Встреча, входные молитвы и облачение архиерея
Встреча, входные молитвы и облачение архиерея
Возможно два варианта: с обычной встречей и облачением архиерея на архиерейском амвоне или же без встречи и с облачением в алтаре.
1. Как правило, встреча архиерея на литургии Преждеосвященных Даров происходит уже после совершения часов и изобразительных,хотя возможен вариант, когда архиерея встречают перед совершением изобразительных(или даже перед началомчасов).
До прибытия архиерея в храм чередной священник совершает последование часов и изобразительных, а после их совершения все священнослужителивыходят на встречу архиерея.
Перед началом литургии производится звон в малый колокол. Во время пения: «Во царствии Твоем…» производится звон в большой колокол.
Встреча архиереяпроисходит как обычно при архиерейском богослужении, с крестом и при пении «Достойно есть»(скоро). После целования креста на солее следует чтение входных молитв по обычному чину, исключение: в конце чтения входных молитв протодиакон не произносит: «Господу помолимся»,а архиерейне читает молитву: «Господи, низпосли руку Твою…».
Примечание. На первой и Страстной седмицах Великого поста вместо «От восток солнца…»поётсядогматик6 гласа: «Кто тебе не ублажит…».
Облачение архиерея совершается на архиерейском амвоне или в алтаре так же как на полной литургии(см.: VII. Архиерейское богослужение, Особенности служения Божественной литургии святых Иоанна Златоуста и Василия Великого архиерейским чином, Облачение архиерея). Во время облачения диаконыпостоянно совершают каждение архиерея. Молитвы на облачение не читаются, только при поднесении каждой одежды протодиакон произносит: «Господу помолимся», а второй диаконотвечает: «Господи помилуй».
Хор поет:«Свыше пророцы…», «Царь небесный…»или«В чермном море» или«ино что дне, или праздника» [274] .
После облачения архиерея так же, как обычно при архиерейском служении литургии, протодиакон возглашает: «Тако да просветится свет твой пред человеки. ».
Хор поет: «Тон деспотин…».
В это время все священники выходят боковыми дверьми на солею и становятся в одну линию с протодиаконом и вторым диаконом, лицом к архиерею.
Архиерей во время пения: «Тон деспотин…» осеняет народ на четыре стороны. Во время осенения духовенства дикирием и трикирием на восток диаконы кадят архиерея. Затем архиерей отдает дикирий и трикирий иподиаконам.
Далее диаконы кадят архиерея трижды по трижды, а все иподиаконы вместе кланяются три раза архиерею, который их всех благословляет. После этого все священники,диаконы и иподиаконы крестятся на восток и опять кланяются архиерею.
Затем все священники и диаконы спускаются с амвона и идут двумя рядами к архиерейскому амвону (старшие впереди) где выстраиваются в два ряда лицом на восток (старшие ближе к архиерейскому амвону). Диаконы становятся друг за другом между священниками перед архиерейским амвоном (старшие ближе к архиерею). Затем все священнослужители по знаку протодиакона крестятся на восток, кланяются архиерею и поворачиваются лицом друг к другу.
2. Как правило, в обычные седмичные дни Великого поста встреча архиерея на литургии Преждеосвященных Даров не совершается. Архиерейприезжает в храм до началабогослужения, облачается в мантию и совершает входные молитвы(см. выше)на солее перед царскими вратами вместе с сослужащими ему священнослужителями.
По другой практике, архиерейприезжает в храм уже после совершения часов, и заходит в алтарь. Перед совершением изобразительных он в мантии исходит из алтаря царскими вратами на солею [275] для прочтения входных молитв. Царские врата закрываются. Сослужащие священникии диаконы выходят на солею северными и южными дверьми.
Затем после прочтения входных молитв, и в первом и в другом случае, иподиаконы отверзают царские врата: архиерей входит в алтарь и становится пред престолом. Сослужащие ему священнослужители входят в алтарь боковыми дверями, и все прикладываются к престолу. Архиерей отходит на учинённое место, а сослужащие подходят к нему под благословение. Иподиаконы снимают мантию с архиерея и облачают его в священные одежды.В это же самое время сослужащие ему священнослужители также облачаются в священные одежды и становятся в порядке старшинства по сторонам престола.
После облачения архиерей становится перед передней частью престола, а диаконыпо правую и левую сторону отнегопротив передних углов престола.
Служащий священник после облачения, завершает на солее последование изобразительных, а затем возвращается в алтарь южной дверью и становится на свое место предстояния перед престолом.
Во время произнесения служащим священником отпустапервая пара иподиаконов с дикирием и трикирием идет на горнее место. Здесь они трижды крестятся, кланяются архиерею, друг другу и выходят северной и южной дверями из алтаря. На солее они становятся справа и слева от царских врат лицом друг к другу: старший иподиакон с трикирием выходит южной дверью и становится справа перед иконой Спасителя возле жезлоносца, а второй иподиакон с дикирием выходит северной дверью и становится слева перед иконой Божией Матери. Свещеносец со свечойстановитсявнизу солеи посредине лицом к алтарю.
Послезавершенияизобразительных диаконыоткрывают царские врата,затем все священнослужители дважды крестятся, целуют святой престол, крестятся третий раз и кланяютсяархиерею, который их благословляет общим осенением. Первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием спускается с солеи и становится справа и слева от свещеносца лицом друг к другу.
Архиерей выходит через открытые царские врата на солею, принимает от жезлоносца жезл, идет на амвон и благословляет молящийся в храме народ. Все иподиаконы поворачиваются на восток и кланяются в ответ на его благословение (кроме жезлоносца, который также кланяется, но при этом идет справа от архиерея позади него). Свещеносец со свечой отходит и становится слева от аналоя.
Архиерей спускается с амвона и идет по ковровой дорожке на средину храма и становится на приготовленный для него орлец на архиерейском амвоне. Перед ним идет первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием и свещеносец со свечой, а позади жезлоносец.
Диаконы закрывают царские врата, и все священнослужители вслед за архиереем выходят из алтаря северной и южной дверями на солею и также идут к архиерейскому амвону позади архиерея:священники идутпопарно (старшие впереди), а за ними диаконы (старшие впереди).Первая пара священников поддерживает архиерея при его восхождении на архиерейский амвон. Священникистановятся справа и слева от архиерея по чину (старшие священники ближе к архиерею), а впереди них становятся диаконы (старшие впереди). Первая пара иподиаконов с дикирием и трикириемстановятсявпередимладших священников перед аналоем с праздничной иконой:старший иподиакон с трикирием справа, а второй с дикирием слева. Свещеносец со свечой становится перед аналоем с праздничной иконой посредине лицом на запад.
Когда все станут на свои места, священники, диаконы и иподиаконыпо знаку протодиакона крестятся на восток, кланяются архиерею, который благословляет их общим осенениеми поворачиваются лицом друг к другу.
Архиерей отдает жезл жезлоносцу.Жезлоносец принимает жезл, и становятся справа перед аналоем с праздничной иконой рядом со свещеносцем лицом на запад. Первая пара иподиаконовподнимается на архиерейский амвон, подаёт архиерею дикирий и трикирий, поправляет рукава на саккосе и затем становится перед архиереем в ряд по бокам от жезлоносца и свещеносца.
Второй диакон произносит: «Господу помолимся», и протодиакон возглашает: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрые дела твоя и прославят Отца нашего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь».
Хор поет: «Тон деспотин кэ архиереа имон, Кирие, филате (единожды), ис полла эти, дэспота» (трижды).
Архиерей во время пения: «Тон деспотин…» осеняет народ на четыре стороны, а затем отдает дикирий и трикирий иподиаконам. Первая пара иподиаконов кланяется один раз, затем подходит к архиерею, принимает у него дикирий и трикирий и опять становится в ряд с жезлоносцем и свещеносцем.
Далее все иподиаконы вместе кланяются три раза архиерею, который их всех благословляет. Затем все священники,диаконы и иподиаконы крестятся на восток и опять кланяются архиерею.
После этого диаконы становятся друг за другом между священниками перед архиерейским амвоном (старшие ближе к архиерейскому амвону).
В это же время жезлоносец и свещеносец становятся на свои места на солее, а первая пара иподиаконов уходит в алтарь. В алтаре иподиаконы идут на горнее место, где крестятся, кланяются друг другу и становятся перед престолом около царских врат: старший иподиакон с южной его стороны, а второй иподиакон – с северной.
Значение «облачение престола»
покрова, в которые облачается престол — срачица (нижний) и индития (верхний).
Православная энциклопедия
Облачение престола
несколько покровов, в которые облачают престол: верхний называется индитией, а нижний – срачицей.
Православие. Словарь-справочник
Облачение престола
во время освящения престол облачается в особые одежды: нижнюю – срачицу, или катасарку (белый покров, знаменующий собой плащаницу, в которую было обернуто Тело Спасителя при положении во Гроб), и верхнюю, нарядную – индитию (знаменует собой одеяние царственной славы Христа Спасителя как Сына Божия, после Своего спасительного подвига воссевшего во славе Бога Отца и грядущего «судить живым и мертвым»). Поверх срачицы престол опоясывается вервием длиной около 40 м (при освящении престола архиереем опоясывается таким образом, что вервие образует собой кресты со всех четырех сторон престола).
Смотрите также:
Синтаксический разбор «Мне потребуется вечность, чтобы всё объяснить.»
Морфологический разбор «облачение престола»
Фонетический разбор «облачение престола»
Значение «облачение престола»
Карточка «облачение престола»
Словари русского языка
Лексическое значение: определение
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
- Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
- Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
- Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
- Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
- Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
- Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
- Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
- Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
- Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Здесь создают облачения
Четыре швейные машинки громко стрекочут, быстро мелькают иглы, нити ложатся идеальной линией… Еще пару строчек, и швея надевает на манекен готовое облачение из голубой парчи. В преддверии праздника Покрова Пресвятой Богородицы в мастерской «Ризный двор» Покровской епархии много работы. Ведь традиционный крестный ход на Покров – это большое событие для нашего города, это радость прихожан и слава Церкви. Потому и подготовка к нему идет с особым усердием. А 4 ноября православные христиане будут снова славить Пресвятую Богородицу и отмечать праздник Казанской иконы Божией Матери. И вновь священники наденут голубые ризы. Накануне этих дат мне довелось побывать в швейной мастерской и увидеть, как готовятся богослужебные облачения для священнослужителей.
Швейное дело по воле Божией
На раскройном столе – парчовая и шелковая ткань, выкройки, ножницы, булавки. В уютном, просторном и светлом помещении гудят швейные машинки, портные выкраивают по изготовленным лекалам очередное изделие. Рядком на вешалках висят отутюженные разноцветные стихари, отглажена красивая епитрахиль. На манекене – смётана крупными стежками длинная черная ряса – повседневное одеяние священнослужителей. Здесь выпускают редкий ассортимент швейной продукции – церковное облачение.
«Работы у нас добавляется, особенно накануне великих праздников. Ведь батюшкам хочется отслужить праздничную службу в новом облачении», – объясняет руководитель мастерской и ризничая Елена Владимировна Яновская. Она пришла в профессию, как сама говорит, по воле Божией. От швейного дела была далека: машиностроитель по образованию, большую часть своей жизни проработала в другой отрасли. Около десяти лет назад начала регулярно посещать Свято-Троицкий собор г. Саратова, там-то ей и дали послушание в ризнице.
Поначалу ей, человеку, выросшему в советские годы в атеистической семье, было трудно. «Я думала, что слово „епитрахиль” не выговорю никогда. Стала разбираться в том, чем занималась. Много читала литературы, как и что называется, для чего служит. Я с готовностью окунулась в новые знания. Конечно, без Божией помощи не обошлось», – рассказывает моя собеседница.
Сегодня Елена Владимировна может с полным правом назвать себя специалистом по пошиву священнических одежд. Соответствующий «диплом» она получила в процессе несения своего послушания, а также трудясь над образованием епархиальной швейной мастерской. История ее появления была продиктована экономическими соображениями. Достать новые облачения священникам и вправду было непросто. Чтобы приобрести обновку, порой приходилось ездить в Москву, закупать облачения выходило дорого и неудобно.
Поэтому по инициативе Епископа Покровского и Николаевского Пахомия в 2011 году была открыта мастерская «Ризный двор». Именно Владыка отметил важность и благословил на создание такой швейной мастерской, необходимость которой была вызвана большим спросом на церковные облачения для священников многих храмов епархии. Так идея стала жизненной реальностью, и воплощать ее доверили Елене Владимировне.
Мастерство с азов
Организация церковного швейного производства – дело непростое, но благословенный труд приносит добрые плоды. Изначально мастерская не имела своего постоянного места и размещалась в подсобных помещениях Свято-Троицкого кафедрального собора. В стесненных условиях швеям приходилось работать на дому, а заботы о доставке ткани и готовых изделий брали на себя их мужья. Сменив несколько рабочих офисов, в 2015 году работницы мастерской переехали в новое здание на территории храма и очень радовались новоселью.
«У каждой швеи теперь свое рабочее место, раскроечный и гладильный столы», – проводит экскурсию руководитель мастерской и ведет на склад. Здесь на длинных стеллажах хранятся рулоны тканей семи цветов: белого, черного, голубого, красного, зеленого, желтого и фиолетового. Именно из таких красивых набивных материалов, на которых золотыми или серебряными нитями вытканы кресты и узоры, шьется церковная одежда. Каждый цвет соответствует определенным дням и праздникам, когда проходят богослужения. Например, во время Великого поста в одежде служителей преобладают темные тона, на Богородичные праздники – голубой. Зеленый – цвет животворения и вечной жизни, облачения этого цвета надевают на Троицу. В нашей области таких тканей не купишь, а потому Елена Владимировна закупает необходимый материал у давно знакомых ей поставщиков. «Мы используем парчу, шелк, натуральные ткани как отечественного, так и иностранного производства. На складе швея получает ткань и дальше работает с ней. Гладит ее, в том числе подкладку, галуны, кресты, бахрому. Так проходит предварительный процесс обработки до раскроя и пошива», – объясняет она.
«Когда шьешь церковное облачение, нельзя отступать от заданной технологии, важно обязательно соблюдать последовательность пошива», – включается в разговор швея Наталья Щербакова. В мастерскую она пришла одной из первых. Профессионалу с большим стажем работы в ателье, ей пришлось постигать азы пошива церковных облачений. Сшитые ею одежды сейчас носят многие батюшки разных храмов. «Производство одного облачения священнослужителя занимает 3-4 дня», – поясняет швея, отпаривая раскроенные части изделия.
Елена Владимировна показывает готовый комплект иерейского облачения с красивой фелонью (ризой), верхним богослужебным одеянием без рукавов. Также священник надевает пояс и поручи. Еще сложнее облачения у архиереев, и в этой грамоте сразу не разберешься.
Все тонкости работы заново изучала и Татьяна Кокорева, технолог швейного производства. Будучи прихожанкой Свято-Троицкого храма, порог мастерской она переступила пять лет назад. «Как-то после службы батюшка, произнося проповедь, сказал, что вера без дел мертва, и так запали мне в душу эти слова, – вспоминает она. – Я стала помогать в трапезной, в социальном служении, а потом пригласили в мастерскую».
Много лет здесь уже трудится Ирина Назина. Шитье – любимое занятие, которое нравилось ей с детства, и она, этап за этапом, все больше осваивала это дело. А в какой-то момент появилось желание шить церковные облачения. Признается, что вначале было непросто. Дело в том, что при пошиве используется специальная технология, а строгие канонические правила предопределяют весь процесс. Да и ткань сложная, к примеру, парча с металлической нитью – плотная, в обработке проблемная.
«Научиться этому ремеслу может не каждый, даже если уметь шить? А где вы учились?» – спрашиваю у мастериц. «Нас отец Виктор Тихонов всему обучал. В самом начале он часто бывал у нас в мастерской, мерил сметанные изделия, подсказывал, показывал, давал советы. Ведь для священника очень важно, когда на богослужениях ничего не мешает, облачение сидит удобно. Мы получили большой опыт, ему за это огромное спасибо», – говорят они.
Работа одной командой
Самый первый пошив иерейских облачений в мастерской предназначался для соборной службы на Рождество Христово 2012 года. Рясы, подрясники, поручи, набедренники, требные комплекты, покровцы, скуфьи – это неполный перечень изделий, которые сегодня выпускает швейная мастерская. Безусловно, для этой работы нужны навыки шитья и главное – аккуратность, внимание и особая тщательность. Ведь это не обычная вещь, а священническое облачение. Причем богослужебная одежда сидит лучше, если выполнена по индивидуальной мерке – важны не только рост и размер, ширина плеч, но и все особенности фигуры священника. А потому каждая швея начинает свою работу со снятия мерок, изготовления выкройки, и только потом приступает к закройке и шитью. «Всё должно выполняться на высоком уровне и со вкусом, ведь каждое облачение – это работа кропотливая. Мы стремимся сделать такое облачение, чтобы оно доставляло радость священнослужителю», – признается Елена Владимировна.
Работа по пошиву церковной одежды действительно трудоёмкая. Интересуюсь: «Хватает ли терпения?». — «Главной помощью мы считаем молитву. По молитвам неожиданно всё решается. Это на самом деле – ответ Бога на наши прошения», – отвечают умелицы. «Каждое утро в нашем пошивочном цехе начинается с молитвы на начало благого дела, и каждый рабочий день тоже заканчивается молитвой. Регулярно посещаем службы, причащаемся и исповедуемся. Тогда и дело спорится», – добавляет Елена Владимировна.
В такой дружной и теплой обстановке работницы мастерской обязательно советуются друг с другом, делятся опытом и трудятся одной командой. Так повелось с первых дней работы их небольшого коллектива. При этом они зорко следят за качеством изделий, чтобы облачения, которые они шьют, сохраняли свою функциональность и красивый внешний вид долгое время. Их старания не остаются не замеченными. Положительно оценили работу швейной мастерской на православных выставках-ярмарках, проводимых в столице. К тому же стали поступать заявки и из других епархий. Иркутск, Томск, Калуга, Москва, Сахалин, полуостров Ямал – постепенно география заказов расширяется. А в прошлом году сшитые в мастерской подрясники отправились в Америку. Там, за океаном, облачения понравились, и в ответ пришла благодарность от священнослужителей.
Изделия своей швейной мастерской любая сотрудница всегда узнает безошибочно. «Когда бываю на службах в храмах, куда поступают наши заказы, обязательно обращаю внимание на облачение, которое мы сшили, смотрю, как оно на батюшке сидит. Если все хорошо, благодарю за это Господа», – говорит Елена Владимировна.
Напоследок, уже покидая этот небольшой цех, я поинтересовалась о дальнейших планах. Она рассказала, что мечтает о расширении штата, об обучении вышивальному ремеслу и о том, чтобы наладить пошив головных уборов – клобуков и камилавок для духовенства… Да много еще о чем мечтают в мастерской. Впрочем, задумавшись на секунду, Елена Владимировна добавила: «На все воля Божия».
Свято-Покровский храм с. Белая Глина
Указания на цвета облачений излагаются с учетом установившейся богослужебной практики (ср.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983, 2001. Т.4. С. 148-149).
Рождество Пресвятой Богородицы (до отдания включительно)
голубой
Крестовоздвижение (до отдания включительно) И другие праздники в честь Креста Господня.
бордовый1 или фиолетовый
Св. ап. и ев. Иоанна Богослова
золотистый (желтый) или белый
Покров Пресвятой Богородицы
Введение во храм Пресвятой Богородицы.
(до отдания включительно)
голубойм
Навечерие Рождества Христова
белый
Рождество Христово (до отдания включительно)
золотистый или белый
Собор Пресвятой Богородицы
белый или голубой
Обрезание Господне
белый или золотистый
Навечерие Богоявления. Богоявление (Крещение Господне) (до отдания включительно)
белый
Сретение Господне (до отдания включительно)
голубой или белый
Благовещение Пресвятой Богородицы
голубой
Подготовительные Недели к Великому посту
золотистый (желтый) или фиолетовый
Великий пост (седмичные дни)
Черный2, темно-фиолетовый или багряный
Субботы, Недели Великого поста и полиелейные праздники в седмичные дни Великого поста
фиолетовый
Литургия Преждеосвященных Даров
черный, темно-фиолетовый или багряный
Неделя Крестопоклонная
фиолетовый или бордовый
Суббота Акафиста
голубой или фиолетовый
Вход Господень в Иерусалим
зеленый или белый
Страстная седмица
черный или темно-фиолетовый
Великий Четверг
фиолетовый или багряный (темно-бордовый)
Великая Суббота (на Литургии после чтения Апостола) и начало богослужения на Святую Пасху (до утрени 1-го дня Пасхи включительно)
белый
ПАСХА (до отдания включительно)
красный
Вознесение Господне (до отдания включительно)
белый
Пятидесятница (День Святой Троицы) (до отдания включительно)
зеленый
Понедельник Святого Духа
зеленый или белый
Рождество св. Иоанна Предтечи
золотистый(желтый) или белый
Первоверховных апостолов Петра и Павла
золотистый(желтый) или белый
Преображение Господне (до отдания включительно)
белый
Успение Пресвятой Богородицы (до отдания включительно)3
голубой
Усекновение главы св. Иоанна Предтечи
красный или бордовый
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
белый или красный
Господские средние праздники, седмичный и воскресные дни вне Великого поста
золотистый (желтый)
Памяти4 Бесплотных Сил, святых дев и девственников
белый
Памяти пророков
золотистый (желтый) или красный
Памяти апостолов
золотистый (желтый)
Памяти святителей
золотистый (желтый)
Памяти преподобных
и Христа ради юродивых
зеленый
Памяти благоверных князей
золотистый (желтый), зеленый или красный5
Заупокойные богослужения (вне Великого поста)
белый
Таинство Венчания
Белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи)
1 Существует практика совершения богослужений в честь Креста Господня в бордовых облачениях или в ризах красного цвета, но более темного оттенка, чем пасхальные.
2 В древности в Православной Церкви вовсе не было черных облачений, а в Великий пост служили в багряных ризах, т.е. в темно-бордовых. Таким образом, в седмичные дни Великого поста службы могут совешаться и в фиолетовых облачениях, но более темного оттенка, чем в воскресные дни св. Четыредесятницы.
3 Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.
4 Облачения в седмичные дни заменяются ризами, соответствующими лику святого, в случае совершения святому полиелея или службы с великим славословием. В периоды попразднств цвет облачений ради празднования полиелейных святых во многих храмах не изменяется. При совпадении памяти святого с воскресеньем цвет облачения не меняется и остается золотистым.
5 В дни памяти благоверных князей, принявших иноческий постриг (например, св. блгв. кн. Даниил Московский), богослужение совершается в зеленых облачениях. Служба в честь благоверных князей-мучеников или страстотерпцев совершается в красных ризах.
Примечание. В Русской Церкви существовала также традиция совершения богослужения в воскресные дни и в Господские праздники в красных ризах; в дни выноса Креста могли употребляться облачения синего цвета, а на Богородичные праздники, в Великий Четверг (на литургии) и в период от Пасхи до отдания Вознесения – белые. (Ср.: Розанов Н., прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные богослужения… в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском соборе… М., 1901. С. 244-245.)
Указания на цвета облачений — Храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Белая Глина
Указания на цвета облачений излагаются с учетом установившейся богослужебной практики (ср.: Настольная книга священнослужителя. М., 1983, 2001. Т.4. С. 148-149). Рождество Пресвятой Богородицы (до отдания включительно) голубой Крестовоздвижение (до отд.
ЦВЕТ ОБЛАЧЕНИЯ
Богослужебные облачения духовенства и всего храма, прежде всего алтаря (престол, жертвенник, катапетасма, покровцы, закладки для Апостола и Евангелия, покрывала для аналоев и пр.) используются разных цветов.
Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из следующих основных цветов: белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духовные значения празднуемых святых и священных событий. На православных иконах цвета в изображении ликов, одеяний, предметов, самого фона, или «света», как его называли в древности, также имеют глубоко символическое значение. То же самое относится к настенным росписям, убранству́ храмов. Исходя из установившихся традиционных цветов современных богослужебных облачений, из свидетельств Священного Писания, творений святых отцов, из сохранившихся образцов древней живописи, можно дать общие богословские толкования символики цвета.
Важнейшие праздники Православной Церкви и священные события, которым усвоены определенные цвета одеяний, можно объединить в шесть основных групп.
- Группа праздников и дней памяти Господа Иисуса Христа, пророков, апостолов и святителей. Цвет облачений — золотой (желтый), всех оттенков.
- Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников. Цвет облачений — голубой и белый.
- Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем. Цвет облачений — фиолетовый или темно-красный.
- Группа праздников и дней памяти мучеников. Цвет облачений — красный. В Великий четверг — темно-красный, хотя все убранство алтаря остается черным, на престоле — белая пелена.
- Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. Цвет облачений — зеленый. День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Святого Духа празднуются, как правило, в зеленых облачениях всех оттенков.
- В период постов цвет облачений — темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. Последний цвет употребляется преимущественно во дни Великого поста. На первой седмице этого поста и на будних днях прочих седмиц цвет облачений черный; в воскресные и праздничные дни — темный с золотой или цветной отделкой.
Погребения, как правило, совершаются в белых облачениях.
В древности в Православной Церкви не было черных богослужебных облачений, хотя повседневные одежды духовенства (особенно — монашества) имели черный цвет. В древности в Греческой и Русской Церквах по Уставу Великим постом облачались в «багряны ризы» — в облачения темно-красного цвета. В России впервые было официально предложено облачиться по возможности в черные ризы петербургскому духовенству в 1730 г. для участия в похоронах Петра II. С тех пор черные облачения входят в обиход погребальных и великопостных служб.
В каноне богослужебных облачений нет «своего места» у оранжевого цвета. Будучи соединением красного и желтого, он в тканях как бы скользит: с оттенком в сторону желтого воспринимается как желтый (золото часто дает оранжевый отлив), а с преобладанием красного — как красный. Если учесть это замечание об оранжевом цвете, то нетрудно заметить, что в церковных облачениях присутствуют белый цвет и все семь основных цветов спектра, из которого он состоит, и черный цвет как отсутствие света, символ небытия, смерти, траура или отречения от мирской суеты и богатства.
Семь основных цветов радуги (спектра) соответствуют таинственному числу семь, положенному Богом в порядки небесного и земного бытия, — шести дням творения мира и седьмому — дню покоя Господа; Троице и Четвероевангелию; семи таинствам Церкви; семи светильникам в небесном храме и т. д. А наличие в красках трех непроизводных и четырех производных цветов соответствует представлениям о несозданном Боге в Троице и созданном Им творении.
«Бог есть любовь», явленная миру особенно в том, что Сын Божий, воплотившись, пострадал и пролил Кровь Свою за спасение мира, Кровью Своею омыл грехи человечества. Бог есть огонь поядающий. Моисею Господь открывается в огне неопалимой купины, огненным столпом путеводит Израиль в обетованную землю. Это позволяет отнести красный цвет, как цвет пламенной любви и огня, к символу, преимущественно связанному с представлением об Ипостаси Бога Отца.
Сын Божий есть «сияние славы Отчей», «Царь мира», «Архиерей грядущих благ». Этим понятиям более всего соответствует цвет золота (желтый) — цвет царского и архиерейского достоинства.
Ипостаси Духа Святого соответствует голубой цвет неба, извечно льющего дары Духа Святого и Его благодати. Небо вещественное есть отображение Неба духовного — невещественной области небесного бытия. Дух Святой и называется Царем Небесным.
Указанные цвета, конечно, могут обладать и обладают также особыми, иными смысловыми символическими значениями в зависимости от духовного контекста иконы, настенной росписи, орнамента. Но и в этих случаях не следует при изучении смысла произведения совсем пренебрегать главными значениями этих трех основных, непроизводных цветов. Это дает возможность истолковать смысл церковных облачений.
Праздник праздников — Пасха начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже пасхальная литургия, а затем вся седмица служатся в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия. В некоторых храмах принято на пасхальной утрени на каждой из восьми песней канона менять облачения, так что священник предстает каждый раз в ризах иного цвета. Игра цветов радуги очень соответствует этому торжеству торжеств.
Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе Славы и Предвечном Архиерее и о тех Его служителях, которые в Церкви знаменовали собою Его присутствие и имели полноту благодати высшей степени священства.
Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом облачений потому, что Приснодева — избранный сосуд благодати Духа Святого, дважды осенена Его наитием — ив Благовещении и в Пятидесятнице. Обозначая сугубую духоносность Пресвятой Богородицы, голубой цвет в то же время символизирует Ее небесную чистоту и непорочность.
Но на иконах Матерь Божия, как правило, изображается в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета, надетом поверх риз темно-голубого или зеленого цветов. Дело в том, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми, были в древности одеждой царей и цариц. Иконопись в этом случае обозначает цветом покрывала, что Богоматерь является Царицей Небесной.
Праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, — Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа усвоен зеленый цвет. Этот цвет образуется сочетанием голубого и желтого цветов, знаменующих Духа Святого и Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа, что точно соответствует по смыслу тому, как Господь исполнил Свое обетование послать от Отца на соединенную со Христом и во Христе Церковь Духа Святого, «Господа животворящего». Все имеющее жизнь творится волей Отца посредством Сына и оживотворяется Духом Святым. Поэтому символом вечной жизни явлено древо и в Священном Писании, и в церковном сознании. Так что и обычная земная зелень деревьев, лесов и полей всегда воспринималась религиозным чувством, как символ жизни, весны, обновления, оживотворения.
Если спектр солнечного света представить в виде круга, чтобы концы его соединились, то окажется, что фиолетовый цвет является средостением двух противоположных концов спектра — красного и голубого (синего). В красках фиолетовый цвет и образуется соединением этих двух противоположных цветов. Таким образом фиолетовый цвет объединяет в себе начало и конец светового спектра. Этот цвет усвоен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распятие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Господь Иисус сказал о Себе: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откр. 22, 13).
Крестная смерть Спасителя явилась упокоением Господа Иисуса Христа от Его дел спасения человека в земном человеческом естестве. Это соответствует упокоению Бога от дел творения мира в седьмой день, после создания человека. Фиолетовый цвет — седьмой по счету от красного, с которого начинается спектральная гамма. Присущий памяти о Кресте и Распятии фиолетовый цвет, содержа в себе красный и голубой цвета, обозначает, кроме того, некое особое присутствие всех Ипостасей Святой Троицы в крестном подвиге Христа. И в то же время фиолетовый цвет может выражать мысль о том, что Своею смертью на Кресте Христос победил смерть, так как соединение вместе двух крайних цветов спектра не оставляет в образовавшемся тем самым цветовом замкнутом круге никакого места черноте, как символу смерти.
Фиолетовый цвет также употреблен для архиерейской мантии, так что православный епископ как бы облекается весь в крестный подвиг Небесного Архиерея, образом и подражателем Которого епископ является в Церкви. Подобные же смысловые значения имеют и наградные фиолетовые скуфии и камилавки духовенства.
Праздникам мучеников усвоен красный цвет богослужебных облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу «всем сердцем и всею душею» (Мк. 12, 30). Таким образом, красный цвет в церковной символике — это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.
Зеленый цвет облачений на дни памяти подвижников и преподобных означает, что духовный подвиг, умерщвляя греховные начала низшей человеческой воли, не умерщвляет при этом самого человека, а оживотворяет его сочетаванием с Царем Славы (желтый цвет) и благодатью Духа Святого (голубой цвет) к жизни вечной и обновлению всей человеческой природы.
Белый цвет богослужебных облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, Благовещения потому, что он, как отмечалось, знаменует собою несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собою творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесения Господня.
Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупокойных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных, согласно Откровению, в Царстве Небесном в белые ризы Божественного света.
С учетом установившейся в Русской Церкви богослужебной практики, таблица цветов богослужебных облачений выглядит следующим образом.
- Средние Господские праздники, седмичные дни вне Великого поста, субботние и воскресные дни — золотистый (желтый) (до отдания включительно, кроме воскресных дней) — голубой
- — белый или голубой
- престол, жертвенник и катапетасма всегда — черный (в некоторых храмах фиолетовый)
- седмичные дни — черный (в некоторых храмах темно-фиолетовый)
- Литургия Преждеосвященных Даров — фиолетовый, багряный или черный
- полиелейные праздники в седмичные дни — фиолетовый
- субботы, недели — желтый (золотистый) (в некоторых храмах фиолетовый)[1]
- Неделя Торжества Православия (Литургия) — золотой
- Неделя Крестопоклонная — фиолетовый или бордовый
- Суббота Акафиста — голубой или (реже) фиолетовый
- Лазарева суббота — белый
- Вход Господень в Иерусалим — зеленый или (реже) белый
- — фиолетовый (начиная от чтения Евангелия на Литургии и заканчивая полунощницей непосредственно перед Пасхальной заутреней) — белый.
Славословные, полиелейные и бденные праздники (кроме воскресных дней и, во некоторых храмах, попразднств):
- Памяти Бесплотных сил, дев и девственников — белый или красный
- Памяти пророков — золотистый (желтый) или белый
- Памяти святителей — золотистый (желтый)
- Памяти мучеников — красный
- Памяти преподобных и Христа ради юродивых — зеленый
- Памяти благоверных царей и князей (кроме мучеников и страстотерпцев, а также принявших иноческий постриг) — золотистый (желтый), зеленый или красный
- Памяти благоверных царей и князей-мучеников и страстотерпцев — красный
- Памяти благоверных царей и князей, принявших иноческий постриг — зеленый
- Заупокойные богослужения вне Великого поста — белый
- Таинство Крещения — белый
- Таинство Венчания — белый, золотистый или красный (от Недели Фоминой до отдания Пасхи)
Существует практика, согласно которой в продолжение всего Успенского поста (кроме Преображения) употребляются ризы голубого цвета.
В Русской Церкви была также традиция совершения богослужений в воскресные дни и в Господские праздники в красных ризах; в дни выноса Креста могли употребляться облачения синего цвета, а на Богородичные праздники, в Великий Четверг (на Литургии) и в период от Пасхи до отдания Вознесения — белые.
Использованная литература
- Цвета богослужебных облачении. Символика цветов // Настольная книга священнослужителя. Т. 4. — М.: Издание Московской Патриархии, 1983. — Стр. 148-149
- http://www.liturgy.ru/article_odeyanie5
[1] Обычно, если в седмичные дни служат в черном, то в субботы и воскресенья — в фиолетовом; если в седмичные дни — в фиолетовом, то в субботы и воскресенья — в желтом.