Выкройка картуза для русского народного костюма
Выкройка картуза для русского народного костюма
855 Автор статьи:
Жанна Любарская Время чтения: 2 мин.
Для того, чтобы создать картуз в русском народном стиле, без использования каких-либо специфических материалов, нужно хорошо обращаться с тканью. Опыт работы приветствуется. В этой статей вы сможете узнать, как сшить картуз дома.
Картуз представляет собой разновидность головных уборов. Также это один из немногих видов убранств, которые использовались исключительно на территории России.
Поражает масштаб, ведь надевали картуз практически все. Даже сословия или принадлежность к определенной религии не имела большой значимости. Исключением являются лишь официальные мероприятия.
Что требуется для пошива картуза для русского народного костюма?
Для создания данного элемента гардероба, вам необходимы следующие элементы:
Основная ткань. Ширина должна быть 140 см, а длина 36-40 см. Отлично подойдёт хлопок высокой плотности.
Важно! Допускается использование и иных материалов, но тогда придётся вставлять подкладки, т. к. без нее конструкция будет рыхлой.
Подкладка. Подойдет кусок ткани 30 на 95-145 см. Наиболее оптимальный вариант — хлопчатобумажный материал.
Прокладочная ткань, необходимая для козырька. Подойдёт пластик, но он должен быть плотным, заготовка вкладыша тоже допускается.
Раскрой картуза пошагово
Инструкция, указанная в текстовом виде, может быть трудна в восприятии, поэтому можно посмотреть обучающие видеоролики. Выкройка картуза ниже.
Этапы работ
1. Сложите стенки деталей, причём лицевой стороной внутрь. Срезы необходимо сточить, а получившиеся швы растачать.
2. Сложите дно и стенки лицевой частью внутрь. Необходимо сложить срезы, после чего найти средние линии, соедините их любым удобным способом.
Важно! Чтобы шов не смог затянуться, припустите его. Интервалы между припусками должны быть равными.
3. Козырёк. Стоит отметить, что оба козырька должны создаваться при использования припусков, если говорить о внешнем срезе. Срез, находящийся внутри деталей, должен иметь припуск, который равняется около 1 см. Допустимая погрешность — не более 0,25см. Вкладыш создаётся без них, так как с ними вещь становится более «рыхлой».
4. Нужно растачать швы, предварительно скрепив боковые срезы околыша и его детали.
Все детали в данном шаге складываются лицевой стороной внутрь. Подкладку и околыш положите задней стороной вверх, после чего сточите срезы. Стоит отметить, что место, где должен будет находиться козырёк, следует пропустить.
После того, как вы соединили детали, необходимо поправить край околыша. Для этого сделайте ещё одну строчку, располагающуюся вдоль.
5. Соедините созданный заранее околыш и козырёк вместе с верхней деталью. Срезы должны располагаться равномерно. Это необходимо для того, чтобы готовая вещь имела хороший, объёмный вид.
6. Используя подкладку из ткани, изготовленной из хлопчатобумажного материала, сделайте подкладку.
При обработке подкладки вещи, необходимо скрепить боковые срезы, используя стачный шов.
Прекрасное средство XIX века для подтяжки лица: история чепчиков
Женщины всегда старались сохранить ровный овал лица. Чепчик, или чепец, изначально ночной головной убор, очень помогал в этом красавицам. Он завязывался на макушке красивым бантиком. Волосы не растрепывались, уши были защищены от ночных сквозняков. И не нужно было специальных масок или бандажей, чем теперь пользуются женщины для сохранения молодости лица. Заодно такая вещица закрывала стареющую шею.
Портрет мадемуазель Рекамье, 1825 год. Антуан-Жан Гро
Бессословный аксессуар
У этого аксессуара длинная история. И начинается она во Франции IX века. Тогда это было что-то, напоминающее платок, спадающий до плеч.
Портрет Маргариты Хюндертфюнд, 1626 год. Вольф Хубер
В Средние века чепчик принял свою привычную форму. Его носили люди обоих полов. Он не имел сословных ограничений: он был как у крестьян, так и у представителей знати. Отличие было только в качестве материала. Чепчики имели свои названия и различались по видам. Во времена Марии Стюарт они были парусообразными, а в эпоху Марии-Антуанетты напоминали кружевные накидки на парики. Их надевали вместо шляп или чтобы скрыть небрежность прически. Чепец с крылышками по бокам назывался Flugelhaube. Вот как описывался чепец во французском модном журнале 1887 года: «. круглый фон из вышитого кремового тюля, гарнирован кругом сборчатым кружевным воланом, пришитым под тюлевую головку «бульоне»».
Работа неизвестного художника, 1623 год
У каждой страны свой
В XVI-XVII веках чепцы были особенно популярны у голландцев. Женщинам не позволялось ходить с непокрытой головой. Считалось, что волосы могут быть средством обольщения. В живописи Марию Магдалину и Еву всегда рисовали с распущенными волосами. Богословы настоятельно требовали прикрывать уши. Одно время почему-то считалось, что женские уши чуть ли не самое постыдное интимное место. Видимо, они знали, о чем говорили.
Портрет девушки из Бретани, 1886 год. Паскаль Даньян-Бувре
Чепчик в европейской одежде закрепился именно благодаря Голландии. Из этой страны ведут свою родословную и косынки и передники. Изабелла Баварская, супруга Карла VI, предпочитала огромные чепцы. Кстати, благодаря ей европейским женщинам пришлось брить брови и волосы над лбом: чем больше лоб — тем красивее его обладательница. Длинные волосы разрешались только Мадонне. Ну и некоторым святым.
В Бургундии был свой чепец. Его конец свешивался, оплетенный подвязкой из дорогой тафты. Дополняла ансамбль высокая конусообразная шляпа. У французов XV века чепцы были длинными и делались из войлока.
С бородой и без
В Россию головной убор попал благодаря Петру I, как и многое другое. Возможно, его было удобно носить без бороды, но особой популярностью он не пользовался. Пушкин в романе «Арап Петра Великого» описывал, как женщины пытались совмещать старое и новое. Мужчины же от ношения чепчиков со временем отказались.
До чепцов носили собольи шапочки и кокошники. Затем при Екатерине II чепчики стали более распространены. А в XIX веке они уже стали неотъемлемой частью утреннего туалета. Его украшали рюшками, кружевами, ленточками.
Шьем колпак повара своими руками
Тем, кто не только любит кушать вкусную еду, а готовит ее, пригодится вот такой колпак повара.
Предлагаю вам сшить его своими руками для себя или для того, кто частенько проводит время у плиты. Подарок, сделанный руками близкого человека, оригинальный и полезный – что может быть лучше.
О том, как сшить колпак повара своими руками, выкройка которого выполняется сразу на ткани, а размер рассчитывается по вашей индивидуальной мерке, подробно рассказывается в этой статье.
Колпак повара своими руками
Материалы и инструменты:
- швейная машина,
- ткань (как видите, у меня ткань «вафельная», которая используется для пошива кухонных полотенец, с рисунком на кофейную тематику),
- широкая бельевая резинка (5 х 5 см),
- нитки, линейка, сантиметровая лента, мел, ножницы.
Мерки:
- обхват головы (у меня 56 см, вы измеряете свой).
Колпак повара, раскрой:
Колпак повара состоит из тульи (нижняя часть в виде цилиндра) и донышка (верхняя часть со складками).
Выкройка тульи представляет собой прямоугольник, высотой 20 см (в готовом виде 9 см), длиной = обхват головы + 4 см (припуски на швы) = 60 см.
Выкройка донышка представляет собой круг радиусом 30 см (как видно на фото готового колпака, донышко такого размера получается большим и объемным, если вам не нужна такая пышность верхней части колпака, берите радиус меньше).
Чертим на ткани прямоугольник (60 х 20 см) и круг (радиусом 30 см). Вырезаем.
Выкройка готова.
Колпак повара, как сшить:
Шаг 1. Обметываем края деталей швом зиг-заг, чтобы ткань не осыпалась в процессе работы.
Шаг 2. Подгибаем на изнанку припуски по коротким сторонам прямоугольника. Подшиваем.
Шаг 3. Ставим длину стежка прямой строчки на максимум. По кругу, отступив от края 0,7 см, прокладываем строчку, в начале и в конце строчки оставляем длинные концы нитей.
Шаг 4. Тянем за нити и стягиваем ткань в окружность размером равным обхвату головы.
Шаг 5. Прямоугольник складываем вдоль длинной стороны пополам изнанкой внутрь, прикладываем к лицевой стороне круга по окружности и приметываем, затем фиксируем машинной строчкой.
Шаг 6. Выворачиваем на лицевую сторону.
Шаг 7. В разрез прямоугольника вставляем резинку (чтобы колпак комфортно было надевать),
пришиваем ее с обеих сторон
Колпак готов.
Теперь вы знаете, как сшить колпак повара. К нему в комплект можно пошить полотенца и фартук из такого же материала или ткани компаньона, сделать уникальную вышивку.
Как сшить шляпку с вуалью
Для создания этого ретро-аксессуара не понадобятся специальные материалы , оборудование или навыки.
Шляпка с вуалью «дыша духами и туманами»
Если в 19 веке дама надевала шляпку с вуалью, чтобы скрыть свое лицо и остаться незамеченной, то сегодня в шляпке с вуалью незамеченной вам точно не остаться, даже на самой шумной вечеринке! Вуаль вновь возвращается в вечернюю, свадебную и даже повседневную моду, вспомним трикотажные зимние шапочки с вуалью на улицах города и постараемся найти время создать этот милейший аксессуар к весенним праздникам.
Вам понадобится
- небольшой лоскут материала, который остался после пошива любимого платья или костюма;
- кусочек толстого и рыхлого синтепона размером А5, такой же лист фетра;
- лоскут хлопчатобумажной ткани, нитки в цвет ткани, кусочек сетки для вуали размером 30х40;
- заколка для волос «крабик» и любые декоративные элементы для украшения (пуговицы, кусочки ленты, перья ).
Выкройка
Создается произвольно той величины, которая кажется вам гармоничной. В данном случае рисуем круг диаметром 12 см. Примеряем получившийся круг и отмечаем ту величину, на которую его нужно будет уменьшить по внешнему контуру, чтобы он плотно прилегал к голове. Затем разрезаем круг пополам и немного скругляем его края на ½ той величины, которую отметили для себя при примерке.
Величина скругления края будет определять высоту выгнутости шляпки, делаем ее не очень высокой.
Подготовка синтепона
Когда выкройка готова, приступаем к приутюживанию синтепона: накрываем его хлопковой тонкой тканью и проутюживаем с нажимом на высокой температуре с паром. Наша цель — сделать его тонким и жестким.
Когда синтепон приобретет необходимые нам свойства, вырезаем из него две одинаковые половинки шляпки.
Сборка основы шляпки
Вырезанные из синтепона детали шляпки отстрачиваем вместе с лоскутком хлопковой ткани, начиная от внешних срезов и продвигаясь по спирали к центру.
Расстояние между строчками — 1,5−2 мм.
Вырезаем детали основы шляпки с припуском на швы 1,5 см.
Стачиваем, разутюживаем, прокладываем строчку «зиг-заг» и срезаем припуски на швы близко к строчке.
Внимание!
На этапе стачивания важно не перепутать срезы — шляпку необходимо сострочить по пологому краю, если проложить строчку по более крутому сгибу, она получится намного выше, чем задумывалось.
Отутюживаем основу на подушечке.
Соединение основы и декоративной ткани
На получившуюся основу накладываем лоскуток декоративной ткани и закалываем его произвольно, формируя красивые складки в задней части шляпки, затем закрепляем булавками ткань по периметру в передней части шляпки.
Переворачиваем шляпку и обрезаем лишнюю ткань, оставив 1,5−2 см на подгибку.
Подгибаем ткань и приметываем ее к основе.
Передняя часть шляпки должна получится безупречно ровно, все лишние складки можно спрятать в заднюю часть шляпки, где будет прикрепляться вуаль.
Подкладка
Подкладку вырезаем из фетра, его радиус на 0,8 см меньше, чем радиус выкройки шляпки. Поделочный фетр довольно пластичен и легко вытягивается по форме шляпки.
Подкладку приметываем потайными или декоративными стежками поверх приметанных к основе подвернутых краев декоративной ткани.
К задней части шляпки пришиваем заколку «крабик», чтобы шляпку можно было крепить к прическе. Альтернативный вариантом крепления — ободок.
Декорируем шляпку вуалью
На кусочке вуали 45х30 см срезаем два верхних угла и собираем получившуюся фигуру по всему периметру, кроме нижнего края.
Прикрепляем её к задней части шляпки поверх складок.
Примеряем, чтобы определить длину вуали. Она может только прикрывать глаза, или быть длиннее 30 см.
На вуаль пришиваем декоративные элементы — цветы, бусины, пуговицы, камеи, перья, стразы.
Применение
Надеваем шляпку на прогулку, в театр, на свадьбу или делаем шляпки для всех подружек и устраиваем чудный девишник с фотосессией.
Наталья Корнаухова
Наташа — переводчик английского и французского языка, преподает искусство перевода в вузе в Иркутске. Свободное время посвящает любимому хобби. Наташа шьёт по журналу Burda с самого детства. Увлекается построением основ нарядов по старинным методикам кроя. Её любимые модели в стилистике конца 19, начала и середины 20 века. Не так давно Наташа прошла обучение по специальности «Корсетье», где научилась делать корсеты своими руками по эксклюзивной методике. На сайте BurdaStyle.ru она сравнительно недавно. Но за три года успела покорить форумчанок своими неповторимыми работами, которые легко перенесут вас в эпоху дворцовых балов и галантных кавалеров. Кроме того, Наташа стала победительницей конкурса BurdaStyle 2/2015.
Наташа приглашает всех желающих в винтажное путешествие на её страничке ВКонтакте.
Автор мастер-класса и фото: Наталья Корнаухова
Материал подготовила Юлия Деканова