Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие термины используют игроки в гольф

Какие термины используют игроки в гольф?

Происхождение игры в гольф связано с легендой о том, как обыкновенный пастух, бродя по прибрежным дюнам, от нечего делать ударил палкой по круглому камню, и случайно закатил его в кроличью нору. Потом к нему присоединились друзья, которым понравилась новая забава. Позже камни были заменены гуттаперчевыми мячами, кроличьи норы — лунками, а вместо палок приспособили клюшки.

На звание родины гольфа претендуют многие страны. К примеру, в Голландии был очень популярен kolven (правда, в него играли на льду), у римлян была похожая на гольф игра «паганика», которая могла перейти от них в Британию в 400 году новой эры. Китайцы полагают, что прародительницей современного гольфа была древняя игра «гуй ван», широко распространенная в Поднебесной в еках до нашей эры. Существуют свои версии у французов и бельгийцев.

И тем не менее родиной классического гольфа считается маленький шотландский городок Сент-Эндрюс, названный по имени покровителя города, святого Андрея, чья гробница находится в полуразрушенном соборе, построенном около шести веков назад. Кстати, на одном из витражей этого старинного собора можно разглядеть изображение человека с клюшкой в руках.

Первое же письменное упоминание о гольфе, которое принято считать началом официальной истории игры, относится к 1457 году. Именно тогда король Джеймс запретил игру в гольф, поскольку ради нее его солдаты пренебрегали основной обязанностью — тренировками в стрельбе из лука. Запрет был выражен в постановлении парламента Шотландии.

Терминология гольфа
СВИНГ (swing) — основное движение удара всеми клюшками кроме паттера. Свинг состоит из отведения клюшки (замаха), движения вниз, непосредственно удара и завершения.
ДРАЙВ (drive) — удар драйвером.
ДРО (draw) — удар, при котором мяч вылетает прямо, но в конце незначительно отклоняется влево (для игрока с правосторонней стойкой).
ПИТЧ (pitch) — недалекий удар с высокой траекторией, после которого мяч почти не катится.
ПУЛ (pull) — удар, после которого мяч вылетает левее цели (для игрока с правосторонней стойкой).
ПУШ (push) — удар, после которого мяч вылетает правее цели (для игрока с левосторонней стойкой).
ПАТТ (putt) — катящийся удар, выполняемый на грине.
СЛАЙС (slice) — удар, при котором мяч вылетает прямо, но после этого значительно отклоняется вправо (для игрока с правосторонней стойкой).
ФЕЙД (fade) — удар, при котором мяч вылетает прямо, но в конце незначительно отклоняется вправо (для игроков с правосторонней стойкой).
ХУК (hook) — удар, при котором мяч вылетает прямо, но после этого значительно отклоняется влево (для игрока с правосторонней стойкой).
ШЕНК (shank) — удар «пяткой» клюшки, после которого мяч летит в сторону.
ЧИП (chip) — невысокий короткий удар, после которого мяч прокатывается относительно большое расстояние; обычно применяется при игре в непосредственной близости от грина.
АЙРОН, ЖЕЛЕЗКА (iron) — клюшка с плоским крюком. Стандартный набор айронов включает в себя клюшки с номерами с 3-го по 9-й, а также питчинг-ведж и санд-ведж.
WOOD ВУД, ДЕРЕВЯШКА (wood) — клюшка с большой головкой. Чем больше размер клюшки, тем короче рукоятка и больше угол наклона ударной поверхности. Обычно в бэге игрока три вуда — № 1 (драйвер), № 3 и № 5.
ДРАЙВЕР (driver) — (также вуд № 1) — клюшка для самого далекого удара, имеющая наименьший угол наклона головки и самую длинную ручку.
ПАТТЕР (putter) — клюшка для патта.
ПИТЧИНГ- ВЕДЖ (pitching wedge, PW) — клюшка айрон, следующая в наборе после номера 9.
СЭНД-ВЭДЖ (sand wedge, SW) — клюшка айрон, следующая в наборе после питчинг-веджа. Чаще используется для выбивания мячей из бункеров.
PAR ПАР (par) — условный норматив, постоянно используемый для подсчета результата и оценки уровня игроков. Пар — это количество ударов, которое гольфист должен совершить на одной лунке или на всем поле при удачной игре. Пар одной лунки определяется так: считается, что если расстояние от ти до грина не больше 200 метров, игрок должен попасть на грин одним ударом, если оно не больше 400 метров — двумя ударами, а если больше — то тремя ударами, Если мяч попал на грин, хорошим результатом считается попадание в лунку с двух ударов. Таким образом, первый тип лунок будет называться «пар 3», второй — «пар 4», а третий — «пар 5». Сумма паров всех лунок и составляет общий пар поля (как правило, равный 72 для стандартного поля в 18 лунок). Понятно, что игрок может показать результат и выше и ниже пара. Соответственно, его результат будет иметь знак «+» или «-». Например, если игрок на лунке длиной 150 метров сделал 5 ударов, то его результат можно назвать «плюс 2» (количество ударов 5, минус пар лунки 3).
АЛЬБАТРОС (albatross) — количество ударов на одной лунке, на три удара ниже, чем пар этой лунки (на лунках с пар 5).
БЕРДИ, (birdie) — количество ударов на одной лунке на один меньше чем пар.
БОГГИ (bogey) — количество ударов на одной лунке на один больше чем пар.
ДВОЙНОЙ (тройной, четверной БОГГИ) — количество ударов на одной лунке на два (три, четыре) больше, чем пар.
ИГЛ (eagle) — количество ударов на одной лунке на 2 удара ниже, чем пар этой лунки.
ХОУЛ-ИН-УАН (hole-in-one) — Попадание в лунку ударом с ти с одного удара. Бывает очень редко, вероятность попадания у «среднего» игрока 1 к 46 000. Иногда на соревнованиях за это устанавливают специальные призы.
БОКОВАЯ ВОДНАЯ ПРЕГРАДА (lateral water hazard) — преграда, обозначенная красными колышками.
БРЕЙК (break) — специально сделанный наклон грина, благодаря которому мяч при ударе отклоняется в сторону.
БУНКЕР (bunker, sand trap) — песчаная ловушка, специально сделанная на поле, чтобы усложнить задачу игрока. Бункеры могут быть расположены на фервеях или рядом с гринами.
ВОРОТНИК, «КОЛЛАР» (collar) — участок поля вокруг грина, постриженный короче фервея, но выше грина.
ГРИН (green) — участок с самой короткой травой непосредственно вокруг лунки.
ДИВОТ (divot) — кусок дерна, выбитый при ударе.
ЛУНКА (hole) — 1- углубление в грине, в которое загоняется мяч; 2 — целиком одно игровое поле от ти до грина включительно.
МАРКЕР (marker) — 1 — кружок, отмечающий положение мяча на грине; 2 — счетчик, судья, считающий удары игрока.
ПРЕГРАДА (hazard) — элемент игрового поля, специально сооруженный или умышленно оставленный на нем (бункер, водная преграда), чтобы затруднить игру.
ПРЕПЯТСТВИЕ (obstruction) — предмет, мешающий игроку выполнить удар, который не должен находится на поле по замыслу архитектора. В соответствии с правилами игрок имеет право убрать мешающее ему препятствие или перенести мяч в другую точку.
ПРЯМАЯ ВОДНАЯ ПРЕГРАДА (regular water hazard) — преграда, обозначенная желтыми колышками.
РАФ (rough) — участок высокой травы, специально оставленной по бокам от фервея. Мяч, попавший в раф, значительно труднее выбить.
ТИ (tee) — 1 — подставка из дерева или пластмассы, на которую разрешается ставить мяч, чтобы выполнить первый удар на каждой лунке; 2 — площадка на поле (обычно приподнятая), откуда начинается игра на каждой лунке.
ФЕРВЕЙ (fairway) — участок с травой средней длины, занимающий большую часть игрового поля между ти и грином.
БЭГ (bag) — сумка для клюшек.
ГРИНКИПЕР (greenkeeper) — служащий, ухаживающий за газоном поля.
КАР (car, buggy) — небольшой электрический или бензиновый автомобиль для передвижения по полю.
КЭДДИ (caddy) — помощник игрока, который носит его клюшки и имеет право давать ему советы по ходу игры.
МАРШАЛ (marshal) — официальное лицо на поле, следящее за скоростью игроков и соблюдением ими этикета.
МАТЧ (match play) — матчевая игра. Один из двух основных видов состязания в гольфе, при котором результат подсчитывается отдельно на каждой лунке, а побеждает гольфист, выигравший больше лунок.
ПГА (PGA) — Ассоциация профессиональных гольфистов, объединяющая инструкторов (клубных профессионалов) и гольфистов, постоянно играющих в Туре (турнирных профессионалов). ПГА существуют во всех странах, развивающих гольф, в том числе, и в России.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТУР (PGA Tour) — цикл профессиональных соревнований, проходящих в течение года. Гольф — единственный вид спорта, где существует не один (как, например, в теннисе), а несколько профессиональных Туров. Самые большие среди них: мужские — американский (иногда его называют просто Туром), европейский, австрало-азиатский; женские — американский и европейский. Кроме них существуют Туры для ветеранов и молодых игроков.

Читайте так же:
Как отбелить джинсы по швам

Приобщение к гольфу означает гораздо больше, чем просто увлечение новым видом спорта — это, скорее, приобщение к совершенно особой культуре — богатой традициями, эстетичной, аристократичной и многогранной.

Орудия гольф-производства

Все знают, что в гольф играют клюшками. Но мало кто знает, как на самом деле много этих клюшек и с какой тщательностью нужно подходить к их подбору. Российских поклонников игры просвещает в этом вопросе эксперт «Ъ-Гольфа» Алексей Николов .

Из всех определений гольфа самое замечательное, наверное, принадлежит сэру Уинстону Черчиллю. Вот как оно звучит: гольф — это такая игра, целью которой является загнать мячик маленького размера в лунку еще меньшего размера, при этом используя снаряжение, которое словно специально создано так, чтобы наихудшим образом подходить для этой цели. Вот именно об этих инструментах, совершенно непригодных для гольфа, по мнению знаменитого английского политика, у нас и пойдет сегодня речь.

Когда новичок узнает, что по правилам гольфист имеет право взять с собой на поле не более 14 клюшек, то немедленно задает вопрос: «Зачем так много?» Зато самим игрокам вовсе не кажется, что это много. Наоборот, они с удовольствием прихватили бы еще штуки три-четыре, если бы не запрещали правила.

И правда, зачем им так много? Ответ на этот вполне законный вопрос будет дан чуть ниже. А для начала давайте разберемся, чем все эти клюшки отличаются друг от друга.

Прежде всего клюшки различаются формой головки, и по этому признаку они делятся на три основных вида: вуды, айроны и паттеры. Вуд — это клюшка с большой головкой, и предназначена она для ударов на большие расстояния. Знаток английского языка немедленно заявит, что она, судя по этому названию, должна быть сделана из дерева. И в таком предположении будет содержаться некоторая доля истины, потому что клюшки эти действительно когда-то делались целиком из древесины. Но сегодня найти деревянный вуд можно лишь в самом дальнем углу гаража гольфиста-ветерана или в музее. Игроки же давно перешли на клюшки, в которых используются самые различные металлы, включая, например, титан и вольфрам, а также керамика, графит.

Второй вид клюшек — айроны. Они имеют более плоские головки и составляют большую часть арсенала гольфиста. Все тот же знаток английского предположит, что у них головки должны делаться из железа. И снова угадает лишь частично: головки таких клюшек уже давно делаются не из простого железа, а из самых разных металлов и сплавов, порой весьма дорогих.

Объединяет оба эти вида клюшек то, что после удара ими мяч летит по воздуху. А вот после удара паттером — это третья разновидность клюшек — мяч всегда только катится по траве. Оттого и употребляется паттер лишь в тех случаях, когда мяч уже остановился в непосредственной близости от лунки на участке с короткой травой — грине.

В последнее время в моду вошли также клюшки-гибриды — это нечто среднее между айронами и вудами.

Набор TaylorMade, 150 тыс. руб.

Фото: ДМИТРИЙ ЛЕКАЙ

Для простоты разные клюшки (кроме паттеров) обозначаются номерами — обычно от одного до девяти. Самая длинная клюшка, она же самая дальнобойная — это драйвер, или вуд N1. У него самая длинная ручка и самый маленький угол наклона ударной поверхности: порой он составляет меньше 8°, то есть поверхность близка к вертикальной. У вуда N3 ручка уже покороче, а угол наклона побольше; у «пятерки» ручка еще короче, а угол еще больше и так далее. Точно так же различаются между собой и айроны. Самые короткие, они же самые «короткострельные» айроны (те, что идут после «девятки») называют веджами. У веджа угол наклона ударной поверхности может доходить до 60°, так что мяч после удара им взлетает вверх почти вертикально. Немного особняком стоит сэнд-ведж — клюшка, специально сконструированная для ударов из песчаных бункеров. У него на обратной стороне головки делается специальный отбойник, чтобы клюшка не зарывалась в песок при ударе.

Теперь, наконец, настало время объяснить, для чего же требуется все это разнообразие.

Основная задача в гольфе, как вы уже поняли из определения Черчилля,— это загнать мяч в лунку. Сэр Уинстон только забыл добавить одну деталь: сделать это надо минимальным количеством ударов.

Классическое поле для гольфа состоит из 18 маленьких полей (их также называют лунками), и среди них нет двух одинаковых. Кстати, из примерно 35 тыс. полей, существующих в мире, тоже нет двух одинаковых. Именно поэтому настоящий любитель гольфа готов порой пролететь полмира, чтобы просто сыграть на каком-нибудь знаменитом поле.

Бывают короткие лунки, у которых расстояние от ти (стартовой площадки) до флажка, обозначающего собственно лунку, может составлять 100, 150 или 200 метров. Соответственно, в каждом случае гольфисту приходится выбирать ту клюшку, которой он сможет ударить именно на это расстояние.

Читайте так же:
Как вышить бисером валенки

В первом случае это может быть, например, ведж, во втором — пятый айрон, а в третьем — пятый вуд. Но это все очень приблизительные показатели, подходящие к тому же только для рядового игрока-любителя. А у профессионала после удара той же «пятеркой» мяч полетит гораздо дальше.

Впрочем, гораздо чаще бывает, что расстояние от ти до флажка одним ударом преодолеть просто невозможно. Приходится делать два, а то и три удара, прежде чем мяч окажется на грине. Вот тут и начинаются разнообразные тактические расчеты. Казалось бы, чего тут думать — берешь драйвер и бьешь изо всей силы, и чем дальше полетит мяч, тем лучше — короче получится второй или третий удар. Так? Совсем не так!

Набор Maruman Majesty Vanquish, 358 тыс. руб.

Фото: ДМИТРИЙ ЛЕКАЙ

А если хитрый архитектор поля сделал фервей лунки изогнутым, так что после чересчур далекого первого удара мяч окажется в лесу? А если ваш удар выйдет не слишком точным, и второй удар придется делать из густой травы (что вполне вероятно, потому что по технике удара драйвер — самая трудная клюшка в наборе игрока)?

Кроме того, «ближе» в гольфе далеко не всегда означает «легче». Как ни странно, сделать удар ровно на 70 метров технически гораздо труднее, чем на 110. Стало быть, надо заранее рассчитывать, как делать первый удар, чтобы затем было удобнее сделать второй.

А бункеры, которые архитекторы щедро рассыпают по полю — как их избежать, или хотя бы свести к минимуму шансы попасть туда, откуда мяч будет выбить совсем непросто? А водные преграды, которые представляют для игрока еще большую угрозу, ведь попавший туда мяч автоматически означает лишний штрафной удар?

До сих пор мы говорили только про первый удар, который совершается, можно сказать, в тепличных условиях — с приподнятой площадки, да еще и мяч при этом разрешается устанавливать на специальную подставочку. Дальше все становится еще сложнее: удар должен выполняться с того места, где остановился мяч. А гольф тем и отличается, например, от футбола, что в него играют не на идеально ровном поле (отдельные нетипичные российские стадионы мы здесь брать в расчет не будем). Поле для гольфа хоть и строится специально, всегда вписано в естественную среду. Так что при ударе игроку приходится учитывать целую кучу факторов: не попал ли мяч на склон, какой высоты трава вокруг, не растет ли рядом дерево.

Так что выбор клюшки — проблема действительно непростая. Не случайно правила строго запрещают гольфисту просить у кого-либо совета. Единственный, кто имеет право что-то подсказать игроку в такой ситуации,— это кедди, его помощник на поле.

Мячи Callaway HX Tour, 385 руб.

Фото: ДМИТРИЙ ЛЕКАЙ

Кстати, этот персонаж заслуживает более подробного упоминания здесь, хотя и имеет к нашей теме косвенное отношение. Новичку в гольфе может показаться, что вся работа кедди заключается в том, чтобы носить клюшки за игроком и протирать их полотенцем после ударов. А на самом деле кедди — это куда более серьезный персонаж, чем банальный носильщик. Ему случается быть и психологом, и тренером, и даже телохранителем. Но в первую очередь профессиональный кедди — это человек, который отлично разбирается в гольфе, досконально изучил особенности поля, а главное, прекрасно знает возможности своего игрока. Он может не просто сообщить своему боссу точное расстояние до лунки в любой момент игры, но и посоветовать ему, какой именно удар стоит делать в такой ситуации. И речь здесь идет не просто о выборе клюшки, но именно о типе удара.

Ведь хороший гольфист удар на одно и то же расстояние может сделать десятком разных способов. Может пожестче ударить, например, шестым айроном, а может — помягче, но пятым; дальность этих ударов будет одинаковой, а вот техника исполнения — немного разной. Игрок может послать мяч по низкой траектории, чтобы тот прокатился подольше после приземления, а может — по высокой, чтобы затормозил побыстрее. Может сделать так, чтобы мяч летел не по прямой, а заходил на цель по дуге справа или, наоборот, слева. Наконец, гольфист может придать мячу такое сильное обратное вращение, что тот, упав на грин, покатится назад. Конечно, такое разнообразие под силу только мастеру, который тонко чувствует клюшку и мяч. Такие мастера и клюшки себе подбирают соответствующие — идеально подобранные именно для них, а чаще специально для них сделанные.

На каждом большом турнире вы увидите несколько здоровенных фургонов с логотипами известных фирм, стоящих неподалеку от тренировочного поля. В каждом из них скрыта целая передвижная мастерская, и профессионал, играющий клюшками этой фирмы, в любое время может туда подойти и получить скорую и квалифицированную помощь.

Чтобы вы до конца поняли, насколько непростое дело — выбор клюшек, я вам кратко перечислю только основные их характеристики. Которые, напомню, для игрока по возможности подбираются (или подгоняются) индивидуально.

Лофт — угол ударной поверхности относительно земли. Лай — угол наклона ручки относительно земли. Длина ручки. Материал ручки (кому-то комфортнее металл, а кто-то предпочитает углеволокно). Толщина рукоятки. Материал рукоятки (одни любят резину, другие — резину с кордом, третьи предпочитают кожу). Горизонтальное распределение веса головки (любителям нравятся головки, «прощающие» неточное попадание по мячу, а профессионалы часто выбирают блейды, которыми легче закручивать мяч). Глубина расположения центра тяжести головки (от него, в частности, зависит, под каким углом вылетит мяч после удара вудом). Жесткость ручки на излом. Высота точки максимального изгиба ручки. Жесткость ручки на скручивание (для ручек из углеволокна). Общий вес клюшки. Маховый вес клюшки (очень важный показатель, от которого зависит, насколько полно будет использоваться при ударе энергия маха). Коэффициент восстановления ударной поверхности. Общий объем головки (для вудов). Форма желобков на ударной поверхности (от которой прямо зависит частота обратного вращения мяча).

Ну как, достаточно? После этого вы, конечно, не удивитесь, если я скажу вам, что клюшки для гольфа не самый дешевый спортивный инвентарь на свете. Скажем, драйвер последней модели может обойтись вам и в $600, и в $1000, а иногда и дороже.

Мячи Callaway НX Hot Tour, 630 руб.

Фото: ДМИТРИЙ ЛЕКАЙ

А вот чему вы, наверное, удивитесь, так это новости о том, что за куда более скромную сумму — $400, а порой и меньше — вполне можно купить себе более или менее стандартный полный набор клюшек: три вуда (включая драйвер), девять айронов и паттер, да все это еще и вместе с сумкой-бэгом. Это будут, конечно, не самые современные и престижные клюшки, но они будут вполне пригодны для игры и прослужат вам верой и правдой лет десять.

Читайте так же:
С чем носить дубленку средней длины 2020 2022

А если вы только собираетесь приобщиться к гольфу и не желаете тратить деньги впустую, то вам и этого набора будет много. Все равно поначалу у вас мяч будет от любой клюшки лететь недалеко, но зато в совершенно непредсказуемом направлении.

Так что начинающему гольфисту вполне хватит так называемого набора новичка, который составляет пять или шесть клюшек и стоит, соответственно, как минимум вдвое дешевле. А можете и вообще ничего не покупать, а брать отдельные клюшки напрокат, пока будете стоять на тренировочном поле и овладевать основами техники свинга — так называется движение основного удара в гольфе.

Причем название фирмы в этом случае не имеет никакого значения — главное, чтобы это была именно клюшка для гольфа, а не, скажем, бита для крикета или молоточек для крокета. С ними овладеть даже основами техники будет проблематично.

Однако многие тренеры считают, что лучше приобретать первоклассный инвентарь с самого начала, потому что с ним и овладение техникой пойдет быстрее. Такая точка зрения тоже имеет своих сторонников, и если вы принадлежите к их числу, то выбирайте клюшки известных фирм.

Перчатки Callaway, 1097 руб

Фото: ДМИТРИЙ ЛЕКАЙ

Вам подойдут Callaway, Ping, TaylorMade, Titleist, Mizuno, Cleveland или любые другие клюшки этого класса. Но только, ради всего святого, не пытайтесь, придя в магазин гольф-товаров, изображать там гольфиста с 30-летним стажем! Опытный продавец вас все равно раскусит через две минуты (а скорее секунд через десять), так что все ваши попытки выглядеть близким знакомым Тайгера Вудса пойдут прахом. Но главное, вы за свои деньги купите совсем не то, что вам нужно.

Дело в том, что каждая из названных фирм выпускает разные линии клюшек — для мастеров, для игроков среднего уровня и для начинающих. И какой вам прок от клюшек с головками типа блейд, если ими играть по-настоящему могут только профессионалы? Ведь это примерно то же, что в горных лыжах «чайнику» выйти на «черную» трассу. Угроза жизни, может быть, будет чуть меньше, но удовольствия вы получите столь же мало. Так что лучше все-таки честно признаться окружающим, что вы в гольфе пока не достигли больших высот, и купить себе тот инвентарь, который вам действительно поможет получать от игры удовольствие.

Наконец, если вас привлекает в гольфе еще и внешняя красота (что бывает нередко, и ничего плохого в том нет), то ваш выбор — это набор клюшек категории «люкс». Почему-то в этой области преуспели главным образом японцы, например фирмы Honma и Maruman. Тут вам предложат клюшки невероятной красоты, с инкрустацией, с золотыми вставками, с платиновым покрытием — в общем, все, что требуется скромному человеку для того, чтобы в полной мере почувствовать, что жизнь удалась, и сообщить об этом окружающим.

Повторяю, что ничего плохого в этом не вижу. Гольф тем и хорош, что в нем есть место практически для всех и каждый получает от него именно то, чего хочет.

Из этого правила есть лишь одно исключение: гольф не выносит обманщиков. Если вы любите жульничать, то лучше вообще не начинайте играть в гольф: вас ждет, как выражался незабвенный Беня Крик, большое разочарование в вашей личной жизни. И это уже невозможно будет поправить никаким инвентарем, даже самым дорогим.

Где купить: магазин «Гольф-профи». Адрес: Москва, ул. Фрунзенская, 10. Телефон: 8(499) 242-5914; 242-5915

Какие бывают способы бега лошади

Различают несколько типов передвижения лошади. В зависимости от ситуации, в природе животное спокойно перемещается шагом, когда пасется, или быстро бежит в случае опасности. За годы использования коня как средства передвижения выработались разные типы бега, помогающие скакуну выполнять поставленные всадником задачи. Способ походки животного называется лошадиный аллюр.

бег лошади

Что такое аллюры

Аллюр — походка лошади, разделяемая на несколько разновидностей. Виды перемещения могут быть:

  • естественными и искусственными;
  • медленными и быстрыми.

Способ передвижения животного в текущий момент зависит от окружающей ситуации и требований наездника.

Виды аллюров лошади

К естественным движениям относят шаг и галоп, рысь — в меньшей степени. Эти способы передвижения кони используют в обычной жизни, навыки шага и бега известны животному с рождения. Жеребенок уже через 2—3 часа после появления на свет может скакать галопом и передвигаться рысью за матерью.

Искусственные разновидности походки и конский бег с дополнительными элементами придуманы человеком и применяются в спортивных состязаниях, реже — в хозяйственной деятельности. Ранее особые фигуры движения коней из дополнительных аллюров были задействованы на поле битвы. Например, знаменитый каприоль (олений прыжок) — элемент испанской школы выездки, успешно использовался в сражениях. Боевой конь по команде всадника в седле делал мощный прыжок вверх и одновременно бил задними ногами назад, сокрушая окруживших хозяина врагов.

Шаг — самый медленный аллюр. Это спокойный ход лошади, при котором на земле находятся три конечности из четырех. Скорость передвижения животного, которое идет шагом, не превышает 6 км/ч.

шаг лошади

Шаг, как основная походка, характерен для тяжеловозных лошадей. Их иногда так и называют — шаговые породы. Мощные гиганты неспешно перевозят внушительные грузы, но на далекие расстояния.

Следующий по быстроте бег коня, после шага. При движении две ноги животного из четырех находятся в воздухе. При этом отрываются ноги от земли по диагонали, то есть — правая передняя и левая задняя, и наоборот.

Существует три типа рыси.

  1. Короткая рысь лошади — трот — позволяет развивать скорость 10—13 км/ч.
  2. Быстрая рысь — мах, или размашка. Бегущий конь способен развивать скорость до 30 км/ч.
  3. Учебная рысь применяется для тренировки всадника. Лошадь бежит стандартно — обычной рысью, а человек должен оставаться в седле, не приподнимаясь на стременах.

рысь лошади

В конном спорте существует разряд соревнований — бега, где скакуны могут бежать только рысью. Сбой животного на галоп в процессе состязания ведет к дисквалификации и снятию спортсмена с соревнований. Учитывая, что для коня, стремящегося увеличить свою скорость, переход на галоп — естественное положение вещей, наезднику приходится умело контролировать своего подопечного.

Для таких соревнований выведены специальные породы — рысаки (орловские, русские, американские). Кроме спортивных состязаний, они востребованы в перевозке грузов в упряжке. Бегущая рысью лошадь меньше устает, чем при резвом галопе. В результате, животное может покрыть большее расстояние за день и остается в хорошей форме.

Традиционными «марафонцами», способными покрывать огромные расстояния неспешной рысью, считаются арабские скакуны, ахалтекинцы.

Галоп

Способ бега лошади, когда на некоторое время все конечности животного могут находиться в воздухе, то есть конь передвигается прыжками. Это самый быстрый конский бег, позволяющий развивать скорость до 70 км/ч!

Читайте так же:
Как покрасить джинсы красителем прибой

Поднимать лошадь в галоп можно с правой или левой ноги. Для этого, при посыле вперед, сильнее прижимают тот шенкель, с какой ноги требуется начать движение.

Различают трехтактный и двухтактный галоп. В первом случае явственно слышно три удара копыт о землю, во втором — два. У конников принято называть короткий трехтактный галоп — кентр, а резвый двухтактный — карьер или намет.

галоп

Лошадь, идущая во весь опор галопом, быстро теряет силы и не может долго держать такой темп. В дикой природе конь галопом уходит от хищника и ему достаточно выдержать полчаса скачки, чтобы уйти от преследователя. Специально выведенные человеком породы скакунов, например, английская верховая, обладают большой выносливостью и силой. Они способны резво скакать более часа. Ежегодно тысячи людей приходят полюбоваться азартными скачками и завораживающей скоростью быстроногих красавцев.

Иноходь

Вид особого движения лошади, сходный с рысью, но иноходец выносит ноги вперед не по диагонали, а параллельно — одновременно правые передние и задние конечности или левые передние и задние.

Скорость передвижения иноходца несколько выше, чем на обычной рыси. Для человека, сидящего в седле, такой бег лошади комфортнее рыси. Всадник мерно покачивается, как в кресле-качалке, ему нет нужды приподниматься на стременах. Но иноходь считается менее устойчивым аллюром, на скользком грунте животное рискует потерять равновесие.

Иноходь — врожденная способность коня, жеребята уже рождаются иноходцами. Переучить обыкновенную лошадь бежать иноходью сложно, но при должном упорстве это возможно. Заставить природного иноходца бежать обыкновенной рысью невозможно.

иноходь

Искусственные аллюры

Для спортивной верховой езды придумано немало типов передвижения, которые используются только в определенных случаях. Самое популярное спортивное состязание — выездка. Удивительное зрелище, где под музыку лошадиный бег превращается в замысловатый танец.

Ниже описаны самые распространенные элементы движений коня, безукоризненное исполнение которых — результат долгих лет изнуряющих тренировок.

Пассаж

Вид искусственного движения лошади — ритмичная и короткая рысь, при которой корпус животного максимально собран и сжат. Исполняя пассаж, лошадь подводит задние ноги под туловище, передние конечности поднимает высоко, сгибая их и «печатая шаг».

Момент подвисания коня в воздухе должен быть четко виден.

Судьи при оценке элемента отмечают:

  • импульс движения животного;
  • гибкость и силу его запястий;
  • высоту скачка на рыси;
  • четко выраженный момент зависания корпуса в пространстве.

пассаж

Пиаффе

Элемент рыси, похожий на пассаж. При исполнении пиаффе лошадь не продвигается вперед, а выполняет движения, не сходя с места. Задние ноги скакуна максимально подведены под корпус, спина напряжена.

В школах верховой езды пиаффе разделяют на медленное и быстрое, версальское и флорентийское. Элементы различаются скоростью движений, высотой подъема ног. Для правильного исполнения этого аллюра от животного требуется хорошая координация и развитые мышцы спины.

пиаффе

Испанский шаг

Один из главных элементов высшей школы Европейской выездки. Разновидность обычного шага лошади, при котором передние конечности выпрямлены и поднимаются максимально высоко (до угла в 90 градусов). Задние ноги переступают в обычном темпе, свойственном шагу.

Испанский шаг — один из элементов, которому можно обучить скакуна самостоятельно. Это упражнение полезно для коня, оно способствует растяжке и укреплению мышц плеча и груди. Главное в тренировке — помнить о постепенном увеличении растяжки, не следует тянуть ногу питомца сразу на прямой угол.

испанский шаг

Испанская рысь

Этот вид бега лошади повторяет движения испанского шага, но выполняется все на рыси. Скакун движется по диагонали манежа, что добавляет сложности элементу. Огромное значение в выполнении испанской рыси имеет хорошая координация животного и физические данные: сильная и гибкая поясница, сильные скакательные суставы и длинное плечо.

испанская рысь

Галоп на трех ногах и назад

Выполняя галоп на трех ногах, всадник вынуждает питомца держать поднятой или правую, или левую переднюю ногу. Она не должна касаться поверхности манежа. При этом аллюре жеребцы размахивают висящей в воздухе ногой так, как будто крутят ручку патефона. Иными словами – нога лошади отбивает темп галопа, но в воздухе.

Галоп на трех ногах назад выполняется так же, но животное на каждом темпе ставит задние ноги немного назад, пятясь на 10—12 см при каждом подскоке. Одна из передних конечностей не должна касаться земли.

Эти виды бега редко используются в программе выездки, так как сложны в обучении.

Какой аллюр лошади самый быстрый

Рекорд скорости в конном спорте, поставленный 70 лет назад, до сих пор не побит. Максимальная зафиксированная скорость скачущего карьером коня — 69, 7 км/ч. Самый быстрый бег лошади — двухтактный галоп (карьер).

На современных скачках лошади бегут, в среднем, со скоростью 60 км/ч. Но поддерживать такую скорость животные могут не дольше 15—20 минут.

Сейчас основные виды распространенных искусственных аллюров лошадей, в том числе декоративные элементы выездки, не имеют практического значения, а служат красоте и способствуют физическому развитию животного. Часы занятий человека и скакуна помогают установлению дружбы и взаимопонимания между партнерами.

Королевский спорт. Все, что нужно знать о скачках

Getty Images

Скачки в том виде, в каком мы их знаем, появились в Англии в XVIII веке при королеве Анне. Тогда чистокровная верховая порода только зарождалась, и между собой соревновались местные полукровки.

Сегодня английская чистокровная — самая быстрая порода в мире. Их резвость настолько высока, что их не допускают на состязания с другими породами — слишком велика разница. Кто еще разовьет скорость до 70 км/ч? Это и самая дорогая порода. Если обычного, среднего жеребенка чистокровной верховой можно купить за 100 тыс. рублей, то с хорошими родителями и предками, взрослый конь с победами за спиной может стоить очень дорого. Сегодня самый дорогой скакун в мире Френкел был куплен за 200 млн долларов. Он одержал 14 побед на топовых состязаниях, ни разу не проиграл и сейчас отдыхает на заслуженной пенсии.

С лошадьми понятно, а что за люди участвуют в скачках?

Партнер лошади — ее жокей, всадник. Не наездник — те участвуют в бегах (соревнования рысью, другой аллюр). Хотя люди, далекие от конного спорта не обращают внимания на такие тонкости, зато конникам эта разница довольно важна. Роль жокея — не просто заставить коня скакать быстрее и быстрее и помахать хлыстом на финише. Ему нужно помогать удержать баланс на поворотах, сохранить силы в первой части трека, чтобы хватило на финальный рывок, и там, наоборот, подбодрить, чтобы выжать себя до конца.
Молодая лошадь может на старте разогнаться, как ракета, в азарте, разгоряченная конкурентами, а в конце подуспокоиться: уже никто не раздражает, напряжение спадает и вроде не нужно никуда спешить, а всадник как раз обучает и подсказывает скакуну, как следует себя держать.

Читайте так же:
Восьмисотому году карманы джинсов вряд ли солгет мне

Getty Images

Бывали случаи, когда жокей вылетал из седла, а лошадь, натренированная скакать со всех сил до финиша, это и делала, и даже, случалось, приходила первой. Но чаще животные просто сходят с дистанции, не заинтересованные в дальнейшей гонке.

Свой тренинг лошадь проходит на скаковой конюшне, под управлением тренера. Он определяет уровень, форму, степень подготовки скакуна, сколько и когда лошади работать на дорожке. Здесь же проходят и будни жокеев — они проезжают как лошадей, на которых им выступать в ближайшее время, так и тех, кто только начинает набирать кондиции. Тренер определяет, в каких соревнованиях будут участвовать его подопечные. Ему нужно учитывать не только шансы лошади на выигрыш, но и ее потребность в практике, соревновательном опыте, ее форме. Как и людям, лошади нельзя выступать каждый день или даже каждую неделю. После скачки у нее период легкого тренинга, чтобы и отдохнуть, и тонус не потерять.

Владелец скаковой лошади, которым может быть один человек или группа лиц, или даже юридическое лицо, практически не принимает участия в ее жизни. Зачастую его участие ограничивается оглаживанием коня на скачках, и периодическими приездами на конюшню, чтобы оценить обстановку. Тренеры не слишком это любят, ведь владельцы, как правило, далеки от конных тонкостей. Скакуна заводят ради статуса («моя лошадь на днях заняла первое место»), ради новых связей на ипподроме (ведь там можно встретить и чиновников, и владельцев крупных компаний, даже президентов), ради призовых денег. Ради непосредственно любви к лошадям — это такая же редкость, как и владелец, сам ездящий на своем призовом скакуне.

Как проходят соревнования?

Проходят скачки на ипподромах. Как правило, площадки имеют форму круга или овала, но в Англии встречаются и другие варианты — незамкнутые линии в виде букв U или L. Финишная прямая всегда укладывается ровно напротив трибун, а старт, в зависимости от длины дистанции, может быть как там же, так и на противоположной стороне дорожки.

Для начала гонки используется как условная линия, на которых участники выстраиваются в ряд, так и стартовые ворота — конструкция, шириной во всю дорожку с навесными боксами под каждую лошадь. Таким образом, перед стартом все оказываются в условных клетках, что исключает фальстарты и драки между животными (а такое случается, лошади тоже волнуются, горячатся и могут кого-то «поставить на место»). По сигналу все дверцы ворот открываются и скачка начинается.

Getty Images

Финиш редко представляет собой ленточку, чаще — всю ту же условную линию от финишного столба за краем дорожки. Победителем считается тот скакун, чья голова первой пересекла эту линию. А так как не всегда это возможно определить положение участников на глаз, используется фотофиниш.

Виды скачек

Скачки бывают трех видов: гладкие, барьерные и стипль-чез.

В гладких могут участвовать молодые лошади от двух лет, практически с первых месяцев своей заездки (то есть с момента, как впервые почувствовали на себе всадника). Дистанция в разных странах варьируется от 1 до 3 км и проходит на ровной местности. В США они делятся еще на несколько видов.

  • Для молодых и не очень лошадей, у которых еще не было побед — «мейден» (maiden — англ. девичник).
  • Гонка с целью продажи. Фактически лошадь продается до начала гонки за оговоренную стоимость, которая не меняется после финиша — это «клэйминг» (claiming), Претендент.
  • Лошади, побеждавшие в Девичнике, но пока не претендующие на соревнования классом повыше, участвуют в «элауэнс» (allowance), Допуск. Обычно здесь оговариваются разные условия для участия. Например, только одна победа в жизни, или проигрыш в последних трех попытках.

Гандикап — соревнования, в котором лошадей стараются уравнять путем дополнительного груза. Не так просто подобрать лошадей одного уровня для скачки, и, навешивая кому-то на седло небольшой груз, стараются поставить участников в равные условия. Иногда отдельно выделяют ставочный забег, где каждый участник делает взнос в определенном размере, а победитель забирает все.

Барьерные скачки подлиннее — до 3 км, и лошади в них участвуют постарше, для молодых такая нагрузка пока лишняя. Как следует из названия, на пути трека расставлены препятствия, хердели — это препятствия, сплетенные из веток и прутьев, легко падают от толчка лошади и не несут угрозы здоровью. В отличие от конкура, здесь барьер длинный, около 12 метров, на всю скаковую дорожку, и практически одной высоты, около метра.

Getty Images

Стипль-чез — самый травмоопасный вид скачек. Здесь участвуют более зрелые (от 4 лет) и выносливые лошади, дистанция может доходить до семи километров (!), что требует точного расчета сил и скорости. Здесь так же есть препятствия, но «мертвые», то есть массивные, тяжелые, из бревен или закрепленных столбов, практически всегда есть ров с водой. Часто в стипль-чезе участвуют лошади, не достигшие в юности хороших результатов на гладких скачках.

Getty Images

Говоря о скачках, говорят и о моде. Один из обязательных атрибутов скачек за рубежом — шляпка для женщин. В Англии и вовсе установлен дресс-код для посетителей — нельзя откровенные платья, спортивной одежды с видимым брендом, обязательно шляпка для женщин, костюм и цилиндр для мужчин. На самых престижных скачках проводятся также и состязания на самую лучшую, оригинальную шляпку, на самый стильный наряд, на самую красивую пару. В Королевском Аскоте принимаются ставки на цвет шляпки королевы.

Кстати, скачки занимают второе место по объему ставок во всем мире.

В этом виде спорта, как и в других, тоже есть антидопинговые правила и их нарушители — бывает, лошадям дают запрещенные препараты. Случается, что жокея просят «придержать» фаворита, иногда в обход владельца. Неэтично вдвойне: по отношению к зрителям и к самой лошади, которая воспитывалась в воле к победе, и вынужденный проигрыш может повлиять на ее настрой в дальнейших соревнованиях. Конечно, такие случаи строго караются, участники дисквалифицируются и штрафуются.

Скачки — это зачастую настоящий праздник, где находится место и концертам, и салютам, фудкортам и прочим развлекательным мероприятиям. Это один из самых дорогих видов конного спорта, при этом очень сохраняют дух аристократии, часто собирают весь цвет общества.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector