Uspoloassn.su

Модные новинки
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое зачин сказки сивка бурка

Сивка-Бурка

Эмблема МистическаяПятерка.jpg

Что означает название существа? На это вопрос нельзя ответить однозначно. Согласно одной из точек зрения «сивка-бурка, вещая каурка» означает прежде всего цвет коня. «Сивый» – белый, «бурый» — темно-рыжий, «каурый» — огненно-рыжий. А вот значение термина «вещий» объяснять уже не надо – речь идет о способности коня предвидеть будущее, в данном случае о его волшебных свойствах самого широкого диапазона… По поверьям древних славян, конь являлся потусторонним проводником в царство мертвых. Именно поэтому лошадей было принято приносить в жертву во время похоронных обрядов. Почему покойный отец подарил Ивану Сивку-Бурку? Потому что тот верой и правдой служил еще его собственному отцу и деду. После смерти он возрождался вновь, вызванный к жизни при помощи магического ритуала, и начинал служить новому хозяину. То есть это дух, охраняющий род. О том, что Сивка-Бурка — обитатель загробного мира, свидетельствует весь его облик: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». А отчего конь имеет три масти – сивую, бурую и каурую? Здесь тоже все не так просто, считают специалисты по фольклору. Скорее всего, это намек на то, что дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу три сущности – коней, принадлежащих соответственно деду, прадеду и отцу Ивана. Кстати, в одном из вариантов сказки каждый из трех братьев получает коня одной масти, но старшему и среднему брату не удается допрыгнуть на своих лошадях до окошка терема, где сидит прекрасная царевна, и им отрубают головы. И лишь Иванушка на своем кауром жеребце достает до окна и целует царевну… Еще один вариант гласит, что отец оставил сыновьям лошадей всех трех мастей, но старшие братья не явились на могилу за наследством, и все три коня достались младшему брату.

На Руси символ коня постепенно стали отождествлять с Солнцем: сивка (конь белой масти) воплощал зимнее неяркое солнце, а бурка (красный) – летнее, палящее… Кстати, древнерусские художники и иконописцы практически всегда изображали коней либо белыми, либо огненно-красными…

Согласно другой точке зрения две из указанных мастей являются явными заимствованиями из тюркского, в татарском они звучат так: каур — коричневый, бур — рыже-красный. Для слова «вещий» нет масти, даже названия соответствующего цвета в русском языке. Впрочем, возможно что это искажение названия масти — мышастая (мыша/выша — вещий), или цвета — бежий. Также можно предположить, что «вещий» восходит не к названию масти или цвета, а к тюркскому слову «еш» — 1. идти, ехать иноходью; 2. бить ногой о землю (о лошади), разгребать/разбрасывать землю (о коне); 3. скакать (ЭСТЯ1). То есть «ещая каурка» — это что-то типа резвая каурка. Кстати, далее по тексту обращения в сказке: «Стань передо мной, как лист перед травой!». То есть резвая, стань послушной передо мной. Со значением слова «вещая», то есть «говорящая» или «предсказывающая будущее», дальнейший текст обращения не является связанным общим смыслом. Для сказки, как для любого художественного произведения характерна игра с противоположностями, на контрастах. То есть прыгни сначала в чан с горячей водой, потом с холодной водой. Эта игра может сохраняться и в отдельном предложении, поэтому обращение может быть: «Конь с сивой мастью, с бурой мастью, конь резвый и дикий (каурая масть — «дикая»), встань передо мной покорно, как лист перед травой».

Таким образом, сказка «Сивка-бурка» содержит сведения о тюркско-славянском взаимодействии в средневековье, либо в более ранние времена.

Внешний вид

Сивка-бурка, вещая каурка – каноничный персонаж-помощник в русских народных волшебных сказках; родовой конь, волшебная сила которого основывается на том, что он обитатель царства мертвых. Он и появляется, как и положено существу из потустороннего мира — в дыму и пламени: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». А, возможно, такое появление коня связано с тем, что он воплощает собой образ грозовой тучи: тёмный цвет, серебристый отблеск схож с мерцанием молнии, способность летать по небу, грохот при появлении. Нам остаётся только догадываться по косвенным «уликам», найденных в источниках, как воспринимали наши предки окружающую их природу в те далёкие времена и кого с чем ассоциировали.

Какого окраса Сивка-бурка вещий каурка? Сивка, то есть сивый, белый. Бурка — бурый, темно-рыжий. Каурка — каурый, светло-каштановый. Сразу три окраса, словно у Ивана не одна, а три лошади.

Читайте так же:
Что можно сделать из старых меховых воротников

Встречается и такое описание Сивки-Бурки — » одна шерстинка серебряная, другая золотая «.

Происхождение

Конь у древних славян был божественным, появившимся из чрева убитого Перуном Змея Горыныча. Изначально он был связан с Навью — потусторонним царством, которое существовало рядом с Явью – царством людей.Позже Конь стал олицетворением силы Солнца. И как Солнечное Животное, Конь имел две личины: Сивка (т.е. сивый — седой, белый), который появляется в Небе зимой, и Бурка (красный), воплощающий летнее Солнце. Именно такой Конь и достался Ивану. Таким образом, Сивка-Бурка — родовой конь, обитатель царства мертвых, которого младший сын Иван получает в подарок от своего отца.

Место обитания

Обитатель загробного мира.

Родственники

Конёк-Горбунок — волшебный конь в одноименной сказке П.Ершова.

Особенности характера и привычки

Преданный, исполнительный, умный, сильный, благородный, волшебный, свободолюбивый конь.

Интересы

Конь, дающий советы своему хозяину и обладающий чудесным свойством изменять внешний вид и одежду хозяина, а также переносить его по воздуху в нужное место. Получается, что интересом Сивки-Бурки было беззаветное служение своему хозяину.

Друзья

Иван — хозяин Сивки-Бурки.

Враги

Характерные фразы, цитаты

«Конь бежит — земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом, из заду головешки валятся..»

«Встань(стань) передо мной, как лист перед травой. «

«Сивка-Бурка, вещий каурка. «

«Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не смог сбросить. «

Читательский дневник «Сивка-бурка»

сивка бурка читательский дневник

Читательский Дневник

«Сивка-бурка» читательский дневник русской народной сказки и краткое содержание поможет подготовить анализ, дать ответы на такие вопросы: кто автор и главные герои, чему учит произведение. Информация поможет написать отзыв о сказке и подготовить план пересказа.

Читательский дневник «Сивка-бурка» 3 класс

Автор — русская народная сказка

Сколько страниц — 24

Год написания — середина XVIII века

Жанр — народная волшебная сказка

Главная мысль сказки «Сивка-бурка»

Для того чтобы добиться успеха в любом деле, нужно как следует потрудиться.

«Сивка-бурка» главные герои и их характеристика
  • Иван дурак — этот герой был далеко не глупым. Он сообразительный, умный и настойчивый.
  • Братья Ивана — считали себя умнее. Они были слишком высокого о себе мнения
  • Царь — отец царевны
  • Царевна — добрая и красивая девушка. Она умная и справедливая.
  • Сивка-бурка — волшебный конь, верный друг Ивана.
План сказки «Сивка-бурка»
  1. Старик и трое сыновей.
  2. Вор на пшеничном поле.
  3. Поручение отца.
  4. Иванушка ловит Сивку-бурку.
  5. Договор с Сивкой-буркой.
  6. Указ царя.
  7. Сборы к царевне и насмешки братьев.
  8. Царевна в тереме.
  9. Две попытки Ивана.
  10. Помощь Сивки-бурки
  11. Перстень и поцелуй
  12. Царский пир.
  13. Царевна и Иван.
Чему учит сказка «Сивка-бурка»?

Сказка учит не судить человека по его внешнему виду, который зачастую бывает обманчивым. Учит трудолюбию и тому что нужно честно выполнять свои обязанности, не спать на рабочем месте. Учит ценить друзей, помогать им и поддерживать в трудную минуту. Учит быть честным и скромным, не хвастаться достижениями.

Отзыв о сказке «Сивка-бурка»

Эта поучительная сказка мне понравилась, ее главного героя Ивана несправедливо считали дураком, хотя он был добрее, умнее и хитрее своих братьев. Благодаря своей отвественности, доброте, скромности он смог поймать коня и стать ему другом, а потом еще и женился на царевне.

Пословицы к сказке «Сивка-бурка»
  • Наше счастье в наших руках.
  • Добившись удач, об этом не судачь.
  • Не по виду суди, а по делам гляди.
  • Не тот молодец, у кого бравый вид, а тот молодец, кто победу творит.

«Сивка-бурка» краткое содержание для читательского дневника

сивка бурка главная мысль

  1. Некто топчет пшеницу и старик-отец посылает сыновей сторожить поле, чтобы поймать вредителя.
  2. Старшие сыновья спят на сеновале, а Иванушка ловит коня Сивку-бурку, который становится его другом и помощником.
  3. Царь надумал выдать замуж свою дочь и придумал тяжелое испытание, надо было допрыгнуть до высокого терема и поцеловать царевну.
  4. Только Ивану на Сивке-Бурке удалось допрыгнуть до царевны, и она поставила ему на лоб печать своим перстнем. Иван ускакал и был таков, домой на печку вернулся.
  5. По перстню царевна находит на пиру Ивана и выходит за него замуж.

Краткий пересказ

Повадился у крестьянина кто-то по ночам топтать пшеницу, и отправил он сыновей по очереди сторожить поле. Старший и средний всю ночь проспали на сеновале и сказали наутро, что не было вора.

А младший, Иванушка, на третью ночь не спал и увидел чудо-коня, который топчет поле.

Поймал Иван коня, а тот попросил его отпустить на волю, пообещав больше не портить пшеницу и помогать Ивану при случае. Иванушка поверил и отпустил Сивку-Бурку.

Читайте так же:
Айон дознание юна где одевать тунику балауров

сивка бурка краткое содержание

В это время царь объявляет, что ищет жениха для дочери. И ее мужем может стать любой, кто допрыгнет до царевны, которая находилась в высоком тереме, и снимет перстень с ее руки. Претендентов было много, но никто не смог допрыгнуть до царевны.

Ивана братья даже не взяли с собой на соревнование. А он позвал на помощь Сивку-Бурку и поскакал к терему.

С первого раза на три бревна не допрыгнул, со второго — на два, а с третьего раза допрыгнул до царевны, и перстень снял с пальца царевны. Да перевязал перстень тряпицей, чтоб не видел никто.

Тем временем царь, чтобы найти героя, снявшего кольцо с руки его дочери, велел всем жителям царства явиться на пир. А на пиру царевна обратила внимание на руку Иванушки, замотанную в тряпку и попросила развязать тряпицу. Тут-то все и увидели, что это он у царевны кольцо снял. А когда царские слуги Иванушку переодели, то он стал настоящим молодцем-красавцем. Сыграли они свадьбу и стал Иванушка Иваном-царевичем.

«Сивка-бурка» вопросы к сказке

Это народная волшебно-бытовая сказка.

Сказка «Сивка Бурка» считается русской народной сказкой.
Сказка «Сивка-Бурка» относится к волшебным сказкам — в ней присутствуют и волшебные превращения, и волшебные существа, и волшебные предметы.
Но также тут героями выступают люди со своими проблемами, характерами поэтому эту сказку нужно отнести и к бытовым.

Сказка Сивка-бурка

Сказка Сивка-бурка читать полностью с картинками онлайн или скачать бесплатно в форматах pdf или docx. Русская народная сказка.

Сказка Сивка-бурка читать полностью:

Было у старика трое сыновей: двое умных, а третий Иванушка-дурачок; день и ночь дурачок на печи валяется.

Посеял старик пшеницу, и выросла пшеница богатая, да повадился ту пшеницу кто-то по ночам толочь и травить. Вот старик и говорит детям:

— Милые мои дети, стерегите пшеницу каждую ночь поочередно, поймайте мне вора.

Приходит первая ночь. Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра. Приходит утром домой и говорит: всю ночь-де не спал, иззяб, а вора не видал.

На вторую ночь пошел средний сын и также всю ночку проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черед дураку идти. Взял он аркан и пошел. Пришел на межу и сел на камень: сидит — не спит, вора дожидается.

В самую полночь прискакал в пшеницу разношерстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. И стал тот конь пшеницу есть: не столько ест, сколько топчет.

Sivka burka 01

Подкрался дурак на четвереньках к коню и разом накинул ему на шею аркан. Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было. Дурак уперся, аркан шею давит. И стал тут конь дурака молить:

— Отпусти ты меня, Иванушка, а я тебе великую сослужу службу!

— Хорошо,— отвечает Иванушка-дурачок. — Да как я тебя потом найду?

— Выйди за околицу, — говорит конь, — свистни три раза и крикни: «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» — я тут и буду.

Отпустил коня Иванушка-дурачок и взял с него слово — пшеницы больше не есть и не топтать.

Пришел Иванушка домой.

— Ну что, дурак, видел? — спрашивают братья.

— Поймал я, — говорит Иванушка, — разношерстного коня. Пообещался он больше не ходить в пшеницу — вот я его и отпустил.

Посмеялись вволю братья над дураком, но только уж с этой ночи никто пшеницы не трогал.

Скоро после этого стали по деревням и городам бирючи (глашатай) от царя ходить, клич кликать: собирайтесь-де, бояре и дворяне, купцы и мещане и простые крестьяне, все к царю на праздник, на три дня; берите с собой лучших коней; и кто на своем коне до царевнина терема доскочит и с царевниной руки перстень снимет, за того царь царевну замуж отдаст.

Стали собираться на праздник и Иванушкины братья: не то чтобы уж самим скакать, а хоть на других посмотреть. Просится и Иванушка с ними.

— Куда тебе, дурак! — говорят братья. — Людей, что ли, хочешь пугать? Сиди себе на печи да золу пересыпай.

Читайте так же:
Толстовка off white seeing things

Уехали братья, а Иванушка-дурачок взял лукошко и пошел грибы брать. Вышел Иванушка в поле, лукошко бросил, свистнул три раза и крикнул:

— Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

Конь бежит — земля дрожит, из ушей пламя, из нозрей дым столбом валит. Прибежал — и стал конь перед Иванушкой как вкопанный.

— Ну, — говорит,— влезай мне, Иванушка, в правое ухо, а в левое вылезай.

Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать.

Sivka burka 03

Сел тогда Иванушка на коня и поскакал на праздник к царю. Прискакал на площадь перед дворцом, видит — народу видимо-невидимо; а в высоком терему, у окна, царевна сидит: на руке перстень — цены нет, собой красавица из красавиц. Никто до нее скакать и не думает: никому нет охоты наверняка шею ломать.

Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул — только на три венца до царевнина окна не допрыгнул.

Удивился народ, а Иванушка повернул коня и поскакал назад. Братья его не скоро посторонились, так он их шелковой плеткой хлестнул. Кричит народ: «Держи, держи его!» — а Иванушкин уж и след простыл.

Выехал Иван из города, слез с коня, влез к нему в левое ухо, в правое вылез и стал опять прежним Иванушкой-дурачком. Отпустил Иванушка коня, набрал лукошко грибов и принес домой.

Пришли братья домой и рассказывают отцу, как они в городе были и что видели, а Иванушка лежит на печи да посмеивается.

На другой день старшие братья опять на праздник поехали, а Иванушка взял лукошко и пошел за грибами. Вышел в поле, свистнул, гаркнул:

— Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

Прибежал конь и встал перед Иванушкой как вкопанный.

Перерядился опять Иван и поскакал на площадь. Видит — на площади народу еще больше прежнего; все на царевну любуются, а прыгать никто не думает: кому охота шею ломать! Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бедрам, осерчал конь, прыгнул — и только на два венца до царевнина окна не достал. Поворотил Иванушка коня, хлестнул братьев, чтоб посторонились, и ускакал.

Приходят братья домой, а Иванушка уже на печи лежит, слушает, что братья рассказывают, и посмеивается.

На третий день братья опять поехали на праздник, прискакал и Иванушка. Стегнул он своего коня плеткой. Осерчал конь пуще прежнего: прыгнул — и достал до окна.

Sivka burka 02

Иванушка поцеловал царевну и ускакал, не позабывши братьев плеткой огреть. Тут уж и царь и царевна стали кричать: «Держи, держи его!» — а Иванушкин и след простыл.

Пришел Иванушка домой — одна рука тряпкой обмотана.

Пришли братья, стали рассказывать, что и как было. А Иванушке на печи захотелось на перстенек посмотреть: как приподнял он тряпку, избу всю так и осияло.

— Перестань, дурак, с огнем баловать! — крикнули на него братья. — Еще избу сожжешь. Пора тебя, дурака, совсем из дому прогнать!

Дня через три идет от царя клич, чтобы весь народ, сколько ни есть в его царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться, а кто царским пиром побрезгует — тому голову с плеч.

Нечего тут делать, пошел на пир сам старик со всей семьей.

Пришли, за столы дубовые посадилися; пьют и едят, речи гуторят.

В конце пира стала царевна медом из своих рук гостей обносить. Обошла всех, подходит к Иванушке последнему; а на дураке-то платьишко худое, весь в саже, волосы дыбом, одна рука грязной тряпкой завязана. просто страсть.

— Зачем это у тебя, молодец, рука обвязана? — спрашивает царевна. — Развяжи-ка.

Развязал Иванушка руку, а на пальце царевнин перстень — так всех и осиял.

Взяла тогда царевна дурака за руку, подвела к отцу и говорит:

— Вот, батюшка, мой суженый.

Обмыли слуги Иванушку, причесали, одели в царское платье, и стал он таким молодцом, что отец и братья глядят — и глазам своим не верят.

Сивка-бурка — русская народная сказка

Жил-был некогда старик,
Крепок, ростом невелик,
Поле вспашет и засеет,
Каждый колосок лелеет.
Без жены остался он —
Жизнь прошла, как пёстрый сон.
Трое взрослых сыновей:
Горе – младший дуралей.

Читайте так же:
Дорама под венец без свиданий с русскими субтитрами

Вот старик засеял поле.
Солнце, дождичек на воле,
В срок пшеница поднялась
И ядрёна налилась.
Добрый хлеб, но вот беда:
Кто-то топчет те хлеба,
Мнёт колосья и ломает.
Пахарь думает, смекает,
Сыновей к себе зовёт
И такой наказ даёт:
Поле ночью сторожить,
Вора тотчас изловить!

Ночь настала. Старший сын
Поле сторожит один.
Захотелось ему спать.
Сеновал чем не кровать?
Запах трав, покой, прохлада.
Что ещё для сна-то надо.
Поутру едва проснулся,
Сразу же домой вернулся:
-Ночь не спал, стерёг посев,
Вор явиться не посмел.

Средний сын идёт в дозор.
Только что ж тут за позор,
Если тянет к сеновалу?
Крепко спит, и горя мало.
Утром держит свой отчёт:
Что ж, на поле недочёт.
Но откуда? Ночь не спал,
Только вора не видал.

Старичок в большой кручине,
И на это есть причина:
Поверни хоть так, хоть сяк –
Младший Ваня-то дурак.
Ну какой же с него спрос?
Но дурак не так-то прост.
Взял верёвку и пирог
Да по звёздам за порог.

Сел, не спит, пирог жуёт,
Терпеливо вора ждёт.
В полночь видит: конь бежит,
А вокруг земля дрожит,
Пламя пышет из ноздрей,
Дым столбами из ушей.
Чудо –конь, и шерсть на нём
Отливает серебром,

А в лучах луны сверкая,
Шерсть горит, как золотая.
Ест пшеницу конь и мнёт,
Даже глазом не ведёт.
Но Иван к коню крадётся…
Миг, другой — и удаётся
Зануздать его верёвкой,
А потом легко и ловко

Оседлать, держась за гриву.
Конь копытом бьёт ретиво,
Рвётся сбросить седока.
Только хватка дурака
Держит верх. Взмолился конь:
-Ты меня, Иван, не тронь!
Отпусти гулять на волю –
Впредь не трону ваше поле.

Сослужу тебе я службу.
-Намекаешь мне на дружбу?
Где ж потом тебя искать?
-Как решишь меня позвать,
Выйди в поле от людей,
Трижды свистни посильней,
Богатырским криком крикни,
Так чтоб травы все поникли:

-Сивка-бурка, вещая каурка,
Стань передо мной,
Как лист перед травой! –
Тут явлюсь перед тобой,
Выполню наказ любой.

Отпустил коня дурак,
Объясняет дома так:
-Вора ночью изловил,
С уговором отпустил:
Обещал гулять на воле,
Не топтать пшеницу в поле.

Чудо-конь, и шерсть на нём
Отливает серебром,
А в лучах луны сверкая,
Шерсть горит, как золотая.
Посмеялись братья вволю,
Но с тех пор спокойно в поле.

Вскоре царский шлют указ,
Диво дивное для нас:
Ко дворцу зовут гостей,
Разных званий и кровей.
Ждут бояр, купцов, дворян,
На турнир зовут крестьян.
Замуж дочку выдают,
Что Еленою зовут.

В тереме дворца высоко,
У окна, зеленоока,
С пышной русою косой
Сидит девица. Любой,
Кто с конём к дворцу явился
И с отвагой обручился,
Может счастье попытать:
Перстень у царевны снять.

Вот в указанный денёк
Братья тоже за порог,
Не за тем, чтоб состязаться,
А в толпе лишь потолкаться.
Младший просит взять с собой,
Но в ответ отказ простой:
-О женитьбе не мечтай,
Нашим жёнам помогай!

Взял Иванушка лукошко,
Выждал у крыльца немножко:
По грибы, мол, во лесок.
Вышел в поле – путь далёк.
Трижды свистнул – ветры стихли,
Крикнул – травушки поникли:

-Сивка-бурка, вещая каурка,
Стань передо мной,
Как лист перед травой!

Видит Ваня: конь бежит,
А вокруг земля дрожит,
Пламя пышет из ноздрей,
Дым столбами из ушей…
Конь как вкопанный стоит.
Тут дурак и говорит:
-Мне б Прекрасную Елену
Посмотреть.- Конь на колено

Опустился: «Так и быть,
Помогу её добыть.
В право ухо полезай,
Из левого вылезай.»
Всё исполнено Иваном —
Стал он молодцем румяным,
Что ни вздумать, ни взгадать,
Только в сказке описать.

Поскакал путём-дорогой:
Пеший, конный, чинно, строго…
Старших братьев обогнал,
Только пылью их обдал.
Вот и площадь у дворца,
Ждут все батюшку-отца.
Собралась тут тьма гостей
Разных званий и кровей.
Здесь бояре и дворяне,
Знатные купцы, крестьяне.

В тереме дворца высоко,
У окна, зеленоока,
С пышной русою косой
Сидит девица. Бог мой!
Перстень на руке сверкает,
Но никто не поспешает
До Елены доскакать,
Боясь голову сломать.

Тут Иван коня ударил,
Прямо к терему направил,
До царевны не достал –
В чисто поле ускакал.
Удивляются вокруг:
-Кто такой? Откуда вдруг?
Но его и след простыл.
Все дивятся: смел и мил!

А Иван уж в чистом поле,
Слез с коня – вокруг раздолье.
В ухо левое он влез,
В правое спокойно вылез.
Стал Иваном-дураком
Да к лесочку босиком
За грибами поспешает,
Мухоморы собирает.

Читайте так же:
Термобелье садовод ст7 43

В дом вернулся: шум, галдеж –
Дурень, что с него возьмёшь!
Молча он залез на печь:
Хоть горшком, да только б лечь.
Братья к ночи воротились,
Всем увиденным дивились.
Тут Иван у них спросил:
-Может, это я там был?
-Где тебе, сиди на печке
Или грейся на крылечке!

Новый день родился в срок.
Только солнце на порог,
Братья в путь засобирались,
А над младшим посмеялись.
Но Ванюша взял лукошко,
Выждал у крыльца немножко:
По грибы, мол, во лесок.
Вышел в поле – путь далёк.
Трижды свистнул – ветры стихли,
Крикнул – травушки поникли:

-Сивка-бурка, вещая каурка,
Стань передо мной,
Как лист перед травой!

Видит Ваня: конь бежит,
А вокруг земля дрожит,
Пламя пышет из ноздрей,
Дым столбами из ушей…
Конь как вкопанный стоит,
Только шерсть огнём горит.
В право ухо Ваня влез,
А из левого вмиг вылез.
Вот так диво! Был Иваном –
Стал же молодцем румяным,
Что ни вздумать, ни взгадать,
Только в сказке описать.

Прискакал на площадь с ходу –
Собралась там тьма народу,
На царевну все глядят,
Состязаться не спешат.
Тут Иван коня ударил,
Прямо к терему направил.
Два бревна не доскакал —
И из виду вдруг пропал.
Изумляется народ:
-Где такой смельчак живёт?

А Иван уж в чистом поле,
Слез с коня – вокруг раздолье.
Сивку-бурку отпустил,
Сам – домой, как тут и был.
Воротились братья к ночи,
Каждый высказаться хочет.
Жён рассказом удивляют,
Те лишь охают, вздыхают.
Ваня, слушая, спросил:
-Может, это я там был?
-Сиди, дурень, и молчи –
Твоё место на печи!

Третий день. Заря чуть свет –
Братьев дома уже нет.
Ваня в поле к Сивке-бурке,
Мчится в город на каурке.
Ко дворцу едва пробился,
Лишь на миг остановился.
Плётку Ваня достаёт,
Конь ретивый землю бьёт.

Прыгнул – вот оно, окошко!
Ну, ещё чуть-чуть, немножко.
А Прекрасная Елена
Из окна самозабвенно
Наклонилась. Наш герой
Перстень держит золотой,
Деву юную целует.
А народ внизу ликует –
Только молодец пропал,
Будто вовсе не бывал.

А Иван уж в чистом поле,
Слез с коня – вокруг приволье.
Сивку-бурку отпустил,
Сам домой – как тут и был.
Руку тряпкой замотал:
-Наколол, грибы искал.
На печи лежит, вздыхает,
Никому не докучает.

Братьев жёны заждались,
За ночь чуть не извелись.
Те к рассвету воротились,
Шумно спорили, дивились.
Рассказали всё, что знали:
Царь с царевною в печали.
Ваня с печки их спросил:
-Может, это я там был?
-Экий дурень! Не смеши!
Жить тебе весь век в глуши.

Ваня тряпку размотал –
Перстень ярко засиял.
Братья пуще поучать:
Шутка ли с огнём играть!
Дурень перстень обвязал,
Братьям слова не сказал.

День прошёл, за ним второй –
В царстве тишина, покой.
Но на третий царь велит,
Чтоб всему народу быть
На пиру без опозданья.
И под страхом наказанья
Дурачка с собой берут,
Во дворец на пир везут.

За дубовыми столами
Братья чинно сели сами.
Пьют, едят, ведут беседу,
А Ивана нет и следа.
Он забился в уголок,
Чтоб никто найти не смог.
За весельем наблюдает
И тихонечко вздыхает.

А царевна средь гостей,
Потчует простых людей,
Мёд и вина наливает,
А сама всё наблюдает:
Где заветный перстенёк?
Кто из них ей муженёк?
Только перстенька не видно –
Стало девице обидно.

К печке в угол отошла,
Там Иванушку нашла.
На нём рваны лапоточки
Да заштопаны порточки.
-На руке зачем тряпица?
Ваня врёт и не боится:
-Наколол – грибы искал.
А как руку развязал,
Лик потупил безответно –
Перстенёк горит заветный,
Так сияет, так сверкает,
Во дворце всё затмевает.

Больше всех Елена рада,
Батюшке-царю отрада.
Мыли Ваню, одевали –
Даже братья не узнали:
Был Иваном-дураком,
Стал же красным молодцом,
Что ни вздумать, ни взгадать,
Только в сказке описать.

Ждать, как водится, не стали,
Свадьбу знатную сыграли.
Все, кто на пиру том был,
Сладкий мёд и пиво пил.
Тот, кто не был, но читал,
На пиру том побывал.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector