Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Жадный пёс Дров принёс, Воды наносил, Тесто замесил, Пирогов напёк, Спрятал в уголок и съел сам: «Гам-гам-гам! » Злюка

Жадный пёс Дров принёс, Воды наносил, Тесто замесил, Пирогов напёк, Спрятал в уголок и съел сам: «Гам-гам-гам!» Злюка

Ребёнок изображает злюку. Он сидит на стуле и смотрит на каждого со злостью и недоверием.

Мимика. Брови сдвинуты, верхняя губа закушена.
Гроза

За окном гроза. Хлещет дождь, сверкают молнии. Грозно гремит гром. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно.

Выразительные движения. Голова наклонена вперёд и втянута в плечи, плечи приподняты; брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты, так что виден верхний ряд зубов; одна рука с силой сжимает другую.
Смелый заяц

Заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк.

Выразительные движения. Поза – положение стоя, одна нога чуть впереди другой; руки заложены за спину, подбородок поднят.

Мимика. Уверенный взгляд.
Цветок

Тёплый луч упал на землю и согрел в земле зёрнышко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою голову вслед солнцу.

Выразительные движения. Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, Распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл. Голова слегка откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Ласка

Мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушистого котёнка. Котёнок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трётся головой о его руки.

  1. У девочки в руках воображаемый кулёк с конфетами.
  2. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку.
  3. Разворачивают бумажки и берут конфеты в рот
  4. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Ведущий читает стихотворение, а ребёнок действует согласно тексту.

Шёл король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком.

Был король Боровик не в духе,

Короля покусали мухи.
Лисёнок боится

Лисёнок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду: вода такая холодная, да и глубоко тут.

Выразительные движения . Поставить ногу вперёд на носок, потом вернуть его на место.
Удивление

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл чемодан, а когда открыл его, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Мимика. Рот раскрыт, брови и верхние веки приподняты.

Золотые капельки.

Идёт тёплый дождь. Пляшут пузырьки на лужах. Из-за тучки выглянуло солнце. Дождь стал золотым. Ребёнок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен летний дождь.

Выразительные движения. Голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза раскрыты. Мышцы лица расслаблены, плечи опущены.
Сосулька

Белый гвоздь висит.

Выразительные движения. Первая и вторая строчки: руки над головой. Третья и четвёртая строчки: расслабленные руки, присесть.
Шалтай – Болтай

Свалился во сне.

Выразительные движения. Ребёнок поворачивает туловище вправо и влево, руки свободно болтаются – как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.
Кузнечик

Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зелёного кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руку, чтобы прикрыть ладошками. А он – прыг – и вот уже стрекочет совсем в другом месте.

Выразительные движения. Шея вытянута вперёд, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперёд, ступать на кончиках пальцев.

ГДЗ Русский язык. 5 класс Практика. А.Ю. Купалова и др.

5kupalova
Домашняя работа по русскому языку за 5 класс

к учебнику: «Русский язык. Практика. 5 класс» А.Ю. Купалова и др. М.: Дрофа, 2007/2010

Роль языка в жизни общества
Упражнение 1 (1) [1] . Высказывания В. Короленко и М. Горь­кого иллюстрируют мысль о том,
что без языка невозможна жизнь человека, людей, общества и что не всегда легко выразить свою мысль ясно, точно и образно. Этому нужно учиться — учиться упорно, терпеливо.
Упражнение 2 (2). Без языка люди не могли бы общаться друг с другом.
В словах общение (сущ.), общая (прил.), общество (сущ.) — одинаковый корень, поэтому это родственные слова.
Упражнение 3 (3). 1. От топота копыт пыль по полю летит. 2. Стоит гора посреди двора, на дворе трава, на траве дрова. 3. Нисколько не скользко, не скользко нисколько. 4. Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке.
Упражнение 4 (4). Цыпленок, лиса.
Упражнение 5 (5). Народная мудрость передается людям с помощью общения, через слова, через пословицы.
Упражнение 6 (6). Эти вежливые выражения употребляются в общении с людьми, они должны всегда сопутствовать вежли­вому человеку.
Упражнение 7 (7). Основным средством общения между людьми является устная речь.
Упражнение 8 (н) [2] . 1) В программу подготовки иностранно­го космонавта входит освоение русского языка, чтобы он мог свободно общаться с остальными членами экапажа, ведь все они русские.
2)Благодаря знанию языка (устного и письменного) люби­тель футбола может следить за ходом соревнования по радио или позже прочесть в печатных изданиях результаты игры.
Упражнение 8 (с) [1] . Грамотно писать нужно для того, чтобы правильно излагать свои мысли.
Для проверки безударного гласного в корне надо подобрать такое однокоренное слово или так изменить проверяемое слово, чтобы этот звук оказался под ударением.
Обливать, холодный, вода, босые, неслись, деревянный, пас­туха, старуха, сапог, гора, плита, лицо, варить, собака.
Есть такие слова, в которых гласные в корне всегда находятся в безударном положении, поэтому проверить ударением их нель­зя. Написание таких слов надо запомнить, а в случае сомнения обращаться к орфографическому словарю.
Упражнение 9 (9). Человек, который способен правильно выразить свои мысли и чувства, может рассчитывать на понима­ние и общение с другими людьми. Очень важно правильно изла­гать свои мысли.
ВВОДНЫЙ КУРС ОРФОГРАФИЯ
Орфограмма
Упражнение 11 (н). Дом — звуки: [д], [о], [м]; буквы: дэ, о, эм; каждая буква обозначает один звук.
Мир — звуки: [м’], [и], [р]; буквы: эм, и, эр; каждая буква обо­значает один звук.
Май — звуки: [м], [а], [й’]; буквы: эм, а, и краткое; каждая бу­ква обозначает один звук.
Звук — [з], [в], [у], [к]; буквы: зэ, вэ, у, ка; каждая буква обо­значает один звук.
День — [д’], [э], [н’]; буквы: дэ, йэ, эн, мягкий знак; мягкий знак не обозначает звука.
Яма — [й’], [а], [м], [а]; буквы: йа, эм, а; буква Я обозначает два звука.
Вьюга — [в’], [й’], [у], [г], [а]; буквы: вэ, мягкий знак, йу, гэ, а; мягкий знак не обозначает звука, а буква Ю обозначает два зву­ка.
Юла — [й’], [у], [л], [а]; буквы: йу, эль, а; буква Ю обозначает два звука.
Ёлка — [й’], [о], [л], [к], [а]; буквы: йо, эль, ка, а; буква Е обо­значает два звука.
Упражнение 11 (с). Буква — мягкий знак не обозначает звука. Мягкий знак обозначает мягкость согласного (например, пень).
Буквы я, ю, ё, е обозначают два звука (например, в слове юла одна буква ю обозначает сразу два звука й и .у).
Упражнение 12 (12). Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 13 (13).
[а] [а] [а] [и] [и] [и] [к] [к] [к] [к]
В о зить, в о дить, т а щить. Д е лить, п и лить, т я желый. Лу к , лу г , до г , до к .
Упражнение 14 (14).
Звуки мы произносим, а буквы пишем . Один и тот же звук может передаваться на письме разными буквами. Чтобы выбрать ‘ нужную букву, надо применять правило.
Упражнение 15 (н). Чтобы выбрать нужное написание для слов в первой строке, нужно вспомнить правило написания без ударных проверяемых гласных в корне, а для слов во второй строке — правило написания проверяемых согласных в корне.
Сл о варь — сл о во, ч а сы — ч а с, ч и сло — ч и сла, т я нуть — т я нут, вр е дить — вр е д.
Хле б — хле ба , ро в — р вы , овра г — овра ги , сосе д ка — сосе ду шка, ло ж ка-ло же чка.
Упражнение 15 (с). Для проверки правописания безударной гласной корня следует изменить слово или подобрать родствен­ное так, чтобы проверяемая гласная оказалась под ударением. Например, г о ра’ — г о’ ры .
Сл о ва ’ рь — сл о ’ во, ч а сы ’ — ч а ’ с, ч и сло ’ — ч и ’ сла, т я ну ’ ть — т я ’ нет, вр е ди ’ ть — вр е ’ д.
Упражнение 16 (с). Для правильного написания сомнитель­ной согласной необходимо изменить слово так, чтобы эта со­гласная оказалась перед гласной или перед л, р, м, и.
1. Хле б — хле бо м, ро в — р во м, овра г — овра ги , горо д — горо да , но ж — но жи , арбу з — арбу зо м.
2. Коро б ка — коро бо чка, пла в ки — пла ва ть, но г ти — но го ток, сосе д ка — сосе ди , ло ж ка — ло же чка.
Упражнение 17 (18). Сп е ши ’ ть на урок (сп е ’ шка), сп и са ’ ть с доски (п и ’ шет), сл и за ’ ть пенку (л и ’ жет), сл е за ’ ть с лестницы (л е ’ зет), вырыть пру д (пру ди к), срезать пру т (пру ти к), раскрыл ро т (ро ти к), древний ро д (в р о ду ) , ве т ка дерева (ве то чка), разве д ка бо­ем (разве да ть), но ж ка стула (но же нька), три око ш ка (око ше чко).
Слова с орфограммами — гласными буквами: сп е ши ’ ть, сп и са ’ ть, сл и за ’ ть, сл е за ’ ть.
Слова с орфограммами — согласными буквами: пру д , пру т , ро т , ро д , ве т ка, разве д ка, но ж ка, око ш ко.
Упражнение 18 (19).Морфема — самая маленькая значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Читайте так же:
Пошагово как сшить гимнастерку на ребенка
Корень, как в слове ставить школа
Приставка, как в слове пришел догнать
Суффикс, как в слове травка учебник
Окончание, как в словезвезд[а]шарик[]
Составлено слово приставка дошкольник

Упражнение 19 (н).

упражнение-19

1.
2. Орфограммы могут быть в любой морфеме: приставке, корне, суффиксе, окончании.

Правописание безударных гласных в корне слова

Упражнение 20 (21,22).
Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными (родственными) словами. Чтобы найти корень слова, надо по­добрать однокоренные (родственные) слова. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех одноко­рен ных сло в — это и есть корень.
20-упражнение
Упражнение 21 (23).
Удивительные цветы растут в нашем саду! Я так удивился, когда услышал, как она поет. Удивление на его лице было искренним. Диво дивное, чудо чудное.
Упражнение 22 (24). Ударение нужно ставить для того, что­бы показать, что в данном случае перед нами действительно ор­фограмма «Безударная гласная в корне» и что ее можно прове­рить с помощью проверочного слова, в котором на эту гласную падает ударение. Буква на месте орфограммы подчеркивается одной чертой, а та же буква в проверочном слове — двумя черта­ми.
Упражнение 23 (25 ).
23-упражнение
Упражнение 24 (26).
1. Первый способ, представленный здесь — проверять без­ударную гласную с помощью множественного числа этого же слова, а второй способ — подобрать такое однокоренное слово, в котором безударная гласная встала бы в ударное положение.
24--упражнение
Упражнение 25 (27).
Ответ см. в конце учебника.
Упражнение 26 (28). Да, Лена права, так как в этом слове действительно два корня -вод-, но первый — вод — от слова вода , водный , а второй -вод- от слова водить, водит. Соединительная гласная о.
Упражнение 27 (29). Для того чтобы обозначить орфограмму «Непроверяемая без­ударная гласная в корне», нужно подчеркнуть буквы на месте орфограммы, поставить ударение, выделить корень и в скобках после данного слова указать, что его написание проверяется по словарю.
Упражнение 28 (30).

Читайте так же:
Детские брюки для дождя

Извозчичий тулуп замешу тесто двое ребят самый

Ещё несколько минут Наташа двигала пальчиками по Ильюшкиному петушку, сама того не осознавая, что делает мальчику первую в жизни мастурбацию.

Илья кончил неожиданно и прямо перед девчонкой. Ему вдруг стало так хорошо, что от сладкого томления захотелось прикрыть глаза. Где-то внизу живота стало очень туго, а нежную залупку пронзил нестерпимо сладкий зуд. Захотелось выдавить из себя это мучительно приятное ощущение, выпустить его на волю, иначе оно грозило сжечь весь организм заживо. Ильюшка кончил себе на животик, высоко приподняв попку и обильно забрызгав пальчики Наташи.

— Ты, что описался? — с изумлением спросила Наташа. — У тебя из дырочки вылилась такая белая штучка.

Илья с трудом разлепил глаза и посмотрел себе на живот.

— Нет. Это сперма, — он вспомнил какие-то отрывочные сведения, который слышал от других мальчишек и по телевидению, — это нормально. Так бывает, когда очень приятно.

— Тебе было приятно? — заинтересовалась Наташа, — Очень? Это оттого, что я трогала твоего петушка?

Илья пока ещё только познавал своё тело, и первый оргазм вызвал сильнейший эмоциональный всплеск. Илья пытался решить, правильно ли это? Не стыдно ли, что он кончил перед девочкой, не сдержавшись и вообще, как часто может повторяться это восхитительное ощущение? Тем временем Наташа вспомнила про свои обязанности врача:

— Больной, я должна осмотреть вашу анус.

Ильюшка опять засмущался, вспомнив, как совсем недавно в школе у них брали из попки мазки. Для этого надо было низко спустить трусики, нагнуться и развести половинки руками. И всё это прилюдно, перед незнакомой строгой медсестрой и, главное, почти перед всем классом, который ждал своей очереди и с интересом разглядывал каждого нового пациента и отпускал дурацкие шуточки.

— Больной, побыстрее, — поторопила Наташка, помогая Илье нагнуться и встать на диване рачком. Илья послушно встал на коленки, соображая, хорошо ли он подмыл утром попку. Попочка была чистая и, когда его раздвинутых ягодиц коснулся прохладный воздух, членик начал напрягаться снова.

— Ты так здорово выглядишь сзади, — похвалила Наташа и потрогала Ильюшкины отвисающие яички. Она помяла мальчику ягодицы, развела их широко в стороны и восторженно заметила:

— У тебя такая хорошенькая попка. Можно я попробую залезть в неё пальчиком?

Ильюшка немного подумал и согласился. Первая попытка была неудачной. Попочка сжималась словно нарочно, когда Наташа попробовала ввести в розово-смуглое колечко палец. Ильюшке стало больно.

— Я знаю, — девочка хлопнула себя по лбу, — я знаю, маленьким детям всегда смазывают попку кремом. Я сейчас тебя помажу.

Она сбегала в соседнюю комнату и принесла с зеркала тюбик с детской мазью. Смазывание попки снаружи и вокруг дырочки тоже оказалось очень приятным. Мальчик раздвинул ягодички в стороны и пока «доктор» Наташа мазала отверстие, нетерпеливый петушок встал окончательно.

Читайте так же:
Как связать гольфы спицами для девочки 10 лет

Наташа всунула Ильюшке пальчик в задний проход. Парнишка от неожиданности охнул. Ощущение было неприятное. Сразу вспомнилось детство и клизма. Это было ощущение чего-то твёрдого, инородного и влажного, от чего захотелось пукнуть и пописать одновременно. Ильюшка нетерпеливо заёрзал, но Наташа даже не думала вынимать палец. Она, наоборот, велела Илье нагнуться ещё ниже и не стесняться. Несколько минут паренёк терпел движения в своей попке. Было приятно и неприятно одновременно. По-прежнему хотелось пукнуть или описаться, животик надулся, но при этом пиписочка как будто налилась изнутри. Залупка снова сладко зазудела, яички поджались к самой промежности и мальчик сам обнажил головку и начал быстро-быстро дрочить.

— Тебе опять приятно? — осторожно поинтересовалась Наташа, глядя, как Ильюшка присаживается на корточки и кончает во второй раз. Девочка с любопытством проследила, как из Ильюшкиной писочки выстреливает белая струйка и завистливо сказала:

— Я тоже так хочу. Я тоже хочу, что бы мне было приятно.

— Подожди, я посмотрю, не идёт ли бабушка, — Илья торопливо оделся и выбежал на крыльцо. Дождь по прежнему сеял мелкой сеточкой, а всё небо было обложено густыми облаками. Бабушка была на соседней территории.

— Ильюша, я сейчас приду, — крикнула она, — подогрею тебе обед.

— Не надо, бабушка, я уже поел, — соврал Ильюшка, — мы теперь с Наташкой телевизор смотрим и чай пьём.

— Ну, умница, — похвалила бабушка, — возьмите себе к чаю варенья.

Илья кивнул и весь озябший, вернулся в дом. Теперь бабушка точно не придёт ещё долго.

Пальчиковые игры

И слепили пирожочки.

(«Защипываем» воображаемые пирожки с помощью кончиков пальцев обеих рук.)

Пирожки с вареньем

Всем на удивленье!

(Прикладывая ладонь к ладони, «лепим» пирожки.)

С. Ермакова

ПИРОГ

Падал снег на порог.

(Медленно опускаем ладони на стол.)

Кот лепил себе пирог.

(«Лепим» пирог, прижимая ладонь к ладони.)

А пока лепил и пёк,

Ручейком пирог утёк.

(«Бежим» пальцами рук по столу.)

Пирожки себе пеки

(Показываем, как пекут пирожки.)

Не из снега — из муки.

П. Воронько

Как вчера у бабушки

Мы пекли оладушки.

(Кладём кисти рук на стол ладонями вниз и одновременно переворачиваем их на тыльную сторону.)

(Ладонью гладим тыльную сторону другой руки, затем меняем руки.)

Раз-два — их жарили!

(Повторяем первое движение.)

Ели мы у бабушки!

(Повторяем второе движение.)

С. Ермакова

Каша в поле росла,

(Поднимаем руки, шевелим пальцами.)

К нам в тарелку пришла!

(«Ходим» пальцами по столу.)

Всех друзей угостим,

(В правой ладони «мешаем» указательным пальцем левой руки.)

Всем по ложке дадим:

(Загибаем по одному пальцу на обеих руках.)

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрёшке —

Всем дадим по ложке!

В. Донникова

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила

(Указательным пальцем правой руки «мешаем» в левой ладони.)

Положила Маша кашу

(Загибаем по одному пальцу на левой руке.)

Жучке — в плошку,

А коту — в большую ложку.

В миску — курицам, цыплятам

И в корытце — поросятам.

Всю посуду заняла,

Всё до крошки раздала.

(Сдуваем «крошку» с ладони.)

Н. Нищева

АПЕЛЬСИН

Мы делили апельсин —

(Левая рука в кулаке, правая её обхватывает.)

Много нас, а он — один.

(Правой рукой поочерёдно разжимаем пальцы левой руки.)

Эта долька — для ежа,

Эта долька — для стрижа

Эта долька — для утят,

Эта долька — для котят,

Эта долька — для бобра

А для волка — кожура.

(Встряхиваем обе кисти.)

Л. Зубкова

ПОВАР

Повар готовил обед,

(Ребром ладони стучим по столу.)

А тут отключили свет.

Повар леща берёт

(Загибаем пальцы по одному, начиная с большого.)

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье,

Мешает суп кочерёжкой,

Угли бьёт поварёшкой,

Сахар сыплет в бульон

И очень доволен он.

(Разводим руки в стороны.)

О. Григорьев

РЕПКА

Тянет репку дедушка,

(Правой рукой поочерёдно сжимаем и потягиваем пальцы левой руки, начиная с большого.)

Тянет репку бабушка,

Тянет репку внучка.

Тянет репку Жучка,

Тянет репку Мышка,

Гладкую и крепкую.

Е. Ульева

СУП

Чтобы вкусный суп сварить,

Надо овощи помыть.

(«Моем» овощи — трём ладонь о ладонь.)

А потом порезать ловко

Лук, картошку и морковку

(Ребром правой руки «режем» на ладони левой.)

Чтобы вкусный суп сварить,

Надо в чан воды налить.

(Делаем правой рукой «стаканчик» и «наливаем».)

И капусту порубить,

(Ребром левой руки «рубим» ладонь правой.)

И немножко посолить.

И ещё немножко

(С левой ладони «берём» по одному «горошку».)

Закипела вдруг вода,

(Делаем волнообразные движения руками.)

Значит, суп сварился? Да!

Е. Ульева

ДАЙ МОЛОЧКА, БУРЁНУШКА

Дай молочка, Бурёнушка,

(Имитируем доение коровы.)

Хоть капельку — на донышко.

(Ладошки складываем в щепотку — как бы открывается рот.)

Ждут меня котята,

(Разгибаем пальцы из кулаков на обеих руках, начиная с больших.)

Дам им сливок ложечку,

(Загибаем поочерёдно пальцы на правой руке на каждую последующую строку.)

Всем даёт здоровье

(Показываем поднятые вверх большие пальцы.)

Обр. С. Маршака

Читайте так же:
Бурки для ребенка 1 год

МАЛЬЧИК-С ПАЛЬЧИК, ГДЕ ТЫ БЫЛ?

Мальчик-с пальчик, где ты был?

(Пальцы сжимаем в кулак.)

С этим братцем в лес ходил,

(Разгибать все пальцы по одному, начиная с большого.)

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

ПИРОЖКИ

Я пеку, пеку, пеку

(«Печём пирожки»: то одна рука сверху, то другая.)

Всем друзьям по пирогу:

Пирожок для мышки,

(Поочерёдно загибаем пальцы.)

Для лягушки пирожок.

Мишка, съешь и ты, дружок!

Пирожок тебе, лиса.

Очень вкусная игра!

А. Айшапахова

Раз, два, три, четыре,

(Чередуем хлопки в ладоши и удары кулачков друг о друга.)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

Извозчичий тулуп замешу тесто двое ребят самый

– Того не надобно; пусть в армии послужит.

– Изрядно сказано! пускай его потужит…

Да кто его отец?

Отец мой, Андрей Петрович Гринев, в молодости своей служил при графе Минихе[3] и вышел в отставку премьер-майором[4] в 17… году. С тех пор жил он в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина. Нас было девять человек детей. Все мои братья и сестры умерли во младенчестве.

Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом,[5] по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего родственника. Если б паче всякого чаяния матушка родила дочь, то батюшка объявил бы куда следовало о смерти неявившегося сержанта, и дело тем бы и кончилось. Я считался в отпуску до окончания наук. В то время воспитывались мы не по-нонешнему. С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному[6] Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки.[7] Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля. В это время батюшка нанял для меня француза, мосье Бопре, которого выписали из Москвы вместе с годовым запасом вина и прованского масла. Приезд его сильно не понравился Савельичу. «Слава богу, – ворчал он про себя, – кажется, дитя умыт, причесан, накормлен. Куда как нужно тратить лишние деньги и нанимать мусье, как будто и своих людей не стало!»

Бопре в отечестве своем был парикмахером, потом в Пруссии солдатом, потом приехал в Россию pour être outchitel,[8] не очень понимая значение этого слова. Он был добрый малый, но ветрен и беспутен до крайности. Главною его слабостию была страсть к прекрасному полу; нередко за свои нежности получал он толчки, от которых охал по целым суткам. К тому же не был он (по его выражению) и врагом бутылки, то есть (говоря по-русски) любил хлебнуть лишнее. Но как вино подавалось у нас только за обедом, и то по рюмочке, причем учителя обыкновенно и обносили, то мой Бопре очень скоро привык к русской настойке и даже стал предпочитать ее винам своего отечества, как не в пример более полезную для желудка. Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, – и потом каждый из нас занимался уже своим делом. Мы жили душа в душу. Другого ментора я и не желал. Но вскоре судьба нас разлучила, и вот по какому случаю.

Прачка Палашка, толстая и рябая девка, и кривая коровница Акулька как-то согласились в одно время кинуться матушке в ноги, винясь в преступной слабости и с плачем жалуясь на мусье, обольстившего их неопытность. Матушка шутить этим не любила и пожаловалась батюшке. У него расправа была коротка. Он тотчас потребовал каналью француза. Доложили, что мусье давал мне свой урок. Батюшка пошел в мою комнату. В это время Бопре спал на кровати сном невинности. Я был занят делом. Надобно знать, что для меня выписана была из Москвы географическая карта. Она висела на стене безо всякого употребления и давно соблазняла меня шириною и добротою бумаги. Я решился сделать из нее змей и, пользуясь сном Бопре, принялся за работу. Батюшка вошел в то самое время, как я прилаживал мочальный хвост к Мысу Доброй Надежды. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дернул меня за ухо, потом подбежал к Бопре, разбудил его очень неосторожно и стал осыпать укоризнами. Бопре в смятении хотел было привстать и не мог: несчастный француз был мертво пьян. Семь бед, один ответ. Батюшка за ворот приподнял его с кровати, вытолкал из дверей и в тот же день прогнал со двора, к неописанной радости Савельича. Тем и кончилось мое воспитание.

Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем минуло мне шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась.

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь,[9] ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он ее без особенного участия, и чтение это производило в нем всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему на глаза иногда по целым месяцам. Зато, когда он случайно его находил, то, бывало, по целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: «Генерал-поручик. Он у меня в роте был сержантом. Обоих российских орденов кавалер. А давно ли мы…» Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещавшую ничего доброго.

Читайте так же:
Зара детский дождевик для

Вдруг он обратился к матушке: «Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше?»

– Да вот пошел семнадцатый годок, – отвечала матушка. – Петруша родился в тот самый год, как окривела тетушка Настасья Герасимовна, и когда еще…

«Добро, – прервал батюшка, – пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни».

Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку и слезы потекли по ее лицу. Напротив того, трудно описать мое восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого.

Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги.

– Не забудь, Андрей Петрович, – сказала матушка, – поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями.

– Что за вздор! – отвечал батюшка нахмурясь. – К какой стати стану я писать к князю Б.?

– Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши.

– Да ведь начальник Петрушин – князь Б. Ведь Петруша записан в Семеновский полк.

– Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон.[10] Записан в гвардии! Где его пашпорт? подай его сюда.

Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в ее шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочел его со вниманием, положил перед собою на стол и начал свое письмо.

Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством».

Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо веселой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдаленной. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастьем. Но спорить было нечего! На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в нее чемодан, погребец[11] с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами.

Гвардия – специальные отборные войска. Первые гвардейские полки (Семеновский, Преображенский) появились в России при Петре I. В отличие от остального состава армии пользовались преимуществами.

Княжнин Я. Б. (1742–1791) – русский писатель, драматург.

Миних Б. Х. (1683–1767) – военачальник и политический деятель, командовал русскими войсками в войне с Турцией в 1735–1739 годах.

Премьер-майор– старинный офицерский чин (приблизительно соответствует должности командира батальона).

В XVIII веке дворянские дети с малых лет приписывались к какому-либо полку. Пока они росли, их повышали в чинах.

Стремянной – слуга, сопровождавший барина во время псовой охоты.

Дядька – слуга, приставленный к мальчику в дворянской семье.

Чтобы стать учителем. Русское слово учитель дано во французском написании для придания ему комического оттенка.

Придворный календарь – (годы издания 1735–1917), помимо календарных и других сведений, содержал списки высших военных и гражданских чинов, роспись дворцовых приемов и пр.

Шаматон (разг., устар.) – гуляка, шалопай, бездельник.

Погребец (устар.) – дорожный сундучок для посуды и съестных припасов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector