7 церковных головных уборов
7 церковных головных уборов
Небольшая мягкая остроконечная складная шапочка. Складки скуфьи образуют крестное знамение вокруг головы. Повседневный головной убор православного духовенства, монахов, некоторых послушников и мирян. Монашеская скуфья – черная. Женатый священник может получить право ношения фиолетовой скуфьи как награду. На скуфье патриарха и архиепископов нашит небольшой четырехконечный крест.
Камилáвка
(гр. – из верблюжьей шерсти)
Расширенный кверху твердый прямой цилиндр черного, фиолетового или темно-синего цвета. В Русской Церкви вошла в употребление после реформ Никона во второй половине XVII века. Священники из белого духовенства и протодиаконы могут получить право ношения камилавки как богослужебную награду. Белое духовенство надевает камилавку только во время богослужения.
Ми́тра
(греч. – головная повязка)
Головной убор, напоминающий по форме царскую корону. Является частью богослужебного облачения епископа, архимандрита или священника, награжденного правом ношения митры. Наверху митры – икона Троицы или крылатого серафима, у архиерейской – крест. По окружности митры расположено несколько иконописных образов. Епископская митра символизирует одновременно и царский, и терновый венец Христа.
Клобу́к
Клобук – это монашеская камилавка черного цвета с длинным, разделенным натрое шлейфом-наметкой. Монахи в священном сане носят клобук как во время богослужения, так и в повседневной жизни. Архиепископы носят черный клобук с нашитым на него крестом, митрополиты – белый клобук с крестом.
Апо́стольник
Головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, спину и грудь. Предмет одежды православной монахини. Поверх апостольника носят скуфью, камилавку или клобук.
Ку́коль русского патриарха
Клобук русского патриарха по традиции также называется куколем. Куколь патриарха – твердая круглая шапка белого цвета с изображениями крылатых серафимов – «сионами» — на лбу и двух концах шлейфа, с небольшим крестом на маковке. Это повседневный головной убор.
Ку́коль схимника
Мягкий остроконечный капюшон черного цвета с двумя длинными, закрывающими спину и грудь полосами материи. Белыми нитками на куколе вышиты изображения креста, крылатых серафимов и текст Трисвятого. Головной убор монаха великой схимы. Надевается поверх мантии.
Митра vs MAGA: как известный символ свободы превратился в свою противоположность
От культа Митры и символа свободы до риторики ненависти: преподаватель классики в университете Айовы Сара Эмили Бонд прослеживает историю так называемого красного фригийского колпака и разбирается, как головной убор, который на протяжении веков — от времен правления Нерона до Великой французской революции — считался знаком свободы и гражданской ответственности, превратился сегодня в самом лучшем случае в китч, в худшем — в знамя ксенофобии, крайнего национализма и политики изоляционизма.
В древнем мире головные уборы были основным признаком, по которому можно было судить о личности человека, его статусе, сфере деятельности, поле, этническом происхождении и религии. Ремесленника часто можно было увидеть в коническом войлочном колпаке, который назывался пилей (греч. πῖλος; лат. pileus или pilleus). Фермера можно было узнать по широкополому головному убору, который использовался для защиты от солнца во время сбора урожая.
Римские патриции часто ходили без шляп, а вот римлянкам и людям определенного социального статуса полагалось носить головные уборы, когда они находились на публике. В IV веке до нашей эры у греческих женщин стала модной круглая плетеная шляпа куполообразной формы, называемая долией. Римские матроны в трауре надевали головной платок рициний, который, скорее всего, был темного цвета. Во время траура этот платок заменял традиционное женское головное покрытие — паллу — и говорил о том, что его обладательница стала вдовой.
Головные уборы были также признаком, по которому можно было узнать иностранцев как в жизни, так и в искусстве. Пилей был шляпой, популярной в районе Фригии — анатолийского королевства, которое сейчас является частью современной Турции. Он был сделан из шерсти или войлока, а его верхняя часть свисала вперед. Этот фригийский колпак, как мы его называем сегодня, был убором, по которому можно было узнать человека с востока — жителя Дакии, например, (современная Румыния и Сербия) или фригийца. В таких головных уборах древние художники часто изображали мифологических персонажей из восточного Средиземноморья, таких как героя Троянской войны Энея, Ганимеда или Персея.
Колпак также был частью иконографической одежды Митры — индоиранского бога, который, по преданию, родился из скалы и которого впоследствии стали почитать в римском Средиземноморье во втором и третьем веках нашей эры. У древних иранцев Митра был центром таинственного культа, и посвященные держали в тайне многие обряды и верования. У римлян его почитали как бога солнца.
Фреска с изображением жертвенного убийства быка богом Митрой, Митреум в Капуе, Италия / Miguel Hermoso Cuesta, CC BY-SA 4.0
Митреум — храм, построенный в честь бога Митры, — был отражением вселенной этого бога. В центре часто изображали, как Митра убивает быка. Фрески и рельефы с изображением Митры до сих пор сохраняют потрясающий цвет, который украшал эти подземные храмы. Тот факт, что строили их под землей, возможно, и есть причина, по которой они дошли до нас. По некоторым подсчетам, 400 археологических раскопок свидетельствуют о поклонении этому богу.
Сначала культ Митры распространился среди рабов, вольноотпущенников (то есть рабов, которые получили свободу) и римских солдат. Женщинам участвовать в этом культе было запрещено. Со временем культ завоевал популярность и стал признаваться высшими должностными лицами — вплоть до всадников, сенаторов и даже самого императора. Тот факт, что изначально культ Митры был популярен среди простого народа, роднит его с христианством. К тому же днем рождения Митры считался 25 декабря.
Первым христианам, похоже, не так нравились фригийские колпаки, как последователям Митры — по крайней мере, на первых порах. Тем не менее христианское искусство продолжало использовать фригийский колпак для обозначения восточного происхождения определенных персонажей. На фресках, изображающих волхвов, приносящих свои дары новорожденному Христу, часто можно увидеть фригийские колпаки, ведь многие такие фрески были обнаружены в римских катакомбах. Мозаика VI века н.э. в базилике Святого Аполлинария в Равенне (Италия) также показывает персидское происхождение волхвов. На ней они изображены в традиционных штанах с узором, туниках и красных фригийских колпаках.
Мозаика «Поклонения волхвов» в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, Италия (завершено около 526 г. н.э.) / Wikimedia Commons
Использование красных головных уборов для обозначения происхождения персонажа не было новым в римском обществе. Фригийский колпак был похож на красную шляпу вольноотпущенника, которую носили мужчины, получившие свободу от своего хозяина. Во время церемонии дарования свободы, смена головного убора означала изменение статуса: из раба, считавшегося собственностью хозяина, человек становился свободным римским гражданином, наделенным свободой — libertas.
В разное время такой головной убор использовался в качестве символа свободы, причем не только свободы, которую раб получал от своего хозяина. Вскоре после убийства Юлия Цезаря на мартовские иды в 44 г. до н.э., один из убийц, Брут, отчеканил монету с фригийским колпаком, символом свободы, между двух кинжалов в знак свободы от тирании диктатора.
Народ мог радоваться своей независимости от императора и в знак этого ходить в колпаке свободных людей. А вот история, которая дошла до нас благодаря императорскому историку Гаю Светонию Транквиллу. Светоний отмечает, что после смерти императора Нерона в июне 68 г. н.э. «ликование в народе было таково, что чернь бегала по всему городу в фригийских колпаках» (цитата в переводе М. Л. Гаспарова). Так в Средиземноморье пришел фригийский колпак как символ сопротивления и свободы от угнетения.
Хотя фригийский колпак был наиболее популярен в римский период, он, вероятно, также оказал влияние и на средневековые головные уборы. История гласит, что, когда Папа Константин (ок. 708-715) входил в город Константинополь, на нем был головной убор под названием frigium (греческая буква φ часто транслитерировалась на латынь как «ph» или «f»). Фригийский колпак и другой тип головного убора, известный как «камелаукум» (camelaucum — колпак из верблюжьей кожи), похоже, были соединены в один головной убор, а затем несколько изменены для использования священнослужителями в раннем средневековье. Так в 11 веку появилась папская митра, но она была белой, а не красной. Со временем митра становилась все больше и больше, но изначально она была довольно скромной.
Лишь в XVIII веке красный колпак получил свое возрождение как символ революции. Это произошло в 1765 году, в преддверии Американской революции, на этот раз в контексте борьбы с англичанами. Красные колпаки служили символом сопротивления колониальному правлению над американскими территориями.
Wikimedia Commons
Вскоре после этого, во время Французской революции, фригийский красный колпак (bonnet phrygien или bonnet rouge) вошел в моду в 1789 и 1790 годах как символ свободы. Революционно настроенные санкюлоты (фр. sans-culottes — «без кюлотов») часто надевали такой колпак. Ходили слухи, что Людовик XVI был даже вынужден надеть его после свержения французской абсолютистской монархии. Свобода от монархии была целью множества народных переворотов в XVIII веке, но примечательно то, что другие движения за свободу также использовали колпак как символ. Аболиционисты, боровшиеся за освобождение рабов на французских территориях, использовали красный колпак, чтобы показать прорыв своего движения. В то время было создано несколько гравюр с бывшими рабами в колпаках свободы.
Карикатура на Луи XVI / Wikimedia Commons
Если собрать все эти исторические события воедино, становится ясно, что фригийский колпак, выполнявший двойную функцию в качестве символа восточного происхождения человека и символа свободы, а затем и красный колпак свободы полностью не исчезли из общества. Говорят даже, что бельгийский карикатурист Пьер Куллифорд (известный как Пейо) намекал на эту символику при создании своего персонажа — Папы Смурфа в 1950-х годах. А всего несколько лет назад, зимой 2014 года, скульптор Мартин Пурьер представил свою дебютную выставку в галерее Мэттью Маркса, в которой попытался переосмыслить значение красного колпака.
Несмотря на то, что при нынешней расстановке политических сил в США красные кепки Трампа с логотипом MAGA (англ. Make America Great Again — «Сделаем Америку снова великой»), которые стали вездесущими еще на выборах 2016 года и превратились в символ изоляционизма и неприязни к иммигрантам, нам нужно только обратиться к истории древности, чтобы понять, что красный колпак был когда-то символом свободы и гражданской ответственности. В контексте культа Митры колпак также свидетельствовал о признании и принятии обычаев, привычек и религии людей из далеких земель, а не о строительстве стен, издании исполнительных приказов и распространении ненавистной риторики, настраивающей людей против них.
Источник: Before MAGA: Mithras, Phrygian Caps, and the Politics of Headwear / Hyperallergic
Обложка: Wikimedia Commomns
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
РИМСКИЕ ПАПЫ
Мнение, что основателем Римской кафедры, занимавшим ее с 42 по 67 год, был апостол Петр, на котором уже с конца II века Римские предстоятели основывает свои притязания на исключительно высокое положение во вселенской Церкви, ошибочно. Подробнее см. ст. «Римская Церковь».
Первый известный случай когда епископ Римский назвал себя «папой» относится к 384 году.
Римские епископы в период становления Церкви
- Ап. Лин (до 76/78)
- Сщмч. Клет (Анаклет I) (76/78 — 88/90)
- Сщмч. Климент I (88/90 — 97/99)
- Сщмч. Еварист (96/99 — 105/108)
- Сщмч. Александр I (105/108 — 115/116)
- Сикст I (115/116 — 125)
- Свт. Телесфор (125 — 136)
- Сщмч. Игиин Философ (136 — 140)
- Свт. Пий I (140 — 154/155)
- Сщмч. Аникита (155 — 165/166)
- Сотирий (165/166 — 174/175)
- Сщмч. Елевферий I (174/175 — 189)
- Виктор I (189 — 199)
- Свт. Зефирин (199 — 217)
- Наталис (антипапа) (199 — ?)
- Сщмч. Ипполит Римский (антипапа) (217 — 235) сослан на Сардинию, умер, примирившись с Церковью
- Новатиан (антипапа) (251 — 268)
Признание и начало становления Папства
- Свт. Сильвестр I (31 января 314 — 31 декабря 335)
- Свт. Марк (18 января — 7 октября 336)
- Свт. Иулий, исповедник (6 февраля 337 — 12 апреля 352)
- Свт. Ливерий (17 мая 352 — 24 сентября 366)
- Феликс II (антипапа) (355 — 358; 365.XI.22) — этот Феликс смешан с римским мучеником, носившим такое же имя, и упомянут как папа в Liber pontificalis.
- Урсин (антипапа) (366 — 367)
- Евлалий (антипапа) (29 декабря 418 — 419)
- Лаврентий (антипапа) (498, 501-505)
- Диоскур (антипапа) (22 сентября — 14 октября 530) — возможно, законный папа; умер спустя 22 дня после избрания.
- Феодор (антипапа) (687)
- Пасхалий (антипапа) (687-692)
Папы раннего Средневековья
- Свт. Григорий II, Исповедник (19 мая 715 — 11 февраля 731)
- Свт. Григорий III (18 марта 731 — 10 декабря 741)
- Свт. Захария (10 декабря 741 — 22 марта 752)
- Стефан II (23 марта — 25 марта 752) [1]
- Константин II (антипапа) (28 апреля 767 — 769)
- Филипп (антипапа) (768) [2]
- Иоанн (антипапа) (844)
- Анастасий (антипапа) (август 855 — сентябрь 855)
- Христофор (антипапа) (сентябрь 903 — январь 904)
- Вонифатий VII (антипапа) (в первый раз) (974.VI — 974.VIII)
- Вонифатий VII (антипапа) (во второй раз) (984.VIII — 985.VII)
- Иоанн XVI (Джованни Филагато) (антипапа) (997.IV — 998.II)
- Григорий VI (антипапа) (1012)
Процесс размежевания Восточной и Западной Церквей и уклонения последней от Православного учения продолжался в течении столетий. Так, уже Константинопольский Собор 867 года объявил добавление филиокве в Никео-Цареградский Символ — ересью. При этом традиционно отпадение Римской Церкви от полноты Православия датируется 1054 годом. С этого времени можно говорить о папах Римских как о предстоятелях Римо-католической Церкви. См. подробнее ст. Римская Церковь.
- Виктор II (Гебгард, граф Долленштейн-Гиршберг) 16 апреля 1055 — 28 июля 1057
- Стефан IX (X) (Фридрих, герцог Лотарингский) 2 августа 1057 — 29 марта 1058
- Бенедикт Х (Джованни, граф Тускулумский) (антипапа) (1058.IV.5 — 1058.XI.24)
Возвышение Папства
- Николай II (Жерар де Шеврон) 6 декабря 1058 — 27 июля 1061
- Александр II (Ансельмо да Баджо) 1 октября 1061 — 21 апреля 1073
- Гонорий II (Пьетро Кадало) (антипапа) (1061.Х.28 — 1072)
- Климент III (Виберто ди Парма) (антипапа) (1080.VI.25, 1084.III.24 — 1100.IХ.8)
- Теодор (Джибер) (антипапа) (1100-1102)
- Альберт (антипапа) (1102)
- Сильвестр IV (Маджинульфо) (антипапа) (1105.XI.18 — 1111)
- Григорий VIII (Морис Бурден де Брага) (антипапа) (1118.III.8 — 1121)
- Целестин II (Тибальдо Буккапек) (антипапа) (1124.ХII)
- Анаклет II (Пьетро Петри Леонис) (антипапа) (1130.II.24 — 1138.I.25)
- Виктор IV (Григорий) (антипапа) (1138.III — 1138.V.29)
- Виктор IV (Оттавиано де Монтичелло) (антипапа) (1159.IX.7 — 1164.IV.20) — собственно — Виктор V, но, возможно, средневековые хронисты не учитывали первого Виктора IV (кардинала Григория Конти), антипапу в 1138, поскольку тот через два месяца покорился законному папе Иннокентию II.
- Пасхалий III (Гвидо да Крема) (антипапа) (1164.IV.22 — 1168. IX.20)
- Калликст III (Джованни де Струми) (антипапа) (1168. IX — 1178.VIII.29)
- Иннокентий III (Ландо) (антипапа) (1179.IX.29 — 1180)
Папство на вершине власти
- Иннокентий III (Лотарио, граф Сеньи) 8 января 1198 — 16 июля 1216
- Гонорий III (Ченчио Савелли) 18 июля 1216 — 18 марта 1227
- Григорий IX (Уголино, граф Сеньи) 19 марта 1227 — 22 августа 1241
- Целестин IV (Джоффредо Кастильоне) 25 октября — 10 ноября 1241
- Иннокентий IV (Синибальдо Фиески) 25 июня 1243 — 7 декабря 1254
- Александр IV (Ринальдо, граф Сеньи) 12 декабря 1254 — 25 мая 1261
- Урбан IV (Жак Панталеон) 29 августа 1261 — 2 октября 1264
- Климент IV (Ги Фулькуа Ле Гро) 5 февраля 1265 — 29 ноября 1268
- Григорий Х (Тебальдо Висконти) 1 сентября 1271 — 10 января 1276
- Иннокентий V (Пьетро ди Тарантасиа) 21 января — 22 июня 1276
- Адриан V (Оттобоно Фиески) 11 июля — 18 августа 1276
- Иоанн XXI (Пьетро Юлиани) 8 сентября 1276 — 20 мая 1277 — ни один из пап не носил имени Иоанна XX; Петр Испанский, 1276, должен был бы называться Иоанном XIX, однако взял себе имя Иоанна XXI. См. примечание к Иоанн XIV.
- Николай III (Джованни Гаэтано Орсини) 25 ноября 1277 — 22 августа 1280
- Мартин IV (Симон де Брион) 22 января 1281 — 28 марта 1285 — Симон де Брион, избранный в 1281, носил имя Мартина IV; Марин I и Марин II считались соответственно Мартином II и Мартином III.
- Гонорий IV (Джакомо Савелли) 2 апреля 1285 — 3 апреля 1287
- Николай IV (Джироламо Маши) 22 февраля 1288 — 4 апреля 1292
- Святой Целестин V (Пьетро дель Мурроне) 5 июля — 13 декабря 1294, последний Папа Римский который отрекся от престола. Умер 19 мая 1296 года.
- Бонифаций VIII (Бенедетто Каэтани) 24 декабря 1294 — 11 октября 1303
- Бенедикт XI (Никколо Боккасини) 22 октября 1303 — 7 июля 1304
От Авиньонского пленения пап до Констанцского собора
- Климент V (Бертран де Го) 5 июня 1305 — 20 апреля 1314
- Иоанн XXII (Жак Дюэз) 7 августа 1316 — 4 декабря 1334
- Николай V (Пьетро Райналлуччи) (антипапа) (1328.V.12 — 1330.VIII.25)
- Климент VII (Роберт, граф Женевский) (антипапа) (1378.IX.20 — 1394.IX.16)
- Бенедикт XIII (Педро де Луна) (антипапа) (1394.IX.28 — 1417.VII.26) — Констанцский собор низложил его 26 июля 1417, а Пизанский собор — 5 июня 1409. Его преемниками в «авиньонском» пленении были Климент VIII (10 июня 1423-26 июля 1429; умер 28 декабря 1447) и Бенедикт XIV (12 ноября 1425-1430).
- Александр V (Петр Филарго) (антипапа) (1409.VI.26 — 1410.V.3)
- Иоанн XXIII (Балтазар Косса) (антипапа) (1410.V.17 — 1415.V.29) — дата его низложения Констанцским собором; умер 22 ноября 1419.
Папы эпохи Ренессанса
- Мартин V (Оддо Колонна) 11 ноября 1417 — 20 февраля 1431
- Климент VIII (Гил Санчес Муньос) (антипапа) (1423.VI.10 — 1429.VII.26)
- Бенедикт XIV (Бернард Ганьер) (антипапа) (1425-1430 [?])
- Бенедикт XV (Жан Карьер) (антипапа) (1433-1438 [?])
- Феликс V (Амадей, герцог Савойский) (антипапа) (1439.XI.5 — 1449.IV.25)
Папы Реформации и Контрреформации
- Юлий III (Джованни Мария Чокки дель Монте) 7 февраля 1550 — 23 марта 1555
- Марцелл II (Марчелло Червини) 9 апреля — 30 апреля 1555
- Павел IV (Джанпьетро Караффа) 23 мая 1555 — 18 августа 1559
- Пий IV (Джованни Анджело Медичи) 25 декабря 1559 — 9 декабря 1565
- Святой Пий V (Антонио Микеле Гислиери) 7 января 1566 — 1 мая 1572
- Григорий XIII (Уго Бонкомпаньи) 13 мая 1572 — 10 апреля 1585
- Сикст V (Феличе Перетти) 24 апреля 1585 — 27 августа 1590
- Урбан VII (Джамбаттиста Кастанья) 15 сентября — 27 сентября 1590
- Григорий XIV (Никколо Сфондрати) 5 декабря 1590 — 16 октября 1591
- Иннокентий IX (Джованни Антонио Факкинетти) 29 октября — 30 декабря 1591
- Климент VIII (Ипполито Альдобрандини) 30 января 1592 — 5 марта 1605
- Лев XI (Алессандро Медичи) 1 апреля — 27 апреля 1605
- Павел V (Камилло Боргезе) 16 мая 1605 — 28 января 1621
- Григорий XV (Алессандро Людовизи) 9 февраля 1621 — 8 июля 1623
- Урбан VIII (Маффео Барберини) 6 августа 1623 — 29 июля 1644
Упадок Папства. Эпоха Просвещения и буржуазных революций
- Иннокентий Х (Джамбаттиста Памфили) 15 сентября 1644 — 7 января 1655
- Александр VII (Фабио Киджи) 7 апреля 1655 — 22 мая 1667
- Климент IX (Джулио Роспильози) 20 июня 1667 — 9 декабря 1669
- Климент X (Эмилио Альтьери) 29 апреля 1670 — 22 июля 1676
- Иннокентий XI (Бенедетто Одескальки) 21 сентября 1676 — 12 августа 1689
- Александр VIII (Пьетро Оттобони) 6 октября 1689 — 1 февраля 1691
- Иннокентий XII (Антонио Пиньятелли) 12 июля 1691 — 27 сентября 1700
- Климент XI (Джованни Франческо Альбани) 23 ноября 1700 — 19 марта 1721
- Иннокентий XIII (Микеланджело деи Конти) 8 мая 1721 — 7 марта 1724
- Бенедикт XIII (Пьетро Франческо, герцог Орсини) 29 мая 1724 — 21 февраля 1730
- Климент XII (Лоренцо Корсини) 12 июля 1730 — 6 февраля 1740
- Бенедикт XIV (Просперо Ламбертини) 17 августа 1740 — 3 мая 1758
- Климент XIII (Карло Реццонико) 6 июля 1758 — 2 февраля 1769
- Климент XIV (Джованни Винченцо Лоренцо Ганганелли) 19 мая 1769 — 22 ноября 1774
- Пий VI (Джованни Анджело, граф Браски) 15 февраля 1775 — 29 августа 1799
- Пий VII (Барнаба Луиджи, граф Кьярамонти) 14 марта 1800 — 20 августа 1823
- Лев XII (Аннибале, граф делла Дженга) 28 сентября 1823 — 10 февраля 1829
- Пий VIII (Франческо Саверио Кастильони) 31 марта 1829 — 30 ноября 1830
- Григорий XVI (Бартоломео Альберто Мауро Каппеллари) 2 февраля 1831 — 1 июня 1846
- Пий IX (Джованни Мария, граф Мастаи-Ферретти) 16 июня 1846 — 7 февраля 1878
Папство в Новейшее время
- Лев XIII (граф Джоакино Печчи) (20 февраля 1878 — 20 июля 1903)
- Пий X (Джузеппе Сарто) (4 августа 1903 — 20 августа 1914)
- Бенедикт XV (маркиз Джакомо делла Кьеза) (3 сентября 1914 — 22 января 1922)
- Пий XI (Акилле Ратти) (6 февраля 1922 — 10 февраля 1939)
- Пий XII (Эудженио Пачелли) (2 марта 1939 — 9 октября 1958)
- Иоанн XXIII (XXIV) (Анджело Джузеппе Ронкалли) (28 октября 1958 — 3 июня 1963) — двадцать первый легитимный папа с именем Иоанн; относительно нумерации см. примечания выше (Иоанн XIV и Иоанн XXI).
- Павел VI (Джованни Баттиста Монтини) (21 июня 1963 — 6 августа 1978)
- Иоанн Павел I (Альбино Лучани) (26 августа 1978 — 29 сентября 1978)
- Иоанн Павел II (Кароль Войтыла) (16 октября 1978 — 2 апреля 2005)
- Бенедикт XVI (Йозеф Ратцингер) (19 апреля 2005 — 28 февраля 2013)
- Франциск (Хорхе Марио Бергольо) (с 13 марта 2013)
См. также
- Папство
[1] умер спустя 3 дня после избрания, поэтому не входит в официальный список Римских пап. Все папы с именем Стефан после него имеют двойную нумерацию.
Поле Чудес ответы 5 ноября 2021
Ответы Поле Чудес за 5 ноября 2021 года (5.11.21). Добрый вечер, дорогие читатели сайта Спринт-Ответ. Сегодня у нас на календарях пятница, а значит в эфире Первого канала можно смотреть капитал-шоу «Поле Чудес» от 5 ноября 2021 года.
Перед началом игры с интересным музыкальным номером выступила Группа «ПЯТЕРО». Сегодняшний выпуск телеигры Поле чудес посвящен русскому языку, русскому говору. Слова может быть и забытые, но уж очень хорошие.
Как обычно, ведущий передачи Поле чудес берет темы о нашем прошлом, о Руси-матушке, о традициях русского народа. Игроки приносят Леониду Якубовичу гостинцы и подарки, часто сделанные своими руками. И конечно же, выступают с творческими музыкальными номерами. Сегодня тема игры – Русский язык.
Как в старину в Пермской губернии называли сухощавую, худую женщину?
Ответы в Поле чудес 5.11.2021. Вот задание на первый тур. Как в старину в Пермской губернии называли сухощавую, худую женщину? (Слово из 10 букв)
Первой в слове была отгадана буква «А», затем отгадали букву «К». После чего с музыкальным номером выступил ансамбль «Сувенир». Вскоре была отгадана буква «Н» и «О». Слово оказалось очень интересное. Суходранка. О сухощавой, худой женщине. Скажу на тебя суходранка – обижу, ить. Суксун. Перм., 1987.
Как в Забайкалье называли остаток недопитого чая в стакане?
Ответы в Поле чудес 5.11.2021. Вот задание на второй тур. В словаре В.И. Даля это слово означает выброшенную негодную вещь. В Забайкалье так же называли остаток недопитого чая в стакане. Как звучит это слово? (Слово из 8 букв)
Первую букву в этом слове долго не могли отгадать. Во втором туре выпал и сектор «Ключ», но открыть дверь автомобиля не удалось. Наконец были разгаданы 2 буквы, а третья была открыта посредством сектора «Плюс». Затем выпал сектор «Приз», но игрок отказался от приза. В конце концов слово было разгадано, его действительно было легче разгадать, отталкиваясь от определения в словаре В.И. Даля.
Как раньше в Смоленской губернии обычно называли грязнулю?
Ответы в Поле чудес 5.11.2021. Вот задание на второй тур. Вот задание на третий тур. Как раньше в Смоленской губернии обычно называли грязнулю? (Слово из 9 букв)
Слово третьего тура разгадывалось относительно долго. Встретить такую личность на улицах было довольно неприятно. Как же называли грязнулю в Смоленской губернии? Оказывается, грязнулю называли протухликом.
Как в старину называли человека, поступавшего необдуманно и безрассудно?
Ответы в Поле чудес 5.11.2021. Вот задание на финальный тур. Как в старину в некоторых российских областях называли человека, поступавшего необдуманно и безрассудно? (Слово из 8 букв)
Авосьник. Человек, делающий все «на авось», халтурщик; ненадежный человек.
Победительница решила не участвовать в Суперигре, сообщает сайт Спринт-Ответ, так как осталась довольна полученными призами.