ЧЕРКЕСКА ДЛЯ КАЗАКА КАК ВТОРАЯ КОЖА. Черкеска – мужская верхняя одежда
ЧЕРКЕСКА ДЛЯ КАЗАКА КАК ВТОРАЯ КОЖА. Черкеска – мужская верхняя одежда.
Черкеска – мужская верхняя одежда кавказских народов. Считается, что покрой ее целиком взят казаками именно от них. А к ним она пришла от хазар. И первое изображение черкески (или ее прообраза) отображено на хазарских серебряных блюдах. Считается, что современное название ей дали русские, которые впервые увидели ее на черкесах.
Кафтан с газырями
Плотно обтягивает верхнюю часть туловища, не имеет воротника, от талии к низу силуэт плавно расширялся за счет отрезных по талии боковых клиньев – так выглядела черкеска во второй половине XIX века. В основном такой же вид она сохранила и сегодня.
Если бы не одна деталь, казалось бы, что это обычный распашной кафтан из сукна. А деталь эта – нашитые на груди газыри – специальные, перехваченные тесьмой кармашки для пеналов, чаще костяных. Название их происходит от арабского слова «готовый», что вполне соответствует назначению. В пенале хранилась мерка пороха и завернутая в тряпицу пуля, отлитая для конкретного ружья. Эти пенальчики позволяли зарядить кремневое или фитильное ружье на скаку. В крайних пеналах, расположенных почти под мышками, хранились сухие щепки на растопку. После появления ружей, воспламеняющих заряд пороха капсюлем, там хранили уже капсюли. В наше время газыри утратили свое истинное назначение и стали просто характерным украшением костюма. Не будь газырей, черкеска, наверное, навсегда осталась бы кафтаном.
Однако наряд кавказцев более ранних времен сильно отличался от описанного. Возникает даже вопрос: можно ли вообще назвать черкеской ту старинную горскую одежду, которая выглядит буквально «мешком» с длиной до половины бедра? А что это за длинные узкие рукава с треугольными выступами, прикрывающими тыльную часть руки? Или откидные рукава, не зашитые от подмышки до локтя? Стоячий воротник и завязки на груди? Кажется, что такое не может иметь ничего общего с современным видом черкески. Однако именно эти модели считаются ее прародителями. К сожалению, как сообщал журнал «Наука» еще в 1989 году их изображений практически не сохранилось. Но зато есть некоторые описания.
Специалист по кавказоведению Леонид Петрович Семенов в одном из наземных склепов обнаружил мужскую верхнюю одежду из шелковой или шерстяной ткани, которую называет халатом и относит к XVI-XVIII векам. В Грозненском музее хранится мужской халат примерно того же времени. Он сшит из привозной азиатской полосатой шелковой ткани, подкладка из белого холста, «халат» имеет покрой черкески, но с более широкой (хотя и с подрезами у талии) спинкой. Рукава вшивные короткие (27 см), пояс из той же ткани. Неясно, являлась эта одежда верхней или нательной. Однако Семенов говорит о шелковых халатах, длинных, ниже колен и с длинными рукавами, как о верхней одежде, под которую надевали более короткую стеганую. Он не дает точной датировки, но отмечает «более поздние погребения с шерстяными черкесками и газырями», датируя их концом XVIII — началом XIX века.
Некоторое представление об эволюции дают и работы, сделанные художником Григорием Григорьевичем Гагариным. Вместе с Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1840 году он последовал на Кавказ, где участвовал в военных действиях (даже был награжден орденом за храбрость в бою) и написал много портретов, пейзажей, военных сцен, зарисовок памятников старины.
Глядя на эти работы, удивляешься разнообразию фасонов и цветов черкесок – у кабардинца она оранжевая, у черкеса – серая, длиной по колено и с ярко-зелеными газырями, у натухайца низ платья как будто «порвали собаки», а у азербайджанца – рукава разрезаны до плеча и свисают вдоль туловища. На рисунке Яна Потоцкого осетин изображен в короткой черкеске без выреза на груди, ее борта стянуты тремя парами завязок. Ингуша мы видим в черкеске с воротником-стойкой. В альбоме, изданном в Париже в 1813 году, чеченцы изображены в коротких до колена черкесках с узкими рукавами, а кто-то и в шубе, с висящей на ремне газырницей (далеко не сразу газыри расположились на груди). Но все это изображения уже XIX века, и в одежде вполне можно заметить знакомые черты современной черкески.
Нововведениям – полный протест
В 1861 году черкеска утверждена в качестве полковой формы для кавказских казаков, ее название введено в язык казачьего строевого устава. Такое официальное название укрепило авторитет данной одежды и в среде самих горцев.
Черкески были летние и зимние, стеганые и на меху. Короткие и длинные. В разное время – синие, зеленые, коричневые, светло-серые и черные. Многократно высочайше повелевали утвердить тот или иной цвет и фасон. И так же отменяли. Казаки тяжело принимали всякую регламентацию. А если она еще и не имела практического смысла, да тем более вводила в трату, — тогда они оказывали нововведениям полный протест. Тут вольный нрав так и шел наружу.
Однако эволюция черкески шла своим чередом. И после русско-японской войны, несмотря на выводы комиссии о необходимости ее отмены как формы, терские казаки не мыслили себя без черкески. Она стала поистине народной одеждой.
Государь Николай II понимал, что черкеска – не просто форменная одежда, это философия, образ жизни. Он встал на защиту черкески. Государь любил ее, умел носить и часто появлялся в ней на людях один и с цесаревичем Алексеем. Когда он возвращался с Кавказского фронта и посетил с визитом Владикавказ и Екатеринодар – столицы Терского и Кубанского войск, то желая подчеркнуть свое благоволение к казакам, Николай II имел на себе их войсковую походную черкеску. Повелением государя в этих войсках были восстановлены черкески из черного сукна.
Первая мировая война заставила поспешить с введением в строевые части защитного обмундирования. Приказом по военному ведомству от 18 октября 1915 года интендантам было велено «кавказским казачьим войскам отпускать на черкески сукно защитное», на бешметы – защитный молескин или тонкие шерстяные материи защитного или серого цвета, «гимнастерки отпускать пехотного образца», папахи серые пехотные. Тем самым форменная одежда упрощалась.
Однако в станицах черкеска, как народная одежда, продолжала сохранять свой авторитет вплоть до начала репрессий.
Отношение казаков к оружию и форме всегда было особенно уважительным. Заповедь «Какой мундир, такой и солдат» казаки свято соблюдали. Ухоженность, бравый вид, лихость, удаль и естественная раскованность в ношении черкески мы видим на каждом старинном фото.
«Я очень люблю казачью форму и все присматриваюсь, на ком и как сидит черкеска, чтобы одеваться соответственно, — говорил барон Врангель. — Я еще очень мало понимаю в черкеске – пытался разузнать об этой премудрости у природного кавказского казака подъесаула Ф.И. Елисеева».
Конструкция (фасон) черкески достигла совершенства уже к 1913 году. На всех изображениях этого времени видно только различие в уровне квалификации станичных и столичных портных, в их вкусе и в материальном достатке казаков. Внешний вид черкески зависел так же от модных течений, от завоза того или иного сукна в станицу. Но одно неизменно соблюдалось: она шилась по фигуре так, чтобы подчеркивать стать казака и не ухудшать ее функциональных качеств.
Где бы ни родилась черкеска, она пришлась по вкусу горским народам Кавказа, а затем ее под себя дорабатывали казаки с Хопра, Дона, Кубани, терские, линейные и черноморские. В конструкции стоят рядом практичность, простота, нарядность и, конечно, шик. Без него казаку нельзя!
Особый крой
Шилась черкеска из различного сукна или плотной шерстяной костюмной ткани. Цельная спинка с клином сзади и две передние цельные полки. Плюс четыре клина от талии. Всего семь клиньев. Выше пояса — хорошо приталенная, с красивым вырезом на груди, чаще в виде заостренного к низу полуэллипса (фрачный вырез).
Этот вырез встречался намного чаще, чем вырез клином. Его глубина, как правило, была 35 см, а ширина в середине 17-18 см. Низ не доходил до пояса на 22-24 см. Из этого глубокого выреза виднелся бешмет — нижняя рубашка. Верх горловины на плечах плотно подходил к его воротнику-стойке, опоясывая его полукругом и поднимаясь на 1-2 см.
Такой вид не только прибавлял казаку лихости, но и позволял быстрее остывать после нагрузки. При необходимости вырез надежно закрывался длинными лопастями башлыка, скрещенными на груди и завязанными сзади или вокруг шеи.
На одной из старинных фотографий я видела черкеску с закрытой грудью. У нее воротник-стойка отделан меховой полоской, которая продолжается по центру груди до самой талии. Отделка мехом имеется и на рукавах. Такой вариант впервые появился в юнкерской сотне Николаевского кавалерийского училища. На Кавказ она была завезена бывшим юнкером училища терским казаком Бекиром Туршиевым.
Рукав у черкески втачной, одношовный, длиной до середины большого пальца, без манжет. Кроился он с маленькой головкой, мог быть и широкий, прямой, возле кисти, примерно, 25 см и более, если под низ надевался теплый стеганый бешмет. Рукав имел яркую подкладку, так как отворот его был своеобразным украшением костюма.
Пришивался под прямым углом. Такой крой был очень удобен, потому что при поднятии руки на уровень плеча рукав не тянет полы черкески и не препятствует движению.
Чем уже рукав у плеча, тем свободнее движение руки – эта истина неопровержима. Но прямое крепление рукава к черкеске неизбежно приводит к образованию складок у плеча, когда рука опущена. И с этим мирились – удобство превыше складок. Столичные портные пришивали клин на передней полке, и он переходил в рукав. Это сложнее, но плечу комфортнее.
До талии полы застегивались встык на глубоко посаженные металлические крючки и петли (как правило семь штук), от грудного выреза до пояса. Левая пола черкески имеет подборт в 7 см и более, как цельнокроенный, так и пришивной. Полы застегивались так плотно, что ни крючков, ни подборта не было видно. Предпочтительнее были крючки из латуни, они не ржавели. Ниже талии полы шли внахлест не давали постороннему глазу видеть штаны и бешмет, сохраняя единый образ костюма.
Необходимый размер клиньев обеспечивал беспрепятственную посадку в седло. Этому же способствовал и запах справа налево, так как казак садился на коня слева. Левую ногу вставлял в стремя, а правую забрасывал в седло, прихватывая верхнюю правую полу. При посадке на коня черкеска надежно укрывала и сберегала от осадков очень дорогую вещь – казачье седло. В дождь вода не попадала в сапоги и частично прикрывала боевого друга — коня.
В седле в хорошую погоду полы черкески заправлялись за пояс сзади. Иначе и казаку, и коню – баня! Почти по бокам, чуть сместив назад, между передним и задним клиньями внизу черкески делали короткие (до 18 см) разрезы, чтобы не происходил слом ткани, когда всадник нходился в седле.
Правильным считалось, чтобы черкеска носилась, как своя кожа. Это было возможно, если она была хорошо сшита и сидела как влитая. Лучшие мастера кроили черкеску «с одного взгляда». Этому умению, несомненно, способствовала определенная стандартность покроя, совершенство рожденных временем лекал и их многократное тиражирование портным для казаков станицы, а также очень стройная фигура самого казака.
И еще один важный элемент – карманы. На современных черкесках они остаются востребованными и сейчас. Глубокие, до 30 см, карманы надежно спрячут мобильный телефон и ключи от машины.
По форме
Черкеску с бешметом присвоенного цвета могли носить лишь два войска Терское (синий) и Кубанское (красный). Цвет черкески, согласно приказам 1904 и 1905 годов, для офицеров и казаков был черным. Как уже говорилось, в ходе первой мировой войны он менялся в сторону защитных оттенков: она могла быть коричневой, коричнево-серой (табачного цвета), сине-серой и даже цвета хаки. Белые черкески носились только вне строя офицерами или стариками, газыри при этом могли быть черные.
На черкеске, согласно циркуляру Главного штаба № 223 от 1896 года, полагалось иметь газыри из серебра (белого металла). Допускалось ношение газырей и из других металлов, из белой кости, с разнообразной гравировкой или без нее. Количество их на одной стороне груди доходило до 9, но только в нечетном исчислении. Газыри никакими галунами не обшивались. Галунные украшения были лишь в форме одежды Конвоя императора. Разреза сзади черкеска не имела.
Современная форма терских казаков регламентируется Указом Президента России от 9 февраля 2010 года. Он предусматривает общие предметы формы одежды и ее особенности для разных войск. Так, например, для всех казачьих генералов и полковников папаха должна быть изготовлена из овчины черного цвета с верхом установленного для конкретного войска цветом, с обшивкой над околышем и по швам крестообразно серебристым галуном специального плетения, а для старших и главных чинов — с обшивкой лишь по швам.
Список предметов, относящихся к общей форменной одежде казаков, состоит из 34 наименований. Среди них: фуражка, башлык, воротник съемный из овчины, пальто шерстяное, шинель, куртка, мундир и китель установленных цветов, шаровары и брюки, рубашка, галстук, кашне, сапоги, носки, перчатки, плащ-накидка и еще ряд полезных вещей.
В этом же указе оговорены особенности формы одежды для терцев и кубанцев, которые должны носить «фуражку шерстяную, черкеску шерстяную, китель шерстяной, куртку демисезонную, шаровары шерстяные, брюки шерстяные, брюки шерстяные в сапоги, галстук и кашне — черного цвета, бешмет шерстяной, бешмет утепленный — красного цвета, рубашку — светло-синего цвета». И далее: «Башлык, верх папахи, околыш и канты на фуражках шерстяных, петлицы и канты на кителях шерстяных, петлицы на куртках демисезонных, канты на шароварах шерстяных, брюках шерстяных и брюках шерстяных в сапоги: для членов Кубанского войскового казачьего общества — красного цвета; для членов Терского войскового казачьего общества — светло-синего цвета. Лампасы и канты на шароварах шерстяных, брюках шерстяных и брюках шерстяных в сапоги у казачьих генералов — установленных цветов».
Черкеска и сейчас по-прежнему остается главным предметом формы терских казаков – их философией и образом жизни.
Газыри для черкески что это
Национальный костюм является одной из важных составляющих культуры того или иного народа, рассказывающих о его обычаях и истории развития.
Ингушская национальная культура является самобытной и своеобразной, а еще она универсальна, поскольку находится в тесном взаимодействии с культурами других кавказских народов. Как и все жители гор, ингуши обладают свободолюбивым характером, и их традиционное одеяние является таким же ярким, немного торжественным, как и сами носящие его люди. Археологические и этнографические сведения и ряд других источников свидетельствуют о том, что основной тип вайнахского костюма сложился в процессе развития мужского костюма других народов Кавказа в 16-18 вв. Несмотря на этническую пестроту, к этому периоду в мужской одежде почти всех кавказских народов сложились сходные черты, т.е. сформировалась так называемая мужская одежда кавказского типа. Вместе с тем в ингушском мужском костюме четко выделяются локальные особенности в манере ношения, форме головных уборов и т.д. Роль мужчины в вайнахском обществе как воина-всадника, землепашца, скотовода обусловило то, что его одежда характеризовалась простотой конструкций, строгим силуэтом, сдержанным колоритом. Она надежно защищала при любых погодных условиях, была удобна при верховой езде по крутым горным тропам, подчеркивала мужественность, ловкость и романтичность горца.
На формирование традиционного одеяния того или иного народа, безусловно, влияют условия жизни, климат, географические особенности, приверженность к той или иной религии, а также его социально-экономическое положение. Костюм ингушского народа – не исключение. Ингуши — истинные жители гор, такие гордые и свободолюбивые, как орлы, которые кружат над их селениями, расположенными высоко под самым небом. На протяжении многих веков ингуши занимались овцеводством, а следовательно, обработкой и прядением шерсти. Именно этот материал был взят за основу при создании их традиционной одежды. Кроме шерсти и овчины, также использовалось такое натуральное сырье, как кожа и мех. Ингуши очень давно научились изготавливать сукно и войлок, а затем из них умелые местные мастера шили те или иные элементы, которые включала в себя ингушская национальная одежда.
Наиболее ярким и выразительным предметом материальной культуры каждого народа является одежда. У ингушей она была разнообразной. Потребности в одежде и тканях удовлетворялись за счет местной сырьевой базы, в то же время использовались и привозные ткани. В каждой семье умели шить, этим занимались женщины. Мужская одежда была строгой и скромной, хорошо приспособленной к местным условиям, и вместе с тем отличалась простотой и элегантностью, что отвечало их нравственным и эстетичным запросам. Основными элементами мужского костюма были рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и оружие. Бешмет был повседневной одеждой, черкеску одевали в тех случаях, когда шли в гости, на вечеринку, в мечеть, сельские сходы. По обеим сторонам черкески нашивались газырницы. Из верхней одежды еще были бурка и шуба из овчины. В качестве головного убора ингуши зимой носили шапку (элтар-кий), летом — шляпу (мангал-кий).
Важным элементом одежды была бурка, которую носили зимой и летом. Она изготавливалась из овечьей шерсти, по форме напоминала усеченный конус и защищала от любой непогоды. Легкая и теплая, бурка служила и подстилкой, и одеялом одновременно, была удобна при верховой езде. Традиционный мужской костюм ингушей имел много общих черт с костюмом других народов Северного Кавказа, что объясняется тесными и длительными взаимными связями народов Кавказского региона и сходными условиями жизни. Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами. Характерной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы — карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри — деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия. К концу 19 века, с появлением пятизарядной винтовки, газырницы утратили свое значение и сохранились в качестве украшения. Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет.
В начале XX в. стали носить фуражки, позднее — шляпы. Обувь была разнообразной – ноговицы, чувяки из сыромятной кожи. Позже появились сапоги (иккаш), и калоши. Повседневной одеждой женщин были платье-рубаха (коч). Праздничным костюмом женщин было чукхи, которое шили из шелка, бархата и парчи. Атрибутами чукхи были шапочки в форме усеченного конуса с золотым и серебряным шитьем, а также специальные нагрудники с застежками и пояс из бронзовых и серебряных пластин, украшенных гравировкой, чернью, зернью, позолотой, полудрагоценными камнями.
Головные уборы женщин были разнообразными – это платки, шали, а также встречается и особый головной убор рогообразной формы – курхарс. Обувь ингушек состояла из мягких сафьяновых сапожек, из туфель с глухим носком без задника. Обувь шили из сыромятной кожи и сафьяна, что подтверждало
распространение у ингушей кожевенного ремесла. Из кожи помимо обуви изготовляли кисеты, ремни, чехлы, седла, сбруи и т.д. О развитии ткачества свидетельствуют пряслица, найденные в результате археологических раскопок. Среди тканей домашнего изготовления первое место занимало сукно, что было связано с развитием овцеводства.
Ингушские женщины пользовались различными украшениями. Они носили медные, бронзовые и серебряные височные кольца, а также сердоликовые и стеклянные бусы. Производство височных колец, по-видимому, было освоено ингушскими мастерами.
Каждый из дошедших до нашего времени ингушских костюмов шился вручную. Девушек с раннего возраста обучали навыкам шитья и вышивки. Сегодня, к сожалению, у нас практически позабыли о том, как одевались их предки. Национальные костюмы лишь изредка используются на праздниках и торжественных мероприятиях, посвященных истории народа. Чаще их можно увидеть на фото. Одежда отражает внутренний мир человека, который формировался и передавался от поколения к поколению. Т.е. костюм отражает те понятия и ценности, которые нельзя выразить другими способами. С одной стороны он служит для обеспечения жизненных потребностей, а с другой — отражает ментальность общества. Одежда ингушей отличается исключительным разнообразием, красочностью и обилием украшений. Надеемся, что праздник День национального костюма поможет привить интерес молодежи к национальным костюмам и традициям ингушей.
Национальный костюм является одной из важных составляющих культуры того или иного народа, рассказывающих о его обычаях и истории развития. Ингушская национальная культура является самобытной и своеобразной, а еще она универсальна, поскольку находится в тесном взаимодействии с культурами других кавказских народов. Как и все жители гор, ингуши обладают свободолюбивым характером, и их традиционное одеяние является таким же ярким, немного торжественным, как и сами носящие его люди. Археологические и этнографические сведения и ряд других источников свидетельствуют о том, что основной тип вайнахского костюма сложился в процессе развития мужского костюма других народов Кавказа в 16-18 вв. Несмотря на этническую пестроту, к этому периоду в мужской одежде почти всех кавказских народов сложились сходные черты, т.е. сформировалась так называемая мужская одежда кавказского типа. Вместе с тем в ингушском мужском костюме четко выделяются локальные особенности в манере ношения, форме головных уборов и т.д. Роль мужчины в вайнахском обществе как воина-всадника, землепашца, скотовода обусловило то, что его одежда характеризовалась простотой конструкций, строгим силуэтом, сдержанным колоритом. Она надежно защищала при любых погодных условиях, была удобна при верховой езде по крутым горным тропам, подчеркивала мужественность, ловкость и романтичность горца.
На формирование традиционного одеяния того или иного народа, безусловно, влияют условия жизни, климат, географические особенности, приверженность к той или иной религии, а также его социально-экономическое положение. Костюм ингушского народа – не исключение. Ингуши — истинные жители гор, такие гордые и свободолюбивые, как орлы, которые кружат над их селениями, расположенными высоко под самым небом. На протяжении многих веков ингуши занимались овцеводством, а следовательно, обработкой и прядением шерсти. Именно этот материал был взят за основу при создании их традиционной одежды. Кроме шерсти и овчины, также использовалось такое натуральное сырье, как кожа и мех. Ингуши очень давно научились изготавливать сукно и войлок, а затем из них умелые местные мастера шили те или иные элементы, которые включала в себя ингушская национальная одежда.
Наиболее ярким и выразительным предметом материальной культуры каждого народа является одежда. У ингушей она была разнообразной. Потребности в одежде и тканях удовлетворялись за счет местной сырьевой базы, в то же время использовались и привозные ткани. В каждой семье умели шить, этим занимались женщины. Мужская одежда была строгой и скромной, хорошо приспособленной к местным условиям, и вместе с тем отличалась простотой и элегантностью, что отвечало их нравственным и эстетичным запросам. Основными элементами мужского костюма были рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и оружие. Бешмет был повседневной одеждой, черкеску одевали в тех случаях, когда шли в гости, на вечеринку, в мечеть, сельские сходы. По обеим сторонам черкески нашивались газырницы. Из верхней одежды еще были бурка и шуба из овчины. В качестве головного убора ингуши зимой носили шапку (элтар-кий), летом — шляпу (мангал-кий).
Важным элементом одежды была бурка, которую носили зимой и летом. Она изготавливалась из овечьей шерсти, по форме напоминала усеченный конус и защищала от любой непогоды. Легкая и теплая, бурка служила и подстилкой, и одеялом одновременно, была удобна при верховой езде. Традиционный мужской костюм ингушей имел много общих черт с костюмом других народов Северного Кавказа, что объясняется тесными и длительными взаимными связями народов Кавказского региона и сходными условиями жизни. Праздничный мужской костюм включал в себя черкеску, которая одевалась поверх бешмета и шилась из лучших сортов сукна. Покрой черкески совпадал с бешметом, но она застегивалась только у талии и не имела воротника. Прямые и широкие рукава в парадных черкесках спускались ниже кисти. Такие черкески носили с отогнутыми рукавами. Характерной деталью черкески были нашитые по обеим сторонам груди газырницы — карманы с мелкими отделениями, в которые вкладывали газыри — деревянные трубочки с зарядами для огнестрельного оружия. К концу 19 века, с появлением пятизарядной винтовки, газырницы утратили свое значение и сохранились в качестве украшения. Черкеску носили застегнутой и подпоясанной узким поясом, на котором висел кинжал, иногда шашка или пистолет.
В начале XX в. стали носить фуражки, позднее — шляпы. Обувь была разнообразной – ноговицы, чувяки из сыромятной кожи. Позже появились сапоги (иккаш), и калоши. Повседневной одеждой женщин были платье-рубаха (коч). Праздничным костюмом женщин было чукхи, которое шили из шелка, бархата и парчи. Атрибутами чукхи были шапочки в форме усеченного конуса с золотым и серебряным шитьем, а также специальные нагрудники с застежками и пояс из бронзовых и серебряных пластин, украшенных гравировкой, чернью, зернью, позолотой, полудрагоценными камнями.
Головные уборы женщин были разнообразными – это платки, шали, а также встречается и особый головной убор рогообразной формы – курхарс. Обувь ингушек состояла из мягких сафьяновых сапожек, из туфель с глухим носком без задника. Обувь шили из сыромятной кожи и сафьяна, что подтверждало распространение у ингушей кожевенного ремесла. Из кожи помимо обуви изготовляли кисеты, ремни, чехлы, седла, сбруи и т.д. О развитии ткачества свидетельствуют пряслица, найденные в результате археологических раскопок. Среди тканей домашнего изготовления первое место занимало сукно, что было связано с развитием овцеводства.
Ингушские женщины пользовались различными украшениями. Они носили медные, бронзовые и серебряные височные кольца, а также сердоликовые и стеклянные бусы. Производство височных колец, по-видимому, было освоено ингушскими мастерами.
Каждый из дошедших до нашего времени ингушских костюмов шился вручную. Девушек с раннего возраста обучали навыкам шитья и вышивки. Сегодня, к сожалению, у нас практически позабыли о том, как одевались их предки. Национальные костюмы лишь изредка используются на праздниках и торжественных мероприятиях, посвященных истории народа. Чаще их можно увидеть на фото. Одежда отражает внутренний мир человека, который формировался и передавался от поколения к поколению. Т.е. костюм отражает те понятия и ценности, которые нельзя выразить другими способами. С одной стороны он служит для обеспечения жизненных потребностей, а с другой — отражает ментальность общества. Одежда ингушей отличается исключительным разнообразием, красочностью и обилием украшений.
Надеемся, что праздник День национального костюма поможет привить интерес молодежи к национальным костюмам и традициям ингушей.
Черкеска
Черкеска -русское название верхней мужской одежды, распространённой в прошлом у многих народов Кавказа (грузины, черкесы, абхазы, цахуры и др.); была заимствована терскими и кубанскими казаками.
Черкеска — распашной однобортный кафтан без ворота, из домотканого или фабричного сукна чаще всего чёрного, бурого или серого. Обычно немного ниже колен, кроится в талию, со сборами и складками, подпоясывается узким ремнем. Рукава длинные, широкие. По обеим сторонам груди на Ч. нашиваются газыри — кожаные гнёзда для деревянных трубочек, куда раньше вкладывались ружейные патроны (по 8 штук с каждой стороны). Сохраняется в основном как парадная одежда на праздниках, при выступлениях художественной самодеятельности и т.п.
Материалы предоставлены проектом Рубрикон
Поделиться22009-12-12 10:33:47
- Автор: Корнет Азаров
- СКС "Русь" приказный, кавинструктор
- Откуда: Севастополь
- Зарегистрирован : 2009-10-20
- Приглашений: 0
- Сообщений: 161
- Уважение: [+23/-7]
- Позитив: [+19/-3]
- Возраст: 46 [1975-01-31]
- Провел на форуме:
2 дня 14 часов - Последний визит:
2012-06-09 22:35:34
Извините, что встреваю.
Это вечный спор о количестве газырей. Есть 8 штук, есть 10, есть 12. Я бы себе 8 сделала по обе стороны. Достаточно
Поделиться32009-12-12 12:16:01
- Автор: kolovrat
- сотник
- Зарегистрирован : 2009-10-18
- Приглашений: 0
- Сообщений: 852
- Уважение: [+103/-4]
- Позитив: [+90/-9]
- Пол: Мужской
- Провел на форуме:
10 дней 14 часов - Последний визит:
2014-06-09 19:42:38
Помотрите на старые фото по поводу газырей. Правда здесь разные варианты. Смотрите высказывайтесь.
Поделиться42009-12-12 12:17:34
- Автор: kolovrat
- сотник
- Зарегистрирован : 2009-10-18
- Приглашений: 0
- Сообщений: 852
- Уважение: [+103/-4]
- Позитив: [+90/-9]
- Пол: Мужской
- Провел на форуме:
10 дней 14 часов - Последний визит:
2014-06-09 19:42:38
Поделиться52009-12-12 12:19:00
- Автор: kolovrat
- сотник
- Зарегистрирован : 2009-10-18
- Приглашений: 0
- Сообщений: 852
- Уважение: [+103/-4]
- Позитив: [+90/-9]
- Пол: Мужской
- Провел на форуме:
10 дней 14 часов - Последний визит:
2014-06-09 19:42:38
Вариант кроя черкески
Поделиться62009-12-12 13:22:26
- Автор: kolovrat
- сотник
- Зарегистрирован : 2009-10-18
- Приглашений: 0
- Сообщений: 852
- Уважение: [+103/-4]
- Позитив: [+90/-9]
- Пол: Мужской
- Провел на форуме:
10 дней 14 часов - Последний визит:
2014-06-09 19:42:38
Обмундирования Терского казачьего войска
Черкеска по Пр.ВВ № 330 от 1905г. и № 788 от 1904г. была у офицеров и казаков черного цвета. В ходе первой мировой войны цвет черкески менялся в сторону защитных оттенков: она могла быть коричневой, коричнево — серой /табачного цвета/, сине-серой и даже цвета хаки. На черкеске полагалось иметь, согласно циркуляру Главного штаба № 223 от 1896 г. газыри из серебра /белого металла/, хотя допускалось ношение газырей и из других металлов, из белой кости, с разнообразной гравировкой или без нее. Количество газырей на одной стороне груди доходило до 9, но только в нечетном исчислении. Газыри никакими галунами и т.п. не обшивались. Галунные украшения были в форме одежды Конвоя императора. Разреза сзади черкеска не имела. Как и не имела цветных окантовок и обшлагов. Белые черкески носились только вне строя офицерами или стариками, газыри при этом могли быть черные.
Абхазский национальный костюм
Особенности национального наряда, его крой и детали неразрывно связаны с образом жизни народа. Много веков абхазы жили в горах, ездили верхом, охотились и воевали. Поэтому повседневная одежда была практичной и подходящей для разных погодных условий.
В традиционных костюмах кавказских народов есть много общего, но у каждой нации есть неповторимые элементы, характерные только для их региона. Давайте разберемся, что надевали настоящие абхазы вплоть до середины XX века.
Абхазский мужской костюм
Акуамжвы (черкеска) — основа традиционного мужского наряда
Черная абхазская черкеска. Фото: Sputnik. Aбхазия
Акуамжвы представляет собой распашной однобортный кафтан с узкими рукавами без воротника длиной ниже колен. Он облегает фигуру в области груди и талии, нижняя часть расклешается с помощью вставных клиньев. Изготавливался из натурального домотканого шерстяного сукна темных цветов: черного, бурого и серого, реже глубокого бордо. Белый был доступен только для богатого сословия. Черкеска подпоясывалась узким ремнем, пряжка которого служила кресалом для высекания огня. К поясу прикреплялся кинжал и сабля.
Светлая абхазская черкеска. Фото: Sputnik. Абхазия
Отличительной особенностью и хорошо узнаваемым элементом акуамжвы являются газырницы, перехваченные тесьмой специальные отделения для небольших емкостей — газырей. В газырях была мерка пороха и завёрнутая в тряпицу пуля, отлитая для конкретного ружья. Эти пенальчики позволяли зарядить кремнёвое или фитильное ружьё на всём скаку. Чаще всего они были костяными, а парадные изготавливались из серебра. В крайних газырях, расположенных почти под мышками, хранили сухие щепки на растопку. Позже в них клали патроны, а примерно с 30-х годов XX века они стали выполнять исключительно декоративную функцию.
Под черкеску надевали льняную рубаху — “ахарп”, бешмет – “акаба” и просторные, зауженные книзу штаны – “адзикуа”. Поверх штанов на икры ног натягивались ноговицы либо войлочные чулки. На колени надевались специальные наколенники .
В качестве верхней одежды носили войлочные куртки – “агубанакь”, бурки – “ауапа”, а во время сильных холодов — меховые шубы “ахамы”.
Головные уборы
Башлык. Фото: Sputnik. Абхазия
Традиционным головным убором был башлык, по-абхазски “ахтарпа”. Абхазам известно много способов надевания башлыка. Например, на свадьбах и торжествах башлык оборачивался вокруг головы, на похоронах — распускался и накидывался на голову. Он защищал путешественников от холода, ветра и палящего солнца. Башлык мог превратиться в сумку при сборе урожая и использоваться в качестве меры веса.
Кроме башлыка абхазские мужчины также носили войлочные или меховые шапки.
Мужская обувь
Самой распространенной обувью абхазов были постолы из сыромятной кожи “ажцвеймаа”, надеваемые на босую ногу. Зимой под них поддевали суконные либо вязаные шерстяные носки. Для богатого сословия были доступны высокие сапоги “амагу” высотой до или выше колена. Амагу изготавливались из сафьяновой или другой кожи высокого качества.
Абхазский женский костюм
Ж енская одежда XVIII — начала XX веков состояла из платья — «ацкы», кафтанчика — «акьач», двух нижних юбок, рубахи — “ахарп” и штанов — «адзикуа». Многие женщины были отличными наездницами, поэтому в их гардеробе имелись специальные длинные юбки-амазонки.
“Акцы” (платье)
Абхазки носили платья 3 типов:
- Распашное цельное платье типа черкески
- Распашное отрезное в талии
- Отрезное в талии не распашное платье
Для пошива мастерицы использовали льняное домотканое полотно, привозной шелк, позже — ситец, а зимой шерстяное сукно. Цвет ткани мог быть белым, коричневым, черным, серым, оранжевым или красным. Платья застегивались на плетеные пуговицы со шнуровыми петлями, а также на застежки из серебра и позолоты.
Независимо от кроя, платья абхазок стягивались разного рода поясами. Для повседневных нарядов использовались узкие матерчатые пояса 1,5 — 2 см. Они изготавливались из той же ткани, что и платье. Состоятельные абхазки предпочитали серебряные и позолоченные пояса с цельными либо ажурными пряжками.
“Акьач” (кафтанчик)
Женские акьач были 2 типов: длинные и короткие. Шились они из домотканого сукна или бархата черного, коричневого, серого цвета. Эти кафтанчики были похожи на мужские бешметы. Они плотно прилягали в области талии и груди, ниже расклешались с помощью вшитых по бокам клиньев. Воротник в зависимости от модели платья был либо в виде высокой стойки, либо выкраивался под шею.
Прически и головные уборы
Девушки и женщины носили косы, часто ниспадающие до пят. Волосы заплетались сзади в 2, 4, реже 8 косиц. Дома, во время работы или езды верхом длинные косы закручивались вокруг головы либо заправлялись за пояс. Женщины средних лет и пожилые дамы заплетали только 1 косу, которую для удобства укладывали на затылке.
Абхазкам не позволялось ходить с непокрытой головой, поэтому даже дома они всегда надевали косынку “акасы” или шаль — “ашьал”. Кроили, вязали головные уборы из шерсти, льна, шелка и хлопка.
Традиционная обувь абхазских женщин — постолы из сыромятной кожи или сафьяна “ ажцвеимаа” , сапожки “амагу”, доходящие до середины голени, а также обувь на высокой деревянной подошве “акармыгу”. Сафьяновые башмачки украшались аппликацией из цветной кожи и вышивкой золотыми или серебряными нитями.
Сейчас обычай надевать абхазскую национальную одежду возрождается. Танцевальные коллективы исполняют зажигательные танцы в красочных абхазских костюмах. А в повседневной жизни традиционные наряды стали надевать на государственные праздники, свадьбы и торжественные мероприятия.
Хотите увидеть своими глазами, как выглядели абхазы 100 лет назад? Приезжайте 23 июля в День абхазского флага.