрго дера кышет) из белой домотканины, обшитый кумачом, завязки обычно из красно-белой домотканины или из цветастого ситца». По материалам М.Климова головной убор северной женщины состоял из двух платков: небольшого красного (горд чушкон), белого платка с яркими цветами (азьлань чушкон) и головного полотенца, которое повязывали на голову под платок так, что один конец опускался на грудь, а другой на спину. (приложение1) Также рассмотрели головные уборы удмуртов, проживающих в цетральных районах ( Шарканский и Якшур — Бодьинский, частично Дебесский и Увинский) Их одежда имеет много общего с одеждой верхнечепецких и нижнечепецких удмуртов, а так же имеет множество различий. По материалам С.Х. Лебедевой «Девушке, выходившей замуж, на голову одевают шапочку такья, поверх неё платок такьякышет. В доме жениха с головы невесты снимают шапочку и надевают шапочку подургу, поверх неё — треугольный платок (куинь сэрго деракышет), головное полотенце кучкышет или маленькую треугольную косынку(йыркотыр). По материалам Молчановой Л.А. «носили круглую шапочку из белого холста — подургу. Края «подурги» обшивались кумачем и оторачивались цепочкой и позументом».(приложение 1)

В беседе с бабушкой и работниками Зуринского музея, мы выяснили, что для женщин нашего села в начале 20 века характерно использование в качестве головных уборов двух платков. Нижний платок хлопчатобумажный однотонный использовали как налобную повязку. Поверх него надевали чаще шерстяной цветастый платок. Свекровь на сноху на свадьбе одевала шелковый платокдарали. Изучая экспонаты Краеваедческого музея в п. Игра мы обнаружили наличие треугольной косынки «куинь сэрго кышет» (приложение 2) Данная косынка сшита из двух полос белого домотканого холста. Украшена накладной аппликацией. Узор состоит из треугольников, прямоугольников, квадратов разных размеров. Для аппликации использовали цвета синего, желтого, оранжевого, черного, красного цвета. Для мелких деталей в аппликации использовали драповое сукно, которое по краям не осыпается. По нижнему краю платка пришита полоска из кумача. В лобной части платка пришита узкая полосочка так же из кумача. Это натолкнуло нас на мысль, что наши прабабушки может быть тоже носили такие косынки. Мы решили изучить технологию изготовления данного головного убора и изготовить куинь сэрго кышет по данному экспонату.

Особенности орнаментирования головных уборов.

Одной из особенностей удмуртской орнаментации головных покрывал, платков и налобников было применение нашивок из цветных лоскутков и позумента. В этой связи интерес представляет косынка «куинь сэрго», в которой сочетаются накладная аппликация и вышивка. Холщевое поле косынки покрыто плотно прилегающими друг к другу квадратными и треугольными кусочками ткани. Составленный из них узор на первый взгляд хаотичный, имеет свои законы построения. Спускающийся на спину угол косынки оформлен двумя нашивками в виде развилки, как углы большинства «сюлыков». Ромбы и треугольники, нашитые над этой развилкой, образуют своеобразную ось симметрии, по отношению к которой справа и слева располагаются одинаковые по цвету и форме кусочки ткани. В качестве нашивки использовали цветную ткань, бархат, сукно, позумент, бахрому. Данную технологию использовали так же при изготовлении женского нагрудника — кабачи, для украшения фартука.

1.Работа с музейным экспонатом. Определение его размеров, цветовое решение, характерные особенности орнамента.

2.Создание эскиза, выполнение чертежа орнамента .

3.Подбор материалов и инструментов: ткань габардин белого цвета для косынки, бардовый ситец и текстильный лоскут синего, желтого, черного цвета для деталей орнамента.

4.Раскрой косынки и деталей орнамента. Красные треугольники 8х8 -14 деталей,

желтый квадрат 9х9 — 1 деталей .

5. Подготовка деталей

орнамента. Заметывание припусков на 1 см.

6. Сборка орнамента. Наметывание и настрачивание крупных деталей. Наметывание и подшивание мелких деталей из сукна и вельвета.

7. Приметывание и настрачивание тесьмы бардового цвета по низу косынки.

8. Обработка боковых срезов косынки швом вподгибку с открытым срезом.

9. Обработка верхнего среза. Приметывание согнутой полосы длиной 65 см. Притачивание и настрачивание.

10. Обработка концов косынки. Две детали из бардового и цветного ситца 15х28 см обтачивают и соединяют настрочным швом с косынкой. 11

11. Удаление сметочных ниток, приутюживание.

Нитки красные и белые

Себестоимость изделия 153.0 рубля. Не высокая себестоимость моего изделия заключается в том, что ткань бардового цвета мне дала бабушка из своих запасов, а бросовый лоскут мы в расчет не берем. На изготовление косынки ушла целая неделя по 2-3 часа в день. Я считаю, что моё изделие получилось недорогим. Продавать я его не собираюсь. Моя бабушка посещает хор ветеранов, поэтому данный головной убор станет прекрасным дополнением к её костюму.

У меня получился красивая, нарядная косынка. Я удовлетворена своими трудами. Интересно то, что она хорошо держится на голове и не соскальзывает. В процессе работы многое узнала о головных уборах удмуртских девочек и женщин и даже немного запуталась. Поэтому над этой темой стоит еще поработать. Мой платок понравился бабушке и её подружкам. Технология изготовления косынки мне показалась не сложной. Затруднение вызвал процесс воссоздания орнамента косынки в виде чертежа. В будущем мне бы хотелось изготовить девичью шапочку — такью.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector