Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Творческие проекты и работы учащихся

Русский народный сарафан своими руками

Творческая работа по технологии «Русский народный сарафан своими руками» содержит исторические сведения о русском народном сарафане, особенностях выбора ткани для этого костюма, а также технологическую последовательность выполнения работы над изделием по чертежу, представляющую собой проектирование, моделирование, выкройку и пошив рубахи и сарафана.

Подробнее о проекте:

Полученное в результате творческой проектной деятельности ученицы 8 класса изделие получило название «Сарафан Людмилы», так как было смоделировано по описанию одежды главной героини поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», и заняло почетное место среди экспонатов школьного музея.

Оглавление

Введение
1. Исследование истории сарафана.
2. Дизайн-спецификация сарафана.
5. Набор первичных идей.
6. Проработка лучшей идеи пошива сарафана.
7. Дизайн-схема.
8. Конструирование плечевого изделия.
8.1. Снятие мерок.
8.2. Прибавки.
8.3. Построение чертежей сарафана.
8.4. Чертежи сарафана в масштабе 1:4.
9. Моделирование сарафана и рубашки.
9.1. Расчёт количества ткани для пошива сарафана.
9.2. Подготовка выкройки к раскрою.
10. Последовательность изготовления сарафана и рубашки.
10.1. Раскрой сарафана и рубашки.
10.2. Обработка и соединение деталей.
10.3. Подготовка изделия к первой примерке.
10.4. Первая примерка сарафана.
10.5. Подготовка изделия ко второй примерке.
10.6. Вторая примерка и обработка сарафана после неё.
10.7. Окончательная обработка сарафана.
11. Расчёт экономических затрат.
12. Самооценка
Литература
Приложение

Введение

А так как я прочитала очень много произведений А.С.Пушкина и очень люблю заниматься рукоделием, я решила совместить полезное с приятным. Во многих произведениях автор описывает одежду своих героев, особенно это хорошо прослеживается в сказках. Я захотела сделать подарок для нашего музея и поставила перед собой задачу:

Краткая формулировка задачи: «Разработать и изготовить сарафан Людмилы /из произведения А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»/ из тонкий шелковой драпируемой ткани на манекен в подарок школьному музею».

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»(отрывок).

История сарафана

Сарафан — собирательный термин, обозначавший длин­ную горничную одежду на широких плечиках или лямках, входившую наряду с холщовой ру­бахой в состав женского крестьянского костюма — преимущественно северных и центральных, а также ряда южных губерний Европейской Рос­сии, Сибири, вплоть до 40-х годов XX века.

Термин сарафан, имевший, вероятно, иранское происхождение, возник от слов «sarapa» или «sarapai» (одетый с головы до ног), обозначал первоначально длинную мужскую плечевую одежду с рукавами.

Сарафаны, или сарафанцы, были известны по русским письменным источникам начиная с XIV века. Первое упоминание о них относится к 1376 году, когда в Никоновской летописи эти термины были использованы для характеристики довольно узкой, длинной распашной мужской одежды. Однако описания их кроя и использовавшегося при изготовлении материала не были приведены.

Впервые термин сарафан применительно к жен­ской одежде был зафиксирован в текстах XVII века. Эта была, судя по письменным источникам, горничная одежда в виде цельного платья с рукавами или без рукавов с пуговицами или без пуговиц, надевавшаяся через голову. Кроме того, сарафаном в этот период времени называли высокую юбку на лямках.

Вопрос о том, был известен тип одежды на лямках в более раннее время, чем XVII век, в настоящее время дискуссионен. Одни ученые предполагают, что он бы­товал уже давно, но обозначался другими терминами, такими как ферязь, касталан, сукман, саян, шубка. Они использовались в некоторых районах России еще в начале XX века как ана­лог термину сарафан. Другие исследователи счи­тают, что термин сарафан стал применяться в XVII веке к совершенно новой, неизвестной ра­нее одежде на лямках.

В XVII веке сарафан с рубахой, кокошником или венцом был одеждой женщин всех сословий России. В XVIII веке, когда дворянство и богатое купечество перешли на ношение одежды евро­пейского типа, сарафан превратился в одежду небогатых купцов, ремесленников, крестьян. С середины XIX века он стал только крестьянской одеждой. Крестьянские девушки и замужние женщины использовали его как праздничную, повседневную и рабочую одежду вплоть до на­чала 20-х годов XX века. Позднее он сохранялся как одежда женщин старшей возрастной группы, а в 50—60-.е годы как погребальная одежда.

В XVIII—XIX вв. сарафан был известен на севере Европейской России, и центральных губерниях, на Волге и в Сибири. Его носили там как девушки, так и замужние женщины. Во второй половине XIX века он получил широкое распространение в южных районах Европейской России как модный девичий костюм. К середине XIX века сформировались четыре наиболее широко распространенных и устойчивых типа сарафанов.

Глухие косоклинные сарафаны шились преимущественно из ткани домашнего изготовления — красного сукна, темно-синей шерстяной домотканины, синего холста. Вырез ворота, проймы для рук и подол глухих сарафанов украшали обшивкой из крашеного холста или кумача, в некоторых случаях узкой полосой вышивки и аппликацией из ткани.

Ко второму типу относился распашной с центральным передним швом косоклинный сарафан, шившийся из трех полотнищ ткани — два спереди и одного сзади. В нижней части его в боковые швы вшивалось несколько косых коротких клиньев с подклинками, расширявших подол. Передние полы застегивались на металлические пуговицы и петли из тесьмы или сшивались.

Читайте так же:
Как сшить игрушку волк выкройки

Лямки делались широкими или узкими, выкраивались вместе со спинкой из заднего полотнища или из отдельного куска ткани. Косоклинные сарафаны получили распространение к началу XIX века в северо-западных губерниях — Новгородской, Псковской, — в Сибири в Восточной Латвии, а также в указанных южнорусских губерниях.

Отличительной особенностью глухого косоклинного сарафана являлось его цельное переднее полотнище. Наиболее древний его вариант — глухой, туникообразный сарафан — шился из одного перегнутого пополам полотнища ткани, образующего переднее и заднее полотнища са­рафана. Бока его в швах расширялись вшивав­шимися по всей длине скошенными вверху двумя прямыми отрезками ткани или клиньями с под­клинками.

Вырез ворота — пазуха — делался в центре перегнутого полотнища небольшим, округлым или прямоугольным, с неглубоким нагрудным разрезом, застегивавшимся на пуговицу или завязывавшимся.

Туникообразный глухой сарафан имел широкие плечики и небольшие овальные проймы для рук. Некоторые разновидности глухого сарафана имели сзади фальшивые декоративные откидные рукава, пришивавшиеся к краю проймы. Он был распространен во всех губерниях Европейской России, в Приуралье и Сибири. Он сменил в это время глухой сарафан и в губерниях северо-запада страны.

Часто для тепла или придания жест­кой формы сарафаны шились на холщовой под­кладке.

На края передних пол сарафана или соединяв­ший их шов нашивались имевшие, помимо чисто утилитарного значения, еще и декоративную функцию различного вида пуговицы — дутые, украшенные чернью, гравировкой и зернью из серебра, литые оловянные и медные, саженные мелким речным жемчугом и перламутром, метал­лические с цветными стеклянными вставками.

Их количество и ценность зависели от того, на ка­кого назначения сарафан они нашивались.

Будничные сарафаны шились из более простых, а праздничные — из дорогих тканей. Украшения сарафанов, нашивавшиеся вдоль передних пол и по подолу, тоже различались. У будничных сарафанов это могли быть полосы кумача или текстильные ленты с неярким узором, у праздничных — металлическое кружево, позумент, бахрома, шёлковые ленты и тесьма.

Рубахи, надевавшиеся с распашными косоклинными сарафанами, отличались от рубах, использовавшихся с глухим сарафаном, богатым декором к верхней части.

Рубаха шилась из хлопчатобумажной или шелковой тка­ни, прямая, собранная по горловине, с узким длинным рукавом. Поверх рубахи надевали сарафан. Он держался на узких коротких плечевых лямках и подпоясы­вался под грудью (рис.1.).

Круглый сарафан был прост в изготовлении, легок, более ярок, чем холщовая крашеная одежда, и поэтому быстро стал популярен и значительно потеснил громоздкий косоклинный сарафан в крестьянском быту. Первоначально круглый сарафан служил преимущественно одеждой молодых женщин, но постепенно он завоевал симпатии у всех возрастных групп населения.

Будничные круглые сарафаны шились из клетчатой домашней пестряди и фабричных тканей темных тонов, а праздничные — из набойки, кумача, яркого ситца и сатина, шелка, кашемира, парчи и полупарчи. Подол, а иногда и грудь круглых сарафанов украшали нашивками позумента, бахромы, шелковых лент, тесьмы, аппликациями из ткани.

Вариантом круглого сарафана являлся сарафан с лифом, состоявший как бы из двух частей: пышной сосборенной юбки и пришивавшегося к ней, плотно охватывавшего грудь лифа с лямками, застегивавшегося на левом боку на крючки и петли.

После петровских указов русский дворянский и городской костюмы под­верглись европеизации. Изменились и эс­тетические представления о красоте че­ловека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское кресть­янство.

Во второй половине XIX — начале XX в. крестьянская одежда начинает испытывать влияние общей моды, вы­разившееся сначала в использовании фа­бричных тканей, отделки, головных убо­ров, обуви, а затем уже в изменении самих форм одежды.

Общий характер русского народного костюма, сложившийся в быту многих поколений, соответствовал внешнему об­лику, образу жизни и характеру труда народа.

Как сшить косоклинный русский народный сарафан

43 гостей и 0 пользователей.

Вы Анонимный пользователь. Вы можете зарегистрироваться, нажав здесь.

Есть праздники, так же как и иконы, которые говорят нам о каком-то внутреннем событии, даже если историческая их обстановка не ясна. Таков праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Чтобы исторически в древнем Иерусалиме действительно случилось то событие, которое описывается в богослужебной песни, – едва ли возможно; но оно сообщает нам что-то более значительное, более важное о Божией Матери, нежели физическое Ее вступление во Святая Святых, которое было запрещено и Первосвященнику. Это день, когда Пресвятая Дева, достигшая той ранней зрелости, которая делает ребенка способным лично переживать, лично воспринимать и отзываться на таинственноеприкосновение благодати, когда, достигши этого возраста, Она вступила действительно Святая Святых – не вещественное Святая Святых храма, в ту глубину Богообщения, которую исторически Храм собой изображал.

СПИСОК НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

в радиусе 300 км от географического центра Европы,

В КОТОРЫХ БЫЛИ ОБЩИНЫ,

ПРИДЕРЖИВАВШИЕСЯ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНЫХ ПРАВИЛ

Список не всегда юридически оформленных организаций жителей территориальной единицы, которые объединялись для совместной молитвы по древлеправославным книгам в староверческие и униатские (в Эстляндии, Пруссии и Речи Посполитой), в единоверческие (в Российской Империи) и старообрядческие (в Российской Империи, затем в Польской, Литовской, Белорусской, Латвийской и Эстонской Республиках) общины. Список составлен на основе немногих сохранившихся документов, и потому весьма не полный.

Читайте так же:
Karl lagerfeld джинсы размерная сетка

СПИСОК НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

В КОТОРЫХ БЫЛИ ОБЩИНЫ,

ПРИДЕРЖИВАВШИЕСЯ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНЫХ ПРАВИЛ

Список не всегда юридически оформленных организаций жителей территориальной единицы, которые объединялись для совместной молитвы по древлеправославным книгам в староверческие и униатские (в Эстляндии, Пруссии и Речи Посполитой), в единоверческие (в Российской Империи) и старообрядческие (в Российской Империи, затем в Польской, Литовской, Белорусской, Латвийской и Эстонской Республиках) общины. Список составлен на основе немногих сохранившихся документов, и потому весьма не полный.

Распространение христианства на восточнославянских землях началось с Крымского полуострова. Когда святые апостолы (посланники) разошлись из Иерусалима по всей земле с евангельским благовестием, святой апостол Андрей Первозванный получил в жребий себе Скифию. Поэтому своё благовестие святой апостол начал осуществлять с названного полуострова, где тогда находились многочисленные греческие колонии. Затем дойдя до устья Днепра, он пошёл вверх по великому водному пути «из варяг в греки». Много столетий украшало Русскую землю древнее христианское благочестие.

Молитва Тихвинской иконе Божьей Матери: текст

ЭСТОНИЯ

17-19 июля 1928 г. в Калласте на 5-м всеэстонском съезде поморские общины соединились в Союз старообрядческих общин Эстонии, высшей властью в к-ром по принятому уставу являлся старообрядческий съезд (общее собрание). Съезд должен был созываться ежегодно ЦСС Эстонии.

В Литве

в храме каунасской поморской общины 14 янв. 1922 г. состоялся съезд старообрядцев Ковенского (Каунасского) у. с участием 284 чел. Съезд постановил учредить совет старообрядческих общин Ковенского у., к-рый должен был в ближайшее время созвать вселитовский съезд старообрядцев. Было решено открывать школы при старообрядческих общинах, а также обратиться к литов. властям с просьбой признать права старообрядческих наставников наравне с пастырями др. вероисповеданий.

МОЛЕННАЯ В КАУНАСЕ

В результате первой мировой войны и Октябрьской революции 1917 г. значительное по численности поморское сообщество оказалось за пределами России: в Латвии — ок. 90 тыс. чел., в Литве — 35 тыс., в Эстонии — до 10 тыс., в Польше — 40-50 тыс. чел.

Рижская Гребенщиковская Старообрядческая община

В РСФСР поморцы получили легальный статус в послевоенные годы. 1-м соборным заседанием поморцев после многолетнего перерыва можно считать состоявшееся 23 июня 1948 г. в Верхокамье собрание 6 территориальных обществ («соборов»), принявшее «Воззвание дорогим нашим по вере братиям святой Христовой Церкви» с призывом преодолеть местное разделение на дёминцев и максимовцев (Рукописи Верхокамья XV-XX вв. М., 1994. С. 243-245). Совещание поморских наставников (2-5 авг. 1973, Куйбышев) было посвящено проблеме присоединения самокрестов.

Храм свт. Николы в Студенцах, Москва

Деятельность поморских общин регулировалась региональными соборами, или съездами, регулярно проходившими во 2-й пол. XIX в. Варковский съезд беспоповцев (преимущественно федосеевцев) близ Двинска (совр. Даугавпилс, Латвия), состоявшийся 2-7 окт. 1832 г. (иногда указывается 1831), допустил бессвященнословные браки, установил правила избрания и отрешения наставников, избрал духовный совет — центральный орган управления беспоповцами Латвии.

Тайные тропы старообрядцев — Истории — 21.12.16 — Агентство ТВ-2 — актуальные новости в Томске сегодня

Важным центром согласия являлся С.-Петербург. В 1768 г. на Моховой ул. купцы Ф. К. и И. Ф. Долговы, поддерживавшие тесную связь с Выговской обителью, во дворе своего дома устроили обширный каменный храм в честь Пресв. Богородицы с общежительством для клира, где был установлен поморский порядок богослужения.

Выкройки и пошив русского народного сарафана для женщины и девочки

Русские народные сарафаны всегда были искусством. Не смотря на множество украшений, рисунков и лент он выполняется очень просто. Можно носить в любое время года. В этой статье говорится о том, как построить выкройку русского сарафана и какие виды бывают.

История

На ровне с людьми из высшей знати стоял традиционный сарафан в русском стиле, сохранявший свой дизайн неизменным многие столетия. Самые древние модели имели вид платья и производились из целого куска ткани с круглым или прямоугольным разрезом в центре (чтобы одевать его через голову). Имелись и другие разновидности данного изделия, для торжественных дней. Ниже описаны особенности и разновидности сарафанов.

Особенности сарафана

Главной чертой сарафанов будет то, что их производили из специально сделанных тканей. В 19 веке почти все изделия были натуральных цветов и не подвергались окраске. С развитием швейного производства стало возможным приобретать материалы разных цветов и шить одежду для всей семьи.

Данное изделие имеет отличительные элементы. Традиционный сарафан всегда украшают различными оберегами, которые так любили крестьяне.

Например, края изделия, всегда декорировались разнообразной вышивкой, иногда очень тяжелой.

В таких символах были своего рода обереги, которые защищали от сглаза или порчи. Отличительной чертой было изображение на спинке, которое называется «лягушка» либо «вилка». Этот знак очень похож на лягушку, а ее многие считают признаком богатства и роскоши. Девушки с древних времён считали, что такая лягушка защищает всю семью от невзгод. Ниже описано как сшить русский народный сарафан своими руками.

Читайте так же:
Как определить свой размер джинсов коллинз

Ткань для работы

Материалы для работы нужно выбирать очень тщательно.

Ткань должна быть натуральной и разноцветной для сарафанов, светлой для рубашек у женщин и однотонными для брюк, в мелкий узор для рубашек у парней.

Если женщина не может определиться с выбором рисунка, то берется одноцветный материал, на который пришивается широкая тесемка с цветочным узором.

Лучшие материалы — это шелк ил ситец, также допускается атласная ткань. Иногда для украшения используют тонкое кружево, оно достаточно красиво смотрится с красным цветом костюма. Рубаха обычно шьется их хлопкового материала, она должна хорошо пропускать воздух.

Виды сарафанов

Есть несколько основных разновидностей.

Сарафан в виде туники с косыми клиньями

Эта модель изделия будет самой старинной. Она существовала вплоть до конца 18 века и называлась «шушун» или «саян». Главной особенностью такого изделия было его цельное переднее полотно.

Самый древняя его модель — глухой сарафан в виде туники — изготавливался из одного загнутого пополам куска материала, образующего обе части изделия. С боков были широкие клинья.

Изделие распашного типа

Такой сарафан производили из трех кусков материала — двух полочек и одной спинки. В подоле изделия в его боковые швы вставлялось два косых коротких клина это придавало зрительное расширение платья. Спереди сарафан застегивался на пуговицы. Бретели шились широкими либо узкими, вырезались вместе с задней частью из одного куска материи.

Круглая модель сарафана

Самым распространённым и широко применяемым почти на всей Руси в 19 веке был именно московский вид изделия. Отличается своей нежность и воздушностью при ходьбе, хоть и кажется увесистым костюмом.

Сарафан с лифом

Это будет подвид круглого сарафана только с лифом. Его делали из двух частей: пышного сосбореного низа и лифа, который плотно охватывал грудь. Застегивался на середине груди на пуговицах или петлях. Такие платья были популярны в центральной Руси. Такой костюм больше подходит девушкам с большой грудью, лиф будет плотно удерживать бюст и подчеркивать его форму. Под линией груди необходимо вшить резинке, чтобы ткань не давила на тело.

Русская женская рубашка под сарафан делается по выкройке, представленной на рисунке 2.

Считалось, чем пышнее и длиннее костюм, тем очаровательнее и невиннее его обладательница.

Как снимать мерки

Чтобы правильно нарисовать выкройку, нужно знать мерки — объём груди и спины. Сделать это самостоятельно не получится, поэтому можно позвать на помощь маму или подругу. Во время замеров девушка должна стоять неподвижно и не горбиться. Объём груди измеряется по самой выпуклой точке на ней и выступу лопаток на спинке. Сантиметр не должен сильно облегать тело.

По желанию можно замерить ширину груди и ширину спины. В таком случае нужно измерить расстояние от подмышек по самому широкому выступу груди. Потом точно так же от подмышек, но уже по линии лопаток. Мерки нужно снимать два раза, чтобы убедиться в их правильности.

Например, на рост 165 см, необходим один отрез ткани в 2 метра, всегда лучше брать с запасом в 0,5 метра. Потому что при работе в любом случае могут быть погрешности, лучше обрезать лишнее, чем полностью переделывать изделие и добавлять ткань.

Пошаговый пошив

Готовый чертеж нужно приложить на полотно и зафиксировать булавками. Их нужно обвести мелом или текстильным маркером, при это не забывая добавлять припуски в 2 см. Далее работа выполняется пошагово:

  • Для начала необходимо сметать боковые срезы кокеток. Верхнюю часть желательно сразу обработать тесемкой. Это один из самых легких вариантов. Посередине передней части пришить атласную ленту;
  • Далее нужно сровнять боковые срезы, зафиксировать их булавками и прошить на швейной машинке;
  • Край сарафана желательно прошить цветной лентой и сделать так до конца изделия;
  • Верх изделия нужно прошить средней строчкой для комфортной сборки, которая должна быть одинаковой по ширине кокетки;
  • Теперь необходимо сшить кокетку с нижней частью сарафана;
  • Бретели сложить пополам, сделать на них тесьму и пришить к платью;
  • Украсить изделие по желанию.

Русский сарафан выкройка на взрослого человека может быть нарисована как самостоятельно, так и просто скачана с интернета. При самостоятельном построении рисунка, можно придать изделию оригинальности.

Дополнительные детали

Традиционный сарафан относится к числу торжественных изделий. По низу его дополняют крупным узором. Его в основном делают при помощи аппликации из узорной ткани ярких цветов (красный или оранжевый).

Узор больше похож на прямую линию с небольшими ромбиками по сторонам. Верх декорируют красной бейкой из хлопка. На рубашке можно украсить горловину и рукава атласной тесьмой.

В древние времена, по цвету и крою изделия можно было узнать из какой семьи девушка происходит: богата она или нет, если ли у нее муж. Состоятельные дамы носили много дорогих украшений на платье.

Читайте так же:
Как сшить обложку для библии

Для классического костюма также понадобится наличие кокошника. Его можно сделать самостоятельно или приобрести в интернет-магазине.

Отлично можно дополнить образ разными украшениями, например славянское ожерелье или браслеты. По рукавам можно пришить бахрому или кисточки. Кокошник обычно украшают бисером или бусинами. Чем ярче получится готовый образ, тем сильнее это передаст стиль русских девушек 18 века. Традиционные женские костюмы по сей день считаются визитной карточкой России. Многие туристы первым делом приобретают для себя кокошник или русскую рубаху, в память о поездке в нашу страну.

В заключении нужно отметить, что пошив русского традиционного сарафана не такой сложный как кажется на самом деле. Он выполняется всего из нескольких больших кусков ткани. Нужно обладать только минимальными навыками шитья, возможно даже сшить его без использования машинки. Такое изделие можно делать как для маленьких девочек, так и для женщин. Подойдет на утренник в сад или выступление на празднике. С работой справится даже начинающая швея, важно только правильно снять размеры.

Русская народная одежда

Блуждая этим вечером по Сети, встретила целое исследование одной студии декоративного-прикладного творчества. Тема этой работы: «История русского сарафана». Исследование это достаточно большое, поэтому Ivanka.club «выжала» самое важное и спешит этим поделиться:

Народный костюм – бесценное достояние культуры
Русский народный костюм, русская народная одежда являясь объектом материальной культуры, является и богатейшим творческим источником. Неуёмная тяга к красоте, живущая в душе человека, воплощает его мечту о прекрасном не только в большом искусстве, но и в предметах быта, и особенно в создании внешнего облика людей.

Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нём ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.

Из истории русского костюма
Народный костюм являет собой синтез различных видов декоративного творчества: искусство вышивки, народного ткачества, кружевоплетения, вязания и другие виды прикладного искусства.

На протяжении длительного периода, со времен Древней Руси до начала XVIII века, он не претерпевал резких перемен в своих основных формах, эволюционировал в рамках устойчивых традиций. XVIII век стал поворотной вехой в его развитии. Это время социально-экономических и культурных преобразований в России было ознаменовано законодательной деятельностью Петра I, регламентирующей различные сферы жизни, общества и направленной на коренную ломку привычных устоев. Реформы широко затронули русский быт, в том числе одежду. В 1700 году были изданы указы об обязательном ношении костюма западноевропейского образца. Исключение составляли лишь духовные лица и крестьянство. Европейский костюм становился нормой для русского общества, но эта норма должна была пробивать себе дорогу сквозь вековые традиции.

Таким образом, костюм в России с XVIII века получает два направления: в дворянском костюме господствуют западноевропейские формы; самобытные русские формы в — народном костюме. Наряду с крестьянством городское купечество и мещане XVIII века, а отчасти и на протяжении XIX века остаются приверженцами русского платья, неохотно принимая европейские новшества. Традиционная крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством, сохраняет обработанные веками устойчивые формы, определяющие ее своеобразие, до начала XX века. И с этой точки зрения крестьянский костюм интересен, как русский национальный. Он сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приемы декора, способ ношения и многое другое.

Для традиционного русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками (прямые, косые полики, ластовицы). Хотя одежда жителей каждой местности Руси имела свои отличительные особенности, весь русский женский костюм обладал общими чертами –малорасчленённым компактным объёмом и лаконичным, мягким, плавным контуром. Когда женщина шла, костюм её сохранял свою особенность – плавную текучесть линий. К характерным чертам также можно отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах в некоторых районах, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких одеваемых одна поверх другой одежд.

Русская народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, обрядовая), по ней можно было судить о возрасте, семейном положении. Как правило, при этом менялся не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров).

Материалы для русского народного костюма
Из разноцветных, пестрых ниток льна ткали клетчатые и полосатые холсты – «пестряди». И только после всех этих трудов шилась одежда. Понятно, что полученную ткань использовали экономно, предпочитая выверенные веками гармоничные фасоны, допуская фантазии лишь в деталях, мелочах. В домашних условиях могли делать и сукно из шерстяных нитей.

В праздничном костюме использовались не только домашние ткани: с XVIII века в России развивается текстильная промышленность. Фабричные ситцы проникают в быт деревни. А с развитием капитализма в России во второй половине XIX века на деревенских ярмарках крестьянин мог купить ситец и парчу, ленты, золотые и серебряные галуны (тканую тесьму из золотой и серебряной металлической нити вместе с хлопчатобумажной или льняной нитью), разноцветную гарусную шерстяную пряжу, шёлковые, шерстяные, и бумажные платки и шали. Но вплоть до начала XX века эти ткани считались дорогими, праздничными.

Читайте так же:
Плащ дождевик как изготовить

Большая часть жителей деревни материалы для одежды окрашивала сама в домашних условиях или отдавала ремесленникам, работавшим в мастерских или бродившим по деревням. Народные мастера при окрашивании тканей использовали красители довольно широкой гаммы цветов и оттенков, применяя для этого настои трав, цветов, кореньев, древесной коры с прибавлением кислого хлебного кваса и некоторых химикатов (медного купороса, квасцов и т.д.).

Цвет в крестьянской одежде
Распределение основных цветовых пятен в костюме, эмоционально воздействует на людей. И именно женский костюм отличался многоцветностью, неповторимым своеобразием орнамента. Излюбленным цветом крестьянской одежды был белый цвет. Из белого холста преимущественно изготовляли рубахи, мужские штаны, женские передники. Распространёнными цветами были: чёрный, буро — коричневый, жёлто — оранжевый, синий. Но самым любимым праздничным цветом одежды у русских был красный. Слово «красный» в древнерусском языке понималось как «прекрасный».

Известный с конца XIX века русский романс «Ты не шей мне, матушка, красный сарафан…» имел когда-то буквальный смысл, так как свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.

Символика в русской одежде
Одежда изолирует человека от внешней среды. А всякий вид защиты, по верованиям предков, можно было сохранить, упрочить с помощью магических действий, часто зашифрованных в рисунках орнамента. Из поколения в поколение передавались рисунки вышивки или ткачества, украшавшие народную одежду. Они отнюдь не были случайными. Это была первая система кода, изобретённая людьми, имевшая для них магический смысл (позже Ivanka.club обязательно опубликует толкование символов на славянской одежде).

Орнамент сложный по рисунку, богатый сочными красками украшал народную одежду. Спокойная красота геометрических — знак солнца с его сложными загнутыми концами, и знак поля в виде ромбов с точкой посередине, и знак человека. Существовали и другие узоры, в которых чередовались более простые изображения людей, животных, птиц, но все они ведут своё начало от древней славянской мифологии.

История сарафана
Само название — не русское, а персидское и обозначает «одетый с головы до ног» и впервые в русских источниках упоминается в ХIV веке. Персидское слово «сарапай» могло означать и «почётная одежда». Но какого вида одежда скрывалась за этими семью буквами, что было в ней такого, что определило её исключительную роль в русском национальном костюме – нам неизвестно.

Термин «сарафан» первоначально с IX по XVI век обозначал мужскую длинную распашную одежду. С XVI века этим термином стали определять женскую накладную одежду (надеваемую через голову) или распашную (со сквозной застежкой спереди) одежду.

Типы конструкций сарафанов
Исследователи (Б.А.Куфтин, Н.П.Гринкова, Л.В.Тазихина, Н.И.Лебедева, Г.С.Маслова) в зависимости от конструкции выделяют четыре основных типа сарафана:

1. Сарафан без среднего шва, туникообразный. Основной признак — цельные передние и задние полотнища.

2. Косоклинный сарафан. Основной их признак – два прямых полотнища спереди (распашные или со швом) и одно цельное сзади, соединенные при помощи косых боковых клиньев, не доходящих до проймы. Такие сарафаны шили на плотной подкладке, иногда стегали на вате. С конца XVIII века линии застежки украшали полосами мишурного кружева или позументами. С середины XIX века эта отделка заменяется покупными лентами темно-желтого цвета с вытканными мотивами розоватых гвоздик.

3. Прямой сарафан. Более позднее «прямые» или «круглые» («московские») сарафаны относятся к третьему типу. Их шили из нескольких цельных прямых полотнищ, собранных вверху в мелкие складки или сборки. Сборки прикрывались прямой обшивкой, к которой пришивались лямки. Круглые сарафаны могли быть сшиты из полотнищ одинаковой длины, либо из двух длинных спереди и трех коротких, доходивших до талии сзади. Обычно круглые сарафаны украшали по подолу двумя – тремя полосами кружев, лент или позумента.

4. Сарафан «с лифом». Основной признак – наличие лифа, облегающего грудь и спину или только спину. Сарафаны «с лифом», пришедшие в деревню из города, по существу были юбками, пришитыми к лифу.

5. Сарафан с лифом на кокетке, часто называемый полуплатьем.


Традиции и современность
Стройность и лаконизм русских сарафанных форм, их конструктивные особенности легли в основу моделирования одежды нашего времени.

Вышивка как декор в современном костюме оправдывает себя в том случае, когда угаданы орнаментальный мотив, объект декорирования, место расположения, обеспечена чистота исполнения. В таких случаях народная вышивка, её композиционное построение, техника исполнения, орнаментальные мотивы выступают в основном как интересные декоративные элементы. Примеры этого можно увидеть в нашем разделе «Русские сарафаны и платья».

Благодарим авторов работы за ценную информацию — Барладян Юлию, Петровскую Ольгу, Аверину Евгению.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector