Uspoloassn.su

Модные новинки
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Каким был импортный гардероб в СССР

Каким был импортный гардероб в СССР

Мы им – сибирские меха и каспийскую икру, они нам – югославские ботинки и венгерский горошек. Мы им – фотокамеры и часы, они нам – магнитофоны и видеокассеты. Мы им – матрешек с балалайками, они нам – баночное пиво и эротическую литературу. Почему импорт и экспорт в СССР были историей великого обмена, грандиозных экономических побед, а порой и скандальных провалов?

Мужские костюмы, ладно сидящие по фигуре. Уютная домашняя обувь. Кожаные ремни, кошельки и перчатки. Духи «Быть может» в бело-голубой коробочке. В 1962-м году в Москве открылась польская «Ванда» – первый фирменный магазин социалистических стран. Жители столицы смогли разнообразить своих скромные гардеробы.

Кто-то сокрушался, что Советский Союз с его плановой экономикой никак не поспевает за модой. Кто-то презрительно отзывался: ширпотреб! Ну, кому нужна эта мода в Сибири, в колхозах, на БАМе? Но большинство все же мечтало выглядеть хорошо.

«Главная причина – неэффективность советской экономики, а вторая – в 70 годы взят курс на повышение материального и культурного уровня народа, и вот эти прорехи экономики советской надо было закрывать, и это делали импортом», – рассказала доцент кафедры истории и философии РЭУ им. Плеханова Антонина Фомина.

СЭВ, или Совет экономической взаимопомощи, – организация была создана в 1949-м году при участии СССР, Чехословакии, Польши, Румынии, Венгрии и Болгарии. Магазины именно этих стран появились в Москве в брежневскую эпоху. Советский Союз платил за товары коллективной валютой стран СЭВ – так называемыми переводными рублями. Или обменивал по бартеру.

«Рядом с нашим домом был югославский магазин. И «Лейпциг», немецкий магазин. Были знакомые, которые жили недалеко: «Слушайте, там туфли хорошие продаются». Мы садились в автобус, становились в очередь. Сколько времени мы тратили в этих очередях. Это страшно подумать. Почему нельзя было делать импорт в нормальных количествах, чтобы хватило всем?» – вспоминает певица Этери Бериашвили.

Самыми востребованными были югославские магазины «Белград» и «Ядран». Они были не всегда, появились достаточно поздно. При этом импортом торговали не только магазины соцстран. Встречались заграничные вещи и в крупных городских универмагах. «Эти изделия могли появиться и в обычных каких-то магазинах в конце месяца, чтобы сделать план. Первым делом покупали на отложенные деньги не кухню, которая была нужна в этот момент, а кожаное пальто, потому что сейчас есть, а потом его уже не будет. Да, кожаное пальто стоило дорого. Импортное пальто с меховым воротником стоило, как сейчас помню, 500 рублей. Это было дорого, но это было красиво и качественно», – вспоминает Фомина.

Даже дорогой импорт быстро исчезал с прилавков. «Мой товарищ случайно был в ГУМе, и в это время выбросили какие-то мужские чешские ботинки. Идет домой по улице Горького и встречает приятеля, которого не видел несколько лет. И тот у него спрашивает: «Ты откуда идешь?» Отвечает: «Да вот из ГУМа, там чешские ботинки выбросили. Тот сразу: «А на мою долю почему не взял?!», – рассказывает писатель, журналист Александр Хорт.

Советские граждане импортными вещами не были избалованы. Ценилось все – от качественного нижнего белья и тонкого трикотажа до курток и пальто. К 70-м годам в СССР все сильнее ощущается влияние Запада, в частности, зарубежной моды. На импортные туфельки тратили половину зарплаты, на сапоги и вовсе целое состояние.

«Привезли мне сапоги за 120 рублей. Ну как маме сказать, что они такие дорогие? Чулки, сапоги стоили по 80 рублей. Ну, купили, а что делать? Как-то выкарабкивались. От получки до получки», – говорит бывший редактор фирмы звукозаписи «Мелодия» Юлия Сапрыкина.

«Я пошла работать на месяц в НИИ, была секретарем у какого-то начальника и заработала первые деньги, на которые пошла и купила югославские туфли, они стоили 24 рубля. Я помню это, потому что у меня был жуткий спор с родителями, они не понимали, как это так – ты должна первые деньги в семью принести, а я говорила: «Нет, это мои деньги, я куплю себе туфли!», – рассказала актриса, режиссер, сценарист Елена Тонунц.

Удобная колодка, мягкая кожа, модный фасон – в продукции югославских фабрик все было прекрасно. «Слово «югославское» значило все. А если говорили «итальянские сапоги» – считайте, что у девушки микроинсульт. Ей не важно было, какой модели и за какой год», – говорит историк моды Александр Васильев.

Относительно доступны были вещи из Польши, Болгарии, Чехословакии. Товары из Югославии и Австрии считались более элитными. А итальянские и французские – просто шик. Кожаные сумки с диковинным орнаментом, сарафаны с блестками и золотой вышивкой, джинсы и куртки неведомой фирмы «Авис», зато в три раза дешевле европейских. Всем этим импортом москвичи и приезжие закупались в редких индийских магазинах.

Читайте так же:
Проверочное слово к слову «варежка»

«Это был бум в 80-е годы. Индийских товаров стало много, эти платья закупались, они были национального и европейского плана. Их и укорачивали, делали более современными, меняли рукава. А вот качество было очень приличным, и шили они в рамках той моды, которая была», – рассказала Фомина.

Почти весь неевропейский импорт советские граждане воспринимали как экзотику. В те годы невозможно было поверить, что когда-нибудь в будущем все магазины заполонят китайские вещи. Товарообмен с Китаем был очень нестабильным: две империи не нашли общего политического языка.

«Китайские товары тогда были очень качественные: габардиновые пальто, кожаные перчатки, обувь, пуховые кофточки не из козы, а лебяжьего пуха, они были очень долговечными. Но, как известно, с конца 60 годов у нас во взаимоотношениях начались проблемы. И многое изменилось», – заявила Фомина.

Некоторое время, в 60-е, продавалась в СССР и одежда из Японии, но дельцы из страны восходящего солнца чересчур завысили цены: пришлось от японского ширпотреба отказаться.

Кто стремился одеться в импортный ширпотреб? Прежде всего, актрисы и дикторы телевидения: им надо выглядеть на все сто. Жены правительственных чиновников и генералов – им надо было подчеркнуть социальный статус. А в период застоя за модным импортом погнались одинокие женщины – в попытках привлечь мужчину.

Ассортимент магазинов соцстран давно изучен и уже не так интересен. Модницы находили иные способы обзавестись импортом. Неброские стеклянные витрины, неприметное расположение – они находились далеко не на самых оживленных улицах. С виду – обычный универмаг. Да и название скромное – «Березка». Но пускали сюда далеко не каждого.

«Архитектурный проект был очень простым, точно так же строились и гастрономы, другие магазины, нормальная одноэтажная стекляшка с вывеской «Березка», и отличие было не только в вывеске, но и в содержании. В соседней стекляшке нельзя было купить то, что продавалось в «Березке», а внешне это был обыкновенный и даже скучноватый дизайн», – рассказала публицист Галина Иванкина.

По стране бытовали разные варианты названий подобных магазинов: в Киеве – «Каштан», в Риге – «Дзинтарс», в портовых городах – «Альбатрос». Общее у них одно – продажа товаров строго за валюту или чеки Внешпосылторга.

«Были девочки, у которых были родители дипломаты или торговые представители, они ездили за границу, получали сертификаты вместо суточных, могли пойти в «Березку». Там можно было купить очень красивую одежду, очень модную и приличную. Я помню, когда я вышла замуж, мне муж купил в «Березке» платье, брюки, и это было самое большое счастье, которое только могло быть, потому что все это было качественно, модно и такого не было ни у кого», – вспоминает Елена Тонунц.

В «Березках» редко продавали ультра-модные вещи. Сотрудники Внешторга старались отбирать у иностранных поставщиков одежду и обувь классического кроя – для стопроцентной раскупаемости.

Полную версию программы «Достояние республик» смотрите на сайте телеканала «МИР».

Мужские Джинсы индийские

Великолепные мужские джинсы выполнены из 100% качественного индийского хлопка. Синии линялый цвет стал настоящим трендом этого напротяжении уже многих лет! Изделие декорировано тертым эффектом и перманентными складками. Модель имеет среднюю посадку, брю.

Джинсы Calvin Klein Jeans происхождение бренда США производство Индия материал 93 хлопок 5 полиэстер 2 эластан особенности модели slim заужены книзу пять карманов джинсы застегиваются на молнию и болт посадка спереди 26 см сзади 37 см для размера.

Джинсы Calvin Klein Jeans происхождение бренда США производство Индия материал 93 хлопок 5 полиэстер 2 эластан особенности модели slim заужены книзу пять карманов джинсы застегиваются на молнию и болт посадка спереди 26 см сзади 37 см для размера.

Зауженные джинсы Levis Все дело в джинсах Классическая талия Шлёвки Пять карманов Узкий крой Облегающая модель, классическая талия

Артикул: M42103A61EC Цвет: темно-синий Состав: 100% хлопок Описание: Изделие выполнено из джинсовой ткани средней плотности, застежка на молнии. Уход за изделием: стирка при 40°С, химчистка Страна дизайна: Индия Страна производства: Индия.

Джинсы ScotchSoda происхождение бренда Нидерланды производство Индия материал 985 хлопок 15 эластан модель джинсов Tye особенности модели slim carrot fit заужены книзу пять карманов джинсы застегиваются на молнию и болт посадка спереди 25 см сзад.

Артикул: 50228401/250 Цвет: коричневый Состав: 100% хлопок Особенности: изделие выполнено из вельвета средней плотности, застежка на молнию Параметры изделия: для размера 33/48: обхват талии 82 см, длина внутреннего шагового шва 85 см, длина .

Читайте так же:
Что такое перлы для венца

Артикул: M42101A61ES Цвет: темно-синий Состав: 98.5% хлопок, 1.5% лайкра Описание: Изделие выполнено из джинсовой ткани средней плотности, застежка на молнии. Уход за изделием: стирка при 40° С, химчистка Страна дизайна: Индия Страна произ.

Джинсы Calvin Klein Jeans происхождение бренда США производство Индия материал 93 хлопок 5 полиэстер 2 эластан особенности модели slim заужены книзу пять карманов джинсы застегиваются на молнию и болт посадка спереди 26 см сзади 37 см для размера.

Артикул: 60867_OLB ВАР.1 Цвет: черный Состав: ткань верха: джинс с прорезиненным покрытием, 100% хлопок Описание: стильные джинсы из денима с модным прорезиненным покрытием на тонкой трикотажной подкладке. Силуэт regular и регулировка полноты в.

Артикул: 62597_OLB ВАР.1 Цвет: серый Состав: 98% хлопок, 2% эластан Описание: стильные джинсы классического кроя с эффектом потертости. Гармонично смотрятся с футболками и рубашками. Страна дизайна: Россия Страна производства: Индия Упаков.

Джинсы ScotchSoda происхождение бренда Нидерланды производство Индия материал 845 хлопок 14 полиэстер 15 эластан модель джинсов Ralston особенности модели regular slim fit заужены книзу пять карманов джинсы застегиваются на болты посадка спереди .

Артикул: M1043 487 Цвет: синий Состав: 100% хлопок Описание: изделие выполнено из джинсовой ткани средней плотности, застежка на молнии Уход за изделием: стирка при 30 С Страна дизайна: Индия Страна производства: Индия Упаковка: полиэти.

Джинсы ScotchSoda происхождение бренда Нидерланды производство Индия материал 845 хлопок 14 полиэстер 15 эластан модель джинсов Vernon особенности модели regular straight fit заужены книзу пять карманов джинсы застегиваются на болты посадка сперед.

Джинсы-техасы

Я не помню отчетливо тот момент, когда в мою жизнь проникло такое явление как джинсы. 1970-е – начало 1980-х гг. – это время, когда джинсами измеряли всё. О джинсах в те годы написано много и, кажется, добавить уже нечего. Они и объект поклонения, и своего рода валюта, и предел мечтаний, и демонстрация статуса, и многое другое.

Моё первое обладание джинсами случилось в те смутные времена, когда они ещё не совсем сошли с небес на землю, обретаясь в мифологической неопределённости и понятийной путанице своих адептов.

Мы с родителями поехали на толчок. Был такой период в 70-е годы, когда власть закрывала глаза на эти рассадники спекуляции, и толчки, преимущественно в виде вещевых рынков, существовали почти свободно. Где-то ближе к 80-м годам с ними начали бороться, но тоже как-то неубедительно, можно сказать, компромиссно. В Армавире толчок закрыли, но оставили в Невинномысске, куда перекочевали все местные спекулянты и мы вслед за ними. Там родители купили мне первую статусную шапку из светлого меха нутрии, но это уже другая история.
В нашем городе толчок располагался на улице Советской Армии, где-то в промежутке между Краснодарской и Урицкого. Сейчас на этом месте довольно большая заправка. В те годы это был пустырь, который в один из выходных дней превращался в толчок. Надо думать, что поездки на толчок заменяли родителями посещение музеев, выставочных залов, светских раутов, презентаций и показов высокой моды, придавая выходным дням ярких красок, а будням – смысла, суть которого сводилась к ожиданию выходных. В один из таких дней мы и поехали на толчок. Честно говоря, я очень смутно помню саму эту «тусовку»: какие-то люди, какие-то вещи, что-то говорят, вот и всё. Но главным был итог. Родители купили мне брюки.

К этому времени у меня уже сформировался базовый набор ценностных признаков джинсов, и одной из его составляющих был синий цвет. Мои брюки по виду напоминали джинсы, там были и двойные наружные швы и накладные карманы и т.п., но они были песочного цвета. Понимание того, что джинсы могут быть не только синими к тому времени ещё не дошло до моего (и не только до моего) сознания. Джинсы должны быть синими, так считал я, и так считали мои родители, а если брюки по форме джинсы, но по цвету нет, значит это и не джинсы вовсе. А тогда что? Ну не просто же брюки? На просто брюки они не похожи.

Я не знаю, как решилась эта ментальная проблема. Возможно, ответ подсказал находчивый продавец, попутно сбросив цену на нестандартную вещь. Так или иначе, я стал обладателем этих брюк. Временно остановимся на этом простом понятии.

В истории человечества есть примеры, когда не только корабли получали собственные имена. Были и другие, особо ценные и значимые предметы, уникальные и таинственные, наделенные свойствами, сути которых до конца не понимали даже их владельцы. Они тоже получали свои имена. Чаще всего это были мечи. В литературе мне встречалось такое суждение, что рыцарь без оружия чувствовал себя раздетым. Я, наконец, был одет, но моим брюкам не хватало имени, столь же звучного как «джинсы».

Читайте так же:
Mimino girl толстовка перевод Немного об одежде

Я понятия не имею, откуда взялось то слово. Может быть, оно было написано где-то на бирке, может быть, его изобрел тот же пройдоха-продавец, может быть, оно в те времена плутало в потемках незрелого понятийного ряда джинсового культа, но оно родилось. «Техасы» — вот имя моих брюк, которые с этого момента перестали быть просто брюками. В этом имени было все: и песочный оттенок знойного южного штата, и гиканье ковбоев, и свист пустынного ветра. Но самое главное, я был такой один, я противостоял банальной темно-синей джинсовой волне, я был первым в новом направлении обладателей техасов.

С такими ощущениями я впервые вышел в техасах во двор. Там я встретил двух соседских мальчишек. Они были братьями. Увидев меня, они поинтересовались, что на мне надето. Я гордо познакомил их с техасами. Зависть и соперничество со мной, особенно в вещах неформального свойства, были доминирующими чувствами этих моих «друзей детства». Они скептически посмотрели на техасы, но промолчали, видимо, потому что пантеон джинсовых образов был ещё не до конца сформирован. После этого мы начали делать то, что и всегда делали во дворе: играть во что-то подвижное. Наверное, техасы придавали мне особой уверенности в себе, иначе трудно объяснить, как я умудрился поскользнуться прямо на бегу и свалиться в грязную лужу. Мне кажется, что в этот момент я подарил моим «друзьям» одно из самых ярких впечатлений их детства, благодаря которому они смогли признать его счастливым.

Моему же горю не было предела. Оно было безутешным. Серьезно. «Безутешное» — это именно то прилагательное что нужно. Если разбить дорогую фарфоровую вазу, то её можно аккуратно склеить, но она уже никогда не будет такой как прежде. Что-то подобное я почувствовал в тот момент. Я совершенно не помню реакцию матери, равно как и то, как я носил и носил ли вообще свои техасы после их падения.

А победная поступь джинсов продолжалась.

В лексикон входили понятия «Левис», «Ли», «Монтана» и «Вранглер». Это была высшая лига. Я застал ещё джинсы клёш. Они должны были быть в обтяжку, то есть максимально облегать всё то, что в них размещалось выше колена. А ниже они расходились в широкие колокола, в итоге полностью скрывая ступню. В таких джинсах было довольно трудно сидеть, но кого это беспокоило.

Главным признаком джинсов было то, что они должны были «тереться». Джинсы, которые не терлись, джинсами считаться не могли. Такие стали со временем производить где-то в Новороссийске, и лично для меня этот город с той поры стал «Новоро́сом». Джинсы из Новороса никак не хотели тереться. Для того чтобы заставить их это делать мы использовали разные способы. Самым распространенным был кирпич. Мы надевали джинсы, брали обычный кирпич и его гладкой поверхностью усиленно терли по верхней части бедер. Джинсы должны были начать «вытераться» прежде всего именно здесь. К сожалению, это не помогало. Вместо кирпича некоторые использовали бритвенный станок. Результат был тем же.

Ажиотаж подогревался всякими рассказами о том, как могут вытираться фирменные джинсы. Самой экзотичной была притча о том, что есть такие джинсы, которые де когда новые, то как обычные, а когда начинают вытираться, то на высветленных местах проявляются изображения американских долларов. Ф-у-у-ух, вот это да!

А новороссийские не терлись, хоть тресни. И тогда я придумал, как мне казалось, оригинальное решение. У нас в сарае валялся рулон очень широкой изоленты, не меньше, чем сантиметров в 40. Такой обматывали трубы на нефтепроводах. Я вы́резал из неё форму передней части брюк, а потом, в тех местах, где джинсы должны были протираться (бедра и карманы), я сделал прорези. То есть, я сделал как бы трафарет «потертости» джинс. Затем я наклеил это спереди на брюки и вывесил их на солнце. По моей мысли, открытая часть должна была выгореть, а спрятанная под изолентой сохранить свой цвет, и тогда это будет выглядеть как реальная джинсовая потертость. Не помню точно, сколько времени длился этот эксперимент, но с технической точки зрения он увенчался полным успехом. Всё получилось так, как я и предполагал. Правда, на настоящую джинсовую потертость это вообще не было похоже. По большому счету, брюки были испорчены.

Читайте так же:
Как защитить джинсы от протирания между ног

Мои первые настоящие джинсы появились у меня только в 9 классе. Это был «Авис». Джинсы этой модели, наряду с «Индиго» и «Райфл» в элиту не входили. Особое место занимали джинсы «Кит Карсон». Конечно, они тоже не были высшим сортом, однако существовала легенда, что их делали и носили американские индейцы, что меняло дело, учитывая их романтический образ, сформированный у нас фильмами ГДРовской киностудии «Дефа».

Ажиотаж вокруг джинсов по 200, 220 и даже 250 рублей меня не коснулся. Для нашей семьи, где отец и мать зарабатывали сумму немногим большую на двоих за целый месяц, это было явно не по карману. Поэтому мои первые джинсы были одной из капель волны, хлынувшей на СССР, по-моему, из Индии, где-то в начале 1980-х. Этот тайфун я бы назвал «Всё по 100 рублей».

Я впервые увидел джинсы, свободно лежащими на прилавке, в универмаге «Московский». Я стоял и смотрел на них. Абсолютно все размеры стоили одинаково – 100 рублей. Строго говоря, джинсы не лежали на прилавке, а висели на стене за ним, что более соответствовало их статусу произведения искусства. Меня поражала некая неестественность ситуации: джинсы просто так висят на стене магазина, и их можно свободно купить. Я действительно отчетливо помню момент, когда впервые увидел джинсы в магазине. Что-то изменилось в моем мире, и мир изменился вокруг меня.

Джинсовая контрабанда в СССР — История джинсов за «железным занавесом»

Джинсовая контрабанда в СССР - История джинсов за «железным занавесом»

«Почему Советский Союз не смог создать свою пару джинсов Levi’s 501 так же хорошо как они это сделали с атомной бомбой?» — Нил Фергюсон (Niall Ferguson), Цивилизация: Запад и остальной мир.

«В джинсах и рок-н-ролле больше власти, чем во всей Красной армии », — сказал французский философ Реджис Дебре, и это высказывание имело не просто символическое значение. Американские фирменные джинсы были символом свободы и успеха, исходящим из-за “железного занавеса” и поневоле стали элементом американской пропаганды. Огромное количество молодых людей в Советском Союзе, вместо того, чтобы носить обычную традиционную одежду, которую надевали их родители, стремились выглядеть как их кумиры кино и западные рок-звезды, поэтому они были готовы отдать за это любые деньги.

Проблема была в том, что джинсовую ткань было очень сложно найти. Хотя не было прямого запрета носить джинсы, но в свободной продаже их найти было невозможно, поэтому их доставали на «черном» рынке, где орудовали фарцовщики. Самыми востребованными предметами были джинсы, вельветовые штаны и кожаные куртки, привезенные дипломатами, туристами, моряками и военными советниками и перепроданные по очень завышенным ценам.

На черном рынке начал появляться жаргон, который использовали, как и для джинсовой ткани, так и для всех западных товаров. Даже само слово «джинс» — это калька с английского слова «jeans». В Чехи их называли «джинсы Техас», или «брюками техасцев». Те, кто покупал и перепродавал иностранные товары были фарцовщиками, а в обмен они могли получать меховые шапки или красную икру. Сотрудники правоохранительных органов даже использовали неофициальный термин «джинсовые преступления» за нарушения, связанные с нелегальным приобретением джинсовой ткани.

Предоставлено http://www.glogster.com/

Предоставлено http://www.glogster.com/

Фраза «полиция моды», в СССР звучало очень серьезно, и относилась к реальным преступлениям. В одной статье 1978 года в грузинской газете «Заря Востока» рассказывается о пяти молодых коммунистах, которые нанесли прохожему ножевые ранения, чтобы забрать джинсы. Еще в 1963 году пара девушек ограбила двух других девушек, напавши на них с ножом и двумя бритвами, порезав лицо одной из них.

Известны, конечно, и другие, менее жестокие методы получения джинсовой ткани. В 1972 году в журнале Life Magazine вышла статья с заголовком «Американские студенты финансировали свои летние европейские путешествия, продавая ненужные джинсы Levi’s», и действительно, к западным туристам постоянно обращались молодые люди с Советского Союза, предлагая огромные суммы, чтобы купить их джинсы. Они могли стоить двести рублей, что составляло неплохую месячную зарплату советского работника.

Так почему бы не сделать качественный советский деним, который смог бы конкурировать с американскими брендами? С одной стороны, производство джинсов стало бы реакцией на потребительский спрос, а не на предложение партии, и, таким образом, выглядело бы невыносимо капиталистическим предприятием. И там, где жители Запада видели простую проблему, которую можно было бы так же просто решить, удовлетворив спрос нужным продуктом, правительство видело симптом глубокого разложения ценностей. Это был принципиальный этический вопрос, а не проблема технологии. Как говорится в статье Lodi News Sentinel 1981 года: «Все эти «престижные» товары не имеют ничего общего с этикой или моралью».

Читайте так же:
Как называются гольфы только длиннее

Изображение предоставлено Джастином Петроне

Изображение предоставлено Джастином Петроне

Тот факт, что молодые люди были настолько одержимы материальным продуктом, противоречил партийной идеологии. Представители старшего поколения сетовали на замену материальных благ духовными. Джинсовая культура представлялась одним из видов мещанства, и лозунги, подобные «процветанию без культуры» и «хищному потреблению», прочно вошли в анти-джинсовую риторику. Родителей могли наказать за то, что они баловали своих детей, и поощряли говорить с ними о моде только в контексте интеллектуального, морального и социального развития.

Сам деним считался, например, в Восточной Германии «воплощением англосаксонского культурного империализма». В статье «Guardian» 1979 года говорилось, что «официальная советская доктрина считала, что западные джинсы, облегающие фигуру, являются символом западного декаданса, и, таким образом, их следует избегать по тем же причинам, что и порнографию». Такую же реакцию должна была испытать американская общественность, когда в 1944-м журнал Life впервые опубликовал фото женщин в джинсовых брюках.

Шокирующие. Изображение предоставлено Vintag.Es

Шокирующие. Изображение предоставлено Vintag.Es

Но после того, как вся эта философия не помогла повернуть вспять джинсовые потоки, советское руководство смягчилось. Во-первых, была совершена попытка производить и популяризировать собственные джинсы: в 1975 году министерство легкой промышленности начало производить советскую джинсовую ткань, что, не имело большого успеха, так как качество не соответствовало американской джинсовой ткани.

Еще в 1984 году читатель написал в ежедневную советскую газету «Правда»: «Когда вы сможете сделать джинсы лучше, чем Levi’s, тогда и можно говорить о национальной гордости».

Кроме того, сложный способ получения самих джинсов ассоциировался с бунтарским духом западных звезд, которые и сделали джинсы культовыми: Мэрилин Монро, Элвисом Пресли, Марлоном Брандо и даже с ковбоем Мальборо. В подпольных цехах пришивали американскую фурнитуру и задний карман на советские джинсы и продавали их по завышенным ценам, но покупателям было все равно, главное, чтобы все окружающие считали, что это оригинал. В Италии вторыми по популярности джинсами после Levi’s были поддельные Levi’s. Это был не просто деним, это была возможность почувствовать себя звездой.

Брюс Спрингстин. 1984. Рожден в США.

Брюс Спрингстин. 1984. Рожден в США.

В конце 1970-х годов правительство было близко к тому, чтобы полностью уступить. Венгрия в партнерстве с Levi-Strauss открыла новое производственное предприятие, и завод добился огромных экономических успехов. К 1979 году Blue Bell подписали соглашение о сотрудничестве для производства джинсов Wrangler. После более чем года переговоров казалось, что в Москве вот-вот откроется свой американский завод по производству денима. Но бойкот московских Олимпийских игр 1980 года Джимми Картера привел к полному прекращению переговоров: директор Levi-Strauss сказал: «Не будет команды США, не будет джинсов». Лишь спустя десятилетие «железный занавес» рухнул, и джинсы в России стали, наконец, доступны.

Присущий джинсам стиль и образ подрывали культурную пропаганду. В качестве аргумента против капитализма советские телепрограммы выбирали кадры из худших частей Америки для показа на Родине, но, как вспоминал один очевидец, в этих кадрах о городской бедности капиталистов даже бездомные носили джинсы. Советские граждане начали понимать, что все эти люди не могли быть такими бедными и несчастными и носить брюки, которые сами граждане не могли себе позволить. И если раньше их волновало «почему Соединенные Штаты так плохо относятся к афроамериканцам?», то теперь они спрашивали сотрудников американского посольства: «Правда ли, что в Америке есть магазины, где продаются 16 разных марок джинсов?»

Бывший президент Джимми Картер в джинсовой одежде на Tonight Show. Изображение предоставлено: The Guardian

Бывший президент Джимми Картер в джинсовой одежде на Tonight Show. Изображение предоставлено: The Guardian

Когда рухнула Берлинская стена, Rifle Jeans открыли свой первый магазин на Красной площади. Итальянская компания начала производство Perestroika Jeans. В своей книге «Джинсы» Джеймс Салливан цитирует президента Совета по джинсовой ткани, описывая джинсовую ткань как «великолепный флаг, который прославляет США по всему миру».

Был ли этот флаг благоприятным или зловещим, в конечном итоге зависит от перспективы. Но в любом случае он означал революцию, как для молодых людей Запада в погоне за свободной любовью, так и для молодых советских граждан одетых в джинсы, которые носили, как отмечает Нил Фергюсон, каждый американский президент после Ричарда Никсона

Разрешается использование материалов блога в прессе или (и) других электронных средствах информации, после предварительного согласования и письменного разрешения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector