Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сшить головной убор «WOLKA»

Как сшить головной убор «WOLKA»

Не всем женщинам нравятся привычные шапки , и находится много причин , которые не позволяют им носить их в повседневной жизни. Например , боязнь испортить прическу , головные боли при носке или отсутствие выбора при покупке. Что же делать? Предлагаем вашему вниманию очень любопытную модель головного убора , которая в России уже стала трендом.

Как сшить головной убор «WOLKA»

Как сшить головной убор «WOLKA»

Как сшить головной убор «WOLKA»

Как сшить головной убор «WOLKA»

Запор кишечника? Напиток со слабительным эффектом очистит тело

Промокод OZONMG1D43 дает скидку на 300 баллов для первого заказа ( 1 балл=1 руб)
  1. Скачайте мобильное приложение Ozon и войдите в аккаунт.
  2. 300 баллов на первый заказ начисляются сразу после ввода кодового слова OZONMG1D43 в мобильном приложении.
  3. Баллами можно оплатить до 25% стоимости покупки.
  4. Внимание! Срок действия баллов 5 дней, после активации.
Вы можете воспользоваться промокодом на Озон не только на первый заказ:
  1. Кодовое слово OZONMG1D43 дает скидку — помогает экономитьи при повторных покупках , открывает доступ к скрытым акциям — применяйте его каждый раз.
  2. В закрытых распродажах участвуют покупатели , совершившие заказов на сумму свыше 2500 рублей.
  3. Доставка всех товаров в ОЗОН БЕСПЛАТНО!

Как сшить головной убор «WOLKA»

Как сшить головной убор «WOLKA»

Как сшить головной убор «WOLKA»Как сшить головной убор «WOLKA»
Известная актриса Екатерина Волкова придумала этот головной убор и создала бренд по своим именем , который называется Wolka.
Если привести все преимущества капюшона Волка , то получиться внушительный список. Вот лишь несколько самых , на наш взгляд , самых важных:
Вот как о своем капюшоне рассказывает сама Екатерина.

Женский головной убор , созданный Екатериной Волковой , по размеру подходит модницам всех возрастов.
Осенние экземпляры шьются из более тонких , но теплых тканей. На зиму можно взять флис или шерсть , а лучше два вида материала. В коллекции есть как повседневные модели , так и нарядные.

Однако , если нет возможности порадовать себя такой обновкой от производителя , но имеются навыки кройки и шитья , то можно попытаться воспроизвести капюшон самим. Благо , что уже существует готовая выкройка капюшона Волка ( она приводится на один размер с учетом того , что платок-капюшон выпускается одного размера и легко «подгоняется» под обхват головы той , которая его будет носить).

Рассмотрим несколько вариантов выкройки данной модели.

Первый вариант выкройки капюшона Волка

Как сшить головной убор «WOLKA»

Все размеры этой выкройки даны в сантиметрах. При раскрое надо добавить припуски на швы.

Стоит учесть , что модель Wolka двусторонняя — то есть у нее есть внешняя и внутренняя стороны,значит , боковые детали должны быть в 4-х экземплярах.

Петлю для застежки надо вставлять в шов правой половинки капюшона. Как расположить пуговицу,определитесь во время примерки готового экземпляра.

Второй вариант головного убора Волка

Как сшить головной убор «WOLKA»

Эта выкройка состоит из трех деталей: двух боковых и задней. Вытачку делаем по желанию.

Для каждого слоя необходимо выкроить 1 деталь вставки и 2 боковые детали. Швы можно не обрабатывать , поскольку в готовом изделии их будет не видно. Это удобно для тех , кто не обзавелся оверлоком или машиной со строчкой зигзаг. Петельку вшивайте сразу с правой стороны до выворачивания изделия , а вот пуговку лучше пришивать уже после примерки. Это позволит вам отрегулировать натяжение и расположение капюшона на вашей голове.

Шапочка по этой выкройке получится более объемной.

Третий вариант выкройки

Как сшить головной убор «WOLKA»

Все размеры на выкройке указаны в сантиметрах. Припуски на швы не учтены.

Wolka имеет внутреннюю и внешние стороны , поэтому боковых деталей будет четыре , а полос две. Как Вы могли видеть в ролике обе стороны на капюшоне выполнены из разных материалов. Это зависит от Вашего желания. Они могут быть разные , а могут быть и одинаковые. Двусторонняя Wolka имеет больше вариантов использования.

Сама Екатерина Волкова говорит , что ее платок-капюшон настолько универсален , что может подойти под любой образ , сезон и погоду , и с этим невозможно спорить. Поэтому из какого материала шить половинки вашей Волки — решать вам , в соответствии с вашими пожеланиями и потребностями. Это может быть легкий вариант для летнего вечера из шелка и кружев , а может быть утепленный зимний вариант из флиса или даже меха.

Кичка – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, что значит слово кичка? Пытаешься разобраться, что такое кичка? Вот ответ на твой вопрос:

Значение слова «кичка» в словарях русского языка

Кичка это:

кичка — может означать:

Кичка

I ж.Старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, шапочка, часто с двумя выдавшимися вперед остриями. II ж. местн.Нос, передняя часть речного судна.

Читайте так же:
Косынка галстук на шею сшить

Кичка

1. ж. Старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, шапочка, часто с двумя выдавшимися вперед остриями.

2. ж. местн. Нос, передняя часть речного судна.

Кичка

Кичка

к`ичка, -и, р. мн. к`ичек

Кичка

старинный праздничный головной убор замужней женщины

Кичка

(кика) , старинный русский головной убор замужних женщин (главным образом в южных губерниях). Шапочка с твердой передней частью в форме рогов или лопатки.

Кичка

1. ж. Старинный русский праздничный головной убор замужней женщины, шапочка, часто с двумя выдавшимися вперед остриями.

2. ж. местн. Нос, передняя часть речного судна.

Кичка

1. Праздничный головной убор замужней женщины, старинный или местный (преимущ. севернорусский). В почтенной кичке, в шушуне, Москва – премилая старушка. Пушкин.

2. Передняя часть, нос речного судна. сарынь на кичку! (см. сарынь).

3. название различных предметов, являющихся верхушкой или выдающейся вперед, частью чего-н., напр. темени, верхней части хомута, дымовой трубы и пр.

Кичка

кика, старинный русский головной убор замужних женщин. 'Чело кичное' впервые упоминается в документе

1328. К. носили преимущественно в южных губерниях (Тульской, Рязанской, Калужской, Орловской и др.). Собственно К. ('волосник') закрывала волосы и имела впереди твердую часть (вставлялись береста, дощечка, иногда простегивалась) в форме рогов, лопатки, копытца и т.п. Сзади К. надевался 'позатыльник' из бисера, а сверху — нарядная 'сорока' из вышитой ткани. В начале 20 в. этот сложный головной убор почти повсеместно сменился повойником или платком.

Кичка

кичка, -и, р. мн. кичек

Кичка

праздничный головной убор замужней женщины, старинный или местный (преимущ. севернорусский) передняя часть, нос речного судна название различных предметов, являющихся верхушкой или выдающейся вперед, частью чего-нибудь, например темени, верхней части хомута, дымовой трубы и пр

Кичка

река в России, приток Осуги

Где и как употребляется слово «кичка»?

Кроме значения слова «кичка» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «кичка».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «кичка» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «кичка»

Недалече на зелёной траве сидят, обнявшись, батюшка в домотканом зипуне, в портах без обувки и матушка, на ней синий сарафан и рогатая кичка .

От деревни к селу, от волости к уезду, от губернии к губернии формы костюмов, их цвета, ткани, рисунки вышивок, формы кокошников, повойников и кичек менялись как в калейдоскопе, создавая неповторимый силуэт птицы-павы.

Женский народный головной убор

Понёвный комплекс дополнялся головным убором, преимущественно типа кички, с животными формами. Однако незамужние девушки, как и повсюду в России, носили открытый головной убор — повязку в виде более или менее широкой ленты, иногда с твердым околышем, дополнявшуюся хвостом из лент. Повязка могла украшаться бисерной бахромой, напоминающей северную ряску.

В Южном, Юго-Западном и Юго-восточном регионах употреблялся и кокошник — головной убор замужних женщин. В Смоленской губернии это был высокий лопатообразный кокошник, парчовый или бархатный, украшенный золотым шитьем и бисерной или жемчужной поднизью, либо невысокий кокошник в форме шапочки, покрытый кисеей, полотенцем, с красной затканкой на концах или платком.

Рогатая Кичка - народный головной убор

В Рязанской, Тульской, Калужской губерниях он имел высокое очелье и круглое донышко из красного бархата или шерстяной фабричной ткани; очелье и донышко расшивали золотом, отделывали позументами, позатылье украшали лентами и бисером, с боков свешивались бисерные подвески.

Постепенно кокошник как более архаичный головной убор сменялся кичкой с сорокой и вообще принадлежал достаточно зажиточным женщинам. Недаром в Орловской, Курской, Воронежской, Тамбовской губерниях он употреблялся главным образом однодворками, причем надевался после венчания, в праздники и преимущественно до рождения первого ребенка.

курский двухгребенчатый, или седлообразный «шеломок«, кокошник с высоким твердым очельем, мягко снижавшийся к затылку и напоминавший шапочку, и высокий твердый цилиндрический кокошник с высоким прямоугольным гребнем на затылке.

Кокошники украшались золотым галуном, расшивались блестками и бисером. При надевании кокошник слегка сдвигался на лоб, а затылок закрывался позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата, закрепленным с помощью тесемок. Иногда поверх кокошника повязывали красную ленту, шелковый платок в виде полосы с угла на угол. завязываемый концами спереди или на макушке.

Читайте так же:
Сшить своими руками кепку таксиста

Повойник — женский народный головной убор

Повойник - народный головной убор

В ряде мест термин «кичка» относился ко всему головному убору, иногда чрезвычайно сложному по конструкции, состоявшему более чем из десятка деталей.

В этом случае одну из основных деталей, собственно кичку в классическом смысле этого слова, представляющую собой твердое возвышение надо лбом, своего рода околыш в сочетании с волосником, плотно облегавшим голову, называли повойником.

Твердый околыш различной формы — треугольной, округлой, лопатообразной, с двумя рожками, делался из простеганного или проклеенного холста, луба, бересты. На повойник, или собственно кичку, надевался позатыльник. а затем сверху — сорока.

Позатыльник — прямоугольная полоса ткани, часто бархата, украшенная шитьем и бисером, повязывалась на темени с помощью тесёмок и закрывала волосы сзади.

Сорока — женский народный головной убор

Сорока - русский народный головной убор
Сорока — это особо выкроенный и сшитый кусок ткани — красного сатина, атласа. штофа, — с вышитым золотой нитью или сделанным из широкого галуна очельем.

Часто встречаются сороки, у которых очелье и боковые крылья скреплены вместе и образуют нечто вроде шапочки; их делали из цветного плиса и украшали галуном, либо же целиком шили из широкого галуна.

Украшали по бокам большими цветными шелковыми помпонами-махрами, как например в Орловской и Курской губерниях. Иногда позатыльник просто пришивали к сороке.

Кое-где в Воронежской и Тамбовской губерниях поверх кичек надевали украшенный лентами, позументами, бисером лоскут ткани, ниспадавший до пояса. Местами в Тамбовской губернии бытовала рогатая кичка с очень высокими рогами.

Разновидностью кичкообразного головного убора была кищонка, надевавшаяся поверх собственно кички и представлявшая собой налобник, украшенный лентами, бисером, позументами, иногда с розетками из лент на висках.

Сзади к ней привешивали повойник со вздержкой на шнуре. Поверх кички могли надевать связку в виде полосы холста с вышитыми квадратами на концах; ее надевали на лоб, а концы завязывали сзади под позатыльем. Перед сороки обычно вышивался. Сороки пожилых женщин и вдов были белыми, молодые женщины шили будничную сороку из красной крашенины, праздничную из кумача или малинового штофа на подкладке из белого холста, пестряди, набойки.

Сороки представляли сложный убор из восьми, одиннадцати, даже четырнадцати элементов, имевших собственные завязки. Кичка-чепчик с твердым очельем надевалась на голову и привязывалась тесёмками. К ней плотно привязывался позатыльник с бисерным или серебряным шитьем. Затем на кичку надевали сороку и также привязывали её тесёмками.

Потом надевалась поднизь — налобное украшение в виде сетки из мелкого цветного бисера, за ней — опушка задняя и опушка передняя из собранных веерообразно разноцветных шелковых лент, обшитых позументом; при помощи завязок опушки укреплялись под поднизью на сороку.

Под поднизь надевался также налобник с косицами в виде черных перышек селезня на полосе позумента, закрепленных розетками из разноцветных шелковых лент и пуговиц.

Над косицами надевалось чело — красная шелковая лента на тесёмке, концы которой свешивались над висками. Под позатыльником повязывались две длинные шелковые ленты на тесемке — отвес.

Над отвесом прикреплялся «арепей» — розетка из одной широкой и двух узких лент с пуговицей в центре; он закрывал сороку в том месте, где сходились завязки и тесёмки, на которых держались другие части головного убора. Все это богато украшалось бисером, стеклярусом, вышивкой золотой и серебряной нитью.

Могли быть и другие детали, варианты форм и названий. Например, в Смоленской губернии носили высокие и рогатые стеганые кички, под которые надевался жгут из пакли. Поверх кички надевали сороку, налобник, позатыльник, махры, подкосник, вислючки, а сверх всего этого еще и наметку.

Она имела вид длинного полотенца из тонкого белого домашнего холста, сложенного в полосу, которым трижды оборачивали кичку; концы наметки с цветной бахромой закалывали по бокам или завязывали сзади и распускали. На концах наметки вышивали гладью геометрический или стилизованный растительный орнамент, нашивали полоски кумача, ленты, тонкие кружева.

Девушки также носили наметки, но покороче или без кички, так что макушка головы оставалась открытой. В конце XIX века в Смоленской губернии бытовал также сборник в виде надрезанного с одной стороны куска ткани, закладывавшегося на голове в складки.

Употреблялся здесь также «подубрусник«, стеганый из холста или бархатный, в виде шитого золотом повойника с твердым околышем из дощечки; на холщовый подубрусник надевали сложенный на угол платок с завязанными сзади «по-бабьему» концами.

Читайте так же:
Как уменьшить размер джинсов без ушивания

Повойник — женский народный головной убор

Повойник - народный головной убор

Девушки завязывали платок под подбородком, либо, сложив его в широкую полосу, сзади под косой, а замужние женщины — сзади на затылке.

Девичьим головным убором в сарафанном комплексе как и в панёвном, были перевязки или ленты — более или менее широкие полосы штофа, бархата, шелка на твердой основе в виде обруча, завязывавшиеся под косой тесёмками.

Сзади выше тесёмок пришивалась одна широкая или несколько узких лент. Лобная часть убора обычно вышивалась золотой нитью, украшалась воланами или стеками из жемчуга, бисера.

В качестве свадебного головного убора на Севере использовалась «корона» — очень широкий ажурный, богато украшенный обруч. В Поволжье была распространена «фатка» — шелковый, обычно красный, платок, сложенный на угол и заложенный в виде полосы; он обычно прикрывал теменную часть головы и завязывался сзади под косой. В косы часто вплетались косоплетки с привязанными к ним длинными шелковыми лентами, а иногда с косником — небольшим вышитым или парчовым треугольником.

Кокошник — женский народный головной убор

Кокошник - народный головной убор

Подобная форма кокошника бытовала и в других северных губерниях. В некоторых местностях Пермской губернии употреблялся большой кокошник в форме полумесяца с острыми концами почти до плеч. Кокошники такой формы употреблялись и в Среднем Поволжье наряду с кокошниками в виде бархатной или парчовой шапочки.

В Казанской губернии встречались лопатообразные кокошники с очельем почти прямоугольной формы, а также высокие островерхие кокошники. Попадались в Казанской губернии и двурогие кокошники, называвшиеся здесь кичками. Кокошники обильно украшались речным жемчугом, бисером, образующим иногда воланы, плашками перламутра, галунами, вышивкой золотой нитью, на лоб спускалась сетка из жемчуга или бисера -ряска.

В Псковской губернии бытовал однорогий кокошник, очелье которого было густо усажено как бы шишками из жемчуга. К высоким островерхим и лопатообразным кокошникам подшивалось легкое покрывало, опускавшееся на плечи и спину.

Кокошники обычно надевали лишь молодые женщины, недавно вышедшие замуж. Через некоторое время, особенно после рождения первого ребенка, они надевали кичкообразные головные уборы.

Так, в Олонецкой губернии бытовала сорока со «сдерихой» — род чепчика из холста с коронкой в виде копытца (сдериха), на которую надевали мягкую сороку в форме невысокого тупого конуса, с завязками по бокам, завязывавшимися на затылке под прямоугольным концом сороки. Поморская кичка имела вид твердой шапочки с удлиненной плоской затылочной частью.

Постепенно совершался переход к употреблению простых повойников в виде чепца со вздержкой на затылке. И сорока, и кичка, и повойник украшались вышивкой золотой нитью, галунами, кружевами и тому подобное.

Носили повойник с платком. Употреблялось также ношение двух платков: один повязывался вокруг головы, как повойник, вторым покрывались сверху. В Поволжье нередко второй платок носили «роспуском», завязывая или закалывая под подбородком так, что на спину опускались два угла платка.

Гайтан — женское народное украшение

Гайтан - плетеная бисерная тесьма

Это гайтан — плетеная бисерная тесьма длиной 50-70 см, заканчивавшаяся бахромой, медальоном или крестом.

Это ожерелье в виде узкой полоски кумача с плотно нашитым бисером и перламутровыми пуговицами.

Носили дутые стеклянные бусы, разнообразные дутые медные серьги с привесками из цветных бусинок, разноцветной шерсти и т.п.

Также, носили очень характерные для кичкообразных головных уборов пушки — ушные украшения в виде шариков из гусиного белого пуха или заячьей шкурки, закреплявшиеся на висках.

Кокошник (головной убор)

Коко́шник (от слав. «кокош», обозначавшего курицу и петуха [1] , от древнерусского «кокошь» — курица-наседка, в отличие от «кокот» — петух [2] , диалект. кокошка, кокуй, златоглав, головка, наклонник, наклонка, шеломок, ряска [3] ) — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала, полумесяца [4] или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма [5] .

Содержание

Устройство [ править ]

Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, металлической ленты или венца, пришитых к шапочке или волоснику [6] ; он состоит из убранного начельника и донца, или же начельника и волосника, со спуском позади ленты. Основа изготавливалась из штофа и бархата, кумача на твердой основе из проклеенного или простеганного холста, картона, картузной бумаги. Сверху гребень украшали орнаментом: искусственными или живыми цветами, парчой, позументом, бисером, бусами, речным жемчугом (с XVI века добывался в озере Ильмень), золотыми нитями, фольгой, стеклом, у наиболее богатых — драгоценными камнями. Вышивкой золотыми нитками часто покрывалась и затылочная часть. А сзади кокошник фиксировался с помощью лент. По краям кокошника могли быть пущены рясны (спадающие на плечи жемчужные нити), сам он мог быть обшит поднизью (сеткой) из жемчуга. При надевании кокошник обычно слегка сдвигали на лоб, а затылок закрывали позатыльником из холста с надставкой из малинового бархата, закрепленным с помощью тесемок. Поверх кокошников часто носили шелковые или шерстяные платки, плотно вышитые орнаментом из золотых и серебряных нитей — убрус; тонкое легкое покрывало, украшенное вышивкой, кружевом или позументом — фата, дымка, вуаль. Платок складывали по диагонали и закалывали под подбородком; длинное покрывало из кисеи или шелка закалывали под подбородком или спускали с вершины кокошника на грудь, плечи, спину.

Читайте так же:
Сумочка кросс боди сшить

Кокошник «наклон», Костромская губерния, 18 век.

Кокошник. Центральные губернии. Сер. 19 века.

Кокошник. Олонецкая губерния, Каргопольский уезд. 18 век

Форма гребня в разных губерниях была различной: в Каргопольском уезде Олонецкой губернии кокошник делали в форме шапочки с вытянутым вперед очельем и лопастями, закрывающими уши. На лоб спускалась поднизь из рубленого перламутра. Вологодский кокошник, называемый сборник, отличался многочисленными сборками над очельем. Архангельский кокошник имел жесткую овальную форму с обильным декором наверху и очельем, выступающим вперед и не имевшим дополнительных украшений. В Новгородской и Тверской губернии он был шлемовидной формы [7] . «Форма кокошников в разных регионах довольно разнообразна, как правило, она была обусловлена особенностями традиции укладывания волос, собранных в жгут или в две косы: вокруг головы, надо лбом, на затылке, на висках и т. д. Дополнениями и украшениями служили разного рода лопасти, обнизи, позатыльники и другие детали, значительно отличающиеся в разных регионах России, однако все они крепились на твердую основу — кокошник» [8] .

По конструкции выделялись четыре вида кокошников [9] :

  1. Однорогий кокошник. Обычно имели бисерную или жемчужную поднизь-сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб почти до бровей. Были распространены в центральных губерниях Европейской России — Владимирской, Костромской, Нижегородской, Московской, Ярославской, — а также в губерниях, примыкающих к ним: Вологодской, Казанской, Симбирской, Пермской, Вятской.
    1. Двурогий кокошник — кокошник, мягкий сзади с высоким твердым очельем в форме равнобедренного треугольника или полумесяца с опущенными вниз к плечам острыми или слегка закругленными концами. Размах очелья мог достигать порой 60 см [10] .
    2. кокошник, сшитый в виде конуса с удлиненной передней частью. Украшались золотошвейной вышивкой или твердыми «шишками», сплошь унизанными жемчугом, располагавшимися по очелью. Шишки, согласно архаическим поверьям, олицетворяли культ плодородия [5] .
    3. кокошник в виде шапочек с высоким очельем и плоским округлым верхом, украшенными золотошвейной вышивкой.
    1. Однодворческий кокошник, получивший свое название по месту бытования у однодворцев Орловской, Тамбовской, Воронежской, Курской, Пензенской губерний, был близок к этому типу. Не имел пришивных лопастей, позатыльника и поднизи; изготавливался обычно из позумента, надевался на кичку. Его носили с налобником в виде узкой орнаментированной полоски ткани, завязывавшейся вокруг головы, позатыльником, закреплявшимся на шнурках на затылке. Вокруг кокошника, по его очелью, повязывался сложенный лентой платок, концы которого спускались на спину или закреплялись на темени, перекрещиваясь на затылке.

    «Древнейшим типом нужно признать тот, где прямой гребень сидит поперек головы, от уха до уха» [11] .

    Виктор Васнецов. «Портрет В. С. Мамонтовой» в однорогом кокошнике (1884)

    Абрам Клюквин. «Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке» (начало 19 века?)

    Алексей Венецианов. «Портрет жены художника Марфы Афанасьевны Венециановой» в кокошнике в виде цилиндрической шапки с плоским дном, с платком (1828)

    Традиции ношения [ править ]

    Изготавливался на заказ профессиональными мастерицами — «кокошницами», владевшими навыками шитья жемчугом, бисером, золотой нитью и умением обращаться с фабричными тканями. [5] . Цена некоторых изделий доходила до 300 руб. ассигнациями, поэтому кокошники тщательно хранили в семье и передавали по наследству [7] .

    Обычно кокошник надевали в праздники, в будни ограничиваясь ношением повойника. В отличие от кички и сороки, которые носились только замужними женщинами, кокошник мог носиться в том числе и незамужними (хотя некоторые этнографы оспаривают это утверждение). Кирсанова указывает, что «кокошником» со временем стали называть традиционный головной убор с высоким очельем и покрывалом, даже если его носила незамужняя девица.

    Кокошник плотно охватывал голову, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком. «В художественном строе русского национального костюма кокошник играл значительную роль, венчая собой монументальные формы праздничного женского костюма, акцентируя лицо, подчеркивая торжественность тех ситуаций, при которых надевали богато украшенные кокошники» [5] .

    Известен со времен Древней Руси (по крайней мере, с XVII века, когда впервые задокументировано употребление слова [12] ). Хотя точное время его возникновения неизвестно. Уже в погребениях Новгорода, относящихся к X—XII веку встречаются некоторые подобия кокошника: твёрдого головного убора, низко сидящего на лбу и закрывавшего голову полностью до ушей. В Новое время вплоть до 1920-х сохранялся как часть традиционного обрядного убора невесты (девичья прическа торжественно заменялась кокошником или кикой). Жемчужный кокошник молодая надевала на свадьбу после венчания, носила его до появления первого ребёнка, а затем — только по праздникам и особо торжественным случаям. Небогатым семьям приходилось заказывать кокошник бисерный, но появиться в таком, скажем, в день свадьбы считалось зазорным и приходилось на время торжества занимать у соседей «жемчужный» [13] . В старину девицы молились о своем замужестве в день Покрова такими словами: «Покров Пресвятая Богородица, покрой мою буйную голову жемчужным кокошничком, золотым подзатыльничком!» [11] [14] . В некоторых местностях кокошник носили только новобрачные в течение трех дней после свадьбы — это было характерно для тех местностей, где кокошники уже исчезали, заменяясь простыми платками или же городскими шляпками.

    В XIX в. бытовал в купеческой, мещанской и крестьянской среде, а в допетровской Руси — и в боярской. В XIX веке распространился с севера России на юг, вытеснив сороку [3] . В конце XIX века во многих губерниях России кокошники как праздничный головной убор стали исчезать, заменяясь головными уборами другого типа: сборниками, повойниками, наколками и т. д.

    При императорском дворе [ править ]

    Изгнанный из высших слоев общества при Петре Великом, который запретил его носить боярышням указом [15] , кокошник был возвращен в женский придворный костюм Екатериной II, воскресившей моду a la russe в понимании XVIII века и вернувшей его в маскарадный костюм. Наполеоновские войны, вызвавшие всплеск патриотизма, вернули интерес к национальному костюму (ср. возвращение моды на мантилью в Испании). В 1812—14 годах в моду вошли красные и синие русские «сарафаны» с ампирной талией и филигранными пуговицами впереди. Так одевались и русские императрицы.

    В 1834 году Николай I издал указ, вводив­ший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки с шлейфом. Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции. (Конечно, форма придворных кокошников уже достаточно далека от крестьянских прототипов, став ближе к головным уборам итальянского Возрождения или арселе) [15] . Во 2-й пол. XIX века также появились бриллиантовые тиары-кокошники («тиары в русском стиле»), которые носились при дворе и подражали традиционным формам.

    Де Кюстин в 1839 году удивлялся: «Национальный наряд русских придворных дам импозантен и вместе с тем старомоден. Они носят на голове какое-то сооружение из дорогой материи. Это головное украшение напоминает мужскую шляпу, сверху несколько укороченную и без донышка, так что верхняя часть головы остается открытой. Диадема, вышиной в несколько дюймов, украшенная драгоценными камнями, приятно обрамляет лицо, совершенно его не закрывая. Она представляет собой старинный головной убор, придает женскому облику оттенок благородства и оригинальности, очень идет к красивым лицам и ещё более уродует некрасивые. К сожалению, последние весьма часто встречаются при русском дворе».

    Во 2-й пол. ХIХ века взлет стиля историзм вылился, в частности, в коллекционирование русской старины и вызвал всплеск интереса к русскому костюму. В царствование Александра II и Александра III создавалось множество произведений в псевдорусском и неорусском стиле, кроме того, пышные театрализованные постановки на тему русской истории демонстрировали роскошь костюма. Пиком этой моды стал Костюмированный бал 1903 года в Зимнем дворце, гости которого были одеты по моде XVII века, в частности, в «часто утрированные в „оперном“ стиле русские кокошники».

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector