Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Здоровье. Человек. Природа

Здоровье. Человек. Природа.

Непознанные аспекты религии, астрологии, жизни людей и влияние их на здоровье.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного.
Прости меня грешного, Боже, что мало или совсем не молюсь Тебе.

21 июня 2013 г.

Тюбетейка. Виды тюбетеек. Эссе о тюбетейке.

Эссе о тюбетейке.

Нетрудно представить — вот рука взяла иглу с белой нитью и зафиксировала ее на черной ткани. Но за последним стежком происходит чудо — выпуклые завитки, линии, точки в совершенно фантастическом ритме начинают кружиться: вечный танец. И это уже не рукотворная вещь, а вытолкнутая самой природой магическая субстанция. Тюбетейка, развернутая, как залитый солнцем и насыщенный плотной светотенью простор; и здесь любая подробность, найденная пристальным взором, отчетливой меткой стремительно врывается в сознание и замирает. И ты не столько замечаешь, сколько чувствуешь композиционную логичность каждого фрагмента. На одном только завитке можно изучать все законы визуальной композиции: динамику, статику, контраст, нюанс — они сплетены в крепкий узел (который словно бы стягивает горло), и рассечь его удается лишь в том случае, если ты переведешь взгляд куда-то в сторону — другой предмет, человеческое лицо, заоконный пейзаж, и все обрывается.

Я должен уточнить: хотя существует довольно устойчивая модель (наиболее распространенная — куполообразная с «барочными» компонентами мужская черно-белая тюбетейка), тем не менее следует говорить о замкнутости и некоторой отдаленности «языка» применительно к определенной местности (допустим, Фергана, Коканд), где головной убор имеет несколько иную структурную типологию, иную эстетику. Во-первых, тут общая форма уплощенная; исчезает купольность, и, таким образом, прочитываешь моментально жесткую прямоугольную конструкцию. Ткань теряет бархатистую поверхность за счет лощения и активного блеска, что придает ей подчеркнутую самостоятельность. Но в первую очередь бросаются в глаза основные элементы, наполняющие декор. Это, конечно же, теперь не плавно завязанные в узел композиции, которые настигают нас распахнутой изощренностью, а «кометы», резкой чертой бороздящие грань безукоризненно плоской пирамиды и выжигающие образ неистовой и мощной космической пляски. Собственно, именно здесь и возникает сомнение, что это мотив миндаля; скорее перед нами стручок перца или крыло фазана. Сам элемент по контуру и внутренней разработке лаконичен и строг. Стежок нити едва проступает, а линия изящна и тонка.

Значительное место в развернутой пластической системе занимает орнамент околыша, который, петлей охватывая низ тюбетейки, завершает ее. Он состоит из шестнадцати «арок» (они спаяны — одна с другой — по четыре на каждой стороне квадрата), подпирающих купол тюбетейки — модель бытия. Причем форма и орнаментальное развитие «арок» абсолютно точно выдерживает стилистику центрального элемента. Всякий раз этот ясный признак профессиональной свободы в, казалось бы, «спонтанном» творчестве завораживает меня и пробуждает к реальности.

В последние годы зачастую приходится видеть, как веками отработанные до крайности орнаментальные стили мало-помалу распадаются, обрастают вялостью и эклектикой, увлекая нас в клишированный мир (пример: металл, керамика). В то время как тюбетейка сохраняет гипнотическую природу — потаенную силу традиций, — хотя и появилась в том виде, как она представлена сейчас, в начале XX века.

Читайте так же:
Джинсы мом фит с чем носить 2022

Под ладонью пульсирует пространство черно-белой тюбетейки. Неужели оно когда-нибудь растает и затеряется в унылой и пустой вещественности? Едва ли.

Целостность, напряжение: знак, чреватый бесконечностью и тишиной.

Тюбетейка как символ «королевского» самосознания мусульман Средней Азии

Как называется тюбетейка еврея

Для еврея заповедь покрывать голову – священна, хотя такого требования, кроме особых случаев, нет ни в Писании, ни в Талмуде.

Традиция покрывать голову существует у еврейского народа с самой глубокой древности. Наиболее вероятной причиной этого стало приспособление к условиям климата. Постепенно следование этому обычаю переросло в обязательное правило, признак верности еврейской традиции – как знак смирения перед Б-гом у мужчин и проявление скромности в присутствии мужчин у женщин.

Приобретя свою историю, еврейские головные уборы могут многое поведать о своих владельцах – их происхождении, социальном статусе, принадлежности к тем или иным общинам.

Черное и белое надевать

Традиционный головной убор для религиозных евреев называют еще ермолкой, что происходит от словосочетания йерей малка – «боящиеся Царя». По другой версии это слово происходит от тюркского ямурлук – дождевой плащ с капюшоном.

Существует большое разнообразие видов кип, которые могут отличаться размером, цветом и материалом. Евреи ашкенази предпочитают черно-белые кипы, сефарды – маленькие вязаные, с вышивкой в качестве украшения. Участники движения «Хабад» предпочитают шестиклинные кипы черного цвета.

Некоторые религиозные евреи убеждены, что в Судный день (Йом-Кипур), в день памяти умерших (йорцайт) и другие подобные дни обязательно носить только кипу темных расцветок. Есть и обратный вариант – многие верующие израильтяне предпочитают повседневно носить черную кипу, а по субботам и праздникам менять ее на белую.

Ношение кипы свидетельствует о принадлежности к народу, выполняющему заповеди Всевышнего. Даже мальчик моложе 13 лет, на котором еще не лежит обязанность выполнять заповеди, носит кипу – приучать к этому положено с самого раннего возраста.

Как у деда

Многие ультраортодоксы полагают, что покрывать голову только кипой – недостаточно благочестиво. И требуют, чтобы во время молитвы поверх кипы был надет дополнительный головной убор – это вполне может быть талит или, к примеру, кепка старого европейского покроя, какую носят обычно старые хасиды из России и Польши. Называется она каскет или кашкет, или дашек (в переводе с идиша – козырек). Зачастую она указывает на консерватизм того, кто ее носит, особо ревностное отношение ее хозяина к сохранению того фасона одежды, которого придерживались его дед и отец, и сочетается, как правило, с таким же, слегка устаревшим, фасоном одежды.

От кнейча до гамбурга

В основном евреи предпочитают надевать поверх кипы черную шляпу. По уверенью торговцев шляпами, существует 34 основных типа этого головного убора, по форме и фактуре которого можно узнать о хозяине куда больше, чем, скажем, из его удостоверения личности. Так, простой литвак или любавичский хасид носит шляпу кнейч со сравнительно широкими полями и продольным заломом. Иногда такие шляпы могут в незначительной мере «модифицироваться» – некоторые представители движения «Хабад» делают на ней второй, уже поперечный залом, несколько менее заметный, чем продольный. При этом шляпа при ношении сдвигается на лоб, как это делал Любавичский Ребе.

Читайте так же:
Чем понравилась сказки сивка бурка

Литвак, занимающий высокое положение в общине, сменит кнейч на шикарную и дорогую шляпу гамбург – не только без заломов, но и без вмятин от пальцев на куполе и утрированно отогнутых вверх полях. Человек, надевший гамбург, получает, как правило, самые почетные вызовы к чтению Торы, поэтому шляпу этого фасона принято называть еще мафтир-hитл.

Многие хасиды носят в будни самую простую из шляп – капелюш, похожую на кнейч, но без заломов тульи и изгибов полей. И кнейч, и капелюш, и большинство из гамбургов сделаны из твердого фетра. Другие виды шляп сделаны из велюра (похожего на бархат или даже короткошерстный черный мех) – например, самет – один из самых дорогих и роскошных фасонов. Обладатель самета – почти наверняка венгерский хасид: Вижницкий или Белзский. Одежда у них неотличима, а вот по шляпе можно определить, кто из них кто – у Вижинцера черная лента шлайф завязана справа, у Белзера – слева.

Плуш – более дешевая разновидность самета, является традиционной шляпой для потомственных евреев Йерушалми. Ее еще называют флиикер-телер» (c идиша –летающая тарелка). Как ни называй, а вместить в нее голову обычного размера нелегко – поля-то широкие, но высота тульи всего десять сантиметров.

Лохматые-косматые

Штраймлом называют, как правило, меховую шапку, которую надевают только женатые хасиды (исключение составляют только несколько десятков потомственных семей в Йерушалаиме) и исключительно в особо торжественных обстоятельствах – в Шаббат, йом тов, на свадьбе, встречаясь с ребе. Прежде бедные, как правило, носили штраймл из необработанных хвостов и даже из простого овечьего меха, кто побогаче – лисий штраймл, состоятельные – из соболя. Сегодня цена ее может достигать нескольких тысяч долларов.

В далеком прошлом штраймл – это польская шляхетская лисья шапка, которая была в моде совсем не только среди евреев на момент зарождения хасидизма. По одной версии штраймл был включен как обязательный элемент внешнего вида хасида, чтобы предотвратить изменения в традиционном укладе жизни евреев во всем, включая одежду. По другой – во времена изгнания евреев из Испании их хотели унизить, заставляя носить на голове мех «нечистого животного» – хвост лисы, чтобы отличать евреев от других народов. Но евреи превратили этот «знак позора» в «знак отличия».

Штраймл штраймлу рознь – это, скорее, общее собирательное название, поскольку всего их насчитывается более двух десятков типов. Обычно это черная бархатная черная кипа, обшитая по краям черными или коричневыми лисьими или соболиными хвостами – последние считаются наиболее дорогими. Собственно штраймлом часто называют низкую и широкую шляпу, имеющую строго правильную цилиндрическую форму. Кроме этого, они бывают низкими и широкими нестрогой формы, которые носят венгерские, галицийские и румынские хасиды, лохматыми-косматыми – это так называемые украинские чернобыли, а так же – высоченными черными цилиндрическими шапками польских хасидов, которые называются сподиками.

Читайте так же:
Пятистам абонентам две пары джинсов

Существуют особые фасоны штраймла, которые носят не целые общины, а только их главы, рабеим. К этой группе можно отнести собл или цойбл – высокая шапка из соболиного меха, колпик – нечто среднее между сподиком и штраймлом (такую шапку носил шестой Любавичский Ребе). Главы разных хасидских дворов Ружинской династии носят обычный штраймл, но ермолка, вшитая в него, не куполообразная, а конусообразная, остроконечная, высокая.

Как выглядят коренные евреи: 5 мелочей во внешности, по которым все понятно

Евреи, как и представители многих других народностей, сегодня живут по всему миру, а не только на территории Израиля. Однако даже в условии смешения с другими расами и большого количества внутренних групп, у них можно выделить общие черты. Мы изучили внешность ашкенази, сефардов, фалаши, сабров и многих других, разузнали, как выглядят коренные евреи и подобрали 5 фактов об их внешности, которые заслуживают внимания и могут сильно удивить.
У них не всегда густые черные кудри

В основном у коренных евреев черные, жесткие и вьющиеся волосы. Этот признак можно увидеть у большинства: сефардов, евреев Средней Азии, фалаши, сабров, крымских иудеев и татов. Но есть отдельная ветвь евреев, их называют ашкенази. И они совсем непохожи на вышеописанных брюнетов. В них течет кровь немцев, литовцев и поляков, поэтому волосы у таких евреев средней плотности, прямые и больше рыжие или светлые. Однако одно сходство все же есть. И те и другие склонны к ранней потере волос на голове.

Внешний облик коренных евреев настолько отличается от славянского типа, что широко использовался в русской литературе.

Вот как писатель Лесков отразил все цвета волос израильтян в своем творчестве: «В строю они (евреи) учились хорошо; фигуры, разумеется, имели неважные. Не один который-нибудь, а все трое: и вороной, и рыжий, и пегий…»

Саша Барон Коэн / Википедия

У них широко поставленные глаза навыкате

Отличить коренного еврея в толпе можно по его глазам. Они имеют выпуклую шарообразную форму и обычно широко расставлены. Нижнее веко при этом ярко выражено и напоминает четко очерченный валик. Сюда же относится и сильная асимметрия, когда один глаз выше другого. Эти признаки имеют доминантный ген и сохраняются даже у смешанных евреев, когда глаза принимают глубоко посаженное положение.

Несмотря на такой яркий внешний вид, образ коренных евреев в русской литературе был достаточно долго сильно негативным. Отчасти это связано с историческими и религиозными причинами.

Вот как поэт Лермонтов описывал глаза евреев: «Он мне не нравится… глаза… стеклярус точно. Взглянуть — не человек — а с чертом не похож»

Ему вторил писатель Салтыков-Щедрин:
«Человек он был молодой, с пунцовыми губами, пухлыми руками, с глазами, выпяченными, как у рака».

Роман Абрамович / Википедия

Читайте так же:
Как украсить бисером горловину джемпера

У них крючковатый нос в форме шестерки

Коренного еврея выдает его характерный профиль. Удлиненная спинка с горбинкой от переносицы и тонким окончанием стремительно уходит вниз.

«Кончик загибается вниз, напоминая крючок, а крылья приподняты», — описывает типичный еврейский профиль в своем труде израильский антрополог Джекобс.

Кончик носа при этом может иметь форму капли или быть сильно заостренным. Такой нос чаще всего встречается у евреев из Средней Азии, сабров и йеменских племен. Однако, у израильтян других групп бывают самые разные типы носов. Например, у ашкенази они с вогнутой спинкой, а не с выпуклой. А у сефардов нос и вовсе прямой средних размеров.

Вот как отразил эту внешнюю особенность евреев писатель Тургенев: «Этот человек, по прозвищу Гиршель, нос имел кривой и длинный и все покашливал…»

@agutinleonid

У них мочки ушей находятся близко к черепу

У коренного еврея довольно специфичные строение и положение ушной раковины. Помимо плотно прижатой к голове заостренной верхней кромки у них слабовыраженные мочки ушей. Последние будто вырастают из шеи. Такой эффект создается из-за отсутствия пространства между челюстью и нижней частью уха. Они срастаются вместе, а средняя часть ушной раковины при этом заметно отставлена в сторону. Но характерен еще и наклон уха. Оно будто уходит по горизонтали чуть в сторону.

На эту тему есть много рассуждений. Так, автор Виктор Лупа отметил:
«Один достаточно известный профессор сказал, что люди со сросшимися мочками ушей и широко расположенные глазами имеют иудейские корни».

Натали Портман / Черный лебедь / Двадцатый век Фокс

У них вытянутый и приплюснутый овал лица

Форма головы у коренного еврея тоже довольно специфичная. Округлый овал лица удлиненного черепа сопровождается короткой шеей, что визуально дает эффект сдавленности. Его же продолжает строение височной части. Сплющенность идет по боковой части головы от висков и до затылка, который и сам довольно плоский. Профиль коренного еврея при этом напоминает треугольник. Во многом этому способствует скошенная линия лба и опущенный подбородок.

@ptuxerman

Конечно, сегодня внешность израильтян может быть самая разная. Ведь даже учитывая приверженность раввинскому браку, прошло уже довольно много времени и коренные евреи смешали свои гены с остальными народностями. К тому же хоть каждая национальность и имеет свои характерные черты, в наши дни довольно странно вычислять, кто к какой нации принадлежит только по внешности. Ведь все люди равны независимо от носа и подбородка. Бесспорно, черты лица и антропология интересные темы, но придавать большого значения им не стоит.

Борода, ученье, секс и другие элементы мужского мира иудея-ортодокса

Борода, ученье, секс и другие элементы мужского мира иудея-ортодокса

Три года назад сервис Netflix предложил публике очень небанальное телешоу — израильский сериал «Штисель», уже ставший культовым на родине героев. Высокий класс израильских сериалов не новость, но эпос о семье Штисель оказался для зрителей открытием мира, недоступного не только для гоев. Это мир так называемых харедим — современных иудеев-ортодоксов, «людей в черном» из иерусалимского квартала Меа-Шеарим.

Читайте так же:
Чем вывести пятно от краски для волос с джинсов

Вот уже третий сезон «Штиселя» смотрят запоем, хотя в нем нет особого экшена, а поначалу он вообще напоминает ретромелодраму о странных религиозных фанатиках. Это настоящий эксклюзив: сценарист Йонатан Индурский сам вырос в семье харедим и показывает их жизнь изнутри с любовью и полным знанием дела. У неизраильского зрителя не раз возникает желание, так сказать, спросить раввина, чтобы понять все реакции героев — Штиселя-отца (Дов Гликман), вдовца и преподавателя хедера, и Штиселя-сына (Михаэль Алони), молодого художника. От частностей конкретного телешоу переходишь к общему вопросу: каким должен быть настоящий мужчина с точки зрения еврейской традиции? Разобраться в этом нам помогли лекции центра «Эшколот» и другие специализированные ресурсы.

Учиться, учиться, учиться

Главная цель жизни правоверного иудея — изучение Торы, которое приводит к исправлению мира. 613 заповедей Торы и многочисленные комментарии к ней мужчины учат с детства и до бесконечности: сначала в хедере, потом в иешиве, потом в колеле, ну и самостоятельно каждый день. Учение именно мужская обязанность, женщины от нее освобождены. Раввин (рабби) — не духовное звание, а академический титул: знаток Торы, получивший религиозное образование.

Прочие заботы только отвлекают иудея от главного предназначения, хотя и не порицаются, если не нарушают заповеди и не становятся самоцелью или тратой времени. В принципе, правоверный еврей вполне может заниматься спортом или фитнесом для поддержания физической формы, если сумеет делать это скромно, по заповедям, не нарушая субботу и не пересекаясь с женщинами. То есть проще выбрать шахматы.

Выделяйся, но скромно

Скромность — основа ортодоксального еврейского стиля. При этом еврей должен выделиться среди неевреев, этот принцип родился в древности как противовес греческому влиянию. Современный ортодокс в любой толпе тоже сразу виден по одежке. Каждая деталь этой одежки может быть истолкована на основе Торы. Толкований почти столько же, сколько толкователей, то есть кошерных вариантов много. Черные костюмы только кажутся одинаковыми — в деталях они различаются, как мундиры божьих воинов из разных полков, то есть общин. При желании можно найти в сети не один одежный определитель харедим, а мы выделим общие принципы.

Ортодоксальный еврей полностью одет и всячески закрыт даже в жару и дома наедине с собой. Это не значит, что тело без одежды считается неприличным — наоборот. Оно сотворено по образу Бога, и человек, имеющий тело, считается более совершенным, чем бестелесные ангелы. Правильная одежда магически защищает его.
Поэтому для молодого героя «Штиселя» дерзким выходом за рамки становится купание в озере Кинерет. Неслыханное дело: ортодокс снимает шляпу и пиджак, закатывает штаны до колен, и в таком неприкрытом виде ложится в воду.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector