Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сделать новогодний костюм тигра своими руками

Как сделать новогодний костюм тигра своими руками

Костюм тигра на Новый год своими руками можно сделать из подручных материалов. Самый простой вариант – взять оранжевую майку, наклеить черные полоски и нанести грим на лицо. Также можно смастерить поделку своими руками из клеящейся ленты. Если времени достаточно много, рекомендуется приобрести искусственный мех и сшить красивую новогоднюю одежду.

Из чего можно сделать костюм тигра

Смастерить костюм на Новый год своими руками возможно из разных материалов:

  • искусственный мех;
  • клейкая лента;
  • войлок соответствующих цветов.

Для работы понадобятся обычные инструменты – ножницы, нитки, иголка, клеевой пистолет. Допустимо использовать и элементы декора, например, мишуру, пуговицы, блестки, цифры «2022».

Если времени мало, берут оранжевую майку, приклеивают черные полосы. Хвост сшивают из ткани того же цвета, затем на лице рисуют грим в виде мордочки. Такую поделку получится изготовить своими руками за несколько часов до Нового года.

Как сделать новогодний костюм тигра для взрослого своими руками

Качественную одежду можно смастерить из искусственного меха. Последовательность действий такая:

  1. Распечатать выкройку, перенести на ткань и вырезать.
  2. Спереди делают криволинейный шов до поперечной метки.
  3. Вшивают потайную застежку-молнию.
  4. Сшивают бока с плечами.
  5. Делают шаговые швы.
  6. Вставляют капюшон в горловину и делают средний шов.
  7. Затем изготавливают рукава, их нужно втачать в проймы.
  8. Нижнюю часть прошивают, в том числе манжеты. Декорируют с помощью тесьмы или бахромы.
  9. На подгибке капюшона делают припуск, подворачивают и пристрачивают.
  10. Также своими руками присоединяют гриву.
  11. Вставляют резиновую тесьму и фиксируют.
  12. Спереди пришивают липучки в четырех местах.
  13. Выкройку с «животиком» фиксируют с помощью потайного шва.
  14. Пристрачивают вторые половинки липучек – они пойдут симметрично.
  15. Изготавливают хвост, набивают ватой и пришивают к основе.

Вместо маски можно присоединить капюшон в виде мордочки

Простой костюм

Это универсальная поделка, которую легко смастерить своими руками как для детей, так и для взрослых. Понадобятся такие материалы и инструменты:

  • майка рыжего цвета, которую не жалко выбросить;
  • гуашь;
  • ободок либо лента;
  • перчатки;
  • карандаши разных оттенков;
  • иголка;
  • нитки;
  • ножницы.

Смастерить такую одежду на Новый год можно буквально за час. Инструкция следующая:

  1. На майке рисуют черные полоски, аналогично и на перчатках. Краска должна полностью высохнуть, тогда можно переходить ко второму этапу изготовления одежды на Новый год.
  2. Отрезают небольшую полоску ткани и сшивают длинный хвост. Его набивают ватой или синтепоном. Рисуют полоски и дают высохнуть, затем пришивают своими руками к майке.
  3. Для одежды на Новый год понадобятся и ушки. Берут ободок для волос, вырезают ушки на основе поролона либо синтепона, раскрашивают гуашью и рисуют полоски.
  4. Мордочку рисуют прямо на лице. На щеки наносят белый грим, нос разукрашивают черным, а лоб – рыжим. Полоски черного цвета делают с помощью ватной палочки. Также рисуют усики, подводят глаза по контуру.

Как сделать новогодний костюм тигра для мальчика своими руками

Для мальчика можно сделать несколько разных нарядов на Новый год, основные варианты описаны ниже.

Стандартный костюм

В этом случае понадобятся такие материалы и инструменты:

  • ткань оранжевого цвета — 1 м;
  • два листа войлока – черный и белый;
  • нитки, иголка;
  • ножницы;
  • горячий клей.

Костюм на Новый год изготавливают так:

  1. Необходимо вырезать несколько полосок из оранжевого войлока.
  2. Наклеить на черную ткань горячим клеем так, чтобы фрагменты заходили за края. Длина должна быть такой, чтобы обернуть вокруг.
  3. Далее оборачивают кусок войлока черного цвета в трубку, пришивают на штаны – это будет хвост. К нему крепят еще несколько полосок.
  4. Получается такая праздничная одежда на Новый год своими руками.

Совет! Ушки можно пришить на капюшон или просто прикрепить их небольшими зажимами.

Костюм белого тигра

Еще один вариант одежды на Новый год – в виде белого тигра (хотя его также можно сделать и оранжевым). Основные части – это хвост, уши, бабочка и лапки. Последовательность действий такая:

  1. Изготовить прямоугольные выкройки – слева идут лапки, сверху бабочка, снизу заготовка для ушек.
  2. Вырезать длинную полосу для хвоста. Сшить прямоугольник и вывернуть, собрать по центру. Должна получиться бабочка. Закрепить на рубашке с помощью ленты.
  3. Сшить и вывернуть хвост тигра. Зафиксировать на белых штанах булавкой.
  4. Вырезать ушки тигра своими руками кружочками. Вывернуть и закрепить термоклеем на ободок.
  5. Получается такая заготовка.
  6. Собрать по центру лапки. Стянуть и зафиксировать лентой.
  7. Получается такой костюм в виде символа Нового года.

Как сделать новогодний костюм тигра для девочки своими руками

Для девочек можно тоже сшить костюм в виде тигра своими руками. Причем его можно оформить более ярко, например, использовать больше оранжевой ткани.

Яркий оранжевый костюм

Яркий костюм на Новый год придется по душе юным модницам

Для этой одежды на Новый год понадобятся такие материалы и инструменты:

  • оранжевый бантик с капюшоном;
  • апельсиновые штаны;
  • такого же цвета пижама с длинными рукавами;
  • войлок черной окраски – 6 листов размерами 30*23 см;
  • войлок оранжевый – 2 шт. с такими же параметрами;
  • войлок белый – 1 лист таких же габаритов;
  • синельная проволока – 3 шт.;
  • булавки;
  • ножницы;
  • салфетка;
  • клеевой пистолет;
  • тканевая лента двухсторонняя.

Последовательность действий такая:

  1. Отрезать длинные полоски из войлока черной окраски, убрать края. Прикрепить вдоль боков с помощью двухсторонней тканевой ленты.
  2. Разрезать короткие полоски из того же войлока, сделать точки. Их фиксируют по бокам на ноги и на капюшон. Также используют тканевую ленту.

Далее изготавливают ушки тигра своими руками:

  1. Вырезают четыре прямоугольных фрагмента из войлока оранжевого цвета, закругляют углы.
  2. Вырезают два такие же части из белой ткани (немного меньшего размера). Закругляют углы и приклеивают на оранжевые.
  3. Затем вырезают два фрагмента черного цвета и фиксируют на белые детали. Получаются красивые ушки тигра – символа Нового года. Их пришивают на капюшон.

Следующий этап – изготовление хвоста для одежды на Новый год своими руками:

  1. Отрезают оранжевую ткань, складывают напополам и скругляют угол с нижнего конца.
  2. Скручивают три проволоки и крепят к средней части ткани. Концы фиксируют с помощью горячего клея.
  3. Вырезают небольшие треугольники черного цвета, клеят к хвосту.
  4. Крепят к костюму сзади. Получается настоящий тигр, являющийся символом Нового года.

Костюм в контрастном оформлении

Смастерить его смогут даже подростки. Это более простой вариант одежды в виде тигра на Новый год. В основе лежит клейкая лента, также понадобятся черная майка, лосины. Необходимо купить обруч для головы. Последовательность действий такая:

  1. Подготовить необходимые материалы и инструменты для поделки на Новый год.
  2. Вырезать 15-сантиметровую полоску черной ленты. Прикрепить с одной стороны на обруч для головы на Новый год.
  3. Сложить и сжать выступающие части.
  4. Вырезать ушки тигра как символа Нового года. Они должны быть треугольной формы.
  5. Смастерить треугольники из оранжевого материала и прикрепить на ушки.
  6. Нарезать полоски, как на фото. Ими украшают майку и лосины – получается настоящий тигр.
  7. Для изготовления хвоста на Новый год вырезают черную ленту длиной 80-90 см. Ее складывают вдоль и зажимают половинки. Внизу делают разветвление – получается кисточка. Затем декорируют оранжевыми полосками, как показано на фото выше. Крепят с помощью английской булавки.
Читайте так же:
Костюм дпс для детей сшить Как сшить

Заключение

Костюм тигра на Новый год своими руками можно сделать из подручных материалов. Чаще всего берут готовую одежду и декорируют полосками оранжевого, черного и белого цветов. Также можно сшить наряд из меха, для этого заранее заготавливают выкройки и переносят их на ткань.

НАСА представило два скафандра для лунной миссии Artemis

НАСА показало два прототипа космических скафандров для лунной миссии Artemis, которую планируется осуществить к 2024 году. Презентация проходила 15 октября 2019 года в штаб-квартире НАСА в Вашингтоне. Были представлены усовершенствованный скафандр для выхода в открытый космос и на поверхность Луны, а также специальный автономный скафандр для процедур старта и посадки, который будет использоваться внутри космического корабля или лунного модуля.

На открытой презентации НАСА журналистам и школьникам были показаны два новых скафандра для космических миссий на Луну и Марс. Первый скафандр OCSS (Orion Crew Survival System) будет использоваться внутри космического корабля «Орион» при взлете и посадке, а также в лунном модуле. Второй скафандр xEMU (Exploration Extravehicular Mobility Unit) предназначен для выхода в открытый космос и на поверхность Луны, где американские астронавты намерены высадиться к 2024 году. Новое поколение скафандров сильно отличается от тех, что использовали астронавты в рамках лунной программы «Аполлон».

В тяжелый лунный скафандр xEMU сразу была помещена инженер-разработчик НАСА Кристин Дэвис. В нем она вышла в зал, резво прошлась по сцене, выполнила несколько простых движений на месте и подняла с пола небольшой булыжник, который оказался там специально. Этот камень она передала главе космического агентства Джиму Бранденстайну, который уточнил, что это не с Луны подарок, а пока что с улицы принесенный объект.

Инженеры НАСА, разрабатывая новые скафандры, использовали данные и наработки российского НПП «Звезда». Так, в новой модели тяжелого скафандра для лунной поверхности использовалось техническое решение, издавна применявшееся российскими специалистами. Теперь астронавт тоже попадает внутрь скафандра через специальную дверцу в его задней части.

Во время презентации скафандр находился под давлением (около 0,27 атм или 27,6 кПа), которое помогало инженеру внутри поддерживать вес скафандра и свободно двигаться. Фактически, это еще прототип в неполной комплектации, но он уже весит 50 кг. А с установленными на него системами жизнеобеспечения этот важный параметр будет еще выше.

Инженеры специально разрабатывали элементы скафандра так, чтобы астронавты не были подвержены большим нагрузкам внутри. По сути вес скафандра ощущается как тяжелый рюкзак, а специальные лямки на плечах и пояс на талии, которые используются при его одевании, делят этот вес между бедрами и плечами астронавта таким же образом, как это делается для рюкзака. Конструкция скафандра оптимизирована под расширенную мобильность, что позволяет в нем делать гораздо больше свободных движений, чем в предыдущих поколениях скафандров. В новом скафандре нет торчащих кабелей и застежек-молний.


Скафандр НАСА для выхода в открытый космос и на поверхность Луны и Марса

Корпус нового скафандра будет изготавливаться в двух размерах. А с помощью специальных крепежных разъемов для рук в районе плеч его можно будет подогнать как для мужчин, так и для женщин.

Новый тяжелый лунный скафандр Exploration Extravehicular Mobility Unit (xEMU):

  • рассчитан на восемь часов автономной работы, также инженерами заложен запас дополнительного времени работы в скафандре еще около часа для непредвиденных ситуаций, имеет доработанную систему отвода углекислого газа;
  • рассчитан на эксплуатацию при температуре от -250°F до +250°F (от -157°С до +121°С );
  • позволяет прыгать, ходить, нагибаться, действовать пальцами рук;
  • разработан специально для лунной программы (в нем доработаны системы защита от радиации и лунной пыли), для миссии на Марс будут использованы аналогичные скафандры с небольшими модификациями;
  • основан на модульной конструкции с верхним торсом с задним входным люком, шлемом, нижним торсом и охлаждающей одеждой, при его изготовлении использованы новые материалы и шарнирные подшипники для большей мобильности;
  • имеет открытую систему компоновки элементов, то есть его можно будет модифицировать, надстраивать и изменять по мере появления новых требований в ходе выполнения космической программы.

Второй скафандр OCSS (Orion Crew Survival System), представленный на презентации НАСА, будет использоваться в космическом корабле «Орион» преимущественно при взлете и посадке. Инженеры при создании это скафандра руководствовались трагическим опытом, полученным после гибели космического шаттла «Колумбия» 1 февраля 2003 года. Расследование этой катастрофы показало, что при аварии астронавты получили фатальные травмы от деталей своих скафандров, которые были также усугублены сильным переохлаждением.

В НАСА серьезно доработали конструкцию скафандра таким образом, чтобы его элементы не могли нанести травмы в случае аварийных ситуаций. При необходимости астронавт сможет находиться в этом скафандре в автономном режиме внутри космического корабля до шести дней. Скафандр также дополнительно защищен от радиации, повышенной температуры и разгерметизации. В скафандре OCSS изменена система кондиционирования, в его поддевку встроены тонкие трубки с теплоносителем для поддерживания оптимальной температуры внутри. Перчатки для скафандра сделаны из износостойкого материала, в них можно пользоваться различной бортовой электроникой и устройствами с тачскринами.


Скафандр НАСА для использования внутри космического корабля

Видеоролик презентации новых скафандров НАСА на котором показано устройство скафандров и как в тяжелый скафандр помещается астронавт:

С планом новой лунной программы НАСА Artemis можно онакомиться тут.

Инженерное описание компонентов первого варианта прототипа скафандра Exploration Extravehicular Mobility Unit (xEMU):

Презентация " Экипировка космонавтов"
материал по окружающему миру на тему

Зарубина Елена Владимировна

Когда мы говорим об экипировке космонавтов, мы сразу представляем себе скафандр, ведь со времён полёта Юрия Гагарина мы знаем, что скафандр – это основной «костюм» космонавтов. Но какими бы современными и удобными ни были скафандры, космонавты предпочитают что-то более «земное».

Одежда для космонавтов должна оберегать человека от опасностей, сохранять его здоровье, должна защищать космонавта от опасного действия вредных химических веществ. Космическая одежда должна не иметь запаха, не пылиться, не линять, не стеснять движений, легко надеваться и сниматься, иметь множество карманов, быть легкой.

Цель работы: изучить основные виды экипировки космонавтов.

Задачи работы:

  1. Познакомиться с устройством скафандра для космонавта.
  2. Познакомиться с основным набором одежды, предназначенной для жизни и работы на космической станции.
  3. Познакомиться с методикой подбора и подготовки одежды космонавтов к полету.
Читайте так же:
Как сшить детский костюм к тануц тарантелла

Скачать:

ВложениеРазмер
prezentatsiya_ekipirovka_kosmonavtov.ppt1.25 МБ
Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Проект «Экипировка космонавтов» Выполнила Мангутова Марина, ученица 3 «Б» класса МБОУ СОШ № 8 Научный руководитель: Зарубина Е. В., учитель начальных классов

Цель проекта : изучить основные виды экипировки космонавтов. Задачи проекта : 1. Познакомиться с устройством скафандра для космонавта. 2. Познакомиться с основным набором одежды, предназначенной для жизни и работы на космической станции. 3. Изготовить стенгазету по данной теме.

Скафа́ндр — специальное снаряжение, предназначенное для изоляции человека (или животного) от внешней среды. Космический скафандр состоит из основных частей: Комбинезон Гермошлем Ботинки Перчатки Система жизнеобеспечения

Под скафандр космонавт надевает нательное белье – футболку с длинными рукавами и трико (костюм на фото справа)

Теплозащитный костюм, костюм «Форель», костюм «Пингвин» (справа)

Легкие костюмы для космонавтов – женщин и мужчин (справа)

Выводы В результате работы над проектом я узнала о том, что космонавты на борту космической станции надевают не только скафандры. В быту космонавты пользуются полетной одеждой, которая внешне очень похожа на земную, но имеет и много отличий. Мой проект будет полезен моим одноклассникам в дальнейшем изучении одежды и быта космонавтов, а также космоса в целом и позволит им сделать новые открытия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Летчик — космонавт СССР Николай Николаевич Рукавишников»

Презентация рассказывает о жизни Николая Николаевича Рукавишникова — дважды героя Советского Союза.

Презентация Первый космонавт

Это приложение к сценарию Ученик года.

«Экипировка космонавтов».

Когда мы говорим об экипировке космонавтов, мы сразу представляем себе скафандр, ведь со времён полёта Юрия Гагарина мы знаем, что скафандр – это основной «костюм» космонавтов. Но ка.

Презентация «Животные- космонавты»

Презинтация о животных- космонавтах.

Презентация «Легендарные космонавты СССР»

12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики. Это особенный день — день триумфа науки и всех тех, кто сегодня трудится в космической отрасли. Именно.

Презентация»Рисуем космонавта».

Презентацию использует учитель на уроках изобразительного искусства и во внеурочной деятельности.

10 самых интересных экспонатов Музея космонавтики

<p><span>Фото: &copy; L!FE/Владимир Суворов</span></p>

«Спутник-1», или ПС-1 («Простейший спутник — 1»), — первый искусственный спутник Земли, запущенный на межконтинентальной баллистической ракете Р-7 на орбиту 4 октября 1957 года с 5-го научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР Тюра-Там (космодром Байконур).

Запуск «Спутника» вызвал в США панику, последствия которой мы ощущаем до сих пор. Главным источником страха, впрочем, был не этот алюминиевый шарик, а огромный носитель, на котором он вылетел в космос, — первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета. Это 183-тонное оружие давало СССР возможность за несколько минут уничтожить любой город на Земле — в те годы таких ракет не было еще ни у кого. Для непонятливых Никита Хрущёв даже специально пояснил:

— Нам и надо-то — только поменять боеголовку…

Корпус спутника состоял из двух полусфер диаметром 58 см из алюминиевого сплава, к верхней полусфере крепились четыре складных антенны длиной по 2,4 м и по 2,9 м. Внутри «шара» были размещены: блок аккумуляторов массой около 50 кг, радиопередатчик, вентилятор и система терморегулирования, датчики температуры и давления.

2. Белка и Стрелка

На начальном этапе освоения космоса на орбиту и в стратосферу Земли собак запускали 34 раза — как правило, они летали парами. Примерно каждый третий запуск был неудачным — свыше 20 собак погибли, хотя среди четвероногих астронавтов были и настоящие герои-рекордсмены — так, дворняжка по кличке Отважная слетала на ракете пять раз.

Но ни одна из космических собак не снискала такой славы, как Белка и Стрелка, совершившие космический полёт на корабле «Спутник-5» 19 августа 1960 года. Это был последний «собачий» запуск перед стартом Гагарина, поэтому впервые на всём протяжении 27-часового полёта из космоса шла телевизионная трансляция того, что происходило в кабине.

Существует легенда, что Белку и Стрелку учёные подобрали на улице. На самом деле это неправда: все собаки, использовавшиеся для космических экспериментов, были выращены в специальном питомнике, и их с рождения готовили к полёту, тренируя не бояться учёных и различных приборов.

Кстати, запускали на орбиту только девочек — к ним было легче приспособить ассенизационное устройство (девочки не поднимают заднюю лапу). А вот на геофизических ракетах запускали и мальчиков — полёты там были непродолжительными, не более пяти минут.

После возвращения на Землю Стрелка родила трёх девочек и троих мальчиков, их демонстрировали по телевизору. Одного из щенков по кличке Пушок даже подарили жене президента США Жаклин Кеннеди.

3. Скафандр Гагарина

Скафандр СК-1 («Спасательный костюм — 1») — первый скафандр, который был разработан в СССР для полётов первых космонавтов. Интересно, что создатели корабля «Восток» во главе с инженером Константином Феоктистовым предлагали отказаться от скафандра: на счету был каждый грамм, а Феоктистов считал, что вероятность разгерметизации кабины равняется нулю. Однако Королёв, выслушав все аргументы, приказал всё-таки создать скафандр.

В итоге СК-1 сшили из двух слоёв: силового лавсанового и герметичного резинового. Также Гагарина одели в теплозащитный костюм, а чтобы космонавт не потерял сознание от перегрева во время старта и полёта, скафандр всё время продувался через шланг воздухом из кабины. Весь полёт Гагарин провёл с открытым стеклянным забралом шлема: предполагалось, что шлем необходимо будет закрыть лишь при разгерметизации кабины.

Зато конструкторы в первом скафандре не стали заморачиваться по поводу ассенизационных устройств. И по пути на стартовую площадку космодрома Байконур космонавт попросил остановиться у железнодорожного переезда, чтобы сходить по малой нужде. Для этого Гагарин просто расстегнул скафандр — позже это стало традицией Байконура.

И сегодня автобус с космонавтами останавливается на минуту-другую у железнодорожного переезда, хотя нынешним космонавтам уже нет никакой надобности расстёгивать скафандры (и вообще, перед полётом космонавты более 12 часов не пьют, чтобы избежать подобных ситуаций).

А вот запомнившийся всем оранжевый чехол к скафандру, собственно, не имел никакого отношения — этот комбинезон сшили для облегчения поисковых работ, поскольку корабли «Восток» не имели системы мягкой посадки и космонавт после катапультирования из кабины самостоятельно приземлялся в степи на парашюте.

Кстати, уже на старте обнаружилось, что на скафандре отсутствуют какие-либо опознавательные знаки, и, чтобы после приземления Юрия Гагарина не приняли за шпиона (тогда всем был памятен инцидент со сбитым в 1960 году американским лётчиком Пауэрсом), инженеры «Звезды» на уже надетом на Гагарина шлеме нарисовали красной краской четыре буквы: «СССР».

4. Скафандр Леонова

Скафандры типа СК были чисто спасательными, то есть не предназначались для проведения работ на орбите за пределами корабля. В 1964 году было решено осуществить запуск корабля «Восход-2» с выходом одного из двух членов экипажа в открытый космос. Для этого проекта нужен был принципиально новый скафандр, способный защитить космонавта от неблагоприятных условий открытого космоса и имеющий автономную, не связанную с кораблём, систему обеспечения жизнедеятельности.

Разработчикам скафандра с именем «Беркут» пришлось решить массу проблем: с одной стороны, в скафандре должно было поддерживаться высокое давление, чтобы у человека не возникло высотных декомпрессионных расстройств, с другой стороны, в вакууме скафандр раздувало, как футбольный мяч: подошвы отходили от ступней, с рук сползали перчатки. В итоге предусмотрели систему сброса лишнего давления — воздух уходил прямо в космос. Как показали дальнейшие события, предусмотрительность конструкторов была совсем не лишней. По возвращении в шлюзовую камеру Леонов, видимо от волнения, по ошибке начал продвигаться в неё вперёд головой. Уже войдя в люк, космонавт понял свою ошибку: нужно было закрыть за собой наружный люк. В итоге Леонов сбросил весь воздух из скафандра и, задержав дыхание, каким-то чудом смог перевернуться и закрыть люк.

5. Станция «Алмаз»

Ещё в 1964 году в СССР были начаты работы по созданию пилотируемой военно-космической станции «Алмаз» (на орбиту она выводилась под именем «Салют»). Система «Алмаза» была уникальной для своего времени. Пилотируемый космический комплекс включал орбитальную станцию весом в 17,8 тонны, транспортный корабль снабжения и два многоразовых спускаемых аппарата, каждый из которых мог взять по три космонавта (полный экипаж станции состоял из шести человек, также станция «Алмаз» могла вести боевые действия и в полностью автономном режиме без участия пилотов). Данный комплекс помимо сугубо научных задач мог выполнять и вполне определённые военные функции — сбивать вражеские спутники и даже наносить бомбовые удары по объектам на поверхности планеты. Также станция получила на вооружение 23-мм автоматическую пушку, специально сконструированную для стрельбы в вакууме, — это оружие могло использоваться для уничтожения американских спутников и шаттлов, которые создавали специально для похищения советских военных спутников с орбиты.

В 1987 году состоялся удачный запуск автоматического варианта ОПС «Алмаз», который получил обозначение «Космос-1870». Боевая станция с ядерными ракетами на борту так и не была выведена в космос ввиду распада СССР.

6. Станция «Мир»

«Мир» — советско-российская пилотируемая научно-исследовательская орбитальная станция, функционировавшая в околоземном космическом пространстве с 20 февраля 1986 года по 23 марта 2001 года. Станция была создана в рекордно короткие сроки: секретарь ЦК КПСС Григорий Романов, курировавший в СССР космическую отрасль, потребовал запустить на орбиту станцию нового поколения к XXVII съезду партии. И ровно за пять дней до начала съезда на орбиту был выведен базовый блок — первый компонент космической станции «Мир».

Первыми космонавтами, отправившимися к станции «Мир», стали Леонид Кизим и Владимир Соловьёв, которые осуществили уникальный межорбитальный перелёт со станции «Мир» на станцию «Салют-7» и обратно.

Станция «Мир» была рассчитана на пять лет работы, но прослужила целых 15. За время работы станция пережила пожар и столкновение с космическим кораблём «Прогресс». К 2001 году на её борту отказывала радиосвязь, периодически выходили из строя теплоносители. Было принято решение прекратить работу «Мира» и затопить её в океане.

— Пять раз я летал в космос — и все пять раз на «Мир», — вспоминал советский и российский космонавт Анатолий Соловьёв. — Прибыв на станцию, ловил себя на мысли, что мои руки сами совершают привычные действия. Это подсознательная память тела, «Мир» вжился в подкорку и забыть его невозможно, как нельзя забыть первую женщину.

7. «Луноход-1»

Аппарат 8ЕЛ № 203 — первый в мире планетоход, успешно работавший на поверхности Луны с 17 ноября 1970-го по 14 сентября 1971 года.

Луноход, напоминающий большую кастрюлю на колёсиках со множеством замысловатых антенн, воплотил в себе все новейшие достижения тогдашней науки и техники. Например, аппарат питался как от солнечной батареи, так и от радиоизотопного элемента, обогревавшего оборудование в тёмное время суток, когда температура падала до минус 170 градусов.

Спереди «кастрюли» располагалось две телекамеры: управлять лунной машиной предстояло с Земли. В состав каждого экипажа входило пять человек: командир, водитель, бортинженер, штурман и оператор остронаправленной антенны. Причём радиосигнал между Землёй и Луной шёл полторы секунды, а телесигнал — от трёх до 20 секунд. Поэтому движение осуществлялось с большой осторожностью, а экипажи сменяли друг друга каждые два часа.

«Луноход-1», рассчитанный на три месяца работы, проработал на Луне 301 сутки.

8. Корабль «Союз»

Ракетно-космический корабль «Союз» начал проектироваться в 1962 году в ОКБ-1 как корабль советской программы для облёта Луны. Потом советская «лунная программа» была свёрнута, а трёхместный «Союз» стал основной рабочей лошадкой сначала советского, а потом и российского космоса.

К настоящему моменту он пережил уже несколько модернизаций — сейчас на орбиту летают корабли «Союз ТМА-М», то есть «транспортный модернизированный антропометрический — модернизированный». И это по-прежнему самый надёжный космический корабль мира — у него отличная система аварийного спасения, «неубиваемая» система жизнеобеспечения и очень хорошие аэродинамические параметры, благодаря чему космонавты испытывают весьма умеренные перегрузки (именно «Союз» подарил пожилым американским миллионерам возможность летать в космос). Конечно, в последние годы ведутся разговоры о создании нового корабля «Федерация», но сами космонавты сомневаются: лучшее — всегда враг хорошего.

9. Еда

Впервые жестяные тюбики придумали для художников — чтобы живописцам не приходилось каждый раз самостоятельно готовить краски из толчёной охры. Затем в тюбики стали заправлять зубную пасту, а когда у учёных возникла необходимость кормить командированных в небо космонавтов, то лучшей упаковки, чем тюбик, было просто не найти.

Сначала в тюбики заправляли только пюре, затем новые тюбики с увеличенными горловинами позволили космонавтам питаться мясом, рублеными овощами и фруктами.

С 1982 года, в добавление к привычным космотюбикам, на орбиту стали отправлять и сублимированные продукты в пакетах из фольги, в которые нужно было залить горячую воду, чтобы блюда приобрели свой привычный вид.

Сегодня тюбики, ставшие символом космического питания, используются всё реже. Пища в основном расфасована по жестяным банкам (её разогревают, помещая в специальные ячейки электроподогревателя на рабочем столе) или по пакетам из полимерных материалов.

Кстати, единственным космонавтом, кто отказался есть российскую «космическую еду», был пятый космический турист топ-менеджер компании Microsoft Чарльз Симоний, который взял с собой на орбиту запас деликатесов из «мишленовских» ресторанов.

10. Космический пистолет

Огнестрельное оружие входило в комплект экипировки космонавта со времён Юрия Гагарина, которому сунули в карман скафандра обычный пистолет Макарова. Конечно, никто не предполагал, что Юрий Гагарин будет вести на орбите бой с инопланетянами — оружие было нужно Гагарину на случай нештатных ситуаций после приземления.

В 1982 году специалисты Тульского оружейного завода разработали для космонавтов принципиально новый вид оружия — трёхствольный пистолет ТП-82. Два гладких ствола предназначались для стрельбы дробью и сигнальными патронами, нарезной — для стрельбы пулями со стальным сердечником. У пистолета был приставной приклад — мачете в чехле, причём форма мачете позволяла использовать его и как нож, и как топор, и как лопату.

В 1987 году производство пистолета и боеприпасов к нему было прекращено, но ещё 30 лет космонавты летали в космос с ТП-82. В 2007 году вышел гарантийный срок хранения боеприпасов и экипажу очередного корабля снова выдали ПМ.

Правда, находящийся в музее экспонат никакого отношения к оружию космонавтов не имеет. Лежащий под стеклом предмет — поделка, изготовленная из куска газового пистолета RECK Double Eagle, к которому были приделаны деревянное «цевьё», пропитанное морилкой, и три окрашенных в чёрный цвет трубки, имитирующие стволы «космического пистолета». Видимо, у Музея космонавтики не нашлось оригинального ТП-82, и местные умельцы вышли из положения как смогли.

Космонавты № 0

 За таким дощатым забором находилась экспериментальная площадка для отработки нюансов космических полетов. Фото: Из архива Владимира Щербинского

Владимир Щербинский: Отряд испытателей был создан почти на восемь лет раньше, чем отряд космонавтов. Еще в октябре 1952 года вышло постановление Совета министров: "Создать специальную команду испытателей для испытания костюмов, скафандров, одежды и разработки других вопросов, связанных с обеспечением жизнедеятельности и работоспособности экипажей самолетов с большими скоростями и высотами".

Фото: Из личного архива Ивана Колосова

Ученым и конструкторам важно было понимать, как поведет себя человеческий организм в самых экстремальных условиях. И как можно его надежно защитить. Причем не только при реактивных скоростях, но и космических. Испытатели "примеряли" на себя все суперперегрузки, гипокинезию, резкие перепады давления, запредельные температуры, вибрации и шумы, ионизирующие излучения, длительную изоляцию в сурдокамере. Проще сказать, через что они не прошли.

А как набирали в испытатели?

Владимир Щербинский: Показатель был не один, главное — отменное здоровье. В самую первую команду испытателей Института авиационной и космической медицины, у которого было еще закрытое название — п/я № 3452, вошли солдаты срочной службы. Позже, когда спектр испытаний режимов, скафандров, бортовых пайков и т.д. расширился, присоединились "нештатники" — офицеры и сотрудники самого института.

Читала, как с испытателя сержанта Сергея Павловича Нефедова лепили форму для космического скафандра "под Гагарина". Обмотали всего гипсом, даже лицо…

Владимир Щербинский: Да. Не случайно его называют "космонавтом номер ноль". Рост и вес Сергея Нефедова были точно такими же, как у будущего первого космонавта. Именно по гипсовому слепку с Нефедова сшили скафандр для Юрия Гагарина. Как рассказывал сам Сергей Павлович, это была долгая и изматывающая процедура. Перед полетом Юрия Гагарина сержант Нефедов провел в скафандре больше десяти суток в барокамере — макете корабля "Восток". Температура доходила до +80 по Цельсию! Представляете? Испытатель доказывал, что человек может выжить даже при таких условиях. В том же макете он сутками находился в позе эмбриона — сначала пять дней, потом пятнадцать, потом месяц.

Испытатели первыми входили в барокамеры, первыми надевали новые космические скафандры, первыми садились в кресло катапульты?

Владимир Щербинский: Это лишь верхушка айсберга. Что такое — первыми входили в барокамеры? Испытателей держали там по полчаса и больше без кислородной маски под давлением, соответствующим высоте пять километров. Зачем? Чтобы определить, как человек переносит кислородное голодание.

Испытатели 72 часа болтались в закупоренной капсуле в открытом море. Их выбрасывали в районе Воркуты в легкой одежде на 40-градусный мороз: надо было понять, какое максимально возможное время человек продержится на холоде. Один из самых жестких тестов — так называемая перепадная камера. В ней можно было за доли секунды забросить человека с уровня земной поверхности вверх на 20-30 км, а то и 40. Такой перепад высот имитировался резким скачком давления. В то же время "ударники" — кто занимался ударными перегрузками — сполна получили травм, опасных ощущений. Да и не только они.

Риск, риск и риск.

Владимир Щербинский: "Наземные космонавты" были энтузиастами космоса и сознательно рисковали своими жизнями для того, чтобы туда нормально полетели другие.

А сами не хотели полететь?

Владимир Щербинский: Да каждый из отряда испытателей тайно мечтал об этом, проверяя себя на очередных испытаниях. Но мы были "на службе", нужны были на Земле для решения конкретных задач. И прекрасно это понимали. Ответственность зашкаливала.

Сейчас из первого отряда космонавтов в живых остался только дважды Герой Советского Союза Борис Волынов. Он рассказывал мне, как вместе с Владимиром Комаровым испытывал полетное кресло "Казбек", на котором до сих пор летают экипажи. Вот дословно: "Готовилась бетонная подушка. Потом брался сегмент корабля, на нем укладывались плиты из свинца, чтобы сымитировать вес. На эту площадку устанавливалась ферма, а на нее — сиденье. Укладывался человек. На кране вся эта конструкция поднималась на полтора-два метра. А потом — отпускалась в свободное падение. Удар — на бетонную подушку. Первое впечатление, что это конец. Все обрывалось внутри". А еще один космонавт сказал: "Я не испытатель, чтобы выдерживать такие перегрузки".

Владимир Щербинский: Как раз после тех "падений" полетного кресла на бетонку космонавтов решили больше не привлекать. Все-таки каждый должен заниматься своим делом. Первые космонавты знали всех испытателей "в лицо". "Эти ребята собою заслонили нас, и без их помощи нам было бы гораздо сложнее или вообще худо", — сказал как-то дважды Герой Советского Союза космонавт Павел Попович.

Так было во время подготовки к полету первого многоместного космического корабля "Восход", где должны были полететь трое, но уже без скафандров. Это было тоже огромным риском. А еще тот полет был первым, когда космонавты должны были приземляться непосредственно в спускаемом аппарате. Впервые были разработаны индивидуальные амортизационные ложементы-кресла. И, естественно, тоже испытаны. Наших ребят десятки раз сбрасывали с креслом-ложементом как в макете корабля "Восход", так и без, с высоты, имитируя удар при приземлении. Тот же Павел Попович во время одного подобного эксперимента сказал испытателю Вячеславу Перфилкину: "У меня аж спина заныла, когда увидел ваше падение!"

Вы ведь сами участвовали в самых разных экспериментах, в том числе связанных с советской лунной программой?

Владимир Щербинский: Да. Мне повезло. Я был привлечен к секретной программе — изучению работоспособности космонавта при полете к Луне и посадке на нее. Эксперименты проходили в 1966-1969 годах. На территории одного из подразделений устроили полигон: лунную поверхность имитировали кучи песка и гравия, посадочный модуль заменяла металлическая коробка. Сконструировали специальный безопорный стенд: он позволял изменять гравитацию от 0 до 1/6 веса человека. Именно столько, по расчетам, должно быть на Луне. На этом стенде можно было "по-лунному" прыгнуть на несколько метров в высоту, несмотря на то что вес испытателя в скафандре был под 100 кг.

В связи с секретностью и не полной завершенностью нового лунного скафандра эксперименты нужно было выполнять в скафандре "Ястреб", специально доработанном для лунной программы. Но с завода "Звезда" привезли только один экземпляр. Поэтому из испытательного отряда отобрали двоих, подходящих по росту и телосложению. Работали я и Николай Буркун. И мы обязательно к "луннику" надевали обычные галоши.

Чтобы не испачкать, пока ходишь по Земле?

Владимир Щербинский: Как ни смешно. Именно поэтому! На нас надевали пять разных одежек-оболочек, закрепляли на теле кучу регистрирующих датчиков, включая ректальные. Электроды для снятия миограммы мышц при моделировании хождения космонавта по Луне закреплялись на икрах. Каждый эксперимент длился до шести часов. Результат серьезно зависел от датчиков: места крепления даже наждаком зачищали для лучшего контакта. Представляете? Наждаком — по телу! В конце концов придумали припаивать под датчик маленькую иголочку и с ее помощью прикалывать эту нашлепку к коже. Электроды держались отлично, но боль и кровоподтеки были постоянно.

А что вы отрабатывали для Луны?

Владимир Щербинский: Например, ремонт космического аппарата, возможную перестыковку внешних агрегатов. К "посадочному модулю", установленному на полигоне, приварили круглый штырь с резьбой, и на него предстояло накрутить большую гайку. Подвешенный на разгрузочном стенде в безопорном состоянии, попробовал наворачивать гайку на штырь. И выяснилось, что элементарную земную операцию в безопорных условиях, близких к космическим, выполнить практически невозможно. Я вдруг стал сам вращаться вокруг штыря!

К тому же для имитации раздувания скафандра при работе в открытом космосе внутрь осуществлялся поддув. Скафандр, включая перчатки, превратился, грубо говоря, в железный. Гайка почти сразу выскользнула из руки и куда-то улетела.

Фото: Из семейного архива Олега Лысякова

Моделировался полет на Луну и ее облет. На третьем этапе испытаний, который длился около полугода, проводили эксперименты по отработке действий экипажа во время прилунения. В общей сложности в 1966-1968 годах испытатели из нашего отряда "прилунялись" раз пятьдесят.

Но испытатели, а это почти тысяча солдат, сержантов и офицеров, так и остались в тени "большого космоса". Так или иначе были награждены всего двадцать человек.

Почему?

Владимир Щербинский: То, чем мы занимались, долгое время было строго засекречено. А в начале 2000-х команда Института авиационной и космической медицины прекратила свое существование. Эксперименты были переданы в Институт медико-биологических проблем РАН. И практически все мои сослуживцы оказались "вычеркнуты из списков". У нас, бывших военных испытателей, до сих пор нет официального статуса "Испытатель авиационной и космической техники". Мы по-прежнему числимся механиками: так во всех документах была прописана должность штатного испытателя в отряде.

Да разве в наградах и званиях дело? То, что испытатели первыми входили в барокамеры, первыми надевали новые космические скафандры, первыми садились в кресло катапульты, отрабатывая все на Земле, не могло не сказаться на здоровье "наземных космонавтов". Опасность и риски постоянно ходили рядом. Вместе с травмами. Но никаких социальных льгот бывшие военные испытатели не имеют.

Хотя есть медицинский факт: у летчика организм стареет на двенадцать лет раньше, чем у обычного человека. У испытателей наверняка еще быстрее?

Владимир Щербинский: Документов предписывающих наблюдать за здоровьем бывших испытателей, нет. Поэтому после увольнения никакого медицинского контроля не было. В силу этого и точной статистики нет. Наш испытатель Борис Бычковский в своей книге сделал попытку оценить отдаленные последствия опаснейшей работы космических испытателей. И что оказалось? Не все испытатели-срочники даже увольнялись здоровыми. Некоторые доживали только до 35-40 лет, а средняя продолжительность жизни не превысила 50 лет. Те же, кто переходил этот рубеж, постоянно болели. Результат экстремальных перегрузок.

Получается, о летчиках и космонавтах, подвергающих свою жизнь постоянному риску, страна позаботилась, создав ряд правовых положений и законов, определила их статус. А испытатели остались за бортом?

Владимир Щербинский: К сожалению. Знаете, у нас служил лейтенант Георгий Анисимов. Как кинооператор он участвовал во всех первых полетах на невесомость в самолете-лаборатории ТУ-104А, фиксируя каждое движение в осваиваемой чужеродной среде. Его кадры мы видим в документальном и научном кино. Налетал в невесомости больше, чем кто-либо. И что? Ничего.

В перечне специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации минпрома есть конкретная специальность — "бортовой кино-, фото-, видеооператор". Этот профессионал имеет определенные льготы. Наш сотрудник в самолете-лаборатории выполнял ту же самую работу, только в разы более рискованную. За год службы он мог участвовать в ста экспериментах и столько же раз подвергать свою жизнь смертельной опасности. Однако летно-испытательного статуса у него как не было, так и нет. Со всеми вытекающими последствиями.

Приведу и еще один показательный пример. В начале 1973 года в нашей стране впервые в мире было произведено десантирование с военно-транспортного Ан-12 гусеничной БМД-1 с экипажем внутри…

В нем участвовал сын легендарного Бати десантников страны — Василия Маргелова?

Владимир Щербинский: Да. Говорили, у Бати в кармане лежал именной пистолет с одним патроном — на случай аварии при десантировании. Потом такой же прыжок с самолета в боевой машине состоялся на новейшей парашютно-реактивной системе. Тоже впервые в мире, который позволил от нескольких часов до нескольких минут сократить развертывание ВДВ. Это был колоссальный риск для экипажа: никаких индивидуальных средств спасения! И абсолютно заслуженно членам экипажа было присвоено звание Героев России.

Но ведь никто не вспомнил наших испытателей, которые перед этим — и тоже первыми в мире! — неоднократно совершали приземление в боевой машине во время отработки испытаний, подготовки и доводки уникальной системы десантирования. И тоже без каких-либо средств спасения. Именно испытатели доказали: человек может не только приземляться в военной десантной машине, но и быть способным после этого вести бой.

Когда вышел известный телесериал о десантниках, где как раз рассказывалось об отработке подобного приземления, мы с удивлением увидели: оказывается, вся подготовка отрабатывалась… на собаках. Ими художники кино вопреки исторической правде заменили испытателей-людей. А что вы хотите? Ведь в государственном классификаторе профессий такой специальности — испытатель авиационно-космической техники — просто-напросто нет. Хотя есть люди, которые отдали этому всю свою жизнь.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector