Uspoloassn.su

Модные новинки
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О чем расскажет тюбетейка

О чем расскажет тюбетейка?

В древние времена тюбетейка могла многое рассказать о своем хозяине. Читая узор, которым была расшита тюбетейка, можно было легко определить, чем занимался ее владелец и откуда он родом. В наши дни, к великому сожалению, люди разучились понимать язык узоров на восточных головных уборах.

Название «тюбетейка» происходит от тюркского слова «тюбе», что означает «вершина».

В Средней Азии тюбетейки появились задолго до проникновения туда мусульманской религии. К примеру, на бадахшанских тюбетейках вышивалась символика древних ариев.
В отличие от наших современников, древние люди носили тюбетейки не на самых макушках, а полностью закрывали ими лоб, аж до самых бровей. По древним поверьям, таким образом они прикрывали от воздействия негативной энергии свой «третий глаз». А конусообразные головные уборы в те дни якобы служили для связи человека с космосом.

Существовали и детские тюбетейки. Их надевали на головы новорожденным младенцам в качестве оберега. Детские тюбетейки имели конусообразную форму со свисающей с верхушки тесемочкой с кисточкой на ее конце. Часто под такой конусообразной шапочкой скрывали косичку на голове мальчика, которая служила символом принадлежности его к избранным детям.

С приходом в Среднюю Азию ислама роль тюбетейки изменилась. Согласно Священному писанию, правоверному мусульманину запрещалось появляться в общественных местах без головного убора. Тогда тюбетейка превратилась в элемент мужского религиозного костюма, а также стала его главным украшением.

Однако есть у тюбетеек и более практичная функция. Как мы знаем, климат Средней Азии весьма жаркий и большую часть времени года солнце палит нещадно. В таком климате тюбетейки из хлопчатобумажной ткани отлично защищают голову от солнца. А во время сна служат даже ночным колпаком.

К середине XIX века в Средней Азии существовало большое многообразие фасонов тюбетеек. Были там и конусообразные, и полусферические, квадратные и плоские.

Орнамент на тюбетейках также отличался своим многообразием и служил выражением местного колорита и фантазии восточных мастериц. Иногда орнамент мог рассказать историю своего времени. Так, в одной частной коллекции сохранилась тюбетейка с вышитым на ней автомобилем марки «Победа».

В прошлые времена головной убор указывал на статус того, кто его носил, и его принадлежность к разным слоям общества. Так, золотошвейные тюбетейки на Востоке носили исключительно представители аристократического сословия, а также люди, которые были удостоены такого ценного подарка.

Различается также и узор на тюбетейках, вышитых в разных областях.
Например, памирские мастерицы до сих пор используют в своей работе арийскую символику. Бадахшанские тюбетейки можно узнать по сочетанию красного, зеленого, синего и белого цветов в геометрическом орнаменте. На севере Таджикистана тюбетейки обычно имеют квадратную форму и являются золотошвейными. Вышивают там обычно птиц, зачастую сказочных. В Хатлонской области Таджикистана тюбетейки расшивают цветами, ветвями и листьями.

Самым популярным узором в соседних с Таджикистаном странах считается вышитый на черной тюбетейке белый миндаль. Такая тюбетейка является неотъемлемым атрибутом костюма мусульманского мужчины, без которого он не явится ни на свадьбу, ни на похороны, ни в мечеть.
Белыми нитями на черной тюбетейке часто вышивают и четыре стручка жгучего перца. Считается, что жгучий перец отпугнет злых духов, а четыре его стручка защитят голову мужчины с четырех сторон света.

Читайте так же:
Банкетный зал московского городского гольф клуба

Теперь, когда вы встретите на улице человека в тюбетейке, приглядитесь повнимательней к ее узору, может быть он расскажет вам свою историю.

Чустские тюбетейки: 8 особенностей головного убора

С давних времен узбеки умели удивлять своей богатой культурой. Это проявлялось во всем: в кулинарных изысках, оформлении жилища, народных традициях и, конечно же, в одежде. Национальные наряды и головные уборы стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Что уж говорить об узбекской тюбетейке! Ведь это не просто национальный головной убор, это священный символ, часть узбекской культуры, украшение головы, которое может рассказать о своем владельце.

Слово «тюбетейка» образовалось от тюркского «тюбе», что означает «вершина». Тюбетейки носят практически все, от мала до велика: старики, мужчины, женщины, девочки, мальчики и даже младенцы, а вот пожилые женщины тюбетеек не носят. Каждый регион Узбекистана отличается своей фирменной тюбетейкой.

Самыми популярными тюбетейками являются:

  • Золотошвейная бухарская – узоры, вышитые на тесьме золотой и серебряной нитью, указывают на высокий статус обладателя.
  • Андижанская (женская) тюбетейка – тюбетейка вышивается на плотном белом основании крестиками. Часто изображаются фрукты и символические знаки.
  • Ташкентская (женская) тюбетейка – яркие перья птиц, как защита от сглаза. Изготавливаются из бордового, темно-зеленого или темно-синего цвета материалов, расшитые бисером светлых тонов.
  • Шахрисабзская (мужская) тюбетейка – «Ироки» или «Иракская». Яркая тюбетейка с растительными орнаментами, символизируют красоту и щедрость природы.
  • Байсунская (мужская) тюбетейка – необычной цветовой комбинации тюбетейка. Каждый цвет имеет свое сакральное значение, к примеру, горчично-желтый – цветок хлопка, белый – сам хлопок.
  • Каракалпакская (мужская) – круглой формы тюбетейка, которая в народе называется «плевком царицы».
    Каждый мастер по изготовлению тюбетеек вкладывает сакральный смысл. Узоры, цвет, форма имеют своё значение. Почетное место, в коллекции узбекских тюбетеек занимает Чустская мужская тюбетейка. У каждого порядочного узбека в гардеробе обязательно должен быть такой головной убор. Родиной таких тюбетеек является город Чуст Ферганской долины. Именно там целыми семьями ведется изготовление тюбетеек, передавая из поколения в поколения секреты производства.Чустские тюбетейки имеют свои отличительные признаки, в которых заложено сакральное значение:
    • Такие тюбетейки тёмного цвета. Насыщенный тёмный цвет символизирует космос и тьму.
    • Орнаменты на тюбетейке вышиваются белыми нитями. Белые нити символизируют круговорот и знак солнца.
    • На тюбетейке можно разглядеть орнамент стручкового перца – «калампур». Такой орнамент считается символом жизни, семейного счастья и оберегом от сглаза.
    • Тюбетейка имеет выраженные четыре стороны. Каждая сторона, как защита от злых духов с каждой стороны света.
    • Вокруг тюбетейки можно насчитать 16 арок. Каждая арка символизирует цикличность жизни и смерти. За каждой жизнью следует смерть, а за смертью, следовательно, жизнь. Кроме того, такое расположение сулит богатство и жизнеспособность.
    • Внутри арок, через одну, встречаются баранья рога – означают силу и мужество.
    • Чустские тюбетейки удобно хранить. если их сложить, то каждая часть имеет свое название – тепа, кизак, жияк.Наравне с Чустскими тюбетейками, в Узбекистане распространены Маргиланские тюбетейки. Они тоже черного цвета с белыми орнаментами, но в отличие от чустских, на этих тюбетейках изображен цветок сладкого миндаля, и они имеют немного другую форму.

    Значения слова тюбетейка

    тюбет е йка, тюбетейки, жен. (тат. tybetej). Маленькая круглая шапочка, обычно расшитая узорами.

    Энциклопедический словарь

    (тюрк. тюбетей, от тюбе — верх), круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами у народов Ср. и Передней Азии.

    Словарь Ожегова

    ТЮБЕТЕЙКА, и, ж. Маленькая без тульи и полей узорчатая восточная шапочка, облегающая голову.

    | прил. тюбетеечный, ая, ое.

    Словарь Ефремовой

    ж.
    Круглая или островерхая шапочка с вышитыми или ткаными узорами как национальный
    головной убор многих восточных народов.

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    — островерхая мужская шапочка, надеваемая прямо на голову; получила название от татарского слова тюбе , означающего верх , вершину.

    Энциклопедия моды и одежды

    (тюрк. тюбетей — верх, вершина) — головной убор, шестигранная или квадратная неглубокая шапочка из шелковой ткани или фетра с вышитыми или ткаными узорами; национальный головной убор многих восточных народов, повсеместно распространена у народов Средней Азии: ее носят дети, мужчины и женщины, молодые и пожилые.

    (Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

    (тюрк.) — круглая или квадратная матерчатая шапочка типа ермолки, возможно остроконечная, у народов Средней и Передней Азии. Была распространена в Московской Руси в 15-17 вв.

    Тюбетейка чустская — из черного сатина с белой вышивкой например, у таджиков и узбеков.

    (Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)

    Этнографический Словарь

    (тюрк. тюбетей, от тюбе — верх, верхушка), круглая матерчатая шапочка, иногда отороченная мехом, у народов Средней и Передней Азии. головной убор мужчин и незамужних девушек. девичья тюбетейка обычно носилась со множеством косичек.

    Тюркизмы в русском языке

    ж татарская ермолка, круглая или остроконечная (Даль, 4, 450). Ушаков, 4, 841 тюбетейка (тат. tybətəy) (Сл. Акад., 1963, 15, 1211, 1212). «В советскую эпоху ряд восточных (и тюркских) терминов был усвоен вместе с новыми понятиями» (Дмитриев, 1958, 8). К таким новым словам Дмитриев относит и слово тюбетейка (восточная шапочка). «Тат.-башк. тубэтэй, кирг. тебетей. Описание татарской тюбетейки дано Воробьевым (ор. cit., 359—361)» (там же, 33). Согласно Фасмеру, «из тат. tubatai — то же: tuba ‘верхушка'» (4, 134). Жубанов пишет: «Вполне законно оформление суффикса уменьшительности, происходящего из формы тег, в виде тей (ср. тюбетей

    тюбетейка; тебе — верх, голова, макушка + тей суф. уменьшительности)» (Жубанов, 1966, 65). Радлов tubätäi (казан, от туба + ?) ермолка (3, 1598). ср. тат. тубэтэй тюбетейка, чаплашка, ермолка, тубэ крыша, кровля (Тат.-рус. сл., 1950, 259).

    Родина бардымской тюбетейки

    Родина бардымской тюбетейки

    Седьмую серию спецпроекта Business Class о путешествиях по Пермскому краю мы посвятили селу с очень распространенным в Прикамье названием – Березники. Находится оно в 12 километрах от Барды и в 150 километрах от Перми, рядом с рекой Тулвой. Село известно с 1734 года как деревня Канаул или Каен-Авыл (в переводе с башкирского Каен – береза, авыл – деревня). Живут в нем около 500 человек, практически все знают минимум два языка – башкирский и русский.

    Родина бардымской тюбетейкиВ 2007 году инициативные местные жители, думая о том, как привлечь в родную деревню туристов, написали проект этнографического музея и выиграли грант конкурса одной из крупных промышленных компаний Пермского края. Вскоре из экспозиции, посвященной домашней утвари и быту, вырос небольшой музей тулвинской тюбетейки, который сегодня регулярно посещают путешественники со всей России. В нем проводятся мастер-классы, отмечаются национальные праздники и пишется летопись бардымских Березников.

    Родина бардымской тюбетейкиРодина бардымской тюбетейкиОдной из главных вдохновительниц для авторов проекта стала народный мастер Пермского края Ануза Сакаева – тюбетеечница, унаследовавшая талант от своей бабушки. Во многом благодаря ей и ее семье в селе родился новый туристический бренд района.

    Родина бардымской тюбетейки

    Тюбетейка – мужской или женский головной убор тюркских народов; в русском языке слово «тюбетейка» произошло от татарского/башкирского слова «түбәтәй», означающего круглую шапочку.

    Характерным головным убором татар и башкир были тюбетейки тебети. Они богато украшались вышивкой цветными шелковыми или хлопчатобумажными нитями, расшивались бисером. Поверх тюбетейки летом надевали войлочные шляпы, а зимой – меховые шапки. Тюбетейки тулвинских татар и башкир шились из плиса или бархата черного цвета, реже – бордового или темно-зеленого, имели невысокий околыш и полусферический верх с четырьмя клиньями.

    Анузе Сакаевой 85 лет. Ей трудно подниматься по лестнице – музей открыт на втором этаже местного Дома культуры, поэтому помогает дочь Фаукия Алиева. Она поправляет маме розовый, расшитый блестящим бисером платок, усаживает за стол поближе к стенду с коллекцией тюбетеек. Сама устраивается рядом.

    Родина бардымской тюбетейкиАнуза родилась в Березниках и всю жизнь прожила здесь, ни разу надолго не покидая родное село. Воспитывалась бабушкой и, научившись у нее рукоделию, с 10 лет начала вышивать тюбетейки. Сначала использовала нитки мулине, а затем первая в Бардымском районе применила для вышивки бисер.

    – Моя бабушка все умела делать. И благодаря ей я тоже умею все, – Ануза хорошо говорит по-русски, но часто использует в речи башкирские слова. Тогда ее дочери Фаукие приходится пояснять, что именно хотела сказать мама. – В детстве вышивала тюбетейки, но когда пошла работать и появились дети, рукодельничать некогда было. Вернулась к вышиванию уже на пенсии. Руки все помнят.

    Родина бардымской тюбетейкиАнуза организовала в сельском клубе кружок, в который приглашала и детей, и взрослых. Обучила мастерству свою дочь (Фаукия вышивает с 90-х), знакомых, подруг. Позже, когда появился музей, его директор Венера Сарманова придумала еще один мобильный передвижной проект.

    – Мы ездили по деревням с мастер-классами, обучали вышиванию тюбетеек, организовывали концерты. После этого в соседних поселениях девушки стали зарабатывать ручным трудом, – рассказывает Люра Мустаева. Она библиотекарь в Доме культуры, активно принимает участие во всех проектах музея тюбетейки.

    На одну тюбетейку у Анузы уходит около недели. Она, сконфузившись, говорит, что сейчас заказы принимает редко. Вышивает только тогда, когда есть настроение. Работать приходится с мелкими деталями, а у пожилой мастерицы зрение в последнее время ухудшилось.

    – Раньше мы вышивали только зимой – летом было много работы в поле и огороде. Садились за стол, включали лампу и работали. Во время войны тюбетейки обменивали на продукты – это нас с бабушкой очень выручало. Сейчас одна тюбетейка стоит 1000 рублей. Заказы в основном берет Фаукия. Я помогаю ей, если много желающих.

    Родина бардымской тюбетейкиРодина бардымской тюбетейкиЗа материалами тюбетеечницы ездят в Барду: бисера, а тем более бархата в Березниках не сыщешь. Раньше и в районном центре не было материалов, приходилось все заказывать из Узбекистана – мастерицам привозили бусы, а они их распускали. Во все времена тюбетейки Анузы и Фаукии высоко ценились и пользовались спросом. Заказы приходили не только из ближайших деревень и городов, но даже из Европы и США.

    – В 2013 году администрация Бардымского района попросила нас вышить 90 тюбетеек для гостей Всероссийского сельского сабантуя. Вдвоем мы, конечно, не справились. Привлекали мастериц из соседнего села Ишимово, передавали часть работы посетителям нашего кружка. Готовились с зимы, – говорит Фаукия Алиева.

    Родина бардымской тюбетейки

    Каждая тюбетеечница вышивает по собственному узору, лично ею придуманному и разработанному. Отличительные особенности рисунка Анузы – это лилия посередине и гусиные крылья по бокам (на гербе Бардымского района изображен гусь). У Фаукии в центре композиции тоже есть цветок, но он как бы пустой, не заполненный бисером внутри. А мастерицы из Ишимово украшают свои тюбетейки тремя листочками.

    Родина бардымской тюбетейкиРодина бардымской тюбетейкиРаботы местных искусниц есть в экспозиции музея. Представлена здесь и самая старая тюбетейка коллекции – ей больше 60 лет. Сотрудникам Дома культуры она досталась от одной из семей села Березники. Фаукия взялась за ее реставрацию, восстановила былую форму и почистила.

    – Вообще мы здесь все делаем сами, никого специально не приглашаем. Мне, например, захотелось сделать альбом об истории нашего села. Почитала книги, поговорила со старожилами, собрала фотографии и все оформила, – говорит Люра Мустаева. – А экспозиции домашней утвари появилась в музее только благодаря одной из наших сотрудниц. Еще работая в соседней деревне, она начала коллекционировать старинные предметы быта. И, переехав к нам, забрала с собой все собрание. Так появилась, к примеру, прялка, ткацкий станок, горшки, чан для зерна, обувь и одежда.

    Родина бардымской тюбетейкиРодина бардымской тюбетейкиСамая старая тюбетейка в коллекции музея

    Родина бардымской тюбетейкиМожет быть именно потому, что вся экспозиция составлена непрофессиональными музейщиками, она кажется немного наивной и любительской. Например, история села написана от руки на страницах большого фотоальбома. Подписи к экспонатам распечатаны на обычной бумаге и приклеены на скотч.

    Родина бардымской тюбетейкиЭкскурсионные группы в музей привозят несколько раз в неделю. Для гостей устраивают целые представления – сотрудницы Дома культуры встречают на крыльце в национальных костюмах, с песнями, танцами и угощением. Рассказывают о татаро-башкирском фольклоре, показывают библиотеку, проводят мастер-класс по изготовлению тюбетейки из бумаги, демонстрируют основную экспозицию. Потом предлагают чай с чак-чаком. Все это – лично их инициатива, даже сладости они готовят дома сами.

    – Мы понимаем, что нужно развивать музей, расширять коллекцию. Сейчас она в основном состоит из работ местных мастериц, пополняется благодаря Анузе и Фаукие. Пишем проекты для новых конкурсов, – поясняет Люра Мустаева. – Открыли детский кружок рукоделия, где учим вышивать тюбетейки. Но школьники посидят немного, поработают, а потом скучают и бегут к компьютеру.

    Родина бардымской тюбетейкиАнуза Сакаева тихо и с грустью добавляет:

    – Раньше мужчины в тюбетейках постоянно ходили. А сейчас их носят только старики. Молодежь надевает на праздники.

    – Секрет мастерства уходит вместе с пожилыми людьми. Есть потребность в возрождении этого ремесла, но пока обучаться вышивке хотят только пенсионеры. Если мне скажут – надо! – я тоже буду. Если, Ануза, ты не будешь работать, я выйду на пенсию и подменю, – подбадривает пожилую мастерицу Люра.

    Родина бардымской тюбетейкиБерезники – очень маленькое село, поэтому и достопримечательностей немного. Жители, рассказывая о своей малой родине, непременно вспоминают Масгута Имашева, композитора и музыканта. Его портрет встречают автомобилисты на повороте в деревню. А его бюст установлен во дворе местной школы.

    Родина бардымской тюбетейкиРодина бардымской тюбетейкиМасгут Габдрахманович родился в Березниках в 1930 году, сейчас живет в Казани. В 1964-м окончил Казанскую государственную консерваторию имени Н.Г. Жиганова, написал музыку к 50 драматическим спектаклям и около 100 вокально-инструментальных сочинений на стихи татарских поэтов. В его репертуаре также есть песня про тюбетейку.

    В селе есть магазинчик, в котором можно купить национальные сладости. Напротив Дома культуры стоит небольшая мечеть.

    Родина бардымской тюбетейкиРодина бардымской тюбетейкиМногие местные жители передвигаются по селу на велосипедах

    И если вы все-таки отправитесь в музей тюбетейки, на обратном пути загляните в село Ишимово (оно находится по другую сторону трассы). Из Ишимова дорога ведёт к реке Тулве, которая раньше была быстрой и полноводной. Сегодня она спокойная, но извилистая и живописная. Берега её в этом месте будто необитаемые (за час пребывания там мы встретили только пару цапель, которые охотились на рыбу). С одной стороны – поля и мелколесье, с другой – хребет, покрытый щетиной густых елей. На машине можно переехать через низкий мост и забраться на одну из вершин. С нее открывается панорама долины Тулвы, а вдалеке виднеется село Березники.

    Родина бардымской тюбетейкиРодина бардымской тюбетейки Родина бардымской тюбетейки

    РЕКОМЕНДАЦИИ:

    – Село Березники находится в 150 километрах от Перми. Примерные координаты: 56.982868, 55.554234

    – Музей тюбетейки расположен в Доме культуры по адресу: улица Советская, 11. Двигайтесь по главной улице и не заблудитесь

    – В селе нет банкоматов, но в местных магазинах есть безналичный расчет

    – Если вы хотите заказать тюбетейку или попробовать национальные блюда, позвоните в музей заранее – для вас все приготовят. Телефон 8-919-488-42-47 (директор Венера Сарманова)

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector