Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Я из широких вынаю шальвар»

«Я из широких вынаю шальвар»

  • Лещенко (марочка)
  • ". Булo йих два брата: андин канявитай, а тот – чума яво задяри. "

Погуторить сюда приходят целыми семьями от мала до велика. Сергей Огарков не забывает язык предков даже в повседневной жизни.

– С женой гуторю, а она слухает, а как иначе? – улыбается Сергей Николаевич. – В хуторах да станицах еще сохраняются старые лексика и произношение, но язык угасает и нам хочется его сохранить.

К сохранению языка современное поколение казаков подошло серьезно: собрались и открыли курсы по изучению живой казачьей речи, как еще называют донской гутор. Ведет их Александр Лещенко – биолог по образованию и гуторщик по призванию. И хотя учиться Александр пошел на преподавателя биологии и химии, интерес к гутору сохранил с детства.

– Речь дедушки и бабушки изобиловала словами, которые на первый взгляд казались мне смешными. Так, сорт скрюченных огурцов бабушка называла хурдунами, – вспоминает Александр.

В студенческие годы, изучая биоразнообразие родного волгоградского края, он слышал живую казачью речь, тогда и загорелся познакомиться с ней поближе.

– В Волгограде, да и во всем, пожалуй, регионе, профессиональных преподавателей донского гутора не найти, – говорит специалист ВРОО «Казачий этнокультурный комплекс «Наследие» Александр Лещенко. – У многих родственники живут в станицах по всей области.

Там все в основном гуторят по-казачьи, а молодые не могут. Отсюда и интерес к языку.

От, рахманщик!

Практикуясь в изучении родной балачки, казаки занялись переложением популярных песен на свой лад. Проблему современных слов, которых не было у наших предков, решили заменой.

– Мы убираем слова, не имеющие аналогов, и вставляем то, что рифмуется, – рассказывает Александр. – Например, у Цоя есть строка «Ты болеешь и пьешь аспирин», у нас это компот из сухофруктов – «узвар ис садавин».

Может показаться, что, для того чтобы гуторить, достаточно говорить «пятух» и «смятана». На самом деле это не так.

Гуторить, говорят казаки, значит использовать язык по назначению и в быту, знать словофонд и грамматику. Ее азы закладываются в простой фразе – как слышится, так и пишется.

Здесь нет среднего рода, вместо привычного русского «мясо» казак напишет «мяса», а вместо «яблоко» – «яблок». Казак никогда не скажет «отвечать», он будет «ответ держать», не побьет, а «бубней дасть» и уберет не ноги, а «гачи», которые произнесет с мягким «г».

А еще в казачьем языке много слов с тюркскими (майдан, калган, кабарга), готско-германскими (вакан, рдянай, хата), кавказскими (кунак, адат) корнями.

И это лишь малая часть из того, что сегодня современные казаки пытаются восстановить. Ведь сотни тысяч донцов, кубанцев, терцев по всему Советскому Союзу заставляли забывать казачьи словечки и не коверкать русскую речь. Проверить свой уровень знания гутора можно в игре «От, рахманщик!» – аналоге популярной телеигры «Кто хочет стать миллионером?». Здесь все как в телестудии, разве что продемонстрировать требуется искусство владения казачьей речью.

– Это вовсе не соперничество с русским языком, на котором мы думаем и пишем, – замечают казаки. – Просто мы не хотим, чтобы наш язык заполняли уличные жаргоны и англоязычные слова. Речь наших предков куда более звучная и благородная.

Пока взрослые занимаются переложением песен современных, малыши отгадывают загадки-недомолвки: «И удобны, и легки наша обувь… чирики», «Носи на голове без страха казачий головной убор… папаху», – хором продолжает детвора. Интерес к гутору сегодня велик среди разных поколений казаков. Кто-то приходит, чтобы вспомнить корни, другим нужны знания, чтобы аутентично исполнять на сцене фольклор.

Читайте так же:
Сшить легкое пальто без выкройки своими руками

Как Пушкин

– Казаки славились не только сильными воинами, среди них были известные врачи, художники и литераторы, которые использовали в своих произведениях родную донскую речь, сохраняя и приумножая ее, – рассказывает Александр Лещенко. – Кто не знает Федора Крюкова и Николая Туроверова?!

Благодаря писателю и переводчику, казаку хутора Разуваевского станицы Трехостровской Павлу Сергеевичу Полякову сербы читают сказки Пушкина, Ершова и «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя.

Чтобы популяризировать литературу, написанную на гуторе, «Наследие» запустило медиапроект «Лингва Танаика», то есть «Язык Дона», в котором казаки и казачки читают произведения донских писателей на родном гутаре.

Взять, к примеру, хотя бы уроженца станицы Глазуновской Федора Крюкова. Для казачьей литературы он – как Пушкин для русской. В его произведениях народный казачий язык представлен в чистом виде, именно таким, каким был еще до революции 1917 года.

И пока ученые ведут споры, считать ли донской гутор отдельным языком или народным диалектом русского, казаки, реализуя такие проекты, занялись его сохранением и популяризацией.

– Диалект – лишь разновидность языка, которую используют на конкретной территории, – поясняет Александр. – Наверное, слышали специфическую речь жителей Вологодчины, Приуралья или Восточной Сибири? Характерные «окающие» или «ыкающие» наречия и говоры, но все же они говорят на чистом русском! А казачий язык – это островок живой речи, который растворился в море русского языка. Гутор еще пребывает в летаргическом сне, но надеются казаки, что смогут вернуть его, чтобы общаться в быту и сохранить свою культуру.

Вот как на гуторе звучит песня Виктора Цоя «Когда твоя девушка больна»

Бешмет традиционный, бордовый на пуговицах смесовка

Бешмет традиционный, бордовый на пуговицах смесовка

Бешмет — одежда в виде кафтана со стоячим воротником. Надевался на рубаху и под халат, хотя в быту мог носиться самостоятельно. Не позже XVIII века заимствован казаками. Иногда сближается с архалуком. Впоследствии ватный бешмет стал прототипом ватника, а легкий укороченный бешмет защитного цвета — гимнастерки. Бешмет утверждённого по цвету и покрою образца входил в состав форменной одежды всех казачьих войск. Во внеслужебное время казаки могли носить бешметы любого цвета и материала. Бешметы использовались в качестве уличной и домашней одежды. Молодые казаки носили бешметы в летнее время во время гуляний и праздников. Старые казаки носили дома стёганные на вате бешметы. Бешметы шили обычно из тканей фабричного производства: шерсти, шёлка, репса, атласа, сатина и др. Пожилые казаки носили бешметы синего, чёрного, коричневого цветов, молодые — красного, бордового, зелёного, голубого. Материал — смесовая ткань. Цвет бешмета может слегка отличаться от фото, представленного на сайте. Пояс в комплект не входит.

Отличный бешмет, отличная работа . Персонал на высшем уровне, без нареканий. От оформления и до получения товара прошло неделя, плюс минус день . Что очень да же хорошо .

Оставить комментарий

Оплата

Уважаемый Покупатель, в нашем интернет магазине возможны несколько способов оплаты счета (квитанциии). Копия заказа (счета или квитанции) отправляется оператором интернет-магазина на электронный адрес ( email), указанный Покупателем при оформлении заказа:

  • оплата путем перевода с карты Сбербанка России на карту Сбербанка России;
  • оплата в Сбербанке России, либо другом Банке — по квитанции , выписанной оператором интернет магазина;
  • оплата наличными в розничных магазинах, при покупке предварительно сделанного заказа (Москва, Воронеж и Санкт-Петербург);
  • оплата в терминалах QIWI (КИВИ);
  • оплата через систему Яндекс-Деньги;
  • Наличными курьеру ( при доставке по городу Москва).
Читайте так же:
Венец маховика уаз 469 размеры

Доставка заказов

Обработка Вашего заказа начинается сразу же после его поступления (в субботу и воскресенье — заказы не обрабатываются). Заказанный Вами товар, резервируются на нашем складе на 7 календарных дней. В течение этого срока мы предлагаем Вам оплатить сумму, указанную в счете или отправить нам письмо с отказом от своего заказа. После поступления денежных средств на наш расчетный счет, Ваш заказ отправляется по указанному Вами почтовому адресу, в течение 3-х рабочих дней.

Оплата заказа производится только после получения счета (квитанции) на оплату, подтверждающие наличие товаров на складе. Оплата производится в рублях РФ.
При получении счета (квитанции) просим Вас, обратить внимание на то, что заказанные Вами товары резервируются только на определенное время (7-мь календарных дней). Если в течение этого срока Вы не сможете оплатить свой заказ и прислать нам копию платежного документа — заказ будет автоматически расформирован.

И правда, чего это мужичье казаков ненавидело и «расказачивание» устраивало.

Учеников-казачат водили на строевые занятия. Страсть как хотелось и мне с ними. Но меня не брали — «иногородний». Учил строевой подготовке старый усатый казак. Человек он был тупой, ограниченный, ученики прозвали его Халява. Он не мог отказать себе в удовольствии посмеяться надо мной и другими сыновьями бедных крестьян. Когда мы стояли на плацу в сторонке, не в силах оторваться от зрелища строевых занятий, Халява командовал: — Разогнать мужичат!
Мгновенно возникала рукопашная схватка. Казачата пускали в ход деревянные ружья, а мы отбивались кулаками, комьями земли. Не раз я возвращался домой с разбитым носом, с подбитым глазом.

— Ничего, сынок, придет время, когда и мы их будем бить, — утешал меня отец.

Происходил отец из запорожских казаков села Березовка Прилукского уезда Полтавской губернии. Покинуть родные места его заставила нужда. Он рано потерял родителей и рос у деда, но в неурожайный год тому пришлось продать свой надел земли. В поисках лучшей жизни перекочевал на Кубань в станицу Темижбекскую и стал работать у помещика.
Из станицы отец иногда ездил в свои родные края, оттуда он привез и жену, рано осиротевшую девушку с Полтавщины. Оба стали гнуть спины на помещика Заболотнего, отец работал конюхом, а мать прислуживала в помещичьем имении, его у нас называли «экономией».
Трудились от зари до зари, а свою хату отец смог поставить только перед первой мировой войной. До этого семья наша снимала угол у кого-нибудь из состоятельных казаков, имевших просторные дома.

Новая наша хата была мала, а в семье росло уже девятеро детей. Когда мы собирались вместе, в хате не то что яблоку — дробинке некуда было упасть. Ели по очереди: не умещались все за столом.

— Ну и ну, — покачивал иногда лохматой головой отец — Сколько вас! Как звезд на небе.

Отец, как мне помнится, смотрел на жизнь весело, с улыбкой. А ведь жизнь его не баловала. Он из сил выбивался, чтобы как-нибудь прокормить семью. Много лет ушло, пока скопил деньжат на покупку клочка земли, а на хорошую лошадь так и не хватило, — купил по дешевке слепую кобылу. Над нею часто потешались станичники.

Читайте так же:
Как сшить варежки для парафинотерапии своими руками

Отец хорошо знал грамоту, хотя и был самоучкой. Соседи нередко просили его составить какое-нибудь прошение, написать бумагу.

В редкие свободные часы отец любил читать. Книги ему давали учителя и станичный врач. Доставал их и через слуг помещика Заболотнего.

— Ох, не доведет тебя это до добра, — хмурилась мать, когда отец садился за книгу. Батька отмалчивался, но однажды сказал в сердцах:
— Что ты охаешь? Нельзя же нам всю жизнь слепыми ходить.

В 1914 году я окончил двухклассное училище. Многие «мужичата» мне искренне завидовали. Было нас всего пятнадцать выпускников. А жителей в станице — пятнадцать тысяч. Когда я принес домой свидетельство об окончании училища, отец сказал:
— Вывел я тебя, сынок, в люди, давай на работу. И я тоже пошел на поденщину. Разный люд батрачил у помещика: бедняки-станичники, мужики. Работали в имении и босяки. Полученные деньги они пропивали либо проигрывали в карты. Но были среди батраков и политические, с «волчьими билетами», находившиеся под надзором полиции. У них можно было многому поучиться.

Пришлось мне увидеть ближе помещичью семью, купавшуюся в роскоши. Встретился и с настоящими живоглотами — купцами, никого не щадившими ради барышей. И как я был горд, когда заработал первые полтора рубля! Радовалась и мать.

В 1917 году отца забрали на войну. На меня, как на старшего, легли обязанности хозяина. Плохой я был глава семьи в свои шестнадцать лет. Лошадь пала. Хозяйство разваливалось. Пойти бы нам по миру, но, к счастью, через год отец вернулся с фронта. К тому времени в станицах стала особенно разгораться классовая борьба. Дело доходило до вооруженных столкновений между казаками и иногородними.

Помнится такой эпизод.
Сын казака Писанкова учился в Екатеринодаре. Когда началась революция, он вступил в красногвардейский отряд и был убит в бою с корниловцами. Писанков счел для себя позором, что сын оказался на стороне «голытьбы», и даже мертвому не хотел простить «прегрешений». Но его дочь поехала в Екатеринодар и привезла тело брата домой. Отец, увидев подводу с гробом, закрыл ворота.
Солдаты из «иногородних» собрались у дома Писанкова, вызвали духовой оркестр и с почестями похоронили красногвардейца. Гроб сопровождал большой вооруженный эскорт.

Станица окончательно разделилась на два лагеря. Как только вблизи Темижбекской появился корниловский отряд, сразу образовался фронт в самой станице: «иногородние» перебрались на левый берег Кубани, а казаки остались на правом. Началась и у нас гражданская война.

Отец прибежал домой запыхавшись:
— Собирайтесь! Оставаться нам здесь нельзя. Убьют.

Отец испортил немало крови станичным богатеям. Они уже не раз угрожали расправиться с ним. Вся семья уселась на телегу. Поехали к мосту через Кубань. Только переправились — мост взорвали, чтоб не пропустить белых.

Беженцев приютил 154-й Дербентский революционный полк. Он воевал геройски и вскоре отогнал белых. Можно было возвращаться домой. А мне не хотелось расставаться с красноармейцами. Старшая сестренка Нюра и ее муж Матвей Романцов тоже решили добровольцами вступить в полк. Посоветовались с отцом.
— Добро, — благословил он.

Первого мая 1918 года я стал бойцом 154-го Дербентского революционного полка. Мне только минуло семнадцать лет. Корниловцы заняли соседнюю станицу Расшеватскую. Наш полк выступил против белых, заставил их отойти. Меня отпустили домой за вещами. Уехал я ненадолго, но вернуться в полк скоро не удалось. Возле нашей станицы снова появились белые. Вместе с группой односельчан я пробрался на станцию Гулькевичи, где в течение суток сформировался партизанский батальон. Оружие раздавали прямо из вагонов, тут же мы выбирали ротных командиров.

Читайте так же:
Как сшить кокошник хозяйки медной горы своими руками

На другой день наш отряд уже вел бой под станицей Тифлисской. Дисциплина в отряде была строгая. Для поддержания ее избрали товарищеский суд. Вспоминаю такой случай.

Два бойца из продовольственников украли полмешка сахара. По решению товарищеского суда проворовавшихся водили по ротам. На фанерных дощечках, которые висели у них на груди, было написано: «Я украл сахар» — у одного, «А я продал его» — у другого. Но, в общем-то подобных провинностей случалось мало. Партизаны жили дружно, храбро воевали.

Я был в Гулькевичском отряде, пока не встретил своих товарищей из 154-го Дербентского революционного полка. Тогда снова вернулся в полк, служил конным разведчиком. Весь восемнадцатый год провел в боях па Северном Кавказе. Дербентцы проделали трудный путь, отступая с боями в направлении Кавказская — Гулькевичи — Армавир — Невинномысская — Суворовская — Бекешевская — Пятигорск — Моздок — Кизляр. Дважды я был ранен. Первый раз лечился в полку, а после второго ранения лежал в санитарном поезде.

Огонь гражданской войны тогда охватил Кубань, Терек, Ставрополье. Под напором отборных белоказачьих частей полки Красной Армии и партизанские отряды вынуждены были отходить по трем направлениям — на Царицын, Кавказ и к Астрахани.

Наш Дербентский полк находился в составе последней группы. Зимой мы двинулись через пустынную степь в тяжелый, более чем 450-километровый поход. Вражеская конница преследовала нас по пятам. Многие не выдержали тягот перехода и голода, многие пали в боях. Костями сотен красноармейцев устлан путь от Кизляра до Астрахани.

В степи я обморозил ноги, а когда, наконец, добрался до Астрахани — заболел сыпным тифом. Меня эвакуировали в Саратов. Болезнь протекала тяжело. Еле выжил. Но Первое мая 1919 года встречал снова в родном полку, переименованном в 292-и Дербентский. Полк этот входил в 33-ю Кубанскую дивизию, сформированную в Астрахани из так называемых иногородних кубанцев. Дивизия воевала хорошо, с ней мне довелось пройти в боях обратно от Волги до Новороссийска.

После освобождения Новороссийска мне разрешили съездить на побывку домой. С волнением добирался до родных мест. Что там дома? Живы ли родные, уцелели ли в буре, пронесшейся над страной? Ничего я о них не знал.

И вот подхожу к дому. У двора меня встретил яростным лаем большой пес. Приглядевшись, я узнал в нем щенка, которого оставил, уходя к партизанам. И он, услышав мой голос, вдруг завилял лохматым хвостом. Из дома выбежала мать. Бросилась мне на шею, заплакала.

Тогда я узнал о тяжелой утрате. Отца замучили казаки-белогвардейцы.
Когда в Темижбекской хозяйничали белые, отец жил в другом месте, но от знакомых он узнал, что дома плохо — детишки голодают, а мать тяжело заболела. Не выдержало его сердце — тайком пробрался домой.
Кто-то из станичников его предал. Отца схватили и привели к атаману. Здесь начался «допрос». Били кулаками, железным костылем, сдирали кожу с головы, били и приговаривали: «Молчишь, гад? Нет, заговоришь, красный бунтовщик». Ночью обессилевшего отца привели на Кубань, дали лом: «Долби прорубь, свою могилу». Отец не мог шевельнуть перебитыми руками. Свалили его на лед, начали топтать.

Читайте так же:
Как сшить накладной хвост на ленте

Думали истязатели, что скончался отец, бросили на льду. Односельчане подобрали его, привезли домой. Жизнь едва теплилась в изувеченном теле. Живот вздулся, пальцы почернели. Отец попросил положить его на пол: «Так легче умирать». Мать собрала детей. Взглянув на них, отец только и успел сказать: — Береги их. Они должны дожить до лучших дней. ».

Воспоминания генерала Николая Павловича Симоняка (1901-1956), Героя Советского Союза, получившего прозвище «Генерал-прорыв» за успешные действия в ходе прорыва блокады Ленинграда.

Бешмет представляет собой разновидность верхней одежды, которая входит в обязательную форму казачьих войск. Своей уникальной стёганой формой бешмет плотно облегает все тело казака от шеи до колен и является отличным вариантом одежды в любое время года. От

Казачий интернет-магазин «Атаман» предлагает купить бешмет традиционный народный казачий костюм, который является неотъемлемой частью гардероба настоящего почитателя казачьих традиций. Только в нашем магазине можно приобрести настоящий традиционный бешмет , выполненный со всеми требованиями казачьих традиций. Каталог продукции состоит из множества моделей выполненных из разных видов тканей, что позволяет подбирать традиционную верхнюю одежду казака по индивидуальным предпочтениям.

Бешмет представляет собой разновидность верхней одежды, которая входит в обязательную форму казачьих войск. Своей уникальной стёганой формой бешмет плотно облегает все тело казака от шеи до колен и является отличным вариантом одежды в любое время года. От воротника до пояса бешмет имеет застёгиваемую конструкцию на красочных казачьих пуговицах. Для удобства ходьбы нижняя часть от пояса до колен имеет разрез. Воротник в бешмете обычно высокий и плотно обхватывающий шею, защищая от переохлаждения горло в холодные месяцы.

Казачий магазин «Атаман» в Москве предлагает наиболее выгодные условия для покупки парадных и домашних бешметов . Благодаря товарам из нашего каталога можно найти удобный и практичный вид повседневной одежды, проверенный нашими дедами и прадедами в суровых условиях. Также в каталоге имеется широкий спектр парадных моделей, используемых как часть справы казака на мероприятиях. Укороченным и упрощённым вариантом казацкого бешмета является косоворотка, купить которую можно также в магазине «Атаман».

Маленькие размеры бешметов , представленные в разделе каталога, позволяют использовать его как детский казачий костюм для мальчика. Тёплый и удобный бешмет с подкладкой станет отличным вариантом одежды для любого времени года. Веками в казачьих посёлках подростки носили бешметы круглый год, используя летом как основную одежду, а зимой как поддеваемая одежда. Уникальный вид бешмета и украшения в виде узоров делают из вида одежды не только практическую повседневную вещь, но и элемент гардероба, чтящий родные традиции.
Кроме бешмета , каталог продукции предлагает полный ассортимент деталей справы казака для формирования образа традиционного русского воина. Элементы справы казака купить в Москве можно просто позвонив менеджерам магазина или сделав заказ на сайте.

Заказывайте в онлайне или заходите в магазин. Наши менеджеры всегда подскажут и помогут выбрать лучший вариант.

Оформите заказ на нашем сайте или по телефону +7 (499) 288-23-02 , или пишите на ВатЦап (WhatsApp): +7 (958) 631-40-42 WhatsApp (79586314042)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector