Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Морфологический разбор наречия (образец)

Морфологический разбор наречия (образец)

Морфологический раз­бор наре­чия — это опре­де­ле­ние части речи, ука­за­ние обще­го зна­че­ния, мор­фо­ло­ги­че­ских при­зна­ков и син­так­си­че­ской роли в пред­ло­же­нии. Морфологический раз­бор наре­чия сле­ду­ет выпол­нять по опре­де­лен­но­му плану.

Общее грамматическое значение наречия

Чтобы про­ве­сти раз­бор наре­чия как части речи, сна­ча­ла нуж­но опре­де­лить его общее грам­ма­ти­че­ское значение.

Часть слов рус­ско­го язы­ка назы­ва­ет пред­ме­ты (ночь, город). Слова, име­ю­щие пред­мет­ное зна­че­ние, — это име­на суще­стви­тель­ные. Другая часть слов обо­зна­ча­ет при­зна­ки этих пред­ме­тов (теп­лая ночь, боль­шой город). Это само­сто­я­тель­ная часть речи имя при­ла­га­тель­ное. Для обо­зна­че­ния дей­ствий и состо­я­ний (насту­пит ночь, город спит) в пред­ло­же­нии упо­треб­ля­ют­ся глаголы.

Наречие — это уни­каль­ная часть речи, кото­рая может обо­зна­чать при­знак дей­ствия (быст­ро насту­пит, креп­ко спит), при­знак при­зна­ка (слиш­ком теп­лый, очень боль­шой) и при­знак пред­ме­та (ули­ца спра­ва).

Следовательно, сло­во этой само­сто­я­тель­ной части речи обла­да­ет одним из пере­чис­лен­ных общих значений:

  • при­знак действия;
  • при­знак признака;
  • при­знак предмета.

Морфологический раз­бор наре­чия выпол­ня­ем в опре­де­лен­ной после­до­ва­тель­но­сти по образцу.

Последовательность морфологического разбора наречий

Морфологический разбор наречия

Отыщем в пред­ло­же­нии наре­чие и выпи­шем его. Укажем его началь­ную фор­му, если оно име­ет сте­пень срав­не­ния. Определим часть речи и общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние, то есть при­знак чего оно обо­зна­ча­ет. Далее зада­дим к наре­чию вопрос от того сло­ва, кото­рое оно поясняет.

Затем рас­смот­рим мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки наре­чия. Укажем посто­ян­ные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки. Сначала опре­де­лим раз­ряд наре­чия по функ­ции: зна­ме­на­тель­ное или место­имен­ное наре­чие.

Далее сле­ду­ет ука­зать раз­ряд зна­ме­на­тель­но­го наре­чия по зна­че­нию:

  • обра­за дей­ствия (как? каким образом?);
  • меры и сте­пе­ни (в какой мере? насколько?);
  • вре­ме­ни (когда?);
  • места (где? куда? откуда?);
  • цели (с какой целью?);
  • при­чи­ны (зачем?)

У место­имен­ных наре­чий ука­жем разряды:

  • ука­за­тель­ные (здесь, тут, там);
  • вопро­си­тель­ные (где? куда? отку­да? зачем?);
  • отно­си­тель­ные (где, куда, отку­да, зачем);
  • опре­де­ли­тель­ные (вез­де, все­гда, вся­че­ски);
  • неопре­де­лен­ные (где-то, куда-либо, кое-как)

Постоянным мор­фо­ло­ги­че­ским при­зна­ком явля­ет­ся неиз­ме­ня­е­мость наре­чий.

Непостоянные мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки отме­тим толь­ко у наре­чий, кото­рые обра­зо­ва­ны от каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных с помо­щью суф­фик­сов и -е (непо­сред­ствен­но, искренне). Их назы­ва­ют каче­ствен­ны­ми наречиями.В пред­ло­же­нии такие наре­чия могут упо­треб­лять­ся в фор­ме сте­пе­ней сравнения:

  • круп­но — круп­нее, более круп­но: круп­нее всех;
  • искренне — искрен­нее, менее искренне; искрен­нее всех.

При мор­фо­ло­ги­че­ском раз­бо­ре ука­зы­ва­ем, в фор­ме какой сте­пе­ни нахо­дит­ся каче­ствен­ное наречие.

Последний шаг мор­фем­но­го раз­бо­ра — опре­де­ле­ние, каким чле­ном пред­ло­же­ния явля­ет­ся ана­ли­зи­ру­е­мое слово.

Наречия при­мы­ка­ют к гла­го­лам, при­ла­га­тель­ным и дру­гим наре­чи­ям. Такие сло­ва в пред­ло­же­нии явля­ют­ся обсто­я­тель­ства­ми. Если наре­чие пояс­ня­ет суще­стви­тель­ное (удар какой? испод­тиш­ка), то оно выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль определения.

Запишем после­до­ва­тель­ность мор­фем­но­го раз­бо­ра наре­чия в виде плана.

План (образец) морфологического разбора наречия

После гро­зы све­жо пах­нул воздух.
План раз­бо­раОбразец уст­но­го разбора
I. Часть речи. Общее зна­че­ние. Вопрос к раз­би­ра­е­мо­му слову.I. Пахнул (как?) свежо — наре­чие. Обозначает при­знак действия.

II . Знаменательное, определительное;

  • обра­за действия;
  • неиз­ме­ня­е­мое.

III . Свежо (как?) — обстоятельство.

  1. Знаменательное или местоименное
  2. Разряд по значению
  3. Неизменяемость

Степень срав­не­ния (у каче­ствен­ных наречий)

Приведем при­ме­ры, как выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор наре­чия в зави­си­мо­сти от его при­над­леж­но­сти к опре­де­лен­но­му смыс­ло­во­му раз­ря­ду и от грам­ма­ти­че­ской формы.

Примеры

Морфологический разбор наречия «вдали»

Вдали мельк­ну­ло голу­бое рус­ло реки.

I. Наречие, обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия. Мелькнуло где? вда­ли.

II . Знаменательное, обсто­я­тель­ствен­ное, наре­чие места, неизменяемое.

III . Обстоятельство места.

Морфологический разбор наречия «всюду»

Ранней вес­ной всю­ду слыш­но жур­ча­нье быст­рых ручьев.

I. Наречие, ука­зы­ва­ет на при­знак дей­ствия. Слышно где? всю­ду.

II . Местоименное наре­чие, опре­де­ли­тель­ное, неизменяемое.

III . Обстоятельство места.

Морфологический разбор наречия «быстро»

Рыжий конь быст­ро ска­чет по пыль­ной дороге.

I. Наречие, обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия. Скачет как? быстро

II . Знаменательное, опре­де­ли­тель­ное, обра­за дей­ствия, неизменяемое.

III . Обстоятельство обра­за действия.

Морфологический разбор наречия «тише»

I. Наречие, обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия. Звучит как? всё тише.

II . Начальная фор­ма — тихо. Знаменательное, опре­де­ли­тель­ное, обра­за дей­ствия, в фор­ме про­стой срав­ни­тель­ной степени.

III . Обстоятельство обра­за действия.

Видеоурок

Морфологический разбор всех частей речи

Морфологический разбор зачастую вызывает у школьников затруднения, которые связаны с тем, что некоторые части речи (например, наречие, предлог, союз) изучаются недостаточное количество времени, а после их изучения задания на определение различных грамматических признаков встречаются редко. Это приводит к тому, что учащиеся не удерживают в памяти все морфологические характеристики этих частей речи, поэтому соответствующий разбор и вызывает затруднения.

Я предлагаю выдавать опорные схемы – планы анализа частей речи, причем такой план могут составлять и сами учащиеся, внося в них сложный (по их усмотрению) материал. Например, для кого-то сложность представляет то, по каким критериям существительные распределяются по склонениям, для кого-то сложным является понятие наклонения глагола.

Через многократное обращение к данным заготовкам не только приобретаются более крепкие знания, но и вырабатывается навык выполнения данного вида разбора.

Своим ученикам я рекомендую заводить специальные папки с подобного рода материалами и один экземпляр (целый, неразрезанный) хранить там, а другой экземпляр носить всегда с собой (например, в учебнике) в разрезанном на карточки виде. Учитель может моделировать план разбора по своему усмотрению, добавляя или убирая какой-либо опорный материал. Я предлагаю более полный вариант таких карточек, который включает и такие части речи, как слово категории состояния и звукоподражательные слова, выделяемые не всеми лингвистами в самостоятельные части речи.

1. Морфологический разбор СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – сущ., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО?” (падежный вопрос) и обозн. ПРЕДМЕТ.

Н. ф. – … (И. п., ед. ч.)

II. Постоянные признаки:

  • собственное или нарицательное,
  • одушевленное (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.) или неодушевленное (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.),
  • род (мужской, женский, средний, общий (отн-ся одновременно и к м., и к ж. полу: плакса), вне категории рода (сущ., не имеющее формы ед.ч.: ножницы)),
  • склонение (1-ое (м., ж. –а, -я); 2-ое (м, ср. – , -о, -е); 3-е (ж. – ); разносклоняемое (на –мя, путь);

адъективное (как прилагательные), несклоняемые (не изменяются по падежам и числам),

вне категории склонения (не имеющие формы ед.ч.)).

Непостоянные признаки: И. Кто? Что? В. Кого? Что?

  • в … числе (ед., мн.), Р. Кого? Чего? Т. Кем? Чем?
  • в … падеже (И, Р, Д, В, Т, П). Д. Кому? Чему? П. О ком? О чем?

III. Синтаксическая роль (задать смысловой вопрос и подчеркнуть как член предложения).

2. Морфологический разбор ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – прил., т.к. отвечает на вопрос “КАКОЙ?” и обозначает ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА.

Н.ф. – … (И.п., ед. ч., м. р.)

II. Постоянные признаки:

Качественное (м.б. в большей или меньшей степени)/относительное (не может быть в большей или меньшей степени) /притяжательное (обозначает принадлежность кому-либо).

  • в степени сравнения (для качественных);
  • в полной (какой?) или краткой (каков?) форме,
  • в … падеже (для полной формы),
  • в …числе (ед., мн.),
  • в … роде (для единственного числа).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

3. Морфологический разбор ГЛАГОЛА.

I. Часть речи – гл., т.к. отвечает на вопрос “ЧТО ДЕЛАТЬ?” и обозначает ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА.

Н.Ф. – … (инфинитив: что делать? что сделать?)

II. Постоянные признаки:

  • вид (совершенный (что сделать?) или несовершенный (что делать?)),
  • спряжение (I (ешь, ет, ем, ете, ут/ют), II (ишь, ит, им, ите, ат/ят), разноспрягаемое (хотеть, бежать)),
  • возвратный (есть -ся, -сь.)/ невозвратный (нет -ся, -сь),
  • переходный (употребляется с сущ. в В. п. без предлога)/ непереходный (не употребляется с существительным в В. п. без предлога).
  • в … наклонении (изъявительное: что делал? что делает? что сделает? , повелительное: что делай?, условное: что делал бы? что сделал бы?),
  • в … времени (для изъявительного наклонения: прошедшее (что делал?), настоящее (что делает?), будущее (что сделает? что будет делать?)),
  • в … числе (ед., мн.),
  • в … лице (для наст., буд. вр.: 1л. (я, мы), 2 л. (ты, вы), 3 л. (он, они)); в … роде (для прош.вр. ед.ч.).

. У глаголов в неопределенной форме (инфинитиве) непостоянных признаков нет, так как ИНФИНИТИВ – неизменяемая форма слова.

III. Синтаксическая роль (задать вопрос и подчеркнуть как член предложения).

4. Морфологический разбор ЧИСЛИТЕЛЬНОГО.

I. Часть речи – числ., т.к.отвечает на вопрос “СКОЛЬКО?” (или “КОТОРЫЙ?”) и обозначает КОЛИЧЕСТВО предметов (или ПОРЯДОК предметов ПРИ СЧЕТЕ).

Н.Ф. – … (И.п. или И.п., ед.ч., м.р.).

II. Постоянные признаки:

  • разряд по структуре (простое/сложное/составное),
  • разряд по значению (количественное + подразряд (собственно колич./дробное/собирательное)/ порядковое),
  • особенности склонения:

1,2,3,4, собирательные и порядковые числ. скл-ся, как прил.
5–20, 30 скл-ся, как сущ.3 скл.
40, 90, 100,полтора, полтораста при склонении имеют 2 формы.
тысяча скл., как сущ.1 скл.
миллион, миллиард скл., как сущ. 2 скл.
сложные и составные количественные скл-ся с изменением каждой части слова.
сложные и составные порядковые числительные скл-ся с изменением только последнего слова.

Непостоянные признаки:

  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (в ед.ч., если есть).

III. Синтаксическая роль (вместе с сущ., к которому относится) с указанием главного слова.

5. Морфологический разбор МЕСТОИМЕНИЯ.

I. Часть речи – мест., т.к. отвечает на вопрос “КТО? ЧТО?” (КАКОЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ?) и не обозначает, а указывает на ПРЕДМЕТ (ПРИЗНАК или КОЛИЧЕСТВО).

Н.Ф. – …(И.п. (если есть) или И.п., ед.ч., м.р.)

II. Постоянные признаки:

  • разряд по соотношению с другими частями речи (мест. -сущ., мест .-прил., мест. -числ.)
  • разряд по значению с доказательством:
    личное, т.к. указ. на лицо;
    возвратное, т.к. указ.на возвращение действия на самого себя;
    притяжательное, т.к. указ. на принадлежность;
    вопросительное, т.к. указ. на вопрос;
    относительное, т.к. указ. на отношения простых предл. в составе сложного;
    неопределенные, т.к. указ. на неопределенные предм., призн., кол-во,
    отрицательные, т.к.указ. на отсутствие предм., призн., кол-ва;
    определительные, т.к. указ. на обобщенный признак предмета.
  • лицо (для личных).
  • падеж,
  • число (если есть),
  • род (если есть).

III. Синтаксическая роль (задать вопрос от главного слова и подчеркнуть как член предложения).

6. Морфологический разбор НАРЕЧИЯ.

I. Часть речи – нар., т.к. отв.на вопрос “КАК?” (КОГДА? КУДА? ПОЧЕМУ? и др.) и обозначает ПРИЗНАК ПРИЗНАКА.

Н.ф. – указывать только если наречие в степени сравнения.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Разряд по значению: образ действия (каким образом?) – меры и степени (насколько? в какой мере?)
    места (где? куда? откуда?) – времени (когда? как долго?)
    причины (почему?) – цели (зачем? для чего?)

(Указать, если наречие местоименного типа, его вид: определительное, личное, указательное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное.)

Непостоянные признаки: в … форме … степени сравнения (если есть).

III. Синтаксическая роль.

7. Морфологический разбор СЛОВА КАТЕГОРИИ СОСТОЯНИЯ.

I. Часть речи – СКС, т.к. обозначает СОСТОЯНИЕ человека, природы, ОЦЕНКУ ДЕЙСТВИЯ и отвечает сразу на два вопроса: “КАК?” и “КАКОВО?”

Остальные пункты, как у наречия, кроме разрядов по значению, которых у СКС не выделяют.

8. Морфологический разбор ПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – прич., т.к. отв. на вопр. “КАКОЙ?” и “ЧТО ДЕЛАЮЩИЙ? ЧТО СДЕЛАВШИЙ?” и обозн. ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА ПО ДЕЙСТВИЮ.

II. Постоянные признаки:

  • действительное (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-; -вш-, -ш-) или страдательное (-ем-, -ом-, -им-; -енн-, -нн-, -т-).
  • вид (СВ – что сделавший? НСВ – что делавший?).
  • возвратность (возвратное – есть -ся, невозвратное – нет -ся).
  • время (настоящее: -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -ем-, -ом-, -им-; прошедшее: -вш-, -ш-, -енн-, -нн-, -т-).
  • полная или краткая форма (только для страдательных).
  • падеж (только для причастий в полной форме).
  • число (ед., мн).
  • род (только для прич в ед.ч.).

III. Синтаксическая роль (обычно бывают определением или сказуемым).

9. Морфологический разбор ДЕЕПРИЧАСТИЯ.

I. Часть речи – дееприч., т.к.отв.на вопр. “КАК?” и “ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?” и обозн.добавочное действие.

II. Постоянные признаки:

  • Неизменяемая часть речи.
  • Вид (СВ – что сделав?/НСВ – что делая?).
  • Возвратность (возвр. – есть -ся, невозвр. – нет -ся).

III. Синтаксическая роль (чаще бывает обстоятельством).

10. Морфологический разбор ПРЕДЛОГА.

I. Часть речи – предлог, т.к. служит для связи главного слова … с зависимым …

  • Простой (из одного слова: из, в) / составной (из нескольких слов: в течение, в связи с ).
  • Производный (перешел из другой части речи: вокруг) / непроизводный (из, к, об…).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

11. Морфологический разбор СОЮЗА.

I, Часть речи – союз, т.к. служит для соединения однородных членов предложения или простых частей в составе сложного предложения.

  • Простой (из одного слова: и, а, но…) / составной (из нескольких слов: потому что…).
  • Сочинительный (связывают ОЧП или ПП в составе ССП: и, тоже, либо, однако…) + группа по значению (соединительные: и; противительные: но; разделительные: или). Подчинительный (связывают ПП в составе СПП: потому что, так как, чтобы, словно…) + группа по значению (изъяснительные: что, временные: когда, условные: если, причинные: потому что, целевые: чтобы, следственные: так что; уступительные: несмотря на то что, хотя; сравнительные: как будто)
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения.

12. Морфологический разбор ЧАСТИЦЫ.

I. Часть речи – частица, т.к. придает доп.оттенки (какие именно: вопросительные, восклицательные, указательные, усилительные, отрицательные) словам или предложениям или служит для образования форм слов (каких именно: наклонения, степени сравнения).

  • Разряд по значению: (формообразующие: более, пусть, бы…/смысловые: неужели, вот, именно…).
  • Неизменяемая часть речи.

III. Не является членом предложения, но может входить в его состав.

13/14. Морфологический разбор МЕЖДОМЕТИЯ / ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНОГО СЛОВА.

I. Часть речи – межд. или зв/п.слово, т.к. выражает различные чувства или побуждение к действию/передают звуки живой или неживой природы.

Морфологический разбор слова в начальных классах

Морфологическим разбором называется полная грамматическая характеристика слова. Планы морфологического разбора слов в предложении отличаются друг от друга в зависимости от того, к какой части речи принадлежит слово и какую синтаксическую роль оно выполняет в предложении. Также план морфологического разбора зависит от возраста учащихся. Чем старше ученики, тем подробнее разбор. Приведём схемы морфологического разбора отдельных частей речи для учащихся 4 и 5 классов.

Из-за того, что в русском языке многие слова омонимичны, контекст обязателен для определения семантики слова, его частеречной принадлежности, и, соответственно, выбора нужного разбора, выделения необходимых признаков и установления синтаксической роли в предложении. Например, слово «хорошо» в отрыве от контекста не даёт нам возможности понять, морфологический разбор какой части речи следует выполнять. «Хорошо» может быть и наречием («Сегодня я чувствую себя хорошо»), и краткой формой прилагательного («Утро хорошо сегодня!»), и именем существительным («Сдать русский язык на «хорошо»»), и частицей (« — Сегодня встречаемся у памятника в одиннадцать часов! — Хорошо»), и категорией состояния («Хорошо летом у моря»). Именно поэтому выполнить верный морфологический разбор слова, данного вне контекста, невозможно.

Морфологический разбор существительного

1. Определить часть речи; установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

2. Определить начальную форму имени существительного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа.

3. Указать признаки:

род (мужской / женский / средний);

склонение (1 скл. / 2 скл. / 3 скл. / несклоняемое / разносклоняемое)

падеж (И.п. / Р.п./ Д.п. / В.п. / Т.п./ П.п.);

число (единственное / множественное).

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени существительного

Образец разбора слова «котята» в предложении «Котята погнались за бабушкиным клубком ниток».

Котята. Кто? — котята — это имя существительное. Оно обозначает живое существо.

Начальная форма — котёнок.

нарицательное, одушевлённое, мужского рода, 2-го склонения;

в форме именительного падежа (кто?); множественного числа.

4. Погнались (кто?) — котята — в предложении является подлежащим, подчёркивается горизонтальной линией (чертой).

Котята погнались за бабушкиным клубком ниток.

Котята — сущ., погнались (кто?) котята;

Н.ф. (начальная форма) — котёнок;

Нариц.,одуш., муж. род; 2-е скл.;

4. Погнались (кто?) — котята — подлежащее.

Русский язык. 1 кл. Рабочая тетрадь №2.

Морфологический разбор имени прилагательного

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Определить начальную форму имени прилагательного — для этого нужно поставить слово в форму единственного числа именительного падежа мужского рода).

род прилагательного, падеж, число.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени прилагательного

Образец разбора слова «красивая» в предложении «Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия».

Красивая (мелодия) — имя прилагательное. Мелодия какая? — красивая. Обозначает признак предмета.

Начальная форма — красивый.

В предложении употреблено в форме женского рода, единственного числа, именительного падежа.

Мелодия (какая?) красивая — в предложении является определением, подчёркивается волнистой линией.

Из радиодинамика лилась красивая старинная мелодия.

Красивая (мелодия) — прилаг.;

Мелодия (какая?) — красивая — определение.

Морфологический разбор имени числительного

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Определить начальную форму числительного — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа.

(для количественных: целое/дробное/собирательное);

число и род (если есть);

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора имени числительного

Образец разбора слова «двое» в предложении «Во дворе меня ждали двое друзей».

Двое — имя числительное. Слово обозначает количество — товарищей (сколько?) — двое;

Начальная форма — двое;

Постоянные признаки: простое, собирательное;

непостоянные: в форме именительного падежа;

Ждали (кто?) двое товарищей — в предложении числительное «двое» входит в состав подлежащего, на письме подчёркивается горизонтальной линией.

Во дворе меня ждали двое товарищей.

Двое — числ., товарищей — (сколько?) — двое;

4. Ждали (кто?) двое товарищей — часть подлежащего.

Больше интересных материалов:

Морфологический разбор местоимения

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Определить начальную форму местоимения — для этого нужно поставить его в форму именительного падежа единственного числа.

а) постоянные : лицо (1 л./ 2 л. /3 л),

б) непостоянные (если есть): род, число, падеж;

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора местоимения

Образец разбора слова «тебе» в предложении «Я позвоню тебе в пятницу вечером».

Тебе — местоимение. Указывает на предмет — позвоню (кому?) тебе.

Начальная форма — ты.

Из постоянных признаков — личное местоимение, 2-ое лицо. Из непостоянных — местоимение употреблено в форме единственного числа, в дательном падеже.

Позвоню (кому?) тебе — в предложении местоимение «тебе» является дополнением, на письме подчёркивается штриховой линией (штрихом).

Я позвоню тебе в пятницу вечером.

Тебе — местоим., позвоню (кому?) тебе;

4. Позвоню (кому?) тебе — дополнение.

Развитие речи. 3 класс. Рабочая тетрадь.

Морфологический разбор глагола

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Определить начальную форму глагола — для этого поставить глагол в неопределённую форму.

спряжение (1 спр. / 2 спр. / разноспрягаемые),

время (прошедшее / настоящее / будущее),

лицо (если есть), род, число.

4. Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора глагола

Образец разбора слова «усиливался» в предложении «Снег усиливался с каждой минутой».

Усиливался — глагол. Обозначает действие: снег (что делал?) усиливался.

Начальная (неопределённая) форма — усиливаться;

глагол употреблён в форме прошедшего времени (лицо невозможно определить), мужского рода, единственного числа.

4. Снег (что делал?) усиливался — в предложении глагол «усиливался» является сказуемым, подчёркивается двумя горизонтальными линиями (чертами).

Снег усиливался с каждой минутой.

Усиливался — глаг., снег (что делал?) усиливался;

I спр., в прошед. вр., м.р. ед.ч.

Снег (что делал?) усиливался — сказуемое.

Морфологический разбор наречия

Определить часть речи, установить общее значение, задать вопрос к слову для определения части речи.

Морфологические признаки (неизменяемость).

Роль в предложении, постановка вопроса для определения члена предложения, соответствующее подчёркивание.

Образец морфологического разбора наречия

Образец разбора слова «быстро» в предложении «На школьной проверке скорости чтения Лена читала быстро и без ошибок».

Быстро — наречие. Обозначает признак действия: читала (как?) быстро.

Читала (как?) быстро — в предложении наречие «быстро» является обстоятельством, подчёркивается штрихпунктирной линией (штрихпунктиром).

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО РАЗДЕЛУ — СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

✓ 1. Из каждого ряда слов выпишите примеры, заполняя ими соответствующие графы таблицы.

1) подосиновик, осину, осинник, осиновый, осинке, осиновым.

2) орех, орешек, ореховый, ореха, орешник, орехом, орешку.

3) травяным, травка, травянистый, трава, травяного, травке, травы.

4) желтизну, желтели, желток, желтизной, жёлтым, желтоватый, желтка, желтуха.

5) лев, львиному, львица, львёнком, львиный, львицей, львёнок.

6) гриб, грибной, грибку, грибница, гриба, грибник, грибок.

✓ 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Разберите по составу выделенные слова.

П..истине сентябрь — ч..родей цвета. Чистое г..лубое небо тонкое сер..бро п..утины в воздухе б..гряные листья осины с..здают неповт..римую палитру. Тихо в лесу. Ин..гда раздастся лишь звонкий хруст сухих суч(?)ков под ногами да дон..сётся еле ул..вимый шорох падающ..го иногда на землю л..ста. Зачарован лес п..следними п..гожими днями. Каких только оттенк..в не увид..шь! Тут и т..жёлая последняя зел..нь и первая тонкая поз..лота и долгая прос..нь просек и опуш..к. Красочна п..литра сент..бря — этого поистине чар..дея цвета.

✓ 3. Постройте словообразовательную цепочку и определите способ словообразования данных слов.

Перестрелка, сообщение, заколка, примочка, содействие, пуховик, укрупнить, пугало, чудовище, посторонний, правительство, говорливый, придерживаться, указатель, снеговичок, лекарственный, упросить, знакомство, пристыдить, договориться.

✓ 4. Заполните таблицу данными ниже словами.

Подорожник, ель, еловый, облачность, разносчик, горбатый, круговой, расчёска, сосенка, серым, темнота, вырубка, темноватый, тёмный.

✓ 5. Распределите слова по видам орфограмм на месте пропусков, обозначая в них условия выбора вставляемых букв.

Ц..плёнок, полотенц..м, ч..тный, ш..рох, свеч..й, береж..т, рощ..й, ж..лоб, ц..кл, ч..лка, товарищ..м, конц..м, ж..рнов, солнц..м, ц..ганский, ж..лтый, плющ..м, ц..линдр, ч..рный, ш..лк, щ..голь, монтаж..м, ж..лудь, ц..рковой, ц..фра, ч..ткий, щ..нка, еж..м, овц..й, ж..рдочкой, ц..стерна, ч..ртик, ш..пот, щ..тка, чертеж..м, щ..тинка.

✓ 6. Выпишите только те слова, в которых есть суффикс, стоящий после окончания. Разберите их по составу.

Серенький, погрузиться, каких-нибудь, созвонимся, паровоз, кое-как, какой-то, выключатель, повторится, порошок, усталость, чей-нибудь, проголодался, успокоившийся.

✓ 7. Выделите корни в следующих сложных словах. Запишите их в два столбика в соответствии с особенностями их образования — наличие/отсутствие соединительной гласной. В каком слове есть соединительная гласная, но она не участвует в образовании данного слова? Составьте с этим словом распространённое предложение и разберите его по членам.

Кораблекрушение, суховей, диван-кровать, листопад, сумасшедший, ледоход, плащ-палатка, посудомойная (машина), полотёр, землеройка, вышесказанный, черноморский, черноморец, автостоянка, нефтедобывающий, долгоиграющий, прошлогодний.

✓ 8. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Выполните разбор отмеченных слов. Разберите по составу все слова, имеющие приставки.

Утро стояло тихое-тихое. (Не) шелохнет(?)ся травинка (не) к..чнёт(?)ся листок. Я ш..л лесной просекой медленно и бесшумно, мя..ко ступая з..хвоенной тропинкой.

Вчера, не п..грузив часть грибов 1 в переполненную к..рзину, я горкой сл..жил оставшиеся под старой сосной и прикрыл их зелен..м мхом.

А вот и заветная сосна! Вдруг лесную тишину р..зорвало пронзительное цоканье чем-то рассерженной белочки. Я зам..р на мест. огл..делся. У п..дножия 3 сосны, на ворох. мха возле вчерашних моих грибов з..метил рыжую строптивицу. В передних лапках она д..ржала тугой белый гриб и, топоча задними лапками и поводя нервно хвостом, нед..вольно смотрела агатовой бусинкой глаза (на) меня.

Она всем своим видом как бы говорила Ну куда ты идёшь? Разве ты (не) видишь, что я занимаюсь делом?

В ра..думье я переступил с ноги на ногу. Раздавленным сухарём хру(стн, сн)ула (под) ногой сосновая шишка. В тот же момент рыж..м языком пламени м..тнулся зоркий зверёк от подножия сосны (к) её вершин.. .

Я глянул в свою кладовую и ахнул: всего-то две сырое..ки и один дряблый подберёзовик лежали (на) дне мохового колодца.

Высоко в крон. дерева сушились развешанные белочкой мои грибы. Улыбнувшись, я пош..л в соседний березняк наб..рать себе свежих.

✓ 9. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Графически обозначьте части слова, в которых пропущены буквы. Приведите из текста примеры однокоренных слов и форм одного и того же слова.

Впервые я увидел Волгоград ранн..м летн..м утром. Волга дымилась от тумана покрикивали невидимые пароходы мирно зв..нели трамваи. На набережной оз..боченно хлопотали стайки голубей, то поднимаясь в воздух, то снова опускаясь на теплый, не успевший остыть за ночь асфальт.

А в сотн.. метров от набережной стоял дом. Вернее, то, что раньше было домом. Без окон без дверей без крыши. Стены его были изрешечены пулями ч..рный нагар от снарядов сохранился с тех памятных времён когда на весь мир прозвучало слово “Сталинград”.

Нед..леко от этого дома горит Вечный огонь, зажжённый в честь защитников волжской земли. Когда тёплый ветерок разогнал туман над городом, я увидел монумент Родине-матери, который возвышается над Мамаевым курганом. Именно такой представлялась нашим бойцам Родина-мать — зовущей в бой, решительной, непокорённ..й, несломленн..й.

На Мамаевом кургане нельзя быть равнодушным. Нельзя без комка в горле проходить мимо скульптур наших воинов нельзя без волнения читать на..писи, которые в грозн..м сорок втором выцарапывали на стенах домов солдаты, клянясь в верности Родине, клянясь до последней капл.. крови защищать Сталинград.

Ступеньки бе..конечной лестницы ведут к вершин.. кургана, и почти на каждом шагу — скромные плиты с именами тех, кто погиб на этой высоте.

С Мамаева кургана город как на ладони. Бесконечные улиц.. красивые новые дома. Серая лента Волги. Улицы ут..пают в зелени, и трудно поверить, что после и..гнания фашистов в городе не было ни одного целого здания ни одного живого дерева — только ч..рные, обожжённые стволы.

✓ 10. Запишите однокоренные слова группами. Для каждой группы подберите проверочное слово.

Наб..вать, выв..рить, выб..валка, зав..рить, зак..лить, доб..ваться, выв..лить, зав..рной, раск..лить, выб..ться, перев..литься, зак..ляться, перек..литься, разв..литься, выв..литься, обв..лить, обв..риться, наб..вной, нак..лить, отв..литься, обв..вать.

✓ 11. Используя слова для справок, подберите к приведённым ниже словам однокоренные. Запишите однокоренные слова по группам. Докажите правильность своего выбора, выделив в словах корни.

Дост..влять, дост..вать, дост..верный, разд..вать (всем), д..рить.

Слова для справок: дост..ваться, дост..верность, раздаваться, дост..вление, дост..вание, удост..верить, уд..ваться, зад..рить, сост..витель, под..рить, сд..ваться, удост..вериться, од..ренный, отд..вать.

Если это возможно, подберите проверочные слова (для проверки правописания пропущенной гласной в корне слова) к каждой группе слов.

✓ 12. Глаголы в данных словосочетаниях замените синонимами с чередующимися гласными в корне —кос-/-кас-. Зависимые слова при этом ставьте в нужную форму. Запишите получившиеся словосочетания, выделите в глаголах корни, а у существительных определите падеж.

Дотронуться до стены, трогать котёнка, взяться за провод, притронуться к цветку, тронет рукой, дотрагиваться до зверька, притрагиваться к стеклу.

✓ 13. Запишите слова группами по видам орфограмм на месте пропусков. Обозначьте в них корни. Обозначьте условия выбора вставляемой буквы.

Соб..рать, ст..реть, подл..жить, к..снуться, нар..щение, прик..сновение, к..сание, ст..лить, сл..житься, зам..рать, покл..нение, изл..гать, р..сточек, г..рение, разд..рать, сл..жение, пор..сль, зап..рать, раст..рание, кл..ниться, заг..рать, зад..ру, заст..лать.

✓ 14. В каждой строке найдите и подчеркните слово, которое состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания. Остальные слова разберите по составу.

1) начитался, станционный, грибок, напильник

2) отпрыгнула, стандартный, отрезок, развился

3) наследственный, пригорок, передёргивать, утюг

4) стенографический, наследник, обогреть, грубость

✓ 15. В каком слове есть суффикс —чик?

Мячик, пончик, шкафчик, огурчик.

По этимологическому словарю выясните особенности строения и словообразования последнего слова.

✓ 16. В каком слове есть суффикс —ш?

Юноша, кассирша, ниша, шишка, душа, клавиша.

Подберите свои примеры слов с этим суффиксом.

✓ 17. Составьте предложения только с теми словами из приведённых ниже, в которых нет суффикса —к. Запишите эти предложения. Остальные слова разберите по составу.

Соломка, корка, батарейка, чайка, змейка, семейка, гувернантка, коробка, гадюка, повозка, уловка, ямка, банка, чеканка, албанка, копейка.

Уточните особенности строения и словообразования последнего слева по этимологическому словарю.

✓ 18. В каких рядах во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) апр..бировать, раздр..жённый, ск..кать

2) благосл..вляя, призы..вать, сопост..вление

3) п..ссажирский, упл..тнить, на выр..ст

4) альм..нах, р..внинная, соприк..саться

5) оп..раться, зар..сли, к..мфорт

6) осозн..вать, п..мощник, те..ретический

7) п..рила, р..альный, стр..мится

8) к..нтракт, тр..ллейбусный, д..монстрировать

✓ 19. В каких рядах во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) по..бородок, пре..угаданный, на..пись

2) и..немогать, бе..дефицитный, и..царапать

3) пр..цеплять, пр..усадебный, пр..неприятный

4) без..нтересный, под..тожить, сверх..зысканный

5) под..брать, запр..кинуть, поз..вчерашний

6) раз..скать, без..дейный, под..грать

7) пр..уныл, пр..образился, гостепр..имный

8) бе..характерный, ра..кидать, ра..росшийся

✓ 20. Прочитайте описание избы крестьянина начала 19 века.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Какое впечатление производит на читателя это описание? Какие лексические средства помогают создать это впечатление? Подчеркните эти элементы описания.

Изба лесника состояла из одной комнаты, закоптелой, ни..кой и пустой, без полатей и перегородок. Изорванный тулуп в..сел на стене. На лавк.. л..жало одноствольное руж(?)ё, в углу в..лялась груда тряпок; два больших горшка стояли возле печ(?)ки. Лучина г..рела на столе, п..чально в..пыхивая и пог..сая. На самой середине избы в..села люлька, пр..вязанная к концу длинного шеста. Девочка погасила фонарь, пр..села на крошечную скамейку и начала правой рукой к..чать люльку, левой попр..влять лучину. Я посмотрел кругом — сер(?)це (во)мне заныло: невесело войти ноч(?)ю в мужицкую избу. Ребёнок в люльк.. дышал т..жело и скоро.

Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне еще п..чальнее прежнего. Горький зап..х остывшего дома непр..ятно стеснял мне дыхание.

✓ 21. Прочитайте описание помещения из рассказа Р. Погодина

“Муравьиное масло”. Как характеризует обстановка комнаты её хозяина? Выпишите отдельные слова и словосочетания, которые подтверждают ваше мнение. Напишите по памяти текст, опираясь только на выписанные вами материалы.

Валерка подтянулся на руках, заглянул в Ивкино окно.

Стол в комнате был завален книгами. Книги лежали на кроватях, на стульях, на подоконнике. Будто люди здесь только тем и занимаются, что переходят с места на место и читают все книги подряд. На стенах висели картины без рамок, недорисованные тоже внесли. А одна, большая и красивая, стояла в углу, и на ней болталась белая Ивкина майка. Вообще, если бы сюда заглянула бабушка, она сказала бы коротко: “Безобразие”. А Валерке понравилось.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Ветровка «Эмблема ПФК ЦСКА» цвет чёрный
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector