Из чего состоял традиционный русский костюм (ИНФОГРАФИКА)
Из чего состоял традиционный русский костюм (ИНФОГРАФИКА)
Мужской костюм был очень прост и состоял всего из нескольких базовых элементов. Они были общие и для крестьян и для знатных богатых людей, однако последние часто шили из более дорогих материалов, могли использовать более сложные покрои, а также обильно украшать камнями и делать шикарные вышивки.
Рубаха, или как ее еще называли сорочка. Они были льняные или хлопчатобумажные, могли быть без ворота, но чаще с косым воротом — такая рубаха называлась косоворотка. Ворот и оборки рубахи часто были расшиты красивым узором.
Пояс. Рубаху чаще всего подпоясывали — пояса могли быть шелковыми или шерстяными, на концах часто были кисточки.
Штаны, или как их еще называли порты, были свободного кроя и заправлялись в «онучи».
Онучи — плотный кусок ткани, который обматывался на ногу до колена под обувь — вместо носков.
Лапти — известная русская обувь плелась из березовой коры и обвязывалась веревкой вокруг ноги поверх онучей.
Сапоги — могли быть высокие или едва закрывать щиколотку. Чаще всего делались из кожи.
Валенки — зимний вариант обуви из свалянной овечьей шерсти
Кафтан — верхней одеждой на холодной время года был кафтан. Их было много разновидностей, они могли быть разной длины и шились из разных материалов. На теплое время года были кафтаны без ворота из грубого сукна — «зипуны». На зиму «кожухи» — кафтаны из овечьей шкуры, подбитые мехом.
Головной убор — зимой надевали шапку «треуху», которая имела три лопасти, защищавшие затылок и уши и чем-то напоминает шапку-ушанку, которая появится только в 20 веке. В теплое время года надевали небольшую круглую шапочку «тафью», вроде кипы или тюбетейки.
2. Женский костюм
Женский костюм был несколько сложнее, чем мужской. У женщин из богатых семей, как и у мужчин, одежды шились из более дорогих материалов и обильно украшались. Кроме того, у знатных женщин было больше слоев одежды — их наряды могли весить до 20 кг. Отличался также внешний вид замужних и незамужних женщин.
Рубаха — в женском костюме была по сути нижним бельем, шили из хлопка или льна, а для богатых дам из шелка. Длина женской рубахи была всегда до пола. Девушки их обильно расшивали — даже если узоров не было видно, они служили оберегом от сглаза.
Сарафан — длинное платье без рукавов и основа женского костюма. И рубаху, и сарафан нужно было подпоясывать. Сверху на сарафан часто надевали ожерелья или бусы.
Понева — в южных регионах вместо сарафана чаще всего надевали юбку. Надевали поневу только взрослые девушки, это был своеобразный признак, что к ним можно свататься.
Верхняя одежда — было много разновидностей женской верхней одежды, но всех объединяло то, что они были длинными и застегивались от воротника до пола. Был, например, «летник» с просторными рукавами — он не закрывал ступни, также был «опашень» — с длинным рядом пуговиц и разрезными рукавами. Поверх таких длинных одежд женщины могли надевать меховые воротники.
Душегрея — праздничным элементом одежды была такая кофта, которая надевалась поверх верхней одежды. Дизайны и ткани были самыми разнообразными.
Головной убор — существовала масса головных уборов, ведь замужние женщины всегда покрывали голову и прятали волосы. Дома они носили полотняные шапочки — «повойники» или просто повязывали платок. На выход надевали «кокошник» — головной убор с твердой подложкой на лбу, почти в каждой области были свои дизайны — в виде гребней или цилиндрические. К головным уборам могли крепить серьги. Зимой надевали меховые шапки, а сверху платки.
Незамужние девушки надевали венки с лентами, из под которых была видны волосы.
Обувь — крестьянки, конечно, тоже носили лапти с онучами и валенки. Кроме того, сапоги и башмаки, их шили в основном из кожи, а кто побогаче — из парчи и бархата — и обильно украшали. Каблук появился в XVI веке — и в мужской обуви тоже.
Суконные фуражки и кружевные воротнички
«…Подоспела гимназия. Тёма держал в первый класс и выдержал. Накануне начала уроков Тёма в первый раз надел форму. Это был счастливый день!» Вспоминая юного героя повести Гарина-Михайловского, невольно завидуешь — школьной формой можно было гордиться и носить с удовольствием. Сегодня школа уже не та, даже не советского образца с синими костюмами для мальчиков и коричневыми платьями для девочек, либеральные принципы восторжествовали и здесь. В свете всеобщего внимания к введению формы в современные школы интересно обратиться к её истории в нашей стране. Итак, вот как это было…
Гимназист в однобортном мундире
из сукна с серебряными галунами.
Фото конца XIX — начала XX в.
Мода на школьную форму пришла в Россию из Англии. В 1834 г. Николай I выпустил указ, утвердивший общую систему всех гражданских мундиров в Российской империи, в неё же вошли гимназические и студенческие мундиры. Во всех учебных заведениях форма была военного фасона, отличаясь только цветом и эмблемами. Основу формы гимназиста составляли гимнастёрка, брюки, темно-синий или тёмно-серый однобортный мундир из сукна с серебряными галунами (нашивками) на воротнике, а в обычные дни — серая однобортная куртка, подпоясанная кожаным ремнём с пряжкой. Верхней одеждой стали двубортное суконное пальто и фуражка с кантом и кокардой (эмблема гимназии), а также чёрные ботинки. Непременным атрибутом школьного щёголя был ранец за спиной. Фасон школьной формы для мальчиков менялся несколько раз вместе с фасоном штатского платья. Все эти изменения были зафиксированы в специальных указах от 1855, 1868, 1896 и 1913 гг.
Н.В.Дэн, сын министра В.А.Дэна.
На фото — в двубортном пальто
Гимназическую форму надевали в 7—9 лет, и не снимали её даже после окончания занятий. На улице, дома, во время торжеств, праздников и летних каникул она была отличительной приметой гимназистов. Однако в конце XIX в. нашлись старшеклассники, которые восстали против установленных для школьников правил. Попечитель Московского учебного округа тут же отреагировал на непорядки и издал циркуляр приблизительно такого содержания. «До сведения моего дошло, что ученики средних учебных заведений г. Москвы, воспользовавшись ослаблением в летнее время надзора за ними со стороны педагогического персонала, стали позволять себе уклонение от установленной для них формы одежды и даже нарушение правил, предписанных министром народного просвещения относительно поведения учеников вне стен учебных заведений… Суконные фуражки делаются не установленной формы (по образцу офицерских), а с прямой тульей, на манер прусских, летним фуражкам придаётся совершенно произвольная форма, воротнички рубашек делаются цветные или полосатые, учебные принадлежности… носятся не в ранцах, а связанные ремнями или в платках. Ученики старших классов носят длинные волосы, усы и бороды, иногда встречаются на улицах ученики с тростями, в партикулярных пальто и даже в цветных рубашках (вместо форменных блуз) под форменными пальто».
Публикация статьи осуществлена при поддержке компании «LemartAVTO». Если случилась неприятность с вашим автомобилем, а именно разбили автомобильное стекло, но не стоит паниковать, а лучше обратиться в компанию «LemartAVTO». На сайте, расположенном по адресу http://le-martavto.ru/, вы сможете, не потратив много времени, ознакомиться с каталогами продукции и подобрать то, что подходит вашему автомобилю. В компании «LemartAVTO» работают только высококвалифицированные специалисты с огромным опытом работы с клиентами.
Фуражки, которые стали одной из причин возмущения попечителя, обычно были светло-синими с тремя белыми кантами и с чёрным козырьком. Особым шиком считалась мятая фуражка с поломанным козырьком. Летом на тулью надевался чехол из коломянки — льняной гладкой ткани. Из неё же шили летние гимнастёрки. Зимой допускалось носить фетровые наушники, а в лютые морозы — башлык (капюшон) цвета верблюжьей шерсти, отделанный тесьмой.
Повседневная форма — гимнастёрка, брюки
ремень с пряжкой, фуражка. Фото начала XX в.
Что касается рубашек с цветными воротниками, то их ношение считалось грубейшим нарушением устава о форменном платье 1896 г. Согласно ему, старшеклассники обязаны были ходить в суконной гимнастёрке с серебряными пуговицами, подпоясанные чёрным лакированным ремнём, на пряжке которого была аббревиатура (название города, номер гимназии и буква «Г») — как и на кокарде, прикреплённой к фуражке. Но чаще гимназисты ходили не в гимнастёрках, а в куртках со стоячим воротником. Если цвет гимнастёрок в разных учебных заведениях варьировался от тёмно-синего до светло-серого, то брюки, ботинки и ранец оставались чёрными во всех гимназиях.
Гимназисты Елатомской (Тамбовская губерния)
мужской гимназии со священником. Вторая половина XIX в.
В 1896 г. после открытия доступа в учебные заведения особ женского пола, было утверждено положение о гимназической форме для девочек. Им предписывалось носить коричневые платья, подчёркивающие талию, с плиссированными юбками до колен. Разнообразие вносили фартуки: будничные — чёрные из хлопка, праздничные — белые из тонкого батиста. Единственным дополнением к строгому наряду были белые кружевные воротнички.
Праздничная форма гимназистки
в дореволюционной России. Фото. После 1896 г.
Всё изменилось с пришествием к власти большевиков. Декрет «О единой школе…» 1918 г. отменил форму для учащихся, признав её наследием царского режима. Считалось, что форма символизирует несвободу, униженное, подневольное положение ученика. Была и другая точка зрения: образование стало всеобщим и доступным, но не каждый мог купить форму для своих детей. В крупных городах появились учебные заведения со смешанным обучением, т.е. мальчиков и девочек вместе, где форма вовсе была не обязательна. Советская школа 1920—1930-х гг. — это поле для экспериментов, в том числе и со школьной формой. Заглянем на школьную перемену вместе с московской учительницей Е.В.Мартьяновой. «Дети кувыркались, кричали, свистели, стоял невообразимый гул, словно школа была наполнена голубями… Навыки личной гигиены детям, по всей вероятности, были неизвестны. У них была грязная одежда, грязные лица…» О какой форме здесь можно было говорить! Только в ФЗУ (фабрично-заводские училища), куда обычно шли ученики, которым трудно давалась учёба, полагалась одежда — чёрная рубашка и ремень с пряжкой, на которой были выбиты буквы «РУ».
Гимназистки в будничной форме,
утверждённой в 1896 г. Фото рубежа XIX — XX в.
К концу 1940-х гг. форма вернулась в школы. В 1949 г. в СССР указом министерства образования была введена единая школьная форма. Теперь её отсутствие ассоциировалось с буржуазной распущенностью, а попытки что-либо переделать в ней строго карались. «Девочки, как до революции, начнут носить коричневое платье с отложным или стоячим, часто кружевным воротничком. Фартук чёрный, а по праздникам — белый. Когда 1 сентября или 30 апреля они шли в школу в белых фартучках, в городе становилось светлее», — писал в своих воспоминаниях Г.В.Андреевский. Чёрный и белый цвета одежды, бантов стали основными на долгие годы, другие в школе не допускались. «Мальчики же наденут форму в 1954 г. Кто-то предпочтёт китель, а кто-то — гимнастёрку. Форма будет иметь цвет морской волны и золотые пуговицы». Тогда же атрибутом учащихся станет советская символика: у пионеров значок и красный галстук, у октябрят и комсомольцев — значок на груди.
Пионерка. В.Перельман. Начало 1920-х гг. На школьнице надета парадная пионерская форма тех лет: белая блузка, к которой полагались синяя юбка, белые гольфы, белые туфли и, конечно, красный галстук.
Элементом школьной формы также был ремень с пряжкой и фуражка с кожаным козырьком, которую ребята носили на улице.
В 1973 г. вновь изменилась форма для мальчиков. Теперь ребята приходили на уроки в синей форме: прямых брюках и полушерстяной куртке, напоминающей джинсовую, с карманами-клапанами, пятью алюминиевыми пуговицами, манжетами и эмблемой на рукаве: отрытый учебник и восходящее солнце. Через три года была введена новая форма для старшеклассниц (9—10 класс). Это был костюм-тройка, состоящий из юбки, жилета и пиджака. Юбка-трапеция со складками спереди обычно сильно укорачивалась, её можно было надевать и с пиджаком с накладными карманами, и с жилеткой — и весь костюм сразу. В старшей школе под форму мальчикам полагалось носить рубашку, девочкам всевозможные блузки.
Урок в Елатомской Единой трудовой школе. Фото начала 1920-х гг.
После декрета 1918 г. школьная форма фактически перестала существовать.
В конце 1980-х некоторым школам разрешили в порядке эксперимента отказаться от обязательного ношения школьной формы. С принятием в 1992 г. закона «Об образовании» школьная форма была поставлена «вне закона». С этого времени прошло больше 15 лет, а период «бесформенности» продолжается. Сегодня школы сами принимают решение о введении формы, где-то офисного варианта, где-то специально установленного образца.
Школьники 1950-х гг.
Открытка
Комсомолка. А.Сафаргалин.
1956 г. Девушка одета
в праздничную школьную
форму, введённую в 1944 г.
Форма советских
школьников после 1973 г.
В наши дни белый фартук и кружевные воротнички встретишь не часто, их можно увидеть лишь рассматривая старый альбом и вспоминая советское и досоветское прошлое.
Наталья ДОРОЖКИНА
Советуем прочитать
Андреевский Г.В. Повседневная жизнь Москвы в сталинскую эпоху. 1930—1940-е гг. М., 2003. С. 320; 384.
Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Тёмы. М., 1985. С. 70.
Короткова М.В. Культура повседневности. История костюма. М., 2002. С. 271.
Митрофанов А. Под казённым кровом.//Первое сентября. Москвоведение. № 2, от 30.01.1997. С. 6.
Эволюция мужских сорочек
Представитель сильного пола в мужской рубашке выглядит стильно, элегантно и сексуально, независимо от того, надета она с классическим пиджаком, пуловером или с джинсами.
Длинный путь метаморфоз
Пращурами мужских сорочек были хитоны из Древней Греции, римские туники, доходящие до колен длинные рубахи жителей Вавилона и варварских кочевых племен. Такая одежда имела свободный крой и была сшита из изысканного шелка, тонкой льняной или шерстяной ткани. Для низшего сословия обычно использовали грубое домотканое полотно.
Древнеримская тога – один из прообразов современной мужской сорочки
В эпоху Возрождения стоимость мужской сорочки была настолько высокой, что ее передавали от отца к сыну в качестве наследства, указывая в завещании имя счастливца. Сорочка становится дорогим и желанным подарком – как у аристократов, так и у простых смертных.
Своя рубашка ближе к телу
Сейчас это может показаться удивительным, но изначально западноевропейская мужская сорочка была сродни нательному белью и не предназначалась для всеобщего обозрения. Появиться в одной рубашке на людях в то время считалось дурным тоном. Подобная «вольность» прощалась лишь несчастным, взбирающимся на городской эшафот во время публичной казни.
Император Наполеон предпочитал роскошь
Ее носили все – короли и полководцы, императоры и простолюдины. Средневековые рыцари надевали рубашку под латы, патриции – под тоги, военные – под мундиры, венценосные же особы прятали исподнее в складках своей монаршей мантильи.
Для дуэлянтов и фехтовальщиков часто шили сорочки без правого рукава
Все течет, все меняется…
Вскоре рубашка из нательного белья превращается в настоящее произведение искусства и гордость владельца. Кипенно-белый батист, манжеты и воротники украшают тончайшими кружевами, атласными лентами и искусными вышивками. Прятать такую роскошь под слоем верхних одежд становится невыгодно, и в моду вельмож входят кафтаны и жакеты с нарочитыми прорехами, сквозь которые вместе с великолепием сорочки отчетливо просматривается материальный достаток ее хозяина.
Сорочка позволяла безошибочно идентифицировать статус ее владельца
Постепенно итальянская помпезность вытеснялась английской строгостью и практичностью. С конца 18 века модники щеголяют в простой и лаконичной сорочке: стоячий воротничок со слегка отогнутыми концами и отсутствием даже намека на какие-либо излишества. Белоснежная сорочка все еще остается классической одеждой высшего света, так как стоит весьма дорого и требует немалых усилий (и не только материальных!) в уходе, к тому же совершенно не приспособлена для тяжелого физического труда.
Лондонские щеголи, 19 век
Сменные запчасти
Коммивояжеры средней руки, которые хотели походить на успешных бизнесменов, но не имели для этого достаточных средств, занимались откровенным очковтирательством: покупали вместо целой рубашки лишь воротник с манишкой и манжеты, которые целомудренно выглядывали из-под надетого поверх голого тела жилета с пиджаком.
Съемные воротнички и манжеты – весьма экономичный способ выглядеть более представительным
Изобретение съемных воротников и манжет упростило жизнь и сэкономило денег многим денди. Теперь можно было не тратиться на покупку новых рубашек, ограничиваясь сменой лишь изношенных запчастей. К тому же различные по цвету и стилю воротнички могли сделать одну и ту же рубашку пригодной и для офиса, и для загородной прогулки. Оригинальное сочетание яркого полосатого или узорчатого воротника с пастельным тоном общего фона вносило приятное разнообразие в жизнь рядовых клерков.
Русские традиции
В русских письменных источниках рубаха упоминается примерно с 13 века. При этом делается разграничение: сорочка – более утонченное изделие из тонкой ткани, рубашка – из холщового небеленого полотна. Понятно, что знать облачалась в сорочки, черная кость – в рубахи. Сегодня грань между сорочкой и рубашкой практически стерта, и эти понятия условно можно считать синонимами.
Рубашка русского крестьянина была длинной, как правило, ее подпоясывали пеньковой веревкой или нешироким пояском. Длина рукава колебалась в зависимости от предназначения рубашки, почти всегда сужаясь к краю. Разрез для воротника делали спереди или сбоку – в последнем случае рубаха называлась косовороткой.
Русская рубаха-косоворотка, укороченный вариант
Праздничные рубахи украшали вышивкой по краю подола, рукавов и на воротнике. Белый цвет изделия символизировал чистоту помыслов и духовную силу, поэтому в таких одеждах крестились, женились и совершали другие, не менее торжественные, церемонии и обряды.
Толстая рубаха служила крестьянину «верхней» одеждой, и лишь бояре могли себе позволить носить сорочки как белье.
Вековая классика
Лишь во второй половине 19 века мужская рубашка стала выпускаться в промышленных масштабах. Массовое производство сделало ее доступной для большинства, автоматически переведя изделие из категории «роскошь» в категорию «одежда».
Примерно в это же время американская компания «Браун, Дэвис и Ко» внедряет новый фасон: рубашку уже не нужно натягивать через голову, она имеет удобную пуговичную застежку сверху донизу, а воротник-стойка заменен мягким отложным воротничком.
Универсальный воротник button-down
Особого внимания заслуживает история универсального воротника, концы которого пристегиваются к рубашке, так называемый button-down collar. Бытует мнение, что его изобрел некий путешественник, ожидающий свой рейс на пирсе в очень ветреный день. Желая избавиться от трепыхания, он закрепил концы непослушного воротника с помощью маленьких пуговиц. Нововведение понравилось мужчинам, и они по сей день с удовольствием носят рубашки с таким воротником, как говорится, «и в пир, и в мир».
Рубашка наших дней
20 век принес рубашкам бесконечное множество фактур, оттенков и принтов, тысячи элементов раскроя и миллион силуэтов. Сегодня рубашка присутствует в гардеробе каждого мужчины и совсем необязательно является атрибутом делового стиля.
Сорочка – основа современного базового гардероба мужчины
Разнообразие моделей, тканей и фасонов дает возможность представителям всех социальных слоев, профессий и возрастов выбирать рубашки на свое усмотрение. При этом остается незыблемым правило: качественная сорочка из дорогой ткани, свидетельствующая о высоком статусе и отличном вкусе своего обладателя, всегда была, есть и будет в цене.
Основные виды воротников
На первый взгляд , это совершенно привычная деталь одежды , которая была всегда. Но , оказывается , впервые воротник появился ещё в XIII веке , правда в виде узкой полоски по вырезу горловины.
Позднее эта полоска трансформировалась в воротник-стойку, претерпевая характерные изменения, соответствующие каждой эпохе. Во времена аристократов воротник приобрел статус самостоятельного аксессуара. Появлению так называемого английского воротника мы обязаны Петру I. Женская практичность привела к появлению съёмных воротничков, которые и в современной моде пользуются большой популярностью.
Но каким бы ни был воротник, оригинальным или простым, авангардным или классическим, он остается неотъемлемой частью изделия, выполняющий и практическую, и эстетическую функции.
Воротник с притачной стойкой
Такой воротник втачивается в горловину вместе со стойкой, которая служит «достраивающей» и формообразующей деталью. Воротник с притачной стойкой чаще всего встречается у жакетов и пальто. В инструкциях к выкройкам Burda его детали обозначаются как «воротник» и «стойка воротника».
Воротник с лацканами
Сам по себе лацкан — это часть распашной одежды, отворот на полочке. Лацканы бывают различной ширины и формы. У воротника с лацканами верхний и нижний воротники втачивают по отдельности.
Воротник с лацканами различают по способу втачивания.
У блузок и платьев из тонких, мягких тканей втачиваемый под прямым углом воротник с лацканами можно прихватить: деталь верхнего воротника подворачивают и пришивают к шву втачивания воротника. То же самое и с плечевыми срезами подбортов — их подворачивают и пришивают к припускам плечевых швов.
Воротник-стойка
Один из самых простых в обработке и построении воротников. Отличается различной высотой и степенью прилегания к шее. Может состоять из двух деталей или кроиться из ткани, сложенной пополам. Воротник-стойка может доходить до края бортов полочек или не доходить до них.
Рубашечный воротник
Без этого воротника трудно представить себе женскую классическую блузку или мужскую рубашку. Рубашечный воротник всегда имеет стойку, которая доходит до края борта. Стойка воротника может быть цельнокроеной с воротником, а может быть выкроена отдельно.
Воротник гольф
Такой воротник — визитная карточка водолазок и свитеров. Чтобы воротник гольф из обычной ткани хорошо лежал, если необходимо выкроить по косой. Воротник из трикотажных полотен выкраивают по направлению петельного столбика.
Завязывающийся воротник
Его основная задача декоративная. В большей степени он служит украшением готового изделия, платья или блузки. Этот воротник выкраивают, как по долевой, так и по косой.
Шалевый воротник
С таким воротником обычно шьют жакеты, кардиганы из мягкого трикотажа, шелковые блузки. У шалевого воротника верхняя деталь всегда выкраивается вместе с подбортом. Нижний воротник может быть выкроен вместе с полочкой (цельнокроеный) или отдельно.