Веселый ветерок. Комплекс упражнения для развития дыхания. методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Веселый ветерок. Комплекс упражнения для развития дыхания. методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме
Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста
Методическая разработка «Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста».
Автор: Туркина Ирина Николаевна – музыкальный руководитель Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8» села Визинга, Сысольского района, Республики Коми. Описание работы: В данной работе представлены дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста с использованием небольших авторских стихотворений, которые доступны и понятны в поэтапном описании. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям дошкольных учреждений и, конечно же, родителям. Цель: Научить детей управлять своим дыханием; подготовить дыхание детей к пению. Задачи: Учить детей делать выдохи и вдохи различной силы и долготы; Развивать концентрацию внимания детей на дыхании; Укреплять мышцы органов брюшной полости в подготовке к певческой деятельности.
Дыхательные упражнения.
Надуваем шар с тобой, Надуваем шар большой, Он красивый – просто – Ах! Ой, совсем надулся – Бах!
Описание упражнения. Надуваем шар с тобой, Руки сложены ладонь к ладони на уровне рта.
После произнесения фразы дети делают глубокий вдох через нос и резко выдыхают, ладони при этом необходимо развести в противоположные стороны примерно на 20 сантиметров.
Надуваем шар большой,
После произнесения фразы дети делают глубокий вдох через нос и резко выдыхают, ладони при этом разводим ещё шире.
Он красивый – просто – Ах!
После произнесения фразы дети делают глубокий вдох через нос и резко выдыхают, ладони при этом необходимо развести на всю ширину размаха рук.
Ой, совсем надулся – Бах!
Во время произнесения слова «Бах» ладони необходимо резко прижать друг к другу (чтобы получился хлопок).
2.Ветер-ветерок.
Чуть колышется трава И слегка шумит листва – Это лёгкий ветерок Прилетел к нам на лужок. Ветерок чуть осерчал, Кепку с головы сорвал, Травушку к земле прижал И деревья раскачал. Снова лёгкий ветерок Прилетел к нам на лужок.
Описание упражнения. Чуть колышется трава И слегка шумит листва – Дети шёпотом произносят фразу, затем делают глубокий вдох через нос и очень медленно и тихо выдыхают.
Это лёгкий ветерок Прилетел к нам на лужок.
Дети шёпотом произносят фразу, затем делают глубокий вдох через нос и очень медленно и тихо выдыхают.
Ветерок чуть осерчал, Кепку с головы сорвал,
Дети в полный голос произносят фразу, затем делают глубокий вдох через нос и с силой выдыхают.
Травушку к земле прижал И деревья раскачал.
Дети в полный голос произносят фразу, затем делают глубокий вдох через нос и с силой выдыхают.
Снова лёгкий ветерок Прилетел к нам на лужок.
Дети шёпотом произносят фразу, затем делают глубокий вдох через нос и очень медленно и тихо выдыхают.
3. Водолазы.
Водолазы в любую погоду Очень смело ныряют под воду.
Описание упражнения. После произнесения этих слов необходимо сделать глубокий вдох, сомкнуть губы, зажать пальцами нос и задержать дыхание на несколько секунд, затем резко выдохнуть со звуком «пых».
4. Ладошкам холодно и жарко.
Описание упражнения. Наши ладошки очень замёрзли, давайте их погреем. Необходимо прикрыть рот ладонями и сделать несколько резких, сильных вдохов и выдохов, при этом вдохи и выдохи делать через рот.
Ладошки очень хорошо согрелись, теперь им стало жарко, давайте на них подуем.
Ладони отодвигаем от лица на расстояние примерно 20 см, делаем глубокий вдох через нос, складываем губы трубочкой и делаем долгий выдох.
5. Листочек на ветру.
Описание упражнения. Дыхательное упражнение с предметом – это может быть осенний листочек, вырезанный из бумаги, а также цветочек, бабочка, снежинка, пушинка и всё, что угодно, на что хватит фантазии. Необходимо привязать отдельно к каждому предмету нитку. Берём листочек за нитку, располагаем его на уровне лица примерно в 10 см от губ. Выполняем медленные вдохи и долгие, бесшумные выдохи, чередуя их с резкими, короткими, сильными вдохами и выдохами.
Благодарю за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Игровой комплекс дыхательной гимнастики для дошкольников Педагогическое эссе учителя начальных классов Дыхательные упражнения на уроках лечебной физической культуры Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста
Похожие статьи:
Восточная дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения
Классный час «Как защитить себя от болезней», 3 класс
Выступление на тему:«Дыхательная гимнастика для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Метод дыхательной гимнастики открыла для себя мать Александры Николаевны – Александра Северовна Стрельникова, которая, так же как и дочь, была преподавательницей пения. Она занималась постановкой голоса, к ней старались попасть на занятия люди, работа которых была связана с пением. Первоначально Александра Северовна даже не предполагала, что ее дыхательная гимнастика сможет лечить людей.
Александра Николаевна Стрельникова в юности часто страдала от сердечных приступов; однажды ночью, когда невозможно было получить медицинскую помощь, начался один из самых тяжелых приступов. Тогда Александра Николаевна вспомнила о дыхательных упражнениях. Она стала дышать, как учила мать, превозмогая боль. К утру удушье отступило, сердечный ритм нормализовался. С той поры она стала регулярно заниматься парадоксальной гимнастикой и в преклонном возрасте не знала тех недугов, которыми страдает большинство пожилых людей: у нее не было проблем с сердцем, ее миновала болезнь века остеохондроз, у нее никогда не повышалось давление.
Дыхательная гимнастика способствует развитию речи, формирует верное произношение звуков, а также прекрасно укрепляет детский организм. Одна из главных задач: научить детей правильно дышать. Без правильного дыхания для которого характерны короткий, глубокий вдох и плавный, длительный, экономный выдох, не возможна правильная речь. При правильном выполнении упражнений, дыхательная гимнастика приятна и приносит удовольствие моим детям. Я провожу во время адаптации, или когда ребенок гиперактивный, благодаря дыхательной гимнастике, ребенок расслабляется, успокаивается.
Дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.
Перед проведением дыхательной гимнастики, все упражнения выполняю сначала сама. Дыхательные упражнения могут быстро утомлять ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка
Занятия дыхательной гимнастикой с детьми провожу по 2-3 минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Я использую дыхательную гимнастику в различных режимных моментах: на занятиях оздоровительного характера; как часть физкультурного занятия или отдельные дыхательные упражнения на физкультурном и музыкальном занятиях после нагрузки; в утренней гимнастике, в свободной деятельности. Упражнения для детей провожу в игровой форме. Дыхательную гимнастику можно проводить стоя, сидя, лежа. Чтобы заинтересовать ребенка, упражнения подбираю с веселыми названиями. Большинство пособий изготавливаю сама, стараюсь их делать яркими и привлекательными.
Ветерок Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: осенние листочки на веревочке, прикрепленной к палочке.
Ход игры:
Поговорить с детьми о времени года, предложить им превратиться в ветерок и подуть на листики. Дети дуют, воспитатель читает стихотворение:
Дует, дует ветер,
С дерева срывает.
«Варежка»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха. Оборудование: Варежка с снежинками на ниточке.
Ход игры:
Поговорить с детьми о времени года, предложить сдуть снежинки с варежки.
Я на варежку подую. Все снежинки с неё сдую.
Вертушка Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование:игрушка-вертушка. Ход игры: На улице продемонстрировать малышам, как вертится вертушка от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно.
«Разноцветные бантики»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Оборудование: красочные бантики на веревочке с петелькой для пальчика.
Ход игры: надеть ребенку на пальчик бантик, предложить подуть на него.
«Птичка»
На веревочке укрепляю бумажную птичку. Предлагаю ребенку
плавно подуть, чтобы птичка полетела.
«Дождик», «Снегопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
В зависимости от времени года
Предлагаю детям подуть на тучку с капельками или на тучку со снежинками.
«Карусель»
На обруче на цветных ленточках подвешены яркие фигурки животных. Детям предлагается покатать зверей на карусели.
Дыхательная гимнастика сдуй снежинку с варежки
Пособия для дыхательной гимнастики своими руками.
Дыхательная гимнастика — это один из неотъемлемых этапов логопедической работы, особенно с детьми имеющими дизартрическое нарушение речи.
Главные задачи дыхательных упражнений — это выработка целенаправленной воздушной струи, что считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики.
Представляю вашему вниманию пособия для формирования правильного речевого дыхания, простые в своем изготовлении, и помогающие разнообразить работу с детьми. Эти пособия пригодятся как в работе специалистам, так и родителям дома.
Ребенку необходимо подуть так, чтобы вертушка закрутилась.
Для изготовления понадобится только 4 кружочка из цветного картона или бумаги, клей и нитка.
Ребенку необходимо сдуть снежинку с варежки. Можно подуть сильно, а можно попросить, чтобы она слетела плавно.
Взрослый предлагает ребенку узнать, кто спрятался за занавеской. А для этого на нее нужно подуть.
Я использую это пособие на фронтальных занятиях, поэтому я изготовила домики на каждого ребенка. И в каждом домике разные животные. На занятии каждого ребенка можно спросить кто живет в его домике?, как он говорит?, как можно назвать его ласково? назвать семью этого животного?, где живет?, чем питается? Вообщем целесообразнее использовать это пособие на изучении лексической темы дикие или домашние животные.
Пособие для дыхательной гимнастики "Воздушный футбол".
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры: Возьмите легкий пластмассовый шарик и положите на середину стола (на линии). Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии.
Надо дуть на шарик так, чтобы он закатился в ворота другого игрока. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал в твои ворота. Побеждает тот, кто сумел задуть шарик в ворота другому игроку большее количество раз.
При выполнении упражнения нужно выполнять несколько правил:
— Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;
— Необходимо следить что бы не надувались щёки. Если это вызывает трудности допускается прижимать их ладонями;
— Выдох должен быть спокойный, не напряженный, чтобы не допустить головокружения.
Дидактическое пособие для дыхательной гимнастики "Колобок".
Цель данного пособия: формирование целенаправленной воздушной струи.
Правильное речевое дыхание — это один из важных компонентов развития речи ребенка.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.
Логопед объясняет ребенку, что колобок не послушался и убежал от бабушки с дедушкой в лес, и заблудился. И предлагает помочь колобку найти дорогу домой и вернуться к бабушке с дедушкой.
Ребенок с помощью коктейльной трубочки дует на шарик, пока он не докатится до домика.
Материалы для занятий
Цель : Познакомить педагогов с играми и упражнениями на развитие плавного длинного речевого выдоха.Вызвать желание педагогов изготовить пособия по развитию речевого дыхания в свою группу.
Задачи:
-Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами развития длинного плавного речевого выдоха, через игры и упражнения.
-Вызвать у педагогов интерес и желание использовать полученные в процессе мастер – класса навыки для развития длительного плавного выдоха.
Ход мастер – класса
Всем вам хорошо известно, что речь является одной из важнейших функций человека.
Как показывает опыт, и вы сами это замечаете, что дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе, или на остаточном выдохе. Конечно, всё это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построению плавного слитного речевого высказывания. Ведь качество речи её громкость плавность во многом зависит от речевого дыхания.
Дыхание – это основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно помогает правильно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, делать речь выразительной.
Для того чтобы ребёнок лучше говорил его необходимо научить правильно дышать.
Дышать обязательно надо через нос, привычка дышать ртом очень плохо сказывается на организме ребёнка.
Успехов можно добиться, регулярно играя, при этом помня важные правила:
Щёки не надувать.
Плечи не поднимать.
Глубокий шумный, короткий вдох носом, пауза и плавный экономный выдох через рот (бесшумный).
Губы вытягивать вперёд трубочкой.
Существует другой вариант – широкий язык держать губами, дуть через щель, посередине языка.
Дуть пока не закончится весь воздух. Не допускать коротких доборов воздуха.
Самое главное следить за длительностью игр, чтобы не появилось головокружение. Такие игры необходимо ограничивать во времени.
Игра:«Горячий чай»
Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).
Оборудование: Чашка с блюдцем наклеивается на картон, «пар» вырезается из голубого полиэтиленового мешочка и прикрепляется к чашке с помощью скотча.
Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует, а “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.
Игра:«1,2,3 лети!»
Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.
Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на бабочку, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.
Игра:«Прожорливые фрукты»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
В воротики, нужно задувать – вату или другие легкие предметы. Можно устраивать соревнования — кто больше попадёт (накормит фрукты). Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на ватный шарик, как ветерок.
Игра: «Сдуй снежинку»
Цель: Обучение плавному, свободному выдоху.
Для этого необходимо улыбнуться положить широкий передний край на нижнюю губу, на кончик языка положить кусочек бумаги и как бы шлёпнуть верхней губой по языку произнося длинный звук «Ф» сдуть бумажку с языка.
Игра: «Дождик льет»
Цель:Развитие целенаправленного плавного слабого и сильного выдоха.
Тучку с дождинками поставить на уровне губ. По команде «дождик»-слабый плавный выдох.По команде «Ливень» — сильный плавный выдох.
Как только у ребёнка появляется плавная воздушная струя можно выполнять упражнения с участием голоса.
Эти упражнения помогут удлинить выдох через рот с одновременным произношением гласных звуков, а затем согласных звуков.
Вы молодцы, хорошо справились с заданиями. Скажите пожалуйста, изменилось ли у вас мнение о понимании проблемы, улучшились ли знания умения и навыки?
Что для вас сегодня было новым?
Что было интересным?
Удачи вам на трудном пути формирования и развития речи детей.
Благодарю за внимание!
ФОТОМАТЕРИАЛ ПРИКРЕПЛЕН В АЛЬБОМЕ «Презентация игр и упражнений на развитие дыхания»
Игровая дыхательная гимнастика
Правильное дыхание играет важную роль в развитии речи. Дыхательная система является энергетической базой для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Рекомендованная игровая дыхательная гимнастика поможет детям достичь плавного выдоха и быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
Рекомендации по выполнению дыхательных упражнений
Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения ребенка.
Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений у ребенка не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
- Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать.
- Выдох должен быть длительным, плавным.
- Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями).
- Упражнения можно выполнять как положении сидя, так и стоя.
- Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
- Через несколько занятий усложните упражнения: во время выдоха пусть язык лежит на нижней губе.
Дыхательная гимнастика с использованием игровых приёмов
Футбол
Постройте для этой игры ворота (их можно соорудить самим из любого конструктора или другого материала, а можно купить набор для игры в футбол, например в этом магазине http://www.igrocity.ru/gift.php?kod_groop=logoped&kod=166842).
Также для игры понадобится легкий пластмассовый шарик, например для пинг-понга. Предложите ребенку сыграть в футбол. Ребенок сидит за столом. Взрослый кладет перед ним на стол шарик. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Покажите ребенку, как можно с силой подуть на шарик, чтобы он попал в ворота, затем предложите ребенку подуть на шарик самостоятельно: — Подуй на шарик, попади в ворота. Забей гол!
Бульки
Подготовьте для игры стакан с водой (наполнен наполовину) и коктейльные трубочки — разного диаметра. Взрослый опускает в стакан с водой трубочку и дует в нее — пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем взрослый дает трубочку ребенку и предлагает подуть:
— Давай сделаем веселые бульки! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо — получаются маленькие бульки. А если подуть сильно, то получается целая буря! Давай устроим бурю!
По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале занятий диаметр трубочки должен составлять 5–6 мм, в дальнейшем можно использовать более узкие трубочки.
Расти пена!
Для игры подготовьте стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра, жидкость для мытья посуды.
Взрослый добавляет в воду немного жидкости для мытья посуды, затем берет коктейльную трубочку и дует в воду — с громким бульканьем на глазах у ребенка вырастет облако переливающихся пузырей:
— Сейчас я устрою фокус-покус! Беру жидкость для посуды и капаю в воду… Теперь помешаю. Беру трубочку и дую. Смотри, что получилось! Это пена из маленьких и больших пузырьков! Теперь ты попробуй подуть.
Затем взрослый предлагает подуть ребенку. Когда пены станет много, можно подуть на нее.
Задуй свечу!
Для этой игры нужна свеча с устойчивым основанием или установленная на надежном подсвечнике. Перед началом игры объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует, свечу нельзя трогать и тем более опрокидывать, внимательно следите за выполнением этих правил в течение всей игры.
Вначале ставьте свечу на столе на расстоянии около 30 см от ребенка, сидящего за столом (постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40–50 см). Чтобы было интереснее, свечу можно зажечь в полутемной комнате. Предложите малышу сначала полюбоваться на пламя, а затем задуть свечу.
Дудочка
Для игры понадобится дудочка. Дайте малышу дудочку и предложите поиграть на ней (Лучше если вы продемонстрируете, как это делать):