Доклад на тему; Фигурное катание
Доклад на тему: "Фигурное катание"
игурное катание – конькобежный олимпийский вид спорта, основная идея которого заключается в передвижении спортсмена или пары спортсменов по льду на коньках и выполнении специальных элементов под музыку. Фигурным катанием занимаются как мужчины, так и женщины.
История возникновения и развития фигурного катания
Прежде чем говорить о возникновении фигурного катания, следует упомянуть о появлении первых коньков. Находки археологов говорят о том, что прототипы коньков были уже в бронзовом веке (35/33 — 13/11 вв. до н. э.), но такие коньки не годились для фигурного катания, их предназначение было лишь для ускорения их владельца. Фигурное катание зародилось в Голландии, в XII—XIV веке. Заниматься им стало возможно после создания железных коньков с двумя ребрами. Но это было не то фигурное катание, к которому мы с вами привыкли. Спортсмены вычерчивали на льду различные фигуры, сохраняя при этом красивую позу. В 1742 году в Эдинбурге появился первый клуб любителей фигурного катания, тогда же был придуман первый перечень обязательных фигур и первые правила. Из Европы фигурное катание быстро распространилось в США, где получило огромное развитие. Стали открываться новые клубы фигуристов, совершенствоваться правила, разрабатываться новые модели коньков. К середине XIX века были сформированы практически все из существующих обязательных фигур, а также технические приемы для их выполнения. На первом Конгрессе конькобежцев в 1871 году фигурное катание было признано как вид спорта, а ещё спустя 11 лет был проведен первый официальный чемпионат по фигурному катанию. В 1890 году в честь 25-летия катка в Юсуповском саду в Санкт-Петербург съехались все звезды фигурного катания, а получившиеся соревнования носили статус «неофициального чемпионата мира». Продемонстрированный международный размах позволил уже в 1896 году провести в Санкт-Петербурге первый официальный чемпионат мира по фигурному катанию.
Правила в фигурном катании
Правила зависят от разновидности фигурного катания: индивидуальное женское, индивидуальное мужское, парное фигурное катание, а также парные танцы на льду. В индивидуальном катании мужчины и женщины обязаны откатать две программы – короткую и произвольную. За короткую программу, которая может длиться до 2 минут 40-50 секунд, фигуристы обязаны представить 8 обязательных элементов (двойной или тройной Аксель, тройной или четверной прыжок, одна комбинация прыжков, несколько разных типов вращений и две дорожки шагов) в любом порядке. За отсутствие одного из элементов следует штраф.
Произвольная программа почти в два раза дольше короткой, она занимает 4 с половиной минуты у мужчин и 4 минуты у женщин. Фигуристы стремятся включить свою программу самые сложные элементы (за которые можно получить больше баллов). В парном фигурном катании правила очень схожи с индивидуальными, разница лишь в обязательных элементах. Так, обязательными элементами для пар являются поддержки (партнер поднимает партнершу), прыжки с выбросом (когда партнер кидает партнершу), а также синхронные прыжки и вращение.
А вот программа танцоров несколько отличается. Они должны исполнить обязательный, произвольный и оригинальный танцы. Обязательный танец всем фигуристам дается один и тот же, с набором обязательных элементов. Затем следует оригинальный танец, в котором всем участникам дают определенную тему для вариаций, а уж они должны интерпретировать ее, как сочтут нужным. Ну а всю свою фантазию, талант и мастерство танцоры могут показать в произвольной программе. Здесь и музыку, и костюмы, и движения выбирают сами фигуристы, поэтому и очков за него дают больше всего – 50 %. Есть ещё синхронное катание, в котором одновременно за одну команду выступает от 16 до 20 фигуристов. Цель дисциплины – выступление команды как единого целого. Техника, скольжение, элементы в синхронном катании полностью соответствуют классическому фигурному катанию. В синхронном катании есть свои особенные обязательные элементы, такие как: круг, линия, колесо, пересечения, блоки. Прыжки в фигурном катании разделяются на две группы — рёберные и носковые (зубцовые), в зависимости от того, какой частью конька происходит толчок. Сейчас фигуристы выполняют 6 видов прыжков — тулуп, сальхов, ридберге, флип, лутц и аксель.
Ледовое поле
Как правило, это стандартная площадка размерами: 30 х 60 метров. Имеет пластиковые или подвижные борта. На ледяном поле должен быть очень качественный чистый и ровный лед, это достигается специальной техникой, погрешность неровностей не должна превышать 0,50см
Одежда и снаряжение для фигурного катания
Профессиональные коньки для фигурного катания изготавливаются из толстой прочной кожи, имеют длинную шнуровку и большой язычок. Для профессиональных фигуристов коньки изготавливаются индивидуально. Лезвия производятся из карбоновой стали и состоят из двух частей. Вогнутая бородка для хорошего скольжения по льду. Носовая часть с зубцами, для исполнения толчков и некоторых элементов программы.
Костюм для фигурного катания должен изготавливаться из легких и эластичных материалов, как правило, это стретчевые ткани. Костюм фигуриста отражает стиль исполнения программы и музыку.
Судейство
Главный судья – отвечает за организационную составляющую соревнования: вызывает на лёд фигуристов, даёт сигналы радиоузлу, следит за хронометражем. Технический специалист с помощником – фиксируют элементы, падения. Технический контролёр – контролирует работу технической бригады. 9 судей – оценивают качество исполнения.
Самый сложный прыжок в фигурном катании: история, особенности и интересные факты
Как интересно наблюдать за красивыми синхронными движениями фигуристов на льду, и насколько же сложно им выполнять те или иные движения. При этом сами виды прыжков мало кто знает и различает. Зато многие любители зимних видов спорта могут назвать самых удачно выступивших фигуристов. Причем запоминаются не только их номера и тщательно подобранные костюмы, но и тот прыжок в фигурном катании, который они сделали в определенной сценической программе. Сегодня мы постарались выяснить, какими же бывают современные прыжки. А также о том, какой из них самый сложный.
Общие сведения о прыжках в программах
Прыжки считаются обязательными элементами и частью программы для спортсменов, занимающихся профессиональным фигурным катанием. Данные элементы являются наиболее яркими, их выполняют на льду во всех дисциплинах. Без прыжков работают лишь фигуристы, избравшие в качестве основной своей деятельности спортивные танцы. По словам опытных спортсменов, прыжок в фигурном катании придает остроту ощущениям и требует не только красоты, но и высокого качества исполнения.
Какими бывают прыжки у фигуристов?
Со временем в любом виде спорта появляются дополнения и изменения. В настоящий момент современные фигуристы включают в свои показательные выступления сразу несколько видов прыжков. Всего их шесть. Каждый прыжок в фигурном катании входит в свою подгруппу. В общей сложности их насчитывается две, в каждой по три прыжка разного вида. Итак, различают прыжки:
- Реберные.
- Зубцовые.
При этом первый вид предполагает, что в процессе выполнения упражнения фигурист отталкивается ребром своего конька (его называют опорным) от поверхности льда. А зубцовые позволяют сделать толчок от зубца или носка свободной ноги. При этом любой прыжок в фигурном катании является специфичным. Он требует от спортсмена особой подготовки и владения техникой выполнения.
Возможность усложнить текущую программу выступления
Многие спортсмены могут усложнять свою программу, устраивая настоящие «водопады», или «каскады» из прыжков. В итоге выполняются прыжки с двумя, тремя и четырьмя различными вариациями. И только самые сильные фигуристы могут выполнять прыжки сразу с четырьмя оборотами.
Что такое зубцовые и реберные прыжки?
К реберным можно отнести такие элементы, как сальхов, аксель и риттбергер. А к зубцовым – лутц, тулуп и флип. В настоящий момент самый сложный прыжок в фигурном катании — аксель. Далеко не каждый спортсмен способен его выполнить. Подробнее о нем и других видах прыжков мы и расскажем далее.
Особенности выполнения и история происхождения тулупа
Первые прыжки в фигурном катании с данным названием были выполнены американцем Брюсом Мэйпсом в начале 1920 года. Свое название данные элементы получили за счет сложностей перевода. Так, это не одно, а сразу два слова — toe и loop, что в переводе на русский означает «петля в носке». Выполняется такой прыжок обычно с использованием внешнего ребра левой ступни. При этом после его выполнения спортсмен оказывается в том же положении, что и до прыжка.
Что собой представляет флип?
Как вы уже поняли, исполнение прыжков в фигурном катании имеет свою историю. Так, второй по сложности элемент под названием флип, впервые был выполнен в середине 70-х годов. Как оказалось, не сохранилось фамилии человека, впервые его реализовавшего.
Однако достоверно известно, что это был мужчина, а в женском катании этот элемент был освоен лишь к началу 80-х годов. Это и неудивительно. Техника выполнения этого эффектного элемента довольно сложная. Делается он с разворота. А далее фигурист делает толчок от внутреннего ребра левой ноги и подпрыгивает.
История происхождения и особенности выполнения лутца
Лутц – это далеко не первый самый сложный прыжок в фигурном катании, но его также нельзя назвать и легким. Выполняется он по своеобразной траектории S, а толчок вверх делается от внешнего ребра левой ноги. Первый раз этот прыжок удался австрийцу Алоизу Лутцу в 1913 году.
Прыжки риттбергер и сальхов
Сальхов считается одним из самых простых реберных прыжков. Свое название он получил в честь шведа Ульриха Сальхова. Именно этот спортсмен впервые выполнил его в 1909 году. Выполняется этот элемент с разворота. Он сопровождается дополнительным махом правой ноги, а в качестве толчковой используется левая нога (ее внутреннее ребро).
Риттбергер, или луп, был выполнен немецким фигуристом Вернером Риттбергером в 1910 году. Это прыжок средней сложности, выполняемый с внешнего ребра, но не левой, а правой ноги.
Несколько слов из истории о первом прыжке
Первый прыжок в фигурном катании был сделан лучшим норвежским фигуристом Акселем Паульсеном. Именно этот человек впервые выполнил необычайно сложное вращение и приземление, используя беговые коньки. Было это в 1882 году. Впоследствии этот элемент назвали в честь норвежского спортсмена — аксель.
В чем заключается техника исполнения акселя?
Как мы уже сказали, аксель – это самый сложный прыжок в фигурном катании. Год его выполнения навсегда запечатлен в истории современного фигурного катания. Его сложность заключается в том, что выполняется он с определенным посылом вперед. Из-за этого общее число оборотов оказывается неполным.
В зависимости от сложности данных оборотов аксель может быть одиночным, двойным, тройным и четверным. Так, одиночный прыжок предполагает выполнение в полтора оборота. Двойной – два с половиной, тройной – три с половиной, а четверной, соответственно, четыре с половиной. Интересно, что несмотря на стремительное развитие техники обучения современных спортсменов, выполнение четверного акселя по-прежнему считается большой редкостью. С такой задачей могут справиться только лучшие фигуристы.
«Перекидные» и «одноногие» прыжки
Аксель, выполненный менее чем в полтора оборота, назвали «перекидным», «испанским» или «вальсовым прыжком». Несмотря на свою схожесть с начальным элементом, этот прыжок выполняется без предварительной группировки, что делает его более простым. Чаще всего его используют вместо некоего связующего элемента в длинной спортивной программе.
В случае, когда во время прыжка фигурист опускается на ту же ногу, которой отталкивался, этот элемент принято называть «одноногим» акселем.
Особенности выполнения акселя
Если год первого сложного прыжка в фигурном катании мы уже знаем, стоит немного подробнее изучить особенности его выполнения. Что же в нем такого сложного? Для его выполнения, говорят спортсмены, необходимо заходить против часовой стрелки. Делается он так:
- Сначала фигурист выполняет разминочное скольжение на правой ноге, дабы набрать скорость.
- Затем он делает выпад, разворачивается.
- Смещает вес тела на левую ногу и медленно снижается, приседая на ней.
- Далее он осуществляет скольжение на левой ноге.
- Подпрыгивает вверх, притормаживая при помощи лезвия конька и одновременно поднимая свободную ногу вперед.
- Выполняется оборот в воздухе, во время которого спортсмен группируется и приземляется на правую ногу.
Интересные факты о выполнении сложных прыжков
Первым, кто выполнил аксель после его создателя, стал Дик Батон. Фигурист идеально повторил идеальный этот сложнейший прыжок во время Олимпийских игр 1948 года. Затем прыжок с тремя оборотами правда, с характерными ошибками, выполнил фигурист из Канады – Верн Тейлор. Было это также в 1948 году. Ровно через три года повторить тройной прыжок, но без ошибок, смог Александр Фадеев.
Как видите, покорение акселя, да и то с большим трудом, давалась исключительно мужчинам. Этот элемент требует от спортсмена отличной физической подготовки. Однако эту несправедливость удалось устранить спортсменке Соне Хени. Она стала первой фигуристкой, которая выполнила этот элемент без ошибок и падений. После нее эстафетную палочку подхватила Кэрол Хейсс, которая в 1953 году выполнила аксель с двумя оборотами. Тройной прыжок в 1988 году покорился не менее очаровательной Мидори Ито. Несмотря на то что с тех пор прошло много лет, никто из девушек и мужчин так и не смог сделать аксель с четырьмя оборотами.
Прыжки в фигурном катании
Прыжки — это обязательные элементы программы фигурного катания для всех дисциплин, кроме спортивных танцев на льду. Как пишет Елена Чайковская в своей книге, без них «фигурное катание теряет свою остроту». [1] Прыжки разделяются на две группы: рёберные, когда фигурист отталкивается от ребра опорного конька, и зубцовые, когда отталкиваются зубцом (носком) свободной ноги. [2] Прыжки под названием сальхов, риттбергер и аксель — рёберные, а тулуп, флип и лутц — зубцовые (носковые) прыжки. Самым сложным из всех прыжков является аксель. [3]
В настоящее время сильнейшие фигуристы владеют прыжками в 4 оборота. Кроме того, появились каскады прыжков, когда несколько прыжков выполняется подряд, например, два тройных или четверной-тройной-двойной. Высота прыжка зависит от силы толчка опорной ноги и от маха свободной. [1] Кроме того, необходимо закончить прыжок или каскад красивым выездом. [4]
В одиночном катании и мужчины, и женщины стараются включать в программы несколько четверных, за исключением акселя, который пока еще на соревнованиях никто не исполнял. Фигуристы в парном катании также выполняют «выбросы». Алексей Мишин отмечает, что владение сложными прыжками часто дает спортсмену решающее преимущество перед соперниками. [5]
Кроме многооборотных прыжков, различают также подскоки (прыжки до полуоборота, в которых фигурист демонстрирует красивую позу; считаются связующими и разрешены в дорожках шагов) и прыжки во вращение (правила ИСУ относят их к вращениям, а не к прыжкам).
Содержание
История [ | ]
На водоёмах бывают препятствия — проруби, бугры, вмёрзший мусор — и конькобежец, естественно, должен уметь преодолевать их [5] . Когда появились железные коньки с двумя рёбрами, появилась возможность это делать прыжком, не сбавляя хода. Когда начали рисовать на льду картинки и вензели, потребовалось прыжком прерывать линию, чтобы начать с другого места. Чтобы выход получился под углом ко входу, изобрели прыжки с вращением — перекидной и риттбергер [6] . В конце XIX века Аксель Паульсен сенсационно прыгнул перекидной в полтора оборота — в дальнейшем этот трюк назвали «прыжком Акселя Паульсена», или акселем.
В начале XX века появились и другие прыжки. Ульрих Сальхов осознал, что можно добавить угловой скорости, раскрутившись «тройкой». Для более мощного толчка назад на обязательных фигурах коньки снабдили зубцом спереди; выяснилось, что этот зубец удобен как опора на прыжках. В те времена принято было считать, что прыжки доступны не каждому фигуристу, только наиболее одарённым. Выдающиеся спортсмены включали в свои программы два-три сложных прыжка — лутц и флип в один оборот, а также прыжки в полтора оборота [5] .
К 30-м годам фигуристы освоили все двойные прыжки, кроме акселя. Тогдашняя прыжковая техника большего не позволяла — пока тренер Гюста́в Люсси́ (или, в американской транскрипции, Гус Ласси) не произвёл переворот, заложив основы современной техники прыжков. На Белой Олимпиаде в Санкт-Морице (1948) его ученик Дик Баттон буквально летал над катком, наградой ему стала золотая олимпийская медаль в одиночном катании. «Изюминкой» выступления стал аксель, исполненный совсем иначе, чем «прыжок Паульсена». Сразу две новинки — «шаг в воздух» и плотная группировка со скрещёнными ногами — позволили провернуться на 2,5 оборота. Именно с Баттона в фигурном катании «прописались» прыжки в несколько оборотов и другие акробатические элементы. В 1952 году тот же Баттон исполнил первый тройной прыжок — риттбергер.
В 1976 году Терри Кубичка исполнил сальто. На следующий сезон сальто запретили.
К середине 1980-х годов обычным делом у мужчин стал тройной аксель. Первый четверной тулуп выполнил Курт Браунинг в 1988 г. [7] В 1998 году Тимоти Гейблу покорился четверной сальхов, в 2011 году Брэндону Мрозу — четверной лутц. К концу 2016 года мужчины исполнили все три четверных прыжка без смены ноги: лутц, флип, риттбергер. Дошло до того, что в 2018 году серьёзно уменьшили ценность четверных прыжков — бывали фигуристы, исполнявшие шесть четверных за программу (при разрешённом максимуме в семь прыжков).
Первый четверной среди женщин — сальхов — исполнила Мики Андо в 2002 году. В 2017 четверной сальхов стала заявлять на соревнования тринадцатилетняя Александра Трусова, но выполнить его чисто ей удалось только в 2018 году на финале кубка России. Через две недели на юниорском чемпионате мира она впервые выполнила два четверных прыжка в произвольной программе: тулуп и сальхов. [8] Она же стала первой исполнительницей каскада с четверным прыжком — на этапе юниорской серии Гран-При она чисто выполнила четверной тулуп в каскаде с тройным тулупом. На этапах юниорской серии Гран-При 2018 года было предпринято две попытки исполнения четверного лутца женщинами — Александрой Трусовой (недокрут) в Каунасе и Анной Щербаковой (недокрут и падение) в Ричмонде. На чемпионате мира 2019 года в Сайтаме первой женщиной, исполнившей на взрослых соревнованиях четверной прыжок (сальхов) стала казахстанская фигуристка Элизабет Турсынбаева.
Существует более десятка разных вращательных прыжков. Впрочем, ещё в середине XX века стандартом стали шесть наиболее эффективных заходов, в которых возможно исполнить более двух оборотов. Именно эти прыжки объявили «зачётными» (listed jumps), то есть оцениваемыми судьями.
Многооборотные прыжки [ | ]
1 Здесь и далее слова «левый» и «правый» относятся к спортсмену с левым вращением, коих большинство.
2 Данные на сезон 2019—2020 за чистый прыжок (недокрут до 90°). За недокрут до 180° начисляется 80 % баллов. Если недокрут больше 180° — оценка на одну ступень меньше (например, неудавшийся тройной оценивается как двойной). [14]
3 Зелёный цвет — исполнен на соревновании, санкционированном ИСУ (без серьёзных ошибок — падений, приземлений на две ноги, недокрутов; указано соревнование, на котором прыжок был впервые засчитан). Жёлтый — были неудачные попытки. Красный — на соревнованиях не исполнялся.
Техника исполнения [ | ]
Многооборотный прыжок состоит из пяти фаз:
- Заход. Фигурист разгоняется; чтобы добавить угловой скорости, делает разворот. Заодно разворот скрывает фазу амортизации, чтобы прыжок был неожиданным для зрителей.
- Амортизация. Выйдя на нужную траекторию, фигурист сильно приседает на одной ноге.
- Толчок — опорной ногой в рёберных прыжках, и свободной в зубцовых. В закрутке участвуют поворот корпуса, мах свободной ногой и крутизна траектории захода [16] . В подбросе — собственно толчок, движение рук, свободной ноги и разгон. Чтобы не упасть на дуге выезда, ещё в момент толчка нужно наклониться внутрь этой дуги — поэтому так сложен лутц.
- Полёт. Чтобы выполнить за время полёта несколько оборотов, нужно сгруппироваться как можно быстрее и плотнее — а в момент приземления резко разгруппироваться. Левая нога ставится накрест с правой — осью вращения должна быть та нога, на которую приземляешься. До 180° «съедается» отталкиванием, до 90° — приземлением, поэтому, например, в тройном прыжке спортсмен проворачивается в воздухе на 2,25—2,5 оборота.
- Приземление. Во всех шести прыжках «левый» спортсмен будет приземляться на правый конёк — сначала на зубец, после чего ставит конёк на полоз и делает выезд на внешнем ребре. Вращение гасится частично движением руками и свободной ногой, частично — выездом по дуге.
Травматизм [ | ]
Одиночное катание не намного отстаёт по травмоопасности от парного — в первую очередь из-за прыжков. У фигуристов часты травмы коленного и тазобедренного суставов от неудачного падения. [17] Не менее серьёзная проблема — искривление позвоночника, скручивание поясницы и суставов от постоянного приземления на одну и ту же ногу.
Отличия [ | ]
Здесь приведена лишь разница для болельщиков, помогающая отличить один прыжок от другого. Различия в технике исполнения приводятся в соответствующих статьях.
Зубцовые [ | ]
Лутц выполняется с внешнего ребра левой ноги, поэтому траектория фигуриста выглядит как буква S. Основной заход на лутц — длинная дуга, поэтому отличить его от флипа (исполняемого с другого ребра) несложно.
Тулуп выполняется с внешнего ребра правой ноги — таким образом, на выходе фигурист оказывается в той же позиции, что и на входе. Поэтому тулуп подходит на роль второго прыжка в каскаде. С длинной дуги не исполняется, типичные заходы — тройка вперёд-внутрь и вальсовая тройка.
Флип выполняется с внутреннего ребра левой ноги. Исполняется с разворота: тройки вперёд-наружу или моухока на внутренних рёбрах [18] .
Рёберные [ | ]
Аксель разительно отличается техникой от всех остальных прыжков — с хода назад спортсмен, перед тем как прыгнуть, делает разворот. И уже с движения вперёд, после замаха правой ногой, исполняется прыжок.
Риттбергер, как и тулуп, выполняется с внешнего ребра правой ноги — поэтому он тоже кандидат на роль второго прыжка в каскаде. Для стороннего наблюдателя риттбергер — самый «бесхитростный» прыжок, без заметных подготовительных движений. Чаще всего исполняется с дуги или с тройки вперёд-внутрь.
Сальхов выполняется только с разворота (тройки вперёд-наружу или моухока). Прыжок делается с внутреннего ребра левой ноги и всегда сопровождается характерным махом правой ногой вокруг тела. Тройные и четверные сальховы часто исполняются с двух ног, неопытный болельщик может принять такой сальхов за тулуп или флип.
Каскады прыжков [ | ]
В каскаде отрыв второго прыжка происходит из той позиции, в которой спортсмен приземляется после первого, без каких-либо шагов и перегруппировок. [19] Поэтому из стандартных прыжков в качестве второго пригодны тулуп и риттбергер. Альтернативы:
- Вторым прыжком исполнить ойлер, затем сальхов или флип. Например, аксель-ойлер-флип. Повсеместно практикуется в слабых классах, а также на роликах. С включением ойлера в разряд оцениваемых прыжков каскады через ойлер появились в арсенале ведущих фигуристов.
- Приземлиться на левую ногу, затем сальхов или флип (такие приземления для всех прыжков в 2 и более оборота, кроме последнего, прямо разрешены). Это правило использовал Артур Дмитриев-младший, первым исполнив каскад «тройной лутц на левую ногу — тройной флип». Ранее каскады с флипом вторым прыжком никогда не исполнялись [20] . Ирина Роднина исполняла каскад «двойной аксель на левую ногу — двойной сальхов».
- Сделать вторым прыжком лутц в противоположную сторону. Такое практиковалось в эпоху одиночных прыжков; сейчас большинство фигуристов отрабатывают прыжки только в одну сторону. К тому же первый прыжок нужно выполнить уверенно, с большим «запасом» — траектория захода на лутц очень пологая.
Каскад тройного прыжка с двойным — обязательный элемент одиночного катания в соревнованиях международного уровня. По данным на сезон 2010—11, в произвольной программе одиночникам разрешён один каскад не более чем из трёх прыжков и ещё два — по два прыжка. Парам — один каскад из трёх прыжков. [21]
А. Мишин делит каскады на две категории: [19] в одних второй прыжок исполняется за счёт остаточного вращения с первого (любой стандартный — риттбергер), в других — прыжки выполняются раздельно (любой стандартный — тулуп, одноногий аксель — сальхов).
Прыжки во вращение [ | ]
Обязательный элемент одиночников (и мужчин, и женщин). Современные правила относят прыжки во вращение к вращениям, а не к прыжкам.
Прочие прыжки [ | ]
Разное [ | ]
- «Козлик», также «заячий подскок» (англ. bunny hop ) — несложный прыжок, который разучивается начинающими, чтобы контролировать тело в воздухе. Встречается преимущественно в детских программах. Крайне редко — в дорожках шагов.
- Сальто запрещены в соревнованиях, тем не менее, нередко выполняются в ледовых шоу.
С отрывом типа риттбергера [ | ]
- Ойлер (англ. half-loop ) — однооборотный прыжок с приземлением на маховую (левую) ногу назад-внутрь, применяется как промежуточный между любым стандартным и сальховом/флипом.
- Валлей, цак (англ. Walley jump ) — прыжок, похожий на риттбергер, но исполняется с внутреннего ребра правого конька.
- Внутренний аксель — выполняется с внутреннего ребра правой ноги ходом вперёд, мах выполняется левой ногой.
С отрывом типа флипа/лутца [ | ]
- Прыжок в шпагат (англ. split jump ) — вид прыжка, в котором фигурист принимает позицию шпагата в воздухе. В отличие от большинства других прыжков, суть этого прыжка — не во вращениях, а в позиции: необходимо принять определённую позицию в воздухе, а не вращаться определенное количество раз. [22] В качестве альтернативы некоторые фигуристы выполняют «русский шпагат», широко расставляя ноги в воздухе. [22] «Олень» (англ. stag jump ) — прыжок, напоминающий продольный шпагат, но маховая нога сгибается в колене. Прыжки в шпагат выполняются на манер флипа или лутца, [23] но спортсмен не группируется, а, наоборот, принимает нужную позу и, провернувшись на пол-оборота, приземляется вперёд на зубец.
С отрывом типа акселя [ | ]
- Перекидной, он же «вальсовый прыжок» (англ. waltz jump ) — аксель в половину оборота.
В парном катании [ | ]
Параллельный прыжок [ | ]
Также «синхронный прыжок». Дама и кавалер исполняют одновременно один и тот же прыжок так, чтобы у зрителей осталось впечатление согласованности. Если у партнёров сильно различается техника, прыжки синхронизируют по выезду, стараясь сделать позы выезда идентичными. Обычно ближе к судьям располагают даму. Фигуристы мирового класса, как правило, исполняют тройной сальхов/тулуп, реже — двойной аксель. Прыжки более сложные (риттбергер, флип, лутц) на данный момент (2011) встречаются крайне редко.
Каскады в короткой программе не исполняются, в произвольной на сезон 2010—11 разрешён один каскад из трёх прыжков.
Поддержка, выброс, подкрутка [ | ]
Обязательные элементы парного катания, в основе которых — элемент связанный с вращением, исполняемый партнершей.
Фигурное катание прыжки
Название: в честь норвежца Акселя Паульсена, сенсационно исполнившего перекидной в 1,5 оборота в конце XIX века.
Стартовая дуга: левая-вперёд-наружу.
Отличительная черта: старт вперёд.
Старт с шагов: бывает, но сложен.
Это самый сложный прыжок для исполнения и самый простой для опознания. Перейдя с заднего хода в дугу вперёд-наружу, фигурист сильно присаживается — и получается самый эффектный прыжок из фигурного катания. У акселя старт вперёд и выезд назад, потому в одиночном акселе 1,5 оборота, в двойном — 2,5, в тройном — 3,5.
Вот это приседание на левой ноге вперёд не спутаешь ни с чем.
Аксель в половину оборота называется «перекидной» (англ. waltz jump). Техника крайне упрощена, и обычно перекидной становится первым прыжком. Меня лично научили на второй день на фигурных коньках, правда, когда более умелая тренерша увидела этот кошмар, запретила прыгать где-то на полгода. Лучше посмотрим, как это делает профессионал.
Риттбергер
Название: в честь немца Вернера Риттбергера (1910). Обычный немецкий патриотизм, прыжок исполнялся как минимум с середины XIX века. В остальных языках называется петлей (loop jump). И в русском тоже, только в 1970-е годы название «петля» сменилось «риттбергером», видимо, через карлмарксштадтскую школу.
Стартовая дуга: правая-назад-наружу.
Отличительная черта: «прыг-скок» на правой, со скрещённых ног.
Старт с шагов: част.
Риттбергер многолик: исполняется и с тройки с полуподсечкой, и с внутренней тройки, и просто с дуги, без особой подготовки. Встаёт на правую ногу, ставит левую накрест, и прыг-скок!
Эталонный риттбергер с длинной дуги. Интересно, думала ли девчонка, что шесть лет спустя сенсационно выиграет самое престижное соревнование?
Интересна тут Мао Асада (вторая, в сине-белом): старт тут с такой глубокой подсечки, что не сразу и поймёшь, что это риттбергер. Третья, в пёстром (Марина Кильман) исполнила целый каскад: сначала аксель, потом куча риттбергеров. Очень давнее выступление, около 1995, сейчас такое запрещено.
Сальхов
Название: в честь шведа Ульриха Сальхова, 1900-е годы.
Стартовая дуга: левая-назад-внутрь.
Отличительная черта: с двух ног.
Старт с шагов: обязателен.
Исполняется только с разворота (тройки или моухока), с двух ног. Странный прыжок: его постоянно принимают за что-то зубцовое. Комментаторы шутят: если явно с ребра, не риттбегер и не аксель — значит, сальхов.
Вот вам целая подборка одной фигуристки — Ким Ён А.
Четверной сальхов первого попавшегося мужчины (Хавьера Фернандеса) и единственная женщина, исполнившая четверной сальхов (Мики Андо). Иногда кажется, что прыжок с зубца — но нет, это сальхов.
Зубцовые прыжки
Если рёберный прыжок с правой на правую — одноногий, то зубцовый одноногий с левой на правую: ведь будет переход с левой опорной ноги на правую свободную.
Название: в честь австрийца Алоиза Лутца, ок. 1910.
Стартовая дуга: левая-назад-наружу. Зубец, соответственно, правый.
Отличительная черта: буквой S с длинным пологим входом.
Старт с шагов: бывает, но сложен.
Я упоминал, что «неестественные» шаги слишком сложны, чтобы с них прыгать. Тогда что тут делает противовращательный заход? Просто у него очень эффективный замах руками. Фигурист проезжает на левой ноге едва ли не через полкатка, зацеп правым зубцом — и прыжок в обратную сторону.
Вот неплохое видео по лутцу. Правда, первая (Ким Ён А) исполнила не просто лутц, а каскад лутц-тулуп. Ну и как без рекламных видео московской компании, подбирающей фигурные коньки всем, от новичков до чемпионов (никаких массовых и хоккейных)?
Название: англ. flip — щелчок.
Стартовая дуга: левая-назад-внутрь; правый зубец
Отличительная черта: с разворота, упёрся правой ногой, и такой же прыг-скок, как у риттбергера.
Старт с шагов: практически обязателен.
Ну что сказать? Всё тупо и естественно: раскручиваемся на левой, закалываемся правой, и прыг-скок!
Тулуп
Название: англ. toe loop — кульбит на носке. И национальная русская одежда тут ни при чём!
Стартовая дуга: правая-назад-наружу; левый зубец
Отличительная черта: непонятно откуда неестественным образом высовывается левая нога и цепляется зубцом.
Старт с шагов: практически обязателен.
Если по флипу видео очень мало, то мужуки постоянно меряются, у кого длиннее тулуп. Так что найти что-то интересное несложно. Казалось бы, заход на риттбергер, правая нога, но вместо того, чтобы скрестить ноги, он неестественно высовывает левую и с неё прыгает.
Одиночный тулуп действительно неестественный, и начинающему надо ещё вкатиться в него. Я лично не умею. Недовернёшь туловище — заблокируешь сам себя и просто не выпрыгнешь. Слишком завернёшь — будет «ту-аксель», перекидной с зубца. А вот двойной, тройной и четверной — самый простой из всех.
Сотникова прыгает немного с необычного захода, но это тоже тулуп.
Флутц и лип
Они же «лутц и флип не с того ребра». Это не прыжки, это ошибки и за такое жёстко штрафуют.
Обратите внимание, стартовая дуга у флипа и лутца одного цвета, только рёбра разные. Лутц, выполненный с внутреннего ребра, как флип, называется «флутц». Флип, выполненный с наружного ребра — «лип». Могу ошибаться, но причина ошибки — фигуриста подводит мышечная память и он закалывается зубцом не в той точке.
Вот вам «флутц». Заход — лутц, отрыв — флип.
А вот целая подборка (смотреть с 4:30)
Где флип, а где лип.
Резюме
- Аксель: старт вперёд.
- Риттбергер: с правой на правую, со скрещённых ног.
- Сальхов: с левой (ну или с двух) ног на правую.
- Лутц: длинная дуга левая-назад-наружу, буквой S.
- Флип: с разворота, левая-назад-внутрь, совсем бесхитростно, как риттбергер.
- Тулуп: с правой ноги, высовываем левую и скачем с левой на правую.
Tags: лекции, фигурное катание
Ну что девочки, сезон и не просто сезон, а Олимпийский, на носу, не только спортсмены, но и болельщики должны подойти к нему во всеоружии и Квесста предложила освежить в памяти, что?… Конечно самое интересно, самое сложное, захватывающее и зрелищное, то над чем с раннего детства и всю жизнь бьются спортсмены и чему больше всего, восторженно аплодируют зрители. Самый спортивный элемент, нашего «неспортивного» вида спорта- прыжки)
Итак, вспоминаем вместе: Всего основных, оцениваемых прыжков в фигурном катании 6.
Кто перечислит без подсказки?
Аксель (A), Тулуп (T), Сальхов (S), Риттбергер (Lo), Лутц (Lz) и Флип (F). Всё. Ещё есть связующие прыжки такие как ойлер или перекидной и чисто для красоты, например любимый Адамом прыжок в шпагат, но про них говорить не будем потому что отдельно они не оцениваются и на техническую оценку никак не влияют.
Так чем же они отличаются?
Во- первых все прыжки делятся по типу отталкивания на зубцовые и рёберные. То есть каким, грубо говоря, местом конька ты ото льда отталкиваешься чтобы прыгнуть, не оттолкнувшись ничем, не прыгнешь, правда?) Будешь просто ехать себе и ехать. Так вот отличить рёберные от зубцовых очень просто, даже если иногда со стороны и не видно сразу чем там спортсмен оттолкнулся, просто представьте себе что вы на коньках. Или даже Бог с ними с коньками, просто попробуйте подпрыгнуть на полу. Чтобы прыгнуть с полной ноги, с ребра (то есть со всего лезвия) толчковая нога должна полностью стоять на льду, правильно? То есть толчок в рёберных прыжках выполняется всегда опорной ногой. Встали на одну ножку, вторую просто подогнули- подпрыгнули. Ещё разок. Поняли? А вот теперь зубцовый прыжок, тут толчок будет не опорной ногой, а свободной. Вы всё ещё стоите на одной ноге как аист? Это хорошо) Присядьте на опорной, только не отталкивайтесь ей, просто присядьте, вторую подогнутую ножку вытянете назад, не надо так задирать, спокойно, опускайте её на пол и как только кончики пальцев коснуться пола сзади, отталкивайтесь ими, именно пальчиками должен быть толчок и прыгайте! Если сможете провернуться разочек в полёте, считайте что это и был тулуп) Соберём раскиданную мебель и подведём итоги:
Рёберные прыжки выполняются отталкиванием с полной, опорной ноги, а у зубцовых толчок будет свободной ногой и соответственно зубчиками.
Внимание, всё что я вам сейчас тут так подробно рассказывала, это правила исполнения элементов. Так должно быть! На деле же некоторые спортсмены, не будем показывать пальцем, зачастую зубцовые прыжки выполняют как рёберные, то есть основное отталкивание идёт с ребра, просто данному спортсмену так удобнее, это больше подходит его физике, всё индивидуально, ну так ФК индивидуальный вид сорта) Если будет желание потом посмотрим на видео и попробуем понять кто чётко переносит вес тела на свободную ногу и отталкивается зубцами, а кто выталкивает себя с опорной, а зубчиками касается льда для красоты)
Прыжков как мы помним шесть. И поскольку ФК не только самый красивый, но и самый справедливый вид спорта, то и тут всё по честному: три рёберных, три зубцовых.
Начнём с рёберных.
Первый Аксель. Я думаю его уже узнают все сразу и безошибочно. Аксель единственный из всех прыжков который исполняется с хода вперёд. Спортсмен в кое- то веки видит куда прыгает. Въехать в борт на акселе невозможно, на всех остальных как мы знаем- запросто.
Второй рёберный- Сальхов
Считается самым простым прыжком. Как его можно отличить от остальных? Смотрите на все прыжки кроме акселя спортсмен заходит попой вперёд, это вот надо запомнить как Отче наш. И только у двух прыжков присутствует мах свободной ногой, эти прыжки Аксель и Сальхов. Значит всё просто: Заход лицом и мах ногой- аксель, заход попой и мах ногой- Сальхов. Без вариантов) или так- заход попой и мах ногой это Сальхов и только Сальхов! На Сальхове ещё мах такой, знаете как будто спортсмен что- то подгребает под себя)
Вот у Элене отлично видно эту подгребушку:
И последний, третий рёберный- Риттбергер.
Очень красивый прыжок, мой любимый) Его тоже ни с чем не спутаешь, на него заходят несколькими тройками, со стороны это выглядит что спортсмен крутится, крутится на одной ножке,потом приседает и прыгает. Тут есть тонкость, отталкиваться надо именно одной ножкой, той что сзади, но многие бродяги облегчают себе жизнь прыгая практически с двух ног, фигушки им за это, а не плюсовые GOE)
С рёберными- всё.
Теперь зубцовые. Тулуп, Флип и Лутц. В принципе внешне они все ужасно похожи! Прямо смотришь и думаешь: Ну и чё это? Одинаково же всё! А вот и нет! Отличия есть. Тулуп в первую очередь отличается от лутца и флипа тем что прыгается с правой ноги, на правую. То есть заходим на правой ножке ( отталкиваемся зубцом левой) и приземляемся опять на правую. Поэтому кстати говоря тулупы можно прыгать каскадом хоть десять штук подряд один за другим, с правой на правую, с правой на правую. А вот флип и лутц, могут быть в каскаде только первым прыжком потому что прыгаются они и тот и другой с левой ноги на правую. То есть зашёл на левой, приземлился на правую ( и вот тут опять можешь прыгать тулуп каскадом, он же с правой, а флип и лутц уже вторым прыжком по причине захода с левой не получится )
Тулуп:
Флип и Лутц различаются между собой по заходу и ребром отталкивания. Флип- внутреннее ребро, Лутц- наружное. В связи с этим Флип мне чисто внешне кажется поизящней. Когда конёк при отталкивании встаёт на внутреннее ребро, нога смотрится выворотной, такой аккуратно- танцевальной, а когда на внешнее- косолапой) И заход у этих двух близнецов разный, хотя сейчас это уже не так актуально, чтобы усложнить прыжок и повысить GOE спортсмены теперь на все прыжки стараются заходить такими кренделями, что ориентироваться на это невозможно. В целом на флипе перед самым прыжком всегда бывает резкий разворот, приседание и сильный удар- щелчок зубцами свободной ноги при выталкивании. Лутц более плавный, заход с длинной дуги назад, то есть внешне это выглядит как будто спортсмен скользит задом наперёд, присев и оттопырив ногу и вообще забыл зачем он сел в эту неудобную позу и вдруг оп- и прыгнул.
Щелчок- Флип:
И Косолапка- Лутц:
Вот и всё ребята!)