Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Образ главного героя в русской народной сказке Сивка-бурка

Образ главного героя в русской народной сказке «Сивка-бурка»

Урок направлен на выявление главного героя и демонстрация детям подтекстовой многозначности.

Содержимое разработки

Тема: Образ главного героя в русской народной волшебной сказке

«Сивка-Бурка»

1) Познакомить детей с особенностями жанра русской народной волшебной сказки «Сивка-Бурка»; Учить наблюдать за словом, его подтекстом, многозначностью, за развитием сюжета, поступками персонажей, учить анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать свою собственную точку зрения, отстаивать ее с помощью текста.

2) Работать над навыками выразительного чтения, над развитием логического и образного мышления, над художественной, образной речью, воображения, внимания, памяти, над развитием творческих способностей детей.

3) Воспитывать культуру чтения, общение с учителем, друг с другом, с книгой; уважение к традициям, культуре нашего народа.

Тип урока: изучение нового.

Оборудование: учебники, иллюстрации, загадки, название тем.

Подготовка к восприятию.

Добро и зло в стране чудес –

Как и везде встречаются,

Но только здесь они живут на разных берегах.

Здесь по дорогам разные истории скитаются.

И бегают фантазии на тоненьких ногах.

-Ребята, догадайтесь о каком жанре литературы идет речь в этих строках?

— Почему вы считаете, что о сказке?

— Ребята, любите ли вы сказки?

— А что такое сказка? Кто вспомнит? (Устный занимательный рассказ фантастического или бытового характера с установлением на вымысел)

— Какие бывают сказки?

— Каких сказочных персонажей вы знаете?

1. Кто из литературных героев провел на необитаемом острове 28 лет? (Робинзон Крузо)

2. Кто потерпел кораблекрушение в путешествии и был взят в плен лилипутами? (Лемюэль Гулливер)

3. Железные зубы, костяная нога, все люди знают – это баба…(Яга)

4. У отца был мальчик странный,

Но любил папаша сына

5. Фруктово-ягодная страна

В одной из книжек-сказок есть она,

А в ней герой-мальчишка овощной,

Он храбрый, справедливый, озорной. (Чиполлино)

6. Появилась девочка в чашечке цветка

И была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

Вот такая девочка, как она мила. (Дюймовочка)

7. Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал.

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не знает –

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет

К себе на чердак я вернись. (Золушка)

— Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с русской народной волшебной сказкой. Откройте учебники на странице 21 и прочитайте название сказки, которую будем изучать.

— Как вы думаете, о ком пойдет речь в этой сказке? Что можно сказать по названию? (О коне)

— Какие кони бывают по масти?

— Какую роль они играют в жизни человека?

— Чем питаются? Попробуйте представить и описать коня.

— Что они символизируют?

— Как вы себе представляете поле?

— Что может расти на полях? Что сеяли раньше?

— Что символизирует поле?

— Но поле было не только для посадки зерновых и других культур, но также для заготовки травы на зиму животным. (Сено)

— Где хранили его?

— Как вы себе представляете сеновал?

— Кто такие гонцы? Опишите их.

— Что собирали в лесу?

— Во что собирали? (В корзинки, в лукошки)

Первичное чтение.

— Сейчас я вам буду читать выразительно сказку, а вы внимательно следите за сюжетом и аккуратно отмечайте карандашом структурные элементы, которые, на ваш взгляд, там встречаются, а также отмечайте необычные красочные выражения. И попробуйте ярко, образно представить ту обстановку, в которой происходят события, что же в них необычного?

Читайте так же:
О программе Total Body Transformation Workout

а) образцовое чтение учителем.

б) беседа после первичного чтения.

— Так что же необычного в сказке? Что же вам понравилось?

— Что заинтересовало особенно?

— Какие слова были непонятны?

— Почувствовали переживание или восторг персонажей?

— А может что-то вас насторожило?

Вторичное чтение.

— А сейчас мы будем вместе с вами читать, следить за развитием сюжета, поведением персонажей, отмечать структурные элементы, образные выражения, будем их анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственные точки зрения, отстаивать их с помощью текста.

— Прочитайте в полголоса сказку и аккуратно карандашом отметьте структурные элементы, которые вам встретятся, а также необычные красочные выражения.

— Так какие структурные элементы вы отметили?

-А какие образные выражения вы нашли? (Сивка-Бурка вещая каурка,…)

— Итак, прочитайте начало.

— Чем начинается сказка? (Зачином)

— Как вы думаете, почему младшего сына звали Иванушкой-дурачком? Случайно ли это?

— Хорошо, читаем дальше.

— Зачем отец дал детям наказ? (Стеречь пшеницу, чтобы проверить их)

— Ребята, а, как по вашему, почему двое старших сыновей проспали всю ночь, а отцу сказали, что не было никого. ( Ленивые сыновья, но чтобы отец их не наказал, они не сказали ему)

— А почему Иванушка не уснул? (Ответственный, ему самому было интересно узнать)

— Ребята. А как вы думаете, почему Иванушка поверил коню и отпустил его? Какой он здесь.

— Как общались Иванушка и конь? Опишите коня, подобрав синонимический ряд. Какой он?

— А почему Иванушка рассказал братьям про коня?

— Почему братья не поверили ему?

— Ребята, Иванушка ведь мог просто уйти. Зачем он взял лукошко и пошел будто бы по грибы? А какой он здесь?

— Ребята, что необычного в коне? Докажите текстом.

— Какой конь? (Волшебный)

— Как вы думаете, зачем Иванушке нужно влезть коню в правое ухо, а в левое вылезти? С чем это связано?

— Ребята, а на что похоже выражение, которым Иванушка вызывает Сивку-Бурку? (На заклинание)

— А как по вашему, почему в сказке используются заклинания? (Это волшебная сказка, а заклинание обладает магической силой, люди верили в силу заклинания)

— Ребята, а какое число встречается в сказке много раз? (три) Докажите текстом.

— А как вы думаете, почему?

— Какое оно – число три? (Волшебное)

— Люди верили, что это число волшебное.

— Ребята, а как зовут главного героя? (Иванушка дурачок)

— А почему его зовут именно Иванушка-дурачок, а, допустим, не Иван-дурак?

— А как вы считаете как авторы относятся к Иванушке?

— Почему вы так считаете? Где это видно в тексте?

— Ребята, почему Иванушке помогает Сивка-Бурка? Какой предстает перед нами Иванушка? (Хороший, добрый, честный)

— А почему Сивка-Бурка не помогает его братьям? (Они ленивые, злые, завистливые)

— Какой Иванушка? (Глупенький, меленький, он один бы не справился)

— Ребята, а как вы считаете, зачем Елена Прекрасная проводит конкурс женихов? (Узнать кто сильный, ловкий)

— Сколько раз Иванушка пробовал снять перстень с руки Елены? (3)

— Почему именно на третий раз ему удалось это сделать? (Три – число божественное)

-А зачем она надела ему на палец кольцо?

— Как узнала Елена, что Иванушка именно тот жених, которого она долго искала?

Читайте так же:
Рио дмитровское шоссе джинсы

— Какой Иванушка здесь?

— Чем заканчивается сказка?

— Как это выражение называется?

Закрепление изученного.

— Мы с вами разобрали сказку.

— Попробуйте ярко, образно, используя синонимический ряд, описать Иванушку.

Ответы к стр. 31 — 40

? с. 35
Что же случится дальше? Сколько попыток допрыгнуть до окна в тереме сделает Иванушка? Какая по счёту попытка будет удачной? Почему ты так думаешь?
— Прочитайте небольшой фрагмент сказки, который подтвердит (или не подтвердит) ваши предположения, — сказала Евдокия Васильевна.

Надо обратить внимание на фразу «только на три бревна до царевны не допрыгнул». Число «3» — магическое в фольклоре большинства народов мира, и нетрудно догадаться, что Иванушка будет призывать на помощь своего волшебного союзника Сивку-бурку ещё два раза (всего — 3). Конечно же, как настоящий ГЕРОЙ волшебной сказки, он обязан справиться с задачей и допрыгнуть до окна в тереме, где находится Елена Прекрасная, однако сможет выполнить задуманное лишь с третьей попытки.

? с. 36
— А как же закончится эта сказка? — спросил Миша.
У тебя есть предположение? Выскажи его. А теперь прочитай финал сказки.

Пофантазируйте на счёт финала сказки: станет ли Сивка-бурка помогать Иванушке и дальше? Добудет ли Иванушка красавицу Елену для кого-нибудь из старших братьев? А может — для себя? Легко ли догадаться о счастливом конце сказки?

? с. 37
Почему сказка называется «Сивка-бурка»? Можно ли сказать, что Сивка-бурка — волшебный помощник героя? (Опиши его
внешний вид, его способности.) Какой признак тотемного животного в нём есть? (Обрати внимание на строчки, выделенные цветом.) Объясни, в какое ухо волшебного коня надо влезть и из какого вылезти, чтобы попасть из земного мира в волшебный. А чтобы вернуться?

Сивка-бурка — преданный друг и помощник Иванушки; с его помощью тот преодолевает все невзгоды и оказывается «не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом», поэтому сказка и называется «Сивка-бурка». Сивка-бурка — животное волшебное (обратите внимание на его описание: «одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет»); разговаривает с Иванушкой человеческим голосом; имеет прозвище «вещая каурка» (вещий — то есть предвидящий, предсказывающий будущее).

Путешествия Ивана из правого в левое ухо Сивки-бурки сопровождаются яркими переменами во внешности: «Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать!», а в обратную сторону — делают его «по-прежнему Иванушкой-дурачком».

Сивка-бурка обладает признаками тотемного животного, совмещая черты, пусть и необычного, но коня и дракона: из ушей и ноздрей его «дым столбом валит и пламя пышет». На зов Ивана Сивка является как бы ниоткуда. Можно ли предположить, что, подобно дракону, он приходит из Подземного мира? Обсудите с детьми, каким образом Иван перемещается из своего привычного мира, где он Иванушка-дурачок, в мир, где он «молодец молодцом». Правое ухо волшебного коня — это вход и выход в земной мир, а его левое ухо — вход и выход в волшебный мир. Путешествие из правого уха налево приводит ГЕРОЯ в волшебное состояние и в волшебный мир; из левого же уха направо — возвращает к привычной жизни. Вспомните строки А . С . Пушкина «У лукоморья…»: «Идёт направо — песнь заводит // Налево — сказку говорит». «Ходить направо» означает делать и говорить правду (обычный мир); «ходить налево» — сочинять сказки (волшебный мир).

Читайте так же:
Как носить пиджак с джинсами девушкам 2022

? с. 38
Можно ли выполнить задание Елены Прекрасной без волшебного помощника?
— Конечно, нет! — сказала Таня. — С волшебным-то помощником только в третий раз удалось допрыгнуть! На обычной лошади этого точно не сделаешь!
Ты соглашаешься с Таней?
Подумай: а важно ли для царевны то, что до ее окна нельзя допрыгнуть на обычном коне?

Подумайте, а знала ли царевна, что её задание для обычного человека (и обычного коня) невыполнимо? Какого жениха ждала Елена Прекрасная — обычного или обладающего волшебными способностями?

Как же царевна выбирает себе жениха? Что для неё самое главное: ум? красота? богатство? И ли то, что у него есть связь с волшебным миром?

Таким образом, главное качество для царевны — не ум, внешняя красота или богатство жениха, а его связь с волшебным миром.

Является ли Иванушка-дурачок настоящим ГЕРОЕМ волшебной сказки?
Выбери из характеристики ГЕРОЯ, которую дала Евдокия Васильевна, только то, что подходит к Иванушке-дурачку.

Что же делает Иванушку-дурачка настоящим ГЕРОЕМ волшебной сказки? Необходимо обратить внимание на то, что Иван:
а) самый младший в семье;
б) прозван дурачком, то есть житейским умом, видимо, не отличается;
в) из сказки мы узнаём, что старшие братья Ивана — лентяи (вместо того, чтобы стеречь пшеницу, залезают на сеновал и спят всю ночь); тогда как Иванушка не только не спит, но и при ловле Сивки-бурки проявляет чудеса храбрости и ловкости;
г) он приобретает волшебного помощника и связь с волшебным миром.

А какая из характеристик, данных Евдокией Васильевной, не подходит Иванушке? Не известно, какого роста Иван и его братья, то есть нельзя сказать, что наш герой мал ростом, а его братья высокие. В любом случае, Иван — дурачок: во время пира «он за печкой сидит, одежонка на нём худая, лаптишки рваные».

— Может быть, вы читали сказки «Гуси-лебеди» и «Иван-царевич, Жар-птица и серый волк»? — спросила Евдокия Васильевна. — Какое дерево в каждой из них является волшебным?
Ты можешь ответить на этот вопрос?

В обеих сказках волшебным (тотемным) деревом является яблоня: в сказке «Гуси-лебеди» яблоня прячет детей от злых помощников Бабы-Яги, а в «Иване-царевиче» Жар-птица клюёт золотые яблочки с яблони в саду царя — отца Ивана.

? с. 39 — 40 Дерево Вак-Вак.
— Можно ли в данном случае сказать, что тотемное растение и тотемные животные слились в единое целое? — спросила Евдокия Васильевна.
А ты как думаешь?

Внимательно рассмотрите рисунок на с. 39: на Севере или на Юге растёт это чудо-дерево? У него обычные листья? А плоды? (Вместо плодов изображены головы разных зверей, а также голова прекрасной девы, и дерево может разговаривать на всех языках мира.)

Действительно, в дереве Вак-Вак тотемное растение и тотемные животные слились в единое целое.

Голосами каких животных говорило дерево Вак-Вак? Удалось ли тебе обнаружить хотя бы один его плод?

Сколько плодов насчитали? Какие это животные? (Можно разглядеть головы коня, быка, тигра, леопарда, козы, медведя, волка, оленя, ягнёнка и т. д.) Обнаружили ли вы прекрасную деву?
Очевидно, что дерево Вак-Вак говорит голосами тех животных и людей, головы которых являются его плодами.

— А о чём Искандер беседует с деревом? — поинтересовался Миша.
Можешь объяснить, почему дерево Вак-Вак обладало таким абсолютным знанием и такой силой убеждать?
В каких ещё сказках есть чудесное, волшебное дерево?

Читайте так же:
Crafted goods angelo litrico джинсы

Волшебное дерево Вак-Вак обладает абсолютным знанием, потому что в нём живут тотемные животные и растения — основатели и охранители людского рода. Оно владеет даром убеждения, потому что его плоды — животные и волшебные девы — способны передавать эти знания на всех языках мира.

Можно вспомнить и назвать много сказок, где действует чудесное дерево, — например, «Гуси-лебеди».

Эпитеты сказки сивка бурка

Вопрос по литературе:

Композиция сказки сивка-бурка и средства выразительности

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок — бесплатно!

  • 23.02.2016 18:48
  • Литература
  • remove_red_eye 17799
  • thumb_up 44
Ответы и объяснения 2

В волшебной сказке перед слушателем возникает иной, чем в сказках о животных, особый, таинственный мир. В нем действуют необыкновенные фантастические герои, добро и правда побеждают тьму, зло и ложь.
Некоторые из волшебных сказок тесно связаны с мифологическими представлениями. Такие образы, как Морозко, Водяной, Солнце, Ветер, связаны со стихийными силами природы. Наиболее популярными из русских сказок являются: «Три царства», «Волшебное кольцо», «Перышко Финиста – ясна сокола», «Царевна-лягушка», «Кащей Бессмертный», «Марья Моревна», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Сивка-Бурка», «Морозко» и др.
Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича.
Зачин сказки изобилует бытовыми картинами и мало чем напоминает о волшебных обстоятельствах. В нем сообщаются обычные бытовые сведения: жил мужик, пришло время – он пошел в солдаты, в его отсутствие родились близнецы-мальчики, которых назвали Иванами – «солдатскими сыновьями».
Рядом с основными героями в волшебной сказке всегда чудесные помощники: Серый волк, Сивка-Бурка, Объедало, Опивало, Дубыня и Усыня и др. Они владеют чудесными средствами: ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка. Образы положительных героев в волшебных сказках, помощники и чудесные предметы выражают народные мечты.
Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч) . Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг.
В волшебных сказках троекратно повторяются эпизоды (с тремя змеями бьется на Калиновом мосту Иван-царевич, трех прекрасных царевен спасает Иван в подземном царстве) .
Сказка «Два Ивана – солдатских сына» сочетает все элементы волшебной сказки: композицию, трехкратное повторение эпизодов и действий героев, развитие сюжета, положительных героев и противопоставление им отрицательных чудовищ, чудесные превращения и предметы, использование изобразительно-выразительных средств (постоянных эпитетов, устойчивых фольклорных формул) . В сказке утверждается добро и развенчивается зло. как то так
Между завязкой и кульминацией развитие действия пропустили, и кстати кульминация в некоторых случаях может совпадать с развязкой, а эпилога может и не быть.

Энциклопедия сказочных героев

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

суббота, 17 марта 2018 г.

«Сивка-бурка»

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

Жанр: народная волшебная сказка

  1. Иван дурак, на самом деле очень умный и красивый парень. Умеет хитрить, умеет пустить пыль в глаза, втайне подсмеивается над братьями
  2. Братья Ивана, чванливые и заносчивые, были слишком высокого о себе мнения
  3. Отец братьев, старый крестьянин
  4. Царь, просто царь
  5. Царевна, молодая и очень красивая, добрая и справедливая, не обратила внимания на внешний вид Ивана
  6. Сивка-бурка, разношерстный волшебный конь, верный друг и товарищ.
  1. Старик и три его сына
  2. Пшеница
  3. Старшие братья в карауле
  4. Иван в дозоре
  5. Сивка-бурка
  6. Глашатаи царя
  7. Первая попытка Ивана
  8. Два венца
  9. Перстень и поцелуй
  10. Перстень под тряпочкой
  11. Царский пир
  12. Царевна и Иван.
  1. Старик посылает сыновей сторожить пшеницу, но старшие спят, а Иван ловит Сивку-бурку
  2. Царь объявляет что кто до царевны допрыгнет, за того ее замуж отдаст
  3. Старшие братья уехали, а Иван позвал Сивку-бурку и три венца не допрыгнул
  4. На второй раз два венца Иван не допрыгнул
  5. На третий раз допрыгнул Иван до царевны, снял перстень, под тряпочкой его спрятал
  6. Созвал царь пир, узнала царевна Ивана и свадьбу сыграли.
Читайте так же:
Чем занималась олечка розова до истории с воротником

Чему учит сказка «Сивка-бурка»
Эта сказка учит нас не судить о человеке по его внешнему виду, не поддаваться стереотипам, иметь свою голову на плечах. Учит честно выполнять свои обязанности, не спать на рабочем месте. Учит не хвалится раньше времени своими достижениями. Учит делать сюрпризы.

Отзыв на сказку «Сивка-бурка»
Эта сказка мне очень нравится, ее главный герой Иванушка несправедливо назывался дураком, хотя был много умнее и хитрее своих братьев. Вот только он свою хитрость на показ не выставлял. За то и царевна досталась ему, и конь верный, волшебный, да и сам Иван оказывается был красавцем. Читать эту сказу интересно и занимательно.

  1. Волшебные существа — конь Сивка-бурка
  2. Волшебные превращения — иван превращался в доброго молодца
  3. Троекратные повторы — три венца, три попытки, три брата, три ночи, три дня.

Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Сивка-бурка»
Было у одного старика три сына и младший сын был дурак-дураком.
Повадился как-то кто-то пшеницу топтать, и послал старик сыновей караулить поле, вора ловить.
Старший сын пришел, лег спать и всю ночь проспал. Также сделал и средний сын. А младший пришел, сел на камень и стал сторожить.
Прискакал тут конь разношерстный и начал пшеницу есть и топтать. Закинул на него Иван аркан и поймал коня. А конь молит его отпустить, обещает помочь и волшебные слова говорит.
Отпустил Иван и пшеницу с тех пор никто не топтал.
Тут царь клич бросил, кто допрыгнет до терема царевны и сорвет у царевны перстень с руки, быть тому мужем царевны.
Поехали старшие братья в город, а Ивана не взяли. Иван пошел за грибами, выбросил лукошко и Сивку-Бурку позвал. Залез водно ухо, из другого вылез, и молодцом стал. Поехал Иван в город. Хлестнул коня, конь три венца до царевны не допрыгнул. Иван хлестнул братьев и ускакал.
Братья вернулись домой, про молодца рассказывают, а Иван лежит на печи, посмеивается.
На второй день два венца не допрыгнул Иван, а братьев снова хлестнул.
Ну а а третий день допрыгнул конь, поцеловал Иван царевну и перстень с руки снял. Домой вернулся, руку тряпочкой обмотал, вроде на сучок наткнулся.
Лежит на печи перстнем любуется, а братья на него ругаются, чтобы с огнем не играл.
Через три дня царь всех собирает на пир. Поехал и старик с сыновьями. На пиру царевна всех гостей медом обносит, суженного ищет. Увидела тряпочку у Ивана, сняла его, а там перстень сияет.
Признала царевна Ивана. Отмыли Ивана и стал он молодцом-красавцем. Тут и свадьбу сыграли.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector