10 вещей, которые надо сделать в Сан-Франциско
10 вещей, которые надо сделать в Сан-Франциско
Сан-Франциско – это холмы, трамваи и дух хиппи. Этот город не очень похож на типичный американский: он куда более спокойный, расслабленный и артистичный. Здесь даже хостел размещается в особняке ар-нуво с круглыми окнами и лепниной на потолке. В Сан-Франциско есть все, что должно быть в идеальном городе: квартал небоскребов, зеркал и четких линий, набережная, где кипит жизнь, маленькие кофейни и большие парки, виллы в стиле ар-деко и викторианские дома. Редакторка 34travel Маша Гулина побывала в городе и рассказывает про 10 вещей, которые обязательно нужно сделать, чтобы ощутить дух этого места, если тебе выпало счастье оказаться здесь.
Не будем оригинальничать и поставим туристическую классику в самое начало: конечно, Золотые Ворота – главный символ Сан-Франциско. И это не повод воротить нос от исхоженных туристами дорог – мост действительно очень красивый. Говорили, что его невозможно построить, но, тем не менее, в 1937 году мост появился – после четырех лет борьбы строителей с ветрами, туманами и течениями. В тот момент он был выше, чем какое-либо из зданий тогдашнего Сан-Франциско. С тех пор каждый год на покраску моста уходит до 30000 литров красной краски. А еще за время существования моста на нем родилось трое младенцев.
У подножия моста есть инфо-центр, кафе и магазин сувениров. Наш выбор – книги об архитектуре, реплика настоящей заклепки из моста, довольно увесистая, и стеклянный шар, в котором мост вместо белых «снежинок» погружается в серебристый «туман» – намек на знаменитые туманы Сан-Франциско, когда видна лишь верхушка моста.
Мост можно пройти пешком или проехать на велике (а вот на роликах или скейтборде нельзя). Для пешеходов мост открыт летом с 5.00 до 21.00, зимой до 18.30. На другой стороне залива тебя ждет огромный природный парк, остатки старых фортовых укреплений и пляжи – занятий хватит на целый день. А в качестве подготовки можешь пока пройтись по мосту виртуально и изучить лучшие точки для захватывающих фото.
Обрати внимание, что парковка возле моста очень небольшая, поэтому лучше приезжать местным автобусом.
Провести день в парке
Возле побережья Тихого океана прогуляйся по одному из самых больших городских парков в мире Golden Gate Park, на тысяче акров которого уживаются 7000 видов растений, несколько очень крутых музеев и десятки хиппи.
Любителям искусства понравится de Young Museum: здесь собрано американское искусство XVII-XXI века и коллекция искусства Африки, Азии и Океании, проходят фотовыставки, есть обзорная площадка с видом на город и океан. А если тебя больше интересует, как все устроено – добро пожаловать в California Academy of Sciences: под одной крышей здесь аквариум, планетарий и музей естественной истории. Все, как и положено, с интерактивом и даже ночными турами. Для медитативных прогулок в парке есть цветочные сады: в Conservatory of Flowers налюбуешься на тропические цветы, а если их будет мало – загляни в ботанический сад San Francisco Botanical Garden.
Всегда хотелось побывать в Нидерландах? Есть здесь местечко и для тебя: ветряные мельницы с тюльпанами вокруг, Dutch and Murphy Windmills.
Мельницы построены в 1902 году и находятся в северо-западном и юго-западном углах парка. Лучшее время, чтобы посмотреть на них – когда цветут тюльпаны, февраль и март. А если ты окажешься здесь в августе, дойди до долины Speedway (Hellman Hollow) и Lindley Meadows – тут проходит один из самых больших местных музыкальных фестивалей Outside Lands, а в первый уикенд октября в парке гремит бесплатный Hardly Strictly Bluegrass.
Обойти весь парк пешком за день практически нереально, поэтому советуем взять напрокат велик, скейт или отправиться в тур на сегвэе.Чтобы не заблудиться, скачай заранее карту парка.
Съесть рыбный сэндвич на набережной
Embarcadero, улица, идущая вдоль портовой набережной – одна из самых приятных и расслабленных в городе. Чем ближе к мосту San Francisko-Oakland Bay Bridge,тем меньше там туристов и тем больше обычной городской жизни: местные ходят на пробежки, гуляют с собаками или просто зависают на одном из причалов. Чем ближе к Рыбацкой пристани ( Fisherman’s warf , между Van Naess Avenue и Kearny street) , тем больше появляется туристов, шума, уличной еды и непритязательных уличных развлечений. Еда здесь недешевая ($ 15 за сэндвич), но стоит того: бери сэндвич с рыбой или крабом Dungeness crab, а если зайдешь в один из местных ресторанчиков – клэм-чаудер, суп из моллюсков. Самый знаменитый причал Рыбацкой пристани – Пирс 39: самая большая концентрация рыбных ресторанов и сувенирных магазинов именно здесь (прикупи себе смешные носки, сладости и елочные игрушки в виде трамваев Сан-Франциско). Здесь можешь погрузиться в морскую жизнь в Аквариуме (Aquarium of the Bay) – он стоит прямо у входа на пирс, а внутри – рыбы, медузы, скаты, морские звезды и акулы. А еще от причалов Рыбацкой пристани отправляются паромы на остров Алькатрас со всемирно известной тюрьмой. Проверить расписание туров можешь здесь.
Кстати, в 2017 году Пирс 39 празднует 39 день рождения – и в течение 39 недель тут будут проходить представления, вечеринки, муви-найты и дегустации. Прочекай программу!
Посмотреть на морских львов
Самое милое развлечение Пирса 39 нужно выделить в отдельный пункт – это лежбище морских львов. Морские львы всегда обитали в гавани, но в 1989 году им особенно приглянулись деревянные доки именно этого пирса. Морских львов становилось все больше, а вместе с ними и туристов – в итоге Центр морских млекопитающих порекомендовал оставить животных в покое, а яхты из этой части причала убрать. С тех пор морские львы обжились тут еще больше и официально стали самыми знаменитыми морскими львами в мире: они устраивают лежбища, смешно толкаются, сбрасывают друг друга в воду, громко общаются. Наблюдать за зрителями – не меньшее удовольствие: родители превращаются в детей, подростки комментируют поведение львов, как героев любимых сериалов – и все одновременно взрываются смехом в момент очередной разборки. Кажется, именно так в идеале и должно выглядеть взаимодействие человека с дикой природой. Если вдруг после общения со львами ты захочешь освежить знания биологии, поднимайся на второй уровень пирса – там работает научный центр Sea Lion Cener. Ну а для тех, кто пока слишком далеко от Сан-Франциско – веб-камера и инстаграм.
Увидеть Тихий океан
Дойти до Тихого океана – это значит, дойти до края карты. Дальше на многие километры – только вода, через которую шли корабли капитанов из любимых книжек детства. Побережье Тихого океана – это взрыв биоразнообразия: здесь среди сосен летают колибри. Океан завораживает: выдели себе несколько часов, чтобы просто спокойно сидеть на пляже и смотреть на набегающие волны. А если ты любишь серфинг – тебе здесь тоже будет, чем заняться, но не забывай, что побережье считается довольно опасным из-за частых туманов и сильных подводных течений. Обрати внимание на длинный Ocean Beach (серфинг, волейбол, кафе) выходящий непосредственно на Тихий океан, Baker Beach c отличным видом на Золотые ворота и небольшой China beach, на котором даже можно купаться – он расположен в маленькой бухте.
Пройти по самой извилистой улице в мире
Сан-Франциско – город холмов, и когда его проектировали заново после огромного землетрясения и пожара 1906 года, новые улицы проводили без учета рельефа. Это значит, что они не обходят холмы, а упрямо на них громоздятся – и тебе тоже придется. Приготовься подкачать мышцы, а также объяснять друзьям, что на фотографиях завален не горизонт, а сам город.
Самая известная из таких «холмистых» улиц – Lombard Street с восемью крутыми поворотами, которые были спроектированы, чтобы максимально уменьшить скорость движения автомобилей по крутому склону. С верхней части улицы – отличный вид на залив и мост, а с нижней – на саму улицу. Если уж ты вскарабкаешься на эту улочку – прогуляйся по округе (Russian Hill) с красивыми особняками в стиле ар-нуво.
Пообедать в Джапантауне
В Сан-Франциско, как и в любом портовом городе, множество диаспор. Здесь есть не только Чайнатаун (один из самых старых и больших в США), но и Джапантаун (между улицами Geary Boulevard, Fillmore, Laguna street, Sutter street) – квартал выходцев из Японии. Магазины, супермаркеты и рестораны с японской едой – еще один способ сделать вид, как будто побывал или побывала в новой стране. За едой заходи в Nijiya Market (1737 Post St.) , а за покупками – в Japan Center Mall (между Fillmore St. и Laguna St) . Не забудь проверить расписание местных событий – можешь попасть на какой-нибудь красочный фестиваль!
А если хочется более привычной еды – исследуй райончик North Beach, итальянский квартал (между Washington Square, Columbus avenue и Grant avenue) с небольшими семейными ресторанами и непафосными барами с живой музыкой.
Прокатиться в старом канатном трамвае
Канатные трамваи появились в Сан-Франциско в конце XIX столетия – это гибрид трамвая, фуникулера и канатной дороги: вагон движется за счет металлического троса, который перемещается вдоль трассы, а двигатель находится в депо. У трамваев три линии: California street line (идет от Van Ness Ave почти до Эмбаркадеро), Powell-Hyde line и Powell-Mason line – обе начинаются на Powell street, а дальше идут параллельно друг другу до Рыбацкой гавани. Сейчас трамваями пользуются в основном только туристы. Лайфхак: если не хочешь стоять в очереди в маленький вагончик, не садись на Powell station – там всегда больше всего народу. Второй лайфхак – лучшие места не на скамеечках в центре, а на подножках трамвая. Несмотря на то, что это, наверно, самое туристическое развлечение города, оно стоит того: прокатиться по холмам, стоя на подножке трамвая, держась одной рукой за поручень и глазея по сторонам – бесценно.
Билет на канатный трамвай стоит $ 7, но если у тебя проездной на общественный транспорт MUNI, можешь смело кататься с ним сколько влезет.
Если одной поездки тебе было мало, можешь зайти в музей канатных трамваев (1201 Mason St) посмотреть на огромные двигатели, колеса и старые вагоны 1870 года.
Ощутить дух хиппи
В 1967 году в Сан-Франциско случился фестиваль «Лето любви» – сто тысяч хиппи собрались в районе Haight-Ashbury (пересечение одноименных улиц) , чтобы жить по своим законам и праздновать жизнь и любовь. Всемирной революции из этого не получилось, но район сохранил дух свободы и творчества: магазины винтажной одежды и виниловых пластинок, уличные ярмарки, стрит-арт и викторианские дома, одни из немногих не разрушенных землетрясением 1906 года.
Найти свой любимый музей
Помимо музеев в парке Золотые ворота, в Сан-Франциско есть еще несколько отличных мест, где можно зависнуть на целый день в случае дождливой и туманной погоды.
Музей современного искусства Сан-Франциско SFMOMA (151 Third Street) – это семь этажей современного и модернистского искусства. Сможешь вживую оценить, так ли круты Ротко и Поллок, посмотреть на картины Пикассо и Фриды Кало. Целый этаж посвящен только фотографии (сейчас там большая выставка Дианы Арбус). До верхних этажей доползают немногие, а зря: тут отличные инсталляции. Музей работает до 17.00 (по четвергам – до 21.00), билеты ($ 19-33) имеет смысл купить онлайн, чтобы не стоять в очереди.
Если тебе больше нравится экзотика – загляни в Музей азиатского искусства (200 Larkin Street) с одной из самых больших коллекций в мире. 6000 лет истории и искусства от Турции до Индии, от Китая до Филиппин за $ 15.
Exploratorium (Pier 15, Embarcadero) – еще одно местечко для тех, кого наука завораживает больше, чем цветная краска на холсте. Интерактив, эксперименты и 600 экспонатов, которые можно и нужно трогать – этот музей объяснит тебе, как все устроено. Билет $ 17-30.
Текст и фото – Маша Гулина, фото на главной – Adrian Sky
Facts and History of Golden Gate Bridge
Golden Gate Bridge is a suspension bridge across the place the where San Francisco Bay opens into the Pacific Ocean, so-called Golden Gate (hence the name). It connects San Francisco with Marin County and it is 2737 meters long and 227 meters high. Some 45 million of vehicles cross Golden Gate Bridge in a year. Golden Gate Bridge is one of the landmarks of San Francisco and, until 1964, it was a bridge with longest suspension bridge main span in the world.
Before Golden Gate Bridge was built, the shortest route between San Francisco and the Marin County was by ship. First ferry service was established in 1820. In time automobile ferries, which were once used only by costumers of the railroad, became very profitable and San Francisco became largest city in United States largely supplied by ferries. Because the ferries didn’t provide constant connection with the nearby regions, the city’s growth began to drop.
Then appeared the idea of the bridge that would span the Golden Gate and give San Francisco much-needed link. In 1916, James Wilkins wrote an article in San Francisco Bulletin that estimated cost of building a bridge across Golden Gate is $100 million and asked a question whether it could be done for less. One Joseph Strauss responded with the idea that cantilever bridge could be made for $17 million. Local authorities agreed to expand on the idea but only if design is changed to suspension bridge and if Strauss cooperates with other designers and engineers because of his low experience with jobs of such type and magnitude. Designer Leon Moisseiff and Senior engineer Charles Alton Ellis were joined to the project on the general engineering while Irving Morrow designed look of towers, lightning and Art Deco details of the bridge. Construction of the bridge started in 1933 and ended in 1937. It is not known how many workers worked on the bridge but it was built by some 10 prime contractors, it cost some $35 million, it was finished before the schedule and $1.3 million under budget. Deck has a weight of 1500.000 tonnes and cables that hold it are 90cm thick and made from 130.000 kilometers of wire.
When it was opened on May 27, 1937, opening celebrations lasted a week. The day before bridge was opened for vehicles some 200.000 pedestrian crossed it by foot. For a 50th anniversary, bridge was close again and pedestrians were allowed on it. But this time some 1.000.000 people gathered and caused the middle of the bridge to flatten out. Because of that pedestrian walk was not allowed for a 75th anniversary.
Golden Gate Bridge is considered one of the most beautiful bridges in the world and is a true feat of engineering of its time. It was built on a fault line that presents constant danger of earthquakes. Strong winds from Pacific can sway the bridge but it is built so it can swing sideways 8 meters and withstand blows of wind that are up to 160 km/h.
How San Francisco’s Golden Gate Bridge Was Built, and Why It’s Not Actually Red
When it came to laying out the design for my second tattoo, I knew two things: 1) I wanted a simple line drawing that ran from my right elbow to my wrist, and 2) I needed to have the Golden Gate Bridge integrated in some way. As San Francisco has drastically transformed over the last few decades, I’ve taken (arguably too much) pride in being one of the few true natives, born and raised in an area of the city adjacent to the bridge’s Presidio entrance. And while I’m comfortable letting the visual representation of the iconic landmark on my arm speak for itself, digging into the history and significance of the bridge offers some pretty cool insight into my hometown’s unique charm.
The Original Idea
It all started in 1916. Or actually, it started around four decades earlier, in 1872, when railroad entrepreneur Charles Crocker called for a bridge to span the Golden Gate Strait, the 3-mile (5-kilometer) long stretch of water that connects the San Francisco Bay to the Pacific Ocean. But it wasn’t until the early 20th century that the project gained traction as the area’s population grew and traffic congestion at the ferry docks was becoming a serious issue. James H. Wilkins, a structural engineer and newspaper editor for the San Francisco Call Bulletin, connected with San Francisco City engineer Michael M. O’Shaughnessy and started talking about what it would really take to make a bridge connecting the city to the Marin Headlands a reality.
Three years later, San Francisco officials formally requested that O’Shaughnessy explore the possibility of building a strait-spanning bridge and the engineer began consulting with colleagues around the country. Sure, the idea of connecting San Francisco to the North Bay was nice, but was it financially feasible? Most industry insiders speculated that such an undertaking would cost over $100 million and that — perhaps more importantly — it just couldn’t be built. Joseph Baermann Strauss, however, begged to differ.
Strauss, a Chicago-based engineer, presented a plan that not only made a bridge seem possible, but downright affordable: Strauss’s plan estimated that the construction could be done for $25 to $30 million. Strauss submitted his preliminary sketches to O’Shaughnessy and Edward Rainey, secretary to James Rolph, the mayor of San Francisco, on June 28, 1921. While his original design (a $17 million symmetrical cantilever-suspension hybrid span) needed some tweaking and didn’t pan out, O’Shaughnessy made the design public in December 1922, and although the press described it as "ugly," there was surprisingly little public opposition to the ambitious endeavor.
The Construction Process
While citizens seemed relatively open to approving the massive undertaking, there were more than a few snags along the way to construction. First, O’Shaughnessy and Strauss had to assemble a special district of the state of California to oversee the financing, design and construction of the bridge as a way to give all counties a voice in the process. But ultimately, the fate of the bridge was in the hands of the War Department, which legally ruled all harbor construction potentially affecting shipping traffic or military logistics. When the War Department held a hearing May 16, 1924, to discuss the bridge’s potential impact on navigation and financial burden, things got thorny. Plenty of people voiced their opposition, especially the local ferry companies who started a serious anti-bridge campaign in an effort to halt construction. And they succeeded — for eight years.
But after nearly a decade of jurisdiction and uncertainty, Strauss and O’Shaughnessy were able to create the Golden Gate Bridge and Highway District (composed of the area’s six member counties), incorporated by the California state legislature in 1928 as the sole entity responsible for the final design, construction and financing of the future bridge.
Secretary of War Patrick Hurley issued the construction permit Aug. 11, 1930 and the building process officially kicked off nearly three years later on Jan. 5, 1933. By this time, the vast majority of residents were stoked, and a groundbreaking ceremony at nearby Crissy Field helped hype the locals for what was to be a somewhat lengthy, but easier-than-expected process.
"An interesting fact about the Golden Gate Bridge is that it was completed ahead of schedule and under budget — a rarity in today’s construction world," Paolo Cosulich-Schwartz, public affairs manager for the Golden Gate Bridge, Highway & Transportation District, writes via email. "The bridge was completed in May 1937 under budget and six months ahead of schedule. It cost about $39 million to build, which equals about $500 million in today’s dollars."
Not only did the bridge make a name for itself as a relatively quick and painless project (as far as massive constructions go), it also made a mark on history with its construction procedures and safety measures.
"The Golden Gate Bridge was a pioneering project for protecting workers by requiring bridge builders to wear hard hats and installing the first safety net for bridge workers," Cosulich-Schwartz says. "I’m proud that the legacy of safety lives on at the Golden Gate Bridge today." Although 11 men died during construction (not unheard of in that risky era of building), a safety net suspended under the "floor" of the bridge during construction saved the lives of 19 men who became known as the "Halfway-to-Hell Club."
The Iconic Design
There’s a reason I wanted the bridge represented in my inked hometown tribute — aside from its significance as an instantly recognizable San Francisco staple, it’s just so darn pretty. And that appealing design took a ton of thoughtful planning and dedication.
Remember Strauss’ original plans for a symmetrical cantilever-suspension hybrid bridge? While his staff, led by Charles A. Ellis, found the idea to be practical from an engineering standpoint, some experts started to raise questions. Ellis brought on Professor George F. Swain of Harvard University and Leon Moisseiff who designed New York’s Manhattan Bridge to serve on a Board of Consultants for the project — and Moisseiff wasn’t sold on the design. On Aug. 15, 1929, the Board appointed Moisseiff, as well as engineers O.H. Ammann, and UC Berkeley engineering professor Charles Derleth Jr., to serve as the Advisory Board of Engineers, alongside Strauss.
At some point in their discussions (the exact date is unknown), the board decided to shift from Strauss’s original proposal to a suspension bridge design. The Golden Gate Bridge, Report of the Chief Engineer, written by Strauss in September 1937, doesn’t give details on the transition from his originally proposed design to the Moisseiff-inspired suspension span, but simply states, ". In the interval which had elapsed any advantages possessed by the cantilever-suspension type bridge had practically disappeared and on recommendation of the Chief Engineer, the cantilever-suspension type was abandoned in favor of the simple suspension type." There was another mysterious drama during the design process as well: While Ellis was responsible for directing the thousands of calculations required, Strauss unceremoniously fired him in 1931 and handed his job over to his assistant. To this day, Ellis is rarely mentioned in discussions of the bridge.
But back to that design. Perhaps the most recognizable feature of the bridge is its eye-popping hue — just please don’t call it "red." "International Orange is the signature color of the Golden Gate Bridge," Cosulich-Schwartz says. "The color was chosen as the primary color of the bridge by consulting architect Irving Morrow, who noticed the red lead primer of the steel arriving from mills on the east coast. He thought the red primer would serve the dual purpose of making the bridge stand out for ships and planes in the dense fog while blending in with the natural beauty of the area surrounding the bridge. After much study and debate, the color we so closely identify with the Golden Gate Bridge today was selected for the project, and we can thank Irving Morrow for the Golden Gate Bridge’s distinctive hue."
Today, the Golden Gate Bridge is a critical transportation link between San Francisco and Marin County and the 1.7 mile-long (2.7 kilometer) main span carries about 112,000 vehicles every day. Not only can the number of roadway lanes dedicated to the southbound or northbound be modified throughout the day to accommodate shifting traffic patterns, but visitors are welcome to walk and bike the length of the landmark. Or, if you’re a proud native, get its glory permanently etched onto your skin.
Over 2 billion vehicles have crossed the Golden Gate Bridge (going both north and south) since its opening to traffic May 28, 1937.
Мост Голден Гейт — США , Сан-Франциско
Когда 27 мая 1937 года открылось движение транспорта по мосту Голден-Гейт (Golden Gate Bridge) через пролив Золотые Ворота и тем самым была проложена прямая дорога между Сан-Франциско и округом Мэрии, то вынуждены были замолчать все, кто твердил, будто этот мост построить невозможно. Хотя, конечно, строительство разворачивалось в самых трудных условиях, и происходило много несчастных случаев с рабочими, четыре года боровшимися с наводнениями, быстрыми течениями и густым туманом, чтобы построить этот мост длиной 2730 метров.
Проект моста подготовил инженер Иозеф Штраус, а консультантом был архитектор Ирвинг Морроу, который использовал в дизайне элементы стиля арт-деко. В течение 20 лет мост славился самым большим в мире расстоянием между опорами — 1280 метров. Даже в паводок они возвышались на 227 метров над водой. Самой трудной задачей оказалось строительство фундамента для южных свай моста. Рабочие должны были справиться с ней, находясь на баржах, причем их все время мотало на огромных волнах, особенно когда они готовили железобетонные шахты, куда следовало завести сваи.
Укрепив, наконец, опоры, рабочие отважно балансировали на шатких лесенках, монтируя проволочные тросы диаметром 91 сантиметр, скрученные из 27 572 проволочных канатиков. Каждая свая должна была выдерживать по вертикали нагрузку в 95 миллионов килограммов на один трос, а блоки анкерного крепления с каждой стороны должны были выдерживать по 28,5 миллиона килограммов.
С самого начала мост был выкрашен оранжево-красной краской. Красный и оранжевый — те самые цвета, которые всегда используются при возведении стальных конструкций, потому что данные краски содержат свинцовый компонент, защищающий сталь от ржавчины. Цвет моста Голден-Гейт имеет еще и то преимущество, что хорошо виден в тумане, который так часто сгущается над этой местностью. Но в туманную погоду краска разлагается на элементы, вредные для окружающей среды. Это выяснилось значительно позже, и сейчас идет разработка безвредных соединений. Пока из экспериментов ничего не вышло, некоторые участки моста выкрасили серой краской. Но это отступление от традиции поддержки не нашло.
Мост, построенный в основном на средства от займа в 35 миллионов долларов, стал символом Сан-Франциско. Несмотря на шум и на то, что воздух над ним загрязняют 120 500 проезжающих за день машин, пешеходная его дорожка остается очень популярной. Часто она становится декорацией к разным фильмам.
В 1987 году, когда мосту было уже 50 лет, состоялось специальное празднование. По такому случаю хотели даже перекрыть движение по мосту, чтобы все участники праздника могли по нему пройтись. Но выяснилось, что при большом скоплении народа это небезопасно, поэтому первоначальный план отменили 'за невозможностью его осуществления'.