Uspoloassn.su

Модные новинки
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Казахский национальный костюм: описание, история и интересные факты

Казахский национальный костюм: описание, история и интересные факты

На протяжении многих веков казахский национальный костюм отличался простотой, удобством и некоторыми чертами, присущими исключительно ему. Сегодня мы познакомимся с ним поближе.

Общая характеристика

Для населения всех слоев была характерна общность формы и кроя наряда. К примеру, верхняя мужская одежда выглядела практически так же, как женская. Отличить дамский костюм от мужского можно было разве что по расцветке и отдельным незначительным элементам. Идентифицировать социальное положение и возраст владельца одежды удавалось лишь по некоторым деталям. В данной статье будет приведено описание казахского национального костюма с рассмотрением его отдельных составляющих.

Казахский национальный костюм женский

Материалы

Казахский национальный костюм, история которого нас сегодня заинтересовала, традиционно шился из таких материалов, как кожа, мех, сукно и тонкий войлок. Все перечисленные ткани казахи изготавливали самостоятельно. Что касается привозных материалов – шелка, парчи и бархата, то использование их в одежде считалось доказательством высокого уровня дохода. Широкое применение получили также хлопчатобумажные ткани.

Казахи всегда высоко ценили кожу и мех животных. Шуба из шкуры называлась тоном, а из меха – шашем. Шубу из енота называли жанат тон, из лисицы – кара тулки тон, из верблюжонка – бота тон, и так далее. Бобровую шапку назвали камшат борык. Довольно много разновидностей одежды казахи шили из войлока. Его, как правило, производили из белой шерсти. Больше всего ценился пух с шеи овцы.

Вместе с материалами, которые ткали на примитивных домашних станках, в обиход вошли шелковые, шерстяные и хлопчатобумажные полотна, привезенные из-за границы. Их в основном покупали феодалы. Простые же люди довольствовались кожаными, меховыми и шерстяными самодельными предметами одежды.

Казахский национальный костюм

На заре ХХ века казахи обычно шили одежду из фабричных хлопчатобумажных тканей, таких как ситец, бязь, кумач, миткаль и коленкор. Те, кто мог себе позволить, покупали бархат, шелк, атлас, тонкое сукно и парчу. Кроме того, широко применялись среднеазиатские ткани: мата, адрас, бекасаб, падшаи и прочие.

Женский головной убор

Как и у многих других народов, головной убор казахских женщин не только согревал голову, но и указывал на семейное положение. Замужние дамы в зависимости от родоплеменной группы могли носить разные его варианты, но девичий головной убор был практически одинаковым на всей территории страны. Девушки носили тюбетейки или теплые меховые шапки. Последние имели по околышу меховую отделку из выдры, бобра или лисицы. Меховая шапка, которую казахи называли бориком, считалась атрибутом зажиточных девушек. А тюбетейку (такыи) могли себе позволить все. Ее со стороны макушки украшали перьями филина, которые служили в качестве оберега.

Немного позже для украшения начали применять кисти из канители, серебряные монеты или позумент. Богатые девушки также носили тюбетейки. Только делали их не из дешевых материалов, а из бархата. Расшивали такие головные уборы золотом. На верхушке тюбетейки располагалась широкая вышитая лопасть из ткани, закрывающая всю верхушку и спускающаяся вниз.

Описание казахского национального костюма

После рождения первого ребенка женщина начинала носить кимешек – головной убор замужней казашки. В зависимости от возраста и региона отдельные детали кимишека могли отличаться, но он всегда состоял из двух частей. Нижняя была похожа на платок. А верхняя представляла собой тюрбан, который наматывался поверх платка. Обе части делались из белого материала. Кимешек можно встретить и сегодня на голове у пожилых казахских женщин.

Свадебный головной убор

Отдельно стоит отметить саукеле. Это женский свадебный головной убор, который представляет собой шапку конусовидной формы высотой порядка 70 сантиметров. Цена такого головного убора могла достигать и сотни отборных коней. Данный атрибут был обязательной составляющей приданого и подготавливался родителями задолго до вступления дочери в брак. Невеста надевала саукеле на свадьбу и последующие несколько лет носила его по важным праздникам. Он отличается ажурным металлическим навершием, височными подвесками, украшениями подбородка и диадемой, которую в богатых семьях делали из золота. В нем могли также присутствовать вставки из самоцветов, ниток жемчуга, кораллов и прочего. Корпус саукеле покрывали тканью. На него пришивали металлические накладные бляхи, к которым присоединяли камни. В богатых семьях они были драгоценными, а в бедных – полудрагоценными или вовсе отсутствовали. На затылочной части саукеле наносилось изображение головы рыбы, которое испокон веков считалось символом благоденствия. По спине от затылка спускалась лента из драгоценной ткани, которую обшивали золотистой бахромой.

В процессе изготовления саукеле участвовали различные мастера: вышивальщицы, закройщики, и даже ювелиры. Они применяли чеканку, литье, штамповку филигрань и прочие техники. Один головной убор невесты мог изготавливаться больше года. В дополнение к нему в обязательном порядке шли жактау – длинные подвески, которые крепились к саукеле по бокам и достигали пояса. По материалам, из которых изготавливали свадебный головной убор, можно было определить социальное положение невесты и ее семьи. Бедные делали его из сукна и украшали стеклянными аксессуарами, а богатые старались украсить столь знаменательный атрибут максимально дорого. Без саукале не был бы таким колоритным казахский национальный костюм. Сшить этот головной убор было настоящей честью для мастера.

Читайте так же:
Проект по технологии 8 класс вязание крючком варежки

Современные казахские костюмы

Мужские головные уборы

Мужской головной убор казахов также был представлен в большом разнообразии. Представители сильного пола носили тюбетейки и всяческие шапки. Летний головной убор назывался колпаком. Он изготавливался из тонкого войлока. В основном он был белым и имел интересный старинный покрой. Зажиточные казахи украшали свои колпаки вышивкой ярких цветов. Зимние шапки казахских мужчин имели круглую форму и меховую опушку. В холодное время года популярностью пользовалась также шапка-ушанка. Назатыльник для нее делали из лисьего меха.

Еще один старинный головной убор казахов, башлык, делался сначала из верблюжьего сукна, а потом из верблюжьей ткани. Его можно было надевать прямо на другие не толстые головные уборы. Башлык защищал казаха от пыли, дождя и навязчивых солнечных лучей. Мужская шапка, имеющая меховую опушку, называлась также как и у женщин, бориком. А зимний меховой головной убор прозвали тымаком.

Теперь рассмотрим непосредственно казахский национальный костюм.

Женский наряд

В прошлом казашки ездили верхом так же, как и мужчины, поэтому женский костюм в обязательном порядке включал в себя штаны. Их делали из домотканого сукна, овчины, и хлопчатобумажных видов ткани. Штаны могли быть верхними (шалбар) и нижними (дамбал). Женские модели были укороченными (чуть ниже колен), широкими в верхней части и зауженными книзу.

В качестве главной верхней одежды казашек выступал шапан – широкий халат. Он имел прямой крой и длинные рукава. В теплое время года носили легкий халат, а в холодное – с шерстяной подкладкой, которая простегивалась вместе с верхом. Первые казахские шапаны имели открытый ворот, а более современные – отложной воротник.

Зимой женщины носили так называемую купе, которая обычно была на лисьем меху. Наиболее популярным был мех с лисьих лопаток. Широко использовались козлиные шкуры, но чаще всего – мерлушки. Богатые дамы могли себе позволить шубу из выдры и других ценных зверей. Для верхней части купе использовали сатин или хлопчатобумажные ткани. Изнутри купе обшивалась тканью только по краям, а снаружи ее обычно окаймляли выдровым или лисьим мехом. Дорогие купе украшались бархатным или позументными полосками. Казахский национальный костюм для девочки был таким же, как и женский.

Казахский национальный костюм сшить

Свадебный женский костюм

Обязательной частью приданого был свадебный халат, который заготавливали заранее. Такие наряды делали из дорогих видов ткани (плис, бархат, сукно, шелк, атлас). Обычно выбирали материал красного цвета. Иногда брали черный или полосатый шелк из Средней Азии. Халат шился по туникообразному покрою. Он имел длинные рукава и открытый ворот, без воротника. В южной и восточной частях страны халат набрасывали на голову, а на остальных территориях – на плечи. В начале двадцатого века в Семиречье отменили обычай одевать невесту в свадебный халат. В этих краях ходить в таком халате выпадала честь женщине, которая приглашала гостей на свадьбу. В нем она ездила по аулу и звала гостей. Такую женщину называли той.

Мужской казахский национальный костюм

До девятнадцатого века мужчины носили распашные нательные рубахи, которые назывались жейде. Позже они сменились на нераспашные рубахи туникообразного кроя. Последние имели отложной воротник. На ноги казахские мужчины надевали легкие нижние штаны. А поверх них надевались более теплые штаны из сукна, овчины, замши или плотных хлопчатобумажных видов ткани. Зажиточные казахи носили верхние штаны из бархата или замши, которые вышивались орнаментом. Поверх рубахи мужчины, как и женщины, надевали камзолы, которые могли быть как с рукавами, так и без них. Как правило, они имели закрытый ворот и стоячий воротник. Основным видом мужской верхней одежды был халат.

Казахи часто дарили друг другу халаты. Этим обуславливается богатство их украшения и орнамента, который часто служил оберегом. Социальные различия в мужской одежде проявлялись так же, как и в женской. Их можно было рассмотреть по качеству материала и отделке. В холодное время года казахские мужчины носили купе из овечьей или верблюжьей шерсти, крытую шубу (ишык) или тулуп из овчины (тон). Также они иногда надевали плащи из сукна.

Казахский национальный костюм не был бы полноценным без пояса из ткани или кожи. Обеспеченные люди носили пояса из шелка или бархата. Казахский национальный костюм для мальчика практически не отличался от мужского.

Читайте так же:
Хитсовет вязание спицами безрукавок

Мужской казахский национальный костюм

Обувь

Казахский национальный костюм дополняла обувь, которая у женщин и мужчин практически не отличалась. Кочевой образ жизни внес свои поправки в гардероб местного населения. Как правило, они носили сапоги, которые подходили для любого сезона. Обувь пожилых людей отличалась от обуви молодых высотой каблука. У вторых она могла достигать восьми сантиметров, а у первых была гораздо меньше. Еще одним распространенным видом обуви были ичиги – легкие сапожки без каблука, которые обтягивали ногу. Поверх них надевались кебис – кожаные колоши. При входе в дом их снимали.

Зимние сапоги были высокими и имели широкое голенище. Их надевали сверху на войлочные чулки. У самых первых моделей казахских сапог были загнуты носки. Молодые девушки украшали свою обувь вышивками и аппликациями. Более бедные казахи носили сапоги из войлока с кожаной подошвой. А самые бедные ограничивались сандалиями, которые представляли собой кожаную подошву с ремешками.

Декор

Казахский национальный костюм не был бы таким колоритным без украшений. Самыми распространенными из них являлись вышивки и аппликации. Их наносили на одежду, головной убор и обувь. Также женщины носили золотые, серебряные, медные, бронзовые, жемчужные перламутровые и стеклянные украшения. Из этих материалов делали подвески, серьги, кольца и браслеты. Особое внимание казахи уделяли украшению пояса. На него нашивали серебряные бляхи и декорировали орнаментом. Вид украшений обычно зависел от возраста и семейного положения владельца. Также были изделия, характерные той или иной территориальной группе населения.

Казахский национальный костюм: история

Заключение

Вот мы и познакомились с национальной одеждой казахов. Напоследок стоит отметить, что в доме современной семьи может стоять разве что кукла в казахском национальном костюме. Сами же люди давно уже сменили одежду. Современные казахские национальные костюмы надеваются разве что на торжества. Наряды в традиционном виде можно встретить в аулах и у представителей старших поколений.

Как сшить жесткий ламбрекен своими руками?

После навешивания штор на карниз очень часто возникает понимание, что для достижения более привлекательного внешнего вида помимо портьер и гардины оконный проем должен быть оформлен еще и ламбрекеном. В том случае, если шторы были изготовлены самостоятельно, то сделать подходящий вариант можно точно так же. При этом лучше всего, если эта деталь оформления окна будет жесткой, обеспечивая не только более привлекательный внешний вид занавесок, но и визуально скрывая карниз. А если ламбрекен вам нужен именно жесткий, то выполнить данную работу можно достаточно просто и быстро, при чем самостоятельно.

Что такое жесткий ламбрекен?

Под жестким ламбрекеном, который так же называют бандо, понимают декоративный элемент штор, изготовленный на плотной основе с использованием ткани и различной фурнитуры. Свое второе название данное изделие получил по причине того, что для его изготовления используется одноименная ткань – бандо, которая приклеивается к основному материалу, тем самым обеспечивая поддержку требуемой формы. Помимо эстетического назначения бандо используют и для скрытия карниза, на котором размещаются занавески. Так же жесткий ламбрекен применяют для визуального изменения высоты помещения, а именно ее увеличения.

Очень важное значение при изготовлении жесткого ламбрекена для занавесок является его высота, которая должна составлять 1/6 часть длины основного полотна. Для того чтобы ламбрекен сочетался со шторами, его можно сделать из точно такой же ткани или правильно подобранной по цвету и фактуре другой материи. Для декорирования можно использовать различную фурнитуру, бахрому, кружево и многое другое.

Очень интересно смотрится ламбрекен, выполненный с использованием сразу нескольких видов материала отличающегося друг от друга по цвету и фактуре и дополненный различными декоративными вставками и бахромой. Таким образом, на нем можно создавать различные узоры или рисунки. Использование такого ламбрекена сделает оформление оконного проема еще более интересным, а сама занавеска даже в том случае, если она изготовлена из однотонного не яркого материала будет выглядеть очень красиво.

Подготовительные работы при создании жесткого ламбрекена

Прежде чем начать шить жесткий ламбрекен своими руками, необходимо подготовить все инструменты и материалы, к основным из которых можно отнести:

  • основной вид ткани требуемого размера или несколько их видов при пошиве двух- или трехцветного ламбрекена;
  • ткань-бандо;
  • декоративные элементы и фурнитура;
  • нитки;
  • булавки;
  • бумага;
  • лента велкро – липучка;
  • ножницы, утюг и швейная машинка.

Тканью бандо называют плотный текстильный нетканый материал, на который с одной или двух сторон нанесен клеевой состав. Для создания более объемного жесткого кроеного ламбрекена можно использовать ткань-бандо с поролоновой прослойкой. Приклеивание основного материала к плотной основе осуществляется за счет воздействия высоких температур, для чего используемые материалы совмещенные друг с другом проглаживаются утюгом.

Читайте так же:
Сшить жилет из шкур кролика

Пошаговая инструкция изготовления жесткого ламбрекена

Для того чтобы с использованием вышеперечисленных инструментов и материалов сшить жесткий ламбрекен необходимо пошагово следовать определенной инструкции, к основным этапам которой относятся:

    выкройка изделия в полную величину в соответствии со снятыми размерами длины карниза на плотной бумаге. Чаще всего верхняя часть выкройки представляет собой прямоугольник, а нижняя – те фигуры и детали, которые только сможет пожелать исполнитель. Жесткий ламбрекен может быть выполнен из нескольких частей, каждая из которых на определенное расстояние перекрывает предыдущий элемент. При этом каждая отдельная часть выкройки должна иметь собственное лекало и изготавливаться она должна отдельно, сшиваясь между собой только на самом последнем этапе выполнения работы;

Если ламбрекен имеет закругленные или острые изгибы, перед тем как выворачивать ламбрекен на лицевую сторону, необходимо по всем краям изделия на припусках сделать насечки, не повреждающие строчку. Это устранить натянутость ткани и позволит ей красиво лежать, сохраняя свою форму. Кроме того перед пошивом жесткого ламбрекена стоит учитывать возможность усадки ткани. Так если при помощи такого изделия будет декорироваться кухня, где временами создаются условия повышенной влажности, после их возвращения в нормальное состояние и высыхания увлажненного ламбрекена, он может потерять свою форму, перекосится или деформироваться любым другим образом. Для того чтобы этого избежать, перед тем как использовать тот или иной отрез ткани в качестве основного или подкладочного слоя, ее необходимо постирать и высушить.

Ламбрекен на твердой основе

Если плотности твердого ламбрекена недостаточно, то в качестве основы можно выбрать не клеевой материал, а тонкую фанеру толщиной не более 2 мм. В этом случае все действия по обтягиванию основы материей будут выполняться с использованием строительного степлера. При этом при изготовлении можно так же использовать различные ткани и украшения, которые прошиваются и пришиваются к основному материалу до обтягивания им фанеры. А для того что бы жесткий ламбрекен смотрелся более объемным, на ту часть фанерной заготовки, которая будет служить основанием для лицевой портьерной ткани, необходимо приклеить тонкий поролон.

Внимательно изучив данную инструкцию, вопроса о том, как сшить жесткий ламбрекен, больше не возникнет. И каждая хозяйка, которая имеет хотя бы небольшой опыт в кройке и шить, достаточно быстро сможет сделать это самостоятельно, уделив достаточное внимание четкость и аккуратность обработки края для достижения качественного результата. При этом она получит максимальное удовольствие от проделанной работы и дополнит интерьер помещений в своем доме и сами по себе красивые шторы, эксклюзивным декоративным элементом.

Подставка под горячее в казахском национальном стиле

Нажмите, чтобы узнать подробности

Повторить технику работы с ножницами и швейной машиной.

Метод обучения:

1.словесный (устное изложение, анализ задания);

2.наглядный (показ образцов, рассмотрение, наблюдение, работа по образцу);

3.практический (работа с шаблонами, вырезание, сшивание).

1. Рассказать о материале фетр.

2. Формировать умение пользоваться ножницами, иглой.

3. Работать с шаблонами, крой деталей.

4. Воспитывать аккуратность в работе с фетром, самостоятельность, художественный вкус.

Оборудование и материалы:

— Плотный рулонный фетр разных цветов, картонные шаблоны

ножницы, швейная машина

Сегодня на мастер классе я познакомлю вас с новым материалом фетр.

Что же такое ФЕТР? Фетр — это материал, полученный валянием пуха (тонкого волоса) кролика, зайца, отходов меха зверей ценных пород, а также овечьей шерсти. По своей структуре представляет собой волокнистый материал, произведенный с применением нагревания, увлажнения, трения и других процессов для сцепления волокон меха или шерсти в нетканую, плотно спутанную ткань.

Применение фетра:

бусы, браслеты и заколки для волос,

декор для мебели, ковриков, диванные подушки,

кашпо для цветов, рамки для фотографий,

модные сумки и оригинальные чехлы для гаджетов,

мягкие и развивающие игрушки, карнавальные костюмы,

скатерти и подставки под горячее.

Преимущества фетра:

— высокая технологичность — приклеивается, пришивается, режется без образования бахромы, — сухая химчистка, — не отражает свет,

— водоотталкивающая пропитка, — высокая стойкость к истиранию

И так, приготовим рабочее место. Повторим технику безопасности. Прежде, чем приступить к работе с ножницами, давайте вспомним, как нужно обращаться с ними? Конечно же, необходимо выполнять следующие правила: - на столе ножницы должны лежать в сомкнутом виде; - передавать ножницы нужно кольцами вперед; - нельзя ронять ножницы на пол; быть внимательным И так начнем нашу практическую работу: Из плотного рулонного фетра любого цвета по шаблону вырезаем две детали круг и орнамент

И так, приготовим рабочее место. Повторим технику безопасности.

Прежде, чем приступить к работе с ножницами, давайте вспомним, как нужно

обращаться с ними? Конечно же, необходимо выполнять следующие правила:

— на столе ножницы должны лежать в сомкнутом виде;

— передавать ножницы нужно кольцами вперед;

— нельзя ронять ножницы на пол;

  • быть внимательным
  • И так начнем нашу практическую работу: Из плотного рулонного фетра любого цвета по шаблону вырезаем две детали круг и орнамент

Работа на швейной машине Прокладывание по орнаменту строчкой зигзаг

Читайте так же:
Сшить буквы своими руками схемы шаблоны даниил

Подставка готова

Итог мастер класса

Сегодня, я вас познакомила с интересной техникой изготовления подставки для горячего из фетра. Вам понравилось? Теперь зная последовательность выполнения подставки из фетра, вы сможете изготовить много разных подставок по вашей фантазии.

«Не только корпешки»: как в Казахстане возродили технику шитья курак

Как не опустить руки и найти единомышленников, если находишь призвание в забытом ремесле

«Не только корпешки»: как в Казахстане возродили технику шитья курак

Гульмира Уалихан – хозяйка студии лоскутного шитья в технике курак с возможностью бесплатного обучения женщин по всему Казахстану. Основной концепцией является создание платформы для изучения и возрождения старинного традиционного ремесла, популяризация лоскутного шитья среди женщин. Гульмира рассказывает Vласти, почему решила бросить стабильную карьеру ради возрождения национального ремесла.

Путь к себе

«Любая работа – это работа. Даже пэчворк, ручная работа, в студии шитья, что может казаться кому-то несерьезным занятием. На самом деле я работала и маркетологом, и бухгалтером, и администратором – общепринятой «серьезной», «настоящей» работой. Но моя нынешняя работа намного серьезнее и ответственнее, потому что это уже твое, личное. Я понимаю, что смогла найти свое предназначение. Вообще-то я хотела стать хирургом в скорой помощи или дизайнером одежды, но – конец 90-х, все учатся на экономистов, финансистов, юристов, вот и моя мама настояла, чтобы я получила понятную надежную профессию финансиста. Я этого, революционерка и борец за справедливость по характеру, не хотела, и мы с мамой нашли компромисс: я отучиваюсь на финансиста, работаю по профессии 3 года, а затем делаю, что хочу. Лицей, колледж и академию я закончила с красными дипломами, хотя в школе настолько не хотела учиться, что была троечницей с натяжкой. Почти сразу устроилась в троллейбусный парк и за восемь месяцев прошла путь от разносчицы кофе до главного бухгалтера. Перспективы карьерного роста были шикарные, да и я любила свою работу: считать, составлять экономические планы, достигать их, проверять, контролировать. Но я поняла, что у нас несовершенная система налогообложения, постоянно что-то меняется, невозможно за ней поспеть, а штрафы выписывают немалые. В 23 года я бросила эту стрессовую работу и решила заняться семьей».

После рождения второго ребенка Гульмира решила, что нужно что-то делать, чем-то себя занять. Благо, интернет к тому времени уже стал общедоступным, и она нашла несколько российских сайтов о пэчворке. Занятие затянуло, и позже она познакомилась с несколькими российскими мастерами, у которых взяла пару уроков. Повезло и потому, что этому мастерству Гульмиру с детства учила мама. В любом случае, ей пришлось проштудировать огромное количество информации, чтобы выцепить секреты расчетов, подбора цветов и так далее, когда стало понятно, что в Казахстане мастеров нет и учиться не у кого.

Гульмира Уалихан, фото из личного архива

«Я четыре года изучала эту профессию, чтобы начать ее преподавать. Так появился мой авторский базовый курс, после которого можно сшить что угодно, лишь посмотрев на любой блок на рисунке. Сейчас учителя злоупотребляют своим профессионализмом, подсаживают на себя и бесконечно тянут из людей деньги. Я так не хотела. Обучаю – отпускаю, а потом консультирую бесплатно. Эти девочки – мои подруги на всю жизнь. Сейчас я решила, что могу и хочу обучать еще и бесплатно. Есть люди за порогом бедности, которым не хватает даже на еду. Кстати, при поддержке компании «Шеврон» мы ездили как волонтеры в маленькое село Курык в Мангистауской области – обучали самозанятости женщин. В наш век пресыщения людям не хватает энергии, особенно в больших городах».

В мастерской Гульмиры Уалихан, фотографии Данияра Мусирова

Продать историю

Но нахождение призвания не было ни легким, ни безболезненным. Гульмира рассказывает: «Мне долго пришлось долго бороться с тем, что, когда я начала позиционировать себя как мастера по курак, все говорили: «А-а-а, корпешки?» Чтобы избавиться от этого «А-а-а, корпешки?» и поднять курак на такой уровень, чтобы во всем мире мы начали ассоциироваться с пэчворком на уровне Японии и Америки, у которых высший уровень мастерства в пэчворке. Не могу сказать, что я основоположница, но в Казахстане это ремесло я смогла возродить. Когда я только начинала, постоянно слышала, что я бездарность и занимаюсь тем, что никому не нужно. Верила в свое дело только я и моя семья. Я хочу, чтобы мастерские по пэчворку стали достопримечательностью Алматы, а затем и Казахстана.

Единственный грант, который я выиграла за девять лет, был грантом «Шеврона» по программе Лаборатории креативного предпринимателя Art2B. На него мы купили наше оборудование – три машинки и утюг, которые не все могут себе позволить, но это нужные вещи в мастерской. Я подавала на гранты в куче разных программ, не оставляя надежды получить деньги на развитие бизнеса. До сих пор мне помогали простые женщины, мои ученицы. В моей группе больше 140 человек, но краудфандинг я делать не хотела: краудфандинг – это когда отдаешь и забываешь про свои деньги. Я предложила им инвестировать в меня, все как следует, с нотариальным оформлением: дадите миллион – я верну 1 700 000 через три года. Бизнес-план сработал грамотно, и через год и 3 месяца я выплатила людям 80% обещанного. Но «Шеврон» были единственными, кто поддержал меня, когда мне было тяжело. Это ужасно – стучаться во все двери, когда у тебя пятеро детей, ты знаешь свое предназначение и у тебя есть все, чтобы сделать шикарный казахстанский бренд, и никто тебя не слышит. Должно быть столько сил, упорства и злости, чтобы довести до ума, потому что многие просто сдались бы.

Читайте так же:
Как сшить шляпу снусмумрика

Все это время я фанатично работала, параллельно воспитывая детей. Но не могу сказать, что мучаюсь жить в таком темпе. Наверное, по моей фирме видно, что я наслаждаюсь жизнью. Как «Диснейленд» вкладывает каждый заработанный цент в оборот компании, так и я вкладываю все заработанные деньги в дело. То, что есть сейчас, это зачаточное состояние компании – я планирую еще масштабировать дело. Планирую обучать на бесплатной и коммерческой основе взрослых и детей – и девочек, и мальчиков, потому что некоторые мужчины шьют даже лучше женщин. Мы должны лечить не общество, которое сходит с ума, а учить наших детей. Иногда ко мне на обучение приводили неуправляемых детей, но так как я их очень люблю – у меня самой их пятеро – я соглашаюсь брать их, потому что вижу, что ребенку нужна помощь: ее просто никто не слышит. С ней не разговаривают. У казахов есть выражение, которое переводится как «иди в ту комнату». Ребенок начинает что-то рассказывать, и от него отмахиваются: «иди в ту комнату, не мешай». Единственным моим условием ставлю отсутствие сотовых телефонов на полтора – два часа. Сначала они вовсю противятся, а теперь сами ставят на беззвучный режим и не вспоминают о своих телефонах. Отношения с родителями налаживаются. Особенно, если мать сама приходит заниматься, и они работают вдвоем».

Фото из личного архива

Весь процесс в мастерской налажен: своих профессионалов Гульмира растит сама, потом они берут заказы, которых очень много. Даже среди обучающихся на платной основе в ремесле остается процентов тридцать учениц. И то, объясняет она, из них не все гениальные рукодельники: из более двух тысяч обученных ей человек она может особо выделить всего семерых. Остальные понимают, что это не просто сложно и энергетически затратно – нужно быть хорошим менеджером, чтобы еще продать сшитое. Многое должно сойтись в человеке, чтобы он смог зарабатывать на пэчворке. Из обучившихся бесплатно также процентов двадцать открыли свои мастерские, выиграли гранты и смогли заработать на этом деле. «Это нелегко, но очень круто. Как я часто это называю, мы можем «подсадить на иголку», – шутит Гульмира.

«Мне нравится, что японцы максимально уважительно относятся к своим клиентам, к каждому из них. Хоть человек закажет на два миллиона, хоть на двадцать тысяч – они одинаково важны для меня. Так за девять лет мы нарастили огромную клиентскую базу. По таким ценам, как у меня, в Казахстане очень трудно продать изделия – это должен быть бренд, чтобы люди захотели купить одеяло за 600 долларов. Вначале муж говорил: «Гуля, это же одеяло! Турецкое одеяло стоит 12 тысяч, как у тебя могут покупать за 70?!» А я уверенно отвечала: «Купят». Дело ведь в том, что вложена душа; люди покупают целую мою историю. Каждое изделие уникально: мы любовно подбираем цвета тканей, выстраиваем дизайн, аккуратно их шьем, технология не нарушена. Настоящая эксклюзивная ручная работа. И все же пока я опасаюсь, что, если возникнет резонанс и у нас будет слишком много запросов, пока мастеров недостаточно, мы не справимся – нельзя ставить на поток индивидуальную работу, в которую вкладываешь частичку себя. Цены и так задраны, потому что мы не успеваем обрабатывать все заказы. Некоторые клиенты возвращаются к нам десятки раз. По их рекомендациям нас находят другие люди – пока даже нет нужды в покупке рекламы».

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector