Мой Дагестан
Личные блоги
+5 Solomon2 (Solomon2) / Почему русские офицеры и казаки предпочитали горский костюм (черкеска) и в последствии казаками переняли его у горцев.
Готовя пост о папахах, я попросил своих знакомых поделиться рисунками или фото, и получил столько материала, что можно было бы сделать из этого отдельную серию постов, комментируя каждый рисунок или фото. Особо хочу поблагодарить историка из Нальчика Тимура Дзуганова, поделившегося уникальными рисунками из своей личной коллекции. Уже разместив эти рисунки в блоге, я нашел статью известного питерского историка Якова Гордина “Русский человек и Кавказ”, опубликованную в 2006 году в Альманахе “Культура и общество”. Рассуждения Якова Аркадьевича о влиянии горского костюма на русского офицера и казака, служившего на Кавказе в период Кавказской войны, мне кажутся идеально вписывающимися в тему горского костюма вообще и горской папахи, в частности…Поэтому привожу фрагмент статьи:
“Одним из глубоко осмысленных парадоксов русского мира Кавказа было отношение русских офицеров к внешним атрибутам, присушим горцам. Горский костюм, который, очевидно, с ермоловских времен стали носить русские офицеры и казаки (со временем некоторые части Кавказского корпуса получили горскую одежду как официальный военный костюм), изначально имел куда более серьезное значение, чем просто удобная боевая одежда. Одежда Кавказского корпуса с тех же ермоловских времен была не менее удобной. И тем не менее… Мы располагаем массой свидетельств о том, какую роль играл горский костюм в самоощущении русского офицера.
Лермонтов писал в том же очерке: “Он (русский офицер – Я.Г.) легонько маракует по-татарски; у него завелась шашка, настоящая гурда, кинжал – старый базалай, пистолет закубанской отделки, отличная крымская винтовка, которую он сам смазывает, лошадь – чистый Шаллох и весь костюм черкесский, который надевается только в важных случаях и сшит ему в подарок какой-нибудь дикой княгиней. Страсть его ко всему черкесскому доходит до невероятия”.
Аристократ Печорин одевался так, что казаки принимали его за кабардинца.
Зиссерман, прослуживший на Кавказе четверть века, писал в воспоминаниях: “Сами чеченцы не усомнились бы признать меня своим земляком, так преобразился я несколько-летним пребыванием среди горцев и увлеченный поэтическою стороною их воинственной полудикой жизни; ну, а наружно и говорить нечего: бритая голова, маленькая русая козлиная бородка, загорелое лицо, костюм, оружие и все ухватки до тончайшей подробности не уступали оригиналу”.
Русские завоеватели высшим достижением считают максимальное отождествление себя с горцами.Когда Лермонтов писал, что Печорин гордился своим неотличимым сходством с кабардинцем, то он знал, что говорил: “С тех пор, как я выехал из России… изъездил линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Куба, в Шемахе, в Кахетии, одетый по-черкесски”. Это – из письма другу С. Раевскому в 1837 году.Можно с достаточной вероятностью предположить, что насмешки Лермонтова над Мартыновым, в мирной обстановке носившем утрированный горский костюм – “горец с большим кинжалом”! – были вызваны именно этой профанацией обычая, глубокую суть которого Лермонтов понимал.
Зиссерман гордится тем, что его не отличить от чеченца. Причем, это не только самооценка. Наместник Кавказа Воронцов, выросший и воспитанный, как мы знаем, в Англии, был в восторге от вида Зиссермана. Генерал Засс, прославившийся своими набегами на горские аулы, не только сам носил черкесский костюм, но и все его окружение одевалось так же.
Ношение горского костюма русскими офицерами было явлением знаковым. Оно означало стремление влиться в исконный мир Кавказа, отделиться таким образом от русского мира (при этом не теряя чувства имперского патриотизма).Это стремление могло возникнуть и проводиться с такой настойчивостью только в том случае, если мир Кавказа воспринимался как нечто более значительное, чем русский мир. И, стало быть, горец, которого копировали русские офицеры, воспринимался как личность с более высоким экзистенциальным статусом. Горец воспринимался как носитель свободы, русскому человеку недоступной.
Любовь славянофилов к русскому платью – допетровской эпохи: платье это они носили как вызов, как символ отрицания европеизма. Это было осознанное оппозиционное действие, но достаточно поверхностное и искусственное. Славянофилы не пытались, да и не могли вжиться в мировосприятие допетровского русского человека. Черкесское платье русского “кавказца” было, по сути дела, таким же вызовом, но скорее подсознательным и потому более глубоким. Русский офицер органично воспринимал мир Кавказа как свой мир.
Черкесское платье, верховая посадка, оружие – имитация облика джигита. Джигит – концентрация достоинств свободного человека и высшая похвала как для горца, так и для русского.
И здесь снова нужно вспомнить о принципе “психологической компенсации”, о котором уже шла речь. Литератор, публицист Евгений Марков, автор лучшего анализа толстовских “Казаков”, путешествовавший по Кавказу и хорошо его понимавший, писал в 1880-х годах: “Когда смотришь в одно время на лезгина и на нашего брата вахлака-русского, то русский производит впечатление неуклюжего травоядного животного рядом со статным и смелым хишником. У лезгина пестрота наряда какой-нибудь пантеры или барса, грация и гибкость ее движений, ее страшная сила, воплощенная в изящные стальные формы”.
Разумеется, Марков преувеличивает контраст. Казаки-линейцы часто не уступали горцам в боевой выучке и сноровке. Но очевидно, что русский офицер осознавал разницу своих возможностей и возможностей горца. И дело было отнюдь не только в чисто военном соревновании. Горец идеально вписывался в окружающий мир, что создавало основу его высокого самосознания. Имитируя внешние формы, русский офицер сознательно или подсознательно стремился сравняться с горцем именно во взаимоотношениях с миром”.
Папаха: история и современность
Головной убор кавказская папаха: прошлое и современность.
Сегодня довольно редко можно увидеть такой необыкновенный головной убор как папаха.
Однако, у папахи есть очень интересная история существования, которая, несомненно, заслуживает, нашего внимания.
Несколько десятилетий назад на улицах кавказских городов и поселений сложно было встретить мужчину без папахи.
Папаха была символом успеха, достоинства, чести, маркером социального статуса мужчины, а не просто головным убором.
Как правило, у мужчин было даже несколько этих головных уборов — для разных праздников и циклов жизни: папаха повседневная «на каждый день» и торжественная «на свадьбу, юбилей, день рождения», были и папахи для траура, дней поминовения. Поэтому, зачастую, у взрослого мужчины могло насчитываться несколько папах на все случаи жизни.
Исторический словарь говорит о том, что папаха — высокая мужская шапка меховая. Слово тюркского происхождения, дословно — шапка. Папаха — принадлежность национальных костюмов некоторых горских этносов. Также папаха это головной убор без полей и козырька в военном обмундировании, как историческом, так и современном.
Известен факт, что в конце 19-начале 20 века папахи изготавливались не только из овчины или козьего меха, но и из шкур меха медведя, волка, и даже кенгуру! В военное время этот меховой головной убор должен был смягчать удары, ориентированные в голову.
Папахи бывают разные по материалу изготовления, длине ворса, высоте, форме, цвету. На Кавказе папахи изготавливают из овчины и козьего меха, каракуля. Цвет папах традиционный природный — молочно-белый, золотистый, коричневый, черный, серый.
В зависимости от меха, из которого сделана папаха, мех может быть коротким, средней длины или длинным — более 12-15 см. Ворс может быть прямым, волнистым или кучерявым.
Форма папахи может быть конусообразной или цилиндрической.
Что касается различий по военной тематике: отличают папахи по тому, какой военный полк носит этот головной убор. Так, например, Донское, Астраханское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское казачьи войска используют папахи похожие на конус с коротким мехом. Донские папахи — традиционно с красным верхом и вышитым на нем крестом, символизирующим православную веру. Такую папаху еще называют кубанкой казачьей.
У кубанских казаков верх папахи также алого цвета. У терских казаков верх синий.
В Забайкальских, Уссурийских, Уральских, Амурских Красноярских и Иркутских частях носят папахи чёрного цвета из овечьего меха и с длинным ворсом.
А вы знаете, что?
«Надавать тумаков» — известное выражение, не так ли? Тумаком называли пришитый к папахе клиновидный колпак, который был распространен у донских и запорожских казаков в XVI, XVII веках. Перед боем в тумак вкладывали металлические пластины, которые защищали воина от ударов шашки и сабли. Тумак становился непробиваемым и довольно тяжелым оружием и в рукопашном бою, когда неприятелю можно было «надавать тумаков».
В русской армии также был прообраз папахи — меховая шапка. Официальнов качестве зимнего головного убора в казачьих войсках папаха была определена в 1855 году. После революции для военных были введены ограничения в ношении национальных элементов одежды. Папахи были временно заменены «буденовками», но уже в 1936 году папахи снова вернулись как элемент обмундирования.
Было разрешено носить невысокие папахи черного цвета. Во второй половине 20 века папаха переживала множество перипетий и изменений, но до сих пор потомки исторических папах несут службу в рядах военных обмундирований современной армии.
Что же до классической кавказской папахи — у горцев этот головной убор претерпевал крайне мало изменений. Заменить, или, тем более, отменить её ношение для горцев ни в какие времена было невозможно, традиция сильна до сих пор. Поэтому и сегодня на Кавказе сохраняется мастерство изготовления папах и даже отмечается факт, что молодые люди активно интересуются своей историей и стараются обзавестись, по крайней мере, одной традиционной папахой.
Сохранению и поддержанию традиций способствует также трансляцияношения папахи известными людьми.
Так, например, Хабиб Нурмагомедов, выходец из республики Дагестан, российский боец смешанных единоборств, чемпион Европы по панкратиону, чемпион и обладатель кубка Евразии по рукопашному бою, двукратный чемпион мира и чемпион России по боевому самбо, победитель чемпионата мира NAGA по грепплингу, действующий чемпион UFC Ultimate Fighting Championship в лёгком весе по состоянию на 19 августа 2019 с гордостью носит головной убор — папаху (которая, кстати, сегодня приобретает второе имя «ШапкаХабиба»).
Потому как папаха — это часть национального одеяния его предков. Папаха стала непременным атрибутом Хабиба. Надевая этот головной убор, Хабиб демонстрирует уважение и привязанность к своему народу и культуре.
Традиционный головной убор горца — теперь визитная карточка спортсмена. С легкой руки Хабиба обладателями папахи, к примеру, уже стали известные спортсмены: Майк Тайсон и Криштиану Роналду. Благодаря российскому бойцу в мире теперь знают, что это — предмет национальной гордости и культурное наследие огромного региона России.
Почему плащ кавказских горцев такой странной формы?
Бурка — древнейший традиционный плащ народов Кавказа. Обязательный элемент экипировки воина-горца. Почему у плаща столь необычная форма?
Последний писк моды
Для горцев бурка — это не просто одежда, а неотъемлемый элемент культуры, до сих пор сохраняющий свое ритуальное значение. Он представляет собой длинную накидку из толстого войлока без рукавов. Имеет широкие плечи, которые удерживаются металлической или деревянной вставкой, а к низу, сильно расширяется.
Первые упоминания о бурке встречаются у античного историка Геродота 2300 лет назад. Помимо горцев, такой плащ носили скифы и сарматы, а много лет спустя он очень полюбился казакам. Грубо говоря, на протяжении веков бурка была на пике моды. Пытаетесь вообразить себе древнего воина горца или кочевника — представьте его в бурке. Так чем он заслужил такое внимание?
Плащ плотный, он практически не намокает и отлично сдерживает снег и дождь. Он идеально подходил воинам в походе, где мог использоваться как подстилка или одеяло. Развернутая на кольях бурка превращалась в палатку, укрывающую от жары или холода. Войлок с вплетением конского волоса, а также различными твердыми вставками в шов, создавал дополнительную защиту от рубящих ударов саблей. Фактически — вариант бронежилета.
Во время верховой езды длинная бурка покрывала верх лошади, что передавало часть тепла от лошади всаднику. В ходе Первой Мировой войны, казаки набрасывали её на колючую проволоку для преодоления препятствия. В целом, это невероятно практичный плащ, защищающий от любой непогоды, от холодного оружия и, в некоторых ситуациях, даже спасал от пуль.
Ритуальное значение
Столь незаменимому элементу одежды горцы приписывали важное ритуальное значение. В частности, использовалась бурка как в свадебных обрядах, так и в похоронных. Для облегчения родов, женщину накрывали буркой. Чтобы выздороветь — одевали на себя бурку. Чтобы новорожденный мальчик вырос мужчиной — его заворачивали в бурку. Двое мужчин решили выяснить отношения — расстилали бурку и на ней дрались на ножах. К слову, у кабардинцев есть выражение «разостлать бурку», что значит «затеять отчаянную драку». Ну и так далее.
На протяжении веков, лучшими мастерами, или правильнее сказать мастерицами, изготавливающие эти плащи, считались кабардинцы. Стоит пояснить, что процесс изготовления очень трудоемкий. В год одна семья успевала сделать всего 10-15 единиц одежды. Любопытно, но изготовлением занимались только женщины. Войлок много раз скатывали, растягивали, расчесывали, сушили, стирали, опять сушили, придавали форму, вплетали различные элементы и т.д.
Так почему плащ горцев столь необычной формы? Просто мода изменилась. Если сегодня мужчины носят зауженные джинсы, то раньше признаком мужества считались широкие плечи. Вдобавок, как говорилось ранее, деревянные вставки на плечах, сдерживали рубящие удары саблей. Широта плаща, ко всему, скрывала движение рук под ним, можно было незаметно схватить оружие и нанести удар. В общем, достоинств много.
Кавказские свадьбы
На Кавказе живут представители многих народов: чеченцы, дагестанцы, азербайджанцы, абхазы, осетины, армяне. Многообразие национальностей сформировало уникальную культуру Кавказа, которая пропитана своим необыкновенным духом и колоритом. Важную роль в жизни каждого кавказца играет день создания своей семьи. Свадебные церемонии здесь шикарные и яркие, они наполнены древними традициями и обычаями. Свадебное торжество на Кавказе празднуется не менее трех дней. Если вам посчастливится побывать на такой свадьбе, то у вас обязательно останется масса позитивных впечатлений.
Особенности традиций на кавказских свадьбах
Кавказские свадьбы имеют некоторые существенные отличия от подобных церемоний у других народов.
Свадебное скрывание
В средние века, несмотря на тот факт, что молодожены были главными участниками свадебной церемонии, они не присутствовали на торжестве вдвоем. Жених и невеста в течение всего свадебного веселья прятались друг от друга и отмечали собственную свадьбу в кругу родни. Возможность молодым взглянуть друг на друга предоставлялась только перед брачной ночью. Эта традиция закрепляла, принятое на Кавказе, разделение общества на женское и мужское.
Вхождение в дом мужа
Ярчайшим событием кавказского свадебного торжества было вхождение молодой супруги в дом мужа. Новобрачная делала это с закрытым лицом, во избежание сглаза и нападения злых духов. Традиционно на порог дома стелили овечью шкуру. Переступить порог нового жилья молодая супруга должна была только с правой ноги, разбив при этом маленькое блюдце. Поверье гласило, что соблюдение данного ритуала принесет новобрачным счастливую и спокойную семейную жизнь.
Объятия
Перед уходом молодых в спальню, проводился ритуал объятий. Девушка обнималась с близкими родственниками. Первым, по традиции, ее обнимал мальчик или девушка с младенцем на руках, что сулило рождение в молодой семье сына. Потом новобрачная обнималась с бабушкой – старшей женщиной в семье.
Чтобы жизнь молодой жены в доме мужа была богатой и сладкой, свекровь давала ей ложку меда, а гости осыпали новобрачную сладостями, монетами, а также рисом, который является символом достатка и плодородия.
Первая брачная ночь
Кавказская невеста встречается со своим будущим супругом перед первой брачной ночью. После этого брак считается состоявшимся и происходит обряд «снятия запретов». Молодые снова получают возможность видеться с родными и друзьями, от которых они прятались на протяжении всего свадебного торжества.
Выход невесты к реке
Очень распространенная деревенская традиция – выход невесты к реке. В давние времена люди верили, что кавказскую девушку может затянуть на дно реки водяной, пока она будет набирать воду. Чтобы этого не произошло, нужно было провести специальный обряд. Новобрачную подводили к водоему, куда муж бросал кусочек хлеба в качестве подарка водяному. Во время этого обряда все пели песни, играла музыка, а затем в хлеб, подаренный водяному, стреляли.
Подарки
Кавказская свадьба просто немыслима без многочисленных подарков. Семья невесты преподносила молодому зятю и всем мужчинам из его семьи теплые носки. Подарок был символом хозяйственности будущей жены.
В современных крупных городах многие старинные кавказские обряды изменились или дополнились новыми оригинальными деталями. Например, если раньше мужчины и женщины праздновали свадьбу порознь, то теперь молодые незамужние девушки присутствуют на свадебном торжестве, где имеют возможность найти себе жениха. Юные красавицы скрупулезно готовятся к свадьбе подруги – вышивают красивые наряды, чтобы понравиться мужчинам, а парни, в свою очередь, заготавливают пламенные тосты и признания, которыми намереваются покорять сердца девушек.
После обмена любезными фразами, молодой джигит старается угостить девушку, которая ему понравилась, выражая, таким образом, симпатию к ней. Но кавказский юноша преподносит угощение не лично, а через посредника. Если парень пришелся юной барышне по душе, она, через того же посредника, дарит кандидату вышитый платок. Обмен подарками закладывал фундамент будущих отношений между молодыми людьми.
Сватовство на Кавказе
Перед обрядом сватовства джигиту выбирали подходящую невесту. В давние времена этим вопросом занимались родители парня. Значимыми аспектами выбора были: материальный достаток родителей, их статус в обществе, здоровье дочери. Сегодня кавказские женихи имеют возможность сами выбирать невест, но в дань традициям предков, спрашивают разрешение у родителей, а уже потом засылают сватов.
Сватовство на Кавказе разделено на два этапа:
Первый этап.
Сват от семьи жениха встречается с семьей девушки и договаривается о дне, когда прибудет в гости вся делегация, предлагает тщательно к этому времени подготовиться. В назначенный день приезжают люди от кавказского парня. Обычно это отец, брат, дядя и человек, которого в деревне уважают, и который хорошо знает обе семьи. Гостей усаживают за стол. К ним выходит отец невесты и близкая родня. Сначала разговаривают на отвлеченные темы, а потом сваты плавно переходят к цели своего визита – просят выдать дочь замуж.
В первый приезд давать согласие на брак не принято. Отец девушки говорит, что им нужно подумать, посоветоваться с родней и спросить мнение дочки, а потом уже дать окончательный ответ.
Второй этап
проходит более масштабно, готовятся к нему еще серьезнее, чем к первому – на столе больше угощений, а в доме – участников обряда. Сватов радушно встречают, и вновь гости общаются вначале на отвлеченные темы. Когда разговор переходит к главному, сват интересуется, к какому решению пришла семья девушки. В этот раз отец девушки дает согласие на брак, либо называет причину отказа, что случается крайне редко.
Большое кавказское сватовство
Каждое сватовство во многом зависит от культурного наследия и национальности народов, живущих на Кавказе. Раньше дату свадьбы молодых назначали их родители. Со временем эта почетная обязанность легла на плечи жениха, но, при этом, он обязательно спрашивает и учитывает пожелания невесты. В давние времена обряд сватовства на Кавказе проходил весной, а свадебное торжество – осенью, после того, как с полей был собран весь урожай. Но традиция эта отошла в прошлое, свадьбы стали играть, в основном, летом, в теплую погоду.
После удачного сватовства семьи договариваются о количестве приглашенных гостей и денежной сумме, которую может потратить на свадьбу будущий супруг. На Кавказе принято звать на торжество много гостей. В их числе – близкие и дальние родственники, друзья, приятели, соседи. Если вдруг новобрачные забудут позвать кого-то на свадьбу, это может послужить серьезным поводом для обиды. На банкет может прийти даже посторонний человек, если он преподнесет хороший подарок молодоженам. Незваного гостя примут тепло и радушно.
Бывают случаи, когда сватовство проходит неудачно, и жених получает отказ. Тогда, если горец не собирается отрекаться от возлюбленной, он может пойти на крайнюю меру и выкрасть невесту. Вместе с друзьями молодой джигит совершает похищение и везет пленницу к себе в дом. Там он уговаривает девушку, обещает ей разнообразные подарки и богатую семейную жизнь. Если кавказская девушка не хочет выходить замуж за похитителя, ей все-таки проще согласиться на брак. В противном случае, проведя ночь в доме чужого мужчины, она считается опозоренной.
Обычай празднования двух свадеб
Свадебный пир на Кавказе длится несколько дней. В старину проходило два банкета одновременно – в доме будущего супруга и в доме невесты. Свадьбу мужчины и женщины праздновали отдельно. Такое разделение позволяло обеим сторонам чувствовать себя непринужденно и комфортно. Потом эта традиция канула в лету.
Сегодня женщины Кавказа имеют больше свободы и могут праздновать свадьбу вместе с мужчинами. Но, отдавая дань традициям предков, родители невесты не должны присутствовать на торжестве. Из-за этой традиции на Кавказе сложился обычай праздновать две свадьбы: на первом торжестве, которое празднуется за неделю до основной свадьбы, родители прощаются с дочерью. Здесь присутствуют также все родственники невесты: веселятся, танцуют, поют национальные песни.
А уже в день официального заключения брака, эстафету принимают родственники и друзья жениха. Родителям девушки платят калым, подруги помогают невесте перевозить приданое в дом мужа, куда молодая жена переезжает. Поскольку два свадебных торжества – довольно накладно даже для кавказцев, многие семьи празднуют сейчас одну свадьбу, на которой гуляют родственники, друзья и приятели с обеих сторон.
Кавказская невеста – образец целомудрия и скромности
Жители гор с большим уважением относятся к женщинам, но требуют от них уважения и даже преклонения перед мужчинами. Невеста на Кавказе всегда прекрасна, скромна и невинна. Девушка, которая выходит замуж, во время праздника должна вести себя тихо и скромно, по большей части молчать, почти нечего не пить и не есть. Ее лицо чаще всего прикрывают белой тканью. Если на свадебных церемониях в других странах, новобрачная активно участвует в праздновании, то у горцев она служит лишь украшением свадебного торжества.
У русских принято на свадьбе кричать «Горько!». Молодожены после этого призыва начинают целоваться. Считается, что чем дольше длится поцелуй, тем радостнее и счастливее будет семейная жизнь. Ни на одной кавказской свадьбе вы не услышите «Горько!» и не увидите поцелуя молодых. По национальным обычаям парень не имеет права прикасаться к своей возлюбленной до первой брачной ночи. Также на свадебном торжестве вы не услышите скабрезных шуток и вольностей в адрес молодой супруги.
Лезгинка: музыка и танцы на кавказских свадьбах
Если вы хоть раз присутствовали на кавказской свадьбе, то слышали задорную и веселую музыку на протяжении всего торжества. Во время застолья гости поют национальные песни и танцуют. Главным кавказским танцем, без которого невозможно представить здесь ни одно торжество, является лезгинка. Мужчина в нем играет роль орла, а женщина – лебедя. Кавказская новобрачная может принимать участие в свадебных танцах, но для этого ее должен пригласить старший родственник.
Кавказские тосты на свадьбу
Горцы очень любят провозглашать тосты, поэтому молодожены во время свадебной церемонии слышат в свой адрес огромное количество приятных слов. Тосты, как правило, бывают длинные в форме поучительных притч, наставлений и советов. Когда яркий спич обращен к новобрачному, хвалят, в первую очередь, его силу, настойчивость и смелость. Если превозносят невесту, акцентируют внимание на том, какая она скромная, красивая, хозяйственная. Кавказское свадебное торжество проходит шумно. Поверье гласит, что, благодаря большому веселью, молодожены будут счастливы в семейной жизни.
Праздничный кортеж молодоженов
Кортеж кавказских новобрачных насчитывает, как минимум, 20 машин. Водители, громко сигналя, сообщают всем о радостном мероприятии. В автомобиле, возглавляющем кортеж, всегда едет человек, распоряжающийся деньгами. Он платит выкуп за проезд всем, кто останавливает машины, даже случайным прохожим. Во втором авто едут жених и невеста, в третьей машине везут ковры, которые расстилают перед молодой женой, чтобы она не ступала своими праздничными туфельками по асфальту.
Кавказская свадьба 2016 года видео
Кавказское свадебное торжество – важное событие, как для молодоженов, так и для всех родственников и гостей. Составляющие церемонии горцев – это прекрасная невеста, мужественный и элегантный жених, веселые гости, песни, тосты и зажигательные танцы. Если вам посчастливится побывать на кавказской свадьбе, обязательно снимите торжество на фото и видео, чтобы потом пересматривать интересные и важные моменты этого яркого действа.