Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое Антонимы

Что такое Антонимы

Антонимы — это слова, которые противоположны по своему значению другим словам той же части. Такие слова образуют антонимические пары.

Противопоставляются сами предметы, действия и явления или их характер, признаки и свойства.

Например, анфас — профиль (сущ. — сущ.), великан — карлик (сущ. — сущ.), истинный — ложный (прил. — прил.), вежливый — грубый (прил. — прил.), забывать — вспоминать (гл. — гл.), защищать — обвинять (гл. — гл.).

Когда же речь идёт о словах, которые похожи по значению, это синонимы. Например, истинный — правдивый, вежливый — воспитанный.

Какие бывают виды антонимов?

Различают полные и контекстные, однокорневые и разнокорневые, соразмерные и несоразмерные антонимы.

Полные

Антонимические пары составляют такие слова, значение которых крайне противоположно. Примеры: пустой — полный, худой — толстый, войти — выйти, правда — ложь, лёгкий — тяжёлый.

Контекстные (они же неполные или квазиантонимы)

Не доходят до предела в своем различии. Это слова являются антонимами в конкретном случае, при определённом контексте. Противопоставление лишь условное. Причиной может быть то, что у слова есть много значений или это задумка автора.

Примеры: пышный — бедный (пышный используется в значении богатый; полные антонимы: богатый — бедный); один — много (ведь полный антоним к слову много — это мало); великий — маленький (полные антонимы: большой — маленький); обожать — ненавидеть (ср. любить — ненавидеть).

Однокорневые

Такие слова-антонимы, у который одинаковый корень и к которым добавляется приставка. Эта приставка и придаёт слову антонимичный смысл.

Примеры: приходить — уходить, пристёгивать — отстёгивать, военный — антивоенный, человечный — античеловечный, революция — контрреволюция

Разнокорневые

У этих антонимов разные корни. Антонимичный смысл образуется, когда противопоставляются предметы, действия или их признаки/свойства.

Примеры: рано — поздно, любить — ненавидеть, да — нет, левый — правый.

Соразмерные по действию

Это такие антонимы, которые предельно противоположны по значению. Между ними нет других понятий. Они не только отрицают друг друга, но и несут в себе какое-то содержание, действие.

Примеры: лёгкий — тяжёлый, удар — контрудар, разбирать — собирать.

Несоразмерные по действию

Их значение не доходит до крайности. Второе слово из антонимической пары не несёт в себе действия или содержания. Оно лишь отрицает действие/содержание первого слова.

Примеры: думать — раздумать, молодой — средних лет.

А бывает так, что нет антонима?

Бывает. К словам без антонимов относят те, которые имеют конкретное значение, не имеют синонимов и не несут в себе какого-либо признака (качество, количество, время, пространство). Например:

  • Слова с конкретным значением без признака: собака, часы, мотоцикл, кровать, холодильник.
  • Термины: тангенс, биссектриса, логарифм, ампер, температура.
  • Местоимения: я, ты, они.
  • Имена собственные: Москва, Египет, Дунай, Тихий океан.
  • Числительные: два, пять, десять.
  • Относительные прилагательные: деревянный, школьный, спортивный, двухлетний.
  • Притяжательные прилагательные: мамина, папина.
  • Качественные прилагательные, которые обозначают цвет: жёлтый, синий, красный.

Примеры антонимов

любимый — ненавистный;
молодой — старый;
надземный — подземный;
закономерный — случайный;
разговорчивый — молчаливый;
храбрый — трусливый;
главный — второстепенный

жизнь — смерть;
защита — нападение;
материалист — идеалист;
разум — чувство;
красота — безобразие;
знание — незнание;
дружба — вражда

начинать — кончать;
помогать — мешать;
запрещать — позволять;
усиливать — ослаблять;
говорить — молчать;
замораживать — размораживать;
привинчивать — отвинчивать

хорошо — дурно;
близко — далеко;
вдоль — поперёк;
нельзя — можно;
часто — редко;
умно — глупо;
глухо — звонко

под самым носом — у чёрта на куличиках (близко — далеко);
на всех парах — черепашьим шагом (быстро — медленно);
как по маслу — через пень колоду (легко — тяжело);
в поте лица — валять дурака (трудиться — лениться);
голова садовая — семи пядей во лбу (глупый — умный)

Примеры контекстных антонимов в поэзии

Авторы подобрали свои антонимы, которые становятся антонимами лишь условно и в определённом контексте.

Читайте так же:
Почему удмуртов называют ватниками

«От других мне хвала — что зола, от тебя и хула — похвала». А. Ахматова (полные антонимы: похвала — ругань).

«О чём тоскуешь ты? Девицы веселятся, во всём лесу весёлый гул идёт, то песенки, то звонкий смех, то шёпот». А. Островский (полные антонимы: веселиться — грустить).

«Прошлое страстно глядится в грядущее. Нет настоящего. Жалкого — нет». А. Блок (полные антонимы: прошлый — будущий).

«Утраченное мне дороже, чем обретённое. Оно так безмятежно, так погоже, но прожитому не равно». Д. Самойлов (полные антонимы: приобретать — терять).

«Его болезнь, боярин, многосложна: не плоть одна страдает — болен дух«. А. Толстой (полные антонимы: дух — тело).

«Да здравствует солнце, да скроется тьма!». А. Пушкин (полные антонимы: свет — тьма).

Контекстные антонимы часто встречаются в пословицах:

Лучше воду пить в радости, чем мёд в кручине (радость противопоставляется кручине (грусть)).

Лучше умереть с честью, чем жить с позором (честь — позор; тогда как полный антоним чести — бесчестье).

Синонимы. Антонимы. Омонимы

Синонимы. Антонимы. Омонимы

Многообразие лексики русского языка определяется наличием синонимов. Слов, которые одни и те же предметы, признаки и действие называют по-разному. Используя синонимы, можно одно и то же сообщение выразить разными словами.

  • Например: Ребенок проснулся и заплакал. – Малыш пробудился и зарыдал. Или: Путешественники организовали отдых. – Странники устроили привал.

Отметим, что общий смысл предложений первой и второй групп одинаков, но выражен различными словами, но эти взаимозаменяемые слова относятся к одинаковым частям речи. Таким образом, синонимы – это слова одной и той же части речи, которые имеют разное звучание и написание, но одинаковое или близкое по смыслу лексическое значение.

Слово «синоним» заимствовано из греческого языка, происходит от слова – «συνώνυμος», что переводится как – «одноименный».

Появление синонимов в русском языке обусловлено разными причинами. Основных четыре: заимствование, словообразование, переосмысление, проникновение слов из диалектной, профессиональной, жаргонной лексики.

Все синонимы по значению можно разделить на группы.

Первую составляют абсолютные синонимы – одинаковые по лексическому значению и по экспрессивной (эмоциональной) окраске: бегемот – гиппопотам.

Ко второй относятся – стилистические синонимы. По значению они одинаковы, но по стилю изложения – разные: петух – кочет.

Третья группа – смысловые синонимы: ярость — гнев.

Четвертая – синонимы, имеющие одинаковые корни: неинтересный – безынтересный.

Кроме того, существуют синонимы-фразеологизмы (синтаксические синонимы): дать маху – ошибиться, бездельничать – бить баклуши.

Синонимы образуют синонимический ряд, совокупность синонимов во главе с доминантой – (стилистически нейтральным словом): лентяй, лодырь, бездельник, лоботряс.

Примеры синонимов

  • Абсолютный — совершенный;
  • бизнес — дело;
  • вариант — разновидность;
  • габариты — размеры;
  • диалог — беседа;
  • егоза – непоседа;
  • ёжик – бобрик;
  • жадина – скряга;
  • злой – сердитый;
  • имидж — образ;
  • комфорт — удобство;
  • ликвидация — уничтожение;
  • модель — образец;
  • натуральный — естественный;
  • оригинал — подлинник;
  • прогноз — предсказание;
  • реформа — преобразование;
  • секретный — тайный;
  • томаты — помидоры;
  • успех – удача;
  • форум — собрание;
  • хобби — увлечение;
  • чудесный – волшебный;
  • шоу – увлечение;
  • щедрый – изобильный;
  • эксклюзивный — исключительный;
  • юриспруденция — правоведение;
  • ябеда — доносчик.

Работать с огоньком – работать, засучив рукава; бить баклуши – гонять лодыря.

Антонимы

Антонимы – это слова одной части речи, с противоположным значением.

Слово «антоним» заимствованное, происходит от древнегреческого – «ἀντί)», что в переводе на русский значит – «против», и – «ὄνομα» – имя.

Различают антонимы языковые и речевые.

  • К языковым (узуальным) антонимам относят те слова, которые противоположны по лексическому значению, заложенному в самом слове, в его признаке: белый – черный, большой – маленький; твердость – мягкость, свет – тьма.
  • К речевым (контекстуальным) антонимам относят слова, которые противоположны по значению только в контексте словосочетания или предложения (в речи). Пример: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» А. Пушкин.
Читайте так же:
Турмалиновый воротник для шеи инструкция по

Антонимы бывают:

  1. Однокоренные. Однокоренные, как правило, образуются при помощи приставок противоположных значений – «не-», «а-», «вы-», «у-»: хороший – нехороший, моральный – аморальный, пришел – ушел.
  2. Разнокоренные. Различие разнокоренных содержится в лексическом значении: белый – черный, красивый – безобразный, добряк – тиран, прибежать – умчаться.

Антонимы имеются не у всех частей речи. Их нет у имен числительных, собственных имен существительных.

Примеры антонимов

  • свет – тьма;
  • добро – зло;
  • жара – холод;
  • трусость – смелость;
  • радость – печаль;
  • родина – чужбина.
  • яркий – тусклый;
  • бледный – румяный;
  • худой – толстый;
  • глубокий – мелкий;
  • короткий – длинный.
  • плакать – смеяться;
  • здороваться – прощаться;
  • любить – ненавидеть;
  • забирать – отдавать;
  • молчать – кричать.

Антонимы-наречия:

  • справа – слева;
  • быстро – медленно;
  • близко – далеко;
  • низко – высоко;
  • низко – высоко;
  • утром – вечером.

Омонимы

Омо́нимы – слова одинаковые по написанию и звучанию, но имеют разное значение.

Термин имеет греческие корни, образован от слов: «òμός» – «одинаковый» и «όμονα» – «имя». Своим появлением в русском языке омонимы обязаны заимствованию из других языков, случайному совпадению, потерей смысловой связи, историческому изменению, сленговому образованию. Все эти процессы этапы исторического развития и обогащения русского языка.

Омонимы делятся на подгруппы. Различают две подгруппы –

  1. полные омонимы. Полные относятся к одной части речи, совпадают по звучанию и написанию: гранатовые сок – гранатовый браслет; гибкий лук – горький лук; крепкий брак – брак в работе.
  2. неполные омонимы. Неполные – это
    • омографы,
    • омофоны,
    • омоформы.

Все термины греческого происхождения, в них присутствует общее – «ὁμός» «одинаковый» и другие слова «γράφω» – «пишу», «φωνή» – «голос», «μορφή» – «форма». То есть, эти слова можно заменить русскими выражениями: «одинаковые по написанию», «одинаковые по звучанию», «одинаковые по форме»: за́мок (рыцаря) — замо́к (дверной); груздь (гриб) — грусть (печаль); не моя вина – бокал вина.

Примеры омонимов

  • песчаная коса – девичья коса;
  • зеленый лук – охотничий лук;
  • птичья клетка – нервная клетка;
  • яркий свет – выход в свет;
  • студеный ключ – железный ключ.
  • ели кашу – зеленые ели;
  • стеклянная банка – остановиться около банка;
  • утолить жажду – жажду увидеть тебя;
  • печь пироги – горячая печь.
  • высокий балл – выпускной бал;
  • обет молчания – вкусный обед;
  • лесной гриб – заразный грипп.
  • мало счастья – платье мало;
  • жаркое утро – вкусное жаркое;
  • кончик уха – уха из окуня;
  • постели на диване – лежать в постели.

Синонимы, антонимы и омонимы широко используются носителями русского языка. Они усиливают выразительность речи, придают ей красочность и неповторимость.

Тест по русскому языку Лексика, фразеология, культура речи 9 класс

Тест по русскому языку Лексика, фразеология, культура речи 9 класс (повторение пройденного в 5-8 классах) с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 6 заданий (4 задания части А, 1 задание части В и 1 задание части С).

Вариант 1

A1. Какое словосочетание содержит антонимы?

1) Я спешил, бежал, летел, а на уроки не успел.
2) А заря горит, разгорается.
3) У сильного всегда бессильный виноват.
4) Приходи не третьего, а четвёртоrо октября.

А2. Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, рав­нодушный»?

1) апатичный
2) пессимистичный
3) аскетичный
4) циничный

А3. В каком предложении вместо слова центральный нуж­но употребить слово централизованный?

1) Парад проходил на ЦЕНТРАЛЬНОЙ площади города.
2) Сообщения о визите главы государства появились в ЦЕНТРАЛЬНОЙ печати.
3) В каждом доме есть батареи ЦЕНТРАЛЬНОГО отопления.
4) В Советском Союзе снабжение было ЦЕНТРАЛЬНЫМ.

А4. В каком предложении нет речевых ошибок?

1) К сожалению, в этот раз поражение одержала наша команда.
2) Опоздали мы с тобой и остались на бобах.
3) Имена многих героев прошлых войн канули в лето.
4) Всегда ты попадаешь не в глаз, а в бровь.

B1. Замените слово (на) челе из данного предложения ней­тральным синонимом. Напишите этот синоним в именитель­ном падеже.

Читайте так же:
Толстовка world of tanks будет изготовлена за пару дней

Грядущие годы таятся во мгле,
Но вижу твой жребий на светлом челе.

C1. Каково значение устаревших слов?

Вариант 2

A1. Какое словосочетание содержит антонимы?

1) В когда-то глухой чаще всё чаще раздавался стук топора.
2) Куда затерялось, пропало письмо?
3) В зоопарке меня особенно заинтересовал павильон земноводных, или амфибий.
4) Фирма занимается куплей и продажей недвижимости.

А2. Какое из перечисленных слов имеет значение «отплата
за поражение, борьба с целью взять верх над прежним побе­дителем»?

1) ревизия
2) реванш
3) регалия
4) реставрация

А3. В каком предложении вместо слова экономный нужно употребить слово экономичный?

1) Мария Васильевна была женщиной ЭКОНОМНОЙ.
2) Движения старика были ЭКОНОМНЫЕ, выверенные годами.
3) Внедрение ЭКОНОМНОГО строительства особенно важно в наше время.
4) ЭКОНОМНОМУ расходованию средств надо учиться.

А4. В каком предложении нет речевых ошибок?

1) Ну, кажется, всё закончилось, дело в шапке.
2) У тебя же на лбу написано, что ты хитришь!
3) В пещеру можно было проникнуть, только согнувшись в две погибели.
4) Отвечайте, кто мне свинью приложил?

B1. Замените слово зениц из данного предложения нейтраль­ным синонимом. Напишите этот синоним в именительном падеже единственного числа.

Перстами лёгкими, как сон,
Моих зениц коснулся он.

C1. Какое значение имеют устаревшие слова в поэзии?

Ответ на тест по русскому языку Лексика, фразеология, культура речи 9 класс (повторение пройденного в 5-8 классах)
Вариант 1
А1-3
А2-1
А3-4
А4-2
В1. лоб
Вариант 2
А1-4
А2-2
А3-3
А4-2
В1. зрачок (глаз)

Конспект урока по теме «Синонимы, антонимы»

Тема: Синонимы, антонимы.

Цели: Учить подбирать синонимы, антонимы к словам различных частей речи.

Формировать умение работать с синонимами, антонимами в пословицах, самостоятельно подбирать их к словам, составлять антонимические пары, синонимические ряды, правильно употреблять их в речи.

Развивать общую моторику координацию движений.

Развивать пальцевую моторику в пальчиковой гимнастике.

Развивать внимание, память, мышление.

Развивать связность высказываний, творческое воображение.

Воспитывать умение выслушивать мнение других, культуру поведения, при фронтальной работе и работе в парах.

Воспитывать положительное отношение к учебной деятельности.

Воспитывать аккуратность, наблюдательность.

• Прием психологического включения в урок.

Использовать принцип доступности материала

Метод устного и письменного самоконтроля.

Метод переключения эмоционального состояния.

Хромотерапия (синий цвет избавляет от тревоги и смятения)

Гимнастика для снятия напряжения с глаз.

Метод переключения эмоционального состояния.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи:

Метод «Определи синоним на слух», «Выбери лишнее слово», «Вставь пропущенные слова»

Использована презентация, музыкальное и голосовое сопровождение.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Прием психологического включения.

Вот подали нам звонок

Начинается урок.

Приглашаю вас путешествовать!

Знания свои совершенствовать!

Готовы, ребята, совершить путешествие?

Как вы думаете, для чего люди путешествуют?

Правильно! Любое путешествие совершается для того, чтобы узнать, что — то новое и интересное! Вот и наше путешествие ответит на многие вопросы. Послушайте стихотворение и скажите, в какую страну мы держим путь?

2. Актуализация опорных знаний.

Зелёный и таинственный

Средь моря остров спит.

И надо нам единственный

Путь выбрать что лежит

Через моря Познания

На горы мастерства,

Минуя очень топкие

В стране далёкой Лексике

Которые вас к знаниям

В какой стране мы сегодня побываем?

А что это за страна?

В ней живут все слова русского языка.

Теперь ребята, мы с вами должны узнать на каком виде транспорта мы совершим наше путешествие. Для этого мы должны отгадать загадку.

По волнам дворец плывёт

На себе людей везёт?

Как ребята ещё можно назвать корабль? (парусник, теплоход, лодка, яхта)

Мы ребята, сегодня совершим морское путешествие на яхте, которой управляет капитан. Это герой известного мультфильма. Посмотрите видео фрагмент и догадайтесь, как его зовут?

Вы узнали его? Это капитан Врунгель. Вместе с отважным капитаном мы будем выполнять задания и узнаем много нового и интересного о стране Лексике. Но сначала, мы должны дать название нашей яхте!

Читайте так же:
Чем можно покрасить дубленку искусственную

Поможет нам в этом первое задание капитана.

5. Подобрать антонимы.

Посмотрите, появились слова, которые вы должны прочитать и подобрать к ним слова с противоположным значением.

Прочитайте первые буквы слов второго столбика сверху вниз и кажите, как называется наша яхта?

Как мы называем слова с противоположным значением?

АНТОНИМЫ

Правильно вот они первые жители страны Лексики.

Послушайте стихотворение и скажите, есть ли в нем антонимы?

6. Определить на слух антонимы.

От земного от причала

Он назад пошёл сначала,

А потом пошёл вперёд

И пошёл, пошёл по морю,

Набирая полный ход!

Назовите антонимы. Докажите что это антонимы. Обратите внимание, что антонимов всегда два. Они образуют пару.

Ребята, на каждом корабле есть судовой журнал, а у нас есть тетрадь. Давайте в ней запишем дату отправления и место откуда отходит наша яхта. (классная работа)

Какие правила нужно соблюдать при письме? (посадка, ручка, тетрадь)

Яхта готова к отплытию, но у нас есть лишний груз, который нужно оставить на берегу. Для этого мы должны выполнить следующее задание.

7. Прочитайте слова и подберите из ряда слов к ним антонимы.

ТИХО темно, жарко, тесно, громко

КОНЕЦ обрыв, начало, всё

ГЛУБОКИЙ бездонный, мелкий, тихий, весёлый

СМЕЛЫЙ храбрый, понятливый, умный, робкий

Вы правильно подобрали слова, теперь запишите их в свой судовой журнал парами. Ведь мы говорили, что антонимы образуют пару. Пары пишем в столбик.

А теперь ребята, проверти, правильно ли вы написали?

Ребята, скажите, а когда туристы путешествуют на яхте они, где живут? В КАЮТАХ. Каюты у нас двухместные и поэтому мы задание будем выполнять парами. Работайте в парах согласованно, не мешая другим, не выкрикивая. Готовность покажите знаком.

8. Работа с пословицами.

Врунгель передаёт вам пословицы, в которых потерялись антонимы. Верните их! В случае затруднения можете использовать спасательный круг или попросить помощь учителя.

1. Думай, где надо сказать, а где … молчать.

2. Знай больше, а говори … меньше.

3. Труд кормит, а лень … портит.

1. Маленькое дело лучше большого … безделья.

2. Лучшая вещь новая, лучший друг … старый.

3. Старый друг, лучше … новых двух.

1. Корень учения дорог, а плод его … сладок.

2. Во время путешествия, важно не забывать главное, когда заканчивается, что-то одно, начинается что-то другое.

3. У короткого ума, длинный язык.

Для чего нужны антонимы? Правильно, ребята, с помощью антонимов мы можем чётко выразить свою мысль. Как вы думаете, какая из перечисленных пословиц больше всего понравилась Врунгелю? Конечно о путешествии. Как вы её понимаете? Запишите её в свой судовой журнал.

9. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Нашего капитана, интересует вот какой вопрос? К любому слову мы можем подобрать антоним? НЕТ. Докажите. А знаете ли вы, слово, которое имеет с противоположное значение к слову антоним?

10. Актуализация опорных знаний.

СИНОНИМ

Вот и ещё одни жители страны ЛЕКСИКИ. Что это за слова такие синонимы? Давайте вспомним, как их ещё называют?

СЛОВА – ДРУЗЬЯ, ПРИЯТЕЛИ

ЧТОБЫ НАША РЕЧЬ БЫЛА РАЗНООБРАЗНОЙ, КРАСИВОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ.

Нас ждет следующее задание капитана.

11. Укажите лишнее слово.

ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, УНЫЛЫЙ, ГЛУБОКИЙ

ХРАБРЫЙ, ЗВОНКИЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ

СЛАБЫЙ, ЛОМКИЙ, ДОЛГИЙ, ХРУПКИЙ

КРЕПКИЙ, ДАЛЁКИЙ, ПРОЧНЫЙ, НАДЁЖНЫЙ

ПОНЯТЬ, ПРОСТИТЬ, РАЗОБРАТЬСЯ, ЗАПОМНИТЬ

Сколько синонимов можно подобрать к одному слову?

ЧЕМ БОЛЬШЕ ЧЕЛОВЕК ЗНАЕТ СИНОНИМОВ, ТЕМ ТОЧНЕЕ ОН ВЫРАЖАЕТ СВОЮ МЫСЛЬ.

Ветер весело шумит

Судно весело бежит

12. Гимнастика для пальцев.

А мы с вами, сделаем гимнастику для пальцев, и там где я буду останавливаться, вы мне называть антоним.

ЧТОБ ШТУРВАЛ ДЕРЖАТЬ ПОКРЕПЧЕ,

И ИЗ РУК НЕ ВЫПУСКАТЬ

НЕПРЕМЕННО НУЖНО ПАЛЬЦЫ

С ДЕТСТВА ДЕТКАМ РАЗВИВАТЬ

ВЗЯЛИ В РУКИ КАРАНДАШ-

НА ЛАДОШКУ ПОЛОЖИ

К ПАЛЬЧИКАМ СКОРЕЙ ВЕДИ,

ДА АНТОНИМ ПОДСКАЖИ:

КОРАБЕЛЬНАЯ МАШИНА ВПЕРЕД … НАЗАД

ТЕЧЕНИЕ ТЁПЛОЕ … ХОЛОДНОЕ заканчивается, и капитан приготовил нам своё

Читайте так же:
Заложить за воротник значение фразеологизма

ШИРОТЫ СЕВЕРНЫЕ … ЮЖНЫЕ

ВО ВРЕМЯ ШТОРМА КОРАБЛЬ НЫРЯЕТ, … ВЫНЫРИВАЕТ

НА МОРЕ БЫВАЕТ ШТИЛЬ… ШТОРМ

Итак, ребята, какие слова мы подбирали? АНТОНИМЫ

12. Работа с текстом.

Путешествие по стране ЛЕКСИКЕ заканчивается, и капитан приготовил нам своё последнее задание, в котором мы ещё раз повторим и обобщим знания, полученные во время путешествия. Прочитайте текст, который есть у каждого, найдите синонимы и объясните, зачем они употреблены в тексте?

Поднялся сильный, порывистый ветер. Сразу все изменилось. Громко, пронзительно шумят волны. Все потемнело. По небу плывут тяжелые облака. На море шторм.

Какое настроение вызывает у вас этот текст? (грустное, мрачное) Синонимы использованы для того что бы точнее передать настроение.

Но нам не хотелось бы на грустной ноте заканчивать наше путешествие, давайте исправим текст с помощью антонимов. Слова которые подчеркнуты в тексте поменяйте на слова с противоположенным значением.

Поднялся сильный ветер. Сразу все изменилось. Громко шумят волны. Все потемнело. По небу плывут тяжелые облака. На море шторм.

Прочитайте, что у нас получилось?

Поднялся легкий ветерок. Сразу все изменилось. Тихо шумят волны. Все посветлело. По небу плывут легкие облака. На море штиль.

13. Гимнастика для глаз.

Перед тем как записать текст, давайте сделаем гимнастику для глаз.

Мы устали все чуть-чуть

Надо нам зажмуриться

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать

Снова до пяти считаем

Снова глазки закрываем

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

А теперь всем вместе нужно

Поморгать глазами дружно

Дальше пишем мы еще.

Берегите свое зрение ребята! Запишите текст.

14.Итог: Вот и закончилось наше путешествие. Давайте скажем капитану спасибо и вспомним, в какой стране мы побывали? А кто живет в этой стране? Какую роль синонимы и антонимы играют в речи?

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по теме «Изменение имён прилагательных по падежам» Урок русского языка в 3 классе «Изменение имен прилагательных по падежам». Цель: формировать умения определять падеж имени прилагательного;.

Конспект урока технологии в 3 классе по теме «Аппликация из пластилина» Схема учебного занятия Предмет: Технология Учитель: Храпатая Татьяна Андреевна Класс: 3 А Продолжительность: 45 мин Тема урока: Аппликация.

Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления.

Конспект урока математики в 3 классе по теме «Доли» Тема урока: Доли. Класс: 3 УМК: Школа России Предметная область : математика Место урока в курсе: урок в теме «Числа от 1 до 100» Тип урока:.

Конспект урока математики во 2 классе по теме «Задачи с величинами цена, количество, стоимость» Цели и задачи урока: Познавательные: ввести понятия цена и стоимость товара, установить их связь. Развивающие: развитие умения решать текстовые.

Конспект урока кубановедения в 4 классе по теме «Библия. Библиотеки» Педагогическая цель: Раскрыть значение термина «библиотека», «Библия», сформировать представление о Библии – как священной книге; развивать.

Конспект урока русского языка «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «Синонимы и антонимы» Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «синонимы и антонимы». Цель: закрепить знания обучающихся.

Конспект урока математики по теме «Свойства сложения» во 2 классе Конспект урока по теме «Свойства сложения» во 2 классеПедагогические задачи: повторить переместительное свойство сложения, познакомить.

Конспект урока истории в 10 классе по теме «Царствование Павла I» Конспект урока в 10 классе. Тема: «Царствование Павла I» Тип урока : получение новых знаний Цели: пробуждение интереса к историческому деятелю.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector