Ролевая игра по Наруто
Обмундирование Ниндзя
Синоби-сёдзоку 忍び装束 – «стандартный» маскировочный костюм ниндзя , как он описан в старинных трактатах и книгах современных историков-исследователей — состоит из куртки ( уваги 上着 ), пояса ( додзимэ 銅締め ), специальных брюк ( игабакама 伊賀袴 ), капюшона-маски ( фукумэн 覆面 (маска)и дзукин 頭巾 (капюшон)), накладок-перчаток ( тэкко 手甲 ), ножных обмоток ( асимаки 足巻き ), носков ( таби 足袋 ), и сандалей ( варадзи 草鞋 ) и, иногда, верхней куртки ( уваппари 上っ張り ).
Куртка доги (или уваги ) – (1) , имела форму стандартной куртки в знакомом нам «стиле кимоно » (на самом деле, их существует довольно много видов), но бывшая чуть короче. Рукава ниндзя обычно были свободными и, как и во многих фасонах этого вида одежды, использовались как карманы (имея прорези в подмышках). Однако, при влезании на стены, деревья или пролезании в узкие отверстия и лазы они подворачивались и подвязывались специальными шнурками (на уровне бицепсов и запястий), или заправлялись под специальные ручные обмотки ( тэмаки ), выполненные из одного куска материи трапециевидной формы и имевшие завязки, или перчатки-накладки ( тэкко ), чем-то напоминающие «бухгалтерские налокотники» — их чаще носили под рукавом. Иногда тэкко были кольчужными ( кусари-тэкко ), в стиле японской кольчуги – т.е. с нашитыми поверх ткани металлическими колечками, но чаще дополнительной защитой для рук служили бо-сюрикэн , скрытые в кармане, пришитом изнутри тэкко . На куртке имелись многочисленные карманы (2) , предназначенные для переноски оружия и инструментов. В правый карман на отвороте спереди ниндзя прятал обычно сандзяку тэнугуи , а в левый – пилу ко-сикоро . В большой карман слева помещали медное зеркало или сякэн (далеко не лишняя защита сердца от укола мечом или попадания стрелы), а в правый – бумагу.
Куртка заправлялась в штаны, которые называются игабакама или « хакама из Ига » и чаще всего представляли собой традиционные, очень широкие вверху и немного сужающиеся книзу от колен штаны с пришитыми поясными завязками и чуть завышенной спинкой, которые носили крестьяне из областей Ига и Кога . Штаны также имеют завязки под коленями и на голенях для сужения штанин книзу. Сзади изнутри на спинке игабакама , где, по традиции японцев, расположена небольшая плоская дощечка на уровне поясницы, имеелся еще один карман, в котором ниндзя носил или несколько бо-сюрикэн , или малую пилу – ко-сикоро . Асимаки также имели карманы для скрытого ношения малого оружия или инструментов, также выполнявшие дополнительную защитную функцию (3) . Пояс ниндзя ( синобиоби или додзимэ ) (4) имел длину от 250 до 300 см и был несколько шире обычного. Иногда для большей крепости он имел тонкую, но прочную, вшитую внутрь, цепь. Такой пояс не только невозможно было перерезать, но и весьма эффективно использовать как оружие или подручное средство, например, для устройства петлевого насеста где-нибудь в кроне дерева для более комфортного наблюдения за врагом.
Хотя сейчас мы видим ночные костюмы ниндзя в основном насыщенного чёрного цвета, на самом деле, как считается, синоби-сёдзоку таким не был, а был скорее коричневого или тёмно-бурого (ржавого) цвета. Дело в том, что чисто чёрный костюм очень выделяется на сероватом фоне ночного окружения. Процесс окрашивания ткани, при котором использовался танин (яп. сухо , дающий чёрно-коричневый цвет) и кровь животных (дающий красновато-бурый цвет), назывался суходзомэ . Самое интересное, что помимо чисто маскировочных функций, такой цвет и состав краски, по убеждению ниндзя , давал возможность обеззараживать грязную воду, при фильтрации ее сквозь ткань костюма. Кроме такого цвета, костюм ниндзя мог быть серовато-чёрным (как бы вылинявшим от стирки – этот цвет мы можем наблюдать в костюмах учеников большинства современных серьезных нинпо додзё , так как уже после двух-трёх стирок идеально чёрный ги приобретает серовато-чёрную окраску), серого, коричневого, бурого, грязно-жёлтого и т.п. цветов, так как эти цвета гораздо лучше скрывают человека ночью в переменном освещении, чем чисто чёрный костюм, годный только для безлунных ночей и очень тёмных помещений. Естественно, зимой, костюм ниндзя был белым или грязно-белым.
По-видимому, никаких стандартов в этом вопросе особо не существовало – использовалась такая окраска, которая наиболее подходила к местности, в которой собирался действовать ниндзя . Встречается также описание «двухцветного» костюма ниндзя – имеющего тёмную окраску снаружи и белую – с изнанки.
Синоби-таби (носки ниндзя ) немного отличаются от стандартных вариантов японских носков. Во-первых, они не имеют застёжек-крючков с задней стороны, а надеваются как бахилы и затягиваются шнурком; а во-вторых, их подошва шилась из кожи, а не хлопка и подбивалась ватой. Такое устройство вполне объяснимо с точки зрения тайной деятельности – бесшумное перемещение и хорошее сцепление с поверхностью стены или дерева, на которое карабкается ниндзя , предварительно сняв свои варадзи . Японские историки считают, что и варадзи ниндзя ( синоби-варадзи ) также отличалось от общепринятых образцов (5) . Они плелись не из соломы, а из хлопковых нитей, вперемежку с конским или человеческим волосом или даже нарезанной на тонкие полоски бычьей кожи, после чего обрабатывались специальным дубильным раствором и укреплялись со стороны подошвы кусочками древесной коры, также специально обработанной. В результате такого кропотливого процесса ниндзя получал обычные с виду, но не прорезаемые и даже не прокалываемые сандалии-лапти, устойчивые к стиранию и служащие намного дольше обычных соломенных образцов.
Теперь поговорим о пресловутой «маске ниндзя ». Собственно маска – фукумэн (6) – бывает двух видов и представляет собой или длинное, до 210 см, полотенце-башлык шириной около 25 см, или два куска ткани, длиной около 90 см и 45 см. Первый фукумэн одевался следующим образом: середину полосы клали сверху на голову и подвязывали под подбородком (наподобие женского головного платка). Затем заворачивали оба конца ткани назад и, прикрыв лицо, завязывали оба конца на затылке.
Помимо масок-обмоток, ниндзя использовали и обычный капюшон-колпак – дзукин . Он представляет из себя колпак округлой формы из плотной ткани, завязывающийся на шее специальным шнурком или завязками.
Иногда ниндзя для переноски своих вещей и инструментов использовали заплечный «вещь-мешок», который называется нагабукуро 長嚢 (7) . Он изготавливался из куска прочной ткани 90 см шириной и около 2 м длиной, окрашенной в тёмный цвет и сшитый в форме длинной трубы, по обеим сторонам которой пришиты шнурки. Положив необходимое в мешок, затянув и связав шнурки между собой, ниндзя одевал нагабукуро на спину по диагонали наподобие солдатской «скатки» и отправлялся в путь.
Пользовались ниндзя и доспехами, предпочитая их складные и облегчённые варианты, а также кольчуги. Кусари-катабира 鎖帷子 – кольчужный доспех (8) — представлял собой рубаху, нарукавники, поножи и шлем, надевавшийся как маска или капюшон и защищавший не только голову но и шею и нижнюю часть лица. Японская кольчуга представляет собой плотную тканевую основу, на которую пришиты металлические колечки. Поэтому такой доспех практически не издаёт посторонних звуков, что было особенно важно для ниндзя , предпочитавших, в силу их деятельности, особо не шуметь и одевавших кусари-катабира под свой маскировочный костюм.
Алексей Горбылев — Когти невидимок. Подлинное оружие и снаряжение ниндзя
Описание книги «Когти невидимок. Подлинное оружие и снаряжение ниндзя»
Описание и краткое содержание «Когти невидимок. Подлинное оружие и снаряжение ниндзя» читать бесплатно онлайн.
Эта книга является первой в своем роде за пределами Японии. Ее автор опирался исключительно на японские источники: трактаты самих ниндзя, экспонаты посвященных им музеев, исследования японских историков. Книга раскрывает подлинную, а не придуманную историю ниндзя и разоблачает измышления современных фальсификаторов, выдающих себя за «учителей ниндзюцу».
Здесь рассмотрены многочисленные образцы оружия и технических приспособлений «воинов ночи». Конструкторская мысль ниндзя во многом опередила свою эпоху. Среди их разработок есть ракеты и системы залпового огя, противопехотные мины и светозвуковые гранаты, отравляющие газы и пищевые концентраты, парашюты и шагомеры, подслушивающие устройства и бесшумные ружья, складные лодки и многофункциональные комбинезоны, а также многое другое.
С помощью своих технических устройств ниндзя совершали деяния, казавшиеся современникам сверхъестественными. Они становились невидимыми, проникали сквозь стены, летали по небу, плавали под водой, убивали прикосновением руки, принимали множество разных обличий…
ГОРБЫЛЕВ Алексей Михайлович
«КОГТИ НЕВИДИМОК.
ПОДЛИННОЕ ОРУЖИЕ И СНАРЯЖЕНИЕ НИНДЗЯ»
Дорогой читатель! В твоих руках книга «Когти невидимок». Она является продолжением разговора о ниндзя и нин-дзюцу, начатого автором в книге «Путь невидимых: подлинная история нин-дзюцу» (Минск, «Харвест», 1997).
Оружие (буки) и снаряжение (нинки) ниндзя составляют один из важнейших элементов культуры ночных воинов. Именно эти приспособления делали возможным совершение многих поступков, казавшихся непосвященным современникам сверхъестественными и чудесными. Так рождались предания и легенды, из которых в массовом сознании складывался фантастический образ лазутчика, способного становиться невидимым, ходить по воде, летать по небу, превращаться в диких животных, проходить сквозь стены…
Неудивительно, что описание оружия и снаряжения традиционно занимает одно из главных мест в большинстве книг по нин-дзюцу. Исследователи единодушно сходятся в том, что конструкторы ниндзя во многом опередили свое время. Действительно, в арсенале воинов ночи есть немало видов вооружения и снаряжения, которые могут поразить воображение. Это и ракетные установки (Да-да! Автор не сошел с ума и ничего не придумывает!), и многоствольные ружья, и разборные лодки и многое-многое другое. Огромный интерес у широкой публики вызывают «дома привидений» — так называемые «шпионские усадьбы» ниндзя-ясики, на протяжении столетий служившие жилищами для «воинов ночи».
Однако, несмотря на громадный интерес большой аудитории, в западном мире до сих пор нет практически ни одной серьезной работы по вооружению и снаряжению ниндзя, в которой оно было бы описано по реально сохранившимся образцам, либо по характеристикам этих предметов в дошедших до наших дней старинных источниках. В результате реальные исторические данные заменяются собственным вымыслом, рассчитанным на полную неосведомленность читателя.
В книгах псевдознатоков нин-дзюцу то и дело встречаются описания таких видов оружия как сай, тонфа и нунтяку (см., например, Гвоздев С.А., Кривоносов И.В. Ниндзя: тайны демонов ночи. Минск, «Современное слово», 1997), которые, в действительности, японскими «невидимками» никогда не использовались. Приводятся размеры оружия, не имеющие ничего общего с реальностью. Например, один автор пишет, что длина лезвия «короткого» «шпионского меча» доходила до 70 см! То и дело встречаются совершенно нелепые интерпретации функций того или иного снаряжения. Так, некий «сэнсэй Джэй» (а вслед за ним В.Н. Попенко) указывает, например, что сэ-кихицу — это кусок камня, которым ниндзя выцарапывали донесения на камнях и деревьях. Между тем, нужно лишь заглянуть в словарь японского языка, чтобы узнать, что «сэкихицу» это самый обьгчный карандашный грифель.
Некоторые авторы приписывают средневековым «невидимкам» использование таких средств, которых просто не могло быть в их распоряжении вследствие конкретных исторических причин. Например, американцы Ал Вейсс и Том Филбин рассказывают в своей книге о «ночных воинах», что «смертоносный яд можно найти в листьях обычных помидоров… Поешьте их, и у вас появятся сердечные проблемы, а в конце концов, наступит остановка сердца. Можно смело утверждать, что немало врагов ниндзя отправилось на тот свет, наевшись листьев томатов. Их можно было просто подмешать в салат, и, если жертва не знала об их смертоносном потенциале, они выглядели совершенно безобидными, и человек съедал их целиком, прежде чем понимал всю опасность для своей жизни». Вполне вероятно, что листья помидоров могут оказывать столь разрушительное воздействие на работу сердца — сам автор проверкой этого факта не занимался. Однако родиной томатов является Америка. До XX века их в стране Восходящего Солнца не выращивали. Как же, в таком случае, ниндзя могли готовить из помидоров свои смертоносные салаты? Кстати, овощные салаты с зеленью вообще отсутствуют в традиционной японской кухне.
На фоне всеобщего незнания, которое демонстрируют как «специалисты», так и рядовые любители, порой рождаются совершенно фантастические «учебники «нин-дзютсу» или «нин-джицу», написанные не на основе старинных трактатов самих ниндзя или наставлений, полученных от живого носителя традиции, а путем компиляции изданных в СССР учебников по войсковой разведке, саперному делу, маскировке. Таковы знаменитые «шедевры» В.Н. Попенко, вызывающие гомерический хохот у всех, кто хоть немного знаком с японской традицией военного искусства, но, вместе с тем, пользующиеся значительным успехом у тех читателей, которые бедны интеллектом.
Можно выделить три группы источников информации, которыми пользовался автор при работе над данной книгой.
Во-первых, это наставления, написанные самими ниндзя. Основную часть информации автор позаимствовал из трех важнейших текстов такого рода. Это «Нинпидэн» («Секретное наставление по нин-дзюцу», 1560 г.), «Бансэнсюкай» («Десять тысяч рек собираются в море», 1676 г.) и «Сёнинки» («Писание об истинном нин-дзюцу», 1681 г.). Помимо них, автор использовал ряд других старинных текстов.
Вторую группу источников составляют работы современных японских историков. Среди них в первую очередь надо отметить две прекрасные книги. Это «Хиссё-но хэйхо. Нин-дзюцуно кэнкю» («Всепобеждающее военное искусство. Исследования нин-дзюцу». Токио, 1972) Нава Юмио и «Нинпо. Соно хидэн то дзицурэй» («Нинпо. Его секреты и практические примеры», Токио, 1995) Окусэ Хэйситиро,
Третьим источником информации послужили собственные наблюдения автора, сделанные во время посещения музеев нин-дзюцу в городах Ига Уэно и Конан, музеев монастыря Нэгородэра, замка сёгунов Токугава в г. Киото Нидзёдзё и ряда других в исторических местах, так или иначе связанных с историей нин-дзюцу.
Использование этих аутентичных и надежных источников позволило сильно расширить поле исследования. Впервые в западной литературе даются точные описания десятков видов мин, бомб, зажигательных стрел, ракет, воровского инструмента, рецепты калорийных и жаждоутолящих пилюль, ядов, лекарственных средств, домов ниндзя.
Иллюстрации для книги также подбирались из надежных источников, причем предпочтение отдавалось рисункам из старинных наставлений по нин-дзюцу и другим бу-дзюцу. Многие рисунки были заимствованы из авторитетной работы Сасамы Ёсихисы «Нихон будо дзитэн» («Энциклопедия по японским будо». Токио, 1982). Часть иллюстраций основывается на фотографиях, сделанных автором во время посещений исторических мест нин-дзюцу. Нужно также подчеркнуть специфическую квалификацию художников, знакомых с военной историей Японии и боевыми искусствами отнюдь не понаслышке и приложивших весь свой опьгг и знания для того, чтобы сделать иллюстрации максимально точными.
Надеюсь, что эта книга станет подарком для подлинных поклонников нин-дзюцу и всех тех, кто интересуется военной историей и боевыми искусствами Японии и Востока.
В заключение автор хотел бы высказать свою огромную признательность и благодарность всем, кто помог делом и советом в работе над этой книгой: наставнику школы Катори Синто-рю Сергею Семенчуку, кандидату исторических наук
Константину Асмолову, зарубежным коллегам: профессору Стивену Тёрнбуллу, Дону Роли, Джеффри Мюллеру, а также сотрудникам музея «Ниндзя-ясики» г. Ига Уэно и музея «Кога-рю ниндзя-ясики» г. Конан за предоставленную возможность сделать фотографии различных устройств, приспособлений и оружия ниндзя. Отдельное слово искренней благодарности хотелось бы высказать замечательным художникам Алексею Астафьеву и Андрею Иванову за их титанический, поистине подвижнический бескорыстный труд.
Алексей Горбылёв
Москва, август 1998 г.
Глава 1. МАСКИРОВОЧНЫЙ КОСТЮМ И ДОСПЕХИ НИНДЗЯ
Работая над этой книгой, я просмотрел несколько десятков западных и русскоязычных работ по нин-дзюцу, но нигде не смог найти хоть сколько-нибудь подробного описания маскировочного костюма ниндзя (синоби-сёдзоку). А продающиеся на Западе «синоби-сёдзоку» никакого отношения к средневековым японским лазутчикам не имеют.
О том, что представлял собой настоящий маскировочный костюм ниндзя, мы можем судить по образцам одежды, хранящимся в музеях нин-дзюцу в Японии, и по реконструкциям японских историков, среди которых нужно особо выделить Наву Юмио.
СИНОБИ-СЁДЗОКУ — «МАСКИРОВОЧНЫЙ КОСТЮМ СИНОБИ»
Условия работы ниндзя предъявляли жесткие требования к специальному костюму, который позволял бы шпиону «растворяться во тьме», не сковывал движений и был приспособлен для переноски всех необходимых инструментов и приспособлений. Дошедшие до наших дней образцы синоби-сёдзоку (или синоби-но фукусо) демонстрируют весьма удачное решение этих задач (рис. 1).
Небесный Кузнец: хентай, сэмпай, турнир и Тай.
Первая книга двух, или трёхтомника. Как пойдёт.
***
Альтернативная Япония 20х годов XX века. Фото некоторых вещей и объектов прилагается.
***
Чем больше подписок на профиль автора, лайков и поддержки от читателей, тем стремительней пишутся книги.
Приятного чтения!
- Пролог
- Глава 1
- Глава 2
- Глава 3
- Глава 4
- Глава 5
- Глава 6
- Глава 7
- Глава 8
- Глава 9
- Глава 10
- Глава 11
- Глава 12
- Глава 13
- Глава 14
- Глава 15
- Глава 16
- Глава 17
- Глава 18
- Глава 19
- Глава 20
- Глава 21
- Глава 22
- Глава 23
- Глава 24
- Глава 25
- Глава 26
- Глава 27
- Глава 28
- Глава 29
- Глава 30
- Глава 31
- Глава 32
- Глава 33
- Глава 34
- Глава 35
- Глава 36
- Глава 37
- Глава 38
- Глава39
- Глава 40
- Глава 41
- Глава 42
- Глава 43
- Глава 44
- Эпилог
Начало и конец дня на графике считаются по московскому времени (UTC +03:00)
Иллюстрации
Кисеру традиционная японская трубка для курения табака, появившаяся в культуре Японии в начале 1600 годов.
Ямато линкор японского императорского флота. Один из самых больших военных кораблей в истории человечества из когдалибо потопленных в ходе боевых действий.
Хосё лёгкий авианосец японского императорского флота. Хосё стал первым в мире авианосцем специальной постройки.
Тории Побразные ворота без створок в синтоистском святилище. Обычно они стоят на пути к святилищу и отмечают начало священной территории
Комаину японское мифическое животное, напоминающая смесь льва и собаки. Служат мистическими стражами, расположенными парами при входе в синтоистские храмы
Саннин но сенши нояйза клинок трёх воинов
Синоби сёдзоку стандартный маскировочный костюм ниндзя, как он описан в старинных трактатах и книгах современных историковисследователей
Mitsubishi 1MF японский палубный истребитель 1920х годов. Принят на вооружение ВМФ Японии в 1923 году под названием Палубный истребитель Тип 10
Дзюттэ японское холодное оружие, применяемое ниндзя и некоторыми подразделениями японской полиции в период Эдо. В наше время применяется в японском боевом искусстве дзюттэдзюцу.
Юми представляет собой лук длиной более двух метров, но в отличие от других луков, рукоять делит лук не пополам, а в пропорции один низ к двум верх.
Изуми Кента
Этсуко и Рэй
Аудио
Ума Турман Припева нет
- Комментарии · 190
- Рецензии · 0
Сортировать по
- времени, по возрастанию
- популярности
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.
Прочитал Макото, теперь очередь про учителя. Стро
Странно его представить не старым стариком.
Представляете его молодым стариком
Комментарий был удален автором. Причина: Оскорбление пользователя.
Не вижу проблемы, книга бесплатная.
Очередное чувство обмана. Автор — если у вас более 1 книги, то указывайте пожалуйста что это цикл. Две книги — это уже цикл. Вы поставили в настройках — книга вне цикла. Это не правда. Чтобы вы понимали — это когда вы пришли покушать в кафе — заказали блинчики и сидр — вам принесли блинчики — вы откусили 1/3 и у вас без предупреждения забирают остаток. Внаглую. Ибо повар. Ибо автор. Всю гамму ощущений можете представить.
Когти невидимок. Подлинное оружие и снаряжение ниндзя
Условия работы ниндзя предъявляли жесткие требования к специальному костюму, который позволял бы шпиону «растворяться во тьме», не сковывал движений и был приспособлен для переноски всех необходимых инструментов и приспособлений. Дошедшие до наших дней образцы синоби-сёдзоку (или синоби-но фукусо) демонстрируют весьма удачное решение этих задач (рис. 1).
Маскировочный костюм синоби-сёдзоку состоял из куртки (уваги) с поясом (додзимэ), специальных брюк (игабакама), маски (дзукин), скрывающей лицо, ручных накладок-перчаток (тэкко), ножных обмоток (кяхан, или асимаки), мягких тапочек-носков с особым отделением для большого пальца (таби), сандалий (варадзи) и верхней куртки (уваппари).
Брюки-хакама ниндзя отчасти походили на современные брюки для верховой езды: широкие вверху, они имели зауженную голень. Сделано это было для того, чтобы при ходьбе штанины не цеплялись за кусты, и чтобы их можно было использовать вместе с доспехами гусоку.
Разновидность хакама, которую использовали ниндзя из кланов Ига и Кога, издревле называлась ига-бакама — «хакама из Ига». Изначально такие брюки, внешне напоминающие японские женские рабочие шаровары-момпэ, надевали крестьяне из Ига и Кога для работы на полях. Штанины ига-бакама (в отличие от некоторых других видов хакама) были отдельными друг от друга и сшивались вместе лишь в верхней части таким образом, чтобы правая штанина была глубоко запахнута за левую. При этом в паховой области оставалась дыра, но правильный запах штанин позволял ниндзя садиться «в шпагат» без выставления нижнего белья на всеобщее обозрение. Такая конструкция брюк позволяла ниндзя справлять нужду, не снимая брюк, а только немного распустив шнурок, связывавший накладывающиеся друг на друга части.
Спинка брюк кроилась более длинной, чем передняя часть. Поэтому даже при глубоком наклоне вперед лазутчик не чувствовал никакого неудобства. Как и во всех настоящих хакама, сзади у ига-бакама имеется дощечка, накладывающаяся на спину. С внутренней стороны за ней в «шпионском» варианте делался длинный узкий потайной кармашек.
Верхнее кимоно ниндзя — уваги (японцы обычно носили по несколько кимоно, но на нижнем нательном кимоно мы не останавливаемся, так как в нем ничего «шпионского» нет) представляло собой модель ханкирэ — «полуразрезное». Оно было относительно коротким, длиной от затылочной части воротника до подола около 80 см. Рукава уваги делались довольно широкими. В нижней их части, также как и в популярной модели верхнего кимоно периода Гэнроку (1688–1704) время наивысшего культурного расцвета при сёгунах Токугава), делались объемные карманы. Чтобы широкие рукава не мешали при ходьбе по кустарникам, их подворачивали, а устье рукава стягивали шнурами (согласно Нава Юмио, к каждому рукаву крепилось по четыре шнурка).
В уваги традиционно делали пять потайных кармашков. Два длинных узких кармашка пришивали с тыльной стороны обоих отворотов. По традиции, карман с правой стороны был глубоким, а с левой — мелким. В правый карман ниндзя засовывали полотенце сандзяку-тэнугуи, а в левый — пилу косикоро, которую можно было использовать для перепиливания тюремных решеток, перерезания пут или как кинжал в рукопашной схватке.
Большой потайной карман пришивался по диагонали с левой стороны, против сердца. В него помещали медное зеркало. Оно защищало сердце от укола мечом или копьем. Кроме того, зеркалом можно было пускать солнечные зайчики и ослеплять противника, наблюдать за его действиями находясь к нему спиной и т. д.
Еще два больших потайных кармана находятся снаружи на спине чуть выше ягодиц. Так как одежда в этом месте никак не сковывала движения, карманы делали очень большими, мешкообразными. При носке данное место закрыто брюками хакама, и добраться до этих карманов, не снимая брюк, можно, только просунув руку в разрез между ногами.
Ниндзя надевали куртку уваги, поверх нее натягивали брюки-хакама и скрепляли всю конструкцию кушаком додзимэ. Додзимэ был довольно длинным, он позволял охватить туловище дважды и завязывался на животе. Но главной особенностью «шпионского» кушака было то, что внутрь него в том месте, которое приходилось на живот, в качестве сердечника обычно вставляли восьмислойную железную цепь (намбан хатидзю кусари). Она защищала пояс от перерезания мечом, что для ниндзя имело значение колоссальное. А то хорош был бы «демон», которому удирать надо, а у него брюки спадают!
Тэкко — ручные накладки, прикрывавшие тыльную сторону руки, — и кяхан (рис. 2) — ножные обмотки — снизу и сверху стягивались шнурками. И в тэкко, и в кяхан делали длинные узкие кармашки, в которые можно было спрятать бодзё-сюрикэн или пилу ко-сикоро.
Помимо своего прямого оружейного назначения, эти пруты и пластины из стали высочайшего качества защищали ноги и руки от порезов мечом.
Костюм ниндзя дополняли традиционные японские носки-тапочки таби q отделенным большим пальцем (рис. 3).
Некоторые авторы представляют их каким-то особым «ниндзевским» изобретением, но это — совершенная ерунда, так как таби — часть повседневной одежды всех японцев от мала до велика. Однако «шпионские» таби имели некоторые отличия. Так, на них не было застежек, присущих обычным образцам. В варианте ниндзя их заменяли шнурки, затягивавшиеся на лодыжках. Шпионские таби имели толстую кожаную подошву с прослойкой шелковой ваты, гасившей звук шагов и обеспечивавшей нужное сцепление при карабкании по стене, и стеганый подъем с тонкой прослойкой такой же ваты.
Синоби-варадзи (рис. 4) — походные сандалии ниндзя — также отличались от обычных. Их плели не из соломы, а из хлопчатобумажной нити или бычьей кожи, что делало их чрезвычайно прочными.
Для еще большего повышения прочности, а также на тот случай, если ниндзя вдруг наступит на «каштан» или оступится в волчью яму, в подошву вплетали конские либо женские волосы, а также укрепляли ее корой дерева мокугэ. Для этого кору сначала вымачивали в воде, потом расплющивали деревянным молоточком, пропитывали жиром черепахи и небольшими кусочками подшивали к подошве. В результате даже меч или копье не могли ее проткнуть.
Интересно, что похожие по конструкции варадзи вплоть до второй мировой войны имели широкое хождение на территории бывшего княжества Огаки Тода, только там вместо коры к подошве, подобно чешуе, пришивали металлические пластиночки. Назывались они «канэ-но варадзи» — «железные варадзи».
Обычные соломенные варадзи сидят на ноге неплотно и то и дело ездят взад-вперед. Если в повседневной жизни на это почти не обращают внимание, то во время далекого путешествия на своих двоих человеку очень быстро раскрывается истинное значение такого «пустячка»: слишком сильно у горе-путешественника болят ноги. Для предотвращения болтанки сандалий, ниндзя пришивали к пяткам своих «носков» таби по два тоненьких металлических изогнутых зубчика, впивавшихся в подошву обуви и называвшихся варадзи-симэгу — «держатели варадзи» (рис. 5).
Чтобы не скользить в варадзи по льду (а кожаные синоби-варадзи отнюдь не способствовали устойчивости в этих условиях), ниндзя использовали специальные приспособления, называвшиеся «субэри-домэ». Субэри-домэ представляли собой металлические пластины шириной около 1 см с несколькими шипами, привязывавшиеся поперек подошвы и обеспечивавшие надежное сцепление с поверхностью. Впрочем, ничего особенно специфического в этом приспособлении нет. Аналогичными штуками пользуются все, кому нужно прочно стоять на скользкой поверхности: альпинисты и футболисты, легкоатлеты и просто рядовые граждане, не питающие пристрастия к акробатическим трюкам в гололед.
Свои лица ниндзя скрывали под тряпичной маской дзукин (рис. 6).
Об ее конструкции единого мнения нет. Так, Нава Юмио утверждает, что это была просто длинная — до 180 см — узкая — около 24 см — полоса ткани. Ее можно было использовать не только как маску, но и как веревку для подтягивания товарища на стену, связывания пленника, как жгут для перевязки конечности выше раны, в качестве респиратора в дымных помещениях, как фильтр для очистки воды и т. д. В качестве маски ленту использовали следующим образом: накладывали серединой на макушку, связывали вместе концы под подбородком, заворачивали их в сторону затылка, закрывали лицевую часть и связывали концы на затылке. В результате открытыми оставались лишь глаза. Все остальные детали были надежно скрыты под тряпкой. Иногда под дзукин прятали тонкий кинжал.
Однако и в музее нин-дзюцу школы Ига-рю в Ига Уэно, и в музее нин-дзюцу школы Кога-рю в г. Конан представлены различные варианты капюшонов. Простейший вариант капюшона представлял собой колпак из плотной ткани, затягивавшийся на шее шнуром или тесемкой. В музее ниндзя в г. Конан можно увидеть также образец колпака с пришитым прямоугольником из ткани, предназначенным специально для лучшего сокрытия лица лазутчика (рис. 7).
Во время тайного проникновения во вражеский замок ниндзя поверх своего костюма синоби-сёдзоку надевал одну или две накидки уваппари, похожих на парадную накидку самураев хаори, или куртку хаори с кармашками в нижних частях рукавов. Именно эти предметы одежды можно быстро надевать и снимать, что было очень важно для шпиона. В случае обнаружения лазутчик мог моментально выскользнуть из кольца стражников, сбросив верхнюю куртку или моментально соорудив «двойника» для приманки и отвлечения преследователей (уловка амэторино дзюцу).
Некоторые образцы верхней одежды ниндзя имели очень длинные рукавные карманы-тамото — до 3 метров! В этом случае к внешней стороне левого отворота пришивался шнурок, которым подвязывали карман-тамото, когда им не пользовались.
Снаружи и с изнанки верхняя одежда имела разные цвета. С наружной стороны все элементы маскировочного костюма и снаряжения ниндзя: куртка и брюки, лицевая маска дзукин, полотенце сандзяку-тэнугуи, кошка кагинава и т. д. окрашивались в желтовато-коричневый цвет разных оттенков. Японские авторы называют с десяток разных цветов, но для всех них в русском языке нет эквивалента. Впрочем, речь идет о цветах, представляющих собой различные оттенки красновато-коричневого, пепельного или темно-серого цвета. Костюмы именно таких цветов позволяли «воинам ночи» совершенно растворяться в ночной мгле. Черный же цвет, который сплошь и рядом используют «ниндзя» в популярных боевиках, средневековых «невидимок» привлекал мало, так как абсолютно черный костюм резко выделяется в ночной мгле.
С изнанки костюмы красили в желтый, голубой или белый цвет.
Очевидно, что цвет наружной стороны и изнанки определялся конкретной ситуацией. Например, летней ночью следовало орудовать в костюме цвета хурмы, а зимой на снегу, на фоне стены или ограды, выкрашенной в белый цвет, на белом песке или гальке — в синоби-сёдзоку белого цвета.
Все одеяние ниндзя было мешковатым. Сглаживая контуры тела, оно помогало шпиону «раствориться» в сумраке замковых переходов и проскользнуть под самым носом охранника.
Несколько слов нужно сказать о нижнем белье ниндзя, которое, строго говоря, к синоби-сёдзоку отнести нельзя. Как и все японцы, ниндзя носили набедренную повязку симооби (фундоси), заменявшую трусы. Как правило, использовался такой вариант симооби как эттю — набедренная повязка со специальными тесемками (рис. 8).
Как и у всех японских военных, она была белого цвета и изготавливалась из хлопчатобумажной ткани. Симооби имела длину около 170 см и ширину около 30 см. К обоим концам повязки пришивались тесемки. Один конец повязки загибали и подшивали таким образом, чтобы в образовавшуюся петельку можно было пропустить тонкую тесемку длиной около 1 м, которую обвязывали вокруг шеи. К другому концу накрепко пришивалась более широкая тесемка длиной около 140 см, затягивавшаяся на поясе. Шейная тесемка имела ширину около 1 см, а поясная — около 1,5 см.
Надевали такую набедренную повязку следующим образом. Сначала шейную тесемку завязывали вокруг шеи так, чтобы узел оказался сзади, а сама полоса ткани спустилась вниз. Повязку пропускали между ног, загибали вверх, чтобы прикрыть ягодицы, и завязывали пришитую поперек ткани тесемку на животе.
Иногда ниндзя использовали симооби без шейной тесемки. Тогда ее делали на 60 см длиннее и разрезали этот кусок на две тесемки, которые обвивали шею и завязыва.
лись на задней стороне. Столь простой вариант набедренной повязки (существовали и другие виды симооби), позволял легко справлять нужду, не снимая одежды. Кроме того, такую повязку можно одеть быстрее, чем обычную.
Полностью в костюм синоби-сёдзоку облачались следующим образом. Сначала ниндзя надевал набедренную повязку симооби, затем обматывал живот куском отбеленной хлопчатобумажной ткани длиной около 10 метров. Надевал нательную куртку кимоно из тонкой ткани, а поверх нее разрезную куртку уваги. Натягивал брюки ига-бакама. Обувал «носки» таби и сандалии варадзи. Обматывал ноги обмотками кяхан и натягивал на руки тэкко. Подворачивал рукавные карманы (тамото) куртки и стягивал их шнуром. Затягивал пояс додзимэ. Повязывал лицевую маску дзу-кин. Засовывал за пояс меч и кунай. С правого бока подвешивал мешочек со всякой мелочью, кошку кагинава, бамбуковую трубку с «каштанами»-;шсн внутри. Раскладывал необходимые мелочи по десятку карманов, разбросанных по всей одежде. Теперь ниндзя был готов к ночной операции (рис. 9).
Хотя сегодня многие считают синоби-сёдзоку характерным костюмом средневековых шпионов, на самом деле не все так просто. Дело в том, что в старинных наставлениях по нин-дзюцу мы нигде не найдем описаний синоби-сёдзоку.
Интересно проследить эволюцию изображений ниндзя. По мнению английского историка Стивена Тёрнбулла, самые старые изображения ниндзя содержатся в книге «Ходзё годайки» («Сказание о пяти поколениях дома Ходзё»), опубликованной в 1659 году. В ней есть несколько рисунков, показывающих раппа Фума во главе со знаменитым Фумой Котаро и их врагов, лазутчиков-куса Такэды Кацуёри (рис. 10).
Однако и те, и другие облачены отнюдь не в специальные маскировочные костюмы, а в стандартные одеяния рядовых пехотинцев асигару. И только через сто с лишним лет в осакском издании 1802 года повести «Эхон тайко ки» («Иллюстрированная повесть о тайко [Хидэёси]») мы обнаруживаем первое изображение ниндзя в синоби-сёдзоку (его можно найти в книге «Путь невидимых» на с. 367). Из этого можно сделать несколько выводов. Во-первых, костюмы синоби-сёдзоку использовали далеко не все ниндзя, а может быть только «невидимки» из Ига и Кога. Во-вторых, существует вероятность того, что такие костюмы вообще появились лишь в середине эпохи Токугава.