Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чеченцы ценят острый ум, чистоту и вежливость

Чеченцы ценят острый ум, чистоту и вежливость

Продолжаем проект, в котором знакомим читателей с представителями различных диаспор в нашем регионе. Сегодня мы в гостях у чеченцев.

На территории Тульской области проживает около тысячи чеченцев. О традициях, праздниках и главных качествах чеченского народа нам рассказал Мамет Китаевич Альмурзаев, руководитель регионального отделения Высшего совета Российского конгресса народов Кавказа в Туле. Сам Мамет Китаевич живёт в нашем городе со своей семьёй уже 20 лет. Жена Зарема Адамовна работает врачом, у супругов пятеро детей — Саид, Фатима, Сулейман, Ясмина и Амина. Кстати, трое из детей родились уже в Туле.


Мамет Альмурзаев.

— Самое главное в воспитании детей у чеченцев — внимание к окружающим людям, — говорит Мамет Китаевич. — Наши дети всегда дисциплинированные, опрятные, вежливые. Чеченцы ценят острый ум, поэтому мы много работаем над развитием интеллекта.

С детства мы внушаем детям, что и тело, и одежда, и мысли должны быть чистыми. Если ты не можешь обуздать свои пороки, тогда они возьмут верх над тобой.

Один из замечательных обычаев чеченцев — уважение к старшим, особенно к родителям. Не вставать при появлении стариков или же сесть без их приглашения — большой недостаток в воспитании. У чеченцев есть ряд пословиц-наставлений типа: «Старшего почитай — сам станешь почитаемым», «Не стремись к почётному месту — если ты его заслужишь, оно тебе достанется». При встрече каждый чеченец обязательно задаст вопросы: «Как дома? Все ли живы-здоровы?» При расставании спросит: «Нужна ли моя помощь?»

Чеченцы очень активны, трудолюбивы, любят всё время быть в движении, что-то возводить и надстраивать, ухаживать за садом — чтобы вокруг всё цвело, строилось, чтобы жизнь кипела! Для чеченца очень важно быть уважаемым человеком в обществе.


Фото www.gakish.com.

Чеченцы отмечают три конфессиональных праздника: день рождения пророка Мухаммеда, Ураза-байрам (праздник разговения после поста) и Курбан-байрам (праздник жертвоприношения).

На Ураза-байрам верующие поздравляют друг друга словами: «Ид мубарак!», что переводится как «Благословенного праздника!». По традиции, за четыре дня до празд­ника чеченские женщины тщательно убирают квартиру. Торжества длятся три дня. Ураза-байрам отмечают весело, с песнями, танцами и за обильно накрытым столом. Любой незнакомец может прийти в чеченский дом, сесть за стол, а после — отдохнуть. Чеченцы уверены, что в этот день голодных быть не должно. А ещё по обычаю гости получают презенты от хозяев. В этот день считается, чем больше ты отдашь, тем лучше.

Праздник жертвоприношения Курбан-байрам отмечают через 70 дней после Ураза-байрама. Обряды Курбан-байрама неизменны уже много-много веков. Главный обряд — это принесение жертвы.

Покупать жертвенное животное — барашка или бычка — необходимо
на собственные средства, одалживать деньги на покупку нельзя.

Баран делится на три части: треть остаётся в семье, треть — для гостей, а треть необходимо раздать людям.

— Я помню ещё из детства, у нас в сельской местности был такой праздник, — рассказывает Мамет Альмурзаев. — Народ собирался вечером на свежем воздухе, все пели песни, танцевали и высмеивали недостатки людей, которые неблаготворно влияли на общественную жизнь. Самые талантливые надевали маски и, как у великого комика Аркадия Райкина, начинали «протаскивать». Имя человека не называли, но все понимали, в чей адрес эта импровизация.


Что может сравниться по красоте и грации с кавказским танцем лезгинка?

Очень красива чеченская свадьба. Её отмечают шумно и ярко, с песнями, танцами, музыкой, пантомимой. По дороге к невесте и назад свадебный кортеж веселится, играет гармошка, раньше джигиты показывали своё искусство в стрельбе, фехтовании и джигитовке. По обычаю невесте дают на руки ребёнка (обычно сына-первенца) родственников с пожеланием, чтобы у невесты рождались мальчики. В числе сохранившихся до наших дней чеченских традиций — умение женщины шить. На свадьбу чеченки получают в приданое швейную машинку.

Читайте так же:
Винилы для гольфа уличные гонки

Жижиг галнаш делают из кукурузной муки и баранины.

Про кавказское, в том числе и чеченское, гостеприимство ходят легенды. Чеченцы говорят: «В дом, в который не приходит гость, не войдёт и благодать». До наших дней хозяйки сохранили старинные рецепты, которые отличаются простотой, для них используются самые обыкновенные продукты. Например, жижиг галнаш — отварное мясо с чесночным соусом, подаётся с крепким бульоном и галушками.


Нежные лепёшки чепалгаш с творогом и сливочным маслом.

Ещё одно фирменное чеченское блюдо — нежные лепешки чепалгаш с творожной начинкой, они пекутся на сухой сковороде и пропитываются растопленным сливочным маслом. А лепёшки холтмаш из кукурузной муки обычно начиняют зеленью. Излюбленная у чеченцев зелень — черемша и крапива. Популярны и чуду — пирожки с самой разнообразной начинкой.


Лепёшки холтмаш начиняют черемшой и крапивой.

У Мамета Китаевича на родине остались родственники, но ездить к ним часто не получается.

— Чаще езжу с рабочими визитами, — говорит он. — В подарок родным привожу тульские самовары и пряники, а сюда везу традиционные чеченские сувениры, небольшие статуэтки — фигурки горцев, а также чеченские деликатесы. Например, вяленые рёбра конины. В Туле таких не найдёшь!


Герб Чеченской Республики

Во внутренней части белого круга изображён символ единства, вечности в виде национального чеченского орнамента, окрашенного в красный цвет. Стилизованные горы, историческая башня вайнахов и нефтяная вышка окрашены в синий цвет. Жёлтые колосья пшеницы на синем фоне симметрично обрамляют внутренний круг, символизируя богатство чеченского народа. В верхней части колосья венчают жёлтые полумесяц и звезда на синем фоне. На внешнем круге изображен красный узор из орнаментов в чеченском национальном стиле на жёлтом фоне.

Чеченские тайпы: как это устроено

Все слышали про чеченские тейпы (сами чеченцы называют их тайпами), но мало кто знает, что это такое. Многие путают их с такими понятиями, как семья или род. Между тем представители одного тайпа далеко не всегда родственники. Они могут проживать в разных уголках республики и даже не знать друг друга. И все же нет родства более обязательного и требовательного, чем братство по тайпу. Потому что тайп для чеченца важнее паспорта. Его не выбирают, но им нужно гордиться. И где-то обязательно найдется книга, в которой указано, что именно твой род — самый древний и почитаемый.

Фото: Елена Афонина/ТАСС

Село Беной, Ножай-Юртовский район

Что такое тайп?

Сайпуди Натаева смело можно назвать тайповедом. Он написал десятки работ, посвященных социальной сущности чеченского тайпа. Как и всякий ученый, Сайпуди очень придирчив к словам — не любит, когда тайп называют родом. Он убежден, что слово «братство» куда лучше характеризирует взаимоотношения внутри этой структуры.

— Чеченский тайп отличается от первобытного рода, — подчеркивает историк. — Во-первых, в нем отсутствует кровное родство. Во-вторых, нет коллективного труда. Тайп — это ассоциация родственных и неродственных социальных групп, объединенных едиными интересами и территориальной общностью.

Историк уверен, что своими корнями тайп уходит в глубину тысячелетий, и ссылается на то, что еще в урартских клинописях еков до н. э. встречались топонимы, близкие по названию чеченским тайпам. А окончательно тайпы сформировались в XIV веке, и связано это с нашествием Тимура:

— Население равнины должно было уйти в горы, и в условиях малоземелья, суровой горной природы люди нуждались в объединении для защиты своих интересов. Самой лучшей формой самоорганизации была организация на основе родства.

Ученые до сих пор не пришли к единому мнению насчет количества тайпов. В советское время этот список содержал от 115 до 135 наименований. Сайпуди Натаев говорит, что в его перечень, составленный на основе научных исследований, генеалогических преданий и фольклорного материала, входит 366 тайпов. Причем многие из них, по мнению историка, уже исчезли, как, например, цой (жрецы), ветанхой (льноводы).

Читайте так же:
Термобелье шерсть мериноса уход

Место тайпа в структуре чеченской нации

Свое название тайп мог взять от местности, реки или села, где проживали его представители. Часто род назывался в честь основателя — допустим, энгеной происходят от предка Энгана. В семантике некоторых тайпов можно углядеть названия профессий. Так, представители тайпа белгатой в исторические времена были земледельцами. Это слово образовано от чеченских «бел» (лопата) и «гота» (пашня). Была среди чеченских тайпов и военная каста: хой — это стражники (в Веденском районе до сих пор есть одноименное селение), чеченхой — воины, носившие «чачан» — чешуйчатые кольчуги. Название тайпа мялхий образовано от слова «малх», что в переводе означает «солнце».

В языческие времена тайпы поклонялись собственным божествам, причем у каждого были свои обряды. Есть целая группа тайпов, которая в домусульманской Чечне составляла касту жрецов: терлой, пхамтой, цонтарой, эрсаной. Цикарой — тоже название чеченского тайпа — переводится как «нашедшие огонь».

Около сорока тайпов названы в честь народностей. Это свидетельствует об их нечеченском происхождении: например, гумкий — кумыки, чергази — черкесы, ногий — ногайцы. Натаев объясняет это тем, что, несмотря на расхожее мнение, вайнахское общество никогда не было закрытым. У чеченцев даже существовал обычай «сту бийна ваша» — «брат, зарезавший быка». Это торжественный обряд жертвоприношения и пиршество в честь принятия в тайп представителя другого рода или нации. С тех пор человек становился полноправным членом этого братства и получал его защиту. Из тайпа могли и изгнать за совершение какого-либо проступка, причем наказанию и осуждению подвергался не только сам преступник, но и его семья.

У чеченского тайпа был ряд отличительных признаков. Это наличие особой территории, собственной тайповой горы, башни и родового кладбища. Жену, кстати, хоронили на кладбище тайпа мужа. Кроме того, во всех тайпах женщины не имели права голоса при обсуждении важных вопросов — все решения принимались исключительно мужчинами. Внутри каждого тайпа был свой свод правил и законов. Всем тайпом помогали семьям или людям, пострадавшим от бедствий и несчастий, а в случае смерти человека траур объявлял весь род. В современных чеченских тайпах, которые насчитывают до десятков тысяч человек, многие из этих правил уже забыты.

Связанные одной ветвью

Со временем тайпы разрастались, и структурное деление внутри них увеличилось. С XV века, с тех пор, как чеченцы начали переселяться на равнину, тайп стал распадаться на гары — ветви, каждая из которых после могла образовать свой собственный тайп. Гары, в свою очередь, распадались на некъий — это слово переводится как «путь» или «потомство».

Каждый чеченец должен был знать своих предков до седьмого колена. На чеченском языке это звучит как ворхи да — седьмой отец. Тот, кто не знал своей родословной до семи поколений, не мог доказать свою принадлежность к народу. Именно этот седьмой предок и становился основателем некъий. Часто фамилию чеченцы берут именно от него. Хотя есть тайпы, которые не придерживаются этого правила, и вот уже на протяжении многих поколений она остается созвучной их роду: Аллероевы, Бильтоевы

Чем малочисленней тайп, тем строже в нем придерживаются экзогамии. Считается, что лучше вступать в брак с представителем другого тайпа. Кроме того, у чеченцев не приняты браки между родственниками в пределах одного некъий, хотя ислам позволяет жениться уже на двоюродной сестре.

Единственные в мире: традиционные грузинские национальные шапки

Фото статьи

Культура

Богатство грузинской культуры отражается и в многообразии национальной одежды, в том числе, головных уборов. В каждом регионе Грузии существует свой традиционный вариант. Порой друг от друга их отличают не только форма и узоры, но и предназначение. Об их самых известных разновидностях мы и расскажем.

  1. Хевсурская шапка вяжется крючком из смесовой пряжи. От других ее отличает очень нарядный вид: стенки головного убора как правило украшаются вышивкой в виде крестов — национального орнамента. Декором также могут служить бисер или аппликация. Фото 1
  2. Сванская шапка имеет круглую форму. Для пошива используется войлок. Носят ее в любое время года: зимой плотная шерсть защищает от морозов, а в летние месяцы от палящего солнца. Фото 2
  3. Кахетинская шапка, как и предыдущая, изготавливается из валяной шерсти. В целом, головные уборы очень похожи, но вариант из Кахетии может быть только белого или черного цвета. На родине его называют «кахури». Фото 3
  4. Кабалахи — шапка родом из Мегрелии. По форме значительно отличается от предыдущих и напоминает скорее платок или накидку на голову. Вяжется из тонкой шерсти. Концы полотна делаются удлиненными, на капюшон пришивают кисточку. Фото 4
  5. Папаха — один из самых известных головных уборов стран Закавказья. Делается она из каракуля или овечьей шерсти, в зависимости от вида. Их, к слову, насчитывается очень много. Наиболее общая классификация делит все разновидности на классические (чебанские), казачьи и каракулевые. Последние считаются самыми ценными. Для грузин папаха — не просто шапка, защищающая голову от холода или солнечного удара — она является настоящим олицетворением мужественности и благородства. Раньше считалось, что любой кавказец должен обязательно иметь такой головной убор. Их хранили очень бережно и передавали по наследству. Фото 5
  6. Чихтикопи относится к женским головным уборам. Представляет собой полоску ткани с пришитой к ней вуалью. Украшается бисером. Из под фаты должны быть видны длинные косы. Фото 6
  7. Папанаки — оригинальный предмет национального гардероба, не похожий на шапку. Был популярен как у мужчин, так и у женщин Имеретии. По форме представляет собой круглый или четырехугольный отрезок суконной ткани. На голове закрепляется с помощью завязок под подбородком. Папанаки всегда богато украшена вышитым орнаментом, бисером или тесьмой. Фото 7
Читайте так же:
Модные джинсы с необработанным краем

Такие головные уборы можно часто встретить в традиционных грузинских нарядах.

Источник: Sputnik-Georgia

Такия (шапка) — Taqiyah (cap)

Taqiyah ( арабский : طاقية , АЛК-ЖЙ : ṭāqīyah ) или araqchin ( персидский : عرقچین ) является коротким, округленными тюбетейками . Его часто носят в религиозных целях; Например, мусульмане считают, что исламский пророк Мухаммед имел обыкновение держать свою голову покрытой, поэтому делает это мустахабом (т. е. похвально закрывать голову, чтобы подражать ему). Мужчины-мусульмане часто носят их во время пяти ежедневных молитв .

При ношении отдельно такия может быть любого цвета. Однако, особенно в арабских странах, когда они носятся под хиджабом , они носят традиционный белый цвет. Некоторые мусульмане обернуть тюрбан вокруг крышки, называемой ‘imamah на арабском языке , который часто делается на шиитов и суннитов мусульман. В Соединенных Штатах и Великобритании такий обычно называют « куфи ».

Топи — это разновидность кепки для такийя, которую носят в Индии, Бангладеш, Пакистане и других регионах Южной Азии. Множество различных типов шапок топи включают шапку синдхи , которую носят в Синде, и вязанные крючком топи, которые часто носят на мусульманских молитвенных службах (см. Салат ).

Топи крышка часто носит с шароварами , который является национальным костюмом из Афганистана и Пакистана .

СОДЕРЖАНИЕ

  • 2.1 Страны

Этимология

Такия — арабское слово, обозначающее мусульманскую тюбетейку . На индийском субконтиненте это называется топи ( хинди : टोपी , урду : ٹوپی , бенгальский : টুপি ), что означает шляпа или кепка в целом. В Пакистане , Индии и Бангладеш мужчины обычно носят топи с куртой и пайджамой . В Соединенных Штатах и Великобритании многие мусульманские торговцы продают молитвенный колпак под названием куфи . Евреи-сефарды переняли Бухарское у куфи (см. Бухарское).

Мусульманский мир

Мусульманские кепки носят самые разные по всему миру. Каждая страна или регион обычно имеют уникальный головной убор.

Страны

Афганистан

В Афганистане мужчины носят всевозможные «аракчины» разного дизайна в зависимости от их этнической принадлежности, деревни и принадлежности. Они часто оборачивают его в тюрбан, который в большинстве случаев белый, но также широко распространены черный и другие цвета. Они носят свои аракчины с «Перан Томбан» или «Перахан ва Тонбан», что на персидском языке Афганистана означает рубашка и брюки, что соответствует другой версии Шалвар Камиз, это более архаично, что, вероятно, является источником Шалвара. Камиз. Он без воротника, и традиционно рубашка и брюки шире, чем у Shalwar Kameez. Традиционно на рубашках присутствует золотая вышивка или специфическая вышивка. Но из-за войны традиционный перан-томбан используется все реже, а шалвар-камиз с ошейником становится все более и более популярным, особенно восточными афганцами и людьми из бедных семей.

Читайте так же:
Проверочное слово к слову «варежка»
Китай

Мужчины хуэй носят белую молитвенную шапочку с традиционной китайской одеждой, включая китайский костюм и мантию, называемую чаншань (см. Ислам в Китае ). Уйгурские мужчины носят кепку, которая может быть практически любого цвета и графического дизайна, но сформирована в виде четырех углов наверху. В США китайский халат продается как мужской чонсам . Для формальной одежды халат сделан из шелка , потому что шелк — это традиционная китайская ткань. Правило мужчин не носить шелк для мусульман в Китае игнорируется, потому что в Китае шелковая одежда унисекс, а в арабском мире это женская ткань. Хлопковые халаты и костюмы для кунг-фу носят на джумуа . В Китае люди хуэй разработали мусульманские китайские боевые искусства. Недавно правительство Китая приняло танчжуан в качестве национального костюма для мужчин.

Индонезия

PECI / сонгкок является национальной одеждой . Индонезийцы также производят тюбетейку машинной вязки, которая пользуется популярностью у мусульман. Яванцы носят саронг вместе с кепками. На суданском языке тюбетейка называется куплуком .

Мальдивы

Молитвенный колпак называется тхакиха . Кепка известна как тофи, а шапка рыбака — как коари .

Бангладеш

Молитвенный колпак в Бангладеш известен как «upi» от пракритского термина «opiā», что означает шлем. В Читтагонге отделе и Силхет отделе , он известен как «Тока» от арабского термина «طاقية». Тупи, произведенные в Комилле и Нильфамари , экспортируются на Ближний Восток .

Малайзия

Мужчины носят сонгкок . Традиционная малазийская мужская одежда состоит из рубашки, подходящих брюк и талии, которая называется Baju melayu . На неформальных мероприятиях и молитвах в мечети надевают саронг . Однако человек, которого видели в сонгкоке в Малайзии, особенно в деван унданган негери , не обязательно является мусульманином. Это связано с тем, что немусульмане должны носить его, чтобы соответствовать дресс-коду собрания. Такия известна как копия в Малайзии.

Пакистан

Молитвенная шапка называется топи , см. Шапка Топи . Пакистанские мужчины носит множество других шапок , включая синдхскую топь , зеркальный колпачок с передним отверстием , которое позволяет владельцу поставить лоб на земле во время молитвы, см синдхов колпачка . К другим шапкам относятся каракуль (шапка) , феска (шапка) и пакол .

Россия

Мусульманские мужчины носят тюбетейку . В России , то тюбетейка носится с костюмом для Ураза байрам или совершил прелюбодеяние , и смокинг для свадебных церемоний. Российские мусульмане также носят доппу или кепку. В России подарить человеку коврик — знак дружбы. Русское название доппы — тюбетейка. В России народный костюм состоит из косоворотки для мужчин и сарафана для женщин. У тюркских народов носят традиционные тюркские костюмы. Российские мусульмане носят различные меховые шапки , в том числе каракули (шляпа) , которую называют каракуль шляпе в России, ушанка , и papakhi см Ислама в России . Носится также шляпа российского дипломата , представляющая собой казачью шляпу в форме лодки . Говорят, что популяризировал его Никита Хрущев .

Сомали

Мужчины в Сомали часто носят молитвенную шапочку из хлопка- куфияд вместе с саронгом, который называют макави . Jalabiya также иногда носится.

Судан

Молитвенный колпак надевается под белый тюрбан, называемый имамом . Суданские мужчины носят белый тюрбан с белым халатом, называемым джалабийя , см. Ислам в Судане и Культуру Судана . В Соединенных Штатах, суданская халат продаются как Африканский dishdasha , Судань или суданской thobe .

Читайте так же:
Кто венец творения бога
Турция

До 1925 года мужчины носили шляпу-феску и калпак или коническую такию, известную как тадж . Однако закон о шляпах 1925 года официально запретил эту форму головных уборов. Турецкий колпачок, который похож на шапочку или Tuque , могут также часто можно найти. Турецкая кепка сделана из шерсти или хлопкового флиса и украшена характерным помпоном или носком сверху. Турецкий народ также носит обычные хлопчатобумажные шапочки для молитв. Женщины носят разнообразные народные платья с жилетом называется jelick и завеса называется паранджу . Традиционное свадебное платье — красное. Мужчины надевают народный костюм на праздники и молитвы, но большинство мужчин надевают костюм или смокинг на свадьбу. Кроме того, у дервишей есть уникальный костюм.

Объединенные Арабские Эмираты

Мужчины в ОАЭ часто носят молитвенную шапочку из хлопка Gahfiyyah . Мужчины Эмиратов носят белую гутру поверх шапки гахфийя с белым тобе, называемым кандура или кандура. Стремясь повысить религиозную осведомленность иностранных гостей, шейх Мохаммед бин Рашид Аль Мактум, наследный принц Дубая, начиная с 2012 года, потребовал, чтобы все приезжающие жители Запада и немусульмане придерживались исламского дресс-кода во время религиозных фестивалей. Если полное соблюдение невозможно, будет достаточно простой гахфийи, которую носят во время молитвы.

Регионы

Центральная Азия

Doppa является наиболее распространенным. В Соединенных Штатах, doppa продается как куе узбекским , бухарская кипа , Bucharian или бухарской ярмолка (бухарские евреи Средней Азии также носили головные уборы , аналогичные конструкции Doppi / тюбетейки , но носили его по религиозным причинам , относящихся к иудаизму). Доппа также называется ковровой шапкой, потому что рукоделие такое же, как и на узбекских восточных коврах , см. Узбекский народ . В Средней Азии мужчины носят доппу с костюмом . Узбеки также носят тюбетейку , которую они называют дуппи . Традиционная тюбетейка — это черный бархатный колпак с белой или серебряной вышивкой. На праздники надевают народный костюм — халат — халат . Халат часто носят с пальто, которое называется чапан . Таджики носят коврик и тюбетейку . В Канаде барабанщик Rush Нил Пирт носит тюбетейку. Кроме того, последователи суфийского ордена Накшбанди Хаккани носят узбекские куфи, поскольку Бахауддин Накшбанд был из Узбекистана, и это рассматривается как более дружелюбная альтернатива строгому однозначному черно-белому образу жизни некоторых мусульман.

Балканы

В боснийцы носить хлопковые молитвенную шапочку, на черный берет , и Фес шляпу , см Ислама в Боснии и Герцеговине . Во время праздника Ид-уль-Фитр молитвенный колпак надевается с костюмом . Для свадебных церемоний надевают смокинг .

Африке

Феска шляпа , то Tarboush или chechia изношен. В Марокко мужчины носят джеллабу вместе с фескими шляпами . Халат с короткими рукавами — это гандора . В Аравии , то galabeya надевается.

В Восточной Африке кофию обычно носят мусульманские общины прибрежных районов Кении , Танзании и Уганды . Некоторые мусульмане, говорящие на суахили , носят кофию с белым халатом, который на языке суахили называется канзу . В Соединенных Штатах канзу продается как оманский тобе , эмиратский тобе или йеменский дишдаша . Белый kanzu и пиджак или блейзер является формальной одеждой из суахили народов .

В Западной Африке есть шляпа куфи или тюрбан алашо / тагельмуст , которую носят с большим бубу на всех официальных мероприятиях, свадьбах и исламских праздниках. Другой западноафриканский халат, называемый сенегальским кафтаном, похож на арабский тобе, но с другим скроенным кроем, и с ним часто надевают куфи или фески. Как и в Марокко, гандора и джеллаба также носят мужчины из Западной Африки, особенно в домашних условиях или для домашних молитв.

Традиционная женская одежда — накидка с хиджабом (чалма или тюрбан с дополнительным платком, закрывающим по бокам головы.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector