Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Поиск ответа

Поиск ответа

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, в предложении «Не дай погибнуть, Боже!» что является грамматической основой? Это вокативное предложение и грамматическую основу составляет подлежащее Боже? Ил здесь нет грамматической основы? Заранее благодарна за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Грамматическая основа — не дай. Это простое глагольное сказуемое. Глаголы не дай и погибнуть называют действия разных субъектов, поэтому инфинитив не входит в состав сказуемого. Слово Боже является обращением.

Вопрос № 308149

Здравствуйте, уважаемые сотрудники портала! Подкажите, пожалуйста, нужна ли запятая в следующем предложении: Они отказались от моего предложения продолжить прогулку, (?) и сейчас, наверное, отдыхают дома. Можно ли сказать, что во втором предложении неполная грамматическая основа ? Большое спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Сказуемое отдыхают относится к подлежащему они, поэтому предложение нужно рассматривать как простое, запятая перед союзом и не нужна.

Вопрос № 308061

Ты болван, и это факт. Подскажите, нужна запятая? Вроде как 2 полноценных предложения. Или «это факт» все-таки не грамматическая основа ?

Ответ справочной службы русского языка

Это сложное предложение, запятая нужна.

Вопрос № 305901

Здравствуйте! Нужна ли запятая в предложении перед союзом «и» и почему? «Фирма получила прибыль(,) и она её потратила».

Ответ справочной службы русского языка

Запятая нужна. Это сложносочиненное предложение без общих компонентов, которые бы отменяли запятую. В первой части грамматическая основа – фирма получила, во второй – она потратила. Если подлежащее второй части выражено личным местоимением, относящимся к подлежащему первой части, то запятая между частями сложносочиненного предложения ставится.

Вопрос № 303399

Помогите, пожалуйста, выделить грамматическую основу в предложении. Мой щенок хороший. Сказуемого нет, значит грамматическая основа — щенок. Верно?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 302549

Здравствуйте! Мой вопрос касается синтаксической структуры предложения: «Я узнал, что такое транскрипция». Правильно ли я понимаю, что грамматическая основа придаточного предложения следующая: что — подлежащее, транскрипция — именная часть составного именного сказуемого? С уважением, Надежда.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 301688

Грамматическая основа в предложении: «Покос закончен давным-давно, рожь убрана с полей, горохи тоже.»

Ответ справочной службы русского языка

«Справка» не выполняет домашних и тестовых заданий.

Вопрос № 301363

Какова грамматическая основа предложения «Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое»? Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Возможный вариант разбора: двое из тридцати мужиков — подлежащее; вернулись — сказуемое.

Вопрос № 300000

Добрый день, уважаемая редакция! В пятый раз обращаюсь к вам. Задаю один и тот же вопрос, на который до сих пор (почему-то. ) не получил ответа. Про склонение фамилии Косовец вы ответили дважды!! А меня как будто не слышите! Полное игнорирование!! Извините за резкость!! Я хотел бы всего лишь узнать , каковы грамматические основы в трех предложениях. «Мальчика зовут Владимир». Я считаю, что основа — «зовут Владимир». Это верно. «Это было на самом деле». Грамматическая основа — «было» или «было на самом деле»?? Я придерживаюсь второго варианта. «Это было следствием гадания». Основа «Это было» или «Это было следствием». Ответьте, пожалуйста.

Ответ справочной службы русского языка

Извините, что не ответили раньше.

Вы правы, сказуемые в этих предложениях: зовут Владимир; было на самом деле; было следствием. Во втором и третьем предложениях есть и подлежащие (это), они также входят в грамматические основы.

Вопрос № 299385

В предложении «Все эти языки вместе с саамским объединяют в прибалтийско-финскую группу» грамматическая основа состоит только из сказуемого объединяют?

Ответ справочной службы русского языка

Да, это односоставное предложение со сказуемым объединяют.

Вопрос № 298459

Скажите, пожалуйста, в предложении «Не смотря на жару, она была в платке» две грамматические основы или одна? И если две, то какие?

Ответ справочной службы русского языка

Здесь одна грамматическая основа . Не в предлоге несмотря на пишется слитно.

Вопрос № 297212

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, какая грамматическая основа в предложении «. эта ранняя утрата с еще большей остротой заставляет прочувствовать его гениальность»? Очень интересует, какое здесь сказуемое и почему.

Ответ справочной службы русского языка

Грамматическая основа – утрата заставляет. Инфинитив почувствовать не входит в состав сказуемого, потому что указывает на состояние, которое испытывают какие-то люди, но не утрата. Утрата заставляет, а чувствовать будут другие.

Вопрос № 292795

Здравствуйте! Если в предложении «Я знаю, сколько тебе лет» местоимение «сколько» является дополнением, то какова грамматическая основа ? В целом это предложение сложноподчиненное. В первой его части грамматическая основа «я знаю», а во второй?

Ответ справочной службы русского языка

Сколько — главный член предложения.

Вопрос № 290209

Здравствуйте! помогите, пожалуйста, разобраться с грамматической основой предложения «Из бумажника в мобильный телефон»

Ответ справочной службы русского языка

Это предложение неполное. В нем грамматическая основа лексически не выражена, но восстанавливается из контекста.

Вопрос № 287753

Грамматическая основа в предложении? «Мы с мамой переехали в этот дом недавно»

Ответ справочной службы русского языка

Грамматическая основа : мы с мамой переехали.

Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Итак, сей­час будет ис­пол­не­на зна­ме­ни­тая му­зы­каль­ная пьеса Эд­вар­да Грига, по­свящённая Дагни, до­че­ри лес­ни­ка, по слу­чаю её во­сем­на­дца­ти­ле­тия.

Варианты ответов
  • будет ис­пол­не­на зна­ме­ни­тая пьеса
  • будет ис­пол­не­на
  • будет ис­пол­не­на пьеса
Читайте так же:
Миостимулятор Beauty Body Mobile Gym
Вопрос 4

Укажите грамматическую основу предложения .

В эти ми­ну­ты не было во­круг меня зла.

Варианты ответов
  • не было
  • не было меня
  • не было зла
Вопрос 5

Укажите грамматическую основу предложения.

А пока со­здай все усло­вия!

Варианты ответов
  • со­здай
  • со­здай все усло­вия
  • со­здай усло­вия
Вопрос 6

(1)На­кло­ни­лись вниз на длин­ном сте­бель­ке бе­ло­снеж­ные фар­фо­ро­вые коль­ца с рез­ны­ми кра­я­ми. (2)Ка­жет­ся, что не­из­вест­ный ма­стер при­дал такую не­обыч­ную форму реч­но­му жем­чу­гу. (3)К концу лета они пре­вра­тят­ся в оран­же­во-крас­ные бу­син­ки. (4)Слов­но из да­ле­ких стран по­па­ли в лес дра­го­цен­ные камни.(5)Лан­дыш пред­став­ля­ет­ся мне сим­во­лом леса.

Ука­жи­те ва­ри­ан­ты от­ве­тов, в ко­то­рых верно вы­де­ле­на грам­ма­ти­че­ская ос­но­ва в одном из пред­ло­же­ний или в одной из ча­стей слож­но­го пред­ло­же­ния тек­ста. За­пи­ши­те но­ме­ра от­ве­тов.

Варианты ответов
  • Коль­ца на­кло­ни­лись вниз (пред­ло­же­ние 1)
  • Ма­стер при­дал (пред­ло­же­ние 2)
  • Пре­вра­тят­ся в бу­си­ки (пред­ло­же­ние 3)
  • Камни по­па­ли (пред­ло­же­ние 4)
  • Лан­дыш пред­став­ля­ет­ся сим­во­лом (пред­ло­же­ние 5)
Вопрос 7

Синтаксический анализ.Прочитайте текст.

(1)Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. (2)Последний луч солнца ещё касается их верхушек, а у подножия сосен уже темно и глухо. (3)Бесшумно летают и словно заглядывают в лицо летучие мыши. (4)На западе ещё тлеет зорька, в зарослях волчьих ягод кричит выпь. (5)Вот и озеро.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

Варианты ответов
  • Закат пылает, золотит (предложение 1)
  • Луч солнца касается (предложение 2)
  • Мыши заглядывают (предложение 3)
  • Тлеет, кричит (предложение 4)
  • Озеро (предложение 5)
Вопрос 8

Синтаксический анализ.Прочитайте текст.

(1)В охотничью пору на Урале мы уходили в горы и бродили там, как настоящие дикари. (2)Солнечный закат в горах удивительно хорош. (3)Тени нарастают, и на нас начинает надвигаться ночная мгла. (4)Затихший воздух чутко держит каждый шорох. (5)Переживаешь тревожное настроение, которое будит воображение.

Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

Как определить грамматическую основу? Объяснение разбора предложения, сложные случаи

Грамматическая основа предложения (подлежащее и сказуемое) — это его смысловой и синтаксический центр. С определения грамматической основы начинается цепочка синтаксического разбора. Умение верно определять грамматическую основу в предложении дает направление для установления логических отношений между словами в предложении, помогает решению пунктуационных задач (в т.ч. при изучении иностранного языка). Если грамматическая основа была определена неверно, то весь дальнейший анализ пойдет по ошибочному пути.

В составе грамматической основы выделяют подлежащее и сказуемое. Если предложение состоит из одного главного члена, то это только подлежащее или сказуемое. Предложений без основы не бывает (за исключением неполных)!

Этап №1. Находим подлежащее. Вопросы КТО? или ЧТО?

Подлежащее — это главный член предложения, грамматически независимый.

В типичном предложении это предмет (в широком смысле), о котором идет речь в предложении. Это слово, стоящее в именительном падеже. Чаще всего это имя существительное или местоимение, отвечающее на вопросы: Кто? или Что?

Примеры:

  • Волк вышел из лесу (О чем или о чем идет речь в предложении? О волке, то есть ставим вопрос: Кто? Волк. Существительное).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Кто? Собака. Существительное).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Кто? Я. Местоимение).
Читайте так же:
Вяжем свитер как у Сергея Бодрова

Существуют некоторые случаи, когда подлежащее выражено иными способами (не существительным и не местоимением):

Иные способы выражения подлежащего

Примеры

Имя числительное (количественное и собирательное) в роли существительного

Трое вышли из леса.

Имя прилагательное в роли существительного

Сытый голодному не товарищ.

Причастие в роли существительного

Отдыхающие весело проводили время.

Дорогу осилит идущий.

Завтра обязательно наступит.

Далече грянуло ура.

Мы с друзьями выехали раньше.

Немало школьников участвовало в конкурсе.

Неопределенная форма глагола

Сочинять — моя стихия.

Этап №2. Находим сказуемое. Вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ? (и др.)

Какие бывают сказуемые?

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на вопрос, который задается к нему от подлежащего: Что делает предмет?

Но при соответствующем выражении подлежащего (см. таблицу выше) это могут быть и другие вопросы: Что такое предмет?, Каков предмет) и т.п.

Примеры:

  • Волк вышел из лесу (Задаем вопрос от действующего лица, от подлежащего: волк что сделал? Вышел — это сказуемое, выраженное глаголом).
  • Лохматая черная собака вдруг выскочила откуда-то из зарослей осоки (Собака что сделала? Выскочила).
  • Я улыбнулась и пошла вперед. (Я что сделала — улыбнулась и пошла).

Сказуемые в русском языке бывают трех типов:

  • Простое глагольное (один глагол). Пример: Волк вышел.
  • Составное глагольное (вспомогательный глагол + инфинитив). Пример: Я хочу есть. Я должен поехать в Суздаль (по сути два глагола в сказуемом).
  • Составное именное (глагол-связка + именная часть). Пример: Я буду учителем (по сути глагол и другая часть речи в сказуемом).

Смотрите также:

  • Материалы по теме: "Главные члены предложения" и "Грамматическая основа предложения".

Сложные случаи в определении сказуемых

Ситуация 1. Часто проблемы с определением сказуемого возникают в ситуации, когда простое глагольное сказуемое выражено не одним словом. Пример: Сегодня ты будешь обедать не один (= пообедаешь).

В данном предложении сказуемое будешь обедать — простое глагольное, оно выражено двумя словами по той причине, что это составная форма будущего времени.

Ситуация 2. Я пришел в затруднение, выполняя эту работу(= затруднился). Сказуемое выражено фразеологизмом.

Ситуация 3. Другой трудный случай — это предложения, в которых составное сказуемое представлено формой краткого причастия. Пример: Двери всегда открыты.

Ошибка в определении типа сказуемого может быть связана с неверным определением части речи (следует отличать от глагола краткое причастие). На самом деле в данном предложении сказуемое составное именное, а не простое глагольное, как может показаться.

Почему составное, если выражено одним словом? Потому, что в форме настоящего времени у глагола связка нулевая. Если поставить сказуемое в форму прошедшего или будущего времени, то она проявится. Сравните. Двери всегда будут открыты. Двери всегда были открыты.

Ситуация 4. Подобная ошибка может возникнуть и в случае выражения именной части составного именного сказуемого существительным или наречием.

Пример. Наша изба — вторая с краю. (Сравните: Наша изба была вторая с краю).

Даша замужем Сашей (Сравните: Даша была замужем за Сашей).

Помните, что частью составного сказуемого являются слова можно, нужно, нельзя.

Определение основы в односоставных предложениях

В назывных предложениях основа будет представлена подлежащим.

Пример: Зимнее утро.

В неопределенно-личных предложениях есть только сказуемое. Подлежащее не выражено, но оно понятно.

Пример: Люблю грозу в начале мая.

Самый сложный случай выражения основы в безличных предложениях. Чаще всего это как раз различные виды составных именных сказуемых.

Примеры: Мне нужно действовать. В доме тепло. Мне грустно. Уюта нет, покоя нет.

Если не формировать навык определения основы предложения в младших классах, то это приведет к трудностям при анализе односоставных и сложных предложений в 8-9 классах. Если же постепенно нарабатывать это умение методом усложнения, то все проблемы будут разрешены.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Диктанты на тему «Зима» для 2 класса

Диктанты на тему "Зима" для 2 класса

Я собрала диктанты на тему «Зима» для 2 класса. Перепроверила их, рассортировала по количеству слов. К каждому диктанту есть небольшое грамматическое задание. Все диктанты есть в открытом доступе. Но так ими удобнее пользоваться.

Диктанты можно использовать для повторения материала, для контроля знаний дома, для подготовки к полугодовому диктанту в школе.

Можно писать не все диктанты, а только часть, а остальные разбирать устно, чётко проговаривая слова — от этого тоже толк будет.

Читайте так же:
Нет джинс или джинсов как правильно во

диктанты на тему зима для 2 класса

Диктанты на тему «Зима» для 2 класса

Диктант № 1 «Зима в лесу» (29 слов)

Зима. Мороз. С неба летят пушистые снежинки. Снег укрыл пни и кусты. Толстый лёд сковал ручей. Настали ясные деньки. Детвора идёт бегать на лыжах и на коньках. Хорошо зимой!

Грамматическое задание

  1. В шестом предложении подчеркните мягкие согласные.
  2. Сделайте фонетический разбор слова «мороз».

Диктант № 2 «Зимой в лесу» (31 слово)

Зимой друзья пошли в лес. Вот с сосны упали снежные хлопья. Это прыгнула белка. В ветвях дерева было дупло зверька. В дупле шишки и грибы. Тепло и сытно белочке в дупле.

Грамматическое задание

  1. Сделайте фонетический разбор слова «зверька».
  2. Подчеркните все существительные.

Диктант № 3 «Зимой» (32 слова)

Ясный день. Малыши играют у крыльца. Девочки катят снежный ком. Они лепят зайца. Ольга и Игорь взяли лыжи. Они идут на горку. А Яша сидит дома. Он заболел. Мальчик смотрит в окно.

Грамматическое задание

  1. Поставьте ударение над словами второго предложения.
  2. Обведите имена собственные.

Диктант № 4 «Зимний денёк» (33 слова)

Сильные морозы сковали озёра и реки. Снега засыпали землю. Тихо в лесах и полях. Природа уснула до весны. Холодный ветер гуляет кругом. Зимой птицам трудно добывать еду. Они летят к людям. Покормите птиц!

Грамматическое задание

  1. Подчеркните подлежащее и сказуемое в первом предложении.
  2. Найдите в тексте побудительное предложение.

Диктант № 5 «Зимний денёк» (33 слова)

Сильные морозы сковали озёра и реки. Снега засыпали землю. Тихо в лесах и полях. Природа уснула до весны. Холодный ветер гуляет кругом. Зимой птицам трудно добывать еду. Они летят к людям. Покормите птиц!

Грамматическое задание

  1. Выпишите три слова, в которых есть безударный гласный звук в корне, рядом запишите проверочные слова.
  2. Подчеркните главные члены предложения в пятом предложении, укажите связь слов в предложении.

Диктант № 6 «Зима» (34 слова)

Зима. В лесу лежит пушистый снег. На снегу точки и строчки. Следы ведут в чащу. По ночам хищные зверьки ищут пищу. Вот лесная речка. На льду сидят рыбаки. Мой товарищ Коля поймал большую щуку.

Грамматическое задание

  1. Подчеркните буквосочетания (если такие есть): ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.
  2. Подчеркните основу второго предложения.

Диктант № 7 «Скоро Новый год» (36 слов)

Новый год у ворот. Сторожка лесника. Дядя Ваня и ребята идут в лес. Они несут подарки. Для зайца морковку и листья капусты. Для лосей соль. Для птиц зерно и ягоды рябины. Лесные жители будут рады гостям.

Грамматическое задание

  1. Подчеркните главные члены в третьем предложении.
  2. Сделайте фонетический разбор слова «листья».

Диктант № 8 «Зимние игры» (37 слов)

Выпал снег. Все вокруг стало белым. Дети вышли во двор. Мальчики построили снежную крепость. Они играют в снежки. Таня и Света лепят снежную бабу. Петя и Леня принесли санки. Они катаются с ледяной горки.

Весело детям зимой!

Грамматическое задание

  1. Сделайте фонетический разбор слов: снежки, вокруг.
  2. В 3 предложении подчеркните грамматическую основу.
  3. Разберите по составу слова: снежную, санки.

Диктант № 9 «Зима» (38 слов)

Зима. Всю ночь сыплет снег. Ветер срывает с крыш белые хлопья и несёт их над землёй. Снег, как пух, вихрем кружится в воздухе. К утру ветер стих. У двора намело большие сугробы. Детвора выбежала на улицу строить горку.

Грамматическое задание

  1. Подчеркните основу второго предложения.
  2. Обведите слово, в котором букв больше, чем звуков.

Диктант № 10 «Снежок» (38 слов)

С неба падал мокрый снежок. Ребята побежали во двор и стали лепить из снега фигурки. Коля слепил снеговика с метлой в руке. Женя выстроил домик с окошками изо льда. У Толи получился хороший Дед Мороз. Всем было весело.

Грамматическое задание

  1. Подчеркните главные члены в предпоследнем предложении.
  2. Подчеркните твёрдые согласные в первом предложении.

Диктант № 11 «Следы на снегу» (38 слов)

В зимнем лесу много следов на снегу. Тут ямки в снегу. Это ночевали рябчики. Выдра вырыла своим брюшком канавку. А след соболя ведёт к высокой рябине. Зверёк любит её ягоды. Сколько интересного можно узнать по следам на снегу!

Грамматическое задание

  1. Обозначьте подлежащее и сказуемое в третьем предложении.
  2. Сделайте фонетический разбор слова «ягоды».

Диктант № 12 «Лесные богатыри» (38 слов)

Заглянула зима в лес. Нарядила она сосны и ели в снеговые шубы. До самых бровей надела им белоснежные шапки. Пуховые варежки дала веткам. Стоят лесные богатыри спокойно. Кустики и молоденькие деревца тоже оделись в белые шубки. Так хорошо!

Читайте так же:
Венец маховика какая сталь

Грамматическое задание

  1. Разделите слова второго предложения на слоги.
  2. В пятом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

Диктант № 13 «Зима» (38 слов)

Наступила зима. Пушистым ковром лежит снег на полях и холмах. Деревья стоят тихо. В лесу замело все тропинки. По лесу можно ходить только на лыжах. Ударили сильные морозы. Река замёрзла. Ребята сделали большой каток. На катке всегда весело.

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста три слова с безударной проверяемой гласной в корне слова. Рядом запишите проверочные слова.
  2. Во втором предложении подчеркните главные члены.

Диктант № 14 «Корм для птиц» (39 слов)

Ночью была вьюга. Егор и Олег идут в лес. Они несут корм для птиц. В лицо бьёт сердитый ветер. Мальчики положили на старые пни семена. На ветках деревьев они развесили сухую рябину.
Подлетела стайка синиц. А вот и пища!

Грамматическое задание

  1. Из четвёртого предложения выпишите слово, которое нельзя переносить.
  2. Подчеркните в тексте слова с разделительным мягким знаком.
  3. Обведите буквосочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА.

Диктант № 15 «Случай зимой» (40 слов)

За ночь мороз сковал на речке лед. Сережа и Толя пошли на речку. Они взяли с собой коньки. Мальчики надели коньки и стали кататься. Вдруг послышался треск. Это сломался лед. Сережа и Толя быстро пошли домой. Опасно на льду зимой!

Грамматическое задание

  1. Разделите слово «коньки» на слоги.
  2. Подберите однокоренные слова к слову «лед».

Диктант № 16 «Декабрь» (40 слов)

Декабрь — начало долгой холодной зимы. Дни стали короче. В морозный денёк небо светлеет от солнышка. Реки скованы прочной ледяной бронёй. В норе в куче листвы спит ёж. В берлоге сосёт лапу медведь. Над елями летают клесты. Они лакомятся еловыми шишками.

Грамматическое задание

  1. Подчеркните главные члены в четвёртом предложении.
  2. Разделите для переноса слова предпоследнего предложения.

Диктант № 17 «Зимой в лесу» (42 слова)

Пришла зима в лесную чащу. Одела она деревья в пушистый наряд. Хлопья снега падают на деревья. Под елью лежат шишки. Это работа белки. На снегу лисьи и волчьи следы. Вот мелькнула белая шубка зайца. Стучат по стволу дятлы. Хорошо в лесу зимой!

Грамматическое задание

  1. Из четвертого предложения выпишите слово, которое нельзя переносить.
  2. Подчеркните в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Диктант № 18 «Лес зимой» (43 слова)

На дворе мороз и вьюга. Ветер кружит хлопья снега. Смолкли птичьи голоса. Только дятлы стучат по коре деревьев. Холодно зверям зимой. Медведь залёг в берлогу. Лисица залезла в нору. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц дрожит под кустом. На макушку ёлки села ворона.

Грамматическое задание

  1. Разделите слова вьюга, птичьи для переноса.
  2. Подчеркните в тексте слова с разделительным мягким знаком.

Диктант № 19 «Снег» (44 слова)

С неба падали снежинки на крыши домов. Наступала зима. Вода в лужах замёрзла. Лёд хрустел под ногами. Веточки берёз звенели от ветра. Кончики их были покрыты льдом. Вышло солнышко. Снег стал чистыми капельками воды. Капельки скатывались на землю, как бисер. Красив вид у земли!

Грамматическое задание

  1. Подчеркните главные члены первого предложения.
  2. Сделайте фонетический разбор слова «лёд».

Диктант № 20 «Случай на катке» (45 слов)

Стоял морозный солнечный денёк. У речки мальчики играли в снежки. Девочки лепили снеговика.
Витя выбежал на лёд на коньках. Тонкий лёд затрещал. Витя провалился в воду и закричал.
На крик прибежал дядя Фёдор. Он бросил мальчику верёвку. Витя ухватился за неё и вылез из воды.

Грамматическое задание

  1. Подчеркните главные члены шестого предложения.
  2. Обведите имена собственные.

Диктант № 21 «Сторож Остап» (45 слов)

Наш сад охранял сторож Остап. С ним жил большой пёс Марат. Однажды зимой ударил крепкий мороз. Остап надел тулуп, шапку, варежки, тёплую обувь. Но ему было зябко. Он продрог и дул в ладоши. Вокруг мрак и тишь. Ветхую изгородь занёс снег. Низкое деревце накрыл снег.

Грамматическое задание

  1. Обведите имена собственные.
  2. Подчеркните главные члены в первом предложении.

Диктант № 22 «Воробьи» (46 слов)

Наступила суровая зима. Все покрылось белым пушистым снегом. Маша вышла во двор и увидела стайку воробьев. Птички прыгали по снегу и жалобно чирикали. Трудно воробьям в снегу найти корм. Маша достала из кармана кусочек хлеба. Она накрошила хлебных крошек на крылечко. Воробьи быстро склевали все крошки.

Читайте так же:
Джинсы болонки что это

Грамматическое задание

  1. Подчеркните в тексте слова с разделительным мягким знаком.
  2. Подчеркните главные члены второго предложения.

Диктант № 23 «Новый год» (46 слов)

Новый год – самый любимый праздник. В нашей школе нарядили красивую ёлку. На пушистых ветках висят разноцветные шары. Наш класс готовится к празднику. Таня и Катя нарядились снежинками. Они будут танцевать. Миша надел маску волка. А Степа решил стать медведем. Он ходит по классу и грозно рычит.

Грамматическое задание

  1. Обведите в тексте имена собственные.
  2. Выделите в первом предложении подлежащее и сказуемое.

Диктант № 24 «Зимой» (46 слов)

Завыл ветер. Вечером небо затянуло тяжёлыми, низкими тучами. Ночью началось ненастье. Летели снежные хлопья. Метелью занесло дорожки. В десять часов мы выглянули из окна. На снегу видны вороньи и заячьи следы. На крыльце намело гигантский сугроб. По скользким ступенькам надо ходить аккуратно. Карниз увешан опасными сосульками.

Грамматическое задание

  1. Во втором предложении подчеркните главные члены.
  2. Разберите по составу слова: ночью, дорожки.

Диктант № 25 «Славный мороз» (47 слов)

Солнце село. На голубом небе показалась луна, полная, большая, яркая. Хрипло залаял цепной пёс. Он три раза обернулся вокруг себя самого и улёгся в своей конуре. Был славный мороз. Здорово кусался ветер.
К утру все оконные стёкла покрылись чудесным узором из ледяных листьев. Погода стояла настоящая зимняя.

Грамматическое задание

  1. Обведите слово с непроизносимой согласной.
  2. Подчеркните главные члены четвёртого предложения.

Диктант № 26 «Зимний лес» (48 слов)

Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов. Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.

Грамматическое задание

  1. В третьем предложении подчеркните главные члены предложения.
  2. Выпишите два слова, которые в своём составе имеют только корень и нулевое окончание.

Диктант № 27 «Снеговик» (48 слов)

Выпал снег. Мы пошли гулять в парк. Саша и Сережа решили слепить снеговика. Трудное это дело! Сначала они скатали три огромных снежных шара. Снежные шары поставили друг на друга. Вместо глаз снеговику прилепили кусочки угля. Нос сделали из большой морковки. А на голову надели ведро. Хороший получился снеговик!

Грамматическое задание

  1. Каким является последнее предложение по интонации?
  2. Подчеркните в тексте родственные слова к слову «снег».
  3. Разберите слово «снеговик» по составу.

Диктант № 28 «Кто где зимует?» (56 слов)

Всю осень животные готовятся к холодам. Многие птицы улетают на юг. Медведи зимой спят в теплой берлоге. Спят ежи и барсуки. Белочки запасли орехов и ягод. Им зима не страшна. Волки и лисы выходят по ночам на охоту. Зайцы вырыли норки и прячутся в них от морозов. Зайцы не делают запасов. Зимой они грызут кору деревьев.

Грамматическое задание

  1. Подчеркните основу третьего предложения.
  2. Сделайте фонетический разбор слова «ежи».

Диктант № 29 «Кормушка» (57 слов)

Зима. Стоит чудесный денек. Ребята сделали для птиц кормушку и повесили ее на березу. Дети насыпали в кормушку хлебных крошек. Для синиц они привязали на дерево кусочки сала. К кормушке подлетели снегири, воробьи, голуби. На ветку березы сели прелестные птички. На голове черная шапочка. Спина, крылья, хвостик и головка синие. Это синицы. Радостно им иметь хороших друзей.

Грамматическое задание

  1. В седьмом предложении подчеркните главные члены.
  2. Разберите по составу слова: кормушка, хлебные.

Диктант № 30 «Зимний лес» (60 слов)

Ночью выпал снег. Наступило утро. Леса не узнать. Деревья укутались в снежные перины. Кусты превратились в огромные сугробы. Все тропинки занесло пушистым снегом. На поляну выскочил заяц. Он давно сменил серый наряд на новую белую шубу. Заяц оглянулся вокруг. Он вытянул свои длинные ушки и прислушался. Послышался тихий шелест. Это ком снега упал с высокой ветки. Заяц испугался и убежал.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector