Uspoloassn.su

Модные новинки
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тест творческого мышления п. Торренса

Тест творческого мышления п. Торренса

Данный тест впервые предложен американским психологом П. Торренсом в 1962 г. Тест предназначен для диагностики креативности начиная с дошкольного возраста (5-6 лет). Усложненные варианты могут быть использованы и в других возрастных группах (до 17-20 лет). Главная задача, которую ставил перед собой П. Торренс, — получить модель твор­ческих процессов, отражающую их природную сложность.

В основе этого метода лежит способность к дивергентному мышлению (Д. Гилфорд), к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их.

Двенадцать тестов творческой продуктивности Торренса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Первая обозначается как вербальное творческое мышление, вторая — образное творческое мышление, третья — словесно-звуковое творче­ское мышление.

Тест творческого мышления П. Торренса предполагает возможность различных ва­риантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптиро­ванных модификаций данного теста (А. М. Матюшкин, Н. В. Шумакова, Е. И. Шелбанова, Н. П. Щербо, В. Н. Козленко, Е. Е. Туник, А. Э. Симановский, Т. А. Барышева). Ниже приводится «классический вариант» теста П. Торренса.

Подготовка к тестированию

Перед предъявлением теста необходимо учитывать следующие аспекты работы.

Тесты не допускают никаких изменений и дополнений. Даже небольшие «импро­визации» требуют повторной стандартизации и валидизации теста. Не следует также увеличивать время выполнения теста, так как нормативные дан­ные, представленные в руководстве, соответствуют указанному лимиту времени.

Во время тестирования необходимо создать благоприятную эмоциональную атмо­сферу. Употребления слов «тест», «проверка», «экзамен» необходимо избегать, так как тревожная, напряженная обстановка блокирует свободу творческих проявлений. Тестирование проходит в форме увлекательной игры, интересных заданий, в обста­новке поощрения воображения, любознательности детей, стимулирования поиска альтернативных ответов.

Оптимальный размер группы — 15-35 испытуемых. Для младших детей размер групп следует уменьшить до 10-15 человек, а для дошкольников предпочтитель­ но индивидуальное тестирование.

Бремя выполнения фигурной формы теста — 30 минут, Учитывая подготовку, чтение инструкций, возможные вопросы, необходимо для тестирования отвести 45 минут.

Если инструкция вызовет вопросы детей, ответить на них повторением инструкции более понятными для них словами.

Необходимо избегать примеров и иллюстраций возможных ответов-образцов. Это при­водит к уменьшению оригинальности и в некоторых случаях — количества ответов.

Вербальное творческое мышление (методика П.Торренса)

Вербальный буклет «А»

Инструкция. Предлагаю вам выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения, чтобы придумать новые идеи и скомбинировать их различным образом. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное, чего никто больше не сможет придумать. Постарайтесь затем дополнить вашу идею так, чтобы полу­чился интересный рассказ-картинка.

Время выполнения каждого задания ограничено, поэтому старайтесь хорошо его ис­пользовать. Работайте быстро, но не торопитесь. Старайтесь обдумывать идеи. Если вы успеете полностью выполнить задание до команды об истечении времени — сидите тихо и ждите, пока не будет дано разрешение всем приступить к следующему заданию. Если вы не успеваете выполнить задание в отведенный период времени, переходите к выполнению следующего по общей команде. Если у вас возникнут вопросы, молча поднимите руку, и я подойду к вам и дам необходимые разъяснения.

Первые три задания будут связаны с рисунком, который вы видите (рис. 1). Эти зада­ния позволяют узнать, умеете ли вы задавать вопросы и строить догадки о некоторых со­бытиях, их причинах и последствиях.

Посмотрите на картинку и подумайте: что произошло? Что можно с уверенностью ска­зать, глядя на эту картинку? Что нужно еще узнать, чтобы понять, что случилось, почему случилось и чем это может закончиться?

Задание 1. Задай вопросы

Инструкция. Напиши все вопросы, которые можешь придумать по этой картинке (к это­му и последующим заданиям прилагается чистый лист бумаги, на котором в столбик про­ставлены номера вопросов от 1 до 23). Задай все вопросы, которые необходимы для того, чтобы понять, что случилось. Не задавай таких вопросов, на которые можно ответить, взгля­нув на картинку. Рассматривай картинку сколько захочешь.

Читайте так же:
Крест с терновым венцом

Задание 2. Отгадай причины

Инструкция. Постарайся найти и записать как можно больше причин события, изоб­раженного на рисунке. Можно исходить из тех событий, которые могли бы случиться до момента, изображенного на картинке, или спустя много времени после него. Не бойся стро­ить догадки.

Задание 3. Отгадай последствия

Инструкция. Укажи как можно больше возможных результатов события, изображен­ного на рисунке. Напиши о том, что может случиться сразу после события, или о том, что может случиться в далеком будущем.

Задание 4. Результаты усовершенствования

Инструкция. Ты видишь набросок (эскиз) мягкой игрушки — слона (рис. 2). Приду­май, как можно изменить этого игрушечного слона, чтобы детям было веселее и забавнее с ним играть. Напиши самые интересные и необычные способы его изменения.

Задание 5. Необычные способы употребления (картонные коробки)

Инструкция. Большинство людей выбрасывают пустые картонные коробки, но эти коробки могут иметь тысячи интересных и необычных способов употребления. Придумай как можно больше таких интересных и необычных способов употребления. Не ограничи­вай себя только такими способами употребления, какие ты видел или о каких слышал.

Задание 6. Необычные вопросы

Инструкция. В этом задании требуется придумать как можно больше вопросов о кар­тонных коробках. Эти вопросы должны подразумевать самые разнообразные ответы и привлекать интерес к другим коробкам. Постарайся придумать самые необычные вопро­сы о таких свойствах картонных коробок, которые обычно не приходят в голову.

Задание 7. Давайте представим

Инструкция. Вообрази себе такую невероятную ситуацию: к облакам прикреплены веревки, которые свисают до земли (рис. 3). Что случилось? Подумай, к каким возмож­ным событиям это приведет, какие могут быть последствия? Выскажи как можно больше догадок и предположений. Запиши свои мысли и догадки.

Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления

Творческая одаренность – ключевая способность современного человека. Как выяснить степень или сферу одаренности? Как направить развитие ребенка в ту сторону, которая соответствует именно его способностям?

Эта книга посвящена диагностике креативности. В ней приведены адаптированные варианты тестов и тестовых методик по выявлению творческой одаренности как детей, так и взрослых. Книга предназначена для специалистов психологов, педагогов, менеджеров по персоналу, социальных работников, преподавателей и студентов, а также тех, кто хочет выявить особенности творческого потенциала у себя и своих детей.

  • Возрастное ограничение: 0+
  • Дата выхода на ЛитРес: 23 декабря 2013
  • Дата написания: 2013
  • Объем: 320 стр.
  • ISBN: 978-5-496-00557-9
  • Общий размер: 19 MB
  • Общее кол-во страниц: 320
  • Размер страницы:
  • Правообладатель: Питер

С этой книгой читают

Отзывы 3

На мой взгляд, данная книга -одна из немногих, в которой даны адаптированные методики для исследования творческих способностей учащихся. Вопрос творческих способностей, креативных качеств человека сложен и неоднозначен. Поэтому методики часто сложны для проведения и обработки. Приведенные в книге методики просты и удобны, особенно креативные тесты Вильямса.

На мой взгляд, данная книга -одна из немногих, в которой даны адаптированные методики для исследования творческих способностей учащихся. Вопрос творческих способностей, креативных качеств человека сложен и неоднозначен. Поэтому методики часто сложны для проведения и обработки. Приведенные в книге методики просты и удобны, особенно креативные тесты Вильямса.

Приведенные в книге методики просты и удобны, особенно креативные тесты Вильямса.

Спасибо автору..рекомендую всем кто хочет выявить особенности творческого потенциала у себя и своих детей.

Приведенные в книге методики просты и удобны, особенно креативные тесты Вильямса.

Спасибо автору..рекомендую всем кто хочет выявить особенности творческого потенциала у себя и своих детей.

Полезная для преподавателей и родителей, которые растят конкурентоспособных детей

Давно искала книгу, в которой доступно и расширено показаны методики измерения творческих способностей детей. По роду своих занятий при изучении студентами ряда дисциплин в вузе, прогресс надо фиксировать. Также интересно было попробовать эти тесты на своих детях – младших школьниках – в разрезе изучения ТРИЗ.

Читайте так же:
Бридж резорт промокод где взять

Как раз вовремя попалась данная книга. Радует, что автор раскрывает вопрос не однобоко, показаны разные подходы к изучению креативности, дан литературный обзор, описаны тесты, особый респект за шикарные приложения и расшифровки тестов.

Я не психолог, и поэтому особо радует доступность языка книги, отсутствие лишних теоретических сентенций, практичность и лаконичность.

Опросник креативности Джонсона, адаптированный Туник

В настоящее время для изучения уровня развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста наиболее часто применяются следующие психодиагностические методики: вербальные и образные тесты творческого мышления Торренса и батарея тестов креативности Туник. Последняя создана на базе креативных тестов Гилфорда.
Отсутствует экспресс-метод, позволяющий быстро и качественно провести психодиагностику креативности. Для достижения данной цели был адаптирован опросник креативности Джонсона.
Под креативностью мы понимаем способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.
Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.
По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов.
По Джонсону (1973), креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.
Данный опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК — это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10–20 минут.
Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.). Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста). Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 — никогда, 2 — редко, 3 — иногда, 4 — часто, 5 — постоянно.). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка — 8, максимальная оценка — 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.

  1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
  2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).
  3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).
  4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
  5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).
  6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
  7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).
  8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

В листе ответов c номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики. Возможные оценочные баллы:
1 — никогда,
2 — редко,
3 — иногда,
4 — часто,
5 — постоянно.

Диагностика креативности как психолого-педагогическая проблема

Захарова, О. Г. Диагностика креативности как психолого-педагогическая проблема / О. Г. Захарова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14221/ (дата обращения: 04.12.2021).

Проблема диагностики креативности остается едва ли не самым острым вопросом не только психологии, педагогики, но и других смежных областей научного знания.

Читайте так же:
Воротник типа апаш это

Ученые признают, что творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и их сложно отражать в тестах, определяющих IQ. Сегодня, в современном мире пристальный интерес исследователей сместился от такого типа людей как ученый, осмотрительный, точный и критически мыслящий, к такому типу личности как изобретательный, нестандартный, оригинальный и остроумный, а способность к творчеству, долгое время считавшаяся необходимой в основном для создания произведений искусства, все больше и больше признается основой не только научных, но и любых достижений [7].

Существует множество концепций и подходов к проблеме изучения креативности: психометрический подход, социально-личностный подход, альтернативный подход, в которых ученые рассматривали различные методы диагностики для определения уровня творческого развития личности [5; с. 203].

Так, например, представители психометрического подхода Дж. Гилфорд, Э. П. Торренс и др. предлагали измерять креативные способности с помощью тестов на дивергентное мышление. Первоначально Дж. Гилфорд обратил внимание на важность исследования креативности в дополнение к интеллекту. Ученый разработал модель «структуру интеллекта», в которой представил креативность как познавательную способность. Ключевым моментом данной модели было введение различий между двумя видами мышления: дивергентного и конвергентного. При этом способность к конвергентному мышлению стала отождествляться с тестовым интеллектом и измеряться с помощью тестов IQ, а способность к дивергентному мышлению с креативностью. Согласно такому подходу, диагностика основных параметров дивергентного мышления рассматривалась ученым как способ диагностики креативности [5].

Дж. Гилфорд разработал тесты, состоящие из 14 субтестов, в которые вошли 10 тестов на вербальную креативность и 4 — на невербальную. Под эти тесты ученый определил показатели, по которым и диагностировалась креативность. К ним ученый отнес:

– способность к обнаружению и постановке проблемы;

– способность к генерированию большого числа идей;

– способность продуцировать разнообразные идеи;

– способность отвечать на раздражители нестандартно;

– способность усовершенствовать объект, добавляя детали;

– способность решать проблемы;

– способность к анализу и синтезу [5].

Э. П. Торренс продолжил исследования Дж. Гилфорда в подходах диагностики креативности. Он рассматривал креативность как «способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии».. [7; с.152]. В понимании ученого процесс проявления креативности должен пройти несколько этапов:

– возникновение и формулировка гипотез;

– проверка, выдвинутых гипотез;

Следовательно, идеальный тест на креативность должен отражать протекание всех указанных этапов. Однако при создании методики Э. П. Торренс ограничился оценкой креативности по продуктам деятельности [7]. В свои тесты ученый включил задания в вербальной сфере, изобразительной сфере и словесно-звуковой. Эти задания основывались на порождении дивергентных решений и открывали много возможностей. Они позволяли оценивать количественные (беглость, гибкость) и качественные (оригинальность) стороны творческого мышления. Уникальность разработанных тестов Э. П. Торренса заключалась в том, что они могли уже использоваться в более широком диапазоне в отличие от тестов Дж. Гилфорда. Специальное внимание уделялось тому, чтобы сделать их интересными и привлекательными для детей всех возрастов.

Тесты Дж. Гилфорда и Э. П. Торренса получили широкое распространение в мире, и, в частности, в России.

В России тесты Э. П. Торренса часто используются для определения уровня креативности в адаптированной версии Е.А Авериной и Е. И. Щеблановой. Они в своих тестах предложили следующие критерии креативности:

– продуктивность (способность к продуцированию максимально большого числа идей.);

– оригинальность мышления (способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных);

– гибкость мышления (способность переходить от явлений одного класса к явлениям другого класса, часто очень далеким по содержанию. Креативный человек должен уметь гибко менять и стратегию, и тактику поиска);

– разработанность (способность разрабатывать выдвинутые и избранные идеи) [5; с.206].

Представленные для измерения креативности когнитивные тесты часто критиковались, потому что они измеряли только отдельную сторону креативности, ограничивались временем, и проводились в определенных условиях.

Читайте так же:
Когда носят белые тюбетейки

Сторонники альтернативного подхода считают, что делать выводы об уровне развития творческих способностей можно лишь на основе анализа творческих проявлений в течении длительного времени (В.Воллах, К. Коган) или в свободной, нерегламентированной ситуации (Д. Б. Богоявленская).

Д. Б. Богоявленская уделяет большое внимание проблеме диагностики креативности. Доказывается невалидность тестов креативности, поскольку само понятие «креативность» отождествляется с понятием «дивергентное мышление», которое не совпадает с истинным, по мнению автора, содержанием креативности [2].

Д. Б. Богоявленская в качестве альтернативы психометрическому подходу оценки креативности приводит метод «креативное поле», в котором описывает основные принципы своего метода:

– отсутствие внешней и внутренней оценочной стимуляции;

– отсутствие потолка в исследовании объекта;

– длительность эксперимента: отсутствие ограничений во времени и многократность [1;5].

Особенность заключается в том, что все выше предложенные требования можно использовать в разном материале, в разных методиках.

Более того, при диагностики креативных способностей необходимо правильно организовать процедуру тестирования. Особое внимание данной проблеме уделил В. Н. Дружинин. Он отмечал, что все тесты креативности можно условно проранжировать в зависимости от того, насколько поведение испытуемого регламентировано ситуацией [3].

В исследованиях В. Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой были сделаны выводы о том, что креативность проявляется в ситуациях, когда поведение испытуемого не регламентируется [3]. Тесты на креативность предполагают более свободное поведение испытуемого. При этом, если человек не дает креативного ответа в свободной ситуации, то это не свидетельствует об отсутствии у него креативности. Тесты могут проводится как в индивидуальной, так и в групповом варианте. При проведении тестов необходимо помнить, что креативность проявляется только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, недостаточно благоприятная ситуация резко понижают результаты. По мнению Н. В. Хазратовой, тест представляется как методика, в которой испытуемому дается возможность выразить себя в нестандартной ситуации или деле. При этом время не должно быть органиченно, а если тестируемый долго затрудняется с ответом, то его необходимо подбадривать.

Таким образом, для того, чтобы более точно определить уровень креативных способностей, необходимо соблюдать следующие условия:

1) создать благоприятную обстановку для тестируемого;

2) минимизировать мотивацию достижения;

3) сориентировать на достижение своих скрытых способностей [6; с.73].

В течении многих лет единственной альтернативой тестологическому подходу в экспериментальном исследовании мышления был метод проблемных ситуаций. Один из представителей данного метода А. М. Матюшкин считал, что с помощью комплекса определенных условий, проблемная ситуация активизирует мыслительные процессы и стимулирует к процессу решения задачи. Однако по мнению А. И. Савенкова, в таких условиях, испытуемый может проявить только те знания и способности, в которых требует от него данная задача. Такой метод не позволяет полностью охватить факторы творческого мышления. При этом мыслительный процесс в данном случае искусственно стимулируется и ограничивается конкретными условиями задачи, создавая пределы интеллектуально-творческим проявлениям личности [5].

Представители социально-личностного подход предлагают рассматривать креативность как системное свойство личности. При изучении креативной личности выделяют следующие направления: исследование личностных черт и мотивов, исследование «я» в связи с креативностью, креативность в контексте самоактуализации. В рамках такого подхода креативность рассматривается учеными как совокупность определенных личностных, эмоциональных и мотивационных характеристик.

Так например, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс, в своих трудах предлагают общую личностную модель творчества, в которую вошли следующие характеристики творческой личности: внутренняя система ценностей и критериев; самостоятельность и непосредственность; богатство и «открытость» внутренних переживаний; актуальная потребность в обновлении окружающего мира и самосовершенствования.

По мнению А. Маслоу, наиболее полно реализовать свой потенциал личности помогают смелость, отвага, свобода, спонтанность, самопринятие и другие черты. К. Роджерс описал тенденцию к самоактуализации как обладание сильной мотивацией и наличие поддерживающей среды, предоставляющей возможность для развития [3].

Отечественные ученые (Г. Альтшуллер, И. Верткин, У. В. Кала, В. Н. Козленко, Р. Г. Эфендиева) в своих работах, посвященных индивидуальным особенностям креативных людей, наиболее часто описывают следующие характеристики творческой личности: оригинальность, инициативность, незаурядная энергичность, прямота суждений, честность, непосредственность, находчивость, независимость, лабильность, внутренняя зрелость, критичность, скептицизм, смелость, мужество, толерантность к неопределенности, склонность к иносказательности, метафоричности, подчеркивание собственного «Я», высокая самооценка, гордость.

Читайте так же:
Лайфхаки как починить джинсы

Исследование личности, способной к проявлению креативности, проводилось с помощью личностных опросников, в которых оценивались такие личностные черты как открытость, склонность к риску, индивидуализм и др.

Так, например, Гоу предложил измерять личность на креативность с помощью опросника «Список прилагательных», который включает в себя 300 прилагательных, описывающих те или иные проявления личности. Он состоит из нескольких шкал, измеряющих конкретные личностные черты. Среди них Гоу выделил шкалу личностной креативности. После того, как человек выполнит задание и описал самого себя, отмечая наиболее подходящие прилагательные из списка, подсчитывается общий балл по личностной креативности в зависимости от того, какие прилагательные он выбрал [4].

Еще одним не мало важным условием креативности является мотивация. «Многие люди обладают способностями, чтобы быть креативами, но не все являются ими. Решающей является мотивация», утверждал Ф.Бэррон [8]. Нельзя не согласится с этим утверждением, для того, чтобы человек ощущал силы и способности творить, ему необходима внутренняя и внешняя мотивация, которые повышают самооценку человека и эффективнее направляют любую деятельность. Заниженная самооценка обессиливает, а завышенная может выступать важным фактором проявления творческого потенциала и реализации скрытых возможностей человека. Поэтому необходимо повышать самоуважение, уверенность в успехе в любой деятельности. «Успешность деятельности, — как отмечает Р. М. Грановская, — зависит от представлений о своих возможностях не в меньшей степени, чем от самих способностей» [5; с.99]. Поэтому так важно при диагностике креативности, проводить дополнительно исследования внутренней и внешней мотивации в различных ситуациях. Для этого используется опросник разработанный Торренсом «Шкала творческой мотивации». В России применяются рейтинговые шкалы Дж. Рензулли в адаптированном варианте Е. Е. Туника.

Хотелось бы обратить внимание на роль окружающей среды, влияющей на проявление креативности. Ученые исследовали семейные среды, в школе и по месту работы, в которых определяли наиболее благоприятные условия для творчества. По мнению многих ученых, среда является тем фундаментом, на котором происходит развитие и формирование тех качеств, которые необходимы для адаптации к конкретным условиям, и стимулом для дальнейшего развития личности.

Таким образом, в современной психологической и педагогической науке существует множество различных методов и подходов к диагностике креативности: тесты, шкалы для оценки качеств личности, опросники на творческую деятельность, когнитивные задачи, экспертные оценки креативности. Ученые измеряли творческий потенциал на основе диагностики когнитивных, личностных, мотивационных или средовых переменных. При этом, для диагностики уровня и динамики развития креативности большинство исследователей до сих пор используют тест как самый быстрый и простой способ, в котором проявление креативности отражается в показателях беглости, гибкости, оригинальности и разработанности идеи. Согласно такому подходу выявление уровня развития креативных способностей при диагностике, помогает ученым выстраивать дальнейшую работу по развитию у человека слабые показатели креативности. Краткий анализ различных методов диагностики креативности позволил сделать вывод, что определить уровень креативных способностей только тестами на когнитивные знания недостаточно, необходимо проводить параллельно дополнительные исследования личностных черт человека, его мотивацию и среду, в которой он пребывает. Только тогда диагностика будет достаточно точной.

Креативность — это область исследований, которая до сих пор остается самой важной и дискуссионной. Креативность составляет центральное звено деятельности любого человека, когда он пытается решить новые проблемы или должен гибко подстраиваться к изменениям окружающей среды. Все больше и больше растет потребность в развитии творческих способностей людей чтобы с их помощью найти ответы на любые вопросы, которые ставит наша эпоха.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector