Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

981. Сочинение Отношение Гринёва к Пугачёву Русский язык

981. Сочинение Отношение Гринёва к Пугачёву Русский язык

Сочинение — Отношение Гринёва к Пугачёву. Русский язык

В произведении А.С.Пушкина мы встречаемся с главным героем Гриневым Петром Андреевичем молодым офицером, страстно влюбленным в дочку капитана Миронова и Емельяном Пугачевым личностью легендарной. Он не желая того сыграл в судьбе многих людей того времени огромную роль не исключение и Гринев Петр.

Отправляясь на службу, Петр Андреевич еще совсем мальчик и по дороге встретив человека, который спас его от неминуемой смерти, он тогда не мог и предполагать, что это начало отношений с самим Пугачевым. Дело было, зимой попав в страшную метель не только Гринев, но и слуга и ямщик уже прощались с жизнью. На их счастье и встретился мужик, который их и вывел к постоялому двору. Молодого дворянина поразили умные пронзительные глаза мужчины.

Как отблагодарить человека, который помог? Дело в том, что все деньги находились и слуги, которого родители приставили присматривать за молодым офицером. Петр решил напоить его чаем, на что тот попросил стакан вина. А на следующий день прощаясь с новым знакомым у Петруши возникла трудность он опять не получил денег у Савельича. Ему так хотелось выглядеть взрослым и самостоятельным, поэтому он отдает свой заячий тулуп Пугачеву. Тулуп ли или наивность молодого человека, но разбойник запомнил и проникся уважением к Гриневу. Тогда ни Савельич, ни сам дворянин не могли и предположить, что именно этот подарок и спасет не только жизнь Петру Андреевичу, но и его любимой девушке.

Следующая встреча произошла уже в крепости, где проходил службу Гринев. Пугачев узнал молодого человека и проникся к нему уважением, наверное, не столько из-за тулупа, а именно за честность и верность своему делу. Заячий тулуп был просто предлог. И Петр Андреевич и Емельян Пугачев были сильными личностями умеющими отстоять свою точку зрения, разница была лишь в том, что Петр был еще достаточно наивен в некоторых вопросах, а Пугачев опытным человеком, как в военных вопросах, так и в жизненных. Он сумел помочь молодому человеку спасти любимую.

Петр Гринев не боялся Пугачева и не заискивал с ним, а всегда себя с ним вел уважительно. Они оба понимали, что враги, но при этом старались сохранить по отношению друг к другу человеческие чувства, для не которых непонятные. Пугачева было за что уважать, он смог организовать и повести людей за собой, он хотел помочь трудовому народу. Это понимал Гринев, тем более что в их семье достаточно лояльно относились к слугам. Каждый из героев был бойцом на своей стороне.

2 вариант

В романе «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина есть много различных персонажей. Все они очень интересные, сразу понятно, что автор очень долго думал над образами этих персонажей, но выделяются на фоне всех героев только двое: Петр Гринев и Емельян Пугачев.

Гринев абсолютная противоположность Пугачеву. Если углубляться в историю их создания, то Емельян является реальным человеком, а именно под его началом было восстание в одна тысячи семьдесят седьмом году, которое было успешно подавленно, как и в конце романа. А с Петр был создан по образу старого товарища Пушкина.

Петр Андреевич был добрым и отзывчивым героем, который предан родине, был настоящим патриотом несмотря на свой возраст. Воспитывался он в доме отца, где и получал образование. Но Гринев был очень ленивым и не хотел учиться, ведь его любимым занятием было играть с такими же мальчишками во дворе. Недоросль, иными словами. Но он вырос отличным человеком, что мы и видим при прочтении произведения.

Его доброту можно увидеть во время бурана, когда он отдает заячий тулупчик казаку, а именно Пугачеву. Также мы видим проявление его доброты к Швабрину, он его несколько раз прощал, несмотря и на подлое ранение в плечо, от которого чуть было не умирает Петруша, и на донос в Петербург о предательстве. Патриотичность Гринева проявляется в нем, когда идет казнь в Белгородской Крепости. Он дает понять Пугачеву, что он не предаст Родину. И ему также будет безразлично то что он будет живой или мертвый.

Пугачев же наоборот, во время произведения мы узнаем что он обладает различными качествами: жестокостью, великодушием, тщеславие, и мудрость. Все мы эти качества можем увидеть при казни в крепости. Но не до конца, только в конце нам полностью раскрывается Емельян. Ведь он простой казак, который хотел жить по-другому. На следующий день после бурана нам его описывают как невинного казака с бегающими глазами и с приятным на вид лицом. Во время казни проявляется его качество: жестокость. Пока идет казнь он наблюдает с удовольствием с глазами налитые кровью. Помилование Гринева нельзя назвать качеством человека, это всего лишь подражание Царю. Полностью Пугачев раскрывается нам на пиру, мы видим его таким же человеком что и пре буране, в нем нет той жесткости что была при казни. Также мы можем слышать его любимую песню, и позже он нам еще больше раскрывается при разговоре Петра и Емельяна. Мы видим, что в нем есть человеческие качества. Он не такой и жестокий, а наоборот обстоятельства в стране сделали его таким какой он есть.

Можно сказать, спасибо Александру Сергеевичу Пушкину, за таких прекрасных героев романа. Ведь они получились очень качественными и проработанными в образах настолько хорошо, что даже при чтении в наше время нам очень интересно наблюдать за ними.

Читайте так же:
Дубленки женские 2020 2022 снежная королева

Сочинение на тему Гринев и Пугачев

В произведении Пушкина “Капитанская дочка” описано множество интереснейших событий, которые, как и выдуманы самим автором произведения, так и взяты из истории, дабы разбавить выдуманные. Произведение носит в себе поучительный характер, ведь в нём имеют место быть описание простых человеческих пороков, которые без должного отношения к ним, могут превратить человека в просто его подобие. Так или иначе, произведение “Капитанская дочка” носит в себе более глубокий и продуманный смысл, чем просто интересная история. Также в произведении присутствует большое количество интересных образов и персонажей, главными из которых являются персонажи Гринёва и Пугачева.

Гринёв и Пугачев центральные персонажи произведения, вокруг которых автор строит всё его повествование. Они являются некими прообразами реальных людей. И если образ Гринёва выдуман, то образ и персонаж Пугачёва взят из истории с некоторыми доработками от самого автора. Гринёв и Пугачев разительно различаются друг от друга. Если Гринёв спокойный, уравновешенный человек, который не спешит в выполнении своих мечт, то Пугачев вспыльчивый, весьма целенаправленный человек, который пойдёт на всё, дабы добиться своей цели. Эта и есть одна из причин, почему два данных персонажа не ладят. Однако даже у таких, казалось бы, разных персонажей есть точки соприкосновения.

Оба персонажа понимают понятие чести и стараются следовать им, и придерживаться их. Пугачёв готов пойти на всё, но только не на бесчестный поступок, который очернит его имя, и имя его близких, потому он и старается поступать по чести. Такого же мировоззрения придерживается и Гринёв.

Также Пугачёв хорошо относится к Гринёву, так как Гринёв однажды совершил поступок, который очень помог Пугачёву, а ведь он не забывает добрых поступков, и потому, когда Гринёв попадает в плен к Пугачёву, то Пугачёв поступает с Гринёвым по чести, и отпускает его, в благодарность за прошлую услугу. Таким образом, автор показывает, что даже люди с очень разными взглядами на абсолютно всё, всё-таки могут прийти к некоему соглашению, которое примерит обе стороны.

Образец 4

В повести «Капитанская дочка» Пушкин прибегнул к нетривиальному литературному трюку. Он описал отношения вымышленного персонажа Петра Гринева и исторической личности, которой является Емельян Пугачев. Сделал это писатель для того, чтобы читатель смог увидеть бунтовщика Пугачева глазами молодого барина Гринева.

Простодушный и чистый помыслами Петр Гринев, а вместе с ним и читатели, делают свои выводы о действиях человека, сыгравшего определенную роль в истории России. В глазах молодого дворянина Пугачев выглядит не злодеем-бунтовщиком, а многогранной личностью со сложным характером, что позволяет читателю по достоинству оценить и понять, чем руководствовался, и чем жил руководитель восстания, а также чего он хотел добиться, поднимая людей на бунт.

Первая встреча Гринева и Пугачева «в кружении метели» была для юного Петра Андреевича судьбоносной. Когда Гринев вместе с крепостным своего отца ехал в Оренбургскую губернию, в пути их застал сильный ураган. Путники застряли, их лошади сбились с пути, и наши путешественники могли бы пропасть в кружении метели, если бы их не спас один местный мужичок, которым-то и оказался Емельян Пугачев. И если бы не подаренный вопреки желанию верного слуги Гринева Савельича тесный на Емельку Пугачева заячий тулупчик, не жить бы потом на белом свете юному барину.
Пугачев предстает перед читателями не грозным бунтовщиков, а вполне мирным чернобородым мужиком с острыми пронзительными глазами. Желая отблагодарить мужика за то, что он в ураган вывел путников к постоялому двору, Петр Гринев велит Савельичу дать ему полтину на водку. Старый верный слуга начинает упрямиться, тогда юный барин жалует чернобородому местному мужику тулуп с барского плеча. Впоследствии только благодаря этому подаренному от чистой души тулупчику Петр Гринев не будет казнен людьми Пугачева.

Год спустя случилась еще одна встреча Гринева и Пугачева, уже в Белогорской крепости. Крепость была захвачена бунтовщиками, которых возглавлял тот самый чернобородый мужик с острыми глазами — Емельян Пугачев. Дворянская честь и храбрый характер не позволили Гриневу присягнуть самозванцу на верность, даже под страхом смерти. Когда юноше уже накинули петлю на шею, вмешался Пугачев, который помнил добро молодого человека и дареный заячий тулупчик. Но даже ради спасения Гринев не поцеловал руку Пугачева. Пугачев не хотел казнить смелого юношу, поэтому отказ целовать руку свел на шутку, чтобы придать помилованию Гринева что-то типа приличия. Он сказал, что барин одурел от счастья, сам же в это время понимая, что Петр не хочет целовать его руку, чтобы не унижать свое достоинство. Пугачев подыграл Гриневу, чтобы и его спасти, и свой авторитет перед бунтовщиками не уронить.

Впоследствии Гринев отказался от службы Пугачеву. Но бунтовщик все равно его помиловал, потому что был тронут благородством, искренностью и честностью юного Петра Гринева. Пугачеву настолько импонируют качества характера Гринева, что он не отказывает ему в помощи, когда юноша просит вызволить любимую девушку Машу. Пугачев приходит на помощь юному офицеру и берет его сторону.

Сочинение Гринев и Пугачев для 8 класса

Пётр Гринёв и Емельян Пугачёв являются главными действующими персонажами романа «Капитанская дочка», написанного Александром Сергеевичем Пушкиным. Они противопоставлены друг другу, но в тоже время между ними есть и схожести. По ходу романа отношение Гринёва к Пугачёву меняется, однако он так и не может принять взгляды Емельяна.

Читайте так же:
Длина рукава джемпера женские

Повествование ведётся от лица Петра Андреевича Гринёва – молодого офицера, благодаря которому мы имеем возможность погрузиться в годы пугачёвского восстания. Для Петра Гринёва самое важное в жизни – сохранение своей офицерской чести; его убеждением стало наставление отца: «Береги честь смолоду». Емельян Пугачев – лидер крестьянского восстания. Разбойник, грабитель, убийца – именно этими словами характеризуют Пугачёва исторические хроники, но Александр Сергеевич смог продемонстрировать нам Емельяна совсем с другой стороны, подчеркнуть незамеченные его качества. Идеология Пугачёва заключалась в избавлении крепостных от власти помещиков и дворян, даже если те относились к крестьянам по-доброму.

Первая и судьбоносная встреча двух героев происходит во время пурги, сбившей Гринёва и Савелия с дороги. Емельян указывает тропу путникам; Пётр в свою же очередь принимает решение отблагодарить крестьянина заячьим тулупом, сыгравшим в будущем ключевую роль во взаимоотношениях рядового офицера и лидера восстания. «Век не забуду ваших милостей» – даёт клятву Пугачёв. Поступок Гринёва затронул Емельяна, он воспринял его как жест милосердия и в дальнейшем отплачивает офицеру той же монетой.

Во второй раз жизнь сводит героев в Белогорской крепости. Волею случая, Пугачёв узнаёт в пленнике Гринёва и приглашает его побеседовать. В процессе разговора Емельян предпринимает попытки склонить офицера на свою сторону, но, не боясь смерти, Пётр остаётся до последнего верным императрице, не признавая власть Пугачёва. Предводитель крестьян испытывает уважение к молодому офицеру за его смелость и преданность. Он хотел бы видеть в рядах восставших такого верного соратника. Очередной добрый жест Емельян оказывает Гринёву, когда помогает спасти возлюбленную Петра – Машу Миронову.

Емельян Пугачёв и Пётр Гринёв помогают друг другу раскрыть в себе самые главные черты характера. Для Петра это непоколебимость, верность, отвага и милосердие к врагу. Эпизоды их встреч наглядно показывают, что даже такому разбойнику и убийце, как Пугачёв, доступны самые ценные качества человека, которые есть далеко не у всех людей: доброта, великодушие, человечность. Роман Пушкина переворачивает исторический образ предводителя крестьянского восстания.

Сочинение на тему Петр Гринев и Емельян Пугачев

В образах этих двух героев автор показал свое видение русского человека, разных, порой несовместимых сторон его сущности, как он ее понимал.

Петр Гринев – молодой дворянин. Он является одним из лучших представителей своего сословия, на что указывает вызов им на дуэль Швабрина, защищая честь Маши, а также безукоризненное с точки зрения дворянской чести, поведение во время поединка. Гринев, кроме того, неплохой человек и с точки зрения моральных качеств. Он помогает замерзающему неизвестному казаку, оказавшемуся впоследствии Пугачевым, чем неожиданно спасает себе жизнь.

Пугачев в данном произведении – это яркий представитель простого народа. В нем воплощена бунтарская сущность, которая десятилетиями и даже веками дремлет в русском крестьяне или, как в случае с предводителем восстания, казаке. Он, безусловно, является для Пушкина, отрицательным героем. Автор описывает жестокость Пугачева и его приверженцев, которая в ряде случаев, бессмысленна и несправедлива с точки зрения вины конкретных людей перед простым народом (как в случае с комендантом крепости).

При этом, несмотря на жестокость и хвастливость в облике Пугачева, Пушкин наделяет его и рядом положительных качеств, говоря о его смелости, хладнокровии, любви к свободе, а также благодарности за давно забытую услугу.

Попав в плен к восставшим Гринев сохраняет чувство собственного достоинства. Он и не думает нарушать присягу и отказывается унижением купить себе жизнь, поцеловав руку Пугачеву, показывая себя даже в таких обстоятельствах человеком чести.

Показательно, что автор не делает молодого офицера интеллектуально выше Пугачева. Пушкин довольно подробно говорит о весьма посредственном образовании, которое получил Гринев и не приписывает ему очень остроумных фраз или решения проблем за счет развитого ума. При этом автор произведения подчеркнул хитрость и смышленость Пугачева.

Вероятно, дело не только в том, что плохо учили в то время многих дворян, подобных герою произведения, но и в нежелании автора демонстрировать свое социальное превосходство над простыми людьми. Пушкин желал описать именно трагедию восстания, а не бунт неразвитой и дикой «черни». Гринев и Пугачев беседуют, объясняют свою точку зрения один другому. В их лице изображен диалог очень разных, но русских людей, хотя, конечно, в образе Пугачева отображены, в основном, отрицательные качества.

Гринев и Пугачев

Гринев и Пугачев

Популярные сочинения

Защита окружающей среды, это комплекс мер, организованных на благо природы, от влияния отрицательных действий человека, выступающих в виде выбросов загрязнения экологии, почвы и воды

Рассказ А. И. Куприна «Куст сирени» посвящен счастливой семейной жизни. Эта тема не так уж часто встречается в мировой литературе. Людям гораздо интереснее писать и читать о муках неразделенной страсти

Каждое время года является загадкой, источником вдохновения для представителей разных видов искусств. При помощи красок и кисти художники имеют возможность передать необыкновенную гамму цветов

Проверочная работа № 4. А. С. Пушкин. Капитанская дочка

• Прочитайте фрагмент произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и выполните задания 1 — 9.

• Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

Однажды осенью матушка варила в гостиной медовое варенье, а я, облизываясь, смотрел на кипучие пенки. Батюшка у окна читал Придворный календарь, ежегодно им получаемый. Эта книга имела всегда сильное на него влияние: никогда не перечитывал он её без особого участия, и чтение это производило на нём всегда удивительное волнение желчи. Матушка, знавшая наизусть все его свычаи и обычаи, всегда старалась засунуть несчастную книгу как можно подалее, и таким образом Придворный календарь не попадался ему иногда на глаза по целым месяцам. Зато когда он случайно его находил, о, бывало, по целым часам не выпускал уж из своих рук. Итак, батюшка читал Придворный календарь, изредка пожимая плечами и повторяя вполголоса: «Генерал-поручик. Он у меня в роте был сержантом. Обоих российских орденов кавалер. А давно ли мы. » Наконец батюшка швырнул календарь на диван и погрузился в задумчивость, не предвещая ничего доброго. Вдруг он обратился к матушке: — Авдотья Васильевна, а сколько лет Петруше? — Да вот пошёл семнадцатый годок, — отвечала матушка. — Петруша родился в тот самый год, как окривела тётушка Настасья Герасимовна и когда ещё. — Добро, — прервал батюшка, — пора его в службу. Полно ему бегать по девичьим да лазить на голубятни. Мысль о скорой разлуке со мною так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку и слёзы потекли по её лицу. Напротив того, трудно описать моё восхищение. Мысль о службе сливалась во мне с мыслями о свободе, об удовольствиях петербургской жизни. Я воображал себя офицером гвардии, что, по мнению моему, было верхом благополучия человеческого. Батюшка не любил ни переменять свои намерения, ни откладывать их исполнение. День отъезду моему был назначен. Накануне батюшка объявил, что намерен писать со мною к будущему моему начальнику, и потребовал пера и бумаги. — Не забудь, Андрей Петрович, — сказала матушка, — поклониться и от меня князю Б.; я, дескать, надеюсь, что он не оставит Петрушу своими милостями. — Что за вздор! — отвечал батюшка нахмурясь. — К какой стати стану я писать к князю Б.? — Да ведь ты сказал, что изволишь писать к начальнику Петруши? — Ну, а том что? — Да ведь начальник Петрушин — князь Б. Ведь Петруша записан в Семёновский полк. — Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии! Где его пашпорт? Подай его сюда. Матушка отыскала мой паспорт, хранившийся в её шкатулке вместе с сорочкою, в которой меня крестили, и вручила его батюшке дрожащею рукою. Батюшка прочёл его со вниманием, положил перед собою на стол и начал своё письмо. Любопытство меня мучило: куда же отправляют меня, если уж не в Петербург? Я не сводил глаз с пера батюшкина, которое двигалось довольно медленно. Наконец он кончил, запечатал письмо в одном пакете с паспортом, снял очки и, подозвав меня, сказал: «Вот тебе письмо к Андрею Карловичу Р., моему старинному товарищу и другу. Ты едешь в Оренбург служить под его начальством». Итак, все мои блестящие надежды рушились! Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой. Служба, о которой за минуту думал я с таким восторгом, показалась мне тяжким несчастьем. Но спорить было нечего. На другой день поутру подвезена была к крыльцу дорожная кибитка; уложили в неё чемодан, погребец с чайным прибором и узлы с булками и пирогами, последними знаками домашнего баловства. Родители мои благословили меня. Батюшка сказал мне: «Прощай, Пётр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Матушка в слезах наказывала мне беречь моё здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу. Я сел в кибитку с Савельичем и отправился в дорогу, обливаясь слезами.

Читайте так же:
Джинсовая безрукавка женская выкройка

1. Представленный эпизод является начальным моментом в развитии действия. Как называется этот элемент сюжета?

2. Завет отца Гринёва почти дословно повторяет выражение, предпосланное художественному произведению и призванное раскрыть замысел автора, дать авторскую оценку излагаемым событиям. Укажите термин, которым называют такое выражение.

3. Завет, данный Гринёвым-старшим своему сыну, определяет нравственную проблематику «Капитанской дочки». Установите соответствие между героями произведения и их нравственными качествами, проявившимися в экстремальной ситуации. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 1) беспринципность и подлость

 2) тупость и ограниченность

 3) отвага и великодушие

 4) верность присяге, благородство

 4. Как называют эмоциональные восклицания или вопросы, которые не требуют ответа («Записан! А мне какое дело, что он записан? Петруша в Петербург не поедет. Чему научится он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон. Записан в гвардии!»)?

5. Назовите приём противопоставления предметов и явлений, использованный автором в следующем абзаце: «Мысль о скорой разлуке со мной так поразила матушку, что она уронила ложку в кастрюльку и слёзы потекли по её лицу. Напротив того, трудно описать моё восхищение. »

 Ответ: антитеза / контраст.

6. Смена настроения главного героя передаётся при помощи образных определений («блестящие надежды», «сторона глухая и отдалённая», «тяжким несчастьем»). Укажите термин, которым в литературоведении обозначают такие определения.

7. Дайте определение термина, который обозначает вышедшее из употребления слово, использованное в данном тексте для усиления эмоциональности речи, её ироничности («Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон»).

Читайте так же:
С чем носить бомбер женский оранжевый

Ответ: устаревшие /архаизм.

• Дайте развёрнутый ответ на вопросы 8 — 9 в объёме 4 — 6 предложений каждый, аргументируя свою точку зрения, опираясь на текст произведения.

8. Как эпизод, в котором описывается напутствие, полученное Гринёвым от отца, связан с дальнейшим развитием сюжета?

 В данном эпизоде отец, вопреки ожиданиям Петра, отправляет того на службу не в Петербург, а в армию, «лямку тянуть». Перед отъездом Андрей Петрович дает сыну наставление: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Важная роль отцовского наказа в произведении подчеркивается тем, что часть его вынесена в эпиграф – «Береги честь смолоду». Тема чести и долга – одна из ведущих в романе, и она тесно связана с образом Петра Гринева. Юноша честно выполняет заветы отца: оказывает благодарность выведшему из метели их с Савельичем мужику, даровав «с барского плеча» заячий тулупчик; храбро ведет себя при обороне Белогорской крепости и честно выполняет свой долг перед Отечеством – в отличии от, например, Швабрина, не переходит на вражескую сторону.

9. Прочитайте фрагмент пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль». В чём завет, данный отцом Стародума, можно соотнести с напутствием отца главного героя «Капитанской дочки» А. С. Пушкина?

Правдин. Лишь только из-за стола встали, и я, подошед к окну, увидел вашу карету, то, не сказав никому, выбежал к вам навстречу обнять вас от всего сердца. Моё к вам душевное почтение.

Стародум. Оно мне драгоценно. Поверь мне.

Правдин. Ваша ко мне дружба тем лестнее, что вы не можете иметь её к другим, кроме таких.

Стародум. Каков ты. Я говорю без чинов. Начинаются чины — перестаёт искренность.

Правдин. Ваше обхождение.

Стародум. Ему многие смеются. Я это знаю. Быть так. Отец мой воспитал меня по-тогдашнему, а я не нашёл и нужды себя перевоспитывать. Служил он Петру Великому. Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали ещё заражать людей столько, чтоб всякий считал себя за многих. Зато нонче многие не стоят одного. Отец мой у двора Петра Великого.

Правдин. А я слышал, что он в военной службе.

Стародум. В тогдашнем веке придворные были воины, да воины не были придворные. Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели ещё чужим умом набивать пустую голову.

Правдин. Тогдашнее воспитание действительно состояло в нескольких правилах.

Стародум. В одном. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На всё прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы.

Правдин. Вы говорите истину. Прямое достоинство в человеке есть душа.

Стародум. Без неё просвещённейшая умница — жалкая тварь. (С чувством.) Невежда без души — зверь. Самый мелкий подвиг ведёт его во всякое преступление. Между тем, что он делает, и тем, для чего он делает, никаких веское у него нет. <. >

 Оба главных персонажа — сверстники, современники, представители одного сословия — мелкопоместного дворянства. На том и другом лежит печать воспитания

недорослей в помещичьей семье. Как Митрофан Простаков, так и Петр Гринев любили гонять голубей и играть в чехарду с дворовыми мальчишками. Героям не повезло с учителями. Как Митрофана обучает немец, бывший кучер, так и Петра — француз Бопре, который «в отечестве своем был парикмахером». Итоги преподавания видны

Налицо. Митрофанушка представления не имеет, что такое география, а Петр из географической карты, выписанной для него из Москвы, сделал змея.

 Но на этом все, что объединяет героев, заканчивается. Если Митрофану нет разницы, где служить, и он равнодушно говорит: «По мне, куда велят», — то Петр Гринев с уважением выслушивает наказ отца, что платье надо «беречь снову, а честь смолоду», и отправляется служить в дальнюю степную крепость.

• Прочитайте фрагмент произведения А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и выполните задания 1 — 9.

• Ответом к заданиям 1 — 7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр.

Очередь была за мною. Я глядел смело на Пугачёва, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей. Тогда, к неописанному моему изумлению, увидел я среди мятежных старшин Швабрина, обстриженного в кружок и в казацком кафтане. Он подошёл к Пугачёву и сказал ему на ухо несколько слов. «Вешать его!» — сказал Пугачёв, не взглянув уже на меня. Мне накинули на шею петлю. Я стал читать про себя молитву, принося Богу искреннее раскаяние во всех моих прегрешениях и моля его о спасении всех близких моему сердцу. Меня притащили под виселицу. «Не бось, не бось», — повторяли мне губители, может быть и вправду желая меня ободрить. Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! погодите. » Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачёва. «Отец родной! — говорил бедный дядька. — Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!» Пугачёв дал знак, и меня тотчас развязали и оставили. «Батюшка наш тебя милует», — говорили мне. В эту минуту не могу сказать, чтоб я обрадовался своему избавлению, не скажу, однако ж, чтоб я о нём и сожалел. Чувствования мои были слишком смутны. Меня снова повели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачёв протянул мне жилистую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» — говорили около меня. Но я предпочёл бы самую лютую казнь такому подлому унижению. «Батюшка Пётр Андреич! — шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня. — Не упрямься! что тебе стоит? плюнь да поцелуй у злод. (тьфу!) поцелуй у него ручку». Я не шевелился. Пугачёв опустил руку, сказав с усмешкою: «Его благородие, знать, одурел от радости. Подымите его!» — Меня подняли и оставили на свободе. Я стал смотреть на продолжение ужасной комедии.

Читайте так же:
Зеленая толстовка найк женская

1. Назовите род, к которому относится произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

2. Как называется последовательность и связь событий в художественном произведении?

3. Установите соответствие между героями произведения и их поступками, и жизненными ситуациями, в которые они попадают. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Почему пугачев не казнил гринева и швабрина в капитанской дочке ? —

Почему в капитанской дочке сон Гринева назван пророческим?

Почему в капитанской дочке сон Гринева назван пророческим?

Каков Пугачев в представлении правительственного лагеря?

Каким мы видим Пугачева во время взятия Белгородской крепости?

Как встретили Пугачева житили крепости?

Почему Пугачев казнил Миронова и Ивана Игнатьевича.

Так жестоко обошелся с женой капитана Миронова?

Каким оказывается Пугачев при встрече с Гриневым?

Какого отношение его к Швабрину и Маше Мироновой?

Каков Пугачев в сцене военного совета?

Видео

Петр Гринев

Этот персонаж представляет собой не только главное действующее лицо в произведении. Он также выполняет роль рассказчика. Его образ усложняется тем, что он двояк:

  • молодой офицер, который находится в процессе самоопределения и учится на своих ошибках;
  • умудренный опытом старый помещик, рассказывающий и переоценивающий историю своей молодости.

Этот герой показан в развитии — читатель становится свидетелем того, как он проходит путь от благородного, но инфантильного Петруши, мечтающего о столице и развлечениях, до зрелого самодостаточного офицера Петра Гринева, который выходит из жизненных ситуаций не только с отвагой, но и мудростью.

Образ персонажа очень динамичен. Некоторая трансформация личности героя происходит по мере его взросления. Можно проследить несколько этапов его развития:

  1. Беспечность и беззаботность.
  2. Наивность.
  3. Мальчишеская бесхитростность и открытость.
  4. Стремление к самостоятельности и самоутверждению.
  5. Молодость — начало офицерской карьеры, осознание себя как воина и защитника.
  6. Зрелость, мудрость.

Несмотря на то что Гринев не является яркой или одиозной личностью, это однозначно положительный персонаж и его образ раскрывается как через взаимоотношения с другими героями, так и через поступки. Во всех действиях его проявляются честь и достоинство.

Вторая встреча

Петр Гринев вновь встречается с Емельяном Пугачевым тогда, когда бунтовщики занимают крепость, в которой служит главный герой. Гринев отказывается присягать Пугачеву, понимая, что может погибнуть из-за своего решения. В отличие от трусливого Швабрина, Гринев не ищет спасения своей жизни, он не хочет предавать свои жизненные принципы, несмотря на угрозу смерти. Именно это уважает в Гриневе Пугачев. Сила характера, честность, а также то, что Петр уже однажды показал свое истинное лицо Емельяну, спасли центрального персонажа повести от смерти. Емельян Пугачев освобождает Гринева от казни. Предводитель восстания уважает Петра за то, что он честен перед ним, что он готов пожертвовать своей жизнью ради сохранения собственной чести.

Общее между Пугачевым и Гриневым заключается в том, что у них есть свои жизненные девизы. Если для Петра цену приобретают слова «Береги честь смолоду», то Пугачева характеризует следующее выражение: «Казнить – так казнить, миловать – так миловать».

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Капитанская дочка»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Капитанская дочка»
  • для самых компанейских — Главные герои «Капитанская дочка»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Капитанская дочка»
  • для самых любопытных — Анализ «Капитанская дочка» Пушкин
  • для самых крутых — Читать «Капитанская дочка» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Недостатки офицера

Для того чтобы Гринев выглядел живым и правдоподобным персонажем, А. С. Пушкин не делает его идеальным. Он выделяет и недостатки Петра. Основными из них являются:

  • Легкомысленность.
  • Беспечность.
  • Наивность и проявление юношеского максимализма.
  • Тяга к азартным играм и дуэлям.
  • Склонность к лени.
  • Мечтательность, уход от реальности.

Однако именно эти качества и привлекли читательскую аудиторию, в их глазах Гринев выглядит живым и вполне приземленным человеком со своими достоинствами и недостатками. Кроме того, подобный портрет главного героя наполнил роман глубоким содержанием и придает всему произведению правдивость и реальность.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector